СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (5класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе (УМК Коровиной В.Я. и др., 5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (5класс)»

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №55» г. Улан-Удэ


Рассмотрено

Руководитель МО

_____ / /

ФИО

Протокол № от

« __ » ______2020 г.



Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №55

_____ / Цыдыпова Ч. Б./

ФИО

«___» _________ 2020 г.


Утверждено

Директор МАОУ СОШ №55

_____ /Аюева А.Х./

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________2020 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ

предмет

5 класс

102

количество часов за год

Базовый уровень

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Эрдыниева В.Б.






г. Улан-Удэ

2020-2021 уч. год

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с нормативными правовыми документами

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.15cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» с изм. Приказ Министерства обрнауки РФ от 29.12.2014 №1644)

  • Примерная программа по учебным предметам, утвержденная Минобрнауки РФ;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

- на основе примерной программы и авторской программы В.Я.Коровиной.

УМК Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.

Учебный предмет «Литература» является частью образовательной области «Филология».

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 102 ч. – 3 часа в неделю.

Цель курса: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, формирование любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задачи курса:

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;

• приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

• развивать речевые умения: умение составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умение прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умение видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.


Характеристика учебного процесса:

Сведения о формах и методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся: 

Формы организации образовательного процесса:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; система инновационной оценки «портфолио»; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава); проектно-исследовательская технология.

Формы текущего контроля знаний в 5 классе: индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений, осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение, различные виды пересказа, чтение наизусть стихотворных текстов, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, составление плана, тезисов, конспекта, тест, ответ на проблемный вопрос.

Основные виды деятельности учащихся:

1. Познавательная, деятельность (или деятельность в познавательной сфере): чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами и пр.

2. Творческая деятельность (деятельность в ценностно-ориентационной и эстетической сфере): создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы и пр.

3. Коммуникативная деятельность (или деятельность в коммуникативной сфере): умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументированно отвечать на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.

4. Исследовательская деятельность (становление навыков подобной деятельности): создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной или мировой литературой.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как учебного предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога», поэтому мы выделяем чтение в качестве ведущей деятельности при освоении литературы в основной школе.

Сроки реализации программы: один учебный год.


Планируемые предметные результаты освоения предмета



Раздел

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;  видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала русского народа;

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), и/или придумывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.

Древнерусская литература

Русская литература XVIII в.

Русская литература XIXXX вв.

Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение;

• работать с разными источниками информации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию.


Содержание курса


Наименование разделов

Кол-во часов

Формируемые УУД

1.

Введение. Книга в жизни человека

1

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

2.

Устное народное творчество и русская народная сказка

10

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора.

3.

Древнерусская литература

2

понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

4.

Литература XVIII века

1

понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

5.

Литература XIX века

40

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

6.

Из русской литературы XX века

32

совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

7.

Из зарубежной литературы




11

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог

8.

Итоги года

5

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.





























































Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов


Введение

1

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

1


Устное народное творчество

10

2

Русский фольклор Малые жанры фольклора

1

3

Детский фольклор

1

4

Сказка как особый жанр фольклора. «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

1

5

Народная мораль в характерах и поступках героев.

1

6

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.

1

7

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

8

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

1

9

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

1

10,11

Р.Р. Обучение написанию сочинения. Проект «Мои любимые русские сказки»

2


Из древнерусской литературы

2

12

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет».

1

13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1


Из литературы 18 века

1

14

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».

1


Из литературы 19 века

40

15

Русские басни. Басня как литературный жанр

1

16

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

1

17

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

1

18

Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басни.

1

19

В/ч Басенный мир Гунга Чимитова

1

20

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

21

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

22

Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

1

23

Контрольная работа №1 по теме «От народного творчества до авторской литературы».

1

24

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

1

25

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

1

26

Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строф

1

27

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.

1

28

Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом.

1

29

В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила».

1

30

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

1

31

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание.

1

32

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».

1

33

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

34

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место».

1

35

Реальное и фантастическое в сюжете повести.

1

36

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

37

Контрольная работа № 2 по произведениям 1-ой половины 19 века

1

38

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

1

39

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Некрасов

1

40

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».

1

41

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

1

42

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

43

Р/р Духовные и нравственные качества Герасима

1

44

Анализ сочинений. Работа над ошибками

1

45

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

46

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказ.

1

47

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

1

48

Странная дружба Жилина и Дины.

1

49

Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.

1

50

Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы».

1

51

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия».

1

52

В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

1

53

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев.

1

54

Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

1


Из литературы 20 века

32

55

И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы».

1

56

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».

1

57

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

1

58

Путь Васи к правде и добру.

1

59

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

1

60

Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

1

61

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина.

1

62

Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства».

1

63

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка».

1

64

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

1

65,66

В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

2

67

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

1

68

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

1

69

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

1

70

Р/ р Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

1

71

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». .

1

72

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки.

1

73

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки

1

74

Контрольная работа №3 по творчеству писателей первой половины XX века.

1

75

А.П.Платонов. Слово о писателе. Тема человеческого труда в рассказе «Никита

1

76

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои.

1

77

Человек и природа в рассказе.

1

78

Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

1

79

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

1

80

Подвиг бойцов крепости Брест. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

1

81

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…».

1

82

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка». Д.Б.Кедрин «Аленушка»

1

83

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы».

1

84,85

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

2

86

В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит»


1


Из зарубежной литературы

11

87,88

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед»

2

89,90

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо».

2

91,92

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

2

93

Два мира сказки «Снежная королева».

1

94

В/ч Писатели-сказочники и их герои.

1

95

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

1

96

Жизнь и заботы Тома Сойера. Том Сойер и его друзья

1

97

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

1


Повторение

5

98

Обобщение изученного материала за курс 5 класса

1

99

Контрольная работа № 4 по курсу литературы 20 века.

1

100, 101

В/ч. Мои любимые произведения русской и бурятской литературы

2

102

Подведение итогов года. Рекомендации на лето

1


Итого

102







Перечень учебно-методического обеспечения:


Для учащихся:

1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 303 с.: ил.

2. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для уч-ся общеобраз-х организаций в 2ч. – М.: Просвещение, 2015.

3. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.

4. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

5. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

6. Репродукции картин художников

7. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.

Для учителя:

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М : Просвещение, 2015. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2015 г.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школ. учителю).

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

7. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – Волгоград: Учитель, 2011. – 237 с.

8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

9. Литература в таблицах: 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

11. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.

12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!