Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- ФГОС основного общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. п 18.2.2;
- авторской рабочей программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по литературе», составленной в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. М., Просвещение, 2016 г.
-образовательной программой школы утвержденной приказом № 100 от 31.08.2018 г.;
-приказ о внесении изменений в образовательную программу школы приказ № 104 от 30.08.2019 г.
- годовым графиком календарем на 2019-2020 учебный год, утвержденным приказом № 105 от 30.08.2019 г.;
На основании:
- статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании № 273-ФЗ утверждённого 29.12.2012 г.
- Устава МБОУ: Побединская СОШ;
- учебного плана МБОУ: Побединская СОШ, утверждённого приказом № 105 от 30.08.2019 г.;
- положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу), дисциплине (модулю) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФКГСОО, утвержденного приказом № 91 от 01.07.2016г.
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном процессе.
Планирование уроков русского языка в 5 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике. Общее количество часов – 105. Количество часов в неделю –3.
Согласно учебному плану школы, годовому календарному графику на 2019-2020 учебный год, расписанию уроков программа за курс 5 класса по литературе будет реализована за 100 учебных часа.
Целями курса являются: осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
При изучении курса решаются следующие задачи:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий
• овладение умениями: чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико - литературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретацию произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
• индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
1) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
2) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
3) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета «Литература» в пятом классе обучающиеся научатся:
«Устное народное творчество»
-видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты
национального характера своего народа в героях народных сказок;
-учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
-целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
-определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
-выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
-пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
-выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;
«Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература»
-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
-определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
В результате изучения учебного предмета «Литература» в пятом классе обучающиеся получат возможность научиться:
«Устное народное творчество»
-сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
-рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
-сочинять сказку (в том числе и по пословице).
«Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.
Литература народов России. Зарубежная литература»
-сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
Введение .
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество .
Фольклор - коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы
Премудрой ...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из русской литературы XVIII - XIX века .
Русские басни. Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.) А.П. Сумароков “Кокушка”, И.И. Дмитриев “Муха”.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»), Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной ... »; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (26 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В деревне». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер ...», Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Из зарубежной литературы .
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о творчестве писателя. “Арно”. Произведения о животных.
Современная зарубежная и отечественная литература .
Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.
Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.
Писатели улыбаются .
Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).
Повторение .
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
№ | Дата | Наименования разделов и тем | Примечание |
Введение (1 ч.) |
1 | 02.09. | К читателям. Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. | |
Устное народное творчество (9 ч.) |
2 | 04.09 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. | |
3 | 06.09 | Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. | |
4 | 09.09 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. | |
5 | 11.09 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки. | |
6 | 13.09 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. | |
7 | 16.09 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. | |
8 | 18.09 | Проект. Художники – иллюстраторы сказок. | |
9 | 20.09 | Проект. Художники – иллюстраторы сказок. | |
10 | 23.09 | Контрольная работа №1. | |
Из русской литературы 18 – 19 века (45 ч.) |
11 | 25.09 | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века). (Обзор.) | |
12 | 27.09 | А.П. Сумароков “Кокушка”. | |
13 | 30.09 | И.И. Дмитриев “Муха”. | |
14 | 02.10 | Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). | |
15 | 04.10 | «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. | |
16 | 07.10 | «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. | |
17 | 09.10 | Художественный проект «Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях». | |
18 | 11.10 | «Книга мудрости народной». | |
19 | 14.10 | В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. | |
20 | 16.10 | В.А. Жуковский. «Спящая царевна». | |
21 | 18.10 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». | |
22 | 21.10 | А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…». | |
23 | 23.10 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и другие сказки. | |
24 | 25.10 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | |
25 | 06.11 | Контрольная работа № 2. | |
26 | 08.11 | Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира. | |
27 | 11.11 | Добро и зло в сказках и реальной жизни. | |
28 | 13.11 | События и герои сказок А.С. Пушкина в книжной графике. | |
29 | 15.11 | Русская литературная сказка. Понятие о литературной сказке. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». | |
30 | 18.11 | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». | |
31 | 20.11 | Внеклассное чтение. П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок». | |
32 | 22.11 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». | |
33 | 25.11 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». | |
34 | 27.11 | Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». | |
35 | 29.11 | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». | |
36 | 02.12 | Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». | |
37 | 04.12 | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (для внеклассного чтения). | |
38 | 06.12 | Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях. | |
39 | 09.12 | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». | |
40 | 11.12 | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | |
41 | 13.12 | Н.А. Некрасов. «На Волге» (внеклассное чтение). Развитие представления об эпитете. | |
42 | 16.12 | Промежуточная аттестация за первое полугодие. | |
43 | 18.12 | И.С. Тургенев. «Муму». Реальная основа рассказа. | |
44 | 20.12 | И.С. Тургенев. «Муму». Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже. | |
45 | 23.12 | Словесные портреты и пейзажи в рассказе «Муму» глазами книжных графиков. | |
46 | 25.12 | Контрольная работа № 3. | |
47 | 27.12 | А.А. Фет. «Весенний дождь». | |
48 | 10.01 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | |
49 | 13.01 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина. | |
50 | 15.01 | Жилин и Костылин – два характера, две судьбы. | |
51 | 17.01 | Контрольная работа № 4. | |
52 | 20.01 | А.П. Чехов. «Хирургия» и другие рассказы (для внеклассного чтения). Развитие понятия о юморе. | |
53 | 22.01 | Юмористические рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях. | |
54 | 24.01 | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. А.В. Кольцов. А.Н. Майков. И.С. Никитин. И.З. Суриков. А.Н. Плещеев. | |
55 | 27.01 | «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях и фотографиях». | |
Из русской литературы 20 века (26 ч.) |
56 | 29.01 | И.А. Бунин «В деревне». | |
57 | 31.01 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Гуманистический пафос произведения. | |
58 | 03.02 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. | |
59 | 05.02 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Особенности и роль портрета и пейзажа в повести. | |
60 | 07.02 | Контрольная работа № 5. | |
61 | 10.02 | Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | |
62 | 12.02 | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. | |
63 | 14.02 | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа. | |
64 | 17.02 | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения, герои литературной сказки. | |
65 | 19.02 | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке. | |
66 | 21.02 | С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Особенности драмы как рода литературы. | |
67 | 26.02 | С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. | |
68 | 28.02 | Добро и зло в сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | |
69 | 02.03 | Контрольная работа № 6. | |
70 | 04.03 | А.П. Платонов. «Никита». Единство героя с природой. | |
71 | 06.03 | А.П. Платонов. «Никита». Быт и фантастика. Особенности мировосприятия главного героя рассказа. | |
72 | 11.03 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. | |
73 | 13.03 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. | |
74 | 16.03 | «Ради жизни на земле…». К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | |
75 | 18.03 | «Ради жизни на земле…». К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | |
76 | 20.03 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы»; Н. Рубцов «Родная деревня». | |
77 | 30.03 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы»; Н. Рубцов «Родная деревня». | |
78 | 01.04 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. | |
79 | 03.04 | Контрольная работа № 7. | |
80 | 06.04 | Проект. Писатель и Россия. | |
81 | 08.04 | Проект. Писатель и Россия. | |
Из зарубежной литературы (10 ч.) |
82 | 10.04 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». | |
83 | 13.04 | Робинзонада. | |
84 | 15.04 | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического в сказочном мире писателя. | |
85 | 17.04 | Г.Х. Андерсен. Два мира сказки «Снежная королева». | |
86 | 20.04 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба Тома и Гека и их внутренний мир. | |
87 | 22.04 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | |
88 | 24.04 | Контрольная работа № 8. | |
89 | 27.04 | Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество. | |
90 | 29.04 | Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество. | |
91 | 06.05 | Э. Сетон-Томпсон. “Арно”. Произведения о животных. | |
Современная зарубежная и отечественная литература (6 ч.). |
92 | 08.05 | Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Нравственные уроки. | |
93 | 13.05 | Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. | |
94 | 15.05 | Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии. | |
95 | 18.05 | Проект. Литературные места России. | |
96 | 20.05 | Проект. Литературные места России. | |
97 | 22.05 | Урок внеклассного чтения. Моя любимая книга. | |
Повторение (3 часа) |
98 | 25.05 | Путешествие по стране Литературии. | |
99 | 27.05 | Путешествие по стране Литературии. | |
100 | 29.05 | Заключительный урок. Список литературы на лето. | |
| Итого: 100 часов. | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ: Побединская СОШ №____ от ________________ Руководитель МС ______________________________ ФИО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________/_Е.М.Ахметова/ _____________________ 2019 г. |
14