СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (10 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 10 класса  включает пояснительную записку и тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (10 класс)»

п/п

Дата



Наименование разделов и тем

Количество часов

План

Факт.


1



ИТБ. Русская литература 19 века

1




А.С.Пушкин

7+1

2



А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь поэта.

1

3



А.С.Пушкин «Погасло дневное светило», «Подражания Корану»

1

4



А.С.Пушкин «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора»

1

5



А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия»

1

6



А.С.Пушкин «Вольность», «Из Пиндемонти»

1

7



А.С.Пушкин «Медный всадник».

1

8



Образ Петра 1 в поэме «Медный всадник»

1

9



Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.С.Пушкина

1




М.Ю.Лермонтов

4

10



М.Ю.Лермонтов. Очерк жизни и творчества.

1

11



М.Ю.Лермонтов «Я не унижусь пред тобой» , «Нет я не Байрон», «Валерик»

1

12



М.Ю.Лермонтов «Завещание», «Сон», «Молитва»

1

13



М.Ю.Лермонтов «Как часто пестрою толпою окружен», «Выхожу я один на дорогу».

1




Н.В.Гоголь

2

14



Н.В.Гоголь . Жизнь и творчество .Повесть «Невский проспект»

1

15



Н.В.Гоголь . Жизнь и творчество.Образ Петербурга в повести «Невский проспект»

1




Литература второй половины 19 века


16



Обзор русской литературы второй половины 19 века

1




А.Н.Островский «Гроза»

6+1

17



А.Н.Островский. Краткий очерк жизни и творчества. Пьеса «Гроза»

1

18



Город Калинов и его обитатели

1

19



Протест Катерины против «темного царства»

1

20



Нравственная проблематика пьесы

1

21



Кульминация и развязка пьесы «Гроза»

1

22



А.Н.Островский в оценке русской критики


23



Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Островского «Гроза»





И.А.Гончаров «Обломов»

6+2

24



И.А.Гончаров «Обломов». Анализ 1 части

1

25



Исторические и социальные корни «обломовщины»

1

26



Обломов и Штольц

1

27



Обломов и Ольга

1

28



Образ Обломова. «Свет» и «тени» в характере героя

1

29



Роман «Обломов» в оценке русских критиков

1

30



Р.р. Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1

31



Р.р. Написание сочинения по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1




И.С.Тургенев «Отцы и дети»

6+2

32



И.С.Тургенев. Значение творчества. Смысл названия романа «Отцы и дети»


1

33



Базаров и Кирсановы.

Споры о вечных человеческих ценностях

1

34



Базаров и Одинцова

1

35



Базаров и его родители.

1

36



Развитие речи. Анализ глав 25-27.Зачет по роману «Отцы и дети»

1

37



Анализ эпизода. Смерть Базарова. Отношение автора к герою

1

38



Р.р. Подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1

39



Р.р. Написание сочинения по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1




Ф.И.Тютчев

5

40



Ф.И.Тютчев. Основные мотивы лирики

1

41



Ф.И.Тютчев «Силентиум», «Еще земли печален вид», «Умом Россию не понять»

1

42



Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа», «Как хорошо ты, о море ночное»

1

43



Философская лирика Ф.Тютчева .«Нам не дано предугадать», «Эти бедные селенья»

1

44



Любовная лирика Тютчева. «Я встретил вас», «Последняя любовь», «Предопределение». «О, как убийственно мы любим»

1




А.А.Фет

3+1

45



А.А.Фет. Личность и судьба поэта

1

46



А.А.Фет «Это утро ,радость эта», «Шепот, робкое дыханье»,

«Сияла ночь».

1

47



А.А.Фет «Еще весны душистой нега», «Еще майская ночь», «Заря прощается с землею»

1

48



Р. р. Анализ стихотворений

1




Н.А.Некрасов

6+1

49



ИТБ. Н.А.Некрасов «В дороге», «Рыцарь на час», «Блажен незлобливый поэт».

1

50



Н.А.Некрасов «Умру я скоро», «Пророк», «Поэт и Гражданин».

1

51



Н.А.Некрасов «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей»

1

52



Н.А.Некрасов «Элегия» , «О Муза! Я у двери гроба…»

1

53



Н А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

1

54



Система образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

55



Русская жизнь в изображении Некрасова

1




Н.С.Лесков

2

56



Н.С.Лесков «Очарованный странник»

1

57



Нравственный смысл повести «Очарованный странник»

1




М.Е.Салтыков –Щедрин

3

58



М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города»

1

59



Сатирические черты «Истории одного города». Гротеск

1

60



Образы градоначальников

1




Ф.М.Достоевский

8+1

61



Ф.М.Достоевский. Значение творчества

1

61



История создания романа «Преступление и наказание»

1

62



Смысл теории Раскольникова

1

63



Раскольников в мире бедных людей

Петербург Достоевского

1

64



Преступление Раскольникова. Трагедия отчуждения

1

65



Значение образа Сони Мармеладовой в романе

1

66



Духовное искания Раскольникова .Автор и его герой

1

67



Контрольное тестирование


68



Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1




Л.Н.Толстой «Война и мир»

19+1

69



Л.Н.Толстой. Основные этапы жизни и творчества писателя

1

70



История создания романа «Война и мир»

1

71



Анализ эпизода. Салон А.П.Шерер

1

72



Именины у Ростовых

1

73



Изображение войны 1805 – 1807г

1

74



Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему Тулону

1

75



Пьер в поисках смысла жизни

1

76



Семья Ростовых и семья Болконских

1

77



Война 1812г. Эпизод Бородинского сражения

1

78



Кутузов и Наполеон. Размышление о роли личности в истории

1

79



Патриотическая война в романе «Война и мир»

1

80



Женские образы в романе «Война и мир»

1

81



Образ князя Андрея

1

82



Образ Пьера Безухова

1

83



Проблема истинного и ложного героизма

1

84



Единство картин войны и мира

1

85



Простой народ как ведущая сила исторических событий

1

86



Художественные особенности романа

1

87



Смысл названия и поэтика романа-эпопеи

1

88



Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1




А.П.Чехов

6+1

89



А.П.Чехов. Личность и судьба писателя. «Студент», «Палата№6»

1

90



Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой»


1

91



А.П.Чехов «Человек в футляре», «Ионыч»

1

92



Промежуточная аттестация. Тестирование


93



А.П.Чехов «Вишневый сад». История создания, жанр, система образов

1

94



Символ сада в комедии «Вишневый сад»

1

95



Р.р. Подготовка к домашнему сочинение по творчеству А.П.Чехова

1





Зарубежная литература

7

96




Общая характеристика зарубежной литературы


1

97



Г.де Мопассан Жизнь и творчество. Новелла «Ожерелье»

1

98



Система образов в новелле

1

99



Г.Ибсен.Драма «Кукольный дом»

1

100



О.Бальзак «Гобсек»


1

101



Социальная и нравственная проблематика произведения


1

102



Заключительный урок

1













Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года, примерной программы среднего общего образования и программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, И.С. Збарский. В.П. Полухина, И.С. Журавлев).


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

-Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ,

-закон Курской области «Об образовании» в Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО,

-приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

-приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,

-приказ комитета образования и науки Курской области от 23 марта 2007 года № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования»,

-постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

- методические рекомендации по проектированию учебных планов общеобразовательных организаций и рабочих программ по учебным предметам, курсам (2016-2017 учебный год, ОГБУ ДПО КИРО),

-СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в соответствии с изменениями №3 в САН ПИН (Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81)

-Устав образовательного учреждения,

-локальные нормативные акты образовательного учреждения


Цели и задачи изучения предмета

Цели:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи:

  • Формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • Освоение теоретических понятий, способствующих более глубокому пониманию художественного произведения;

  • Овладение знаниями и умениями, направленными на доказательную оценку художественного произведения;

  • Использование изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования устной и письменной речи.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

Рабочая программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимым на литературы по учебному плану образовательного учреждения-102 часа в год, 3 часа в неделю), в том числе на проведение контрольных работ отводится 7 часов.



Содержание образования

Литература XIX века

Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Нацио­нальное самоопределение русской литературы

А. С. Пушкин(7+1ч).Жизнь и творчество

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пус­тынный...», «Подражания Корану, «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Вольность»

Стихотворения: «Поэт», «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора! по­коя сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непо­рочны...»

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пуш­кина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и не­избежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лириче­ского героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Пе­тербурга. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

М. Ю. Лермонтов (6+1 ч)

Жизнь и творчество

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божий, ныне с молит­вою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...»

Стихотворения: «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи - значенье...»

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творче­стве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив оди­ночества в лирике поэта. Обусловленность характера творчест­ва особенностями эпохи и личностью поэта.

Н. В. Гоголь (2 ч)

Жизнь и творчество.

Повесть «Невский проспект»

Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских по­вестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести "Невский проспект". Особенности поэтики Гоголя.

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

А. Н. Островский (6+2 ч).Жизнь и творчество.

Драма «Гроза»

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и ос­новные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение "жес­токих нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно­поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

"Гроза" в русской критике: И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве

И.А.Гончаров (6+2 ч).Жизнь и творчество

Роман «Обломов»

История создания и особенности композиции романа. Петербургская "об­ломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система обра­зов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

И. С. Тургенев (6+2 ч). Жизнь и творчество

Роман «Отцы и дети»

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. "Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее вы­ражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психоло­гизм": художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Н.А.Некрасов(5 ч). Жизнь и творчество

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пус­кай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..»

Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый по­эт...», «Внимая ужасам войны...»

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы по­эта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостниче­ские мотивы. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобра­зие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Нова­торство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический харак­тер некрасовской поэзии

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»(4ч)

История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимо­феевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "бога­тыря святорусского". Фольклорная основа поэмы.

Ф. И. Тютчев (6 ч). Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)

Стихотворения: «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...»

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и сим­волический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и обра­зы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема "невыразимого". Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева

А.А.Фет (2 ч).Жизнь и творчество

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыха­нье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь»

Стихотворения: «На заре ты ее не буди...»,«Заря прощается с землею...»

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета

М. Е. Салтыков-Щедрин (3 часа). Жизнь и творчество (обзор)

«История одного города» (обзорное изучение)

Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности на­рода. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие "Истории". Черты антиутопии в произведении. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Н. С. Лесков(2 часа). Жизнь и творчество (обзор)

Повесть «Очарованный странник»

Особенности сюжета повести. Об­разы основных героев

Ф. М. Достоевский (8+1ч). Жизнь и творчество

Роман «Преступление и наказание»

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпило­га. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Досто­евского и мировое значение творчества писателя.

Л. Н. Толстой (19+1ч). Жизнь и творчество. Тема войны в ранних произведениях писателя (обзор)

Роман-эпопея «Война и мир»

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности компози­ции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в ро­мане и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. "Внутренний человек" и "внешний человек". Путь идейно-нравственных иска­ний князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романс. Семейный уклад жизни Рос­товых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема нацио­нального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и лож­ного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения ду­шевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя

А. П. Чехов (6+1 ч) .Жизнь и творчество

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином»

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отраже­ние в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответст­венности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, ла­конизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст

Комедия «Вишневый сад»

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символиче­ский смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое уса­дебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя -"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл фи­нала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Свое­образие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого насле­дия Чехова для мировой литературы и театра

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в. (7 час)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Симво­лизм.

Г. де Мопассан. Новелла « Ожерелье».

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Изображение чувства любви в произведении.

Г.Ибсен.Драма «Кукольный дом»

О.Бальзак «Гобсек». Социальная и нравственная проблематика произведения




























Учебно – методическое обеспечение программы

1.Лебедев Ю.В.. Русская литература XІX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. М. Просвещение 2015.

2.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 2006.

3.Прокофьев Н.И. Древняя русская литература: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2008


Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведения.

  5. Основные понятия по теории литературы.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи.

Учащиеся должны уметь:

  1. Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.

  2. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  3. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.

  4. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  5. Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

  6. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  7. Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.

  8. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.

  9. Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.

  10. Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.

  11. Пользоваться словарями различных типов, справочниками.



Критерии оценивания достижений обучающихся



Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данно­го класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых

в классе и прочитанных самостоятельно.

  1. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борь­бой.

  2. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий про­чные знания и глубокое понимание текста изучаемого про­изведения; умение объяснять взаимосвязь событий, ха­рактер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведе­ния, привлекать текст для аргументации своих выводов, рас­крывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изу­чаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь собы­тий, характеры и поступки героев и роль основных художес­твенных средств в раскрытии идейно—эстетического содер­жания произведения; умение пользоваться основными тео­ретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст про­изведения для обоснования своих выводов; хорошее вла­дение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произ­ведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художествен­ных средств в раскрытии идейно—художественного содержа­ния произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и не­достаточном умении привлекать текст произведений для под­тверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение мо­нологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установлен­ным для данного класса

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий не­знание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных геро­ев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое вла­дение монологической литературной речью и техникой чте­ния, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.
С помощью сочинений проверяется:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.
    При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.


Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.




Отметка


Основные критерии отметки


Содержание и речь


Грамотность


«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
    В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов


Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
    В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.


Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.


«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
    В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.


Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.


«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.


Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.




Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.


Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.



Список литературы

1.Зарубежные писатели. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 2007.

2.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 2008

3.Мультимедийные пособия.

4.Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. – Л. 2002.

5.Родин И.О., Пименова Т.М.. Справочник школьника. Литература. – М.: АСТ Астрель, 2005.

6.Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 2006.

7.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2005

8.Энциклопедия литературных героев. – М.: Авграф, 2007.

9.Художественная литература из библиотечного фонда.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!