СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс (базовый уровень) ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс (базовый уровень) ФГОС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:


  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями);

  • СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» 29 апреля 2015 года (с изменениями);

  • Примерной программы основного общего образования «Литература»: 10-11 классы. (Базовый уровень) \ автор-составитель Ю.В. Лебедев .-Москва «Просвещение», 2018 г.;

  • Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Сладковского района Усовская СОШ;

  • Учебного плана МАОУ Усовская СОШ;

  • Годового календарного графика МАОУ Усовская СОШ.


Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалога с идейным и культурным наследием русских и зарубежных писателей разных эпох. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а так-же к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.


Планируемые результаты


Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание тем учебного курса – 102 часа

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Цели изучения литературы в 10 классе, задачи литературоведения как науки. Значение целостного изучения творческого пути писателя, роль генетических, диалогических и топологических связей в анализе литературного произведения. Краткая характеристика таких научных направлений, как историческая поэтика, сравнительно – историческое литературоведение, историко - функциональное изучение литературы.

Теория литературы: литературоведение.


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РЛ 19 ВЕКА (2 ч.). 

Исторические причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие становления реализма в РЛ. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма.

Теория. Реализм как литературное направление. Русский реализм. Художественная форма.

Рр. Индивидуальное сообщение «Реализм как художественное направление.»


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (3 ч.)

Расстановка общественных сил в 1860 годы.

Теория. Направления в русской критике второй половине 19 века. Лит.-критическая статья. Мемуары, лит. Мемуары, мемуаристика.

Рр. Объяснение признаков мемуарного стиля. Определение стиля текста. Указание стилевых признаков.

Пр.д-ть. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов.


ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (10 ч).

Преходящее и вечное в художественном мире И.С. Тургенева. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор» как творческая лаборатория автора. Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни Тургенева.

Теория. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе. Психологизм. Эпилог романа.

Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Написание сочинения на предложенные темы. Написание сообщения и реферата.

Пр.д-ть. Историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом Петровичем (дискуссия).


НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (4 ч.)

Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

Теория. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории. Внутренний монолог героя. Фабула романа.

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны»

Пр.д-ть. Презентация основных этапов жизни и творчества Чернышевского. Интерпретация четырех снов Веры. (диспут)


ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ 9( ч.)

Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада». Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Роман «Обрыв» в оценке русской критики.

Теория. Очерк. Портрет, речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные детали. Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина».

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Стилистический анализ фрагмента. Написание сочинения. Написание реферата.

Пр.д-ть. Презентация биографии Гончарова. Фрагменты очерков «Фрегат «Паллада»»(выразительное чтение с комментариями). Просмотр эпизодов фильма Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», обсуждение.


АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (9 ч.)

Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Анализ комедии «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Теория. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи пьесы. Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиция драмы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка действия.

Литературный практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза».

Рр. Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по задания Морского ведомства. Составление тезисного плана критич.статьи. Подготовка сообщения о порядках города Калинова. Выразительное чтение отрывков пьесы наизусть. Написание реферата. Написание сочинения.


ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (3 ч.)

Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Рр. Подготовка сообщения о литературной судьбе Тютчева. Выразительное чтение наизусть стих-й Тютчева. Лексико-фразеологический анализ стихотворения «Фонтан». Написание сочинения. Реферат.

Пр.д-ть. Презентация о малой родине Тютчева. Коллективный проект.


НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (6 ч.)

О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова. «Петербургские мытарства». Встреча с В.Г. Белинским. Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Поэтическая декларация. Литературная преемственность и новаторство. Комплексный анализ стихотворения. Сатира и пародия.

Рр. Подготовка сообщения на тему «Некрасов и Достоевский». Чтение наизусть стих-й Некрасова. Сообщения на предложенные темы. Написание сочинений.

Литературный практикум. Сопоставление стихотворений Некрасова и стихотворений других поэтов. Характеристика эпизодов поэмы.

Пр.д.ть. Презентация о творчестве поэта. Коллективный проект.


АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (3 ч.)

Русский дворянин А. Шеншин. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий. Метафоричность лирики Фета.

Теория. Образец антологической лирики. Метафоричность лирики. Музыкальность лирики и звукопись, ассоциативные связи. Звуковая организация текста.

Рр. Подготовка сообщений о творческой истории сборника «Вечерние огни». Конспектирование критич.статьи. Написание сочинения. Реферат.

Лит.практикум. Анализ стихотворений.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Фета. Урок-концерт.


АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ (3 ч.)

Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».

Теория. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях. Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием стилизации.

Рр. Сообщение о литературной маске. Написание сочинения и реферата.

Лит.практикум. Анализ стих-й.

Пр.д-ть. Презентация о творческом пути А.К. Толстого. Коллективный проект «Универсальный талант».


МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН (4 ч.)

Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Вятский плен.»Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).»Общественный » роман «Господа Головлевы».

Теория. Сатира и юмор. Сатира и антиутопия. Анархаизмы. Пародия. Гротеск. Фантастика.

Рр. Подготовка сообщения о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вице-губернатора. Написание отзыва. Комплексный анализ эпизода. Написание сочинения.

Лит.практикум. Характеристика героев.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Дискуссия.


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНА 19 ВЕКА (5 ч.)

Фредерик Стендаль «Красное и белое». Оноре де Бальзак «Человеческая комедия». Роман «Евгения Гранде». Роман « Отец Горио». Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман «Домби и сын».

Теория. Новелла. Роман. Система образов. Соц.-психологический тип героя. Повесть. Святочный рассказ.

Рр. Сообщение о жанре святочного рассказа. Сообщение-обзор об английской литературе 19 века. Сообщение о соц.-сатирических произведениях У.Теккерея.

Лит. практикум. Анализ произведений.

Пр.д-ть. Презентация о судьбе книг Стендаля в России 19 века. Презентация о жизни и творчестве Бальзака.


ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (8 ч.)

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. «Бедные люди». Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга. «Почвенничество Достоевского». Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Роман «Подросток». Роман «Братья Карамазовы».

Теория. Психологический роман. Философский роман. Социальный роман. Полифонизм романа. Герой и его внутренний мир. Психологизм. Интерьер. Кульминация.

Рр. Подготовка сообщения о кружке Петрашевского. Сообщение о книге «Записки из Мертвого дома». Рецензия на кинофильм «Преступление и наказание». Написание сочинения. Реферат.

Лит. практикум. Анализ эпизодов. Анализ героев романа.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Коллективный проект.


ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (12 ч.)

Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого. «Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

«Анна Каренина».Религиозно-эстетические взгляды Толстого. «Воскресение». Уход и смерть.

Теория. Эпос. Роман-эпопея. Путь искания героя. Герой и толпа. «Диалектика души»

«Мысль народная» в романе –эпопее.

Рр. Сообщение о трилогии Толстого. Сообщение об участии Толстого в войне. Конспектирование крит.статей. Написание сочинения.

Лит.практикум. Комментированное чтение фрагмента трилогии. Анализ эпизодов романа.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Толстого. Историко- литературная справка о событиях войны .


НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ (4 ч.)

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет Мценского уезда». «Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Теория. Сказ. Сказовое повествование. Повесть-хроника. Композиция хроники. Герой хроники.

Рр. Сообщения о сказе Лескова «Левша». Составление сложного плана. Подготовка сообщения. Написание сочинения. Реферат.

Лит. практикум. Анализ эпизодов жизни главного героя.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Лескова.


СТРАНИЦЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА 19 – НАЧАЛА 20 ВВ. (4 ч.)

Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм. «Пигмалион».

Теория. Пьеса. Конфликт. Сюжет. Новелла. «Драма идей».

Рр. Сообщение о полит. И театральной деятельности Ибсена. Выразительное чтение фрагментов. Сообщение о театрализации пьес Б.Шоу. Реферат.

Лит.практикум. Анализ героев пьесы. Анализ новелл.

Пр.д-ть. Презентации о биографиях писателей.


АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (10 ч.)

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Повесть «Степь». Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Теория. Комедия. Система персонажей. Символический смысл образа. Подтекст.

Рр. Сообщения о жизни и творчестве Чехова. Критический отзыв о пьесе. Написание сочинения. Реферат.

Лит. практикум. Анализ произведений.

Пр.д-ть. Презентация о семье Чехова.


МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (2 ч.)

Утверждение в русской литературе идеи нового человека и новой человечности. Широта связей русского героя с миром. Поиски русскими писателями второй половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы.

Теория. Русская классическая литература.

Рр. Подготовка научных сообщений.

Лит.практикум. Анализ статьи учебника.

Пр.д-ть. Коллективный проект.


ПОВТОРЕНИЕ (3 ч.)



Содержание программы


Название раздела

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века

2

3.

Русская литературная критика второй половины XIX века

3

4.

Иван Сергеевич Тургенев

10

5.

Николай Гаврилович Чернышевский

4

6.

Иван Александрович Гончаров

10

7.

Александр Николаевич Островский

8

8.

Федор Иванович Тютчев

3

9.

Николай Алексеевич Некрасов

6

10.

Афанасий Афанасьевич Фет

3

11.

Алексей Константинович Толстой

3

12.

Страницы истории западноевропейскиго романа XIX века

5

13.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

4

14.

Федор Михайлович Достоевский

8

15.

Лев Николаевич Толстой

12

16.

Николай Семенович Лесков

4

17.

Страницы зарубежной литературы конца XIX-начала ХХ века

4

18.

Антон Павлович Чехов

10

19.

Мировое значение русской литературы XIX века

2

20.

Повторение

3

ИТОГО: 102 часа





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

проведения

Тема и тип урока

Кол-во часов

УУД

Д/з

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

1



Введение в русскую литературу XIX века вторую половину





1

Предметные: понимать особую роль народа, укоренившейся в национальной жизни системы духовно-нравственных

ценностей в формировании индивидуального облика русской классической литературы

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной лите­ратуре

Личностные: развитие уважительного отношения к русской классической литературе; осознание своей этнической принадлежности; формирование целостного мировоззрения.

Стр.3-6 читать, пересказ.

Презентация по теме «литература первой половины 19 века»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА (2 ч)

2-1



Исторические причины особого развития русской классической литературы.



1

Предметные: понимать особую роль народа, укоренившейся в национальной жизни системы духовно-нравственных

ценностей в формировании индивидуального облика русской классической литературы

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной лите­ратуре

Личностные: развитие уважительного отношения к русской классической литературе; осознание своей этнической принадлежности; формирование целостного мировоззрения.

стр. 7-8 читать, пересказ.

Анализ критической статьи В. Г. Белинского

3-2



Национальное своеобразие и эволюция русского реализма.


1

стр. 9-15 читать, пересказ

Индивидуальные задания

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (3 ч)

4-1



Расстановка общественных сил в 1860-е гг.



1

Предметные: научиться определять свой уровень литературного развития; Выделяют и формулируют познавательную цель; Определяют основную и второстепенную информацию.

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения; уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия; уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению; Освоение личностного смысла учения, желания учиться; формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

стр. 16-22 читать, пересказ

Составить тезисный план статьи

5,6-2,3



Направления в русской критике второй половины 19 века.



2

стр. 23-29 читать, пересказ, конспект

Индивидуальные задания



стр. 30-40 читать, пересказ, конспект

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (10 ч)

7-1



Судьба писателя. Формирование общественных взглядов И.С. Тургенева


1

Предметные: принимать художественную индивидуальность писателя; научиться выявлять факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные , непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; научиться понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать и сопоставлять его героев; научиться давать характеристику героев художественного произведения; понимать авторскую позицию и свое отношение к ней

Метапредметные:

Познавательные: уметь структурировать знания; выявлять и формулировать познавательную цель; уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах; уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выделять и осознавать то, что что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения; уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа; уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; уметь определять общую цель и пути ее достижения; выявлять, идентифицировать проблему; искать и оценивать альтернативные способы решения конфликта; уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные: формирование целостного мировоззрения; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

стр. 41-54 читать, составить хронологическую таблицу.

8-2



Преходящее и вечное в художественном мире И.С. Тургенева.




1

стр. 55-76 читать, конспект, информация о произведениях.

Подготовка к семинару

9-3



Творческая история романа «Отцы и дети».


1

стр. 77-80.

Подготовка к семинару

10-4



Трагический характер конфликта в романе


1

стр. 81-84.

Анализ характеристик героев

11-5



Споры Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым


1

стр. 85-89.

Индивидуальные задания.

12-6



Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью


1

стр. 90-92.

Анализ глав.


13-7



Мировоззренческий кризис Базарова. Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова


1

стр. 93-97.

Анализ глав.


14-8



"Отцы и дети" в русской критике


1

стр. 98-104.

Подготовить сообщения.

15-9



Р/Р Подготовка к классному сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»


1

стр. 104-112.

Подготовка к классному сочинению.

16-10



Р/Р Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»


1

Дописать сочинение

НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (4 ч)

17-1



Жизненный и творческий путь Н.Г. Чернышевского.


1

Предметные: понимать художественную индивидуальность писателя; научиться выявлять факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, связь общественных изменений с формированием мировоззрения писателя

Метапредметные:

Познавательные: уметь структурировать знания

Регулятивные: применять метод информационного поиск, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные: формирование целостного мировоззрения

Презентация, стр. 113-122

18-2



Творческая история романа «Что делать?»


1

стр. 123-124, Конспект статьи

19-3



Значение романа в истории литературы и революции


1

стр. 125, конспект статьи

20-4



Композиция романа «Что делать?». Система образов в романе. Старые и новые люди. «Особенный человек» Рахметов. Четыре сна Веры Павловны.


1

стр. 126-134 читать, пересказ, конспект статьи

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (7 ч)

21-1



Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.


1

Предметные: понимать художественную индивидуальность писателя; научиться выявлять факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, связь общественных изменений с формированием мировоззрения писателя; научиться анализировать текст повести с позиции ее идейно-тематической направленности; научиться понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения ; характеризовать и сопоставлять его героев; выявлять авторскую позицию; научиться давать характеристику героев художественного произведения , понимать авторскую позицию и свое отношение к ней, понимать проблематику художественного произведения; научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах; научиться писать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений.

Метапредметные:

Познавательные: уметь структурировать знания; узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с содержанием.; уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь ставить и формулировать проблему; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера

Регулятивные: применять метод информационного поиск, в том числе с помощью компьютерных средств; уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт; формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; проявлять способность к волевому усилию

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач; уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: формирование целостного мировоззрения; формирование навыков самоанализа и самоконтроля; формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию; формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи; формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя; развитие эстетического сознания через творческую деятельность эстетического характера

стр. 135-143 читать, пересказ, подготовка сообщений

22-2



Творческая история романа «Обломов». Полнота и сложность характера Обломова. Штольц как антипод Обломова.


1

Сравнительная характеристика, стр. 144-150

23-3



История любви Обломова и Ольги Ильинской. Историко –философский смысл романа.


1

Подготовка сообщений, стр. 151-153

24-4



Роман «Обломов» в русской критике.



1

Подготовка сообщений, презентация (по выбору)

25-5



РР Подготовка к классному сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов»


1

Подготовка к классному сочинению

26-6



Р.Р. Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»


1

Дописать сочинение

27-7



Роман «Обрыв». Центральные образы романа



1

Анализ глав, стр. 155-175, конспект

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (8ч)

28-1



Основные этапы жизни и творчества А.Н. Островского.


1

Предметные: понимать художественную индивидуальность писателя; научиться выявлять факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, связь общественных изменений с формированием мировоззрения писателя; научиться понимать смысл произведения и видеть главное; научиться понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения ; характеризовать и сопоставлять его героев; выявлять авторскую позицию

Метапредметные:

Познавательные: уметь структурировать знания; уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: применять метод информационного поиск, в том числе с помощью компьютерных средств; уметь анализировать стихотворный текст; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт; уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; уметь читать вслух и понимать прочитанное; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Личностные :формирование целостного мировоззрения; формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи; формирование мотивации к самосовершенствованию; формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

стр. 174-182, конспект статьи

29-2



Творческая история драмы А.Н. Островского «Гроза».



1

стр. 183-184, подобрать дополнительную информацию.

30-3



Конфликт драмы. Композиция драмы. Система образов в драме «Гроза».


1

стр. 184-189, пересказ. анализ глав произведения.

31-4



О народных истоках характера Катерины. Катерина как трагический характер


1

стр. 190-197, характеристика Катерины и Кабановой.

32-5



«Гроза» в русской критике. Урок-суд по пьесе «Гроза»



1

стр. 198-201. подготовить статьи критиков по произведению "Гроза"

33-6



РР Подготовка к классному сочинению по пьесе «Гроза»


1

подготовка к классному сочинению

34-6



РР Сочинение по пьесе «Гроза»


1

дописать сочинение

35-7



Драматургия Островского конца 1860-1870-х годов


1

стр. 201-221 конспект.

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (3 ч)

36-1



Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и идеи лирики.

1

Предметные: понимать художественную индивидуальность писателя; научиться выявлять факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, связь общественных изменений с формированием мировоззрения писателя; научиться аргументировать свои ответы

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на собы­тия и поступки героев; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Личностные: формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Стр. 226-231 конспект, биография Ф.И. Тютчева из ресурсов Интернет

37-2



Поэзия Ф.И. Тютчева в контексте русского литературного развития.

1

стр. 233-243, подготовиться к анализу стихотворения Ф.И. Тютчева

38-3



Р.р. Письменный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева.

1

Подготовить материал о биографии и творчестве Н.А. Некрасова

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (6 ч)

39-1



Поэма – эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения, жанр и композиция.


1

Предметные: понимать художественную индивидуальность писателя; научиться выявлять факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, связь общественных изменений с формированием мировоззрения писателя; понимать связь произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; научиться понимать смысл произведения и видеть главное

Метапредметные:

Познавательные: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста; уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам); уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: уметь анализировать текст.; уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения; уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное; ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Личностные: формирование навыков иссле­довательской деятельности, го­товности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

Стр. 292-294, прочитать поэму – эпопею.

40-2



Изменение крестьянских представлений о счастье

1

Стр. 295-299, характеристики героев.

41-3



Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин


1

Стр. 300-302, характеристика героев.

42-4



Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий.


1

Стр. 303-307, характеристика героев, анализ эпизодов.

43-5



Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме.

1

Стр. 310 характеристика Гриши Добросклонова. Подготовиться к классному сочинению.

44-6



Р/Р Классное сочинение по поэме-эпопее Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»


1

Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.А. Фета.

АФОНАСИЙ АФОНАСЬЕВИЧ ФЕТ (3 ч)

45-1



Основные этапы жизни и творчества А.А. Фета.

1

Предметные: понимать художественную индивидуальность писателя; научиться выявлять факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, связь общественных изменений с формированием мировоззрения писателя

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения; уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные: формирование мо­тивации к индиви­дуальной и коллек­тивной творческой деятельности; формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Стр. 319-322, информация о творчестве.

46-2



Место в русской поэзии и характерные особенности лирики Фета.

1

Стр. 324-335. Подготовиться к анализу любого стихотворения.

47-3



Р. Р. Анализ стихотворения А.А. Фета.

1

Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.К. Толстого.

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ (3 ч)

48-1



Жизненный путь А.К. Толстого. Исторические взгляды поэта и его сатирические стихотворения


1

Предметные: понимать художественную индивидуальность писателя; научиться выявлять факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, связь общественных изменений с формированием мировоззрения писателя; понимать связь произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание

Метапредметные:

Познавательные: выделять и формулиро­вать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной коопера­ции; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Личностные :формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя; формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Стр. 338-352, прочитать стихотворения А.К. Толстого.

49-2



Лирика А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».

1

Стр. 354-357, подготовиться к анализу стихотворения.

50-3



Р.р. Анализ стихотворения А.К. Толстого.

1

Подготовить сообщение о жизни Ф. Стендаля, его творчестве и происхождение романов «Красное и чёрное» и «Пармская обитель»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНА XIX ВЕКА (5 ч)

51-1



Судьба книг Ф. Стендаля в России 19 века. Роман «Красное и чёрное»



1

Предметные: научиться опреде­лять свой уровень литературного развития; Выделяют и формулируют познавательную цель; Определяют основную и второстепенную информацию.

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения; уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия;

Регулятивные: выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей; формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной лите­ратуре; строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи;

Личностные: формирование «стартовой» моти­вации к обучению; Освоение личностного смысла учения, желания учиться; формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Подготовить сообщение о жизни О. де Бальзака, его творчестве.

происхождении новеллы «Гобсек», «Человеческой комедии», романов «Евгений Гранде» и «Отец Горио»

52,53

-2,3



Основные этапы жизни и творчества О. де Бальзака . Анализ новеллы «Гобсек».

2

Сообщение о происхождение новеллы «Гобсек», «Человеческой комедии», романов «Евгений Гранде» и «Отец Горио»


Подготовить сообщение о жизни Ч. Диккенса, его творчестве.

54,55

-4,5



Английская литература 19 века. Произведения Ч. Диккенса.

2

Подготовить анализ произведений Ч. Диккенса «Домби и сын», «Рождественская песнь в про – 843»



Подготовить презентацию о биографии М.Е. Салтыкова – Щедрина. Стр. 3-9.

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН (4Ч)

56-1



Страницы биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

Предметные: понимать художественную индивидуальность писателя; научиться выявлять факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, связь общественных изменений с формированием мировоззрения писателя; понимать связь произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения; уметь читать вслух и понимать прочитанное

Личностные: формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя; формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Стр. 10-19, анализ произведения и характеристика героев.

57-2



Проблематика и жанровое своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

1

История создания романа – хроники «Господа Головлёвы», сатирические сказки писателя.

58-3



Роман – хроника «Господа Головлёвы», сатирические сказки писателя.


1

Подготовиться к сочинению

59-4



Р.Р. Сочинение на тему: «Народное счастье в русской литературе разных эпох».


1

Дописать сочинение

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (8 Ч)

60-1



Судьба Ф.М. Достоевского, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение.


1

Предметные: понимать художественную индивидуальность писателя; научиться выявлять факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, связь общественных изменений с формированием мировоззрения писателя; понимать связь произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; научиться понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимать проблематику художественного произведения, выявлять авторскую позицию; научиться писать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь выделять и формулировать познавательную цель; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения; уметь ставить и формулировать проблему; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотне­сении с позицией автора текста; уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь читать вслух и понимать прочитанное

Личностные: формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя; формирование навыков диагностической деятельности; формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Стр. 65-83, конспект урока

61-2



Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе «Преступление и наказание»


1

Стр. 84-86 и читать роман «Преступление и наказание»

62-3



Петербургские углы. «Униженные и оскорбленные» в романе


1

Стр. 88 и читать роман «Преступление и наказание»

63-4



Теория Раскольникова как причина его преступления. Идея и натура Раскольникова. Наказание героя.


1

Стр. 87, 89-94, дать характеристику герою

64-5



Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя


1

Стр. 95-100, дать характеристику Сонечке

65-6



Жанровое своеобразие романов Достоевского


1

Подготовиться к классному сочинению

66,67-7,8



Р/Р Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


2

Подготовить сообщение о биографии Л.Н. Толстого

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (12 Ч)

68,69-1,2



Этапы биографии Л.Н. Толстого и их отражение в творчестве


2

Предметные: понимать художественную индивидуальность писателя; научиться выявлять факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, связь общественных изменений с формированием мировоззрения писателя; научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы; научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы; научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах; уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест); уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам) .

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; уметь выполнять учебные действия, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт; уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно..

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотне­сении с позицией автора текста; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач; уметь определять общую цель и пути ее достижения; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Личностные: формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя; формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию.

Стр. 127-161, конспект

70-3



«Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения.

1

Стр. 162-169, читать произведение

71-4



Семья Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов


1

Характеристика героев произведения

72-5



Изображение в романе войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского


1


73-6



Образ Наташи Ростовой

1

Стр. 193-197, характеристика Наташи Ростовой

74-7



Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л.Н. Толстым народного характера войны


1


75-8



Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории


1

Стр. 173-178, написать характеристику Кутузова и Наполеон

76-9



Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова


1

Стр. 179-192, Написать характеристики Андрея Болконского и Пьера Безухова

77-10



Эпилог «Войны и мира», его полемический характер

1

Стр. 198-200, подготовка к классному сочинению

78,79-11,12



Р/Р Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»


2

Подготовка к классному сочинению

Подготовить сообщение о Н.С. Лескове

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ (4 Ч)

80-1



Н.С. Лесков. Художественный мир писателя.

1

Предметные: понимать художественную индивидуальность писателя; научиться выявлять факты культурной и общественной жизни, повлиявшие на творческий процесс; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, связь общественных изменений с формированием мировоззрения писателя; понимать связь произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь устанавливать аналогии. ориентироваться в разнообразии способов решения задач; уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). .

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; формулировать и удерживать учебную задачу; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотне­сении с позицией автора текста; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Личностные: формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя

Стр. 230-241, конспект лекции, прочитать произведение

81-2



«Леди Макбет Мценского уезда»


1

Стр. 242-243, анализ произведения

82-3



Повесть-хроника «Очарованный странник».


1

Подготовиться к сочинению

83-4



Р.р. Сочинение-анализ характера героя по повести Н. Лескова «Очарованный странник».

1

Стр. 179-192

СТРАНИЦЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА (4 Ч)

84-1



Г. Ибсен. Пьеса «Кукольный дом»


1

Предметные: научиться анализировать текст; научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной и письменной моно-логической речью

Метапредметные:

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием (формировать умения работать по алгоритмам); уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при само­диагностике; уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные: формирование устойчивой моти­вации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности; формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.

Стр. 263-268, читать произведение

85-2



Ги де Мопассана. Анализ новеллы «Ожерелье»

1

Стр. 269-275, прочитать произведение

86,87 -

3,4



Джордж Бернард Шоу.

Пьеса «Пигмалион».

«Дом, где разбиваются сердца»

2

Стр. 276-280, прочитать произведение

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (10 Ч)

88-1



Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе


1

Предметные: понимать связь произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной и письменной моно-логической речью; научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной и письменной моно-логической речью; научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Метапредметные:

Познавательные: уметь выделять и форму­лировать познавательную цель; уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: уметь оценивать и формули­ровать то, что уже усвоено; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументи­ровать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке об­щего решения в совместной деятельности

Личностные: формирование навыков иссле­дования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, ком­позицию, вырази­тельные средства; формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе пары, группы.

Подготовить сообщение

89-2



Особенности художественного мироощущения А.П. Чехова.

1

Стр. 281-305, конспект

90-3



Рассказ А.П. Чехова «Ионыч».От Старцева к Ионычу.


1

Стр. 331-332, подготовить сообщение

91-4



Творческая история пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».


1

Прочитать произведение

92-5



Общая характеристика «новой драмы». Исторические истоки «новой драмы». Тест.


1

Анализ произведения

93,94-6,7



О жанровом своеобразии комедии А.П. Чехова «Вишневый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение.


2


95-8



«Вишневый сад» в русской критике и на сцене.


1

Подготовиться к сочинению

96,97-9,10



РР. Сочинение по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»


2


МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (2 Ч)

98-1



Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы второй половины XIX века.


1

Предметные: научиться аргументировать свою точку зрения; научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Метапредметные:

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: уметь определять меру усвоения изученного материала; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; строить монологические высказывания в письменной форме

Личностные: формирование на­выков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя; :формирование навыков исследовательской и диагностической деятельности

Стр. 355-362, конспект

99-2



Многообразие индивидуально-авторских стилей в рамках реалистического направления в литературе XIX века

1

Стр. 355-362, конспект

ПОВТОРЕНИЕ (3Ч)

100-1



Подготовка к итоговой контрольной работе за курс 10 класса


1

Предметные: научиться аргументировать свою точку зрения; научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Метапредметные:

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: уметь определять меру усвоения изученного материала; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; строить монологические высказывания в письменной форме

Личностные: формирование на­выков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя; :формирование навыков исследовательской и диагностической деятельности

Подготовка к итоговой контрольной работе

101-2



Итоговая контрольная работа за курс 10 класса


1


102-3



Анализ ошибок, допущенных к итоговой контрольной работе.

1

Список литературы на лето

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XІІ –XІX вв.;

  • основные литературные направления русской литературы XVІІІ – XІX вв.;

  • краткие биографические сведения об изученных писателях;

  • содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе;

уметь:

  • определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;

  • использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;

  • давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

  • свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы;

  • ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.

Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка устного ответа

Отметка «5»

ответ полный и правильный на основании изученных материалов;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»

ответ полный и правильный на основании изученных материалов;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»

отсутствие ответа.


Универсальные учебные действия по курсу «Литература.  10  класс»:  

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  •  целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  •  самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  •  планировать пути достижения целей;

  •  устанавливать целевые приоритеты;

  •  уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;

  •  принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  •  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  •  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • построению жизненных планов во временной перспективе;

  •  при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  •  выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  •  основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  •  адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  •  основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  •  прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  •  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  •  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  •  аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;

  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  •  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  •  осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;

  •  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  •  основам коммуникативной рефлексии;

  •  использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  •  отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

  •  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  •  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  •  продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  •  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  •  оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  •  осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;

  •  в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  •  вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  •  следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  •  устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  •  в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  •  основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  •  проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  •  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  •  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  •  давать определение понятиям;

  •  устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  •  обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;

  •  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  •  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  •  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  •  основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  •  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  •  работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  основам рефлексивного чтения;

  • ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;

  •  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента;

  •  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  •  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!