СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 5 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе по новому ФГОС. Автор учебника Коровина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 5 класс.»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования Саратовской области


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вольского муниципального района

«Основная общеобразовательная школа с.Покровка Вольского района

Саратовской области»



РАССМОТРЕНО:

На заседании МО

Протокол №____ от__________2022 г.

Руководитель МО

___________Л.А.Филинова

СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора

по УВР


_____________ Е.А.Витова

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

Приказ № ____ от_______ 2022 г.


___________ И.Н.Коблова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литература»

для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Филинова Лидия Александровна

учитель русского языка и литературы

Покровка, 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.



Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мифология
Мифы народов России и мира.

Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).

Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника«Вечера на хуторе близ Диканьки».

Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIXXX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Литература XXXXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.

Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.

Произведения отечественных писателей XIXXXI веков на тему детства (не менее двух).

Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.



С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.

«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».

Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.

«Приключения Тома Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног»,
«Зелёное утро» и др.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).

Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).

Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— представление о способах противодействия коррупции;

— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— активное участие в школьном самоуправлении;

— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;



— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

— стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

— умение принимать себя и других, не осуждая;

— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:



— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

— готовность адаптироваться в профессиональной среде;

— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной



жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;



— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;



— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;



— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

— участниками взаимодействия на литературных занятиях;

— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

— делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;



— выявлять и анализировать причины эмоций;

— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

— регулировать способ выражения своих эмоций;

4) Принятие себя и других:

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

— проявлять открытость себе и другим;

— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:

— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);

4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки



прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Мифология

1.1.

Мифы народов России и мира

5

0

0


Выразительно читать мифы и
другие эпические произведения,
отвечать на вопросы,
пересказывать;
Анализировать сюжет, жанровые, композиционные и художественные особенности;
Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанных
мифов;
Сопоставлять мифы разных
народов, сравнивать их с
эпическими произведениями;
Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

1.2.

Внеклассное чтение

1

0

0


Познакомиться с мифами Древней Греции.

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

6


Раздел 2. Фольклор

2.1.

Сказки народов России и народов мира

6

0

0


Выразительно читать,
пересказывать (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы;
Определять виды сказок
(волшебные, бытовые, о
животных);
Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки;
Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

2.2.

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки

4

0

0

26.09.2022 04.10.2022

Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров,
отвечать на вопросы;
Отличать пословицы от поговорок; Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и
поговорками других народов;
Уметь сочинять и разгадывать
загадки;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/




2.3.

Развитие речи

1

0

1

05.10.2022 06.10.2022

Устно и письменно отвечать на вопросы; составлять устное
монологическое высказывание; придумывать песни, связанные с календарными событиями.

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

2.4.

Внеклассное чтение

1

0

0

07.10.2022

Читать выразительно и по ролям; отвечать на вопросы.

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

12


Раздел 3. Литература первой половины XIX века

3.1.

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица»

4

0

0

10.10.2022 18.10.2022

Выразительно читать басню, в том числе по ролям;
Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни;
Определять художественные
особенности басенного жанра;
Иметь первоначальное
представление об аллегории и
морали;
Читать басню наизусть (по выбору обучающегося);

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

3.2.

Развитие речи

1

0

1

19.10.2022 20.10.2022

Читать басню наизусть; инсценировать басню.

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

3.3.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

6

0

0

21.10.2022 10.11.2022

Выразительно читать
стихотворения;
Отличать поэтический текст от
прозаического, аргументировать свой ответ;
Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение);
Выполнять письменные работы по первоначальному анализу
стихотворения;
Заучивать стихотворения наизусть; Выразительно читать сказку,
отвечать на вопросы по
содержанию;
Определять идейно-тематическое содержание сказки А. С. Пушкина; Выделять ключевые эпизоды в
тексте произведения;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/




3.4.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

2

0

0

11.11.2022 16.11.2022

Отвечать на вопросы по
прочитанному тексту, задавать
вопросы с целью понимания
содержания стихотворения;
Определять его историческую
основу, идейно-тематическое
содержание;
Выявлять жанровые признаки и средства художественной
изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора);
Заучивать стихотворение наизусть;

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

3.5.

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

3

0

0

17.11.2022 22.11.2022

Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы;
Учиться самостоятельно
формулировать вопросы;
Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести;
Выделять ключевые эпизоды в
тексте произведения;
Определять художественные
средства, создающие
фантастический настрой повести, а также картины народной жизни;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

3.6.

Внеклассное чтение

1

0

0

23.11.2022 24.11.2022

Выразительно читать прозаическое произведение; отвечать на вопросы; выделять ключевые эпизоды;
определять тему ,основную мысль произведения.

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

17


Раздел 4. Литература второй половины XIX века

4.1.

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»

7

0

0

25.11.2022 11.12.2022

Выразительно читать рассказ,
отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато);
Выделять наиболее яркие эпизоды произведения;
Составлять простой план рассказа; Определять тему, идею
произведения;
Характеризовать главных героев рассказа;
Составлять устный портрет
Герасима;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

4.2.

Развитие речи

1

1

0

12.12.2022 13.12.2022

Писать сочинение по прочитанному рассказу.

Сочинение;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/




4.3.

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент)

2

0

0

14.12.2022 18.12.2022

Определять тематическое
содержание стихотворения;
Характеризовать главных героев, лирического героя (автора);
Определять отношение автора к
детям;
Выявлять средства художественной выразительности;
Заучивать стихотворение наизусть;

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

4.4.

Л. Н. Толстой.

Рассказ «Кавказский пленник»

5

0

0

19.12.2022 28.12.2022

Выразительно читать текст
рассказа, отвечать на вопросы,
пересказывать (подробно и сжато); Выявлять основную мысль
рассказа, определять его
композиционные особенности;
Выделять ключевые эпизоды в
тексте произведения;
Составлять план сообщения о
главных героях произведения;
Составлять сравнительную
характеристику Жилина и
Костылина;
Характеризовать горцев, их обычаи и нравы;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

4.5.

Внеклассное чтение

1

0

0

11.01.2023 12.01.2023

Выразительно читать прозаическое произведение; определять тему, идею; отвечать на вопросы;
расширять читательский кругозор.

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

16


Раздел 5.Литература XIX—ХХ веков

5.1.

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова

4

0

0

13.01.2023 21.01.2023

Выразительно читать
стихотворение, определять его
тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение,
олицетворение);
Выявлять музыкальность
поэтического текста;
Выражать личное читательское
отношение к прочитанному;
Заучивать одно из стихотворений наизусть;

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

5.2.

Развитие речи

1

0

1

23.01.2023 24.01.2023

Определять стихотворные размеры

Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/




5.3.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

2

0

0

25.01.2023 29.01.2023

Выразительно читать рассказ,
отвечать на вопросы по
прочитанному произведению,
задавать вопросы с целью
понимания содержания
произведений, пересказывать
близко к тексту;
Определять роль названия в
литературном произведении;
Анализировать произведение с
учётом его жанровых особенностей, с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную
интерпретацию и оценку
произведениям;
Характеризовать героев рассказа; Выявлять детали, создающие
комический эффект;

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

5.4.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка»,«Золотые слова», «Встреча» и др.

2

0

0

30.01.2023 02.02.2023

Выразительно читать рассказ,
отвечать на вопросы по
прочитанному произведению,
задавать вопросы с целью
понимания содержания
произведений, пересказывать
близко к тексту;
Определять роль названия в
литературном произведении;
Анализировать произведение с
учётом его жанровых особенностей, с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную
интерпретацию и оценку
произведениям;
Характеризовать героев рассказа; Выявлять детали, создающие
комический эффект;

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

5.5.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского

4

0

0

03.02.2023 12.02.2023

Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, владеть разными видами пересказа;
Составлять план;
Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения;
Находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в
повествовании;
Определять средства
художественной выразительности прозаического текста;
Писать отзыв на прочитанное
произведение;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/




5.6.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.

2

0

0

13.02.2023 16.02.2023

Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению,
задавать вопросы с целью
понимания содержания
произведения, владеть разными
видами пересказа;
Составлять план;
Определять тему рассказа;
Определять средства
выразительности прозаического текста;
Давать развёрнутый ответ на
вопрос, связанный со знанием и
пониманием литературного
произведения;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

5.7.

Развитие речи

1

0

1

17.02.2023 19.02.2023

Писать сочинение по заданной теме

Сочинение;

yaklass.ru

5.8.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

3

0

0

20.02.2023 26.02.2023

Читать прозаический текст,
отвечать на вопросы,
пересказывать, участвовать в
беседе о произведении;
Находить детали, языковые
средства художественной
выразительности, определять их роль в произведении;
Определять характер главного
героя, его взаимоотношение с
природой;
Выявлять роль пейзажа в рассказе; Высказывать своё отношение к
герою рассказа;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

5.9.

Развитие речи

1

1

0

27.02.2023 28.02.2023

Написание сочинения по заданной теме

Сочинение;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

20


Раздел 6. Литература XXXXI веков




6.1.

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.

3

0

0

01.03.2023 07.03.2023

Воспринимать и выразительно
читать литературное произведение; Отвечать на вопросы (с
использованием цитирования) и
самостоятельно формулировать
вопросы к тексту;
Участвовать в коллективном
диалоге;
Анализировать сюжет, тему
произведения, определять его
композиционные особенности;
Выявлять средства художественной изобразительности в произведении; Использовать различные виды
пересказа произведения;
Письменно отвечать на вопрос;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

6.2.

Внеклассное чтение

1

0

0

08.03.2023 09.03.2023

Выразительно читать произведение, отвечать на вопросы; писать отзыв на произведение; расширять
читательский кругозор

Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

6.3.

Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А.

Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А.

Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др.

4

0

1

10.03.2023 19.03.2023

Воспринимать и выразительно
читать литературное произведение; Отвечать на вопросы,
формулировать самостоятельно
вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения;
Определять тему, идею
произведения;
Характеризовать главных героев, составлять их словесный портрет; Высказывать своё отношение к
событиям, изображённым в
произведении;
Писать отзыв на прочитанную
книгу;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

6.4.

Развитие речи

1

1

0

20.03.2023 21.03.2023

Писать сочинение по заданной теме.

Сочинение;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

6.5.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которойничегоне случится», «Миллион приключений»(главы по выбору) и др.

2

0

0

22.03.2023 25.03.2023

Воспринимать и выразительно
читать прозаический текст,
отвечать на вопросы, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности; Определять тему, идею
произведения;
Характеризовать главных героев, основные события;

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

6.6.

Внеклассное чтение

1

0

0

03.04.2023 04.04.2023

Расширять читательский кругозор; рассказывать о любимой книге.

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

12





Раздел 7. Литература народов Российской Федерации

7.1.

Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела»

1

0

0

05.04.2023 06.04.2023

Выразительно читать и
анализировать поэтический текст; Характеризовать лирического
героя;
Определять общность темы и её
художественное воплощение в
стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов
России;
Выявлять художественные средства выразительности;

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

7.2.

Внеклассное чтение.

1

0

0

07.04.2023 09.04.2023

Расширять читательский кругозор; знакомиться с произведениями
народов Российской Федерации

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

2


Раздел 8. Зарубежная литература

8.1.

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей»

2

0

0

10.04.2023 13.04.2023

Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать;
Определять сюжет,
композиционные и художественные особенности произведения;
Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки;
Определять связь сказки Х. К.

Андерсена с фольклорными произведениями;

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

8.2.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др.

2

0

0

14.04.2023 18.04.2023

Выразительно читать произведение, задавать вопросы к отдельным
фрагментам, формулировать тему и основную идею прочитанных глав; Рассуждать о героях и
проблематике произведения,
обосновывать свои суждения с
опорой на текст;
Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её отличие от народной сказки;
Выделять ключевые эпизоды в
тексте произведения;
Писать отзыв на прочитанное
произведение;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/




8.3.

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.«Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери.

Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.

3

0

0

19.04.2023 25.04.2023

Воспринимать и выразительно
читать литературное произведение; Отвечать на вопросы,
самостоятельно формулировать
вопросы, пересказывать
содержание отдельных глав;
Определять тему, идею
произведения;
Характеризовать главных героев, составлять их словесные портреты; Писать отзыв на прочитанную
книгу;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

8.4.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др.

1

0

0

26.04.2023 27.04.2023

Читать литературное произведение, отвечать на вопросы;
Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в
процессе его анализа;

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

8.5.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон.

«Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави»

2

0

0

28.04.2023 06.05.2023

Воспринимать и выразительно
читать литературное произведение; Отвечать на вопросы,
самостоятельно формулировать
вопросы, пересказывать
содержание произведения или
отдельных глав;
Сопоставлять произведения по
жанровым особенностям;

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

8.6.

Внеклассное чтение

1

0

0

10.05.2023 12.05.2023

Расширять читательский кругозор; выразительно читать произведение; отвечать на вопросы.

Устный опрос;

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

11


Раздел 9. Итоговый контроль

9.1.

Итоговые контрольные работы

2

2

0

15.05.2023 21.05.2023

Подготовка и написание итоговой контрольной работы

Контрольная работа;

yaklass.ru

Итого по разделу

2


Резервное время

4


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

5

5





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Роль книги в жизни человека.

1

0

0

01.09.2022

Устный опрос;

2.

Мифы и мифология.

1

0

0

02.09.2022

Устный опрос;

3.

Календарные мифы. Масленица.

1

0

0

05.09.2022

Устный опрос;

4.

Древнегреческие мифы.

1

0

0

07.09.2022

Устный опрос;

5.

Миф "Золотые яблоки Гесперид".

1

0

0

09.09.2022

Устный опрос;

6.

Вн.чт. Викторина по мифам Древней Греции.

1

0

0

12.09.2022

Устный опрос;

7.

Фольклор - устное народное творчество.

1

0

0

14.09.2022

Устный опрос;

8.

Русские народные сказки.

1

0

0

16.09.2022

Устный опрос;

9.

Волшебная сказка "Царевна-лягушка".

1

0

0

19.09.2022

Устный опрос;

10.

Народные идеалы в сюжете и образах сказки "Царевна-лягушка".

1

0

0

21.09.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;

11.

Сказки народов мира.

Арабские сказки. Рассказ о первом путешествии
Синдбада-морехода.

1

0

0

23.09.2022

Устный опрос;

12.

Сказки народов мира. Сказки братьев Гримм.

1

0

0

26.09.2022

Устный опрос;

13.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

1

0

0

28.09.2022

Устный опрос;

14.

Загадки.

1

0

0

30.09.2022

Устный опрос;

15.

Анекдоты. Сказка-анекдот.

1

0

0

03.10.2022

Устный опрос;



16.

Песни. Частушки.

1

0

0

05.10.2022

Устный опрос;

17.

Развитие речи. Календарно-обрядовые песни "Час да по часу".

1

0

1

07.10.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;

18.

Вн.чт. Народная драма.

Пьеса "Озорник Петрушка".

1

0

0

10.10.2022

Устный опрос;

19.

Русская классическая литература 19 века.

1

0

0

12.10.2022

Устный опрос;

20.

И. А. Крылов. Жанр басни в творчестве И. А. Крылова.

1

0

0

14.10.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;

21.

Басня И. А. Крылова "Волк на псарне".

1

0

0

17.10.2022

Устный опрос;

22.

Басни М. А. Крылова "Свинья под дубом", "Ворона и лисица".

1

0

0

19.10.2022

Устный опрос;

23.

Развитие речи. Жанр басни в мировой литературе.

1

0

1

21.10.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;

24.

А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы.

Стихотворения "Няне", "Зимнее утро".

1

0

0

24.10.2022

Устный опрос;

25.

Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - собирательная картина народных сказок.

1

0

0

26.10.2022

Устный опрос;

26.

А. С. Пушкин "Сказка о
мёртвой царевне и семии богатырях". Истоки
рождения сюжета, система образов.

1

0

0

28.10.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;





27.

Поэтичность и
музыкальность "Сказки о мёртвой царевне..." А. С. Пушкина.

1

0

0

07.11.2022

Устный опрос;

28.

Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

1

0

0

09.11.2022

Устный опрос;

29.

Мои любимые сказки А. С. Пушкина.

1

0

0

11.11.2022

Устный опрос;

30.

М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества. Стихотворение "Бородино": история создания,
особенности повествования.

1

0

0

14.11.2022

Устный опрос;

31.

Композиция и идейное
содержание стихотворения М. Ю. Лермонтова
"Бородино"

1

0

0

16.11.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;

32.

Н. В. Гоголь. Цикл повестей "Вечера на хуторе близ
Диканьки".

1

0

0

18.11.2022

Устный опрос;

33.

Сюжет и герои повести
"Ночь перед Рождеством".

1

0

0

21.11.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;

34.

Фантастическое и реальное в повести "Ночь перед
Рождеством".

1

0

0

23.11.2022

Устный опрос;

35.

Вн.чт. А. Погорельский "Чёрная курица, или
Подземные жители".

1

0

0

25.11.2022

Устный опрос;

36.

Детство И. С. Тургенева.

Начало литературной
деятельности. История
создания рассказа "Муму".

1

0

0

28.11.2022

Устный опрос;

37.

Герасим в доме барыни.

1

0

0

30.11.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;




38.

Герасим и Татьяна.

1

0

0

02.12.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;

39.

Герасим и Муму.

1

0

0

05.12.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;

40.

Богатырский поступок.

1

0

0

07.12.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;

41.

Сбор материалов к
сочинению по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

1

0

0

09.12.2022

Устный опрос;

42.

Подготовка к сочинению по рассказу И. С. Тургенева
"Муму".

1

0

0

12.12.2022

Практическая работа;

43.

Сочинение по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

1

1

0

14.12.2022

Сочинение;

44.

Н. А. Некрасов. Начало
литературной деятельности. "Мороз, Красный нос".

1

0

0

16.12.2022

Устный опрос;

45.

Н. А. Некрасов.

Стихотворение
"Крестьянские дети"

1

0

0

19.12.2022

Устный опрос;

46.

Л. Н. Толстой. Рассказ
"Кавказский пленник" как протест против
национальной вражды.

1

0

0

21.12.2022

Устный опрос;

47.

Жилин и горцы.

1

0

0

23.12.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;

48.

Жилин и Костылин.

1

0

0

26.12.2022

Устный
опрос;
Письменный контроль;

49.

Жилин и Дина.

1

0

0

28.12.2022

Устный опрос;




50.

Сила духа и смелость в рассказе Л. Н. Толстого "Кавказский пленник".

1

0

0

11.01.2023

Письменный контроль;

51.

Вн.чт. Л. Н. Толстой.

Отрывок из романа "Война и мир" "Петя Ростов".

1

0

0

13.01.2023

Устный опрос;

52.

Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С. А.

Есенина "Я покинул
родимый дом..." и "Низкий дом с голубыми ставнями..."

1

0

0

16.01.2023

Устный опрос;

53.

Лирика А. А. Фета.

Стихотворения "Чудная
картина...", "Весенний
дождь", "Задрожали листы, облетая..."

1

0

0

18.01.2023

Устный опрос;

54.

Лирика Ф. И. Тютчева.

Стихотворения "Весенние воды", "Как весел грохот летних бурь...", "Есть в
осени первоначальной..."

1

0

0

20.01.2023

Устный опрос;

55.

Русские поэты 19 века о родной природе: А. Н.

Плещеев, И. С. Никитин, А. Н. Майков.

1

0

0

23.01.2023

Устный опрос;

56.

Развитие речи.

Стихотворные размеры.

1

0

1

25.01.2023

Письменный контроль;

57.

А. П. Чехов. Рассказ "Хирургия".

1

0

0

27.01.2023

Устный опрос;

58.

Юмористические рассказы Антоши Чехонте.

1

0

0

30.01.2023

Устный опрос;

59.

М. Зощенко. Рассказ "Ёлка".

1

0

0

01.02.2023

Устный опрос;

60.

М. Зощенко. Рассказ "Золотые слова".

1

0

0

03.02.2023

Устный опрос;

61.

Сказка К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб".

1

0

0

06.02.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;




62.

К. Г. Паустовский. Рассказ "Заячьи лапы".

1

0

0

08.02.2023

Устный опрос;

63.

М. Пришвин "Кладовая солнца".

1

0

0

10.02.2023

Устный опрос;

64.

Образ родной природы в рассказе М. Пришвина "Кладовая солнца".

1

0

0

13.02.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;

65.

А. П. Платонов. Рассказ "Никита".

1

0

0

15.02.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;

66.

Реальное и фантастическое в рассказе А. П. Платонова
"Никита".

1

0

0

17.02.2023

Письменный контроль;

67.

Развитие речи. Обучение работе над сочинением.

1

0

1

20.02.2023

Письменный контроль;

68.

В. П. Астафьев "Васюткино озеро". Сюжет и композиция рассказа.

1

0

0

22.02.2023

Письменный контроль;

69.

Герой рассказа В. П.

Астафьева "Васюткино озеро".

1

0

0

24.02.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;

70.

Природа и человек в
рассказе В. П. Астафьева "Васюткино озеро".

1

0

0

27.02.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;

71.

Сочинение по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино
озеро".

1

1

0

01.03.2023

Сочинение;

72.

"Человек на войне" в
произведении В. Катаева "Сын полка".

1

0

0

03.03.2023

Устный опрос;

73.

Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»

1

0

0

06.03.2023

Устный опрос;

74.

Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова".

1

0

0

09.03.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;




75.

Вн.чт. Поэты о Великой Отечественной войне.

1

0

0

10.03.2023

Практическая работа;

76.

В. Г. Короленко "В дурном обществе", главы 1, 2.

1

0

0

13.03.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;

77.

Характеристика героев
повести В. Г. Короленко "В дурном обществе".

1

0

0

15.03.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;

78.

Взаимоотношения главного героя с отцом в повести В. Г.

Короленко "В дурном обществе".

1

0

0

17.03.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;

79.

А. Г. Алексин. Рассказ "В стране вечных каникул".

1

0

1

20.03.2023

Практическая работа;

80.

Развитие речи. Сочинение по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе".

1

1

0

22.03.2023

Сочинение;

81.

К. Булычёв «Девочка, с
которой ничего не случится»(главы).

1

0

0

24.03.2023

Устный опрос;

82.

К. Булычёв «Девочка, с
которой ничего не случится»(главы).

1

0

0

03.04.2023

Устный опрос;

83.

Вн.чт. Герои сказов П. П. Бажова.

1

0

0

05.04.2023

Устный
опрос;
Практическая работа;

84.

Литература народов РФ.

Стихотворение М. Карима«Эту песню мать мне пела».

1

0

0

07.04.2023

Устный опрос;

85.

Поэты разных народов о
родной природе (Коста
Хетагуров(осет.),
Р.Гамзатов(авар.), Перец
Маркиш (евр.) Педер
Хузанкай (чуваш.), Максим Геттуев(балкар.).

1

0

0

10.04.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;




86.

Зарубежная литература. Х. К. Андерсен. Сказка
"Снежная королева".

1

0

0

12.04.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;

87.

Победа добра над злом в сказке Х. К. Андерсена "Снежная королева".

1

0

0

14.04.2023

Устный опрос;

88.

Л. Кэрролл "Алиса в Стране Чудес" (главы).

1

0

0

17.04.2023

Устный опрос;

89.

Л. Кэрролл "Алиса в Стране Чудес" (главы).

1

0

0

19.04.2023

Устный опрос;

90.

Марк Твен "Приключения Тома Сойера".

1

0

0

21.04.2023

Устный опрос;

91.

Джек Лондон "Сказание о Кише".

1

0

0

24.04.2023

Устный опрос;

92.

Ульф Старк "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?"

1

0

0

26.04.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;

93.

Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» (главы).

1

0

0

28.04.2023

Устный
опрос;
Письменный контроль;

94.

Э. Сетон-Томпсон "Арно".

1

0

0

03.05.2023

Устный опрос;

95.

Р. Киплинг "Маугли".

1

0

0

05.05.2023

Устный опрос;

96.

Вн.чт. Моя любимая книга о животных.

1

0

0

10.05.2023

Практическая работа;

97.

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

0

0

12.05.2023

Устный опрос;

98.

Итоговая контрольная работа.

1

1

0

15.05.2023

Зачет;

99.

Итоговая контрольная работа.

1

1

0

17.05.2023

Контрольная работа;

100.

Резерв.

1

0

0

19.05.2023

Устный опрос;

101.

Резерв.

1

0

0

22.05.2023

Устный опрос;




102.

Резерв.

1

0

0

24.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

5

5




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Н. В. Егорова "Поурочные разработки по литературе 5 класс"; Москва, "Вако", 2018.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

yaklass.ru
https://resh.edu.ru/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!