12
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе:
федерального государственного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015 №1577);
примерной программы основного общего образования;
авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский);
учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2016);
Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи изучения литературы:
поддержание интереса к чтению, формирование духовной и интеллектуальной потребности читать;
обеспечение общего и литературного развития школьника, глубокого понимания художественных произведений различного уровня сложности;
сохранение и обогащение опыта разнообразных читательских переживаний, развитие эмоциональной культуры читателя-школьника;
обеспечение осмысления литературы как словесного вида искусства;
обеспечение освоения основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста;
развитие эстетического вкуса учащихся как основы читательской самостоятельной деятельности, как ориентира нравственного выбора;
развитие функциональной грамотности.
Согласно учебному плану школы на изучение литературы в 6 классе отводится 102 ч., из расчета 3 ч. в неделю.
Программой предусмотрено следующее количество часов по развитию речи, внеклассному чтению:
Вн. чт.:16 ч.
Развитие речи: 9 ч. Классные сочинения: 3
Домашние сочинения: 1
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Устное народное творчество
Ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.
Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
Корректировать выполнение задания.
Осуществлять рефлексию своей деятельности (определять и аргументировать причины своего успеха/ неуспеха), самостоятельно находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
Ученик научится:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.
Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.
Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.
Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
Выполнять задания по аналогии.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные УУД
Ученик научится:
Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения. Принимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.
Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимо-поддержку членов общества.
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.
Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.
Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства.
Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем
Содержание учебного предмета
Введение
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Произведения русских писателей XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
«Человек на часах»: сюжет и герои рассказа.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Доброта и милосердие в рассказах «Корова», «Цветок на земле».
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Николай Семенович Гумилев. Краткий рассказ о поэте-путешественнике (детство, юность, начало творческого пути).
«Жираф». Стремление уйти от обыденного, повседневного в яркий, необычный, причудливый мир. Слияние яви и мечты. Своеобразие композиции стихотворения: монолог лирического героя, обращенный к собеседнице.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
«Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Мелколесье, степь и дали..» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А.Есенина.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий).Герой-повествователь (развитие понятия).
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик», «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.
Из литературы народов России
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Из зарубежной литературы
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Произведения зарубежных писателей
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.
Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Дж. Родари. Краткий рассказ о писателе.
«Сиренида». Сочетание сказочного и научно-фантастического в рассказе. Обращение к античным мифам и гомеровскому эпосу. Образы главных героев рассказа.
«Сказки по телефону» как веселые и мудрые истории для детей
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Устное народное творчество | 3 |
3 | Из древнерусской литературы | 2 |
5 | Произведения русских писателей ⅩⅨвека, в том числе: | 47 4 |
6 | Из русской литературы ⅩⅩвека, в том числе: | 25 1 5 |
7 | Из литературы народов России | 2 |
8 | Из зарубежной литературы, в том числе: | 22 5 17 |
| Итого | 102 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
| | Ⅰ четверть = 27 уроков Вн.чт. - 3 Р.р. – 4 | | | |
| | Введение | 1 | | |
1 | 1 | Художественное произведение, автор, герои | 1 | | |
| | Устное народное творчество | 3 | | |
2 | 1 | Обрядовый фольклор | 1 | | |
3 | 2 | Вн.чт. Пословицы и поговорки. Загадки | 1 | | |
4 | 3 | Вн. чт. Проект «Пословицы и поговорки в жизни и литературе» | 1 | | |
| | Из древнерусской литературы | 2 | | |
5 | 1 | Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»: отражение исторических событий и вымысел | 1 | | |
6 | 2 | «Сказание о белгородском киселе»: отражение народных идеалов | 1 | | |
| | Произведения русских писателей ⅩⅨ века | 47 | | |
7 | 1 | А.С.Пушкин. «И.И.Пущину»: тематическое, жанровое и художественное своеобразие стихотворения | 1 | | |
8 | 2 | А.С.Пушкин. «Узник»: тематическое, жанровое и художественное своеобразие стихотворения | | | |
9 | 3 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро»: единство человека, природы и жизни в лирике | 1 | | |
10 | 4 | А.С. Пушкин. «Зимняя дорога»: тематическое и художественное своеобразие стихотворения | 1 | | |
11 | 5 | А.С.Пушкин. Двусложные размеры стиха. Чтение наизусть | 1 | | |
12 | 6 | А.С.Пушкин. «Дубровский»: картины жизни русского барства. А.Дубровский и Троекуров | 1 | | |
13 | 7 | А.С.Пушкин. «Дубровский»: бунт крестьян | 1 | | |
14 | 8 | А.С.Пушкин. «Дубровский»: протест Владимира Дубровского | 1 | | |
15 | 9 | А.С.Пушкин. «Дубровский»: история любви. Композиция романа | 1 | | |
16 | 10 | Р.р. Подготовка к написанию классного сочинения №1 (по творчеству А.С.Пушкина) | 1 | | |
17 | 11 | Р.р. Написание классного сочинения №1 (по творчеству А.С.Пушкина) | 1 | | |
18 | 12 | Вн. чт. А.С.Пушкин. «Повести Белкина»: проблемы и герои | 1 | | |
19 | 13 | М.Ю.Лермонтов. «Тучи»: идейно-художественное своеобразие стихотворения. Чтение наизусть | 1 | | |
20 | 14 | М.Ю. Лермонтов. «Листок»: тематическое и художественное своеобразие стихотворения | 1 | | |
21 | 15 | М.Ю.Лермонтов. «Утес», «На севере диком...»: тема одиночества, антитеза | 1 | | |
22 | 16 | М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы»: разрушение красоты и гармонии человека с миром. Трехсложные размеры стиха | 1 | | |
23 | 17 | Р.р. Подготовка к классному сочинению №2 (по творчеству М.Ю.Лермонтова) | 1 | | |
24 | 18 | Р.р. Написание классного сочинения №2 (по творчеству М.Ю. Лермонтова) | 1 | | |
25 | 19 | И.С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора, рассказчика и крестьянских детей | 1 | | |
26 | 20 | И.С.Тургенев. «Бежин луг»: образы крестьянских детей | 1 | | |
27 | 21 | И.С.Тургенев. «Бежин луг»: образы крестьянских детей (продолжение) | 1 | | |
| | Ⅱ четверть = 21 урок Вн. чт. –3 Р.р. - 2 | | | |
28 | 22 | И.С.Тургенев. «Бежин луг»: картины природы | 1 | | |
29 | 23 | Вн. чт. И.С. Тургенев. «Записки охотника. «Хорь и Калиныч»: сюжет и герои | 1 | | |
30 | 24 | Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…»: особенности изображения природы в стихотворении | 1 | | |
31 | 25 | Ф.И.Тютчев. «Листья»: особенности изображения природы в стихотворении. Чтение наизусть | 1 | | |
32 | 26 | Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся…»: идейно-художественное своеобразие стихотворения | 1 | | |
33 | 27 | А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»: особенности изображения природы в стихотворении. Чтение наизусть | 1 | | |
34 | 28 | А.А.Фет. «Еще майская ночь»: изображение природы | 1 | | |
35 | 29 | А.А.Фет. «Учись у них – у дуба, у березы...»: изображение природы | 1 | | |
36 | 30 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №1 (по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А. Фета) | 1 | | |
37 | 31 | Н.А.Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ | 1 | | |
38 | 32 | Н.А.Некрасов. «Железная дорога»: композиция стихотворения. Чтение наизусть | 1 | | |
39 | 33 | Р.р. Законы стихосложения. Трехсложные стихотворные размеры | 1 | | |
40 | 34 | Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова | 1 | | |
41 | 35 | Н.С.Лесков. «Левша»: народ и власть в сказе | 1 | | |
42 | 36 | Н.С.Лесков. «Левша»: народ и власть в сказе (продолжение) | 1 | | |
43 | 37 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | |
44 | 38 | Н.С.Лесков. «Левша»: язык сказа. Ирония | 1 | | |
45 | 39 | Вн. чт. Н.С.Лесков. «Человек на часах»: сюжет и герои рассказа | 1 | | |
46 | 40 | Вн. чт. Н.С.Лесков. «Человек на часах»: нравственная проблематика рассказа | 1 | | |
47 | 41 | А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа | 1 | | |
48 | 42 | А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе | 1 | | |
| | Ⅲ четверть = 30 уроков Вн. чт. - 6 Р.р. - 2 | | | |
49 | 43 | Вн.чт. Комические рассказы А.П.Чехова | 1 | | |
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века | 4 | | |
50 | 1 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри — какая мгла…» | 1 | | |
51 | 2 | Е. А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…»: особенности пейзажной лирики | 1 | | |
52 | 3 | А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»: тематическое и жанровое своеобразие стихотворения | 1 | | |
53 | 4 | Вн. чт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Чтение наизусть | 1 | | |
| | Из русской литературы ⅩⅩ века | 26 | | |
54 | 1 | А.И.Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип | 1 | | |
55 | 2 | Р.р. А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ | 1 | | |
56 | 3 | Н.С.Гумилев. «Жираф»: тема, композиция стихотворения | 1 | | |
57 | 4 | С.А.Есенин. Стихи о Родине и родном доме | 1 | | |
58 | 5 | Вн. чт. А.Ахматова. Стихи о Родине | 1 | | |
59 | 6 | Вн. чт. А.Блок. Стихи о Родине | 1 | | |
60 | 7 | А.С.Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность | 1 | | |
61 | 8 | А.С. Грин. «Алые паруса»: Ассоль и Грэй | 1 | | |
62 | 9 | А.С. Грин. «Алые паруса»: Ассоль и Грэй (продолжение) | 1 | | |
63 | 10 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке | 1 | | |
64 | 11 | Вн. чт. А.П.Платонов. Доброта и милосердие в рассказах «Корова», «Цветок на земле» | 1 | | |
| | Произведения о Великой Отечественной войне | 1 | | |
65 | 1 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне (К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С.Самойлов. «Сороковые»). Чтение наизусть | 1 | | |
66 | 12 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои | 1 | | |
67 | 13 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев | 1 | | |
68 | 14 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев (продолжение) | 1 | | |
69 | 15 | Р.р. Классное сочинение №3 (по творчеству В.П.Астафьева) | 1 | | |
70 | 16 | В.Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени | 1 | | |
71 | 17 | В.Г.Распутин. «Уроки французского»: образ главного героя | 1 | | |
72 | 18 | В.Г.Распутин. «Уроки французского»: образ Лидии Михайловны | 1 | | |
73 | 19 | Проверочная работа по творчеству В.Г.Распутина | | | |
| | Писатели улыбаются | 5 | | |
74 | 1 | В.М.Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя | 1 | | |
75 | 2 | Вн. чт. В.М.Шукшин. Образы «странных» героев в рассказах «Срезал», «Чудик» | 1 | | |
76 | 3 | Ф.И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики | 1 | | |
77 | 4 | Ф.И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе | 1 | | |
78 | 5 | Контрольная работа по творчеству В.М. Шукшина, Ф.И.Искандера | 1 | | |
| | Из литературы народов России | 2 | | |
79 | 1 | Г.Тукай. «Родная деревня», «Книга»: идейно-художественное своеобразие стихотворений | 1 | | |
80 | 2 | К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…»: тема родины и бессмертия народа | 1 | 2 | 6 |
| | Ⅳ четверть = 24 урока Вн. чт. - 4 Р.р. - 1 | | | |
| | Из зарубежной литературы Мифы народов мира | 22 5 | | |
81 | 1 | Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла» («Скотный двор царя Авгия») | 1 | 6 | |
82 | 2 | «Яблоки Гесперид»: сюжет и герои | 1 | 7 | |
83 | 3 | Вн. чт. Древнегреческие мифы | 1 | 9 | |
84 | 4 | Геродот. «Легенда об Арионе»: связь со стихотворением А.С.Пушкина «Арион» | 1 | 13 | |
85 | 5 | Р.р. Современный школьник и литературный процесс. Тест | 1 | 14 | |
| | Произведения зарубежных писателей | 17 | | |
86 | 1 | Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма | 1 | 16 | |
87 | 2 | Вн. чт. Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма | 1 | 20 | |
88 | 3 | Гомер. «Одиссея»: странствия главного героя | 1 | 21 | |
89 | 4 | М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в изображаемом мире | 1 | 23 | |
90 | 5 | М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: пародия на рыцарскую жизнь | 1 | 27 | |
91 | 6 | М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: нравственный смысл романа | 1 | 28 | |
92 | 7 | М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: «вечные» образы | 1 | 30 | |
93 | 8 | Диагностическая работа по выявлению уровня читательской грамотности | 1 | | |
94 | 9 | Диагностическая работа по выявлению уровня читательской грамотности (продолжение) | 1 | | |
95 | 10 | Ф.Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, чести и достоинства | 1 | 7 | |
96 | 11 | Вн. чт. П. Мериме. «Маттео Фальконе»: герои, проблема чести и предательства | 1 | | |
97 | 12 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые | 1 | 12 | |
98 | 13 | Р.р. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка | 1 | | |
99 | 14 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: вечные истины в сказке | 1 | | |
100 | 15 | Дж. Родари. «Сиренида»: сюжет, герои, художественные особенности рассказа | 1 | 14 | |
101 | 16 | Вн. чт. Дж. Родари. «Сказки по телефону» как веселые и мудрые истории для детей | 1 | | |
102 | 17 | Итоговый урок. Задания для летнего чтения | 1 | | |