СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе в 7  классе ФГОС  под редакций В.Я.Коровина расчитана на 68 часов. В программе имеется пояснительная записка, содержание курса, цели и задачи, тематическое планирование. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Копанищенская основная общеобразовательная школа








Рабочая программа







Наименование учебного предмета литература

Класс 7

Уровень общего образования основное общее образование

Учитель Крюкова Галина Васильевна

Учебный год реализации программы 2017 -2018

Количество часов по учебному плану:

всего 70ч.; в неделю 2ч.

Учебник – (ФГОС) Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват.

учреждений.

В 2 ч( В.П.Полухина, В.Я.Коровиной и др. ) М.: Просвещение, 2015г.

рекомендовано РАН, РАО, РКС.









Рабочую программу составила Г.В.Крюкова

подпись расшифровка подписи




Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса в МКОУ Копанищенской ООШ составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;

  • ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 №1897.

  • ООП МКОУ Копанищенская ООШ

  • Программы формирования универсальных учебных действий;

  • Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год, реализующих программы общего образования в соответствиии ФГОС ООО.

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)

  • Примерной (авторской) программы общеобразовательных учреждений по литературе для 7 класса под редакцией В.П.Полухина, В.Я.Коровиной и др. М.: Просвещение, 2014.



Содержание предмета.


Данный учебный предмет занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


Особенность построения курса состоит в том, что он строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.


Цель курса:

  • формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

.

Задачи курса:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего

(полного) общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,

достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы

основного общего образования всеми обучающимися;

- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части

образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала

школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения

каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на

знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию

необходимых условий для её самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации

образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной

программы с социальными партнёрами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с

ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей

через систему клубов, секций, студий, организацию  общественно полезной деятельности;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной

среды для приобретения опыта реального направления и действия;

-социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация

обучающихся;

-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья

обучающихся;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания

идейно- художественной специфики изучаемых произведений;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения

русской и зарубежной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям

и художественному многообразию литературы;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров,

разнообразных по содержанию и тематике.


В основе реализации основной образовательной программы лежит

системно- деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие личности на основе  принципов толерантности, диалога и культур

и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессинального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе

разработки содержания и технологий образования;

- развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной

учебно– познавательной деятельности;

- достижение целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических

особенностей обучающихся.

В 7 классе продолжает формироваться и развиваться  коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы  и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе в объёме 70 часов, 2 урока в неделю.

Тематический план курса.

Основные разделы

кол-во часов

количество

развитие речи

тесты

проекты



1

Введение.

1




2

Устное народное творчество.

6





3

Из древнерус-ской литера-туры.

2

1




4

Из русской литературы XVIII века.

2





5

Из русской литературы XIX века.

28

4

1

1


6

Из русской литературы XX века.

23

3


3


7

Из зарубеж-ной литера-туры.

5





9

Повторение, обобщение, итоговый контроль.

2


1



Итого

70

8

2

4




В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.



Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

  • Личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


У обучающегося будут сформированы: освоение личностного смысла учения, желания учиться; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; уважение к истории, к культурным и историческим памятникам; уважение личности и ее достоинства; любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны; гражданский патриотизм; стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания; уважение ценностей семьи; готовность к равноправному сотрудничеству; признание ценности здоровья, своего и других людей; позитивная моральная самооценка; оптимизм в восприятии мира; чувство гордости при следовании моральным нормам; уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание; нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять; готовность к выполнению прав и обязанностей ученика; чувство гордости за свою страну; доброжелательное отношение к окружающим; любовь к родной природе; оптимизм в восприятии; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; знания основных принципов и правил отношения.

Обучающийся получит возможность для формирования: знаний основных принципов и правил отношения к природе; знаний основ здорового образа жизни и здоровье - сберегающих технологий; ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; ориентации в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации; выбора дальнейшего образовательного маршрута; представления результатов самостоятельной работы; экологического сознания; понимания конвенционального характера; основ социально-критического мышления.


  • Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


  • Регулятивные:

Ученик получит возможность научиться осознавать качество и уровень усвоения; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить свои действия; вносить коррективы и дополнения в составленные планы; корректировать свою работу; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценивать  достигнутый  результат; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; определять цель выполнения заданий на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составлять план и последовательность действий; сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения и отличия от эталона; принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий.

  • Познавательные:

Ученик получит возможность научиться выделять и формулировать познавательную цель, проблему, составлять простой план статьи учебника; извлекать необходимую информацию, знать теоретический материал по теме; заменять термины определениями;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки; определять основную и второстепенную информацию; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию; ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля; выделять и формулировать проблему; строить логические цепи рассуждений; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки; выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текста; строить логические цепи рассуждений; выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки; выбирать основания и критерии для сравнения, объектов; выбирать обобщенные стратегии решения задачи; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию; анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки; выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации; выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи; выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; выполнять операции со знаками и символами; анализировать условия и требования задачи; создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; выражать структуру задачи разными средствами; составлять целое  из частей, достраивая, восполняя  недостающие компоненты.

  • Коммуникативные:

Ученик получит возможность научиться использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; представлять конкретное содержание в форме устного высказывания; слушать и слышать друг друга; создавать связный текст; использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей; работать в парах; работать в группе; описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности; применять конкретные правила на письме и в устной речи; проявлять готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам; демонстрировать способность к эмпатии; разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий; развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы; выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы  его разрешения; управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия; устанавливать и сравнивать разные точки зрения  и делать выбор; понимать возможность различных точек зрения; проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи; интересоваться чужим мнением и высказывают свое; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; понимать возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; с помощью вопросов добывать недостающую информацию; принимать решение и реализовывать его; оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам; описывать содержание совершаемых действий.



Предметные:


- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно -эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и

фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских

писателей 19-20 века и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений  с эпохой их написания, выявление в

них нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность

к одному из литературных жанров; понимать формулировать тему, идею, нравственный

пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять

героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно – выразительных средств

языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе

литературного произведения;

- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

-  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение

и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки

с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать

на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать

устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,

проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие

работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

-понимание русского слова в его эстетической функции, роли

изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов

литературных произведений.



Ученик получит возможность научиться

•  выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).




Требования к уровню подготовки учащихся за курс

литературы  7 класса.

В результате изучения литературы ученик

должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- работать с книгой

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных

родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Произведения для заучивания наизусть:

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отры­вок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтею­щая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе, описание степи,) ( по выбору учащихся).
И. С. Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотво­рения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты по­мнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Виноку­ров. Москвичи).
C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

Произведения для самостоятельного чтения:

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбо­ру учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника». Наставление твер­ского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века
A. П. Сумароков. Эпиграмма.
B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Басни (на выбор).
A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».
B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.
М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоев­ского.
Н. А. Некрасов. Саша.
И. С. Тургенев. Бурмистр.
Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».
А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».
А. Н. Майков. Гроза.
Я. П. Полонский. Дорога.
Л. Н. Толстой. Детство.
А. П. Чехов. Размазня.
A. И. Куприн. Изумруд.

Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Лапти.
B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.
А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».
C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.
А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.
A. Т. Аверченко. Вечером.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». « Хорошая девочка Лида».
B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.

А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».
Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

В. С. Высоцкий. Песня о друге.
A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
B. С. Розов. В добрый час!


Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.
В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.)

Объём сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе – 1 – 1,5 тетрадные страницы, в 6 классе – 1,5 – 2, в 7 классе – 2 – 2,5, в 8 классе – 2,5 – 3, в 9 классе – 3 – 4, в 10 классе – 4 – 5, в 11 классе – 5 – 7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8 и 10 дней в 9 – 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая – к русскому языку.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно – художественного содержания изученного произведения.

  2. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

  3. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  4. Знание теоретико - литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико – литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение монологической речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное занание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью.

Однако допускается одна – две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико- литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


Объём письменных работ

Класс

Сочинение


7

2,0 – 2,5стр.

Техника чтения

Класс

Вслух

Про себя


7

150

180 - 220



Оценка сочинений.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  • правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно – тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и преходов между ними;

  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.


         При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений  в 7-м классе – 2,0 - 2,5 страницы.

        Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся,  их общего развития и почерка.

        Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

      Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.  

Оценка

Основные критерии оценки



Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1- 2 речевых недочета.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается:  

 1 орфографическая;

 или 1 пунктуационная;

 или1 грамматичес-

кая ошибка.







«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи доста точно разнообразен.

 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

 2 орфографические

 и 2 пунктуационные  

 ошибки;

 или 1 орфографическая

 и 3 пунктуационные

 ошибки;

 или 4 пунктуационные

 ошибки при отсутствии

 орфографических

 ошибок; а также 2 грамматические ошибки.



«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускается:  4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, час ты случаи неправильного словоупотребления.

 5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено до 6 недочётов в со держании и до 7 речевых недочетов.

Допускается:

 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; или 6 орфографических ошибок  и 8 пунктуационных ошибок; или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических,7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.





            Примечание: 1.  При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.  Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.  Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки  знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.  Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибок или при соотношениях:  2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3;  «3» ставится при соотношениях:  6 – 4 – 4, 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6.  При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается  во внимание.

3.  Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.  На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к урокам литературы;

  • понимание роли литературы в жизни чело­века;

  • интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

  • понимание причин успеха в учебе;

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

  • понимание литературы как одной из национально-культурной ценности русского народа;

  • уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё.

 


Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Ученик научится:

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

  • выполнять действия в устной форме;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;

  • планировать пути достижения цели;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).


Познавательные:

Ученик научится:

осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

  • использовать рисуночные и символические варианты записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;

  • на основе кодирования строить несложные модели понятий, задачных ситуаций;

  • строить небольшие сообщения в устной форме;

  • в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

  • строить простые индуктив­ные и дедуктивные рассуждения;

  • находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

  •  ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  •  анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  •  анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

  •  осуществлять синтез как составление целого из частей;

  •  проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании

количества групп;

  •  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  •  проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Ученик научится:

  • принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

  • допускать существование различных точек зрения;

  • стремиться к координации различных мнений;договариваться, приходить к общему решению;

  • использовать в общении правила вежливости;

  • использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

  • контролировать свои действия в коллективной работе;

  • понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

  • следить за действиями дру­гих участников в процессе коллективной познавательной деятельности;

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения; 

  • задавать вопросы; 

  • осуществлять контроль; 

  • составлять план текста.



Предметные результаты:


Ученик научится:

Устное народное творчество:

•  осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

• различать произведения жанров фольклора;

• выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• проектировать маршрут исполнения проблемных зон в изученных темах.


Древнерусская литература;

Литература XVIII века;

Литература XIX века;

Литература XX века;

Зарубежная литература:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства;

• определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

• владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов;

• характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

• обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки оценивать их;

• выявлять авторское отношение к героям произведения;

• аргументировать свою точку зрения.

Литература и средства обучения.


ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., доработанное. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.7 класс. – 3-е изд., переработанное и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

7. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. – 3-е изд., переработанное и доп. – Волгоград: Учитель, 2011. – 237с.

8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

10. Репин А.В. Литература. 7 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.

11. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

 2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим... : 7 класс: Дидактические материалы по литературе. — 224 с.: ил. — Обл.

3.  Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. ФГОС Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.2015г.

ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ.

1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Интернет ресурсы:

Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы».

2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература». (Приложение к «Первому сентября».)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература».




Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

формы контроля


Личностные

Индивидуальные накопительные портфолио обучающихся, тестирование, проекты.


Метапредметные





Выполнение проверочных работ в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Итоговой оценкой достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Предметные


Устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, словарная работа, контрольное сочинение, пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение,   развернутый ответ на вопрос,    анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя,  инсценирование.





Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 7 класса и специфики данного классного коллектива.




Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактически

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)




1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)




2

Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа

1



3

Предания. «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

1



4

Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора

1



5

Эпос народов мира. Былины «Вольга и Микула Селянинович»

1



6

Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин

1



7

Французский и карелофинский мифологический эпос.

1



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)




8

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1



9

Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература». (Р.р. Классное сочинение.)

1



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч.)




10

М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)


1



11

Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание»

1



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч.)




Александр Сергеевич Пушкин (3 ч.)




12

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII

1



13

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1



14

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов», цикл «Повести Белкина». Проект.

1



Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч.)




15

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем

1



16

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства

1



17

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»

1



18

Контрольная работа №2 по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. ( Р.р.

Классное сочинение по «Песне...». . Сочинение на свободную тему по повести

А. С. Пушкина «Станционный смотритель» на выбор уч-ся)


1



Николай Васильевич Гоголь ( 5 ч.)




19

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

1



20

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повестях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1



21

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1



22

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

1



23

Контрольная работа №3 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Р.Р. Характеристика литературного героя. Противопоставление Остапа Андрию.

(Домашнее сочинение).

1



Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.)




24

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»

1



25

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

1



Николай Алексеевич Некрасов (3 ч.)




26

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.

1



27

Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

1



28

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа.

1



Алексей Константинович Толстой (1ч.)




29

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Тестирование за 1 полугодие.

1



Смех сквозь слезы, или уроки Щедрина (2 ч.)




30

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1



31

Контрольная работа №4 по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. (Р/Р Сочинение).

1



Лев Николаевич Толстой (3 ч.)




32

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы» (взаимоотношения детей и взрослых).

1



33

«Наталья Саввишна». Проявление чувств героя в повести Л.Н. Толстого.

1



34

«Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого.

1



Смешное и грустное рядом, или Уроки Чехова (3 ч.)




35

«Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова.

1



36

Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

1



37

Вн.чт. Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня».

1



«Край ты мой родной, родимый край…» (2 ч.)




38

В.А. Жуковский «Приход весны». И.А. Бунин «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край..», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

1



39

Контрольная работа №5 по стихотворениям поэтов.( Р/Р Сочинение).

1



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ч.)




Иван Алексеевич Бунин (2 ч.)




40

Воспитание детей в семье рассказе И.А. Бунина «Цифры».

1



41

Вн.чт. Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти».

1



Максим Горький ( 3 ч.)




42

Автобиографический характер повести М. Горького «Детство».

1



43

«Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».


1



44

Р/Р

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей. Домашнее сочинение.

1



Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.)




45

В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1



46

Два взгляда на мир в стихотворениях В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

1



Леонид Николаевич Андреев (2 ч.)




47

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева « Кусака»

1



48

Гуманистический пафос рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Проект.

1



Андрей Платонович Платонов (2 ч.)




49

Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка». Проект.

1



50

Контрольная работа № 6 по произведениям писателей XX века. (Р/Р.Сочинение)

1



Борис Леонидович Пастернак (2 ч.)




51

Стихотворение «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака.

1



52

Контрольная работа №7 по произведениям Б.Л. Пастернака. (Р/Р Сочинение)

1



На дорогах войны (обзор) (1ч.)




53

Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова.

1



Федор Александрович Абрамов (1 ч.)




54

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе




Евгений Иванович Носов (2 ч.)




55

Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла» , «Акимыч».

1



56

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя».

1



Юрий Павлович Казаков (1 ч.)




57

Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро».

1



«Тихая моя Родина…» (обзор) (1ч.)




58

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова.

1



Александр Трифонович Твардовский (1 ч.)




59

А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега темнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни»

1



Д.С. Лихачев ( 1 ч.)




60

Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная».

1



Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 ч.)




61

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда».

1



Песни на слова русских поэтов XX века (1ч.)




62

А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. Проект.

1



Из литературы народов России (1 ч.)




63

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращения к истокам, основам жизни.

1



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)




64

Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса

1



65

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона

1



66

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

1



67

Сила любви и преданности О. Генри «Дары волхвов»

1



68

Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы»

1



Подведение итогов за год (2 ч.)




69

Итоговое тестирование.

1



70

Резрвный урок. Анализ итогового тестирования.

1




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!