ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 5 класса МАОУ «Средняя общеобразовательная щкола № 54 г. Улан-Удэ» разработана на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897,
Программа предназначена для учащихся 5 класса МАОУ «СОШ №54», ориентирована для работы по УМК под редакцией. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина,который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ на 2017-2018 учебный год.
СОШ №54.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное образование играет особую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии ее морально-нравственных качеств, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, содействует закреплению национальных традиций, обеспечивает преемственность поколений.
Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему нравственных ценностей, углублять интеллектуальную, эмоционально-чувственную сферу личности, развивать социальную и культурную компетенции ученика.
Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Цели литературного образования
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной собственной речью.
задачи: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Ведущая проблема в 5 классе — внимание к книге. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики
5- классов активно воспринимают прочитанный
текст, но недостаточно владеют техникой чтения,
поэтому на уроках важно больше времени уделять
чтению вслух, развивать и укреплять стремление
к чтению художественной литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала,
репродукций к а р т и н художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Принципы обучения
Рабочая программа построена с учетом дидактических принципов: системности, научности, доступности, связи с жизнью, наглядности, сознательности, направленности обучения на комплексные решения задач, оптимального сочетания методов обучения, оптимального сочетания форм обучения, преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Описание места учебного предмета в учебном планеМАОУ СОШ № 54
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часa за учебный год
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
1. Литература. 5 класс в 2 ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -М.: Просвещение, 2015. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
3. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
4. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
5. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
6. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
7. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
8. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
9. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
10. Матвеева Е.И. Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
11. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен».
12. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.
для учащихся:
1. Литература. 5 класс в 2 ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -М.: Просвещение, 2015. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
3. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
4. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
5. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
6. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
7. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Образовательные электронные ресурсы:
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
Требования к уровню подготовки 5-классников
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
– Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
– Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
– Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
– Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык собственного текста (сочинения различных жанров).
– Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т. е. без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.
Учащиеся 5 класса должны читать тексты художественного произведений в объеме изучаемого курса литературы,
производить пересказ всех видов: подробный, выборочный, от другого лица,
давать характеристику герою или героев (сравнительная, групповая, индивидуальная),
рассказывать биографию писателя, готовить сообщения.
свободно владеть монологической и диалогической речью.
составлять планы, создавать письменные сочинения, характеристики героев, составлять планы к учебной статье, книге.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его эле ментов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление
(например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
выявлять основную нравственную проблема тику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
*воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
*различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
*пользоваться алфавитным каталогом школь ной библиотеки;
*ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
*выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
*готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
*словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
*аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
*видеть общность и различия писателей в пре делах тематически близких произведений;
*писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
*сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
*создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Содержание учебно-тематического курса литературы
Роль книги в жизни человека |
Малые жанры фольклора |
Понятие о сказке как виде народной прозы |
Волшебная сказка «Царевна-лягушка» |
«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» —волшебная сказка героического со держания |
Сказки о животных и бытовые сказки |
Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» |
М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...» |
Жанр басни, история его развития. И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне» |
Басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» |
В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна» |
Понятие о жанре баллады. В.А. Жуковский «Кубок» |
А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» |
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне...» А.С. Пушкина |
Стихи и проза. Рифма и ритм |
Русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица или Подземные жители». |
Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» |
Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». |
Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место». |
Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос». |
Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» |
И.С. Тургенев. Рассказ «Му-му». Знакомство с героями |
«Чудные картины», «Весенний дождь» А.А. Фета |
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» |
А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия» |
Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. |
И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» |
В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец |
С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» |
П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». |
С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» |
А.П. Платонов. Рассказ «Никита |
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» |
Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит» |
Д.Дефо «Робинзон Крузо» |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
Джек Лондон «Сказание о Кише» |
Итоговый урок |
\
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Роль книги в жизни человека. | 1 | |
2 | Малые жанры фольклора. Фольклор — коллективное устное народное творчество. | 1 | |
3-4 | Понятие о сказки как виде народной прозы. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. | 2 | |
5-6 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». | 2 | |
7-8 | «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» —волшебная сказка героического содержания. | 2 | |
9 | Сказка о животных «Журавль и цапля». | 1 | |
10 | Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 1 | |
11 | РР Написание сказок. | 1 | |
12 | Общее представление о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | |
13 | М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...». М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. | 1 | |
14 | Жанр басни, история его развития. И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне». | 1 | |
15 | Басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона Лисица» как примеры осмеяния пороков. | 1 | |
16-17 | Мир басен И.А. Крылова. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. | 2 | |
18 | В.А. Жуковский сказка «Спящая царевна». | 1 | |
19 | Понятие о жанре баллады. В.А. Жуковский «Кубок» Баллада как жанр литературы. | 1 | |
20 | КР контрольный тест за 1 четверть | 1 | |
21 | А.С.Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне». | 1 | |
22 | «У лукоморья дуб зелёный…» − пролог к поэме «Руслан и Людмила» | 1 | |
23 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 | |
24 | Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне...» А.С. Пушкина | 1 | |
25 | Стихи и проза. Рифма и ритм. Выразительное чтение стихотворного текста | 1 | |
26 | Русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица или Подземные жители». | 1 | |
27 | А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». | 1 | |
28 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». | 1 | |
29 | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» | 1 | |
30 | Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место». | 1 | |
31 | Своеобразие повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» | 1 | |
32-33 | Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос». | 2 | |
34 | «Крестьянские дети» Н.А.Некрасова. | 1 | |
35 | И.С. Тургенев. Рассказ «Му-му». Знакомство с героями. | 1 | |
36 | Обучение выразительному чтению прозаического текста. | 1 | |
37-38 | Духовные и нравственные качества Герасима. Смысл финала рассказа. | 2 | |
39 | Сочинение «Чему посвящён рассказ «Муму»?» | 1 | |
40 | КР Итоги 1 полугодия (тест) | 1 | |
41 | «Чудные картины», «Весенний дождь» А.А. Фета | 1 | |
42 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» | 1 | |
43 | Жилин и Костылин – два характера, две судьбы. Жилин и Дина. | 1 | |
44-45 | Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | 2 | |
46 | А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия». | 1 | |
47 | Юмор ситуации. Речь героев как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте | 1 | |
48-49 | Русские поэты XIX века о родине, родной природе И о себе. | 2 | |
50 | Рифма, ритм (обучение анализу стихотворения). | 1 | |
51 | Сочинение «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» | 1 | |
52-53 | И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» | 2 | |
54 | В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец | 1 | |
55-57 | Жизнь среди «серых камней» | 3 | |
58 | Сочинение по повести. | 1 | |
59-60 | С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». | 2 | |
61-62 | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». | 2 | |
63 | Мир сказов П.П.Бажова | 1 | |
64-65 | К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». | 2 | |
66 | Рассказ «Заячьи лапы» К.Г. Паустовского. | 1 | |
67-69 | С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». | 3 | |
70 | КР Итоговый тест за III четверть. | 1 | |
71-72 | А.П. Платонов. Рассказ «Никита». | 2 | |
73-74 | В.П.Астафьев «Васюткино озеро». | 2 | |
75 | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | |
76-78 | Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...» | 3 | |
79-80 | Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе | 2 | |
81- 82 | Писатели улыбаются. Ю. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворении. Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит» | 2 | |
83 | КР Итоговый урок по теме «Литература XIX-XX веков» (тестирование) | 1 | |
84-85 | Из зарубежной литературы. Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед» | 2 | |
86-89 | Д.Дефо «Робинзон Крузо». | 4 | |
90-93 | Х.К.Андерсен «Снежная королева». | 3 | |
94 | Ж. Санд. «О чём говорят цветы» | 1 | |
95-99 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 5 | |
100-101 | Дж.Лондон «Сказание о Кише». | 2 | |
102 | Итоговый тест за год. | 1 | |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
1. Литература. 5 класс в 2 ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -М.: Просвещение, 2015. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
3. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
4. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
5. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
6. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
7. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
8. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
9. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
10. Матвеева Е.И. Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
11. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен».
12. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.
для учащихся:
1. Литература. 5 класс в 2 ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -М.: Просвещение, 2015. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
3. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
4. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
5. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
6. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
7. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Образовательные электронные ресурсы:
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
1. Литература. 5 класс в 2 ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -М.: Просвещение, 2015. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
3. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
4. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
5. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
6. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
7. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
8. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
9. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
10. Матвеева Е.И. Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
11. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен».
12. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.
для учащихся:
1. Литература. 5 класс в 2 ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -М.: Просвещение, 2015. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
3. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
4. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
5. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
6. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
7. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Образовательные электронные ресурсы:
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.