СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5-9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является рабочей программой по литературе для 5-9 классов, которая составлена на основе    примерной программы по литературе и соответствует предметной линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной, Москва "Просвещение", 2016 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5-9 класс»

Рабочая программа по литературе 5-9 класс

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литература» для 5 - 9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

-Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями от 31.12.2015 года;

-Основной образовательной программы основного общего образования «СШ №38» города Смоленска;

-Учебного плана МБОУ «СШ № 38» города Смоленска;

-Примерной программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год;

- Рабочей программы В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2016г.

-Положения о рабочих программах учебных предметов, элективных учебных предметов, факультативных курсов, групповых и индивидуальных учебных занятий и курсов внеучебной деятельности МБОУ «СШ № 38» города Смоленска.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: сочинение, тестирование, изложение, защита проекта, контрольная работа, терминологический диктант. Одним из видов контроля является промежуточная аттестация.

Формы промежуточной аттестации:

5 класс – тест,

6 класс – тест,

7 класс – контрольная работа,

8 класс – контрольная работа,

9 класс – контрольная работа.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Место предмета в учебном плане

Примерный учебный план для общеобразовательных организаций Смоленской области предусматривает изучение предмета «Литература» в 5 – 9 классах в следующем объеме:

5 класс – 102 часа,

6 класс – 102 часа,

7 класс – 68 часов,

8 класс – 68 часов,

9 класс – 102 часа.

Учебный план МБОУ «СШ № 38» города Смоленска предусматривает изучение предмета «Литература» в 5 – 9 классах в следующем объеме:

5 класс – 102 часа,

6 класс – 102 часа,

7 класс – 102 часа,

8 класс – 68 часов,

9 класс – 99 часов.

Программа курса литература Смоленщины интегрирована в основной курс литературы.


Учебно – методическое обеспечение:

Учебник для 5, 6,7,8,9 класса под редакцией В.Я. Коровиной.


II. Планируемые результаты освоения предмета «Литература»

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам,

поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в

различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и

её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская

литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная

литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

•воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней

отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • определять место литературы Смоленского края в общем литературном процессе страны и движении её во времени, о богатстве её содержания, форм, об её общественном значении

  • • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному; определять жанровые особенности литературных произведений Смоленщины; определять произведения представителей Смоленской поэтической школы;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


III. Содержание рабочей программы предмета «Литература» 5 - 9 классы


Введение. Происхождение и развитие литературы.

Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: метафора, сравнение, эпитет, риторическое обращение, риторический вопрос и т.д. Труд писателя и труд читателя.

Мифы народов мира. Мифы разных времён и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории. Связь мифов с ритуалами. Календарные мифы и календарные праздники. Персонажи славянской мифологии.

Герой художественного произведения. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. Подросток – герой художественного произведения.

Герои мифов, былин и сказок. Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета. «На заставе богатырской». Портрет былинного героя. А. Н. Островский. Снегурочка.

Устное народное творчество (фольклор). Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отражённое в фольклоре

Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Сказка «Царевна - лягушка».

Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трусость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главный достоинства героев сказок. Сказка «Тысяча и одна ночь».

Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Русский народный театр. Народный театр в истории русской литературы. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес – Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. Пьеса «Озорник Петрушка».

Фольклор Смоленщины Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху. Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенницами, сказителями, исполнителями частушек.

Смоляне в древнерусской литературе "Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин."Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись. "Хождение смолян в Иерусалим и Царьград". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова ..." Н.И.Рыленкова), «Фрески города Горухщи» О.Ермакова (по выбору учителя).Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть).

Русская литература XIX века

Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 в. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик». А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», поэма «Руслан и Людмила». М.Ю. Лермонтов. « И вижу я себя ребёнком…», «Парус», « Листок», «Из Гёте». Н.В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». И.С. Тургенев. «Муму».

Поэтический образ Родины. И.С. Никитин « Русь»; М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (Из поэмы «Сашка»). А.В. Кольцов «Косарь»; А.К. Толстой «Край ты мой…»; Н.А. Некрасов «Соловьи»; Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», « Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья». А. А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у березы...». «Я пришел к тебе с приветом...», «Летний вечер тих и ясен...».

Героическое прошлое России. М. Ю. Лермонтов. Бородино. Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Отрывки из романа «Война и мир» . М. А. Булгаков. Петя Ростов. Отрывок из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Война 1812 года и Смоленщина. Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов.


ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Век 19 и век 20. Связь веков. И. А. Бунин.26-е мая. А. А. Ахматова. В Царском Селе. В. А. Рождественский. Памятник юноше Пушкину. К.Д. Бальмонт «Пушкин».

Литературные сказки XX века. К. Г. Паустовский. Рождение сказки. X. К. Андерсен. Снежная королева. А. П. Платонов. Волшебное кольцо. Дж. Родари. Сказки по телефону. В. В. Набоков. Аня в Стране чудес. Дж. Р. Р. Толкин. Хоббит, или Туда и обратно.

Проза русских писателей XX столетия. И. С. Шмелев. Как я встречался с Чеховым. За карасями. Е. И.Замятин. Огненное «А». А. И. Куприн. Мой полет.

Поэтический образ Родины. А. А. Блок. На лугу. Ворона И. А. Бунин. Сказка. К. Д. Бальмонт. Снежинка. Фейные сказки С. А. Есенин. Пороша. Черемуха. М. М. Пришвин. Времена года. Отрывки. Н. А. Заболоцкий. Оттепель. Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето..». Н. М. Рубцов. В горнице.

Мир наших братьев меньших. С. А. Есенин. Песнь о собаке. В. В. Маяковский. Хорошее отношение к лошадям.

Героическое прошлое России. А. И. Фатьянов. Соловьи. А. Т. Твардовский. Я убит подо Ржевом. А. А. Ахматова. Мужество. Р. Г. Гамзатов. Журавли.

Современная литература. В. П. Астафьев. Васюткино озеро. Т. Янссон. Последний в мире дракон.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

В. А. Жуковский. Кубок. Лесной царь.

Незабываемый мир детства и отрочества. С. Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука.

Фрагмент. Герой литературного произведения как читатель. С. Т. Аксаков. Буран. Пейзаж. Мир природы вокруг нас. И. А. Крылов. Два мальчика. Волк и Ягненок. В. Ф. Одоевский. Отрывки из журнала Маши . Портрет героя художественного произведения. А. С. Пушкин. К сестре. К Пущину (4 мая). Послание к Юдину. Товарищам. М. Ю. Лермонтов. Утес. «На севере диком стоит одиноко...». Три пальмы. М. Ю. Лермонтов. Панорама Москвы. И. С. Тургенев. Бежин луг. Речевая характеристика литературных героев. Н. А. Некрасов. Крестьянские дети. Школьник. Герой художественного произведения и его имя. Л. Н. Толстой. Отрочество. Главы из повести. Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. Фрагменты. А. П. Чехов. Хамелеон. Толстый и тонкий .Герой и сюжет. Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы. Фрагменты. Поступок героя и характер.

Мир путешествий и приключений. Покорение пространства и времени. Д. Дефо. Робинзон Крузо. Глава шестая. Р. Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Глава перва А. Линдгрен. Приключения Кале Блюмквиста. Новая жизнь знакомых героев. Н. С. Гумилев. Орел Синдбада. Б. Лесьмян. Новые приключения Синдбада-морехода. Итоги. Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой.

Путешествия и приключения в нашем чтении. Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения.

Теренс Хэнбери Уайт. Свеча на ветру. Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна. Жюль Верн. Таинственный остров. Оскар Уайльд. Кентервильское привидение. Антуан де Сент-Экзепюри Маленький принц.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

20 век и культура чтения.. Т. Аверченко. Смерть африканского охотника. М. Горький. Детство. А. С.Грин. Гнев отца. К. Г. Паустовский. Повесть о жизни. Фрагменты. Читатель-подросток и мир вокруг. Еще раз о герое произведения — читателе. Ф. А. Искандер. Детство Чика.

Родная природа в стихах русских поэтов. И. А. Бунин. Детство. Первый соловей А. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Полный месяц встал над лугом...». К. Д. Бальмонт. Золотая рыбка. Б. Л. Пастернак. Июль.

Великая Отечественная война в литературе. К. М. Симонов. Сын артиллериста. Песни о Великой Отечественной войне. М. Лисянский. Моя Москва.

Роды и жанры художественной литературы.

Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие трёх родов литературы.

Фольклор. Жанры фольклора. Барин. Детский фольклор.

Литература эпохи Возрождения. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»; Сонеты.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.

Из истории басни. Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена. Русская басня. Сумароков. Басни Крылова.

Из истории баллады. Трагический сюжет и нравственные позиции автора. В. А. Жуковский. Рыбак. Перчатка. Дж. Г. Байрон. Хочу я быть ребенком вольным. А. С. Пушкин. Элегия. Певец. Эпиграмма. На перевод «Илиады». Стансы. Друзьям. Моя эпитафия. Жанры прозы А.С. Пушкина. Из истории романа Барышня-крестьянка. Дубровский. Жанры лирики и эпоса. М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Элегия. Романс. Песня. Стансы. «Нет, я не Байрон, я другой...» Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия. Из истории поэмы. Лермонтов. Мцыри. Из истории комедии. Н. В. Гоголь. Ревизор. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: Собака. Дурак. Воробей. Русский язык. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда .....

Н. С. Лесков. Левша. Из истории сатиры. М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. М. Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную газету. А. П. Чехов. Жалобная книга. Хирургия

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель.

Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. В. Я. Брюсов. Труд. Хвала Человеку. К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. Не завидуй другу. Р. Киплинг. Если. М. Горький. Старуха Изергиль. Старый Год. В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», « Гимн обеду». М. А. Булгаков. Ревизор с вышибанием. К. Г. Паустовский. Рождение рассказа. Роман - повесть – рассказ. Ф.А. Абрамов. О чём плачут лошади. А.В. Вампилов. Несравненный Наконечников.

Великая Отечественная война в художественной литературе. Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны. А.Т. Твардовский Лирика М. А. Шолохов. Они сражались за Родину. В. Г. Распутин. Уроки французского.

Научно – фантастическая литература

Фантастика и её жанры. Р. Шекли. Запах мысли.

Детективная литература

Детектив. А. Конан Доил. Пляшущие человечки.

Литература и время.

Литература и время. Литературный процесс как часть исторического прошлого. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений.

Х.К.Андерсен. «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Фольклор. История в устном народном творчестве. Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Историческая народная песня. Петра I узнают в шведском городе. Народная драма.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Особенности отражения исторического прошлого в литературе. Летопись. Повесть временных лет.

Воинская повесть. Повесть о разорении Рязани Батыем. Житие. Сказание о житии Александра Невского. Б. К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский.

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Жанры исторических произведений: Эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. События истории в произведениях XVIII века. Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новгорода.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Проблема человека и времени в произведениях XIX века. Массовая литература на исторические темы. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Былины и их герои в поэзии XIX века. А. К. Толстой. Илья Муромец. Правда. Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. В.Скотт Айвенго. И. А. Крылов. Волк на псарне. А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка. Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд. «Пиковая дама». История создания. Нравственная проблематика повести. Образ Германа. М. Ю. Лермонтов. Родина. Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба. Героическая личность.

Мотивы былого в лирике поэтов XIX века. В. А. Жуковский. Воспоминание. Песня. А. С. Пушкин. Воспоминание. Стансы. Анчар. Д. В. Давыдов. Бородинское поле. И. И. Козлов. Вечерний звон . Ф. Н. Глинка. Москва. А. Н. Апухтин. Солдатская песня о Севастополе. А. К. Толстой. Василий Шибанов. Князь Серебряный. Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте. Л. Н. Толстой. После бала. Контраст как композиционный прием. Время и пространство в художественном тексте.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Былины и их герои в произведениях 20 века. Автор и время на страницах произведений XX века. Былины и их герои в поэзии XX века. И. А. Бунин. На распутье. Святогор. Святогор и Илья. К. Д. Бальмонт. Живая вода. Е. М. Винокуров. Богатырь. Ю. Н. Тынянов. «Восковая фигура». С.Цвейг. Невозвратимое мгновение. Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ Наполеона и отношение к нему автора. Б.Л.Васильев. «Утоли моя печали...».

Великая Отечественная война в лирике XX века. А. А. Ахматова. Клятва. Мужество. А. А. Прокофьев. Москве. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». А. Т. Твардовский. Рассказ танкиста. Ю. В. Друнина. Зинка. М. А. Дудин. «Здесь грязь, и бред,

и вши в траншеях...». А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...». М. В. Исаковский. Огонек. Б. Ш. Окуджава. До свидания, мальчики. Е. М. Винокуров. «В полях за Вислой сонной...». В. С. Высоцкий. Штрафные батальоны. Л.М.Леонов. «Золотая карета» Тема Великой Отечественной войны на страницах произведений послевоенных лет. Судьба героев и их идеалы. Романтический настрой автора. Драматический сюжет и драматические судьбы.

Мотивы былого в лирике поэтов XX века. В. Я. Брюсов. Тени прошлого. 3. Н. Гиппиус. 14 декабря. Н. С. Гумилев. Старина. Про память. М. А. Кузмин. Летний сад. М. И. Цветаева. Домики старой Москвы. Генералам двенадцатого года. Е. А. Евтушенко.Когда звонят колокола. В. С. Высоцкий. «Зарыты в нашу память на века...»

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших городов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.). Т.Ян «Баллада о веселых жаворонках».

В.Сальковский "Смоленская дорога"; Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др. проблема литературы 70-80-х годов.

О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности.

Введение. Шедевры русской литературы.Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Национальная самобытность русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Древнерусская литература.

Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как источник повествования. Слово о полку Игореве.

Литература 18 века.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи просвещения. Классицизм и его особенности. М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года. Г.Р. Державин. Ода к Фелице, Властителям и судиям. Памятник. Д.И. Фонвизин. Недоросль. А.Н Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Сентиментализм. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза.

Литература XIX века.

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.

Романтизм в русской литературе. Жуковский. А.С.Грибоедов. Горе от ума. А.С.Грибоедов и Смоленщина. А.С. Пушкин К Чаадаеву. К морю. Храни меня, мой талисман. «К …». Сожжённое письмо.. Евгений Онегин. "Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.).

Реализм. М.Ю. Лермонтов. Ангел. Ужасная судьба отца и сына. Поэт. Нет, я не Байрон, я другой. Монолог. Дума. Нищий. Герой нашего времени. Н.В. Гоголь. Мёртвые души. В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». Романтические картины и бытописание в романе. Картины родного края в произведениях В.А.Вонлярлярского. Традиции Н.В.Гоголя. И.С. Тургенев. Первая любовь. Ф.И. Тютчев. Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный. День и ночь. Ещё томлюсь тоской. Она сидела на полу. А.А. Фет. Чудная картина. Я вдаль иду. Я был опять в саду твоём. Деревня. Н.А. Некрасов. Вчерашний день, часу в шестом. Л.Н. Толстой. Юность. А.П. Чехов. Человек в футляре. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления. Композиция и общая идея цикла.. «Тоска». Жестокость мира, окружающего героя. Тема «маленького человека» в рассказах Чехова.

Литература XX века.

Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и её судьбы. И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева. М. Горький. Мои университеты. А.А. Блок. Россия. Девушка пела в церковном хоре. С. Есенин. Отговорила роща золотая. Я покинул родимый дом. В.В. Маяковский. Послушайте. Прозаседавшиеся. А.А. Ахматова. Сероглазый король. Песня последнеё встречи. М.А. Булгаков. Мёртвые души. Собачье сердце. М.Булгаков и Смоленщина. "Записки юного врача", "Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.

В.В. Набоков. Рождество. Сказка. М.А. Шолохов. Судьба человека. А.Т. Твардовский. Василий Тёркин. Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.

Пролетарская поэзия начала XX века. А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной. Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов

Произведения различных направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров, отразивших ВОв в художественной литературе. В.П. Астафьев. Царь-рыба. В.Г. Распутин. Деньги для Марии. А.В. Вампилов. Старший сын. А.И. Солженицын. Матрёнин двор. В.М. Шукшин. Ванька Тепляшин.

Лирика последних десятилетий 20 века. Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Н. Рубцова, Е. Евтушенко, Б. Чичибабина.

Итоги. Пути развития литературы в 19-20 веках. Богатство тематики и жанровое своеобразие.

М.Пришвин на смоленской земле. Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве пи­сателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.

И.С.Соколов-Микитов. Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждающая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспоминания смолян о Соколове-Микитове. Развитие навыков художественного анализа.

Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужбина"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко»(по выбору учащихся).

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме".



IY. Тематическое планирование

6 класс

(102 часа) 2017 – 2018 уч. год


Раздел

Количество часов

Практическая часть

Уроки развития речи

Контрольные работы

1.

Литература как художественное отражение жизни

1



2.

Устное народное творчество

2

1


3.

Из древнерусской литературы

2



4.

Из литературы XVIII века

1



5.

Из литературы XIX века

51

4

5

6.

Из литературы 20 века

31

2

2

7.

Из зарубежной литературы

14


1

Итого:

102

7

8



7 класс

(102 часа) 2017 – 2018 уч. год


Кол-во часов

Р.Р

К.Р.

1.

Введение

1 час



2.

Устное народное творчество

9 часов

1


3.

Из древнерусской литературы

6 часов



4.

Из русской литературы 18 века

2 часа



5.

Из русской литературы 19 века

52 часа

5

1

6.

Из литературы 20 века

26 часа

2

1

7.

Из зарубежной литературы

6 часов




Итого:

102 часа




8 класс

(68 часов) 2017 – 2018 уч. год



Кол-во часов

Р.Р

К.Р.

1.

Введение

2 часа



2.

Устное народное творчество

2 часа



3.

Из древнерусской литературы

2 часа



4.

Из русской литературы 18 века

6 часов

1


5.

Из русской литературы 19 века

30 часов

5

1

6.

Из литературы 20 века

20 часов

2

1

7.

Из зарубежной литературы

6 часов




Итого:

68 часов




9 класс

(3 часа в неделю, 102 часа в год)

2017/2018 учебный год

п/п

Тема (Раздел)

Количество часов

Региональный

компонент

Практическая часть программы

К\Р

Р/Р

1

Введение

1




2

Древнерусская литература

2

1



3

Русская литература XYII-XYIIIвеков

10

1


1

4

Русская литература первой половины

XIX века

51

1

2

4


5

Русская литература ХХ века

30

5

2

1


7

Из зарубежной литературы

8


1

1




102

8

5

7










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!