СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я.Коровиной

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»

«Согласовано» «Утверждаю»

Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 5 Директор МБОУ СОШ № 5

г.Гусиноозёрска: г.Гусиноозёрска:

__________ Павлова Т.А. _________ Гапоненко А.И.

«___ « _______ 2020 г. Приказ № ____ от

«___» _______2020 г.





Рабочая программа



Предмет: литература

Класс: 5

Количество часов: всего: 102; в неделю: 3

Учебник: «Литература. 5 класс» Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч.  / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин.-5-е изд. – М.: Просвещение, 2018.



Учитель: Е.С.Астраханцева, I категория.



Рассмотрена

на заседании МО

Руководитель МО:_______

Григорьева Л.И.

Протокол № ____ от

«____» ________ 2020 г.







2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса составлена на основании:

* Концепции преподавания литературы; ;

* Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

* Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;

* Основной образовательной программы основного общего образования школы;

* Примерной государственной программой среднего (полного) общего образования по литературе;

* Учебника «Литература. 5 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина. М.: Просвещение, 2018 г. в двух частях;

* Учебным планом школы на 2020 – 2021 учебный год;

* Положением рабочей программы.

Учебный предмет «Литература» реализует основные цели:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

            Для достижения поставленных целей изучения русского языка  необходимо решение следующих практических задач:

  • обращаться  к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

  • приобретать  знания по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • развивать устную и письменную речь учащихся;

  • осваивать лингвистическую, культурологическую, коммуникативную компетенции.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называя «учебником жизни».

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классах.

Курс литературы в 5-х классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Место предмета  « Литература» в учебном плане

 Согласно  учебному плану на изучение предмета «Литература» 5  классе  выделяется 102 часа в год,  3 часа в неделю, из них на Внутрипредметный модуль «Совершенствование техники чтения» отведено 20 часов в год.

        

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения   учебного предмета «Литература»

Личностные  результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
         • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников  информации (словари, энциклопедии,  интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные  результаты  проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 
         • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
         • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:
          • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 
         • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
         • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 
         • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
         • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:
         • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
         • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 
         • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
         • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:
         • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 
        • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
        • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
         • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
        • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета «Литература»

Введение  (1 час).

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (10 часов).

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

Из древнерусской литературы (2 часа).

  Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

Из литературы XVIII века  (2 час).

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы XIX века (40 часов).

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен.

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая  речь. Рифма. Ритм.

Русская литературная сказка ХIХ века.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».  Сказочно - условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).  «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (2 часа).

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из русской литературы XX века (23 часа).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного.  Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Русская литературная сказка ХХ века  (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

«Ради жизни на Земле…»

Поэты о Великой Отечественной войне (3 часа).

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе (4 часа).

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Алёнушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон - Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются (2 часа).

Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы  (12 часов).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).  Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

10

3

Древнерусская литература

2

4

Русская литература VIII века

2

5

Русская литература IX века

48

6

Русская литература XX века

29

7

Зарубежная литература

9

8

Итоговый урок

1


ИТОГО

102








Календарно-тематическое планирование

п/п


темы

Тема

к-во

час

Дата

план

факт

Введение – 1ч.

1

1

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества

1 ч.

04.09


Устное народное творчество – 10ч.

2

1

Русский  фольклор. Малые жанры фольклора

1 ч.

06.09


3

2

Детский фольклор

1 ч.

08.09


4

3

Сказка как особый жанр фольклора

1 ч.

11.09


5

4

«Царевна-лягушка»- встреча с волшебной сказкой

1 ч.

13.09


6

5

Народная мораль в характерах и поступках героев

1 ч.

15.09


7

6

Иван-царевич-победитель житейских невзгод. Животные-помощники

1 ч.

18.09


8

7

Изобразительный характер формул волшебной сказки.

1 ч.

20.09


9

8

«Иван – крестьянский сын и  чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

1 ч.

22.09


10

9

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

1 ч.

25.09


11

10

Сказка о животных «Журавль  и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

1 ч.

27.09


Древнерусская литература – 2ч.

12

1

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1 ч.

29.09


13

2

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Особенности повествования

1 ч.

02.10


Русская литература – XVIII века – 2ч.

14-

15

1-

2

М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

2 ч.

04.10

06.10


Русская литература XIX века – 48ч.

16

1

Выразительное чтение по ролям

1 ч.

09.10


17

2

Жанровые особенности басни. История басенного жанра в России

1 ч.

11.10


18

3

И.А. Крылов. Слово о баснописце.  Басня «Волк на псарне»

1 ч.

13.10


19

4

И.А. Крылов. Басни

«Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

1 ч.

16.10


20

5

Жанр басни. Повествование и мораль в басне

1 ч.

18.10


21

6

Басенный  мир Ивана Андреевича Крылова

1 ч.

20.10


22

7

Инсценирование басни

1 ч.

23.10


23

8

В.А. Жуковский –сказочник.

Сказка «Спящая царевна» как литературная сказка

1 ч.

25.10


24

9

Баллада

В.А.Жуковского «Кубок»

1 ч.

27.10


25

10

Инсценирование басни

1 ч.

30.10


26

11

А.С. Пушкин.

Слово  о  поэте.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

1 ч.

01.11


27

12

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Борьба добрых и злых сил


1 ч.

03.11


28

13

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1 ч.

13.11


29

14

А.Погорельский. 

Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

1 ч.

15.11


30

15

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание

1 ч.

17.11


31

16

Инсценирование сказки по группам. Конкурс на лучшее инсценирование

1 ч.

20.11


32

17

В.М.Гаршин. Сказка «AttaleaPrincers»

1 ч.

22.11


33

18

М.Ю. Лермонтов.Слово о поэте.Стихотворение «Бородино»

1 ч.

24.11


34

19

Работа над выразительностью чтения

1 ч.

27.11


35

20

М.Ю.Лермонтов. Суждения и оценки юных читателей

1 ч.

29.11


36

21

Экскурсия в библиотеку

1 ч.

01.12


37

22

Н.В.Гоголь.Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место»

1 ч.

04.12


38

23

Реальное и

фантастическое в

сюжете повести

1 ч.

06.12


39

24

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1 ч.

08.12


40

25

Контрольная работа   по теме:«Произведения 1-й половины  XIX века».

1 ч.

11.12


41

26

Заочная экскурсия по некрасовским местам. Прослушивание стихотворений в аудиозаписи

1 ч.

13.12


42

27

Н.А.Некрасов. «На Волге»

1 ч.

15.12


43

28

 Н.А. Некрасова

«Мороз, Красный

нос»

1 ч.

18.12


44

29

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1 ч.

20.12


45




30

И.С. Тургенев. Слово о писателе. История созданиярассказа «Муму»

1 ч.

22.12


46

31

Чтение текста

1 ч.

25.12


47

32

Духовные и нравственные качества героя

1 ч.

27.12


48

33

Герасим и Муму. Счастливый год

1 ч.

29.12


49

34

Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества


10.01


50

35

Работа над выразительностью чтения диалогов текста

1 ч.

12.01


51

36

Развитие речи. Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму»

1 ч.

15.01


52

37

Развитие речи.

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1 ч.

17.01


53

38

А.А.Фет. В художественном мире поэта

1 ч.

19.01


54

39

Работа над выразительностьючтения

1 ч.

22.01


55

40

Контрольное тестирование по прочитанным произведениям

1 ч.

24.01


56

41

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»  как протест против национальной вражды              

1 ч.

26.01


57

42

Чтение текста. Осмысление

1 ч.

29.01


58

43

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев

1 ч.

31.01


59

44

Тема дружбы в рассказе. Странная дружба Жилина и Дины

1 ч.

02.02


60

45

Под страхом смерти

1 ч.

05.02


61

46

Р/речи. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник»

1 ч.

07.02




А.П. Чехов. Рассказ«Хирургия»

1 ч.

09.02


62

47

О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора

1 ч.

12.02


63

48

Чтение рассказов А.П.Чехова

1 ч.

14.02


Русская литература - 29ч.

64

1

Стихи о родной природе. И.Бунин

1 ч.

16.02


65

2

И.А. Бунин. Страницы биографии.Рассказ «Косцы»

1 ч.

19.02


66

3

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Взаимоотношения отца, сына, дочери в повести

1 ч.

21.02


67

4

Чтение по ролям текста произведения

1 ч.

26.02


68

5

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Новые знакомые Васи

1 ч.

28.02


69

6

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». ТыбурцийДраб – «замечательная личность»

1 ч.

02.03


70

7

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Последние дни

1 ч.

05.03


71

8

Р/ речи.        Подготовка к домашнему  сочинению по повести

В.Г. Короленко «В дурном обществе».

1 ч.

07.03


72

9

С.А. Есенин. Стихотворения

 «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1 ч.

09.03


73

10

Выразительное чтение стихов Есенина

1 ч.

12.03


74

11

П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя.

Сказ «Медной горы Хозяйка»

1 ч.

14.03


75

12

Образ хозяйки Медной горы. Р/ речи. Понятие о сказе.

1 ч.

16.03


76

13

Чтение рассказа «Малахитовая шкатулка»

1 ч.

19.03


77

14

К.Г.Паустовский.  «Рождение сказки» - сказка о труде и взаимной выручке .Сказка  «Теплый хлеб» -

1 ч.

21.03


78

15

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Мысль автора об ответственности человека перед природой

1 ч.

23.03


79

16

Чтение сказок К.Г.Паустовского

1 ч.

02.04


80

17

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

1 ч.

04.04


81

18

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке

 С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1 ч.

06.04


82

19

Чтение по ролям

1 ч.

09.04


83

20

А.П.Платонов. Рассказ  «Никита»

1 ч.

11.04


84

21

С.Чёрный. «Кавказский пленник»

1 ч.

13.04


85

22

В.П. Астафьев: детство писателя. Рассказ «Васюткино озеро»

1 ч.

16.04


86

23

Чтение рассказа «Васюткино озеро»

1 ч.

18.04


87

24

Образ главного героя

1 ч.

20.04


88

25

Р/речи.Сочинение по теме:« Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

1 ч.

23.04


89

26

К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Дети и война

1 ч.

25.04


90

27

Дети и война

1 ч.

27.04


91

28

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе

1 ч.

30.04


92

29

Работа над выразительностью стихотворений




Зарубежная литература – 9ч.

93

1

Р.Стивенсон. «Вересковый мёд»

1 ч.

02.05


94

2

Д.Дефо. «Робинзон Крузо»

1 ч.

04.05


95

3

Даниель Дефо «Робинзон Крузо».Изменения в поведении и характере героя

1 ч.

07.05


96

4

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»

1 ч.

11.05


97

5

История вторая. Мальчик и девочка. История третья. Герда

1 ч.

14.05


98

6

Чтение в лицах сказки

1 ч.

16.05


99

7

История четвёртая и пятая. Истории шестая и седьмая

1 ч.

18.05


100

8

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1ч.

21.05


101

9

Марк Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера»

1 ч.

23.05


Итоговый урок – 1ч.

102

1

Итоговый урок. Контрольная работа

1 ч.

25.05




Контрольно – практическая часть


п/п

Дата


Тип урока

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

1

11.12


Урок контроля

Контрольная работа     № 1 по теме:

«Произведения 1-й половины  XIX   века».

1

2

15.01


Урок развития речи

Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму».

1

3

24.01


Урок контроля

Контрольное тестирование за первое полугодие по теме: «Развитие литературы до 2-й половины XIX века».

1

4

07.02


Урок развития речи

Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник».

1

5

07.03


Урок развития речи

Подготовка к домашнему сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

1

6

23.04


Урок развития речи

Обучение сочинению по теме:

« Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» (по произведению

 В.П.  Астафьева).

1

7

18.05


Урок развития речи

Сочинение по сказке Х.- К. Андерсена (по предложенным темам).

1

8

25.05


Урок контроля

Контрольная работа № 2 за второе полугодие по теме: «Литература 2-й половины  ХIХ - ХХ  вв.»

1


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

  • Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

  • Устное народное творчество.

  • Учащийся  научится:

  • • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

  • • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

  • • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

  • • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  • • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

  • • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

  • • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

  • • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

  • • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

  • Учащийся  получит возможность научиться:

  • • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

  • • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

  • • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

  • • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

  • Древнерусская литература. Русская литература XVIII века.  Русская литература XIX—XX вв.  Литература народов России.  Зарубежная литература.

  • Учащийся  научится:

  • • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

  • Учащийся  получит возможность научиться:

  • • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, сообщение, проект).



ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.

2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

3. Репродукции картин художников

4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Для учителя:

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2011 г.

3. И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 г.

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

7. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

10. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.

11. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

Раздаточный материал по темам курса

Репродукции картин художников

Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

Экранные пособия

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

  • http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

  • http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

  • http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

  • http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

  • http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

  • http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

КИМЫ

Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А.С. Пушкин

Контрольная работа № 1

1.  Какая речь называется стихотворной?

1. Речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю.

2. Речь, свободно движущаяся от предложения к предложению.

2. Как звали няню А.С.Пушкина?

1. Арина Родионовна          2. Ирина Родионовна          3. Арина Владимировна

3. Соотнесите автора и название произведения.

1. И.А.Крылов2. В.А.Жуковский 3. А.С.Пушкин

а) «Кубок»б) «Руслан и Людмила»в) «Волк на псарне»

4. Какая басня И. А. Крылова является откликом на события войны 1812 года?

1) «Свинья под дубом»        2) «Квартет»        3) «Волк на псарне»4) «Две бочки»

5. Из какой басни извлечена мораль:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

1. «Свинья под дубом»2. «Ворона и лисица»3. «Квартет»

6. Какая часть сказки представлена в словах?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

1) зачин          2) концовка          3) развитие действия

7. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

1) «Спящая царевна», царица

2) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», царевна

3) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», царица

1.  В сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» употреблено много устаревших слов. Замените данные слова современными:

Ланиты – Очи – 
Чело – Стан –

2. Что такое басня? Каких баснописцев вы знаете?

3. Как называются процитированные части басен Крылова? Из каких басен они взяты?

А) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Б) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт

И выйдет из него не дело, только мука.

В) У сильно всегда бессильный виноват.

4. Из какой сказки В. А.Жуковского взят данный отрывок? Какие сказки он вам напоминает?

Гостья жданная вошла;

Пряха молча подала в руки ей веретено

Та взяла, и вмиг оно укололо руку ей…

Всё исчезло из очей; На неё находит сон;

Вместе с ней объемлет он весь огромный царский дом;

Всё утихнуло кругом; возвращаясь во дворец

Пошатнулся и зевнул и с царицею заснул;

5. Приглашая на пир в честь рождения дочери из сказки  чародеек, царь «двенадцатой одной, хромоногой, старой, злой» на праздник не позвал. Почему?

6. Попробуйте описать царевну. В чём особенность её костюма?

7. Вспомните сказку А. С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне »…Какой предстаёт перед нами родная мать царевны? Какие слова помогают составить её характеристику?

8. Кто такая мачеха? Как царица-мачеха описана Пушкиным? Что в описании царицы вызывает восхищение, но почему эта красота не радует окружающих?

9 Выделенные слова замените такими, которые употребляются в современном литературном языке.

1.Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядится,

И царица у окна села ждать его одна.

2.Рано утром гость желанный, день и ночь так долго жданный,

Издалече наконец воротился царь-отец.

3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…

С. Напишите краткий пересказ произведения, изученного по программе, которое больше всего запомнилось.

Контрольная работа № 2

Пояснительная записка к контрольной работе по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Контрольная работа состоит из трёх уровней. Обучающиеся получают задания всех уровней и сами выбирают тот уровень, который соответствует их знаниям и умениям.

за выполнение первого уровня выставляется оценка «3», соответственно за выполнение второго и третьего уровней выставляются оценки «4» и «5». Оцениваются ответы в соответствии с Нормами оценки знаний и умений обучающихся по литературе.

Контрольная работа по творчеству

М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Минимальный уровень сложности. Вопросы, задания:

1.Объедините в пары авторов и их произведения:

«Муму», «Бородино», «Заколдованное место», «Крестьянские дети», «Кавказский пленник».

Толстой, Тургенев, Некрасов, Гоголь, Лермонтов.

2.Опишите каморку Герасима.

3.Что такое эпитет?

4.Что побуждало русских солдат на подвиг в Бородинском сражении?

Средний уровень сложности. Вопросы, задания:

1.В каком городе происходит действие рассказа «Муму»?

2.Кем служил Герасим у барыни?

3.Куда ушел Герасим после гибели Муму?

4.Характеристика героев. Дайте характеристику старому солдату из стихотворения «Бородино».

5.Что такое сравнение?

6.Почему Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети» главной жизненной ценностью считает труд?

Высокий уровень сложности. Вопросы, задания:

1.Сколько раз в рассказе «Кавказский пленник» Жилин бежал из плена?

2.Кто и как ему помог бежать?

3.Куда поместили Жилина и Костылина после первого побега?

4.Какое слово повторял Жилин, попав к своим?

5.Почему Некрасов называет крестьянских детей «счастливый народ!»?

6.Что такое пейзаж?

7.Какие душевные качества личности воспевает автор в облике Герасима?



Пояснительная записка.

Работа состоит из 3-х частей и охватывают весь курс литературы за 5 класс. Проверяются теоретические знания, практические умения и навыки, умение строить развёрнутый ответ на вопрос. Оценка «3» может быть поставлена за работу в первой части, оценка «4» - за работу в первой и второй части, оценка «5» - за работу во всех заданиях. При оценивании развёрнутых ответов на вопросы следует учитывать полноту ответа и умение правильно излагать мысли.

Литературный праздник

часть 1

1.Соотнесите автора и произведение (соединить стрелками)

А.С. Пушкин

«Случились вместе два Астронома в пиру»

М.В.Ломоносов

«Косцы»

М.Ю.Лермонтов

«Мороз, Красный нос»

Л.Н.Толстой

«Бородино»

А.А.Погорельский

 «Заколдованное место»

И.С.Тургенев

«Хирургия»

Н.А.Некрасов

«Теплый хлеб»

Н.В.Гоголь

«Крестьянские дети»

А.П.Чехов

«Робинзон Крузо»

И.А.Бунин

«Медной горы Хозяйка»

В.Г.Короленко

«Кавказский пленник»

П.П.Бажов

«Кавказский пленник»

В.П.Астафьев

«Васюткино озеро»

К.Г.Паустовский

«Зимнее утро»

Саша Черный

«Приключения Тома Сойера»

Даниэль Дефо

«Черная курица ,или Подземные жители»

Р.Л.Стивенсон

«Муму»

Марк Твен

«В дурном обществе»

2. Отметьте псевдонимы писателей. По возможности напишите настоящее имя писателя.

М.В.Ломоносов

Л.Н.Толстой

А.А.Погорельский

И.С.Тургенев

А.П.Чехов

П.П.Бажов

В.П.Астафьев

Саша Черный

Даниэль Дефо

Р.Л.Стивенсон

Марк Твен

  1. С какими  писателями  связаны следующие литературные места России:

Село КонстантиновоСело Тарханыимение Спасское – Лутовиново

город Таганрог

часть 2

  1. Вставьте в комментарии к литературным произведениям термины:

а) В повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголь в изобилии использует

малороссийские (украинские) слова и выражения, создавая таким образом

национальный  ___________________________.

б) Для сюжетов своих рассказов В.П.Астафьев часто использует ________________________

сведения. Например, историю о том, как еще школьником он заблудился в лесу.

в) Переработанные писателями фольклорные сюжеты служат основой для

создания      ________________________          сказок.

  1. Выберите верный ответ:

а)   Почему в своем произведении  И.С.Тургенев не называет имени старой барыни?

        *  не хотел, чтобы все узнали в ней его мать, а мать обиделась

                         *  создал собирательный образ, похожий на многих хозяек крепостного люда

                         *  счел необязательным давать имя второстепенному персонажу

            б)  Что такое идея литературного  произведения?  

        *   содержание произведения

        *   главная мысль произведения

        *   главные слова главного героя произведения

             в)   Что такое стихотворный размер?

          *  количество строчек в стихотворении

        *  количество строф в стихотворении

        * повторение ударных и безударных слогов в строчке

  1.  Запишите верный ответ:

а)    Назовите жанр произведения «Кавказский пленник» ______________________

              б)   Назовите профессию главного героя рассказа «Хирургия» _____________________

в)   Назовите прием, с помощью которого изображены Жилин и Костылин

 в «Кавказском пленнике», Падчерица и Королева в «Двенадцати месяцах»,

герои Бородина и современная автору молодежь в стихотворении «Бородино»

_________________________________________

часть 3

  1. Назовите тип рифмы в следующих строчках:  

  2. Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Зима в окно стучится

И гонит со двора…

        _____________________________________

  1. С  помощью каких  приемов  поэт создает картину природы:

        Золотою лягушкой луна

        Распласталась на тихой воде

        Словно яблонный свет седина

        У отца пролилась в бороде…

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Кто автор стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете…»,

  2. Когда оно было написано? Как называется такой тип стихотворений?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Ответьте, какое произведение  из изученных в 5 классе Вам

понравилось больше всего и почему.

Тест № 1. Фольклор

  1. Фольклор – это:

А) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова.

Б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

В) устное народное творчество.

Г) набор произведений на различные темы.

Из какого языка заимствованно слово «фольклор»:

А)греческогоБ)латинскогоВ) французскогоГ) английского.

Кто является автором фольклорных произведений:

А)поэт;Б)летописец;В)певец-сказатель;Г)народ.

Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору:

Баллада, загадка, песня, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, легенда, поговорка.

Что такое загадка:

А) детская играБ) фольклорный жанрВ) короткий рассказ с остроумным концом.

Какие литературные приемы лежат в основе загадки:

А)гиперболаБ)эпитетВ)сравнениеГ)метафора

Какие новые формы загадок приобрели популярность? Выберите их и дополните список своими примерами:

Ребус, кроссворд, викторина, каламбур, чайнворд.

Что такое пословица:

А)образное сочетание слов;

Б)часть суждения, дающего меткую оценку события или человека

В)законченное высказывание назидательного характера

Выберите пословиц близкие по смыслу:

А)Любишь кататься, люби и саночки возить

Б)Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

В)хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть

Г) с кем поведешься, от того и наберешься

1)слово не стрела, а хуже стрелы разит

2) без труда не выловишь и рыбку из пруда

3) с кем хлеб-соль водишь, на того и походишь

4) с милым рай и в шалаше.

О каких исторических событиях и фактах говориться в пословицах и поговорках:

А) вот тебе бабушка, и Юрьев день;

Б) двадцать пять лет – солдатский век.

В) как Мамай прошел?

В чем различие пословиц и поговорок:

А) меткость и образность высказываний

Б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок – сравнение

В) пословица – законченное суждение, а поговорка - часть суждения.

Объясните смысл пословиц и поговорок:

А)не все золото, что блеститБ)десятая вода на киселе

В) в Тулу со своим самоваром ездитьГ) делить шкуру неубитого медведя

Что отличает народную сказку от мифа:

А) сюжетБ)вымыселВ)художественные приемы

Что такое народная сказка:

а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержаниемб) историческая повесть

в) жанр устного народного творчестваг) легенда

Кто является создателем сказок:

А) писатель сказочникБ) летописец В)древний певец БаянГ) народ

На какие виды делятся сказки:

А) приключенческиеБ)биографическиеВ)волшебные

Г)историческиеД) социально-бытовыеЕ) о животных

Какие художественные приемы часто используются в сказках:

А) рифмаБ)постоянный эпитетВ)сравнениеГ) метафораД)гиперболаЕ) монолог

В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

Конь, заяц, Змей Горыныч, Баба Яга, лиса, Кощей Бессмертный, серый волк.

Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки:

А) волшебные 1) цель сказки – весело и поучительно рассказать о проделках

животных, показать пороки и достоинства

Б) бытовые 2) задача сказки – испытать героя, вступившего в борьбу с

волшебными силами

В) о животных 3) цель сказки – рассказать о необычайном происшествии,

действие происходит в обычной обстановке.

Тест № 2 «Руслан и Людмила»

Каков жанр произведения

А) сказкаБ) повестьВ) балладаГ) поэма

От чьего имени ведется повествование:

А)князя ВладимираБ) древнего певца БаянаВ)РусланаГ) автора

О каких исторических событиях упоминается в поэме:

А) взятие ЦарьградаБ) поход русского князя на половцевВ) бой с печенегами

Какие традиционные элементы сказок встречаются в произведении:

А)троекратный повторБ) сказочный зачинВ)волшебные предметы

Г) герои – животныеД)победа добра над злом

Какие волшебные предметы используют герои «Руслан и Людмила»:

А) волшебный кубокБ)ковер – самолетВ)шапка – невидимка

Г)меч-кладенецД) живая водаЕ) молодильные яблоки

О каком городе говорится в произведении:

А)МосквеБ)НовгородеВ)ВладимиреГ) Киеве

С помощью каких приемов автор показывает свое отношение к героями событиям:

А) прямой характеристикойБ)авторских отступлений

В)композицииГ)эпилога

Определите, какие из эпитетов являются постоянными, а какие - авторскими:

А) верный мечБ)конь ретивыйВ) молодая кровь

Д)темная ночьГ) ясны очиЕ) бранная слава

Каковы основные черты характера Руслана:

А)сила и отвагаБ)справедливостьВ)вспыльчивость

Г)преданностьД)мужество, патриотизм

Назовите основные повторы сюжета в поэме «Руслан и Людмила»



Тест № 3. Литературная сказка

1.Какой из перечисленных признаков наиболее точно характеризует литературную сказку:

А) в основе сказки – реальные событияБ)повторяющийся сюжет

В)автор сказки – реальный человекГ)добро всегда побеждает зло?

2.Какого героя сказки называют литературным:

А) положительного герояБ) любого героя сказки

В)главного персонажа сказкиГ)героя сказки, автор которой известен

3.Какая из перечисленных сказок не является литературной:

А) «Аленький – цветочек»Б) «Лягушка-Царевна»В) «Кот в сапогах»Г) «Спящая царевна»

4. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица,

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла,

Но зато горда, ломлива

Своенравна и ревнива.

5. Соотнесите определения и литературные понятия.

Правило чередования ударных и безударных звуков Ритм

Созвучие концов строк Размер

Повторяемость однородных звуковых особенностей,

Равномерное чередование ударных и безударных слогов Рифма

6. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок:

А) В.А.Жуковский,Б)А.С.ПушкинВ)И.С.ТургеневГ)П.П.Ершов

Тест № 4 «Муму»

1.Каков жанр произведения:

А) романБ)рассказВ)очеркГ)повесть

2.Что описал автор в «Муму»:

А) любовь Герасима к МумуБ)жизнь столичного дворянства

В) духовное перерождение человека

3.С какой целью Тургенев вводит описание каморки Герасима в рассказ:

А) углубить представление читателя о героеБ) воссоздать интерьер помещичьей усадьбы

В) выразить авторское отношение к герою

4. К кому из героев рассказа мы видим ироническое отношение автора:

А) ТатьянеБ) к барынеВ) к МумуГ) к ГерасимуД) ГаврилеЕ) Капитону

5. 1) распределите последовательно элементы композиции литературного произведения:

Завязка, развязка, пролог, эпилог, развитие действия, экспозиция, кульминация.

2) определите в рассказе И.С.Тургенева «Муму»

Завязку, кульминацию, развязку

6. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными:

А) описание жизни барской усадьбыБ) угодливость и бесправие дворни

Г) деспотизм барыниВ) немоту Герасима

Тест № 5. «Майская ночь или Утопленница».

Какова тема повести:

А) любовь Левко к Ганне;Б) жизнь головы

В) отображение верований м суеверий народаГ) жизнь и характер украинского народа

Что явилось источником для написания повести:

А) обычаи и быт украинского народаБ) произведения других писателей

В) украинский фольклорГ) исторические труды

.Повесть относится к сборнику:

А) МиргородВ) Старосветские помещикиБ) Вечера на хуторе близ Диканьки

С какой целью автором введены фантастические персонажи:

А)творить злоБ) вредить главным героям

В) пугать действующих лицГ) утверждать добро и справедливость

В каком стиле изображен в повести голова:

А) ироническомБ) сатирическомВ) сочувственном

Какова роль пейзажа в литературном произведении (исключите лишнее):

А) создать соответствующий фон для описания действий персонажа

Б) выявить душевное состояние герояВ) воспитать эстетический вкус читателя

Г) отразить красоту природыД) создать необычный, фантастический мир

Е) приостановить развитие сюжета

Тест № 6. «Бородино»

К какому роду литературы относится произведение:

А) эпосБ) лирикаВ) драма

Что наиболее значимо, с вашей точки зрения, в стихотворении:

А) изображение битвыБ) описание чувств и мыслей простых солдат

В) мысли поэта о роли простого народа в сраженииГ) размышление о цене победы в сражении

Кто является рассказчиком в стихотворении:

А) авторБ) солдат – участник сраженияВ) полковникГ) молодой воин

Когда было написано стихотворение:

А) в ходе сраженияБ) сразу после битвыВ) через 10 лет после сражения

Г) через 25 лет

Какую форму повествования использует М.Ю.Лермонтов в стихотворении:

А) повествованиеБ) диалогВ) монологГ) авторское рассуждение

Что является главным в образе рассказчика:

А) отвага, смелостьБ) патриотизмВ) простотаГ) ироничностьД)чувство товарищества

Кто является главным героем в стихотворении:

А)рассказчикБ)полковникВ)авторГ) народ

Почему автор называет участников Бородинской битвы Богатырями? Как соотносит М.Ю.Лермонтов формы местоимений «я» и «мы»? Какое местоимение использует чаще и почему?

28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!