СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 11 класс составлена на основе программы В.И. Коровина. Включает содержание программы и календарно-тематическое планирование. Рассчитана на 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 11 класс»

Муниципальное казенное учреждение

Порогская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании ШМО зам. директора по УВР директором школы

Руков. ШМО __________ «__ » __________ 2014 г приказ № от «__ » ________ 2014 г

«__» _______ 2014г.







Рабочая программа

по литературе

для 11 класса

на 2014 - 2015 год




Разработчик программы

Учитель Титоренко Е.И..

первая квалификационная категория

Педстаж 35 лет








2014 г



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе (ОО «Филология») для 11 класса составлена на основе авторской программы В. Я. Коровина Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы - М.: Просвещение 2010г.

Количество часов в неделю - 3 часа

Количество часов в год - 102 .

Цель предмета: развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса.

Задачи предмета:

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Содержание предмета.

Учебно-тематический план.

Введение - 1ч.

Литература начала ХХ века - 34 ч.

Литература 20-х годов ХХ века – 4ч.

Литература 30-х годов ХХ века -33 ч.

Литература периода Великой Отечественной войны – 1 ч.

Литература 50 – 90 годов – 23 ч.

Литература конца ХХ – начала ХХI века – 2 ч.

Из зарубежной литературы – 4 ч.

Введение

Русская литература в контексте мировой художест­венной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская лите­ратура; литература, официально не признанная вла­стью; литература Русского зарубежья. Различное и об­щее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и пробле­мы. Проблема нравственного выбора человека и проб­лема ответственности. Тема исторической памяти, на­ционального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобра­зие реализма в русской литературе начала XX века. Че­ловек и эпоха — основная проблема искусства. Направ­ления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искус­ства. Реализм и модернизм, разнообразие литератур­ных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Оди­ночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изыскан­ность словесного рисунка, колорита, сложная гамма на­строений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике

Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествова­ния в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчай­шим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Те­ма любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской про­зе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление пред­ставлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранато­вый браслет» (одно из произведений по выбору). По­этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и ре­альная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия пове­сти. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любов­ной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый брас­лет». Трагическая история любви Желткова и пробужде­ние души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символиче­ское звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской пси­хологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпическо­го произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-по­этические истоки романтической прозы писателя. Проб­лема героя в рассказах Горького. Смысл противопо­ставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разоб­щения людей. Проблема мнимого и реального преодо­ления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в челове­ка (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сцениче­ская судьба пьесы. Теория литературы. Социально-философская дра­ма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережков­ский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло­губ.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Ива­нов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ка­менщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — ур­банизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Сти­хотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на миро­воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сбор­ник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм. Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акме­изм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творче­ства Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Ман­дельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Ста­рый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман­тический герой лирики Гумилева. Яркость, празднич­ность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности суще­ствования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных тра­диций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофуту­ристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Мая­ковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западно­европейский и русский футуризм. Преодоление футуриз­ма крупнейшими его представителями. Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий ку­бок», «Ананасы в шампанском»,

«Романтические ро­зы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учи­теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчест­ва. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и иро­ния поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Фу­туризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художест­венной литературы: тропы, синтаксические фигуры, зву­копись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, фило­софии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного ми­ра», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и ре­волюция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, слож­ность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочета­емого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность фина­ла. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Бло­ка на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихо­творений). Верлибр (свободный стих). Авторская пози­ция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.(Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возмо­жен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцо­ва, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художест­венному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэ­тов с пролетарской поэзией. Художественные и идей­но-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ко­выль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Воз­можен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есе­нина. Россия, Русь как главная тема всего его твор­чества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Пе­сенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Коль­цова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий род­ным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенин­ской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкин­ские мотивы в развитии темы быстротечности человече­ского бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотвор­ный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Лите­ратурные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Ме­режковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандель­штам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, экспери­менты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных со­бытий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ре­мизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавре­нева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведе­ния являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и ре­волюция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое нова­торство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гипер­боличность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие лю­бовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по­эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-но­ватора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX сто­летия.

Теория литературы. Футуризм (развитие пред­ставлений). Тоническое стихосложение (углубление по­нятия). Развитие представлений о рифме: рифма со­ставная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пас­тернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Про­кофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островско­го, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

(Изучается один из романов — по выбору.) История со­здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического простран­ства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпи­ческая широта изображенной панорамы и лиризм раз­мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость по­вествования: от символического (библейского или ми­фологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апо­логия творчества и идеальной любви в атмосфере отчая­ния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Ге­те, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов рома­на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта­теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аске­тичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль пи­сателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утеш­но...», «Родная земля» (указанные произведения обя­зательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Примор­ский сонет». (Возможен выбор двух других стихотво­рений.) Искренность интонаций и глубокий психоло­гизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахма­товой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музы­кальность стиха. Слиянность темы России и собст­венной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорб­ного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Го­мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть гря­дущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других сти­хотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Сло­во, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философич­ность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообра­зие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы риф­мовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в ру­ке...»), «Кто создан из камня, кто создан из гли­ны...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произ­ведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихо­творений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Иск­ренность лирического монолога-исповеди. Тема творче­ства, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цве­таевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяе­мая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой­на, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этиче­ский максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывате­лей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахма­товой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление по­нятия).

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творче­ство. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолохов­ского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, систе­ма нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного челове­ка. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение вы­соких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художествен­ное своеобразие шолоховского романа. Художествен­ное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепле­ние понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и нова­торство в художественном творчестве (развитие пред­ставлений).

Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгля­да на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Иса­ковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатья­нова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский днев­ник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание вы­соких патриотических чувств с глубоко личными, интим­ными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лириче­ской и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по­вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое на­пряжение в противоборстве характеров, чувств, убеж­дений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечествен­ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй по­ловины XX века.

Литература 50—90-х годов (Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Не­красова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «отте­пели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Возне­сенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. По­эзия, развивающаяся в русле традиций русской клас­сики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Пра­солов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Дру­нина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Три­фонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьян­ства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркут­ская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В доб­рый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в кри­тике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержа­тельность, искренность, внимание к личности; методи­ческое богатство, современная ритмика и инструмен­товка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти ма­тери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«В тот день, когда закончилась война...», «Дро­бится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гага­рина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворе­ний.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX ве­ка. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувст­во сопричастности к судьбе страны, утверждение высо­ких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность испо­ведальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэ­зии (развитие представлений). Элегия как жанр лириче­ской поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и пла­кать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хо­чется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по­эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление по­стичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с ана­лизом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лириче­ского начал. Образы-символы и сквозные мотивы в ро­мане. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой ро­мана. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творче­ство. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Свое­образие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема рус­ского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возмо­жен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достовер­ность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследо­вание человеческой природы «в крайне важном, не опи­санном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Ха­рактер повествования. Образ повествователя. Новатор­ство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление по­нятия). Психологизм художественной литературы (раз­витие представлений). Традиции и новаторство в худо­жественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на хол­ме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и уча­щихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драма­тизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Од­но произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в по­вести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоот­верженность. Связь основных тем повести «Живи и по­мни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со­нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

(Возможен выбор трех других стихотворений.)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литера­турно-поэтических и автобиографических пластов, реа­лий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в вирту­озно организованную стихотворную форму» (В. А. Зай­цев). Традиции русской классической поэзии в творче­стве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты те­чешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор дру­гих стихотворений.)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об­разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бар­дов.

Теория литературы. Литературная песня. Ро­манс. Бардовская песня (развитие представлений).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Ути­ная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система обра­зов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологиче­ская раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общече­ловеческого в лирике поэта.

Понятие о поэти­ческом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов

Теория литературы. Национальное и обще­человеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол­стая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Ев­тушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.


Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения литературы ученик должен знать (понимать):

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писате­лей-классиков XIX—XX веков, этапы их творческой эво­люции;

историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его разви­тия; черты литературных направлений и течений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

воспроизводить содержание литературного произ­ведения;

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проб­лематика, нравственный пафос, система образов, осо­бенности композиции, художественного времени и про­странства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль лите­ратуры в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловече­ское содержание изученных литературных произведе­ний; связывать литературную классику со временем на­писания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской лите­ратуры;

соотносить изучаемое произведение с литератур­ным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

определять жанрово-родовую специфику литератур­ного произведений; сопоставлять литературные произ­ведения, а также их различные художественные, крити­ческие и научные интерпретации;

выявлять авторскую позицию, характеризовать осо­бенности стиля писателя;

выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произно­шения;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

писать рецензии на прочитанные произведения и со­чинения различных жанров на литературные темы.

Система оценки достижений учащихся

Критерии выставления отметок за устный опрос:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетическоо содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 класс); свободное владение монологической речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии выставления отметок за сочинение

«5» ставится за сочинение, глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная , или 1 грамматическая ошибка.

«4» ставится за сочинение, достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочета. Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3» ставится за сочинение: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материла; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные), а также 4 грамматических ошибки.

«2» ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, не опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями, отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1» ставится за сочинение, совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большое число ошибок, чем это установлено для отметки «2». Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.


Учебники и учебно – методические пособия


1. Журавлёв Литература 11 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

2. И.М. Скоркина Литература 11 класс. Поурочное планирование. – Волгоград: Учитель – АСАР, 2002 год.

3. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова Поурочные разработки по русской литературе 11 класс. - М.:ВАКО, 2004 год.




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока


Тема

урока


Кол-во часов


Основное содержание


Требования к уровню подготовки учащихся


Виды контроля



Дата



план

факт

Введение 1ч.

1/

1

Введение. Судьба России в 20 веке.

1ч.

Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей и школ, групп.

Знать: основные темы и проблемы русской литературы ХХ века

Уметь: конспектировать лекцию

Тезисный план или конспект



Литература начала 20 века

2/1

Бунин.

Жизнь и творчество.

Лирика Бунина.

1ч.

Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель». Чтение и анализ стихотворений.

Знать: жизнь и творчество Бунина, философичность и тонкий лиризм стихотворений.

Уметь: готовить индивидуальные сообщения, анализировать поэтический текст, выразительно читать его.

наизусть сти-хотворение «Одиночест-во»



3/2


Бунин. «Господин из Сан-Франциско».


1ч.

Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.


Знать: программное произведение

Уметь: воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).

Комментированное чте-ние, анализ эпизодов



4/3


Бунин. «Господин из Сан-Франциско».


1ч.

Поэтика рассказа.

Развитие понятия о жанре рассказа. Символика бунинской прозы.

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать произведение, характеризовать героев произведения.

Комментированное чте-ние, анализ эпизодов



5/4


Тема любви в прозе Бунина

1ч.

Цикл «Тёмные аллеи». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

Знать содержание рассказа.

Уметь: давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей.

Устный пересказ



6/5


Рассказ «Чистый понедельник».

1ч.

Принципы создания характера в прозе Бунина.

Знать содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).

Уметь: давать оценку героям и собы-тиям.

Характерис-тика героев



7/6

Рассказ «Лёгкое дыхание». Роль художественной детали.

1ч.

Психологизм и особенности «внешней изобразительности». Роль художественной детали.

Знать: содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).

Уметь: определять роль художест-венной детали, давать оценку героям и событиям.

домашнее сочинение




8/7


И.А. Куприн. Жизнь и творчество


1ч.

Жизненный путь. Основные проблемы творчества.

Знать: основные факты жизни и твор-чества писателя.

Уметь: давать связный ответ по теме.

Биографическая сетка



9/8

Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

1ч.

Образы героев рассказа.

Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание.

Уметь: давать оценку героям и событиям, анализировать произведение

Характеристика героя



10/9

Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

1ч.

Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание.

Уметь: давать оценку героям и событиям, анализировать произведение

Характеристика героя



11/10


Горький.

Жизнь и творчество.

1ч.

Презентация

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: составлять биографическую сетку.

Биографическая сетка



12/11


Ранние романтические рассказы писателя. «Старуха Изергиль».

1ч.

«Старуха Изергиль» Пробле-матика и особенности композиции рассказа. Романтический герой в ранних романтических рассказах Горького.

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать произведение , характеризовать героев произведения.

Пересказ эпизодов.



13/12

Пьеса «На дне»

1ч.

«На дне» как социально-философская драма. Сценическая судьба пьесы. Особенности жанра и конфликта пьесы.

Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание.

Уметь: давать оценку героям и событиям

Сообщения



14/13

Обитатели «дна» в пьесе «На дне». Смысл названия произведения.

1ч.

Обитатели «дна» в пьесе «На дне». Смысл названия произведения.

Знать: программное произведение, воспроизводить его содержание.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать героев произведения

Комментированное чтение



15/14

Вопрос о правде в пьесе «На дне»

1ч.

Роль Луки в пьесе.

Знать: программное произведение, воспроизводить его содержание.

Уметь: анализировать эпизод произведения, характеризовать героев

Выразительное чтение монологов Сатина



16/15

Письменная работа по творчеству Горького

1ч.

Письменная работа по творчеству Горького

Знать: программное произведение.

Уметь: писать сочинения на литера-турную тему

Сочинение на одну из предложен-ных тем



17/16


Русский символизм и его истоки.

1ч.


Русский символизм и его истоки.

Знать: литературоведческие термины. Уметь: составлять тезисы статьи учебника.

Тезисный план



18/17


Брюсов.

Жизнь и творчество.


1ч.

Брюсов как основоположник символизма в России. Проблематика и особенности стиля поэта. « Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»


Знать: основные факты жизни и творчества писателя, основные черты символизма.

Уметь: анализировать произведение, выразительно читать произведение.

Наизусть

«Юному поэту»



19/18

Лирика поэтов – символистов:

К. Бальмонт. А. Белый.

1ч.

К. Бальмонт. «Безглагольность» «Я мечтою ловил ...», «Я в этот мир пришёл...», «Раздумье», «Русь», «Родине»


Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: соотносить произведение с литературным направлением эпохи, анализировать произведение.

Сообщения по выбору учащихся



20/19

Западно-европейские и отечественные истоки акмеизма

1ч.

Лекция учителя по теме урока.



Знать: литературоведческие термины. Уметь: составлять конспект лекции.

Конспект



21/20

Гумилёв.

Слово о поэте. Проблематика и поэтика его лирики.

1ч.

Проблематика и поэтика его лирики. «Жираф», «Волшебная скрипка».

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, основные черты акмеизма.

Уметь: анализировать произведение.

Выразительное чтение наизусть

«Жираф»



22/21

Гумилёв.

Проблематика и поэтика его лирики.

1ч.

Проблематика и поэтика его лирики. «Заблудившийся трамвай», «Капитаны»

Знать: проблематику и поэтику творчества поэта.

Уметь: анализировать произведение выразительно читать произведение.

Выразитель-ное чтение стих-й



23/22

Футуризм как литературное направление.

1ч.

Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина, Хлебникова.

Знать: манифест футуристов.

Уметь: анализировать произведение и соотносить с литературным направлением эпохи.

Выразительное чтение стихотворений



24/23

Блок.

Жизнь и творчество. Блок и символисты.

1ч.

Блок и символисты.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: выделять главное в жизни и творчестве писателя.

Биографическая сетка



25/24

Темы и образы ранней лирики.


1ч.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».


Знать: стихотворения, входящие в цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Уметь: анализировать произведение, выразительно читать .

Выразитель-ное чтение стих-й



26/25

Тема страшного мира в лирике Блока.

1ч.

Чтение и анализ стихотворений. Развитие понятия об образе – символе

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение.

наизусть: «Незнакомка»




27/26

Тема Родины в лирике Блока.

1ч.

Чтение и анализ стихотворений «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге», «Скифы»

Знать: содержание поэмы «Скифы», цикла «На поле Куликовом».

Уметь: анализировать произведение.

Наизусть: «Россия».



28/27

Поэма Блока «Двенадцать».

1ч.

Сложность художественного мира поэмы.

Знать: историю создания и содержание поэмы.

Уметь: давать оценку героям и событиям.

Выразительное чтение



29/28

Поэма Блока «Двенадцать».

1ч.

Идейное содержание произведения.

Знать: содержание поэмы.

Уметь: объяснять связь произведения со временем написания и совре-менностью, анализировать произве-дение.

Выразительное чтение



30/29

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии.

1ч.

Клюев. Страницы жизни и творчества обзор). «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из тёмных углов.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализировать произведение и составлять тезисы статьи учебника, выразительно читать стихи.

Составление тезисов



31/30

Есенин.

Жизнь и творчество.


1ч.

Ранняя лирика. «Гой ты, Русь…», Письмо матери»



Знать: основные факты жизни и творчества писателя, тематику ранней лирики.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения.

Наизусть

«Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…»



32/31

Тема России в лирике Есенина.

1ч.

Чтение и анализ стихотворений. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль…», «Неуютная жидкая лунность...»

Знать: место патриотической темы в творчестве поэта.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать.

Выразитель-ное чтение стих-й



33/32

Любовная тема в лирике Есенина.

1ч.

Чтение и анализ стихотворений. «Не бродить, не мять…», «Собаке Качалова» «Шаганэ…», «Письмо женщине»

Знать: тематику творчества поэта.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

Выразительное чтение стихотворений



34/33

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина.

1ч.

Трагизм восприятия гибели русской деревни. Чтение и анализ стихотворений. «Не жалею, не зову, не плачу…» «Мы теперь уходим понемногу…»

Знать: тематику творчества поэта.

Уметь: давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей.

Выразительное чтение стихотворений



35/34

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

1ч.

Чтение и анализ стихотворений данного цикла

Знать: роль выразительных средств в раскрытии идеи произведения.

Уметь: анализировать произведение .

Выразитель-ное чтение наизусть.



Литература 20-х годов ХХ века

36/1

Маяковский.

Жизнь и творчество.

1ч.

Автобиография «Я сам»

Знать: основные факты жизни и творчестве писателя.

Уметь: выделять главное в жизни и творчестве писателя.

Биографическая сетка



37/2

Художественный мир ранней лирики поэта.

1ч.

Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос стихов. Чтение и анализ стихотворений «А вы могли бы?» «Скрипка и немножко нервно» «Послушайте»

Знать: своеобразие ранней лирики поэта.

Уметь: объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение.

Выразительное чтение стихотворений



38/3

Своеобразие любовной лирики Маяковского.

1ч.


Чтение и анализ произведений. « Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой

Знать: тематику творчества поэта

Уметь: давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение.

Выразительное чтение стихотворений



39/4

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Чтение и анализ стихотворений».

1ч.

Чтение и анализ стихотворений. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину»

Знать: тематику творчества поэта

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать.

Выразительное чтение стихотворений



Литература 30-х годов ХХ века 33 ч.

40/1


Булгаков.

Жизнь и творчество.

1ч.

Презентация




Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: составлять биографическую сетку.

Биографическая сетка



41/2

«Мастер и Маргарита».


1ч.

История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита».


Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).

Уметь: дать оценку героям и событиям.

Письменный ответ на вопрос



42/3

«Мастер и Маргарита».


1ч.

Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита».


Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события)

Уметь: дать оценку героям и событиям, анализировать произведение.

Подбор материала по тексту.



43/4

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

1ч.

Роль ершалаимских глав в романе.

Знать содержание романа.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты.

Пересказ, комментированное чтение



44/5

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

1ч.

Сатирическое изображение московской жизни.

Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание.

Уметь: анализировать произведение, находить элементы сатиры.


Устное словесное рисование, комментированное чтение



45/6


Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».

1ч.

Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».

Знать: произведение, его проблемати-ку.

Уметь: анализировать произведение, характеризовать героев произведения

Пересказ, комментированное чтение



46/7

Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита»

1ч.

Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание.

Уметь: анализировать произведение, характеризовать героев произведения

Сообщения учащихся



47/8


Сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

1ч.

Обсуждение тем сочинений, написание черновиков.

Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание.

Уметь: писать сочинения на литературную тему

сочинение




48/9


Сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

1ч.

Сочинение.

Знать: произведение, воспроизводить его содержание.

Уметь: писать сочинения на литера-турную тему

сочинение




49/10


Сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

1ч.

Сочинение.

Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание.

Уметь: писать сочинения на литера-турную тему

сочинение




50/11

Платонов.

Жизнь и творчество.


1ч.

Биография писателя

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: воспроизводить монологи-ческое высказывание

Биографическая сетка



51/12

Повесть Платонова «Котлован».


1ч.»

Обзор содержания, сюжет, композиция, идейный смысл.


Знать: программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).

Уметь: дать оценку героям и событиям.

Беседа по содержанию повести



52/13

Повесть Платонова «Котлован».


1ч.»

Обзор содержания, сюжет, композиция, идейный смысл.


Знать: программное произведение.

Уметь: дать оценку героям и событиям .

Беседа по содержанию повести



53/14

Ахматова.

Жизнь и творчество.


1ч.

Личность, судьба А.А.Ахматовой. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики».


Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты.

Выразительное чтение стихотворений.



54/15

Лирика А.Ахматовой.

1ч.

Чтение и анализ стихотворений «Я научилась просто, мудро жить...», «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью».

Знать: тематику творчества поэтессы.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение.

Наизусть одно из стихотворений по выбору




55/16


Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.


1ч.

Чтение и анализ стихотворений «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…», «Родная земля», «Бывает так: какая-то истома».

Знать: тематику творчества поэтессы.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать

Выразитель-ное чтение стихотворе-ний



56/17


Поэма Ахматовой «Реквием».

1ч.

Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.

Знать: содержание поэмы, историю написания. Уметь: анализировать произведение, объяснять роль эпиграфов.

Выразительное чтение поэмы




57/18


Поэма Ахматовой «Реквием».


1ч.

Особенности жанра и композиции.


Знать: содержание поэмы, историю написания. Уметь: анализировать произведение, объяснять роль эпиграфов.

Анализ поэмы



58/19

Мандельштам.

Жизнь и творчество.


1ч.

Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи.

Знать основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты.

Выразитель-ное чтение стихотворения.



59/20

Мандельштам.

Обзор лирики.


1ч.

Чтение и анализ стихотворений. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город…», «Notre Dame»

Знать: тематику творчества поэта.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать.

наизусть

«Notre Dame».



60/21


Цветаева.

Жизнь и творчество.


1ч.

Личность и судьба. Основные мотивы лирики.

Знать: основные факты жизни и творчества поэтессы. Уметь: давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей.

наизусть:

«Имя твоё…» «Кто создан из камня…»




61/22

М.Цветаева. Тема поэта и поэзии в творчестве.

1ч.

Тема поэта и поэзии в творчестве.

Знать: тематику творчества.

Уметь: давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия, выразительно читать.

Выразительное чтение и анализ



62/23


Цветаева.


1ч.

Тема Родины. Чтение и анализ стихотворений. Своеобразие поэтического стиля».

Знать: тематику творчества.

Уметь: анализировать лирическое произведение на основе личностного восприятия, выразительно читать.

Выразительное чтение и анализ.



63/24

урок развития речи по теме «Творчество Ахматовой и Цветаевой».

1ч.

Сочинение на тему «Образ родной земли в творчестве Ахматовой и Цветаевой»

Уметь анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, писать сочинение на литературную тему

Сочинение




64/25


урок развития речи по теме «Творчество Ахматовой и Цветаевой».

1ч.

Сочинение на тему «Образ родной земли в творчестве Ахматовой и Цветаевой»

Уметь: анализировать произведение, объяснять сходство и различие произведений разных поэтов, писать сочинение на литературную тему

Сочинение




65/26

Шолохов.

Жизнь и творчество.


1ч.

Биография Шолохова. «Донские рассказы». История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, произведение, воспроизводить его содержание.

Уметь: дать оценку героям и событиям

Составление биографической сетки, сообщения.



66/27


Роман «Тихий Дон».

1ч.

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

Знать: содержание изучаемого произведения.

Уметь: анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

Комментированное чте-ние, связный рассказ о ге-рое




67/28

Роман «Тихий Дон».

1ч.

«Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении М.Шолохова.

Знать: содержание изучаемого произведения.

Уметь: давать оценку произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей.

Анализ отдельных эпизодов



68/29


Григорий Мелехов в романе «Тихий Дон».

1ч.

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон

Знать: содержание произведения.

Уметь: давать оценку изученному произведению, характеризовать героев произведения.

Характерис-тика героя с комментиро-ванным чте-нием



69/30


Григорий Мелехов в романе «Тихий Дон».

1ч.

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать эпизод изученного произведения, характе-ризовать героев произведения

Комментированное чтение отрывков



70/31


Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1ч.

Аксинья и Наталья в романе «Тихий Дон», Разнообразие женских типов в романе.

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать героев.

Сообщения учащихся



71/32

Мастерство Шолохова – прозаика в романе «Тихий Дон».

1ч.

Мастерство Шолохова – прозаика в романе «Тихий Дон» в создании картин природы, речь героев и т.д.

Знать: содержание произведения. Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты.

Составление плана



72/33

Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова

1ч.

Сочинение (анализ эпизода)

Знать: содержание изучаемого произведения. Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты.


Сочинение.



Литература периода Великой Отечественной войны 1ч.

73/1

Новое осмысление военной темы в литературе 50 – 90-х годов.

1ч.

Повесть В.Быкова «Сотников».

Нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события);

Уметь: давать оценку героям и событиям.

Сравнительная характеристика героев



Литература 50 – 90-х годов

74/1

Твардовский.

Страницы жизни и творчества.


1ч.

Лирика Твардовского. Размыш-ление о настоящем и будущем России. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном – единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать.

Наизусть

«Я знаю, никакой моей вины…»



75/2

А.Т.Твардовский.

«По праву памяти»

1ч.

Комментированное чтение поэмы.

Знать: содержание поэмы.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты.

выразительное чтение и анализ.



76/3

Пастернак.

Страницы жизни и творчества.

1ч.

Личность и судьба. Презентация.

Знать: основные факты жизни и творчестве писателя.

Уметь: выразительно читать стихотворение.

Наизусть

«Во всём мне хочется дой-ти до самой сути…»



77/4

Основные темы и мотивы поэзии Б.Пастернака.

1ч.

Чтение и анализ стихотворений. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», и т. д.

Знать: тематику творчества.

Уметь: анализировать стихотворение, находить средства выразительности, выразительно читать.

Выразитель-ное чтение и анализ.



78/5


Пастернак. Роман «Доктор Живаго».



1ч.

Человек, история и природа в произведении.

Знать: содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).

Уметь: давать оценку героям и событиям, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения.

Устный пересказ



79/6


Стихотворения Юрия Живаго.

1ч.

Чтение и анализ стихотворений Юрия Живаго

Знать содержание романа. Уметь выразительно читать стихотворения.

Выразительное чтение



80/7


Солженицын.

Жизнь и творчество.


1ч.

Презентация «А.И.Солженицын»

Знать: основные факты о жизни и творчестве писателя.

Уметь: делать монологическое высказывание.

Составление биографической сетки



81/8

«Один день Ивана Денисовича».

1ч.

Человек, история и природа в произведении «Один день Ивана Денисовича»

Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание.

Уметь: дать оценку героям и событиям.

Характеристика героя, комментированное чтение отрывков



82/9

Судьба человека в тоталитарном государстве по рассказу «Один день Ивана Денисовича».

1ч.

Судьба главного героя.

Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание.

Уметь: давать оценку героям и событиям.

Характеристика героя, анализ эпизодов.



83/10

Шаламов.

Жизнь и творчество.

1ч.

Презентация. «Жизнь и творчество».

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, программное произведение

Уметь: воспроизводить его конкретное содержание.

Характеристика героя, анализ эпизодов, комментированное чтение отрывков



84/11


Шаламов. «Колымские рассказы».


1ч.

. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»

Знать: программное произведение.

Уметь: давать оценку героям и событиям.

Анализ эпизодов, комментированное чтение отрывков



85/12

Поэзия периода оттепели.

«Громкая» лирика: Рождественский, Ахмадулина.

1ч.


Презентация.

Знать: основные факты о жизни и творчестве писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты. Уметь выразительно читать.

Сообщения по выбору обучающихся



86/13

Евтушенко, Вознесенский (Обзор).

1ч.

Презентация

Знать: основные факты жизни и творчества.

Уметь: анализировать произведение, выразительно читать.

Выразитель-ное чтение и анализ



87/14


Рубцов.

Страницы жизни и творчества.

1ч.

Основные темы и мотивы лирики поэта. Основное художественное своеобразие лирики. Чтение и анализ стихотворений «Видения на холме», «Листья осенние.

Знать: основные факты о жизни и творчестве писателя.

Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать

Наизусть одно стихотворение (по выбору учащихся)



88/15


Окуджава.

Слово о поэте.


1ч.

Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтичес-ких интонаций. «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Знать: основные факты о жизни и творчестве писателя

Уметь: выразительно читать стихотворения.

Наизусть од-но стихотво-рение (по вы-бору)



89/16

Бродский.

Слово о поэте.

Проблемно-темати-ческий диапазон его лирики

1ч.

Презентация. Чтение и анализ стихотворений. «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»), «Воротишься на родину...»

Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение.

Наизусть одно стихо-творение (по выбору)



90/17


В.Астафьев «Царь-рыба» («Капля»)

1ч.

Человек и природа в рассказе «Капля».

Знать: программное произведение.

Уметь: воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).

Характеристика героя, анализ эпизодов



91/18

В.Астафьев «Царь-рыба»

1ч.

Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы».

Знать: программное произведение.

Уметь: давать оценку героям и событиям на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей.

Анализ эпизодов, комментиро-ванное чте-ние отрывков



92/19

В. Г.Распутин.

Обзор творчества.

1ч.

Презентация

Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: делать монологическое высказывание.

Сообщения.



93/20

Нравственная пробле-матика повести «Про-щание с Матёрой».

1ч.

Беседа по содержанию повести

Знать: произведение, воспроизводить его конкретное содержание;

Уметь: дать оценку героям и событиям.

Анализ эпизодов.



94/21

«Живи и помни».

1ч.

Беседа по содержанию повести «Живи и помни».

Знать: программное произведение.

Уметь: давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей.

Характеристика героев.



95/22

Темы и проблемы современной драматургии. Обзор.

1ч.

Лекция «Основные темы и проблемы современной драматургии»

Уметь: составлять конспект лекции

конспект лекции



96/23

Вампилов. «Утиная охота».

1ч.

Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

Знать: программное произведение.

Уметь: давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей.

Характеристика героя, комментированное чтение отрывков



Литература конца ХХ – начала ХХI века

97/1


Основные направления и тенденции развития современной литера-туры: проза реализма и «неореализма».

1ч.

Презентация

Понимать: связь произведений со временем написания и современностью.

Уметь: составлять тезисы статьи учебника.

Составление плана статьи учебника



98/2

Поэзия, литература Русского зарубежья последних лет

1ч.

Обзор литературы Русского зарубежья последних лет

Знать: произведения, относящиеся к данному периоду.

Уметь: анализировать стихотворение.

Анализ выбранного стихотворения.



Зарубежная литература XX века 4ч.

99/1

Урок внеклассного чтения. Хемингуэй. Слово о писателе.


1ч.

Обзор творчества.

Знать: основные факты о жизни и творчестве писателя.

Уметь: монологически высказываться

Сообщение.



100/2

Хемингуэй «Старик и море».


1ч.

Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

Знать: программное произведение.

Уметь: воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); давать оценку героям и событиям.

Характеристика героя, комментированное чтение отрывков



101/ 3

Б. Шоу.

Пьеса «Пигмалион».

1ч.

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу.

Знать: программное произведение.

Воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).

Характеристика героя, анализ эпизодов.



102/ 4

Б. Шоу.

Пьеса «Пигмалион».

1ч.

Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу

Знать: программное произведение.

Уметь: давать оценку героям и событиям, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты

Анализ эпизодов, комментированное чтение отрывков













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!