© 2019 986 29
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе (углубленный уровень) 11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа углубленного уровня учебного предмета «Литература» для 11 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г.), Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (2016 г.), Образовательной программы среднего общего образования МБОУ Газимуро – Заводская средняя общеобразовательная школа, программы В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского, Н. Б. Тралковой к линии УМК «Литература. 10-11 класс», учебника «Русский язык и литература: Литература. 11 кл. Углубленный уровень. В 2 ч.» / под ред. В. В. Агеносова. – Дрофа, 2015 г., Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2016 г.).
На изучение историко – литературного курса XIX – XX веков в 10 и 11 классах отводится 102 (базовый уровень), 136 или 170 часов (углубленный уровень) в каждой параллели. Продолжительность учебного года для 11 класса в образовательной программе школы определена 34 учебными неделями. Согласно учебному плану школы рабочая программа разработана на 170 часов (из расчета 5 учебных часов в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Выпускник на углубленном уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;
в устной и письменной форме анализировать:
• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;
• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);
• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст;
ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:
• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);
• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;
• представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;
• знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике;
обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):
• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;
• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;
опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;
пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;
принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях.
Содержание учебного предмета «Литература»
ВВЕДЕНИЕ
Литература XX века — наследница всех ветвей русской национальной культуры: духовно-нравственной, революционно-активной и философско-смеховой, лишь в совокупности отражающих многообразный русский национальный характер.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX— НАЧАЛА XX ВЕКА
(1890—1917)
Социально-политические особенности эпохи. Наука и культура рубежа веков. Разграничение понятий ≪литература рубежа веков≫ (все явления литературного процесса указанного периода) и ≪литература Серебряного века≫ (только литература нравственных поисков). Литературные направления: реализм (темы и герои реалистической литературы; жанры и стилевые особенности реалистической прозы; понятие неореализма); модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), крестьянские писатели.
Поэтические индивидуальности Серебряного века (К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, И. Ф. Анненский, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин). Проза русских символистов (Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб, А. Белый).
Литературоведческие понятия: модернизм; модернистские течения в литературе; жанры лирики.
А. А. БЛОК
Лирика Блока как ≪трилогия вочеловечения≫, как ≪роман в стихах≫: своеобразие композиции, место стихотворения в цикле, сборнике, книге, томе. Эволюция лирического героя. Мир стихий в лирике Блока: стихии природы, любви, искусства. Любовь-ненависть — формула отношения к миру. Величие и трагедийность выбора, совершаемого лирическим героем. ≪Страшный мир≫ в поэзии Блока. Мотив безысходности, утраты абсолюта. ≪Рождение человека ≪общественного≫ ценою утраты части души≫. Россия в лирике Блока.
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «Я, отрок, зажигаю свечи...», «Предчувствую Тебя...», «Мне страшно с Тобою встречаться...», «Незнакомка», «Фабрика», «О весна, без конца и без краю...», «Снежная маска», «Кармен», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Соловьиный сад», «На поле Куликовом», «Россия».
Особенность поэтического стиля лирики: ассоциативный характер метафор, новизна ритмики, своеобразие символизма.
Поэма «Двенадцать». Революция как внерассудочная, не знающая норм и правил стихия. Неотвратимость революции как страшной необходимости. Крушение гуманизма и пред- видение нового обретения Христа. Контрастность и дисгармония как основы стиля поэмы. Мотив пути как композиционный стержень произведения. Образы - эмблемы в поэме. Шум крушения мира в мелодике и ритмике поэмы.
Литературоведческие понятия: ассоциативная метафора, символ; ритмика; дольник.
М. ГОРЬКИЙ
Личность писателя. Основные этапы творческого пути. Поиск положительного героя. Романтические рассказы Проблема творческого метода раннего Горького: романтический реализм.
Драма «На дне». Социальное и философское в пьесе. Чеховские традиции в драматургии Горького. Своеобразие системы образов драмы. Социальный критицизм Горького. Философская проблематика: проблема веры; различное понимание правды в драме (позиции Сатина, Луки и Бубнова). Неоднозначность смыслового итога пьесы.
Горький-прозаик.
Роман «Мать». Идейное своеобразие романа, его связь с ранним творчеством писателя. Соединение социального и общечеловеческого в образе Ниловны. Роль христианских мотивов в романе.
Человек и история в эпосе Горького. ≪Жизнь Клима Самгина≫ (обзор).
Литературоведческие понятия: философский метажанр в литературе; основные принципы литературы социалистического реализма (новый герой, соотношение личности, масс и истории).
Л. Н. АНДРЕЕВ
Личность писателя. Основные этапы творческого пути. Эволюция художественного метода от реализма к неореализму и символизму. Рассказ «Большой шлем». Пьеса «Жизнь человека».
Литературоведческие понятия: неореалистические художественные методы, экспрессионизм.
И. А. БУНИН
Личность писателя. Бунинская концепция мира и человека. Восприятие жизни как величайшего дара и осознание ее трагической хрупкости. Художественный мир писателя. Проблематика, эстетические принципы, основные мотивы творчества. Своеобразие бунинского неореализма.
Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Сюжетная организация рассказов Бунина. Точка зрения персонажа и авторская точка зрения. Пространственная и временная организация рассказов. Предметная детализация бунинского текста. Ритмическая и звуковая организация рассказов. Социальная и экзистенциальная проблематика: от кризиса ≪дворянских гнезд≫ («Антоновские яблоки») к кризису человеческой цивилизации (≪Господин из Сан-Франциско≫). Любовь и смерть в художественном мире Бунина.
Бунин как один из лучших стилистов в русской литературе XX века.
Литературоведческие понятия: расширение представлений о реализме; разновидности предметной изобразительности (портрет, интерьер, бытовая деталь, речевая характеристика); ритм в прозаическом произведении.
А. И. КУПРИН
Личность писателя. Неореализм А. И. Куприна в контексте традиции русской литературы. Драматичные страсти в повседневной жизни. Социально-нравственные проблемы произведений «Олеся», «Молох», «Поединок». Лиризм писателя.
Жизнеутверждающая сила любви в повести «Гранатовый браслет». Сюжет и композиция произведения. Социальное, нравственное, мистическое в повести. Художественная роль музыки в произведении.
Литературоведческие понятия: традиция и новаторство в литературе, тематика и проблематика произведения, психологизм, художественная деталь, язык искусства.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1920-Х ГОДОВ
Литературно-общественная ситуация и формы литературной жизни. Литературные группировки и журналы. Литературные направления: реализм и неореализм, социалистический реализм, модернизм.
М. А. Шолохов. ≪Донские рассказы≫. Братоубийственная война как трагедия. Обоюдная жестокость воюющих. От политической тенденциозности к общечеловеческим мотивам (≪Чужая кровь≫). А. А. Фадеев. ≪Разгром≫. Утверждение ≪революционного≫ гуманизма. Героическая концепция личности. Ю. Либединский. ≪Неделя≫. Ф. Гладков. ≪Цемент≫. Зарождение нормативной эстетики. Разнообразие стилевых манер писателей. Б. Пильняк. ≪Голый год≫. Традиции русской классической литературы и их переосмысление писателями 1920-х годов. Гротеск, гипербола, фантастика в литературе 1920-х годов.
Литературоведческие понятия: понятие об орнаментальной прозе.
С. А. ЕСЕНИН
Личность поэта. Мир человека и мир природы в лирике Есенина. Образ родины. Крестьянское мироощущение Есенина и его воплощение в поэзии. Гуманизм и предельная искренность есенинской лирики. Противоречивость в осмыслении и оценке послереволюционной действительности. Ощущение трагической разъединенности со своей родиной и народом в стихах Есенина 1920-х годов. Эволюция лирического героя поэта. Народно-песенная основа лирики Есенина. Самобытность интонации и образного строя. Символика цвета. Значение творчества Есенина для развития русской литературы.
Поэма «Анна Снегина» в контексте творчества поэта. Исторический фон произведения. Личная судьба и судьба народная как предмет изображения поэта.
Стихотворения: «В хате», «Гой ты, Русь моя родная...», «Песнь о собаке», «О красном вечере задумалась дорога...», «Я покинул родимый дом...», «Каждый труд благослови, удача!..», «Письмо матери», «Русь советская», «Неуютная, жидкая лунность...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Гори, звезда моя, не падай...», «Отговорила роща золотая...», «Синий туман, снеговое раздолье...».
Поэмы: «Анна Снегина», ≪Черный человек≫.
Литературоведческие понятия: ≪избяной космос≫ в русской поэзии XX века.
В. В. МАЯКОВСКИЙ
Противоречивость личности и творчества поэта. Основные этапы творческого пути. Свежесть и сила поэтического слова в дооктябрьской лирике поэта. Мир большого города в лирике Маяковского. Антивоенный и антимещанский пафос стихотворений. Бунтарство и одиночество лирического героя.
Стихотворения: «Утро», «Ночь», «Адище города», «А вы могли бы?», «Война объявлена», «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!».
Поэма «Облако в штанах». Социальный критицизм и интимно-лирическое начало в поэме. Трагическое мироощущение лирического героя поэмы.
Поэтическое новаторство Маяковского: обновление поэтической лексики, приемы развернутой и реализованной метафоры, новизна ритмико-интонационного строя.
≪Штурм социалистического рая≫ в лирике революционных и послереволюционных лет. Понимание Маяковским назначения поэта в революционной действительности.
Тема любви в творчестве поэта.
Стихотворения: «Левый марш», «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии».
Своеобразие сатиры Маяковского. Политическая и эстетическая левизна Маяковского. Постепенное осознание противоречивости общекультурной ситуации. Канонизация ранее найденных художественных приемов. Декларативность лирики.
Поэма «Хорошо!». «Вступление к поэме «Во весь голос» — честный и искренний итог жизненного и творческого пути.
Роль Маяковского в развитии русской поэзии.
Литературоведческие понятия: тонический стих.
А. А. АХМАТОВА
Личность поэтессы. Изображение женской судьбы и психологии в ранней поэзии А. Ахматовой. Эволюция лирической героини. Гражданский пафос поэзии Ахматовой. Трагический путь женщины-поэта. Соединение обыденной детали с глубиной чувств лирической героини. Исторические или литературные герои, друзья-современники в произведениях Ахматовой. Пушкин и Блок в лирике Ахматовой. Христианские мотивы творчества. Голос Ахматовой — голос всего русского народа, голос его совести, его веры, его
правды.
Стихотворения: «Песенка», «Песня последней встречи», «Перед весной бывают дни такие...», «Я научила женщин говорить...», «Пушкин», «Заплаканная осень, как вдова...», «Мне ни к чему одические рати...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Приморский сонет», «Родная земля» и др. (по выбору учителя и учеников).
Поэма «Реквием», ≪Поэма без героя≫.
Литературоведческие понятия: стилизация, остранение, лирическая новелла, цикл.
М. И. ЦВЕТАЕВА
Судьба и творчество Цветаевой. Романтическая основа лирики. Доэмигрантский период: тема любви, тема поэта и поэзии, тема родины. Краски, ритмика, лексика, характер лирической героини юношеских стихов. Эволюция цветаевской поэтики (≪Версты≫). Безмерность чувств. ≪Стихи о Москве≫. Эволюция темы родины в творчестве поэта. От восторженного преклонения перед Москвой к отречению от нее в период революции и Гражданской войны. Трагедийное звучание ≪Лебединого стана≫. Фольклорные мотивы в лирике Цветаевой. Тема поэта и поэзии. Лирические посвящения поэтам, создание обобщенного образа Поэта, как некоего чуда (≪Стихи к Блоку≫, посвящения Ахматовой, Мандельштаму и др.). Эмигрантский период: трансформация основных мотивов поэзии. ≪Всемирная отзывчивость≫ лирической героини. Острота конфликта с миром в стихах периода эмиграции. ≪Безмерность в мире мер≫.
Стихотворения: «Молитва», «Идешь, на меня похожий...», «Моим стихам, написанным так рано...», «Бабушке», «Говорила мне бабка лютая...», «Кабы нас с тобой да судьба свела...», «Дон», «Стенька Разин», «Если душа родилась крылатой...», «Поэты», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину», «Прокрасться...», «Душа», «Жизни», «Тоска по Родине! Давно...», «Читателям газет», «Стол», «Куст» и др. (по выбору учителя).
Поэма: «Поэма конца».
Литературоведческие понятия: мифопоэтика и компоненты поэтического ритма.
Е. И. ЗАМЯТИН
Своеобразие личности и художественного мира Е. Замятина. Уездное как сквозная тема творчества писателя. Трагическая концепция личности в рассказе «Пещера». Временна́я и пространственная организация рассказа. Метафоричность. Система персонажей; своеобразие замятинского психологизма. Выразительность речевых характеристик. Конструктивная жесткость и экспрессивная сила деталей.
Роман «Мы». Антиутопический мир на страницах романа. Язык и тип сознания граждан Единого Государства. Герой антиутопии; центральный конфликт романа. Прогностическая сила романа.
Литературоведческие понятия: экспрессионизм, жанр антиутопии.
РУССКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН 1920—1930-Х ГОДОВ
(А. Н. ТОЛСТОЙ, М. А. АЛДАНОВ, Ю. Н. ТЫНЯНОВ)
Идея исторического процесса в советской литературе. Концепция человека и истории в романах советских писателей (А. Чапыгин, А. Новиков-Прибой, С. Сергеев-Ценский).
Роман А. Н. Толстого «Петр Первый». Становление личности в эпохе. Проблема соотношения личности и народных масс. Особенности изображения исторической эпохи. Способы создания характеров. Язык и стиль романа.
Понимание истории в творчестве писателей русского зарубежья. Роман М. Алданова «Святая Елена, маленький остров». Пушкинская традиция изображения человека, оказавшегося на перекрестках истории. Философия случая. Внимание к нравственным проблемам.
Своеобразие исторической прозы Ю. Тынянова. Понимание истории и проблема соединения документа и вымысла в рассказе «Поручик Киже», в романе ≪Пушкин≫ (обзор).
Литературоведческие понятия: историзм в литературе, жанр исторического романа в XX веке.
М. А. БУЛГАКОВ
Творческий путь писателя. Социально-историческое и философское в повести ≪Собачье сердце≫. Философско-этическая проблематика романа «Мастер и Маргарита». Библейский сюжет и его интерпретация. Особенности сатиры в романе. Своеобразие и роль фантастики в романе. Тема судьбы и личной ответственности в романе. Судьба художника. Лирическое начало в романе. Бессмертие любви и творчества. Экзистенциальная проблематика романа. Композиция произведения. Особенности жанра. Традиции Гоголя, Щедрина и Достоевского в творчестве Булгакова. Связь романа ≪Мастер и Маргарита≫ с традициями мировой литературы.
Литературоведческие понятия: философско-мифологическая литература.
И. С. ШМЕЛЕВ
Нравственно-философская линия в литературе русского зарубежья. Судьба и личность И. Шмелева. Роман «Лето Господне». Тема постижения ребенком Божьего мира. Красочность описаний, портретов. Образы людей из народа. Своеобразие языка (сочетание народной, библейской и литературной лексики).
Изображение русского национального характера в рассказах «Мартын и Кинг» и «Небывалый обед».
Г. В. ИВАНОВ
Эволюция творчества поэта. Экзистенциальные мотивы в поэзии Г. Иванова эмигрантского периода. Внесение в поэзию непоэтических образов XX столетия. Г. Иванов и поэты ≪парижской ноты≫. Новаторство художественных решений. Значение Г. Иванова для развития новейшей русской поэзии.
Стихотворения: «Оттого и томит меня шорох травы...», «Грустно, друг...», «Россия счастие. Россия свет...», «Ликование вечной блаженной весны...», «Поговори со мной еще немного...» и др. (по выбору учителя и учеников).
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1930—1950-Х ГОДОВ
(ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
Литературный процесс 1930-х годов. Пафос революционного преобразования действительности и утверждение творчески активной личности в советской литературе. Постановление ЦК ВКП(б) о роспуске РАПП и других литературных объединений и создании единого Союза писателей СССР. Первый съезд писателей (его положительное и отрицательное значение для развития русской литературы).
Социалистический реализм: история возникновения; политические и эстетические принципы.
Репрессии 1930-х годов и личные судьбы писателей.
Писатели русского зарубежья и андеграунда — продолжатели традиций русской классической литературы XIX столетия и Серебряного века. Развитие русской идеи соборности и духовности, всеединства и любви в творчестве писателей-эмигрантов.
Русская литература в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Идеи патриотизма и народности в освещении войны. Возвращение трагедийного начала в отечественную литературу.
Постановление ЦК ВКП(б) ≪О журналах ≪Звезда≫ и ≪Ленинград≫. Нормативность в эстетике 1940—1950-х годов. Теория бесконфликтности.
Жанры литературы 1930—1950-х годов. Производственный роман (В. Катаев. ≪Время, вперед!≫, Ф. Гладков. ≪Энергия≫, И. Эренбург. ≪День первый≫ и др.) как важнейший жанр литературы социалистического реализма. ≪Соть≫ Л. Леонова и ≪Люди из захолустья≫ А. Малышкина как высшее достижение жанра и преодоление его канонов. Роман воспитания. Проблема героического характера и ее решение в романах Н. Островского ≪Как закалялась сталь≫ и А. Макаренко ≪Педагогическая поэма≫. Роман М. Шолохова ≪Поднятая целина≫. Философский роман (М. Пришвин. ≪Кащеева цепь≫, Л. Леонов. ≪Evgenia Ivanovna≫, М. Булгаков. ≪Мастер и Маргарита≫.
Юмористическая и сатирическая литература. Оптимистическая сатира И. Ильфа и Е. Петрова (≪Двенадцать стульев≫, ≪Золотой теленок≫). ≪Грустная сатира≫ А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко.
Творчество М. Зощенко (≪Аристократка≫, ≪Бедность≫, ≪История болезни≫, ≪Баня≫, ≪Гости≫, ≪Качество продукции≫, ≪Дама с цветами≫ и др. рассказы 1920-х годов). Своеобразие юмора и сатиры Зощенко. Герой Зощенко: его социальный статус и мироощущение. Сказовое начало в рассказах писателя. Автор и рассказчик. Речевые характеристики рассказчика и персонажей. Комизм положений и речевой комизм. Истоки и важнейшие особенности языка произведений Зощенко. Язык Зощенко как выражение своеобразия эпохи.
Рассказы Тэффи (≪Ке фер?≫, ≪Городок≫, ≪День≫, ≪Маркита≫, ≪Доктор Коробко≫, ≪Яго≫, ≪Мать≫, ≪Слепая≫, ≪Где-то в тылу≫, ≪Гурон≫). Мастерство психологических характеристик персонажей. Грустный юмор рассказов писательницы.
Поэзия военных лет. М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, П. Антокольский и др.
Проза 1940-х годов о Великой Отечественной войне. Развитие гоголевской и толстовской традиций в послевоенных романах и повестях о войне (≪Молодая гвардия≫ А. Фадеева, ≪Звезда≫ Э. Казакевича, ≪В окопах Сталинграда≫ В. Некрасова, ≪Спутники≫ В. Пановой).
Усиление догматизма и нормативности в советской литературе конца 1940-х годов.
Творчество писателей русского зарубежья. Христианские философско-художественные произведения И. Шмелева, Б. Зайцева. Тема любви и смерти в позднем творчестве И. Бунина (≪Темные аллеи≫). ≪Парижская нота≫ и поэтические открытия Б. Поплавского. Традиции Достоевского в романе Н. Нарокова ≪Мнимые величины≫.
Литературоведческие понятия: разновидности комического, сказ как стиль повествования и как жанр, сюрреализм.
О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Основные этапы творчества. ≪Тоска по мировой культуре≫ как определяющая особенность творчества Мандельштама. Своеобразие эстетики Мандельштама, отношение к слову. Архитектурная точность, вещественность в поэтике ≪Камня≫. Значение историко-культурных реминисценций. Проблема разрыва культурных эпох. Особенности поэтики Мандельштама 1920-х— начала 1930-х годов. Цикл ≪Тristiа≫. Концепция ≪осевого времени≫. Поэт и его век. Лирический герой последних произведений Мандельштама (≪Московские стихи≫, ≪Воронежские тетради≫).
Стихотворения: «Я изучил науку расставанья...», «Отравлен хлеб и воздух выпит...», «Ласточка», «Я не слыхал рассказов Оссиана...», «Я не увижу знаменитой Федры...», «Я слово позабыл, что я хотел сказать...», «Сумерки свободы», «В Петербурге мы сойдемся снова...», «Импрессионизм», «Век», «Ленинград», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Мы живем, под собою не чуя страны...», «Ода» (по выбору учителя и учеников).
Литературоведческие понятия: литературно-мифологические ассоциации.
М. М. ПРИШВИН
Личность писателя. Фольклорно-≪этнографический≫ путь писателя в литературе (≪В краю непуганых птиц≫, ≪За волшебным колобком≫, ≪Черный араб≫).
Становление философской концепции творческой личности, находящейся во внутренней гармонии с миром, в романе «Кащеева цепь» и повести «Журавлиная родина». Художественное воплощение проблемы смысла жизни в повести «Жень-шень». Решение темы любви в поэме в прозе ≪Фацелия≫ и в посмертно изданной книге ≪Мы с тобой≫. Соединение философии, лирики и наблюдений ученого-натуралиста в дневниковых книгах «Лесная капель», «Глаза земли» и др.
Литературоведческие понятия: жанр лирической миниатюры.
В. В. НАБОКОВ
Личность и творческий путь писателя. Феномен двуязычия и его влияние на стилистику Набокова. Своеобразие художественного мира писателя. Гносеологическая проблематика его произведений. Герои Набокова.
Роман «Приглашение на казнь». Сюжет романа. Система персонажей и предметный мир. Металитературные аспекты произведения. Литературный прием как главный герой набоковской прозы. Виртуозность словесной техники Набокова.
Многообразие интерпретаций романа.
Литературоведческие понятия: авторская ирония, иллюзия, метаконструкция, образ автора, палиндром.
Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Личность и творческий путь поэта. Раннее творчество (ОБЭРИУ, книга ≪Столбцы≫, 1929): мир, полный ≪неуклюжего значения≫; художественный эксперимент и гротеск в лирике поэта. Олицетворение как конструктивный прием поэзии Н. Заболоцкого. Творчество поэта после 1933 года: натурфилософская поэзия, проблемы гармонии человека и природы, места человека в мироздании, бессмертия личности. Эволюция в сторону ≪неслыханной простоты≫ поздней лирики.
Стихотворения: «Новый быт», «Движение», «Ивановы», «Рыбная лавка», «Лицо коня», «В жилищах наших», «Я не ищу гармонии в природе...», «Вчера, о смерти размышляя...», «Метаморфозы», «Уступи мне, скворец, уголок...», «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана...», «Не позволяй душе лениться...» (по выбору учителя и учеников).
Литературоведческие понятия: натурфилософская поэзия, понятие о медитативной лирике.
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ
Формирование личности поэта. Образ дороги — характерный лейтмотив творчества А. Твардовского. Поэма ≪Страна Муравия≫. Сказочно-фольклорный характер поэмы. Сложность исканий Моргунка, воплощенная в духе классических традиций русской поэзии.
Твардовский в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Василий Теркин» (повторение). Сочетание бытовых реалий и символики, героики и юмора. Теркин— воплощение русского национального характера. Проблема соотношения автора и героя. Жанр поэмы. И. Бунин о поэме ≪Василий Теркин≫.
Поэма «По праву памяти» — лирическая исповедь поэта. Поэма «За далью — даль» как лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, тема ответственности человека за происходящее, неусыпной памяти. Лирический герой и историческая реальность. Идейно-художественная эволюция Твардовского. Язык и стиль поэмы. Связь публицистических и лирико-исповедальных черт стиля.
Лирика Твардовского. «Я убит подо Ржевом», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Береза». Исповедальность лирики поэта, сопряжение биографического и общечеловеческого.
Деятельность А. Т. Твардовского на посту главного редактора ≪Нового мира≫.
Значение творчества Твардовского для русской литературы.
Литературоведческие понятия: пафос, стиль, хронотоп.
А. П. ПЛАТОНОВ
Личность писателя. Своеобразие художественного мира Платонова. Основные лейтмотивы платоновской прозы: мотив дороги, мотив сиротства, мотив смерти, тоска по абсолюту; образ странника. Своеобразие художественного пространства произведений Платонова. Самозабвенный поиск истины, смысла всего сущего героями Платонова. Осмысление революции и послереволюционной эпохи в прозе Платонова. Рассказ «Сокровенный человек», повесть «Котлован». Философская глубина произведений. Принципы создания портрета и пейзажа. Символика в произведениях писателя. Стилевая неповторимость прозы Платонова. Язык Платонова: истоки и важнейшие законы.
Литературоведческие понятия: философская проза, мотив, символика литературного произведения, многообразие языковых приемов в литературе XX века.
М. А. ШОЛОХОВ
Личность писателя. Развитие толстовской традиции эпического изображения судьбы народа в романистике Шолохова.
Роман «Тихий Дон». Мир донского казачества в романе. Система персонажей. Поиски правды. Проблема ≪общей≫ и ≪частной≫ правды. ≪Мысль семейная≫ в романе. Женские образы. Тема материнства. Трагедия Григория Мелехова. Природное и социальное в личности героя. Конкретно-историческое и общечеловеческое в романе. Мастерство Шолохова-художника. Функции портрета, пейзажа, массовых сцен в романе. Драматургические принципы в эпическом произведении. Своеобразие языковой манеры Шолохова. Сюжетно-композиционная многоплановость ≪Тихого Дона≫. Своеобразие жанра романа-эпопеи в творчестве Шолохова.
Рассказ «Судьба человека» (повторение). Трагическое описание войны. Гуманизм рассказа. Своеобразие композиции.
Литературоведческие понятия: жанр романа-эпопеи, трагическое в литературе.
Б. Л. ПАСТЕРНАК
Личность писателя. Творческий путь и особенности мироощущения поэта. Сила и интенсивность контакта лирического героя с миром. Мгновенье и вечность, быт и мироздание в поэзии Пастернака. Художник и время.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Метель», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Плачущий сад», «Душная ночь», «Сестра моя— жизнь и сегодня в разливе...», «О, знал бы я, что так бывает...», «На ранних поездах», «Ночь», «В больнице», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...», «Зимняя ночь», «Гамлет», «На Страстной», «Единственные дни» и др. (по выбору учителя и учеников). Своеобразие метафоры Пастернака. Роль предметной детали в его поэзии. Мастерство звукописи.
Лирический роман «Доктор Живаго» (общая характеристика романа с рекомендациями для самостоятельного чтения). Судьбы русской интеллигенции и своеобразие оценки исторических событий в романе. Поэтическая природа прозы Пастернака. ≪Доктор Живаго≫ как ≪лирическая автобиография≫ поэта (Д. С. Лихачев). Судьба писателя и его романа.
Литературоведческие понятия: лирический роман.
ПОСЛЕВОЕННАЯ ПОЭЗИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
(И. ЕЛАГИН И Н. МОРШЕН— ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
Характеристика второй волны русской эмиграции. Проблематика творчества И. Елагина: трагедия войны; ужас цивилизации; тема России. Сочетание реалистических и условно-гиперболизированных образов. Живописность и графичность стихов поэта. Циклы ≪По дороге оттуда≫, ≪Дракон на крыше≫, ≪В зале Вселенной≫. Поэма ≪Звезды≫.
Постижение тайн жизни через слово— характерная особенность поэзии Н. Моршена. Тема поэта и поэзии в стихотворениях ≪Волчья верность≫, ≪Былинка≫, ≪Умолкший жаворонок≫. Поиск внутреннего смысла слова в стихотворениях ≪Многоголосый пересмешник≫, ≪Белым по белому≫. Оправдание смысла жизни в стихотворениях ≪Мир стихотворца глазами Панглоса≫ и ≪О звездах≫.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1960-Х ГОДОВ
(ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
Активизация общественной и литературной жизни в стране в 1950-е годы в связи со смертью И. В. Сталина и решениями XX съезда Коммунистической партии, период так называемой оттепели. Обретение ≪второго дыхания≫ писателями старшего поколения. Вступление в литературу нового поколения поэтов, прозаиков, драматургов. Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Дискуссии о социалистическом реализме, об идеальном герое, о проблеме ≪самовыражения≫, об искренности в литературе.
≪Оттепель≫ И. Эренбурга, тетралогия ≪Братья и сестры≫ Ф. Абрамова, произведения А. Яшина, В. Тендрякова. Роль ≪возвращенной≫ отечественной литературы (произведения Е. Замятина, А. Платонова, Б. Пильняка, М. Булгакова, А. Ахматовой, В. Гроссмана, Б. Пастернака и др.) и литературы русского зарубежья (произведения И.Шмелева, Д. Мережковского, З. Гиппиус, М. Алданова и др.) в этом процессе. Развитие так называемой лагерной темы в творчестве А. Солженицына и В. Шаламова.
Начало творчества И. Бродского.
Роль литературно-художественных журналов в литературном процессе. Журнал ≪Новый мир≫.
Литературно-эстетические явления 1950—1990-х годов. Признание правомерности художественного многообразия в литературе. Преодоление нормативизма, догматизма, иллюстративности. Стремление осознать во всей полноте обретения и трагедии нашего пути. Усложнение художественных конфликтов. Отказ от одного типа героя, появление наряду с положительными так называемых амбивалентных героев. Постановка общечеловеческих и религиозно-нравственных проблем в литературе. Усиление аналитических начал, связанное с осмыслением героического и трагического пути России в XX веке. Возникновение так называемой ≪громкой≫ и ≪тихой≫ лирики; ≪городской≫ и ≪деревенской прозы≫.
Проза В. М. Шукшина. Проблема народа как центральная в его творчестве. Создание многообразного народного национального характера, утверждение права человека на индивидуальность и уважение («Чудик», ≪Жена мужа в Париж провожала≫). Изображение трагедии нереализованных возможностей, неприятие зла, бездуховности (рассказы по выбору учителя и учеников).
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН
Изображение русского национального характера и судьбы России в мировой истории — основная тема творчества А. Солженицына. ≪Узловой≫ принцип сюжетно-композиционного построения произведений писателя. Философия языка писателя. ≪Словарь языкового расширения≫.
Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Изображение ≪системы≫ тоталитаризма и репрессий. Иван Денисович как тип русского национального характера. Сюжетные и композиционные особенности.
Рассказ «Матренин двор». Смысл первоначального заголовка ≪Не стоит село без праведника≫. Праведница Матрена и традиции житийной литературы. Противостояние людей и ≪паразитов несочувственных≫ в системе образов рассказа. ≪Матренин двор≫ и ≪деревенская проза≫ 1960—1970-х годов.
Проблемы жизни и смерти, выбора и ответственности в романистике писателя (≪Раковый корпус≫). Автобиографичность и художественный вымысел. Реализм и символика. Общая характеристика эпопеи ≪Красное колесо≫.
«Крохотки» как жанр философских миниатюр.
Литературоведческие понятия: жанр жития, национальный характер, историзм повествования.
В. Т. ШАЛАМОВ
Трагическая судьба писателя. Проблема нравственного выбора личности в условиях абсолютной несвободы в ≪Колымских рассказах≫ и других книгах писателя. Полемика с Ф. М. Достоевским и А. И. Солженицыным по вопросу о роли ≪лагерного опыта≫ в жизни человека («Красный крест»). Понятие ≪самого последнего≫ в жизни заключенного («Выходной день»). Природное и человеческое в рассказе «Стланик». Притчевое начало малой прозы писателя.
Литературоведческие понятия: притча.
В. Г. РАСПУТИН
Личность писателя. Проблематика творчества: память и беспамятство; человек и природа; человек и малая родина. Мотив покаяния.
Повесть «Прощание с Матёрой». История и современность в повести. Система персонажей. Своеобразие художественного пространства. Роль символики.
Трагедия современной жизни России в рассказе ≪Нежданно-негаданно≫.
Традиции русской классики в прозе В. Распутина. Языковое мастерство писателя. Творчество Распутина как высший этап ≪деревенской прозы≫.
Литературоведческие понятия: ≪деревенская проза≫.
Ю. В. ТРИФОНОВ
Нравственная проблематика творчества Трифонова и ее перекличка с произведениями писателей - ≪деревенщиков≫. Повесть «Обмен». Бытовой, нравственный и социально-исторический смысл названия повести. Способы изображения внутреннего мира современного горожанина. Чеховские традиции в творчестве Ю. Трифонова. История и современность в романе ≪Старик≫. Влияние творчества Ю. Трифонова на ≪городскую прозу≫ последующих поколений.
Литературоведческие понятия: ≪городская проза≫.
ЛИТЕРАТУРА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Три потока военной прозы: художественно-документальная, героико-эпическая, судьба отдельного человека.
Развитие толстовской реалистической и гоголевской романтической традиций в современной военной литературе. Антивоенный пафос военной прозы.
Значение рассказа М. А. Шолохова ≪Судьба человека≫ для решения в литературе 1950—1970-х годов проблемы ≪человек на войне≫.
Художественно-документальные произведения о Великой Отечественной войне. С. С. Смирнов. ≪Брестская крепость≫; А. М. Адамович и Д. А. Гранин. ≪Блокадная книга≫. Историческая правда и мастерство художественного обобщения. Эпическое изображение войны в романах К. М. Симонова ≪Живые и мертвые≫ и В. С. Гроссмана ≪Жизнь и судьба≫. Толстовские традиции. Тема гуманизма на войне. Философское восприятие войны как мировой битвы демократии и тоталитаризма. Авторское слово в романах Симонова и Гроссмана.
Лирическая фронтовая повесть (≪лейтенантская проза≫). Повести Г. Я. Бакланова ≪Пядь земли≫ и К. Д. Воробьева ≪Убиты под Москвой≫. Проблема нравственного выбора человека на войне.
Роман Ю. В. Бондарева «Горячий снег»: от традиций ≪лейтенантской прозы≫ к эпическому повествованию. Испытание жизненной позиции человека в условиях войны. Проблема подвига на войне.
Романтическое восприятие войны в повести Б. Л. Васильева ≪А зори здесь тихие...≫. Народный взгляд на войну. Прием несобственно-прямой речи. Романтизация конфликта и образов героев в повести.
Новаторское построение романа В. О. Богомолова ≪В августе сорок четвертого...≫: введение в повествование разных точек зрения, документов — служебных записок, военных сводок и т. д.
Решение философско-этических проблем, связанных с войной, в прозе В. В. Быкова. Повесть ≪Сотников≫. Проблема выбора. Проблема нравственного подвига. Система персонажей. Приемы раскрытия внутреннего мира человека. Своеобразие композиции и сюжета. Христианские мотивы в повести.
Творчество В. Л. Кондратьева. Повесть ≪Сашка≫. Герой повести. Композиция и ее роль в раскрытии характера Сашки. Испытание властью, любовью и дружбой. Проблема гуманизма на войне.
Проза о войне 1980—1990-х годов.
(Подробно изучается одно произведение по выбору учителя и учеников.)
Литературоведческие понятия: понятие лирической и романтической фронтовой прозы, притчевого повествования о войне.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОИСКИ И ТРАДИЦИИ
В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
Многообразие стилей и поэтических школ— основная черта современной поэзии. Проблема традиции в поэзии последних десятилетий XX века.
Гражданская лирика поэтов-шестидесятников и традиции В. Маяковского. Публицистический характер лирики. Ориентация на слушателя, новизна взаимоотношений поэта с аудиторией. Общее и индивидуальное в лирике А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной. Сила и слабость ≪эстрадной поэзии≫, ее значение в расширении диапазона художественных средств и дальнейшей демократизации русского стиха.
≪Тихая лирика≫. Поиск национальной почвы, мотив возвращения к истокам. Тревога за судьбы мира. Обращение к традициям русской поэзии XIX века.
Развитие есенинских и блоковских традиций в творчестве Н. М. Рубцова. Концепция ≪тихой≫, ≪смиренной≫ родины («Тихая моя родина», «Огороды русские», «Чудный месяц плывет над рекою...»). Философия покоя в лирике. Образ современной России в контексте истории, Русь древняя и сегодняшняя; мотивы самобытности и духовного богатства Руси («Видения на холме», «Душа хранит»). Поэзия и красота деревенского лада. Драматизм, трагедийность мироощущения поэта и его тяга к гармонии.
Единство общей тональности и неповторимость индивидуальных поэтических стилей Н. Рубцова, Ю. Кузнецова. Соединение реалистических и постмодернистских традиций в поэзии Ю. Кузнецова. Экзистенциальные трагические мотивы стихов поэта.
Постмодернистская поэзия Д. Пригова, И.Жданова, А. Еременко, А. Парщикова и других поэтов нового поколения.
Классические традиции в современной поэзии. Сочетание современности и классики в творчестве А. Кушнера, Г. Русакова, О. Чухонцева, Г. Гандлевского.
Перспективы поэзии XXI века. Стирание граней между течениями.
Теория литературы: постмодернизм, реминисценция, аллюзия, центон, палимпсест.
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
Социокультурный смысл феномена авторской песни. Авторская песня как явление литературы. Разнообразие направлений и индивидуальных стилей.
Темы и герои песен Б. Ш. Окуджавы. Ассоциативное и аллегорическое начала, тонкий лиризм — своеобразие песенного творчества поэта. (Произведения по выбору учителя и учеников.)
Тема российской истории, войны и безнравственного общества в песнях-стихах А. А. Галича. (Произведения по выбору учителя и учеников.)
Пафос нравственного противостояния, трагического стоицизма в лирике В. С. Высоцкого (≪Спасите наши души≫, ≪Песня о нейтральной полосе≫, ≪Горизонт≫, ≪Кони привередливые≫, ≪Охота на волков≫, ≪Мы вращаем землю≫, ≪Диалог у телевизора≫ и др. по выбору учителя и учеников). Поэзия экстремальных ситуаций. Пространственные координаты лирики. Устойчивые образы, система контрастов. Эволюция песенно-поэтического творчества В. Высоцкого от бытовых и сатирических произведений к лирико-философским размышлениям о законах бытия.
Значение песен В. Высоцкого в духовной жизни 1960— 1970-х годов.
Литературоведческие понятия: авторская песня как жанр.
И. А. БРОДСКИЙ
Личность и судьба поэта. Влияние европейской поэзии на творчество Бродского. Своеобразие видения мира в поэзии Бродского. Своеобразие ритмики и синтаксиса. Особенности звуковой организации поэтического текста. Значение культурных реминисценций. Философичность поэзии Бродского.
Стихотворения: «Стансы», «Пилигримы», «Большая элегия Джону Донну», «Пенье без музыки», «Конец прекрасной эпохи», «Почти элегия», «Я родился и вырос...», «...и при слове “грядущее”...», «Ниоткуда с любовью...», «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «Рождественская звезда» и др. (по выбору учителя и учеников).
РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА ХХ— НАЧАЛА XXI ВЕКА
(ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
Многообразие жанрово-стилевых исканий в 1960— 1990-е годы.
Развитие социально-психологической драмы. Театр А. Н. Арбузова (≪Иркутская история≫, ≪Мой бедный Марат≫, ≪Сказки старого Арбата≫, ≪Жестокие игры≫): обращение к общечеловеческим темам любви, дружбы и долга. Пристрастие драматурга к ярким, неординарным ситуациям и характерам. Театральность и зрелищность пьес Арбузова. Использование условных приемов.
Психологический театр В. С. Розова (≪Вечно живые≫, ≪В поисках радости≫, ≪В день свадьбы≫, ≪Гнездо глухаря≫) и А. В. Вампилова (≪Старший сын≫, ≪Утиная охота≫, ≪Про-
винциальные анекдоты≫, ≪Прошлым летом в Чулимске≫). Философичность образно-художественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Сопряжение водевиля, мелодрамы, комедии, высокой романтической драмы. Драма несостоявшейся жизни в пьесе ≪Утиная охота≫. Жанровое своеобразие (≪монодрама≫). Роль ретроспекции в композиции пьесы. Смысл названия. Роль символических деталей. Женские характеры и проблема авторского идеала.
Развитие художественных открытий А. Вампилова в психологической драматургии ≪новой волны≫ (1970—980-е годы). Сочетание углубленности в бытовые, ≪черные≫ подробности с надбытовой, символистской интонацией в творчестве Л. С. Петрушевской (≪Уроки музыки≫, ≪Три девушки в голубом≫, ≪Московский хор≫).
Оживление авангардных тенденций, примет абсурдистской драмы в постперестроечной драматургии. Приемы гротеска, фантастики, сна, выстраивание модели мира как сумасшедшего дома, фантасмагорической ≪реальности≫, населенной людьми-фантомами, химерами, ≪придурками≫, оборотнями, уродами. Типологические черты абсурдистской драмы в пьесах этого ряда: герой—человек отчужденный, отчужденный язык, монтажность композиции, отсутствие причинно-следственных связей и т. д. (≪Вальпургиева ночь, или Шаги командора≫ В. Ерофеева, ≪Трибунал≫ В. Войновича).
Драматургия Н. Коляды (≪Полонез Огинского≫ и др.).
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СИТУАЦИЯ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
Влияние на развитие современного литературного процесса новой культурной ситуации с ее критериями правды и высокого искусства. Роль классики в изучении российскими писателями отечественной родословной многих современных проблем.
Новое осмысление истории в произведениях А. Солженицына, В. Астафьева, Г. Владимова, В. Дудинцева, Б. Можаева и др.
Развитие неореалистической прозы В. Маканина, Л. Петрушевской, Т. Толстой.
Усиление постмодернистских тенденций в литературе: ≪Москва—Петушки≫ Вен. Ерофеева, ≪Школа для дураков≫ Саши Соколова, ≪Пушкинский дом≫ А. Битова, рассказы Ю. Мамлеева и В. Сорокина; поэзия Т. Кибирова и др.
Неореализм в творчестве А. Варламова, З. Прилепина и др.; ≪магический реализм≫ Ю. Полякова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенности литературного процесса конца ХХ— начала XXI века. Новые условия бытования литературы. Дифференциация читательской аудитории. Обострение контроверзы серьезной и развлекательной литературы. Литература и видео. Поэзия и эстрадная музыка. Влияние новых информационных технологий на культуру. Основные тенденции и перспективы развития литературы на рубеже тысячелетий. Русская литература XX века и мировой литературный процесс.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Введение | 1 |
Русская литература конца 19 начала 20 в. | 6 |
А. А. Блок | 10 |
М. Горький | 11 |
Л. Андреев | 2 |
И. А. Бунин | 9 |
А. И. Куприн | 5 |
Литературный процесс 1920-х гг. | 4 |
С. А. Есенин | 7 |
В. В. Маяковский | 10 |
А. А. Ахматова | 9 |
М. И. Цветаева | 2 |
Е. Замятин | 2 |
Русский исторический роман 1920—1930-х годов | 2 |
М. А. Булгаков | 9 |
И. С. Шмелев | 3 |
Г. В. Иванов | 1 |
Литературный процесс 1930—1950-х годов (обзор) | 7 |
О. Э. Мандельштам | 2 |
М. М. Пришвин | 3 |
В. Набоков | 2 |
Н. А. Заболоцкий | 2 |
А. Т. Твардовский | 6 |
А. П. Платонов | 3 |
М. А.Шолохов | 8 |
Б. Л. Пастернак | 4 |
Послевоенная поэзия русского зарубежья (обзорное изучение) | 2 |
Литературный процесс 60-х гг. (обзорное изучение) | 5 |
А. И. Солженицын | 8 |
В. Т. Шаламов | 3 |
В. Г. Распутин | 3 |
Ю. В. Трифонов | 2 |
Литература о Великой Отечественной войне второй половины ХХ века | 5 |
Художественные поиски и традиции в современной поэзии (обзор) | 3 |
Авторская песня | 3 |
И. Бродский | 1 |
Русская драматургия конца 20 начала 21 века (обзор) | 1 |
Современная литературная ситуация (обзор) | 1 |
Заключение | 3 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
Введение | |||
1 | Художественная литература как искусство слова. Литература XX века — наследница всех ветвей русской национальной культуры. |
|
|
Русская литература конца 19 начала 20 вв. | |||
2 | Русская литература конца XIX—начала XX века (1890—1917).Серебряный век русской литературы. |
|
|
3 | Подготовка к ЕГЭ. Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм (повторение) |
|
|
4 | Литературные направления: реализм, модернизм, крестьянские писатели |
|
|
5 | ЛЗ. Как определить, к какому литературному направлению принадлежит творчество поэта? |
|
|
6 | Поэтические индивидуальности Серебряного века |
|
|
7 | Проза русских символистов (Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб, А. Белый) |
|
|
А. А. Блок | |||
8 | Лирика А. А. Блока как ≪трилогия вочеловечения≫ |
|
|
9 | Лирика А. А. Блока как ≪трилогия вочеловечения≫ |
|
|
10 | «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока |
|
|
11 | Россия в лирике А. А. Блока |
|
|
12 | Анализ лирического произведения |
|
|
13 | Подготовка к ЕГЭ. Повторение сведений по теории литературы. |
|
|
14 | Стихия революции в изображении А. А. Блока. Поэма «Двенадцать» |
|
|
15 | Образы-эмблемы в поэме А. А. Блока ≪Двенадцать≫ |
|
|
16 | «Двенадцать». Мотив пути. Открытый финал поэмы и позиция автора |
|
|
17 | Подготовка к ЕГЭ. А. А. Блок. |
|
|
М. Горький | |||
18 | М. Горький. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. |
|
|
19 | Романтические рассказы М. Горького. |
|
|
20 | Романтические рассказы М. Горького. Проблема творческого метода раннего Горького: романтический реализм. |
|
|
21 | Подготовка к ЕГЭ. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль» |
|
|
22 | Чеховские традиции в драматургии М. Горького. Социальные типы в драме «На дне» |
|
|
23 | «На дне». Понимание правды и веры как основа мироощущения персонажей |
|
|
24 | Социальное и философское начала в драме «На дне». Конфликт и открытый финал произведения |
|
|
25 | Подготовка к ЕГЭ. М. Горький. Драма «На дне». |
|
|
26 | Идейно-художественное своеобразие романов М. Горького «Мать», «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина» |
|
|
27 | Сочинение на литературную тему |
|
|
28 | Сочинение на литературную тему |
|
|
Л. Н. Андреев | |||
29 | Обзор творчества Л. Н. Андреева. |
|
|
30 | Обзор творчества Л. Н. Андреева. |
|
|
И. А. Бунин | |||
31 | Проблематика, эстетические принципы, основные мотивы творчества И. А. Бунина (проза, поэзия) |
|
|
32 | Лиризм прозы Бунина («Антоновские яблоки»). |
|
|
33 | Лиризм прозы Бунина («Жизнь Арсеньева») |
|
|
34 | Герои и события в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» |
|
|
35 | Авторская концепция мира и человека. Символика произведения «Господин из Сан-Франциско» |
|
|
36 | Образ главной героини в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» |
|
|
37 | Любовь и смерть в художественном мире Бунина |
|
|
38 | Подготовка к ЕГЭ. И. А. Бунин. |
|
|
39 | ЛЗ. Как проанализировать и истолковать символику произведения? |
|
|
А. И. Куприн | |||
40 | Неореализм А. И. Куприна в контексте традиций русской литературы |
|
|
41 | Социально-нравственные проблемы произведений «Олеся», «Молох», «Поединок». |
|
|
42 | Жизнеутверждающая сила любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» |
|
|
43 | Подготовка к ЕГЭ: повторение сведений по теории литературы |
|
|
44 | Подготовка к ЕГЭ: решение тренировочных заданий |
|
|
Литературный процесс 1920-х годов | |||
45 | Литературный процесс 1920-х годов XX века |
|
|
46 | Братоубийственная война как трагедия. (М. А. Шолохов. «Донские рассказы») |
|
|
47 | Героическая концепция личности в романе А. А. Фадеева «Разгром». |
|
|
48 | Подготовка к ЕГЭ: задание 8 |
|
|
С. А. Есенин | |||
49 | Личность С. А. Есенина. Мир человека и мир природы в лирике С. А. Есенина |
|
|
50 | Образ Родины в лирике С. А. Есенина |
|
|
51 | Поэма «Анна Снегина» в контексте творчества поэта. |
|
|
52 | Поэма Есенина «Черный человек» |
|
|
53 | ЛЗ. Как охарактеризовать сквозной поэтический образ? |
|
|
54 | Подготовка к ЕГЭ: повторение сведений по теории литературы |
|
|
55 | Подготовка к ЕГЭ: задание 15 |
|
|
В. В. Маяковский | |||
56 | Личность В. В. Маяковского. Поэтическое новаторство Маяковского |
|
|
57 | Мир большого города в лирике В. В. Маяковского |
|
|
58 | Бунтарство и одиночество лирического героя Маяковского |
|
|
59 | Тема любви в лирике В. В. Маяковского |
|
|
60 | Сатира В. В. Маяковского |
|
|
61 | Социальное и лирическое в поэме «Облако в штанах» |
|
|
62 | Маяковский о назначении поэта и поэзии |
|
|
63 | Драматургия Маяковского |
|
|
64 | Подготовка к ЕГЭ: задание 16 |
|
|
65 | Подготовка к ЕГЭ: задание 16 |
|
|
А. А. Ахматова | |||
66 | Лирическая героиня А. А. Ахматовой. Обыденность детали и глубина чувств |
|
|
67 | Гражданский пафос поэзии А. А. Ахматовой |
|
|
68 | Христианские мотивы в творчестве Ахматовой |
|
|
69 | Исторические или литературные герои, друзья - современники в произведениях Ахматовой |
|
|
70 | Сюжет и композиция поэмы «Реквием». Образ лирической героини |
|
|
71 | Поэма «Реквием». Судьба человеческая — судьба народная. Лирическое и эпическое в произведении |
|
|
72 | Трагический пафос произведения. Поэма ≪Реквием≫ в контексте мировой культуры |
|
|
73 | Подготовка к ЕГЭ. А. Ахматова |
|
|
74 | Подготовка к ЕГЭ: повторение сведений по истории литературы |
|
|
М. И. Цветаева | |||
75 | Художественный мир М. Цветаевой |
|
|
76 | Художественный мир М. Цветаевой |
|
|
Е. И. Замятин | |||
77 | Личность Е. Замятина. Трагическая концепция личности в рассказе «Пещера». Метафоричность произведения |
|
|
78 | Символика и прогностическая сила антиутопии Е. Замятина «Мы» |
|
|
Русский исторический роман 1920—1930-х годов (обзорное изучение) | |||
79 | Русский исторический роман 1920—1930-х годов |
|
|
80 | Особенности изображения эпохи и Петра I в романе Л. Н. Толстого ≪Петр Первый≫ |
|
|
М. А. Булгаков | |||
81 | Личность М. А. Булгакова. Социально-историческое и философское в повести «Собачье сердце» |
|
|
82 | История создания романа «Мастер и Маргарита». Сюжетные линии и композиция произведения |
|
|
83 | Ершалаимский мир. Библейский сюжет и его интерпретация в романе |
|
|
84 | Московский мир в изображении М. Булгакова |
|
|
85 | Воланд и его свита. Мистический мир в романе Булгакова |
|
|
86 | Судьба Мастера и Маргариты. Бессмертие любви и творчества |
|
|
87 | Философско-этическая проблематика, конфликт и идея произведения. Художественные особенности романа Булгакова |
|
|
88 | Подготовка к ЕГЭ. М. А. Булгаков |
|
|
89 | Сочинение на литературную тему |
|
|
И. С. Шмелев | |||
90 | Нравственно-философская линия в литературе русского зарубежья. Личность И. С. Шмелёва. |
|
|
91 | Роман «Лето Господне». |
|
|
92 | Изображение русского национального характера в рассказах «Мартын и Кинг» и «Небывалый обед» |
|
|
Г. В. Иванов | |||
93 | Мотивы и образы поэзии Г. Иванова. Значение творчества поэта для развития новейшей русской поэзии |
|
|
Литературный процесс 1930—1950-х годов (обзорное изучение) | |||
94 | Социалистический реализм: история возникновения; политические и эстетические принципы. Репрессии 1930-х годов и личные судьбы писателей |
|
|
95 | Русская литература в годы Великой Отечественной войны |
|
|
96 | Жанры литературы 30—50-х годов |
|
|
97 | Оптимистическая сатира И. Ильфа и Е. Петрова (≪Двенадцать стульев≫, ≪Золотой теленок≫) |
|
|
98 | ≪Грустная сатира≫ А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко |
|
|
99 | М. Зощенко «Аристократка» |
|
|
100 | Подготовка к ЕГЭ: задание 9 |
|
|
О. Э. Мандельштам | |||
101 | Творчество О. Э. Мандельштама |
|
|
102 | Творчество О. Э. Мандельштама. Подготовка к ЕГЭ |
|
|
М. М. Пришвин | |||
103 | Личность писателя. Фольклорно - ≪этнографический≫ путь писателя в литературе. |
|
|
104 | Становление философской концепции творческой личности, находящейся во внутренней гармонии с миром, в романе ≪Кащеева цепь≫ и повести ≪Журавлиная родина≫ |
|
|
105 | Соединение философии, лирики и наблюдений ученого-натуралиста в дневниковых книгах «Лесная капель», «Глаза земли» и др. |
|
|
В. В. Набоков | |||
106 | Личность и творческий путь писателя. Своеобразие художественного мира писателя. |
|
|
107 | Герои Набокова. Роман «Приглашение на казнь» |
|
|
Н. А. Заболоцкий | |||
108 | Н. А. Заболоцкий. Творческий путь поэта |
|
|
109 | Н. А. Заболоцкий. Творческий путь поэта |
|
|
А. Т. Твардовский | |||
110 | А. Т. Твардовский. Творческий путь поэта. Исповедальность лирики поэта, сопряжение биографического и общечеловеческого |
|
|
111 | Воплощение русского национального характера в книге про бойца «Василий Теркин» |
|
|
112 | Поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти» — лирическая исповедь поэта. |
|
|
113 | Язык и стиль поэмы «За далью даль». |
|
|
114 | Анализ стихотворения |
|
|
115 | Подготовка к ЕГЭ. А. Т. Твардовский |
|
|
А. П. Платонов | |||
116 | Своеобразие художественного мира А. П. Платонова. Рассказ «Сокровенный человек». |
|
|
117 | Повесть А. П. Платонова «Котлован» |
|
|
118 | Стилевая неповторимость прозы А. Платонова |
|
|
М. А.Шолохов | |||
119 | Личность М. А. Шолохова. |
|
|
120 | Гуманизм рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». |
|
|
121 | Мир донского казачества в романе «Тихий Дон». |
|
|
122 | ≪Мысль семейная≫ в романе. Тема материнства |
|
|
123 | Трагедия Григория Мелехова. Природное и социальное в личности героя |
|
|
124 | Конкретно - историческое и общечеловеческое в романе. Мастерство Шолохова – художника. |
|
|
125 | Подготовка к ЕГЭ. М. А. Шолохов |
|
|
126 | Подготовка к ЕГЭ: повторение сведений по истории литературы |
|
|
Б. Л. Пастернак | |||
127 | Мгновенье и вечность, быт и мироздание в поэзии Пастернака. Художник и время |
|
|
128 | Поэтические образы лирики Пастернака |
|
|
129 | Судьбы русской интеллигенции и своеобразие оценки исторических событий в романе «Доктор Живаго» |
|
|
130 | Образ главного героя. Жизнеутверждающая сила любви |
|
|
Послевоенная поэзия русского зарубежья | |||
131 | Послевоенная поэзия русского зарубежья |
|
|
132 | Послевоенная поэзия русского зарубежья |
|
|
Литературный процесс 1960-х годов (обзорное изучение) | |||
133 | Литературный процесс 1960-х годов |
|
|
134 | Литературно-эстетические явления 1950—1990-х годов |
|
|
135 | Проза В. М. Шукшина. |
|
|
136 | Проза В. М. Шукшина. |
|
|
137 | Подготовка к ЕГЭ: повторение сведений по истории литературы |
|
|
А. И. Солженицын | |||
138 | Личность, судьба, творческий путь писателя |
|
|
139 | Рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» |
|
|
140 | Иван Денисович— тип русского национального характера |
|
|
141 | «Матренин двор». Праведница Матрена и традиции житийной литературы |
|
|
142 | «Матренин двор». Праведница Матрена и традиции житийной литературы |
|
|
143 | «Крохотки» как жанр философских миниатюр |
|
|
144 | Сочинение по творчеству А. И. Солженицына |
|
|
145 | Сочинение по творчеству А. И. Солженицына |
|
|
В. Т.Шаламов | |||
146 | Личность В. Т. Шаламова. Притчевое начало малой прозы писателя |
|
|
147 | В. Т. Шаламов «Колымские рассказы». |
|
|
148 | В. Т. Шаламов «Колымские рассказы». |
|
|
В. Г. Распутин | |||
149 | В. Г. Распутин. Личность писателя. История и современность в повести «Прощание с Матерой» |
|
|
150 | «Прощание с Матёрой». Система персонажей. Символика в произведении |
|
|
151 | Подготовка к ЕГЭ. В. Распутин |
|
|
Ю. В. Трифонов | |||
152 | Нравственная проблематика творчества Трифонова и ее перекличка с произведениями писателей - ≪деревенщиков≫. Повесть «Обмен». |
|
|
153 | История и современность в романе ≪Старик≫. Влияние творчества Ю. Трифонова на ≪городскую прозу≫ последующих поколений. |
|
|
Литература о Великой Отечественной войне второй половины ХХ века | |||
154 | Лирическая фронтовая повесть (≪лейтенантская проза≫) |
|
|
155 | Ю. В. Бондарев. «Горячий снег»: подвиг на войне |
|
|
156 | В. Быков. «Сотников»: святое, человеческое и звериное в человеке в стихии войны |
|
|
157 | В. Л. Кондратьев. «Сашка»: испытание властью, любовью и дружбой. Гуманизм повести |
|
|
158 | Подготовка к ЕГЭ. Задания с развёрнутым ответом |
|
|
Художественные поиски и традиции в современной поэзии (обзорное изучение) | |||
159 | Художественные поиски и традиции в современной поэзии |
|
|
160 | Общее и индивидуальное в лирике А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, Б. А. Ахмадулиной |
|
|
161 | Философия покоя в лирике Н. Рубцова. |
|
|
Авторская песня | |||
162 | Авторская песня как явление литературы |
|
|
163 | Ассоциативное и аллегорическое начала, тонкий лиризм песен Б. Ш. Окуджавы |
|
|
164 | Эволюция песенно-поэтического творчества В. Высоцкого |
|
|
И. Бродский | |||
165 | Философичность поэзии И. Бродского. Значение культурных реминисценций |
|
|
Современная русская драматургия конца 20 начала 21 века (обзорное изучение) | |||
166 | Современная русская драматургия конца 20 начала 21 века (обзорное изучение) |
|
|
Современная литературная ситуация (обзорное изучение) | |||
167 | Современная литературная ситуация |
|
|
Заключение | |||
168 | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ |
|
|
169 | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ |
|
|
170 | Итоговый урок |
|
|