СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитана  на  105 часов в год , 3 часа в неделю,  35 учебных недель. Составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»





Рабочая программа

по литературе

в 5 класса

на 2022-2023 учебный год





Программу составили Малютенко В. Н.

учитель русского языка и литературы



















Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2010) и учебника «Литература» для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях авторов В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина (М., Просвещение, 2014).

Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год , 3 часа в неделю, 35 учебных недель, основание – каленларный график школы.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них

вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);



1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.



Содержание тем учебного предмета

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо» (отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья…». Няне.

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)

А.А. Фет. Весенний дождь.

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся.



Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности,

Виды деятельности

Дата

План

Факт


Введение

1 час






1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества


Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.

01.09



Устное народное творчество

10 часов






2




Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

1

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

05.09


3

Детский фольклор

1

Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.

07.09


4


Сказка как особый жанр фольклора


1

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями

08.09


5

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой


1

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

12.09


6

Народная мораль в характерах и поступках героев.

1

Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В. Васнецова «Пир»

14.09


7




Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

1

Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки

15.09


8

Изобразительный характер формул волшебной сказки.

1

Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника

19.09


9

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания

1

Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.

21.09


10

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

1

Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.

22.09


11




Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

1

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках»


26.09



Древнерусская литература


2 часа





12


Возникновение древнерусской

литературы.

«Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.

умение определять черты фольклора в летописи.


28.09


13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51)

29.09



Из русской литературы 18 века

1 час




14

М.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения

03.10



Литература 19 век

39 часов




15


Русские басни. Басня как литературный жанр


1

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки

05.10


16

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

1

Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

06.10


17

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

1

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица».

10.10


18

Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне

1

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией;

12.10


19

В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

1

Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций.

13.10


20

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы;


17.10


21

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

19.10


22

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

1

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

20.10


23

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

1

Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение

24.10


24


А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

1

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование.

26.10


25

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

1

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров.


27.10


26


Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

Выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

07.11


27


Помощники царевны. Народная мораль, нравственность


1

Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом

09.11


28

Р/р Устное сочинение.

«Королевич Елисей. Победа добра над злом».

1

Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы

10.11


29

В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

1

Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа

14.11


30


Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»


Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение, Краткий пересказ, выразительное чтение

16.11


31

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке

Нравоучительное содержание

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы

17.11


32


М..Лермонтов.

Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

1

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

21.11


33


Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников

23.11


34


Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место».

1

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям.

24.11


35


Реальное и фантастическое в сюжете повести.

1

Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение.

28.11


36


Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».


Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями

30.11


37

Контрольная работа № 1по произведениям 1-ой половины 19 века

1

Выбор ответа в тестовых заданиях

01.12


38

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

1

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы

05.12


39


Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

Осмысление характеров героев, ответы на -вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста.

07.12


40


И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

1

Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

08.12


41

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

1

Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения.

12.12


42


Герасим и Муму. Счастливый год.

1

Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами. Составлять план характеристики героя

14.12


43


Осада каморки Герасима. Прощание с Муму.

1

Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме

15.12


44


Р/р Сочинение «Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие».

1

Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

19.12


45


Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками

1

Умение выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок

Анализ сочинений, работа над ошибками

21.12


46

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями

22.12


47

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие.

26.12


48


Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

1

краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру

28.12


49


Странная дружба Жилина и Дины.

1

Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

29.12


50


Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.

1

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста

17.01


51

Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами

18.01


52


А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»


1

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

20.01


53


В/ч. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

1

Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста,

24.01



Русские поэты 19 века о Родине

2 ч.




54


Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

1

Личностные: знать основные сведения из биографии поэтов; Метапредметные: выработать умение выразительно читать стихи, анализировать

Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

25.01


55


Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения


Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения

27.01



Русская литература 20 века

23 ч.




56


И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»

1

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста

31.01


57

В.Г.Короленко. Слово о писателе.

«В дурном обществе»

1

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

01.02


58

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

1

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев

03.02


59




Путь Васи к правде и добру

1

Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями

07.02


60

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

1

Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов

08.02


61



Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

1

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание

10.02


62


С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

1

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

14.02


63



Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

1

Анализ стихотворения, самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»

15.02


64




П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»

1

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки

17.02


65



Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

1

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

21.02


66


В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

1

Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова,

Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение

22.02


67



К.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

1

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа

28.02


68




К.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

1

Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста

01.03


69





Р/ р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К. Паустовского «Теплый хлеб»

1

Анализ текста, работа над языком рассказа, над изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа

03.03



70




С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки)

07.03


71







Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

1

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

10.03


72


Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.

1

Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам

14.03


73




А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

1

Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи

15.03


74




Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

1

Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П. Платонова; сравнительный анализ произведений

17.03


75






В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

1

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи

21.03


76



Человек и природа в рассказе.

1

Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения

22.03


77



Р/р Сочинение

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

1

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением


31.03



Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945) -


3 часа




78



Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Твардовский. «Рассказ танкиста»

1

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

04.04


79


Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

1

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

05.04


80


Р/р Сочинение « h Великая Отечественная война в жизни моей семьи».

1

Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет

07.04



Писатели и поэты 20 века о Родине

3 часа




81





Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

1

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование

11.04


82




Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

1

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи

12.04


83


Н.М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

1

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование

14.04



Писатели улыбаются

2 часа




84



Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор


Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям

18.04


85



В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».


Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток

19.04



Зарубежная литература


8 часа




86



Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

1

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»

21.04


87

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»

1

Ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений

25.04


88


Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1

Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями

26.04


89



Два мира сказки «Снежная королева»

1

Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной короле -вы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне»

28.04



90






В/ч Писатели-сказочники и их герои

1

Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения; сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом сопоставление литературных сказок и сказок народных

02.05



91


Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения

Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера


Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); установление ассоциативных связей с произведением живописи

03.05



92


Том Сойер и его друзья


Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя).

05.05



93


Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»



Установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста

10.05




Обобщение изученного за год

2 часа




94



Обобщение изученного материала за курс 5 класса.

1

Беседа по темам и разделам литературы 5 класса

12.05



95


Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века

1

.Выбор ответа в тестовых заданиях

Проверка знаний учащихся.

16.05




Внеклассное чтение

4 часа




96



В/ч Е. И. Носов. Варька.


1

В/ч Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы, пересказ.

17.05



97

В/ч А. И. Куприн. Чудесный доктор.


1

В/ч Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы, пересказ.

19.05



98

В/ч А. Н. Островский. Снегурочка.


1

В/ч Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы, пересказ.

23.05



99

В/ч Мой любимый автор.

1

В/ч Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы

24.05




Подведение итогов года

2 часа




100

Контроль чтения.

1

Проверка техники чтения, умения отвечать на вопросы, осмысливать содержание произведения.

26.05


101

Подведение итогов года. Рекомендации на лето

1

Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям, инсценирование самостоятельно прочитанных книг, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?» Список литературы для чтения летом.

30.05


102-105

Резерв


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!