СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по литературе (10 класс)"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по литературе (10 класс)"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Гимназия №10 имени Героя Советского Союза Ефимова Мирона Ефимовича»


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор ГБОУ Гимназия №10


__________ И.А.Кузнецова ________ Е.Н.Титева ___________ С.В. Рукавицына

Протокол №1 Приказ № от 30.08.2022

от 30.08.2022 г. 30.08.2022 г. Педагогический совет

Протокол №1

от 30.08.2022 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

для 10 – б класса

(базовый уровень)

Разработана:

учителем Кузнецовой И. А.,

высшая кв. категория

2022-2023

учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта СОО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.12 № 413

(с изменениями).

2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп.,

вступ. в силу с 01.07.2016). Редакция от 19.02.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018).

3. Авторской программы курса «Литература» 10-11 классы общеобразовательной школы базовый уровень (авторы программы: А.Н. Рома

нова – М..: «Просвещение», 2019.

4. Основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС) ГБОУ Гимназия № 10.

5. Учебного плана ГБОУ Гимназия № 10.

6. Модуль «Школьный урок» программы воспитания реализуется путем использования воспитательных возможностей содержания учебно

го предмета.

7. Положение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных

программ в ГБОУ «Гимназия № 10 им. Ефимова М. Е.»;

8. Рабочая программа воспитания ГБОУ «Гимназия № 10 им. Ефимова М. Е.»;

9. СП. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей

и молодёжи» (01.01.2021 г.)



Место предмета в учебном плане

На изучение предмета учебным планом ГБОУ Гимназия № 10 выделено 102 часа в году (3 часа в неделю).



Использованный учебник

Лебедев Ю.В. Литература 10 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. Базовый уровень. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2022.


Интернет – ресурсы

1. http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы.

2. http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор».

3. http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение ком­петентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:

  • понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предмет­ной области, что обеспечивается не за счёт заучивания определений и правил, а посредством моделирова­ния и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;

  • умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инстру­ментария данной предметной области;

  • осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типич­ных связей с некоторыми другими областями знания.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, зна­ние истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонациональ­ного российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к само­развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и пост­роению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе фор­мирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития на­уки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и со­обществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и обще­ственной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социаль­ных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе лич­ностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответ­ственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологичес­кого мышления;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;

  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  12. использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей де­ятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных усло­вий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её реше­ния; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  5. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, са­мостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следствен­ные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  8. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для вы­ражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  9. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуника­ционных технологий (далее ‒ ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активно­го пользования словарями и другими поисковыми системами;

  10. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  11. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формиро­вание потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; гармониза­ции отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  12. понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  13. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возмож­ностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  14. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретационного характера, участво­вать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

  15. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  16. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принци­пиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  17. формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину мира, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

2) восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

3) овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

4) Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе в 10 классе:

пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; оценивать систему персонажей;

5)находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;

6) определять родо-жанровую специфику художественного произведения; объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

7) выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;

8) собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

9) выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

10) выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

11) ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.











Предметные образовательные результаты


В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования обучающийся на базовом уровне

научится:

  1. демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

  2. в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основ­ные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимо­влияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элемен­тов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точ­ки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

  • анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, рас­крывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствует формиро­ванию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

  1. осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать неболь­шие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие худо­жественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направле­нию (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обос­нованные интерпретации литературных произведений.



Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ре­сурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);

  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов лите­ратурного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гумани­тарного знания (философией, историей, психологией и др.);

  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (на­пример, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.


Обучающийся на базовом уровне получит возможность узнать:

  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

  • об историко-культурном подходе в литературоведении;

  • об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.













Содержание учебного предмета

Введение (3)

Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма. Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика»революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников.

И. С. Тургенев (9)

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Н. Г. Чернышевский (3)

Этапы биографии и творчества Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

И. А. Гончаров (9)

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

А. Н. Островский (7)

Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Ф. И. Тютчев (2)

Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Н. А. Некрасов (11)

Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

А. А. Фет (3)

А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.

А. К. Толстой (3)

Жизненный путь А.К.Толстого. Лирика А.К.Толстого. Баллады и былины А.К.Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К.Толстого.

М. Е. Салтыков-Щедрин (4)

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНА XIX ВЕКА (3)

Формирование и развитие реализма в зарубежной прозе XIX века. Творчество наиболее крупных представителей этого литературного направления: Стендаля, Бальзака, Диккенса.

Стендаль. Обзор жизни и творчества писателя. Герой-индивидуалист в романе Стендаля «Красное и чёрное». Судьба личности в контексте масштабных исторических событий в романе «Пармская обитель».

Оноре де Бальзак. Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Замысел «Человеческой комедии». Социально-психологический анализ современного общества в романах «Евгения Гранде» и «Отец Горио», новелле «Гобсек». Значение романов Бальзака для развития русской литературы.

Чарльз Диккенс. Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Гуманистический пафос прозы Диккенса. «Рождественская песнь в прозе». Рождественские повести Диккенса. Религиозно-философская основа произведений, утверждающих способность человека к нравственному возрождению. Роман «Домби и сын». Мастерство писателя, соединившего психологизм и социальную проблематику, жёсткую критику буржуазного общества и горячую веру в человека.

Ф. М. Достоевский (10)

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» Сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Л. Н. Толстой (17)

Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

Н. С. Лесков (3)

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

А. П. Чехов (12)

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

СТРАНИЦЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (3)

Творчество авторов рубежа веков, ярко воплотивших в своих произведениях новые явления в литературе.

Генрик Ибсен. Обзор творчества писателя, новаторские черты его драматургии, пьеса «Кукольный дом» («Нора»).

Ги де Мопассан. Основные этапы творческой биографии писателя, роль Мопассана в развитии жанра новеллы, социально-психологическая коллизия в новелле «Ожерелье».

Джордж Бернард Шоу. Обзор творчества писателя. Пьеса «Пигмалион», в которой древний миф об ожившей статуе получает парадоксальное истолкование и становится ироническим вызовом современному буржуазному обществу.

Подведение итогов года (2)

Мировое значение русской литературы. Нравственные уроки русской литературы 19 века.

















Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты / УУД

Контроль знаний

1.

Литература второй половины 19 в.

3

Личностные: знание истории культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы. Умение организовать сотрудничество со сверстниками, формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных представлений. Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное произведение. Умение выделять и систематизировать необходимую информацию, устанавливать аналогии. Навыки анализа образной системы художественного произведения. Умение устанавливать аналогии, строить ответ исследовательского характера в устной форме. Предметные: знание основных фактов биографии писателя, содержания произведения, характеристика персонажей. Умение анализировать текст с учетом общего идейного звучания, сопоставлять героев; систематизировать материал с опорой на предложенный алгоритм (план, таблицу). Умение определять роль средств выразительности в раскрытии авторского замысла, владеть изученной терминологией, оценивать возможности выполнения учебных задач; владение письменной речью. Навыки конспектирования критического материала для составления аргументированного ответа на вопрос.


2.

И. С. Тургенев

9

Сочинение

3.

Н. Г. Чернышевский

3


4.

И. А. Гончаров

9

Сочинение

5.

А. Н. Островский

7

Сочинение

6.

Н. А. Некрасов

11

Сочинение

7.

Ф. И. Тютчев

2


8.

А. А. Фет

3

Сочинение

9.

А. К. Толстой

3


10.

М. Е. Салтыков - Щедрин

4

Тест

11.

Н. С. Лесков

3


12.

Л. Н. Толстой

17

Сочинение

13.

Ф. М. Достоевский

10

Сочинение

14.

А. П. Чехов

12

Сочинение

15.

Зарубежная литература

6

Тест

Итого

102



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!