СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе ( 5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе ( 5 класс)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана в соответствии со следующими документами:


  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 18 97 от 17.12.2010 г.);

  • Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС ООО МБОУ «СОШ №1 г. Фокино» (приложение № к приказу № от 2021 г.);

  • Авторская программа по литературе 5-9 классы. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев. – М.: Просвещение, 2019 г.


Цели изучения предмета:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения предмета:

  • осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений;

  • усвоение основных понятий теории и истории литературы;

  • формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения;

  • овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов


Место учебного предмета «Литература» в учебном плане:

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №1 г. Фокино» на изучение литературы в 5 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю).


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

(для учителя)


1.Литература. Рабочие программы: под ред. В. Я. Коровиной. 5-9 класс— М. : Просвещение, 2019.

2.Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 5 класс: Учебник: В 2 ч., М.: «Просвещение», 2016г.

3. Н.В. Егорова Поурочные разработки по литературе 5 класс. Н.В. Егорова. М., «ВАКО», 2021.

4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки — М. : Просвещение, 2016

(для учащихся)

1. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 5 класс: Учебник: В 2 ч., М.: «Просвещение», 2016г.

Электронные ресурсы

Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

Справочно-информационные и методические материалы:

1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

3. http://lit.1september.ru/index.htm- Электронная версия газеты «Литература»

4. http://shkola.spb.ru/teacherjroom/index.phtml?id=79 «Питерская школа»

5. https://resh.edu.ru/subject/14/ Российская электронная школа

6. Образовательные порталы, сетевые сообщества учителей и методистов http://www.school.edu.ru/ — Российский общеобразовательный портал.

7.http://www.uroki.ru/ — Образовательный портал «Учёба».

8. http://www.edu-all.ru/ — Портал «Всеобуч» — всё об образовании.

9.http://katalog.iot.ru/ — Образовательные ресурсы сети Интернет.

10.http://pedsovet.org/ — Всероссийский Интернет-педсовет.

11.http://www.it-n.ru/ — Сеть творческих учителей.

12.http://www.mapryal.org/ — Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

13.http://som.fio.ru/ http://www.openclass.ru/ — Открытый класс.

14.http://pedsovet.alledu.ru/ — Педсовет.

15. http://www.uchmet.ru/ — Учебно-Методический портал.

16. http://festival.1september.ru/ — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://nayrok.ru/ — Портал «На урок.ру».

17. http://www.ug.ru/ — Информационный сайт «Учительская газета».

18.http://ps.1september.ru/ — Газета «Первое сентября».

19. http://school-collection.edu.ru/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Портреты русских и зарубежных писателей и поэтов

2.Раздаточный материал по литературе.

3. Тесты по темам и разделам программы.

4. Презентации к урокам.

4. Ноутбук.

5. Колонки.

6. Проектор.

7. Экран.


Формы текущего контроля и промежуточной аттестации


Текущий контроль успеваемости по литературе осуществляется учителем на протяжении всего учебного года. К текущему контролю относятся: входной контроль, поурочный контроль, тематический (периодический) контроль, контроль по итогам триместра и полугодия.

Основные формы текущего контроля: устные (опрос, заучивание текстов наизусть, сообщения); письменные (письменный опрос, тесты, сочинение), презентации, комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, представление читательских интересов).


п/п

Вид проверочной работы

Количество работ

Периодичность

1

Контрольная работа

1

1 полугодие

2

Итоговая работа за 1 полугодие

1

декабрь

3

Сочинение

7

1-2 раза в триместр

4

Тест в рамках промежуточной аттестации

1

апрель


Форма итоговой промежуточной аттестации: тест. Тест в рамках промежуточной аттестации считать итоговой (годовой) работой.


Планируемые результаты изучения литературы в 5 классе

Личностные результаты
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.


Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

  • создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.


Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способности к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.


Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

  • выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  • использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

  • пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приемы, характерные для народных сказок;

  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства;

  • определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусства – сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

  • сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).





Содержание учебного предмета

5 класс (102 ч.)


ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7 ч.)

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (первоначальное представление). Сравнение.

По данной теме предусмотрены следующая работа:

- Р/р. Домашнее сочинение по русским народным сказкам.




ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (начальные представления)


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА  (3 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА  (42 ч.)

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий). Понятие об эзоповом языке 

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной волшебной сказки. Особенности сюжета. Различия героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» —собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм. Рифма. Способы рифмовки. Поэма-сказка, стихотворная литературная сказка (начальные представления). Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (развитие представлений). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

«Чудная картина», «Весенний дождь»  — радостные, яркие, полные движения картины весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки». И.З.Суриков. "Зима" (отрывок). Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

По данной теме предусмотрены следующие работы:

- Р/р. Домашнее сочинение по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

- Контрольная работа (или тест) по творчеству И. А. Крылова,

В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.

- Р/р. Домашнее сочинение по рассказу «Муму» И.С.Тургенева.

-Р/р. Домашнее сочинение по рассказу «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого.

- Р/р. А.  П.  Чехов. «Хирургия». Составление цитатного плана рассказа.

- Итоговая работа за 1 полугодие

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (31 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки

С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Поэты о Великой Отечественной войне (1941—1945)

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете»,

 А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).

По данной теме предусмотрены следующие работы:

- Р/р. Классное сочинение по рассказу «В дурном обществе» В.Г.Короленко.

- Р/р. Домашний письменный ответ на проблемный вопрос

- Р/р. Составление письменного ответа на проблемный вопрос по рассказу

В. П. Астафьева «Васюткино озеро».


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  (13 ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь (начальные представления). Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

По данной теме предусмотрены следующие работы:

- Тест в рамках промежуточной итоговой аттестации

Повторение (3 ч.)

Обобщение изученного материала. Рекомендация книг на лето

По данной теме предусмотрена следующая работа:

Р/р.Классное сочинение «Мой любимый литературный герой» (по произведениям литературы 5 класса)


Распределение учебных часов по разделам программы

в 5 классе

п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

7

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из русской литературы ХVIII века

3

5

Из русской литературы ХIХ века

42

6

Из русской литературы XX века

31

7

Из зарубежной литературы

13

8

Повторение

3


Всего:

102


















Тематическое планирование

уроков литературы в 5 классе

Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 5 класс: Учебник: В 2 ч., М.: «Просвещение», 2016г.

3 часа в неделю, всего 102 часа


п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

план

факт

ВВЕДЕНИЕ – 1 Ч.

Беседа по т/б. Книга в жизни человека

1



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 9 ч.

Фольклор  — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

1



Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка

1



«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич

1



«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки

1



«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания

1



«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов сказки

1



Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости

1



Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле

1



Р/р. Обобщение «Русские народные сказки» Подготовка к домашнему сочинению по русским народным сказкам

1



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 Ч.

«Повесть временных лет» как литературный памятник

1



Из «Повести временных лет». «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА

М.В. Ломоносов – 3 ч.

Вн.чт.М.В. Ломоносов - учёный, поэт, художник, гражданин

1



М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». Изложение научных истин в поэтической форме.

1



Роды и жанры литературы

1



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIX ВЕКА – 42 Ч.

Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе

1



И.А.Крылов – 3 ч.

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние человеческих пороков

1



И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне

1



Р/р. Обобщение изученного о баснях. Выразительное чтение басен И.А.Крылова

1



В.А. Жуковский2 ч.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной народной сказки в произведении

1



В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Нравственно - психологические проблемы баллады

1



А.С. Пушкин – 9 ч.

А.С. Пушкин. «Няне». Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны

1



А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к  поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

1



А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». События и герои

1



«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнительная характеристика героев

1



«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки сюжета, поэтика сказки

1



Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки

1



Р/р. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему сочинению

1



Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова,

В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

1



Анализ контрольной работы.

Вн.чт. А. С. Пушкин. Художественный мир пушкинских сказок

1



Антоний Погорельский – 2 ч.

Антоний Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

1



Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

1



М.Ю. Лермонтов – 2 ч.

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения

1



М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Проблематика и поэтика

1



Н.В. Гоголь – 3 ч.

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни

1



Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести

1



Вн.чт. Герои повестей Н.В.Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1



Н.А. Некрасов – 3 ч.

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины

1



Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей

1



Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Язык стихотворения

1



И.С. Тургенев – 5 ч.

И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве

1



И.С. Тургенев. «Муму» как протест против рабства

1



И.С. Тургенев. «Муму». Система образов

1



Р/р. И. С. Тургенев  — мастер портрета и пейзажа

1



Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по повести И.С.Тургенева «Муму»

1



А.А. Фет – 1 ч.

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Чудная картина». Природа и человек в стихотворениях

1



Итоговая работа за 1 полугодие

1



Л.Н. Толстой – 5 ч.

Анализ итоговой работы. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Русский офицер в плену у  горцев

1



Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Два характера – две судьбы

1



Л.Н. Толстой. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей

1



Р/р. «Кавказский пленник» Подготовка к домашнему сочинению

1



А.П. Чехов – 3 ч.

А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ

1



Р/р. А.  П.  Чехов. «Хирургия». Составление цитатного плана рассказа

1



Вн.чт. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте

1



Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе – 3 ч.

Ф. И. Тютчев. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе

1



Лирика И.С.Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З.Сурикова

1



Р/р. Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. Обучение анализу лирического произведения.

1



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 31 Ч.

И.А. Бунин – 2 ч.

И.А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

1



Вн.чт. И.А. Бунин. "Подснежник". Смысл названия рассказа

1



В.Г. Короленко – 4 ч.

В.Г. Короленко. «В  дурном обществе». Судья и его дети

1



В.Г. Короленко. «В  дурном обществе».Семья Тыбурция

1



В.Г. Короленко. «В  дурном обществе». «Дурное общество» и «дурные дела»

1



Р/р. Классное сочинение по повести В.Г. Короленко

«В дурном обществе»

1



Р/р. Классное сочинение по повести В.Г. Короленко

«В дурном обществе»

1



С.А.Есенин – 1 ч.

Анализ сочинения. С.А.Есенин. Поэтизация картин малой родины в стихотворениях поэта

1


П. П. Бажов – 2 ч.

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки Медной горы

1



П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Сказ как жанр литературы

1



К.Г.Паустовский – 3 ч.

К.Г.Паустовский. «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки

1



К.Г.Паустовский. «Тёплый хлеб». Язык сказки

1



«Заячьи лапы». Природа и человек в сказке

К.Г. Паустовского

1



Вн.чт. Нравственные проблемы рассказов

К. Г. Паустовского

1



С. Я. Маршак – 3 ч.

В/ч. С. Я. Маршак. Сказки для детей

1



С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Проблемы и герои

1



С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Пьеса-сказка и её народная основа

1



Р/р. С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос

1



А.П. Платонов – 2 ч.

А.П. Платонов. «Никита». Человек и природа в рассказе

1



А.П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика в рассказе

1



В. П. Астафьев – 4 ч.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Юный герой в экстремальной ситуации

1



В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Становление характера главного героя

1



Р/р. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Обучение письменному ответу на проблемный вопрос.

1



Р/р. Составление письменного ответа на проблемный вопрос

1



Поэты о Великой Отечественной войне (1941 – 1945) – 2 ч.

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы войны

1



К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…» Война и дети

1



Русские поэты XX века о Родине и родной природе – 2 ч.

Поэтическое восприятие окружающего мира и своего места в нём в стихотворениях И.А. Бунина, Дон-Аминадо.

1



Образ Родины в стихах о природе А.Прокофьева,

Д. Кедрина, Н. Рубцова

1



Писатели улыбаются – 3 ч.

Саша Чёрный – 2 ч.

Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе

1



Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Юмор и его роль в рассказе

1



Ю.Ч.Ким – 1 ч.

Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение

1



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 13 Ч.

Р.Л.Стивенсон – 1 ч.

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд». Верность традициям предков

1



Д.  Дефо – 3 ч.

Д.  Дефо. «Робинзон Крузо». Необычайные приключения героя

1



Д.  Дефо. «Робинзон Крузо». Характер героя

1



Тест в рамках промежуточной итоговой аттестации

1



Х. К.  Андерсен – 5 ч.

Анализ теста. Х. К.  Андерсен. «Снежная королева».Реальность и фантастика

1



Х. К.  Андерсен. «Снежная королева».Сказка о великой силе любви

1



Х. К.  Андерсен. «Снежная королева». Красота внутренняя и внешняя. Победа добра, любви и дружбы

1



Вн.чт. Волшебные сказки Х.К.Андерсена

1



Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Моя любимая сказка Х.К.Андерсена

1



М.Твен – 2 ч.

М.  Твен. «Приключения Тома Сойера». Неповторимый мир детства

1



М.  Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба героев

1



Джек Лондон – 2 ч.

Джек Лондон. «Сказание о Кише». Что значит быть взрослым

1



Джек Лондон. «Сказание о Кише». Мастерство писателя

1



ПОВТОРЕНИЕ – 3 Ч.

Анализ сочинения. Обобщение изученного материала. Рекомендация книг на лето

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!