СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основании  федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного учебного плана;  программы общеобразовательных  учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, соответствует ЦУМК по литературе под редакцией Коровиной В.Я. и на основании приказа О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г.№ 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Россйской Федерации 06 февраля 2015 г. №35915).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основании федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного учебного плана; программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, соответствует ЦУМК по литературе под редакцией Коровиной В.Я. и на основании приказа О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г.№ 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Россйской Федерации 06 февраля 2015 г. №35915).

Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов.

В программу внесён пункт, что на основании внесения изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897, программа адаптирована для детей с ОВЗ и составлена с учетом специфики обучающихся, имеющих отклонения в развитии психических функций, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для данной категории обучающихся характерны:

• незрелость эмоционально-волевой сферы;

• сниженный уровень познавательной деятельности;

• недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий, у многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения и образно-эмоциональная речевая деятельность;

• отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;

• несовершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;

• отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки

Результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования в соответствии с изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом N 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года.


Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи обучения:

  • развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;

постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари.

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.





Место учебного предмета "Литература" в учебном плане

На изучение предмета "Литература" в 7 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. .


Результаты изучения учебного предмета "Литература" в 7 классе

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии).

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Личностные результаты освония адаптированной образовательной программы основного общего образования для ОВЗ:

-осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; фомирование потребности в систематическом чтении как средстве позния мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного общения;

-понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания мира;

-воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров;

-развитие способности понимать литературные произведения;

-овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания отличий литературного художественного текста от научного, формирование умений воспринимать, анализировать, оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении.



Планируемые результаты изучения предмета

"Литература" в 7 классе

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.



Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).


Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.


Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Содержание курса «Литература» в 7 классе

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).





ЭПОС НАРОДОВ МИРА

Былины. «Вольга и Минули Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).

Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край...» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергилъ» («Легенда о Данко»), «Челкаги». (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений)

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).





На дорогах войны (обзор)

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов - участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин. II. Заболоцкий, II. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бёрнс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

















Учебно-тематический план




Разделы

Кол-во часов

Кол-во часов развития речи

Кол-во часов

внеклассного чтения



1

Введение.

1

-

-

2

Устное народное творчество

5

-

1

3

Древнерусская литература.

3

1

-

4

Из русской литературы 18 века.

2

-

-

5

Из русской литературы 19 века.

34

4

4

6

Из русской литературы 20 века.

17

1

1

7

Из литературы народов России.

1

-

-

8

Из зарубежной литературы.

5

-

-

9

Прочитайте летом. Итоговый тест

1


-

-


Итого:

68

6

6




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата



Тема


Основное содержание


Планируемые результаты


План

Факт


Предметные

Личностные

Метапредметные

1




Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы


Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Особенности труда писателя, его позиция. Талант писателя и талант читателя. Чтение и обсуждение высказываний о книгах, чтении, труде писателя (с. 3—5). Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы


Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос.

Формирование положительного отношения к учебной деятельности; возможность для формирования этического оценивания.



Положительно относиться к учению и познавательной деятельности. Осознавать и выражать свои эмоции

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5ч)

2



Предания

Исторические события в преданиях. Чтение преданий, обсуждение. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий.



Знать определение термина «предание», отличительные особенности предания;

понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа.

Положительное отношение к познавательной деятельности; на основе анализа ситуаций формируется интерес к учебному материалу; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.






Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности).

Коммуникативные:

получают возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.






Регулятивные:

учатся понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном процессе.



Познавательные:

знают термины «предание», «былина», умеют осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

3



Былины и их исполнители.

Понятие о былине. Нравственные идеалы народа в былинах.

Знают своеобразие былин как героических песен эпического характера. Умеют воспринимать и анализировать поэтику былин.

4




Прославление мирного труда героя-труженика в былине «Вольга и Микула Селянинович».


Особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине.

5



Вн.чт. Былина «Илья Муромец и Соловей -разбойник». Бескорыстное служение родине и народу. «Садко».

Нравственные идеалы народа в былинах. Особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине.

6



Пословицы и поговорки русского народа. Особенности смысла и языка пословиц.

Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Знают своеобразие данного жанра фольклора. Умеют объяснить пословицу и поговорку.

7



Пословицы и поговорки народов мира. Сборники пословиц.

Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

8



Вн.чт. Карело – финский эпос «Калевала».

Знакомство с карело-финским эпосом.




ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3ч)

9



«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха как жанр древнерусской литературы.


Нравственные заветы Древней Руси (отрывок «О пользе книг»).

Владеть общим приёмом анализа литературного произведения.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.


Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

формирование традиции уважительного отношения к книге, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

10



Нравственные идеалы в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы.


Высокий моральный облик героини. Прославление любви и верности.

Владеть общим приёмом анализа литературного произведения.


11



Р/р. Подготовка к сочинению по теме «Моё отношение к героям «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Развитие речи.

Оформить высказывание в письменной форме, четко ответить на поставленный вопрос

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч)

12



М.В. Ломоносов-ученый и поэт. Родина, русская наука и ее творцы в одах Ломоносова.

Слово о поэте и ученом. Мысли автора о Родине, российской науке и ее творцах. Теория «трех штилей».

Осознанно высказываются в устной форме о том, в чём видят своеобразие композиции стихотворения.


Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности).

Коммуникативные:

использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Регулятивные:

рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.


13



Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в одах Г.Р.Державина.

Знакомство с личностью и поэзией Г.Р.Державина, новаторство в стихотворной деятельности.


Осознанно высказываются в устной форме о том, в чём видят своеобразие композиции стихотворения.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (34ч)

14



А.С. Пушкин-великий русский поэт. Поэма «Полтава».

Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России.

Оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.





Регулятивные:

обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность действий для решения предмет ной задачи.






Познавательные:

оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами.







Коммуникативные:

координировать и применять различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.




Регулятивные:

составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.






Познавательные:

ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно - следственные связи.





Коммуникативные:

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета.


Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.


Познавательные:

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.



Коммуникативная:

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.



Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить.




Познавательные:

овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить.









Коммуникативные:

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.




Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.



Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации, анализировать её, строить

рассуждения в форме связи суждений об объекте, делать выводы на основе обобщения знаний.





Коммуникативные:

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.





Регулятивные:

определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.



Познавательные:

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий.


15



А.С. Пушкин. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…».

Историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника». Прославление деяний Петра I.

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

16



Летописный источник «Песни о вещем Олеге».

Историческая основа «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания. Смысл сопоставления Олега и волхва.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания.

17



Образ летописца Пимена в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры

Участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.

Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

18



А.С .Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести

Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие

19



Р/р. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Практикум.

Анализ эпизода, сопоставление повести и притчи о блудном сыне

Выстраивать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

20



М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.


Картины быта XVI века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Причины обращения поэта к давно минувшим временам, история создания «Песни…».

Уметь определять причины и следствия явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе.

21



Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

Фольклорные начала в «Песне…». Картины быта XVI века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание.

Выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели

22



Проблема гармонии человека и природы в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» М.Ю.Лермонтова

Знакомство со стихами поэта, навыки анализа лирических произведений.

Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана.

Осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России.

23



Историческая и фольклорная основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Нравственный облик Тараса и его товарищей: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу, подвиг во имя родной земли.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

24



Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Героико-патриотический пафос повести. Сюжет и герои повести, быт казаков, их взгляд на жизнь.

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

25



Остап и Андрий. Принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына.

Работа по сравнительной характеристике главных героев. Остап и Андрий, Тарас Бульба.


Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики,

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально –

нравственная отзывчивость.

Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.

26



Образ Тараса Бульбы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Патриотический пафос повести. Глубина и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям.


Составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

27



Художественные особенности повести «Тарас Бульба».

Художественные приемы, описывающие природу.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий

28-29



Р/р. Подготовка и написание сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Развитие речи.

Оформить высказывание в письменной форме, четко ответить на поставленный вопрос

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм.


30



Вн. чт. Знакомство с повестями из сборника Н. В. Гоголя «Миргород».


Художествен­ное своеобразие повести, осо­бенности языка Н. В. Гоголя.

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

31



Слово об И.С.Тургеневе. Нравственные проблемы и герои рассказа «Бирюк».

Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы.

Уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при участии в коллективном диалоге.

Обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них.


32



Вн. чт. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева.

Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык».

Подтверждать аргументы фактами; аргументировать свою точку зрения при участии в учебном диалоге.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

33



Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева.

Стихотворения в прозе. Особенности жанра, художественные особенности, темы.

Умение определять тему текста, стилистические особенности.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

34



Слово о Н.А. Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины».



Познакомятся с поэмой некрасова, историческими событиями, описанными в литературном тексте.



Расширение литературных и исторических навыков.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

35



Величие духа Русской женщины в I части поэмы «Княгиня Трубецкая».





Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Обучение выразительному чтению.

Расширение литературных и исторических навыков.

Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

36



Вн. чт.Стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…» о судьбе народа.

Навыки работы со стихотворным текстом, с научно-популярными текстами, усвоение теоретических понятий.

Подготовка к изучению творчества писателя в старших классах

Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.

37



А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

Факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад.

Знакомство с творчеством великого писателя, формирование интереса к его творчеству.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

38



Слово о писателе М. Е. Салтыкове-Щедрине и его сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

«Сказки для детей изрядного возраста». Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение покорности.

Знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

39



Вн. чт. Смысл названия сказки «Дикий помещик». Понятие о гротеске.

Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Критика покорности русского мужика.

Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам.

Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.

40



Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам М.Е.Салтыкова –Щедрина.

Отбор языкового материала, точность и выразительность излагаемого материала

Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам.

Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.

41



Слово о Л.Н Толстом. Автобиографический характер повести «Детство».

Обзор жизни и творчества Л. Н. Толстого. Понятие трилогии. Автобиографический характер повести.

Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам

42



Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки и духовный мир.


Сложность взаимоотношений взрослых и детей. Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир.



Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

43



А. П. Чехов: страницы биографии. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.

Осмеяние душевных пороков. Средства создания комического в рассказе. Смысл названия рассказа.

Уметь анализировать текст, видеть «смех» и «слезы» автора, раскрывать роль художественной детали.

Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.

44



Вн. чт. Два лица России в рассказе А. П Чехова «Злоумышленник».

Сатира. Красота, точность языка. Главный герой – смех над пороками.

Уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

45



Вн. чт. Смех и слезы в рассказах «Тоска», «Размазня».

Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического.

Уметь анализировать текст, видеть «смех» и «слезы» автора, раскрывать роль художественной детали.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

46



Р/р. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе

А. П. Чехова.

Развитие речи.

Уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

47



Стихи о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны», А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край», «Благовест», И. А. Бунин «Родина».

Стихотворения о природе. Любовь поэтов к Родине, к народу, к русской природе. Поэтичность языка.. Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.

Знать основные пункты анализа стихотворения.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (17ч)

48



Нравственный смысл рассказов И.А.Бунина «Лапти» и «Цифры».

Идейно-тематическая направленность рассказа.

Формирование навыка анализа текста.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Коммуникативные:

Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.






Регулятивные:

Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения.






Познавательные:

Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное.


Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.




Регулятивные:

Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике.





Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.





Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




Регулятивные:

осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.





Познавательные:

ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.




Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.


Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом.

49



Автобиографический характер повести М.Горького «Детство».

Жизнь и творчество писателя. «Детство». Герои повести. Влияние окружающей среды на характеры и поступки детей.

Формирование навыка анализа текста.

Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

50



Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело.

Изображение внут­реннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского челове­ка.

Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения.

Семья как нравственная и духовная ценность человечества

51




Р/ р. Написание сочинения по повести М.Горького « Детство».

Герои повести. Характеристика героя. Нравственная проблематика повести, мастерство М. Горького.

Характеристика героев, подбор цитат, сочинение.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

52



Вн.чт. Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

М. Горький «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Образ Данко, готовность героя на самопожертвование.

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку

зрения и оценку события.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм.


53



В.В. Маяковский. Своеобразие художественной формы стихотворений «Необычайное приключение…» и «Хорошее отношение к лошадям».

Стихотворения. Особенности поэтического языка, представления поэта о сущности творчества.

Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение.

Доброжелательно

отзываться на чувства других людей, обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

54



Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака».


Общее представление о творчестве писателя, мастерство Л.Н. Андреева. Герои рассказа. Авторское сочувствие к обездоленным.

Прочитать рассказ и анализировать, вырабатывать навыки составления плана.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

55



Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих в рассказе А.Платонова «Юшка».

Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию, уважению к человеку.

Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

56



Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому.

Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

57



Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны.


Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Стихотворения поэтов – костромичей о ВОв.

Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора.

Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.


58



Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади».

Литературные традиции в рассказе Ф.Абрамова «О чем плачут лошади».

Умение пересказывать текст от лица одного из героев.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

59



Идея и символы в рассказе Е.И. Носова «Кукла».

Нравственные проблемы рассказа. Углубление навыков анализа текста.

Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

60



Вн. чт. Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

Нравственные проблемы рассказа. Углубление навыков анализа текста.

Умение делать выводы, высказывать свою точку зрения

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

61



Художественный анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро».

Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности.

Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

62



Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

Единство человека и природы. Чтение и художественный анализ стихотворения.

Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора.

Следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности за общее благополучие, гуманистическое сознание.

63



Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. «Земля родная» Д.С.Лихачева как напутствие молодежи.

Темы стихотворений поэта. «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…» Великая Отечественная война в стихотворениях А.Т. Твардовского.Д.С. Лихачёв Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора.

Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.


64



Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда».

Отношение писателя к своим необычным героям.

Развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа, выявление идейного содержания произведения.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1ч)

65



Размышления об истоках и основах жизни в стихотворениях Р.Гамзатова.

Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Знать факты жизни и творчества поэта, план анализа лирического произведения; уметь выразительно читать стихотворения.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.



Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч)

66-67



Особенности жанра японских хокку. Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона.

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку. Особенности жанра.

Развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа, выявление идейного содержания произведения.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные:

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат.

Познавательные:

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.


68



О.Генри. «Дары волхвов».

Р.Д.Бредбери. «Каникулы».

О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение.

Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, художественного пересказа.

Доброжелательно

отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.

69-70



Итоговая контрольная работа за курс литературы 7 класса.

Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического вкуса.


Устойчивое следование в поведении социальным нормам













V. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.


  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий про­чные знания и глубокое понимание текста изучаемого про­изведения; умение объяснять взаимосвязь событий, ха­рактер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведе­ния, привлекать текст для аргументации своих выводов, рас­крывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изу­чаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь собы­тий, характеры и поступки героев и роль основных художес­твенных средств в раскрытии идейно—эстетического содер­жания произведения; умение пользоваться основными тео­ретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст про­изведения для обоснования своих выводов; хорошее вла­дение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произ­ведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художествен­ных средств в раскрытии идейно—художественного содержа­ния произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и не­достаточном умении привлекать текст произведений для под­тверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение мо­нологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установлен­ным для данного класса

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий не­знание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных геро­ев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое вла­дение монологической литературной речью и техникой чте­ния, бедность выразительных средств языка.


  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Порядок проверки письменных работ учителями

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие класс­ные и домашние работы, проверяются:

по литературе:

- в 5-8 классах – не реже 2 раз в месяц

- в 9-11 классах – не реже одного раза в месяц

Критерии оценивания достижений обучающихся.

Оценка сочинений


В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

Отметка “4”ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2”ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 – 100 %;

  • «4» - 70 – 89 %;

  • «3» - 50 – 69 %;

  • «2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008


Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают


Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;


- материал изложен в доступной форме;


- систематизированный набор оригинальных рисунков;


- слайды расположены в логической последовательности;


- заключительный слайд с выводами;


- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.


Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;


- ученик владеет материалом своей темы;


Средняя оценка по защите проекта



Итоговая оценка


Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.












Учебно-методический комплекс


  1. Учебник «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я.Коровиной.

  2. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс».

  3. В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс».

  4. И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах».

  5. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах».

  6. В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах».

  7. Иллюстративный материал.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!