Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55» г. Улан-Удэ
Рассмотрено Руководитель МО _____ / / ФИО Протокол № от « __ » ______2020 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №55 _____ / Цыдыпова Ч. Б./ ФИО «___» _________ 2020 г. | Утверждено Директор МАОУ СОШ №55 _____ /Аюева А.Х./ ФИО Приказ № ______ от «___» _________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
предмет
5 класс
102
количество часов за год
Базовый уровень
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Эрдыниева В.Б.
г. Улан-Удэ
2020-2021 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с нормативными правовыми документами
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.15cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» с изм. Приказ Министерства обрнауки РФ от 29.12.2014 №1644)
Примерная программа по учебным предметам, утвержденная Минобрнауки РФ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
- на основе примерной программы и авторской программы В.Я.Коровиной.
УМК Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.
Учебный предмет «Литература» является частью образовательной области «Филология».
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 102 ч. – 3 часа в неделю.
Цель курса: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, формирование любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Задачи курса:
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;
• приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
• развивать речевые умения: умение составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умение прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умение видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Характеристика учебного процесса:
Сведения о формах и методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся:
Формы организации образовательного процесса:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; система инновационной оценки «портфолио»; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава); проектно-исследовательская технология.
Формы текущего контроля знаний в 5 классе: индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений, осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение, различные виды пересказа, чтение наизусть стихотворных текстов, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, составление плана, тезисов, конспекта, тест, ответ на проблемный вопрос.
Основные виды деятельности учащихся:
1. Познавательная, деятельность (или деятельность в познавательной сфере): чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами и пр.
2. Творческая деятельность (деятельность в ценностно-ориентационной и эстетической сфере): создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы и пр.
3. Коммуникативная деятельность (или деятельность в коммуникативной сфере): умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументированно отвечать на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.
4. Исследовательская деятельность (становление навыков подобной деятельности): создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной или мировой литературой.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как учебного предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога», поэтому мы выделяем чтение в качестве ведущей деятельности при освоении литературы в основной школе.
Сроки реализации программы: один учебный год.
Планируемые предметные результаты освоения предмета
Раздел | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Устное народное творчество | • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. | • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала русского народа; • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), и/или придумывать сюжетные линии; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками. |
Древнерусская литература Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература | • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение; • работать с разными источниками информации. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию. |
Содержание курса
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | Формируемые УУД |
1. | Введение. Книга в жизни человека | 1 | формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. |
2. | Устное народное творчество и русская народная сказка | 10 | понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. |
3. | Древнерусская литература | 2 | понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания |
4. | Литература XVIII века | 1 | понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. |
5. | Литература XIX века | 40 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
6. | Из русской литературы XX века | 32 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности. умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
7. | Из зарубежной литературы | 11 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог |
8. | Итоги года | 5 | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
| Введение | 1 |
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 1 |
| Устное народное творчество | 10 |
2 | Русский фольклор Малые жанры фольклора | 1 |
3 | Детский фольклор | 1 |
4 | Сказка как особый жанр фольклора. «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | 1 |
5 | Народная мораль в характерах и поступках героев. | 1 |
6 | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | 1 |
7 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 |
8 | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | 1 |
9 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 |
10,11 | Р.Р. Обучение написанию сочинения. Проект «Мои любимые русские сказки» | 2 |
| Из древнерусской литературы | 2 |
12 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | 1 |
13 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 |
| Из литературы 18 века | 1 |
14 | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | 1 |
| Из литературы 19 века | 40 |
15 | Русские басни. Басня как литературный жанр | 1 |
16 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | 1 |
17 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | 1 |
18 | Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басни. | 1 |
19 | В/ч Басенный мир Гунга Чимитова | 1 |
20 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 |
21 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 |
22 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | 1 |
23 | Контрольная работа №1 по теме «От народного творчества до авторской литературы». | 1 |
24 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» | 1 |
25 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 1 |
26 | Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строф | 1 |
27 | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. | 1 |
28 | Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом. | 1 |
29 | В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | 1 |
30 | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 |
31 | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание. | 1 |
32 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». | 1 |
33 | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 1 |
34 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место». | 1 |
35 | Реальное и фантастическое в сюжете повести. | 1 |
36 | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 |
37 | Контрольная работа № 2 по произведениям 1-ой половины 19 века | 1 |
38 | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 1 |
39 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Некрасов | 1 |
40 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | 1 |
41 | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. | 1 |
42 | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 |
43 | Р/р Духовные и нравственные качества Герасима | 1 |
44 | Анализ сочинений. Работа над ошибками | 1 |
45 | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | 1 |
46 | Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказ. | 1 |
47 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 |
48 | Странная дружба Жилина и Дины. | 1 |
49 | Р/р Краткость и выразительность языка рассказа. | 1 |
50 | Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы». | 1 |
51 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». | 1 |
52 | В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | 1 |
53 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев. | 1 |
54 | Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения | 1 |
| Из литературы 20 века | 32 |
55 | И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы». | 1 |
56 | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». | 1 |
57 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | 1 |
58 | Путь Васи к правде и добру. | 1 |
59 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 |
60 | Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением. | 1 |
61 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. | 1 |
62 | Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства». | 1 |
63 | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». | 1 |
64 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | 1 |
65,66 | В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова | 2 |
67 | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 1 |
68 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | 1 |
69 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | 1 |
70 | Р/ р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». | 1 |
71 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». . | 1 |
72 | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 |
73 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки | 1 |
74 | Контрольная работа №3 по творчеству писателей первой половины XX века. | 1 |
75 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Тема человеческого труда в рассказе «Никита | 1 |
76 | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои. | 1 |
77 | Человек и природа в рассказе. | 1 |
78 | Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 1 |
79 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | 1 |
80 | Подвиг бойцов крепости Брест. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | 1 |
81 | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». | 1 |
82 | Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка». Д.Б.Кедрин «Аленушка» | 1 |
83 | Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы». | 1 |
84,85 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор. | 2 |
86 | В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит» | 1 |
| Из зарубежной литературы | 11 |
87,88 | Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед» | 2 |
89,90 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». | 2 |
91,92 | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». | 2 |
93 | Два мира сказки «Снежная королева». | 1 |
94 | В/ч Писатели-сказочники и их герои. | 1 |
95 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». | 1 |
96 | Жизнь и заботы Тома Сойера. Том Сойер и его друзья | 1 |
97 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | 1 |
| Повторение | 5 |
98 | Обобщение изученного материала за курс 5 класса | 1 |
99 | Контрольная работа № 4 по курсу литературы 20 века. | 1 |
100, 101 | В/ч. Мои любимые произведения русской и бурятской литературы | 2 |
102 | Подведение итогов года. Рекомендации на лето | 1 |
| Итого | 102 |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 303 с.: ил.
2. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для уч-ся общеобраз-х организаций в 2ч. – М.: Просвещение, 2015.
3. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.
4. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
5. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
6. Репродукции картин художников
7. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М : Просвещение, 2015. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2015 г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школ. учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – Волгоград: Учитель, 2011. – 237 с.
8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
9. Литература в таблицах: 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
11. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
12