СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 5 класс (Г.С.Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы и УМК Меркина Г.С.. Предназначена для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 5 класс (Г.С.Меркин)»

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа создана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования по литературе (Приказ Министерства образования РФ от 5.03.2004 №1089);

  • Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2009;

  • Примерной программы основного общего и среднего(полного) образования по литературе.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков; умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, особенности создания художественного образа. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. 

На уроках литературы в 5 классе важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в размере 68 часов с учетом 2 часов в неделю.

Программой предусмотрено следующее количество часов по развитию речи, внеклассному чтению:

Вн. чт.:11 ч.

Развитие речи: 4ч. Классные сочинения: 3


Характеристика содержания календарно-тематического планирования

Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе соответствует программе Г.С.Меркина, требованиям стандарта обучения.

Содержание уроков построено на хронологической основе.

Предусмотрены уроки внеклассного чтения для расширения круга чтения, формирования у школьников читательской самостоятельности. Для организации уроков внеклассного чтения используются произведения, рекомендованные для самостоятельного прочтения.

Запланированы уроки по развитию речи, контрольные уроки.

Предусмотрено изучение русской и зарубежной литературы.

















































Учебно-методическое обеспечение


  • Меркин Г.С. Литература 5 класс. В двух частях.- М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2012

  • Литература. 5-11 классы: нестандартные уроки/авт.-сост. О.М.Реут. – Волгоград: Учитель, 2007

  • Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2007

  • Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс (авт-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие - М.: «Русское слово», 2010

  • Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2 ч./ Ф.Е.Соловьева, под ред. Г.С.Меркина. – ООО «Русское слово-учебник», 2012 (электронная версия)

  • Страхова Л.Л. Литература. Доклады, рефераты, сообщения. 5 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2006


  • Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Н.П.Архипова и др. – М.: Издательство «Глобус», 2009

  • Диск «Большая библиотека художественной литературы»


  • http://fcior.edu.ru/

  • http://school-collection.edu.ru/

  • http://lit.1september.ru

  • http://ruslit.ioso.ru(кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО)

  • http://metlit.nm.ru(методика преподавания литературы)





























Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету

В результате изучения литературы ученик 5-9 классов должен

знать/понимать:

● содержание изученных литературных произведений;

● основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей и поэтов;

● изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

● воспринимать и анализировать художественный текст;

● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

● определять род и жанр литературного произведения;

● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

● выражать свое отношение к прочитанному;

● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

● владеть различными видами пересказа;

● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты худ-венных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.














Содержание обучения

Введение

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная па­мять). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией .

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.

Гомер. «Одиссея» («Одиссей на ос­трове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре­пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках.

Бытовая сказ­ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол­шебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия.

Сказки народов России. «Падчерица».

Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли­сица»- раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди­дактизма в басне.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравствен­ная проблематика басен, злободневность. Основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во­рона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно­шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те­матика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти­хотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэт «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народ­ной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...», М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» , Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весен­ние воды», Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном ».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе­ние «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отраже­ние в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли­вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи­лин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к события.

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы созда­ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона­жам. Жанровое своеобразие рассказа.

Из литературы ⅩⅩ века

И.А.БУНИН

Детские годы. Семейные традиции, их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы, приемы ее реализации; художественное богатство; второй план стихотворения. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа, средства создания образов.

Л.Н.АНДРЕЕВ.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика, нравственная проблематика. Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика; значение финала.

А.И.КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух»: тема, особенности создания образа.

А.А.БЛОК

Детские впечатления Блока, книга в его жизни. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: красота природы, стихотворение «Полный месяц встал над лугом…»: образная система, художественное своеобразие.

С.А.ЕСЕНИН

Детские годы. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима-аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» - единство человека и природы; малая и большая родина.

А.П.ПЛАТОНОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Никита»: тема, образ героя, мир глазами героя.

П.П.БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок»: человек труда; приемы создания художественного образа.

Н.Н.НОСОВ.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Е.И.НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»: мир глазами ребенка, гуманистическое начало; юмористическое и лирическое в рассказе.

Родная природа в произведениях писателей ⅩⅩ века

Час поэзии «Поэзия и проза ХХ века о родной природе»: В.Ф.Боков . «Поклон»; Н.М.Рубцов. «В осеннем лесу»; Р.М.Гамзатов. «Песня соловья»; В.И. Белов «Весенняя ночь»; В.Г.Распутин. «Век живи – век люби» (отрывок)

Из зарубежной литературы

Д.ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок): сюжетные линии, характеристика персонажей, жанр.

Х.К.АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

М.ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мер детства и мир взрослых

Ж.РОНИ-СТАРШИЙ.

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь»: человек и природа, гуманистическое изображение древнего человека.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише»: образ героя, тема.

А.ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писателе. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок)

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»/ «Литературный карнавал»)/ литературный час «Я хочу рассказать вам…

Календарно- тематическое планирование по литературе в 5 классе


№ п/п уро-

ка

№ уро-

ка в теме

Тема урока

Кол-во ча-сов

Дата

Примечание

План.

Факт.

I четверть = 18ч. Р.р. – 1 ч. Вн.чт. – 3ч.

Введение (1)

1

1

Книга — твой друг.

1




Из мифологии (3 ч)

2

1

Миф и мифология. Античный миф: происхожде-ние мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»)

1




3

2

Гомер. «Одиссея». («Одиссей на ос­трове цикло-пов). Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

1




4

3

Вн. чт. Легенды, мифы и предания.

1




Из устного народного творчества(5 ч)

5

1

Устное народное творчество, его виды

1




6

2

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет. Сказочные образы.

1




7

3

Вн.чт. «Падчерица»: сюжет и герои.

1




8

4

Бытовая сказ­ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

1




9

5

Р.р. Классное сочинение №1.

1




Из древнерусской литературы(1 ч)

10

1

Из «Повести временных лет»(«Расселение славян»,«Кий,Щек и Хорив»,«Дань хазарам») Исторические события. Авторская позиция

1




Басни народов мира (4 ч)

11

1

Вн. чт. Эзоп. «Ворон и Ли­сица». Образы героев. Мораль

1




12

2

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века.

1




13

3

И.А. Крылов. Тематическое богатство басен. Чтение наизусть

1




14

4

С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

1




Из литературы XIX века (26 ч)

15

1

А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «Зимняя дорога»

1




16

2

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». Сюжет, связь с народной сказкой. Чтение наизусть

1




17

3

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». Герои и автор.

1




18

4

А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

1




II четверть = 14ч. Р.р. – 1 ч. Вн.чт. – 2 ч.

19

5

Вн. чт. Поэзия XIX века о родной природе.

1




20

6

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»: история создания стихотворения. Чтение наизусть

1




21

7

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»: образ русского солдата; художественное богатство стихотворе-ния.

1




22

8

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»: герои и сюжет.

1




23

9

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»: фантас-тика и реальность в повести.

1




24

10

Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»: связь повести с фольклором

1




25

11

Вн. чт. Н.В.Гоголь. «Заколдованное место»: фантастика и реальность

1




26

12

И.С. Тургенев. «Муму». Сюжет и герои. Нравственная проблематика рассказа

1




27

13

И. Тургенев. «Муму»: система образов, тематика рассказа.

1




28

14

И.Тургенев. «Муму»: социальная проблематика рассказа

1




29

15

И.Тургенев. «Воробей».

1




30

16

И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

1




31

17

Р.р. Классное сочинение № 2 по творчеству И.С.Тургенева.

1




32

18

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети»: особенности композиции стихотворения.

1




Ⅲ четверть = 20 ч. Р.р. – 1 ч. Вн.чт. – 3 ч.

33

19

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Сюжет и герои.

1




34

20

Н.А.Некрасов. «Тройка»: отношение автора к персонажам стихотворения. Чтение наизусть

1




35

21

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: история создания.

1




36

22

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: тема и основные проблемы

1




37

23

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: две жизненные позиции (Жи­лин и Костылин)

1




38

24

Р.р. Классное сочинение № 3 по творчеству Л.Н.Толстого.

1




39

25

А.П. Чехов. «Злоумышленник»: тема; приемы созда­ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона­жам.

1




40

26

Вн. чт. Юмористические рассказы А.П.Чехова

1




Из литературы XX века (18 ч)

41

1

И.А. Бунин. Тема природы в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги…».Чтение наизусть

1




42

2

И.А.Бунин. «В деревне»: природа и герои. Выразительные средства создания образов.

1




43

3

Л.Н. Андреев. «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика.

1




44

4

Л.Н. Андреев. «Петька на даче»: природа в жизни мальчика. Значение финала.

1




45

5

А.И. Куприн. «Золотой петух»: тема, особенности создания образа.

1




46

6

Вн. чт. А.И. Куприн. «Чудесный доктор»: тема милосердия

1




47

7

А.А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом»: изображение природы. Чтение наизусть

1




48

8

С.А. Есенин. «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... »: единство человека и природы.

1




49

9

Вн. чт. С.А.Есенин. Малая и большая родина в стихотворениях поэта. Чтение наизусть

1




50

10

А.П. Платонов. «Ни­кита»: тема рассказа.

1




51

11

А.П. Платонов. «Ни­кита»: образ Никиты.

1




52

12

П.П. Бажов. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе

1




Ⅳ четверть = 16 ч. Р.р. –1 ч. Вн.чт. – 3 ч.

53

13

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа.

1




54

14

Н.Н. Носов. «Три охотника»: тема, система образов.

1




55

15

Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас»: юмористическое и лирическое в рассказе

1




56

16

Вн. чт. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»: тема и нравственная проблематика рассказа

1




57

17

Вн. чт. Час поэзии «Поэзия XX века о родной природе»

1




58

18

Вн. чт. Проза XX века о родной природе

1




Из зарубежной литературы(10ч)

59

1

Д. Дефо. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок) : герои и сюжет





60

2

Д. Дефо. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок) : герои, жанр





61

3

Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота.





62

4

Р.р. Х.К.Андерсен. «Соловей». Нравственные уроки сказки.





63

5

М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.





64

6

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Главные герои повести.





65

7

Ж. Рони-старший. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).





66

8

Дж. Лондон. «Сказание о Кише» : нравственная проблематика.





67

9

А. Линдгрен. «Приключены Эмиля из Лённеберги » (отрывок): сюжет, герои.




68

10

Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги»









Средства контроля

Материалы для контрольных, самостоятельных и проверочных работ.

Контрольные вопросы и задания по теме «Мифология»

1. Дайте определения следующим понятиям:

а) Бродячие певцы Древней Греции — ...

б) Богиня счастья — ...

в) Богиня плодородия — ...

г) Циклоп — ...

д) Бог врачевания — ...

е) Богиня земли — ...

ж) Древние музыкальные инструменты греков и россиян —...

з) Дике —...

и) Миф —...
к) Мойры —...
л) Бог огня — ...

м) Громовержец —... н) Ярило — ...

  1. Составьте кроссворд «Боги Древней Греции».

  2. Согласно славянской легенде, Земля была рождена: а) из воды; б) из облака; в) из молока; г) из масла.

  3. Чего не увидел бог Сварог в поднебесье: а) Солнца; б) Месяца; в) Океана; г) Земли?

  1. Кто, по представлениям древних славян, охраняет покой и порядок на воде: а) лесовик; б) нимфа; в) домовой; г) русалка?

  2. Бог солнца у славян: а) Семарг; б) Сварог; в) Хоре; г) Перун.

  3. Род — отец и мать всех богов славян. Составьте ряд од-нокоренных слов со словом «род».

Проверочная работа по теме «Пословицы и поговорки»

1. Прочитайте размышления известного фольклориста В.Н. Добровольского и современное определение пословицы и
подготовьте небольшое сообщение об этом жанре устного народного творчества. Предварительно составьте план своего со-
общения.

«Пословица изображается жизненным опытом, им же под­тверждается или отрицается» (В.Н. Добровольский).

Пословица — краткое, устойчивое в речи, образное народ­ное изречение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении (Литературный энци­клопедический словарь).

  1. Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и науке.

  2. Напишите небольшой рассказ, который уместно завер­шить одной из приведенных ниже пословиц. Озаглавьте свое сочинение.

а) Где виден путь прямой, там не езди по кривой; б) Добрый плачет с печали, а злой — от радости; в) За двумя зайцами по­гонишься — ни одного не поймаешь.

4. К данным пословицам других народов подберите близкие по смыслу русские пословицы.

а) Яблоки недалеко падают от своего дерева (татарская); б) Лучше и надежнее верный мир, нежели ожидаемая победа (Т. Ливии); в) Не могут быть разом и волки сыты, и козлы це­лы (иллирийская); г) Каждая лисица свой хвост хвалит (чеш­ская); д) Нет рода без урода (сербская); е) Где много нянек, там дитя без носу (польская); ж) Где коротко, там и рвется (ли­товская); з) Своя тяжесть не тяжела (немецкая); и) Надобно с волками выть (французская).

5. Определите тему и основную мысль приведенных ниже пословиц. С чем сравнивается в некоторых из них
книга?

а) Будешь книги читать — будешь все знать; б) В книге ищи не буквы, а мысли; в) Книга в счастье украшает, а в несча­стье утешает; г) Книга для ума — что теплый дождь для всхо­дов; д) Книга мала, а ума придала; е) Книга подобна воде: до­рогу пробьет везде; ж) Ум без книги — что птица без крыльев;

з) Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают;

и) Кто много читает, тот много и знает; к) Читай, Фома, набирай ума; л) Читать не размышляя — что есть не пережевывая;
м) Чтение — вот лучшее учение.

  1. Найдите в пословице Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают слова, имеющие близкое звучание, но разное значение. Какую роль они выполняют в пословице? Определите значение слова чтут.

  2. Как вы понимаете заключительную часть определения поговорки «...поговорка грамматически или логически не закон­чена и лишена обобщающего поучительного смысла»!

  3. Запишите две-три пословицы. Подберите к ним близкие по смыслу поговорки.

  4. В произведениях устного народного творчества часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами. Приведите примеры пословиц и поговорок с такими словами.

10. Прочитайте пословицы о пользе учения. Выпишите из них слова с приставками не-, недо-, пере-. Определите значе­ние этих приставок.

1. Недоученный хуже неученого, переученный хуже недоученного. 2. Ученье — свет, а неученье — тьма. 3. Ученый водит, неученый следом ходит. 4. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. 5. Знайка дорожкой бежит, незнайка на печи лежит.


Контрольная работа по теме «Загадки, пословицы, поговорки»

1. Дайте определения понятиям:

а) Фольклор — ...

б) Малые жанры фольклора — ...

в) Пословица — ...

г) Поговорка — ...

д) Загадка —...

  1. Вспомните не менее двух пословиц на следующие темы: ученье, здоровье, труд, верность слову.

  2. Напишите записку или письмо шуточного характера. Используйте в них одну из данных пословиц: Люди пахать, а мы руками махать; Мало, да честно, а и немного, да сытно.

4. В чем разница между пословицей и поговоркой?

5. Нарисуйте иллюстрацию к одной из данных пословиц: Идет княгиня, на плечах корзина, а в корзине мякина (о зазнайстве, гордыне); Мы с тобой как рыба с водой (о дружбе).


Самостоятельная работа по теме «Сказки»

1. Дайте определения понятиям:

а) Сказка — ...

б) Композиция — ...

в) Сказки бывают следующих видов:...

г) Сказки состоят из следующих элементов:...

д) В сказках часто используются следующие художественно-выразительные средства:...

  1. Каковы особенности сказки «Царевна-лягушка»?

  2. Почему Василиса названа Премудрой?

  3. Назовите зачин и концовку сказки «Царевна-лягушка».

  4. Приведите примеры гиперболы из сказки «Царевна-ля­гушка».

  5. Перечислите знаменитых сказителей.

  6. Какую роль играет запрет в волшебных сказках?

  7. Нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту сказки « Царевна-лягушка».

  8. К какому типу относится сказка «Чего на свете не быва­ет»? Свой ответ аргументируйте.


Контрольные вопросы и задания по теме «Древнерусская литература»

1. По какой причине и в каком году возникла необходи­мость в распространении книг?

2. Дайте определение: Летопись —...

3. Кто автор «Повести временных лет»?

4. Расскажите историю названия города «Киев».

5. Что значит прочитать книгу от доски до доски? Откуда пошло это выражение?

6. Когда и где была издана первая печатная книга?

7. Как звали русского первопечатника?

8. Назовите создателей славянской азбуки.

9. Когда и где проводится День славянской письменности?



Контрольные вопросы и задания по теме «Басни»

1. Дайте определения следующим понятиям:

а) Басня —...

б) Родоначальник басни — ...

в) Эзопов язык — ...

г) Аллегория — ...

д) Басня состоит из — ...

2. С какими сказками можно сравнить басни? Обоснуйте ответ.

3. В чем проявляется иносказательный смысл басен?

4. Внимательно рассмотрите иллюстрацию к басне «Сви­нья под Дубом». Помимо указанных в произведении басенных персонажей (Свинья, Дуб), вы найдете на ней и изображение ворона. Как вы думаете, почему художник поместил эту птицу на свою иллюстрацию?

5. Перечислите известных вам баснописцев.

6. Сочините свою басню в прозе или стихах. Какой порок вы в ней будете высмеивать?

Самостоятельная работа по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

  1. Придумайте названия к нескольким эпизодам поэмы «Руслан и Людмила».

  2. Какому определению, на ваш взгляд, более соответству­ет поэма А.С. Пушкина? Свой ответ аргументируйте.

Поэма — крупное стихотворное произведение с повество­вательным или лирическим сюжетом (Литературный энци­клопедический словарь).

Поэма — большое многочастное стихотворное произведе­ние, принадлежащее отдельному автору {Краткая литера­турная энциклопедия).

  1. Определите основные события Песни первой поэмы. За­пишите их в левой части таблицы, в правой приведите соот­ветствующие им строки из текста. У вас получится цитатный план.

  2. Какие события намечает фрагмент Песни первой поэмы от слов: «Но, страстью пылкой утомленный...» до слов: «И пир веселый им не в пир...»?

  3. В поэме «Руслан и Людмила» среди других персонажей присутствует и автор — А.С. Пушкин. Найдите такие эпизоды. В каком качестве присутствует в них автор: в роли рассказчи­ка, свидетеля происшедшего или в каком-нибудь еще? Пись­менно ответьте на этот вопрос.



  1. Попробуйте сформулировать основные события Песни второй поэмы в виде цитатного плана.

  2. Запишите ключевые слова и словосочетания, которые передавали бы основной ход событий Песни третьей.

  3. Вспомните, какие поступки совершают Рогдай, Фарлаф и Руслан, после чего попытайтесь нарисовать их портреты. В текст своего рассказа включите эпитеты для характеристики персонажей.

Исследование. И в народных сказках, и в сказке В.А. Жу­ковского «Спящая царевна», и в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» для достижения своей цели герои должны пре­одолеть препятствия, которые встречаются на их пути. Изо­бразите цепочку этих препятствий для каждого персонажа в отдельности (Василиса Прекрасная, царевич, Руслан). Лег­кие, с вашей точки зрения, препятствия обозначьте треуголь­ником, более сложные — кружочком, очень сложные — квадра­том. После этого попытайтесь сделать вывод о схожести и различии пути героя к цели в народной сказке «Василиса Пре­красная», сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» и поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». 10. Творческая работа. Какой эпизод в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» произвел на вас наиболее сильное впе­чатление? Напишите о нем отзыв с обоснованным выводом.

Контрольные вопросы и задания по теме «А. С. Пушкин»

  1. Где и в какой семье родился А. С. Пушкин? Кто из близ­ких людей оказал на него наибольшее влияние?

2.По эпизодам «Сказки о мертвой царевне и о семи бога­тырях» составьте план кинофильма. Выпишите ключевые слова для характеристики царевны и царицы.

  1. Дайте определения следующим понятиям:

а) Риторическое обращение — ...

б) Ритм —...

в) Эпитет —...

г) Отличие литературной сказки от фольклорной заключа­ется в...

  1. Приведите примеры обычных и риторических обраще­ний из «Сказки о мертвой царевне...».

  2. Чем отличается прозаическая речь от стихотворной?

Самостоятельная работа по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1. Помогает ли название рассказа понять его смысл?

2. Подберите из текста рассказа слова, словосочетания и предложения, наиболее точно характеризующие основные ка­чества характера Герасима, Татьяны, барыни, Капитона, слуг.

3. Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатле­ние? Почему?

4. Опишите отношение Герасима к Муму. Особо подчер­кните, что значила собачка для Герасима.

5. Устное рисование. Подберите ключевые слова и по ним нарисуйте устно портрет одного из персонажей рассказа.

6. Запишите план (простой, сложный, цитатный) для ха­рактеристики Герасима. Подготовьте ответ по этому плану.

7. Продолжите ряд слов, характеризующих Татьяну: доб­рая...

8. Продолжите ряд слов, характеризующих барыню: бога­тая...

9. Считаете ли вы поступок Герасима, утопившего Муму, жестоким? Свой ответ аргументируйте.

10. Исследование. Работа с образно-выразительными средствами художественной прозы.

  1. Как вы думаете, возможна ли в наши дни история, по­добная той, что воссоздана в рассказе И.С. Тургенева «Муму»? Постарайтесь обосновать свой вывод.

  2. Свое отношение к прочитанному можно выразить не только словом, но и цветом. Какие цвета преобладали бы, если бы вы описывали характер Герасима, Татьяны, барыни, Капитона?

  3. Творческая работа в малых группах. Составьте сжатый пересказ рассказа «Муму». Для этого разбейте произведение на отдельные эпизоды, озаглавьте их, кратко сформулируйте основное содержание эпизода.

  4. Конкурс. Подготовьте по два-три вопроса для литера­турной викторины «И.С. Тургенев и его рассказ «Муму».

.

Самостоятельная работа по рассказу Л.Н. Толстого •«Кавказский пленник»

  1. Напишите словарную статью к слову рассказ.

  2. Вы знакомы с понятиями «сюжет» и «фабула». В табли­це отразите основные эпизоды сюжета и элементы фабулы рассказа «Кавказский пленник» (укажите либо название эпи­зода, либо фразы, где элемент фабулы начинается и где закан­чивается). Помните, что основными элементами фабулы явля­ются завязка, кульминация и развязка. Пролога и эпилога в художественном произведении может и не быть.



Сюжет

Фабула

1.

1. Пролог:

2.

2. Завязка:

3.

3. Кульминация:

4.

4. Развязка:

5.

5. Эпилог:

Обратите внимание на то, что сюжетных эпизодов может быть больше, чем строк в таблице. В этом случае дополните та­блицу.

  1. Рассказ Л.Н. Толстого состоит из шести пронумерован­ных частей, однако названия каждой части писатель не дает. Озаглавьте их сами. Подумайте, есть ли внутри каждой части завязка, развязка и кульминация.

  2. Напишите словарные статьи к данным словам и слово­сочетаниям: аршин, выправил отпуск, лощина, притолока, про­вожатые солдаты. Используйте любой толковый словарь.

  3. К какому стилю речи относится выделенное слово? По­чему Л.Н. Толстой его использует?

«Переехали еще речку, стали подниматься по каменной го­ре, запахло дымом, забрехали собаки».

  1. На какие детали обращает внимание Жилин в первые сутки после своего пленения? Какое место в его наблюдениях занимает цвет?

С помощью каких языковых средств передан эпизод первой встречи Дины с Жилиным? Какое чувство девочки по отношению к пленному русскому офицеру подчеркивает пи­сатель?

  1. Вспомните эпизод «спор о выкупе». Какие образно-вы­разительные средства применены здесь? (От слов: «Вскочил Абдул, начал руками махать...» до слов: «А убьете — ничего не возьмете».)

  2. Подготовьте устное сочинение-описание «В чужом до­ме» по второй части рассказа, от слов: «Горница хорошая...» до слов: «Потом один из гостей-татар повернулся к Жилину, стал говорить по-русски».



  1. Запишите ключевые слова для ответа на вопрос о том, как менялось отношение Дины к Жилину.

  2. Как относились татары к Жилину? Чем завоевал он их расположение? Все ли татары одинаково воспринимали рус­ского пленного?

  3. Выпишите из четвертой части рассказа сравнения. С какой целью они употреблены?

  4. Художественная деталь занимает большое место в про­изведениях Л.Н. Толстого. Очень важные качества личности часто передаются автором через детали. Внимательно прочи­тайте пятую часть рассказа. Какие детали характеризуют лич­ности Жилина и Костылина? Как по этим деталям можно су­дить об отношении к происходящему двух героев рассказа?

  5. Вы уже наблюдали за цветообразами в рассказе. В ше­стой, заключительной, части вновь возникает красный цвет — цвет заходящего солнца («Оглянулся Жилин, видит — налево за горой зарево красное загорелось...»). Какое значение для понимания происходящего имеет этот цвет и образ заходя­щего солнца теперь? Тот же, что и ранее, или какое-то иное? Какое?

  6. Есть ли в этой части другие цветообразы? Какие? Что они подчеркивают?

  7. Вы несколько раз внимательно вчитывались в содер­жание рассказа «Кавказский пленник», обратили внимание на образно-выразительные средства, задумались над характера­ми героев и персонажей.

Сделайте главный вывод. Чему учит рассказ Л.Н. Толсто­го, какова главная мысль произведения?



Самостоятельная работа по рассказу А. П. Чехова «Пересолил»

  1. Как вы думаете, над чем смеется А.П. Чехов? Запишите те грани характера, черты личности, которые подвергаются осмеянию в рассказе.

  2. В чем комизм ситуации, созданной А.П. Чеховым? А в чем серьезность оценки изображенного в произведении?

  3. Какую роль в создании комических ситуаций и характе­ра играют реплики персонажа? Найдите его фразы, проком­ментируйте их.

  4. Аргументируйте устно следующую мысль: «Тема и ос­новная мысль данного рассказа выражены в названии — «Пере­солил».

  5. Составьте небольшой юмористический рассказ на осно­ве какой-либо ситуации, свидетелем или участником которой

вы были.

6. Литературовед З.С. Паперный в статье о АП. Чехове от­мечал: «Чехов... создал юморески, которые никак не исчерпыва­ются чистым юмором. Сквозь калейдоскопическую пестроту его ранних рассказов все более явственно проступают основные внутренние темы: человек и чин, поэзия и проза, фасад жизни и ее оборотная сторона. ...Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом». Как вы поня­ли выражение фасад жизни и ее оборотная сторона? Подбери­те и запишите выражения, синонимичные данному.

  1. Какое из положений, высказанных З.С. Паперным, вы считаете верным для рассказа «Пересолил»? Обоснуйте свои соображения.

  2. Давайте понаблюдаем за стилем и языком рассказа А.П. Чехова.

а) Как вы понимаете выражение «этакое дитя природы»?Что ироничного в этом обороте?

б) Важную роль в рассказе А.П. Чехова при создании ко­мической ситуации играет противопоставление (антитеза).
Вам это выразительное средство уже известно. Дайте ему определение. в) Найдите в тексте примеры антитезы и проанализируйте
ее по образцу.

Образец. Раньше ехал еле-еле, нога за ногу, а теперь ишь как мчится!

В данном предложении использованы две пары антонимов. Раньше — теперь (антонимы языковые), то есть эти слова противопоставляются всегда, в любом тексте. Еле-еле, нога за ногу мчится (антонимы контекстуальные), то есть эти слова антонимизируются лишь в данном тексте, представляющем описание определенной ситуации. Усиливает выразитель­ность антитезы использование в качестве одного из синони­мичных компонентов фразеологизма нога за ногу.

г) Определите метафорическое значение названия расска­за «Пересолил». Усилению выразительности рассказа способ­ствуют и другие метафоры-глаголы. Найдите их в тексте.

д) А. П. Чехов включает в речь возницы слова с ошибками. Найдите эти слова в тексте. Зачем автор их использует?

е) Какую цель преследует писатель, когда рядом со слова­ми разговорно-просторечного стиля, часто с грубой окраской
{врал, дурак, окаянный, дура), использует иноязычное слово реприманд?

ж) Исследователи стиля А. П. Чехова не раз отмечали, что писатель, используя однородные члены предложения, ограни­чивает их число определенными пределами. Как правило, у него встречаются три однородных члена, которые создают на­певность и ритмичность: «Было тихо, но холодно и морозно»; «Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала». В послед­нем случае мы наблюдаем такой прием, как градация. Найдите в рассказе «Пересолил» примеры градации, связанные с движением телеги.

з) Обратите внимание на пунктуацию в рассказе. Подбери­те фразы с характерной пунктуацией в конце предложения (вопросительные, восклицательные с фигурой умолчания —многоточием в конце предложения). Как вы думаете, какова в них роль интонации конца предложения?

и) Из чего складывается у писателя образ? Из деталей и обыденных фраз, которые вдруг, как бы по волшебству, ста­новятся необычными. Прочитайте нижеприведенный текст.

К. И. Чуковский отмечает в нем зоркость, наблюдательность Чехова. Вы же постарайтесь определить приемы (или хотя бы один прием), к которым обращался писатель в приведенных примерах.

«Вообще все в жизни было для него так любопытно, что он с охотничьим азартом выслеживал, как дорогую добычу, каж­дый, казалось бы, зауряднейший факт окружающей его обы­денности:

и то, что голуби, взлетев над голубятней, становятся золо­тыми от солнца;

и то, что гуси на зеленом лугу тянутся длинной и белой гирляндой;

и то, что трусливая собака подходит к хозяину так, словно лапы ее касаются раскаленной плиты;

и то, что севастопольская бухта глядит как живая множе­ством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз;

и то, что ночью, когда эта бухта отражает в себе луну, ее во­да походит местами на синий купорос, а местами кажется, что это совсем не вода, а сгустившийся лунный свет;

и то, что у пожилой губернаторши нижняя часть лица до того велика, что кажется, будто она держит во рту большой ка­мень;

и то, что рулевой на пароходе «вертит колесо с таким ви­дом, будто исполняет десятую симфонию»;

и то, что осмоленные бочки, горящие ночью, освещают соб­ственный дым;

и то, что, когда заходящее солнце озаряет в саду паутину, паутина переливается красками радуги;

и то, что раздобревшая трактирщица есть «помесь свинины с белугой»;

и то, что у людей, ноздри которых глядят кверху, выраже­ние лица кажется насмешливым и хитрым;

и то, что чем человек глупее, тем легче его понимает лошадь;

и то, что, когда выпадает в Москве первый снег, все стано­вится мягко и молодо, и в душу просится «чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег», и все находится «под властью этого молодого снега»; и тысячи таких же зорко под­меченных — то поэтически светлых, то грустных, то гротескно-забавных подробностей жизни, к накоплению которых он вечно стремился».

к) Найдите в рассказе «Пересолил» примеры, продолжаю­щие тот ряд, который наметил К.И. Чуковский.

л) Какую роль играют сравнения в рассказе?

м) Рассказ «Пересолил» написан в 1885 году. Какие уста­ревшие слова указывают на время написания произведения? Найдите их в тексте.

н) Одним из средств создания комической ситуации или комического характера в юмористическом произведении яв­ляется гипербола. Вспомните определение гиперболы. Найди­те в тексте образные выражения, содержащие преувеличение. Прочитайте их вслух. Почему «вранье» землемера кажется чи­тателю смешным?

о) Подчеркните в гиперболах имена числительные, с помо­щью которых усиливается эффект преувеличения.

п) Назовите фразеологизмы, встретившиеся в тексте. Под­берите к ним синонимы. Почему фразеологизмы выразитель­нее, ярче, чем синонимичные им слова?

р) С помощью каких суффиксов автор показывает, что ло­шадь с трудом везет седока?

Из литературы XX века

Творческая работа

(итоговое задание после изучения произведений И.А. Бунина, Л.Н. Андреева и С.А. Есенина)

Изучение произведений И.А. Бунина, Л.Н. Андреева и С.А. Есенина может завершаться творческой работой учащих­ся. Пятиклассникам предлагается написать собственный рас­сказ о деревне в жанре малой лирической прозы.