СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (7 класс).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (7 класс).»






Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Луговская средняя общеобразовательная школа

Зонального района Алтайского края



«Рассмотрено»


На заседании МО учителей естественно гуманитарных наук

Руководитель МО. Беккель Н.Г.______


Протокол № __ от __. ____. 2016г.


«Согласовано»


Зам. Директора по УВР

Соболева П.В. _________


___._____. 2016г.

«Утверждаю»


Директор МКОУ Луговской СОШ



Приказ № _______

от __. ______. 2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе 7 класс



Ступень: основное общее образование

Срок реализации: 1 год


Беккель Н.Г. учитель русского языка, литературы, высшая квалификационная категория




С. Луговское


2016 - 2017 учебный год

1.Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Луговской СОШ с учетом УМК и программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010.

Программа адресована учащимся 7 класса МОУ Мирная средняя общеобразовательная школа.

Учебно-методическое обеспечение

  1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Просвещение, 2011.

  2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»

  3. В.Я.Коровина. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические  материалы по литературе. 7 класс.

Цели обучения: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Задачи:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принцип единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Виды и формы уроков по литературе

Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер».

Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

Интегрированные уроки.

Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.



2. Учебно-тематический план


Тема раздела.

Всего часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

1

-

-

Устное народное творчество

4

-

1

Древнерусская литература

3

1

-

Из русской литературы XVIII века

2

-

-

Русская литература XIX века

31

8

2

Русская литература XX века

20

3

7

Зарубежная литература

6

1

-

Итоговый урок

1

-

-

ИТОГО

68

13

10

3. Содержание тем учебного курса


Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представ­лений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», про­тивостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные

представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравствен­ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про­зы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоц­кий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смолен­ской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дру­жеского расположения к окружающим людям разных на­циональностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народно-поэтический характер про­изведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, ге­рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
















  1. Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата

Планируемый результат


Введение (1 ч.)

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.


З н а т ь: образную природу словесного

искусства, цели и задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях.

У м е т ь: пользоваться справочным разделом, составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Устное народное творчество. (4ч.)



2

Предания как поэтическая автобиография народа.

Устный рассказ об исторических событиях


З н а т ь: определение понятия «предание»

У м е т ь: пересказывать текст предания, объяснять особенности жанра

3

Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда


З н а т ь: приемы раскрытия величия, доблести подвигов русского богатыря.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к героям.

4


Вн. чт. Киевский цикл былин «Илья Муромец и Соловей- разбойник», Новгородский цикл «Садко», карело-финский эпос «Калевала»


У м е т ь: самостоятельно

проводить исследование художественного своеобразия былин

5


Народная мудрость пословиц и поговорок


З н а т ь: определение понятий «пословица» и «поговорка», своеобразие пословиц и поговорок как малого жанра устного народного творчества народов мира.

У м е т ь: анализировать поэтику пословицы и поговорки.

Древнерусская литература ( 3 ч.)



6

Нравственные заветы Древней Руси в «Поучении Владимира Мономаха» . Формирование традиции уважительного отношения к книге в отрывке «О пользет книг»


З н а т ь: особенности «поучения» как жанра, основы христианской морали,

понятие жанра летописи.

П о н и м а т ь: смысл поучения Владимира Мономаха.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

древнерусский текст.

7


Внимание к личности, гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»


З н а т ь: содержание повести, нравственные законы, по которым живут герои.

У м е т ь: понимать и выразительно читать древнерусский текст в соответствии с его стилистикой.

8

Р,Р Подготовка к домашнему сочинению «Народная мудрость в произведениях старины»


У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения

на нравственно-этические темы.

Из русской литературы XVIII века. ( 2 ч.)


9


М.В.Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода…». Признание труда, деяний на благо родины высшей чертой гражданина.



З н а т ь: основные сведения о М. Ломоносове как поэте и ученом,

новаторство Ломоносова в стихотворчестве

У м е т ь: воспринимать и анализировать текст в жанре оды, выразительно читать его.

10

Г.Р.Державин. Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы в творчестве . «Река времени», «На птичку», «Признание»



З н а т ь: основные сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина, новаторство Державина в стихотворчестве

У м е т ь: воспринимать и анализировать державинские стихотворения, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на темы общественной жизниXVIII века.

Из русской литературы XIX века. (31 час)



1 1

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории Росси в поэме «Полтава»


З н а т ь: историческую основу изучаемых произведений А.С. Пушкина,

понятие жанров: поэмы, баллады, драмы

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок

12

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине.


13


А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.


14

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Размышление о труде летописца Пимена как о нравственном подвиге.


15

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» - Изображение «маленького человека»


З н а т ь: содержание повести А.С. Пушкина, понятие «образ маленького человека» в русской литературе

У м е т ь: воспринимать и анализировать текст, объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль детали в описании жилища станционного смотрителя), роль автора и рассказчика в повести

16

Трагическое и гуманическое в повести «Станционный смотритель»


П о н и м а т ь: идейный замысел повести (социальное неравенство).

У м е т ь: анализировать эпизод художественного текста и определять его роль в произведении.

17

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня …про купца Калашникова»- поэма об историческом прошлом. Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.


З н а т ь: содержание поэмы, особенности сюжета, исторической основы поэмы, ее нравственную проблематику.

У м е т ь: владеть различными

видами пересказа, участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.

18


Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.


19

М.Ю.Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы. («Когда волнуется желтеющая нива…», Молитва», «Ангел»).


З н а т ь: понятие «лирический герой»

У м е т ь: воспринимать и анализироватьпоэтический текст, выразительно читать стихотворение

20

Р/Р Подготовка к классному сочинению по творчеству А.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.



21

Р/Р Написание классного сочинения по творчеству А.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.


З н а т ь: материал по теме «Творчество А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова», технологию тестовой работы с выбором варианта ответа

У м е т ь: давать развернутый ответ на вопрос.

22

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.


З н а т ь: содержание повести;

содержание понятия “деталь” произведения,

нравственную проблематику повести;

владеть различными видами пересказа,

участвовать в диалоге по

прочитанному произведению; знать понятие «литературный герой», «патриотический пафос».

У м е т ь: выделять смысловые части

художественного текста, сопоставлять

эпизоды и сравнивать героев.

23

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.




24

РР Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


З н а т ь: содержание повести.

У м е т ь: выбирать жанр сочинения, тему, составлять план, формулировать идею, подбирать цитаты.

25

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.


З н а т ь: факты жизни и творчества И.С.Тургенева, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк», понятие «пейзаж».

У м е т ь: составлять тезисы и план

прочитанного; владеть различными

видами пересказа.

26

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.


З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтику стихотворений в прозе,

выразительно читать стихотворения в прозе.

27

Н.А.Некрасов. Величие духа русской женщины в поэме «Русские женщины»


З н а т ь: особую роль жен декабристов,

их высокий нравственный подвиг

У м е т ь: выделять черты героев, размышлять об их словах и поступках, убеждениях, давать характеристику героям поэмы

28

Вн. чт. Н.А.Некрасов. «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины


З н а т ь: понятия "сатира", "антитеза"

У м е т ь: воспринимать и анализироватьпоэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок

29

Р/Р Подготовка к классному сочинению «Герои произведений И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова»


З н а т ь; изученное по творчеству И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова,

30

Р/Р Написание классного сочинения «Герои произведений И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова»



31

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»


З н а т ь: содержание сказок.

У м е т ь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные

в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах

народного характера.

32

Салтыков-Щедрин. Смысл названия сказки «Дикий помещик»



33

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Средство создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина»



34

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство».

Сложность взаимоотношений детей и взрослых.


З н а т ь: отдельные факты биографии писателя, содержание повести;

нравственную проблематику повести, понятие «автобиографический»

У м е т ь: владеть различными видами пересказа, участвовать

в диалоге по прочитанному произведению.

35

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.


З н а т ь: содержание понятия “деталь произведения”.

У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста.

36

РР И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к классному сочинению «Золотая пора детства».



П о н и м а т ь смысл рассказа.

У м е т ь: выбирать тему, определять основную мысль сочинения.

37

Р Классное сочинение «Золотая пора детства» (по творчеству Л.Н.Толстого, И.А.Бунина)



Знать содержание произведений, основные мысли. Изобразительные особенности, авторское отношение к героям.

38

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов.


З н а т ь: сюжет и образную систему рассказов.

У м е т ь: давать оценку действиям героев

39

Два лица в России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».


З н а т ь: содержание рассказа, понимать и объяснять особенности композиции рассказа и его смысла.

У м е т ь: анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи героев. Выразительно читать фрагменты.

40

Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня».


З н а т ь/п о н и м а т ь: содержание рассказов, позицию автора.

У м е т ь: видеть смешное и грустное в произведении.

41

Стихи русских поэтов XIX века о природе (В.А.Жуковский, А.А.Фет, А.К.Толстой)


З н а т ь: стихотворения о родной природе состояние души поэта, переданное через описание природы

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение

Русская литература XX века (20 часов)

42

А.М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.


З н а т ь: автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев.

У м е т ь: воспринимать текст, делать художественный пересказ частей сюжета, выделять наиболее важные для героя и читателя события.

43

«Яркое, здоровое в русской жизни» по повести М.Горького «Детство».


З н а т ь: специфические черты характеров. Приущие отдельным героям повести6 бабушке, Алеше, Цыганку, деду, Хорошему Делу.

У м е т ь: видеть авторскую позицию по отношению к героям сопоставлять поступки героев,, давать характеристику литературному герою по плану.

44

Вн. чт. Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».


З н а т ь: содержание рассказа; приемы сопоставительного анализа

У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в рассказе; выявлять авторскую позицию;использовать сравнительные

характеристики; участвовать в дискуссии

45

В.В.Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».


З н а т ь: факты из жизни поэта, своеобразие художественной формы, содержание понятия «сатира».

У м е т ь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части

художественного текста, определять его своеобразие.

46

Вн. чт. В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.


З н а т ь: понятие о лирическом герое.

У м е т ь: видеть идейную позицию автора, способного сопереживать героям.

47

Л.Н.Андреев.. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности.


З н а т ь: сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание.

У м е т ь: выражать собственное отношение к героям. сопереживать им. владеть различными видами пересказа..

48

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.


З н а т ь: основные сведения о жизни

Платонова А.П., сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание.

У м е т ь: читать платоновские рассказы, видеть их красоту, воспринимать чувства, передаваемые автором

49

Р/Р Подготовка к классному сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»



50

Р/Р Написание классного сочинения «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»



51

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…» Своеобразие природы в лирике поэта.


З н а т ь: своеобразие поэтического мастерства поэта, тематики стихотворений.

У м е т ь: анализировать поэтичекое произведение, видеть красоту природы, передаваемую изобразительно-выразительными средствами.

52

Вн. чт. Трудности и радости грозных военных лет в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Твардовского


З н а т ь: особенность поэтических текстов о Великой Отечественной войне, своеобразие жанра интервью.

У м е т ь: выразительно читать стихотворения патриотической напрвленности.

53

Р/Р Способы создания поэтических образов. Подготовка к домашнему сочинению – анализу стихотворения


У м е т ь: анализировать эпизод или стихотворение (на выбор)

54

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа.


З н а т ь: основные сведения о жизниАбрамова Ф.А., познакомиться в

произведениях художественной литературы с проблемой экологической

защиты человека.

У м е т ь: составлять план рассказа, готовить краткий, выборочный, художественный пересказы

55

Е.Н.Носов.. «Кукла» Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».


З н а т ь: основные сведения о жизни Носова Е.И.

У м е т ь: составлять план рассказа, готовить краткий, выборочный, художественный пересказ.

56

Вн.чт. Ю.П.Казаков Взаимовыручка как мерило нравственности человека по рассказу. «Тихое утро».




З н а т ь: основные сведения о жизниКазакова Ю.П.

У м е т ь: составление плана, художественный и краткий пересказы

57

Вн.чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов).


З н а т ь: основные средствахудожественной выразительности

У м е т ь:выразительно читать наизусть

стихотворение о природе, сопоставить стихотворения, посвященные различным явлениям природы, определенному времени года

58

А.Т.Твардовский. Философские проблемы лирики Твардовского.


З н а т ь: сведения о жизни и творчестве поэта, план анализа стихотворения.

У м е т ь: выразительно читать стихотворения, анализировать лирическое стихотворение.

59

Вн.чт. Д.С.Лихачев. Слово о писателе. «Земля родная»как духовное напутствие молодежи


З н а т ь: биографию автора, определение понятий «публицистика», «мемуары»

У м е т ь: выстраивать ответы-рассуждения по поднятой проблеме, оценивать отношение автора к прочитанному.

60

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах.


З н а т ь/п о н и м а т ь: сведения об авторе и его произведения, авторскую позицию в оценке героев.

У м е т ь: видеть смешное и грустное в произведении

61

Вн.чт. Песни на слова русских поэтов XX века.


З н а т ь: что такое «лирическое размышление».

У м е т ь: анализировать содержание песен, лирические размышления о жизни, времени и вечности.

Из литературы народов России и Зарубежной литературы (6 часов)

62

Лирика Расула Гамзатова. Размышления поэта об истоках и основах жизни


З н а т ь: факты жизни и творческой биографии поэта. План анализа поэтического произведения.

У м е т ь: выразительно читать стихотворения, анализировать лирический текст.

63

Р.Бернс Представления поэта о справедливости и честности.. «Честная бедность».


З н а т ь: факты жизненного и творческого пути авторов, темы творчества.

У м е т ь: выразительно читать стихотворные тексты в соответствии с содержанием, настроением текста.

64

Дж. Гордон Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь герой,,,» как прославление подвига во имя Родины.


З н а т ь: факты жизненного и творческого пути авторов, темы творчества.

У м е т ь: выразительно читать стихотворные тексты в соответствии с содержанием, настроением текста.

65

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.


З н а т ь: историю возникновения жанра, представителей жанра и их творчество.

У м е т ь: виделирические переживания через предметный мир.

66

О.Генри. «Дары волхвов».


З н а т ь: автора, этапы жизненного пути, нравственные проблемы в зарубежной литературе, содержание рассказа.

У м е т ь: видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах.

67

Вн.чт. Р.Д.Брэдбери.. «Зеленое утро». «Каникулы». Фантастические рассказы-предупреждения.


З н а т ь: факты жизненного и творческого пути автора, темы творчества, понятие «фантастический рассказ».

У м е т ь: видеть лирические переживания через предметный мир.

Итоговый урок (1час)

68

В прекрасном мире литературы.


З н а т ь/п о н и м а т ь: как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического.



5.Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие ); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (разввитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;





6. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

  1. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.



Список литературы


  1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Просвещение, 2011.

  2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (1 CD MP3).

  3. В.Я.Коровина. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические  материалы по литературе. 7 класс.

  4. И.В.Золотарева, С.М.Аникина. Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Москва, «Вако»,2005

  5. Н.Я.Крутова, С.Б.Шадрина, Литература. Поурочные планы, 7 класс. Волгоград, 2009







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!