СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитана на 70 часов. Полностью соответствует содержанию программы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программой основного общего образования по литературе, программой общеобразовательных учреждений по литературе в 5-11 классах (Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2010), учебным планом МБОУ Трубчевская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год, годовым календарным учебным графиком МБОУ Трубчевская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год.

Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Учебник: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ под ред. В.Я. Коровиной- М.: Просвещение, 2011.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть;

- обучение устному пересказу (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) ;

- обучение свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- обучение развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- обучение отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

- обучение способам свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями;

-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;


-обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;


-развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.


Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 6 классе предполагается обучение в объёме 68 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией В.Я.Коровиной. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 6 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Содержание учебного материала


Введение (1)


Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4)


Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.


Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.


Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1)


«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).


Теория литературы. Летопись (развитие представлений).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1)


Русские басни


Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.


Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32)


Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.


Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся). «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.


Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.


Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.


Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.


Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.


Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.


Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).


Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.


Теория литературы . Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.


Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


Родная природа в стихотворениях русских поэтов


Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.


Теория литературы . Лирика как род литературы (развитие представления).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (18)


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.


Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев, Отношение автора к героям.


Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.


Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.


Произведения о Великой Отечественной войне


К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.


Теория литературы . Речевая характеристика героя.


Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.


Теория литературы . Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).


Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.


Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.


Родная природа в русской поэзии XX века


А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация

родной природы.


Писатели улыбаются


Василий Макарович Шукшин, Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (ОБЗОР) (2)


Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».


Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.


Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11)


Мифы народов мира


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия»,

«Яблоки Гесперид».


Геродот. «Легенда об Арионе».


Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.


Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о герои-

ческих подвигах, мужественных героях.


Теория литературы . Понятие о героическом эпосе (начальные представления).


Произведения зарубежных писателей


Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе, Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)


Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных

нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.


Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой

природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.


Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.(Для внеклассного чтения.)


Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)


Теория литературы . Притча (начальные представления).


Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу учебного года шестиклассники должны знать/понимать:

- основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;

- теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;

- биографические сведения о писателях;

- содержание изученных литературных произведений;

уметь:

- ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);

- выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;

- владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);

- владеть навыками анализа художественного текста;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- составлять план прочитанного;

- выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;

- характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;

- владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной;

- применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.



Учебно-тематическое планирование

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Контроль результатов обучения

1

Введение.

1

Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Виды контроля: итоговый, тематический, текущий.

Методы контроля: анализ произведения (лирического, эпического), характеристика героя, творческие работы, выразительное чтение, чтение наизусть, пересказ текста

2

Устное народное творчество.

4

3

Из древнерусской литературы.

1

4

Из литературы 18 века.

1

5

Из литературы 19 века.

32

6

Из литературы 20 века.

18

7

Из литературы народов России

2

7

Из зарубежной литературы.

11


Итого

70




Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Примечание

Контроль результатов обучения

По плану

Факт

1

Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книг

1



Беседа

Устное народное творчество

4




2

Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни

1



Выразительное чтение

3

Художественные особенности календарно – обрядовых песен

1



Беседа

4

Пословицы и поговорки

1



Работа со словарём

5

Урок – конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора

1



Выразительное чтение

Из древнерусской литературы

1




6

Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел

1



Словарная работа, беседа

Из литературы 18 века

1




7

Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства

1



Выразительное чтение

Из литературы 19 века

32




8

Басни И. А. Крылова. «Осёл и соловей». Комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

1



Инсценирование

9

Басня «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна

1



Чтение наизусть

10

А. С. Пушкин. Лицейские годы. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину»

1



Выразительное чтение

11

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

1



Выразительное чтение

12

А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1



Чтение наизусть

13

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский». Изображение русского барства (глава 1).Дубровский – старший и Троекуров

1



Пересказ, сравнительная характеристика

14

Суд и его последствия (главы 2,3).Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (главы 4,5)

1



Словесное рисование

15

Что заставило Дубровского стать разбойником (главы 6,7 ).Учитель (главы 8-10 )

1



Пересказ

16

Маша Троекурова и Владимир Дубровский (главы11-14 ). Два мальчика (глава 17 )

1



Сравнительная характеристика

17

Развязка романа «Дубровский» (главы 18, 19 )

1



Характеристика героя

18

Р. р. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

1



Сочинение

19

Вн. чт. А. С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня – крестьянка». Сюжет и герои повести

1



Пересказ

20

Вн. чт. А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них

1



Беседа

21

М. Ю. Лермонтов. Личность поэта.. Стихотворение «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта – изгнанника к Родине

1



Выразительное чтение

22

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром

1



Выразительное чтение

23

М. Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утёс». Особенности выражения темы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

1



Чтение наизусть

24

Р.р. Творческая работа по стихотворениям М. Ю. Лермонтова

1



Творческая работа

25

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг». Герои рассказа

1



Пересказ

26

Рассказы героев «Бежина луга».Сочувственное отношение к крестьянским детям

1



Словесное рисование

27

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты мальчиков, их духовный мир

1



Характеристика героя

28

Ф. И. Тютчев. «Листья», «Неохотно и несмело…». Особенности изображения природы в лирике поэта

1



Беседа

29

Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна.

1



Чтение наизусть

30

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного

1



Выразительное чтение

31

А. А. Фет. «Ещё майская ночь». «Учись у них – у дуба, у берёзы». Природа как мир истинной красоты

1



Чтение наизусть

32

Н. А. Некрасов. Главная тема творчества. Стихотворение «Железная дорога»

1



Работа с репродукцией картины

33

Картины подневольного труда в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»

1



Работа в группах

34

Н. А. Некрасов. Поэма «Дедушка». Трёхсложные размеры стиха

1



Беседа

35

Н. С. Лесков. Понятие о сказе. «Левша». Трудолюбие, талантливость, патриотизм русского народа. Едкая насмешка над царскими чиновниками

1



Характеристика героя

36

«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба Левши

1



Работа с иллюстрациями

37

Особенности языка сказа Н. С. Лескова «Левша»

1



Словарная работа

38

А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора

1



Практическая работа

39

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Я. П. Полонский, Е. А. Баратынский, А. К. Толстой.

1



Выразительное чтение

Из русской литературы 20 века

18




40

А. С. Грин «Алые паруса». Автор и его герои

1



Анализ произведения

41

А. С. Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над жестокой реальностью жизни

1



Характеристика героя

42

А. П. Платонов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Неизвестный цветок»

1



Выразительное чтение эпизодов

43

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши

1



Беседа

44

Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе

1



Чтение наизусть

45

Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Сказка и быль в «Кладовой солнца»

1



Пересказ

46

Р.р. Классное сочинение. «Человек и природа в сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

1



Сочинение

47

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов, Д. С. Самойлов. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

1



Чтение наизусть

48

Вн. чт. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война

1



Анализ произведения

49

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы

1



Беседа, устное рисование

50

Яркость и самобытность героев, особенности использования самобытной речи

1



Словарная работа

51

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени

1



Беседа

52

Нравственные проблемы рассказа. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика

1



Характеристика героя

53

Р.р. Классное сочинение по произведениям В. П. Астафьева и В. Г. Распутина.

1



Сочинение

54

В. М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев – «чудиков»

1



Выразительное чтение

55

Ф. А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

1



Беседа по рассказу

56

Родная природа в русской поэзии 20 в. Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихах А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой.

1



Чтение наизусть

57

Н. М. Рубцов. Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике

1



Чтение наизусть

Из литературы народов России

2




58

Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине. Роль книги в жизни человека

1



Чтение наизусть

59

К. Кулиев. Родина в стихотворениях поэта. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации

1



Выразительное чтение

Из зарубежной литературы

11




60

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

1



Пересказ

61

Геродот. Легенда об Арионе

1



Пересказ

62

Гомер. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях

1



Беседа

63

Гомер. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде»

1



Характеристика героя

64

Вн. чт. М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов

1



Анализ произведения

65

Ф. Шиллер. «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

1



Работа с иллюстрациями

66

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1



Анализ произведения

67

Итоговая контрольная работа

1



Контр. работа

68

А. де Сент – Экзюпери. Философская сказка «Маленький принц». Утверждение всечеловеческих истин

1



Характеристика героя

69

Утверждение всечеловеческих истин в сказке А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц»

1



Пересказ, обсуждение фрагментов сказки

70

Урок – праздник «Путешествие по стране Литературия 6 класса»

1



Задание на лето



Литература

Учебник:

В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ под ред. В.Я. Коровиной- М.: Просвещение, 2011.

Учебно-методические пособия:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5 – 6 классах. Практическая методика. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996.

  2. Егорова Н. В. Литература, 6 класс: Поурочные разработки по литературе В. Я. Коровиной и Т. Ф. Курдюмовой. – М.: ВАКО, 2014.

  3. Калганова Т.А., Плавинская Н.Ю. Литература. 6 класс. Сборник упражнений. – М.: Просвещение, 2004.

  4. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». – М.: Просвещение, 2012.

  5. Лебедев Ю.В. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки.- М.: Классик Стиль, 2005.

  6. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим: Вопросы и задания по литературе, 6 кл. – М.: Просвещение, 2005.

  7. Полухина В. П. Литература: 6 кл.: Методические советы. – М.: Просвещение, 2003

Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы.-.М.: НЦ ЭНАС, 2002.

  1. Турьянская Б. И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 1999.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!