СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Ланина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова;  под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2015

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Ланина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малозиновьевская основная школа»


Согласовано.

Зам. директора по УВР

_______Едукова М.В.

28.08.2018

Утверждаю.

Директор

___________Логинова И.В.

28.08.2018 Директор школы:














Рабочая программа

по учебному предмету литература

Класс:5





Составитель: Львова А.В.

учитель русского языка и литературы,

1 квалификационной категории





2018год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содер­жания общего образования, Требований к результатам ос­новного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерные программы по учебным предметам. Литература: 5-9 классы. М., Просвещение, 2011 – Стандарты второго поколения, авторской программы (Ланин Б.А. «Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2013) и учебника «Литература» (Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2015) без изменений и предназначена для работы в общеобразовательном 5 классе.

В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь к чтению и привычку к чтению, приобщать


Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч., в 8 классе – 70 часов, в 9 классе – 105 часов.


Результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты:

        • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Требования к результатам освоения программы в 5 классе

Личностные, метапредметные и предметные результаты

личностные:

– интерпретировать текст;

– высказывать своѐ отношение к прочитанному с аргументацией (согласен ли ты с …?);

– анализировать характер и поступки героев;

– формулировать концептуальную информацию текста (как ты думаешь, в чѐм причина …?);

– соотнесить прочитанное с собственной жизненной позицией (согласен ли ты с размышлениями Анны о равенстве полов? Что такое дискриминация (расовая, национальная, по признаку полов) и др.? В чѐм, по твоему мнению, истоки расизма, национализма?);

– самостоятельно работать со словарями, справочным аппаратом книги.

метапредметные:

- ставить цели, задачи на каждом уроке; - извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

- свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

- планировать учебную деятельность на уроке и дома;

- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

- искать и собирать дополнительную информацию (в частности, при работе с биографиями писателей);

- анализировать текст через диалог с автором, который предусматривает: нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; прогнозирование ответов; самопроверку по тексту;

предметные:

в познавательной сфере:

- извлекать с помощью приѐмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации (фактуальной, подтекстовой и концептуальной);

- самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

- интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, включающим школьников в диалог (полилог), дающий возможность высказать и отстоять свою точку зрения;

в эстетической сфере:

- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.



5 класс

(3 ч в неделю, всего 105 ч)

едущая тема: художественный вымысел, событие и сюжет


п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Фольклор — 9 ч, мифология — 5 ч

Задачи:

— приобщение к русскому народному творчеству;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: загадки, пословицы, поговорки, сравнение и олицетворение.

Виды деятельности: чтение, рассказывание, обсуждение.

Понятия для изучения: фольклор, жанр, миф, олицетворение, пословицы, поговорки, загадки, сравнение, метафора, сказка, зачин, концовка, сюжет, событие — элемент сюжета, сюжет и его отличие от фабулы, повторяющиеся события в сказках.

Имена для ознакомления: В.И. Даль, братья Гримм, А.Н. Афанасьев.

Интернет: знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения

1

2 ч

Малые жанры фольклора.

Пословицы, поговорки, загадки

Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях

Различать пословицы и поговорки. Использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях

2

4 ч

Русские народные сказки

(повторение изученного в начальной школе)

Волшебные сказки

«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)

Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.

Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Инсценировать одну из сказок о животных. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы)

3

3 ч

Бытовые сказки

«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)

Сказки о животных

«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)

Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повторяющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки. Животные как воплощение отдельных человеческих качеств


4

5 ч

Античная мифология

Боги свои и чужие. Боги и герои

Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе. Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

Басни — 6 ч

Задачи:

— активизация аллегорического восприятия текста;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: аллегория, аллегорический сюжет, басня, «эзопов (эзоповский) язык».

Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, выразительное чтение, инсценирование.

Понятия для изучения: басня, мораль в басне, «эзопов (эзоповский) язык», аллегория.

Имена для ознакомления: И.А. Крылов, Лафонтен, Эзоп

5

6 ч

И.А. Крылов — баснописец

Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя)

Жанр басни, его исторические корни. Сказки и басни.

Сюжет в баснях. Мораль в баснях. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен

Выразительно читать басни. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И.А. Крылова

Литературные сказки: от классики к современности — 22 ч

Задачи: усвоение и активизация литературоведческих терминов: художественный вымысел, сказка фольклорная, сказка литературная.

Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть, выразительное чтение.

Понятия для изучения: художественный вымысел, сказка фольклорная и сказка литературная, сказка-быль, сказ

6

7 ч

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)

«Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Проводить диспут. Учить наизусть одно из авторских отступлений

7

5 ч

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»

Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека

Оценивать выразительность художественного языка автора. Определять главную идею произведения и показывать особенности её проявления в литературной сказке

8

3 ч

П.П. Бажов. «Синюшкин колодец»

Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств

Подобрать материалы для биографии с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

9

3 ч

А.П. Платонов. «Солдат и царица» (сказка-быль)

Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения

10

4 ч

В.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»

Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?

Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения. Писать сочинение на заданную тему («Образ зеркала в народных и литературных сказках»)


От сказки — к фантастике — 5 ч

Задачи: усвоение и активизация литературоведческих понятий: время в сказке, фантастика и сказка.

Виды деятельности: чтение и рассказывание.

Понятия для изучения: время в сказке, фантастика и сказка

11

5 ч

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Утраты и приобретения героев, ищущих потерянное время

Пересказывать литературное произведение. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

Среди ровесников — 37 ч

Задачи:

— приобщение к национальным традициям и обычаям, к семейным ценностям;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: главный герой, тема и идея, юмор в литературе, комическое.

Виды деятельности: чтение и рассказывание, заучивание наизусть.

Понятия для изучения: тема и идея произведения, главный герой, комическое в литературе, юмор, эпитет, рассказ как литературный жанр, рассказ от первого лица, понятие о пейзаже

12

3 ч

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Образы крестьянских детей, многоголосие стихотворения. Авторские размышления о радостях и горестях детей. Тревога и боль автора за судьбу русского народа

Выразительно читать стихотворение. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции

13

5 ч

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)

Проделки Тома Сойера. Том Сойер и окружающие его люди. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.

Писать сочинение-размышление

14

4 ч

В.Г. Короленко. «Слепой музыкант»

Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера

Определять основные линии сюжета повести. Показывать, с помощью каких художественных средств формируется образ главного героя. Писать сочинение-описание

15

3 ч

И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (главы из романа)

Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребёнок и национальные традиции

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

16

4 ч

М. Карим. «Радость нашего дома» (главы по выбору учителя)

Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести

Читать избранные главы и составлять сюжетный план, используя цитаты — ключевые словосочетания — в качестве пунктов плана

17

4 ч

Ю.П. Казаков. «Тихое утро»

Два мальчика — два разных жизненных опыта, два разных характера. Испытание Яшки критической ситуацией — основное сюжетное событие. Юмор в рассказе. Стилистическая роль пейзажа

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя

18

4 ч

Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)

Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лёли и Оси. Картины дореволюционного гимназического быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: реальных и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений

19

4 ч

С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика»

История глазами ребёнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта

20

4 ч

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Приключенческая основа рассказа

Писать сочинение-повествование. Использовать в письменном тексте изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры)

21

2 ч

Ф.А. Искандер. «Мальчик и война»

Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.

Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества?

Мир детства и мир взрослых в художественной литературе

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Писать сочинение-размышление на заданную тему («Стал ли человек добрее за историю человечества?»)

Наедине с поэтом. Стихи о природе — 16 ч

Задачи: усвоение и активизация литературоведческих терминов: интонация, эпитет, ритм, рифма, олицетворение, сравнение.

Виды деятельности: чтение и интерпретация, заучивание наизусть.

Понятие для изучения: особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме и рифме.

Повторение и обобщение: эпитет, олицетворение, сравнение.

Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв.

22

2 ч

А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»

Выявлять признаки лирического рода литературного произведения.

Учить наизусть стихотворение («Зимнее утро»), при чтении обращать внимание на художественные средства живописного описания окружающего мира.

Внимательно читать стихотворения. Находить олицетворения, противопоставления и эпитеты в стихотворениях. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэтов (Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова и др.).

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя

23

2 ч

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…»


24

2 ч

А.А. Фет. «Осенняя роза»


25

2 ч

Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный…»


26

2 ч

С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…».

О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…»


27

2 ч

Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»


28

2 ч

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»


29

2 ч

Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»

Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв. Настроение автора, средства его выражения


30

5 ч

Повторение и обобщение изученного в 5 классе — 5 ч

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения.

Писать контрольное сочинение


В календарно-тематическое планирование внесены некоторые изменения: увеличено количество часов по разделам «Малые жанры фольклора» на 2 часа, добавлены обобщающие уроки по разделу «Стихи о природе» - 2 часа, а также урок контроля, итоговый урок. В разделе «Волшебные сказки» добавлены уроки развития речи – 2 часа. Такое увеличение материала возможно за счет уменьшения часов по другим разделам «Бытовые сказки» - 2 часа, «Стихи о природе» - 4 часа.


Планируемые результаты изучения учебного предмета « Литература»


Личностные результаты:

– умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в чтении.

добиваться осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

уважать и принимать другие народы России и мира;

– развивать потребность самовыражения через слово, устойчивый познавательный интерес к чтению.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к

целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать

свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного

чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную;

адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;

несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,

детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,

выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и

координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего

решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать

решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в

том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами

монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметные результаты:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и

литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным

образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и

её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация,

художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития

представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о

русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных

высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию

«устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные

для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе

определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от

фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,

интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать

произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к

ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать

в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в

различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других

искусствах;

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение

нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом

русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные

линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты

национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для

самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на

уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно

оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других

искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под

руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для

сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и

оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,

реферат, проект).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!