Рабочая программа
по литературе
в 5 класса
на 2022-2023 учебный год
Программу составили Малютенко В. Н.
учитель русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2010) и учебника «Литература» для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях авторов В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина (М., Просвещение, 2014).
Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год , 3 часа в неделю, 35 учебных недель, основание – каленларный график школы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Содержание тем учебного предмета
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо» (отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья…». Няне.
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)
А.А. Фет. Весенний дождь.
М.Ю. Лермонтов. Бородино.
С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности, Виды деятельности | Дата |
План | Факт |
| Введение | 1 час | | | |
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | | Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами. | 01.09 | |
| Устное народное творчество | 10 часов | | | |
2 | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. | 05.09 | |
3 | Детский фольклор | 1 | Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. | 07.09 | |
4 | Сказка как особый жанр фольклора | 1 | Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями | 08.09 | |
5 | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | 1 | Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки | 12.09 | |
6 | Народная мораль в характерах и поступках героев. | 1 | Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В. Васнецова «Пир» | 14.09 | |
7 | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | 1 | Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки | 15.09 | |
8 | Изобразительный характер формул волшебной сказки. | 1 | Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника | 19.09 | |
9 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания | 1 | Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы. | 21.09 | |
10 | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | 1 | Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование. | 22.09 | |
11 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках» | 26.09 | |
| Древнерусская литература | 2 часа | | | |
12 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. умение определять черты фольклора в летописи. | 28.09 | |
13 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51) | 29.09 | |
| Из русской литературы 18 века | 1 час | | | |
14 | М.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1 | Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения | 03.10 | |
| Литература 19 век | 39 часов | | | |
15 | Русские басни. Басня как литературный жанр | 1 | Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки | 05.10 | |
16 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | 1 | Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | 06.10 | |
17 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | 1 | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица». | 10.10 | |
18 | Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне | 1 | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; | 12.10 | |
19 | В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова | 1 | Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций. | 13.10 | |
20 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; | 17.10 | |
21 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | 19.10 | |
22 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок» | 1 | Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. | 20.10 | |
23 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение | 24.10 | |
24 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» | 1 | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование. | 26.10 | |
25 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | 1 | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров. | 27.10 | |
26 | Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | Выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | 07.11 | |
27 | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность | 1 | Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом | 09.11 | |
28 | Р/р Устное сочинение. «Королевич Елисей. Победа добра над злом». | 1 | Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы | 10.11 | |
29 | В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | 1 | Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа | 14.11 | |
30 | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение, Краткий пересказ, выразительное чтение | 16.11 | |
31 | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание | 1 | Выразительное чтение, ответы на вопросы | 17.11 | |
32 | М..Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | 1 | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией | 21.11 | |
33 | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 1 | Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников | 23.11 | |
34 | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место». | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям. | 24.11 | |
35 | Реальное и фантастическое в сюжете повести. | 1 | Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение. | 28.11 | |
36 | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». | | Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями | 30.11 | |
37 | Контрольная работа № 1по произведениям 1-ой половины 19 века | 1 | Выбор ответа в тестовых заданиях | 01.12 | |
38 | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы | 05.12 | |
39 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | 1 | Осмысление характеров героев, ответы на -вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста. | 07.12 | |
40 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | 08.12 | |
41 | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. | 1 | Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения. | 12.12 | |
42 | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами. Составлять план характеристики героя | 14.12 | |
43 | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. | 1 | Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме | 15.12 | |
44 | Р/р Сочинение «Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие». | 1 | Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. | 19.12 | |
45 | Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками | 1 | Умение выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок Анализ сочинений, работа над ошибками | 21.12 | |
46 | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | 1 | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями | 22.12 | |
47 | Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие. | 26.12 | |
48 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 1 | краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру | 28.12 | |
49 | Странная дружба Жилина и Дины. | 1 | Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | 29.12 | |
50 | Р/р Краткость и выразительность языка рассказа. | 1 | Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста | 17.01 | |
51 | Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1 | Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами | 18.01 | |
52 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией | 20.01 | |
53 | В/ч. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова | 1 | Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста, | 24.01 | |
| Русские поэты 19 века о Родине | 2 ч. | | | |
54 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | 1 | Личностные: знать основные сведения из биографии поэтов; Метапредметные: выработать умение выразительно читать стихи, анализировать Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки | 25.01 | |
55 | Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения | | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения | 27.01 | |
| Русская литература 20 века | 23 ч. | | | |
56 | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста | 31.01 | |
57 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | 01.02 | |
58 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | 1 | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев | 03.02 | |
59 | Путь Васи к правде и добру | 1 | Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями | 07.02 | |
60 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести | 1 | Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов | 08.02 | |
61 | Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением. | 1 | Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание | 10.02 | |
62 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | 1 | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение | 14.02 | |
63 | Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 1 | Анализ стихотворения, самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства» | 15.02 | |
64 | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» | 1 | Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки | 17.02 | |
65 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | 1 | Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций | 21.02 | |
66 | В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова | 1 | Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова, Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение | 22.02 | |
67 | К.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | 1 | Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа | 28.02 | |
68 | К.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 1 | Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста | 01.03 | |
69 | Р/ р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К. Паустовского «Теплый хлеб» | 1 | Анализ текста, работа над языком рассказа, над изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа | 03.03 | |
70 | С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки) | 07.03 | |
71 | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки | 1 | Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | 10.03 | |
72 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. | 1 | Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам | 14.03 | |
73 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | 1 | Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи | 15.03 | |
74 | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П. Платонова; сравнительный анализ произведений | 17.03 | |
75 | В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои | 1 | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи | 21.03 | |
76 | Человек и природа в рассказе. | 1 | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения | 22.03 | |
77 | Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 1 | Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением | 31.03 | |
| Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945) - | 3 часа | | | |
78 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1 | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. | 04.04 | |
79 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | 1 | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений | 05.04 | |
80 | Р/р Сочинение « h Великая Отечественная война в жизни моей семьи». | 1 | Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет | 07.04 | |
| Писатели и поэты 20 века о Родине | 3 часа | | | |
81 | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | 1 | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование | 11.04 | |
82 | Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») | 1 | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи | 12.04 | |
83 | Н.М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы» | 1 | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование | 14.04 | |
| Писатели улыбаются | 2 часа | | | |
84 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям | 18.04 | |
85 | В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | | Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток | 19.04 | |
| Зарубежная литература | 8 часа | | | |
86 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове» | 21.04 | |
87 | Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» | 1 | Ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений | 25.04 | |
88 | Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | 1 | Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями | 26.04 | |
89 | Два мира сказки «Снежная королева» | 1 | Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной короле -вы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне» | 28.04 | |
90 | В/ч Писатели-сказочники и их герои | 1 | Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения; сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом сопоставление литературных сказок и сказок народных | 02.05 | |
91 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера | | Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); установление ассоциативных связей с произведением живописи | 03.05 | |
92 | Том Сойер и его друзья | | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя). | 05.05 | |
93 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» | | Установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста | 10.05 | |
| Обобщение изученного за год | 2 часа | | | |
94 | Обобщение изученного материала за курс 5 класса. | 1 | Беседа по темам и разделам литературы 5 класса | 12.05 | |
95 | Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века | 1 | .Выбор ответа в тестовых заданиях Проверка знаний учащихся. | 16.05 | |
| Внеклассное чтение | 4 часа | | | |
96 | В/ч Е. И. Носов. Варька. | 1 | В/ч Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы, пересказ. | 17.05 | |
97 | В/ч А. И. Куприн. Чудесный доктор. | 1 | В/ч Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы, пересказ. | 19.05 | |
98 | В/ч А. Н. Островский. Снегурочка. | 1 | В/ч Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы, пересказ. | 23.05 | |
99 | В/ч Мой любимый автор. | 1 | В/ч Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы | 24.05 | |
| Подведение итогов года | 2 часа | | | |
100 | Контроль чтения. | 1 | Проверка техники чтения, умения отвечать на вопросы, осмысливать содержание произведения. | 26.05 | |
101 | Подведение итогов года. Рекомендации на лето | 1 | Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям, инсценирование самостоятельно прочитанных книг, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?» Список литературы для чтения летом. | 30.05 | |
102-105 | Резерв | | | | |