Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубневская средняя общеобразовательная школа»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
Директор МБОУ «Дубневская СОШ»
_________________/Е.Н.Гаврилей/
«_____»____________________2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Литература»
7 класс
(базовый уровень)
ФГОС
Составитель: Васина Наталья Евгеньевна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Литература» составлена на основе:
требований к результатам освоения ФГОС ООО;
авторской программы курса «Литература» для 7 класса общеобразовательных организаций авторов: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В.; М. «Просвещение»;
Примерной программы по курсу «Родная литература»;
Основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО МБОУ «Дубневская СОШ» с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов:
учебник для 7 класса общеобразовательных организаций: «Литература» авторов: В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. - М.: «Просвещение».
На изучение программного материала отводится 35 часов в год.
Планируемые образовательные результаты освоения курса
Личностные результаты изучения курса:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, про- шлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к родной литературе как хранителю этнокультуры, включенность в культурно-языковое поле своего народа;
формирование ответственного отношения к учению;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отно- шения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, тради- циям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимо- понимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотруд- ничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образова- тельной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формули- ровать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные воз- можности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осу- ществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельно- сти;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты изучения курса:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями дру- гих народов;
определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобрази- тельно - выразительных средств языка (элементы филологического ана- лиза);
владение элементарной литературоведческой терминологией при ана- лизе литературного произведения;
формулирование собственного отношения к произведениям русской ли- тературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литера- турных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с ис- пользованием образных средств русского языка и цитат из текста; отве- чать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
Содержание учебного курса
* - темы относятся к курсу «Русская родная литература»
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема лите- ратуры. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произве- дении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об истори- ческих событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
*История земли Московской в преданиях русского народа.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выра- жение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора.
*Тематика русских народных пословиц и поговорок.
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплоще- ние в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, ма- стерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыст- ное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собствен- ного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Свое- образие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгород- ского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Соби- ратели. (Для самостоятельного чтения.)
*Отображение истории родной страны в былинах русского народа.
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного ми- ров карело-финских эпических песен.
Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Фев- ронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к лично- сти, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
*Отражение представлений русского народа о нравственности в повести.
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование тра- диции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.
Из русской литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им- ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломо- носова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
*Пушкинские места в Подмосковье.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На бе- регу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к исто- рии России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление му- жества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопо- ставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как об- раз древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве по- эта.
*Москва в жизни М.Ю. Лермонтова.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.
*Изображение Москвы в поэме.
Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи по- эмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с по- зиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотво- рение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» зву- ках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизнен-
ных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В ми- нуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармо- ничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писа- теля.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение преда- тельства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенно- сти изображения людей и природы в повести.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писа- теля.
*Московские страницы в биографии писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные осо- бенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
*Родной язык как духовная опора человека.
«Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотноше- ния.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужь- ями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Свое- образие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Реп- нин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравствен- ные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость му- жика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспо- щадность к себе, анализ собственных поступков.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
*Чехов в Подмосковье.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористиче- ской характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
«Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер»,
«Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изоб- ражение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерца- ния.
*Стихотворения поэтов Ступинского района о родной природе.
Из русской литературы 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспита- ние детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрос- лых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцо- вых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и ха- рактеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
*Московские страницы в биографии поэта.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеоб- разие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бес- сердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя сти- хотворения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие ге- роев. Гуманистический пафос произведения.
*Гуманизм как одна из нравственных ценностей русского народа.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой чело- веческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастер- нака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
*Мастерство владения родным словом в создании ярких поэтических обра- зов.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си- монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардов- ского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
*Великая Отечественная война в произведениях ступинских поэтов.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем пла- чут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, подня- тые в рассказе.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отноше- ния к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понима- ние окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доб- рого поступка.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окру- жающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).
Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека че- рез описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
*Ступинские поэты о родной земле.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рас- сказах писателя.
Песни на слова русских поэтов 20 века
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», С. Есенин.
«Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собствен- ного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности да- гестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представле- ния народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер про- изведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие роман- тической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кон- чил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни чело- века в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэти-
ческая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Тематическое планирование
Таблица №1
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов в рабочей программе |
1 | Введение | 1 |
2 | Устное народное творчество | 3 |
3 | Из древней русской литературы | 2 |
4 | Из русской литературы XIIX века | 1 |
5 | Из русской литературы XIX века | 14 |
6 | Из русской литературы XX века | 7 |
7 | На дорогах войны | 3 |
8 | Из литературы народов России | 1 |
9 | Из зарубежной литературы | 3 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование Приложение
№ урока | Тема | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нрав- ственная проблема литературы | 01.09-04.09 | |
Устное народное творчество (3 ч) |
2 | Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа. *История земли Московской в преданиях русского народа Предания. «Сороки – ведьмы», «Петр и плотник» | 07.09-11.09 | |
3 | Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористич- ные жанры фольклора. *Тематика русских народных пословиц и поговорок Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селяни- нович» | 14.09-18.09 | |
4 | Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин. *Отображение истории родной страны в былинах рус- ского народа Французский и карело-финский мифологический эпос. Сборники пословиц. | 21.09-25.09 | |
Из древнерусской литературы (2 ч) |
5 | «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет» («О пользе книг») | 28.09-02.10 | |
6 | Повторительно-обобщающий урок | 12.10-16.10 | |
Из русской литературы XIIX века (1 ч) |
7 | М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Вели- чества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок) Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание» | 19.10-23.10 | |
Из русской литературы XIX века (14 ч) |
А.С.Пушкин (2 ч) |
8 | А.С. Пушкин. *Пушкинские места в Подмосковье. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра 1 и Карла Х11 | 26.10-30.10 | |
9 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». *Летописная основа произведения А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»; цикл «Повести Белкина». | 2.11-06.11 | |
М.Ю. Лермонтов (2 ч) |
10 | М.Ю. Лермонтов. *Москва в жизни М.Ю. Лермонтова. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оприч- ника и удалого купца Калашникова». Поэма об истори- ческом прошлом Руси. *Изображение Москвы в поэме. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем | 09.11-13.11 | |
11 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется жел- теющая нива…», «Ангел», «Молитва» | 23.11-27.11 | |
Н.В. Гоголь (2 ч) |
12 | Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление бо- евого товарищества, осуждение предательства | 30.11-04.12 | |
13 | Противопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 07.12-11.12 | |
И.С. Тургенев (2 ч) |
14 | *Московские страницы в биографии писателя. | 14.12-18.12 | |
| Изображение быта крестьян, авторское отношение к бес- правным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк» | | |
15 | И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». *Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача» | 21.12-25.12 | |
Н.А. Некрасов (1 ч) |
16 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Художественные особенности поэмы «Русские жен- щины» Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». | 28.12-30.12 | |
17 | А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады | 11.01-15.01 | |
18 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Нравственные пороки обще- ства в сказке «Как один мужик двух генералов прокор- мил». | 18.01-22.01 | |
Л.Н. Толстой (1 ч) |
19 | Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы». Взаимоотношения детей и взрослых. «Наталья Саввишна». «Maman». | 25.01-29.01 | |
А.П. Чехов (1 ч) |
20 | *Чехов в Подмосковье. «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Че- хова. «Злоумышленник» Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня» | 01.02-05.02 | |
21 | «Край ты мой, родимый край…» Поэтическое изобра- жение родной природы и выражение авторского настро- ения, миросозерцания в стихотворениях В.А. Жуков- ского, А.К. Толстого, И.А. Бунина. *Стихотворения поэтов Ступинского района о родной природе | 08.02-12.02 | |
Из русской литературы ХХ века (7 ч) |
22 | И.А. Бунин. «Цифры». Тема воспитания детей в семье в рассказе. И.А. Бунин. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина в рассказе | 22.02-26.02 | |
23 | М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Романтические рассказы М. Горького «Старуха Изер- гиль» (легенда о Данко), «Челкаш» | 01.03-05.03 | |
24 | В.В. Маяковский. *Московские страницы в биографии поэта. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма- яковским летом на даче». Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | 08.03-12.03 | |
25 | Тема сострадания к братьям нашим меньшим в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака». *Гуманизм как одна из нравственных ценностей рус- ского народа | 15.03-19.03 | |
26 | А.П. Платонов. «Юшка». Душевная щедрость главного героя рассказа | 22.03-26.03 | |
27 | Повторительно-обобщающий урок | 29.03-02.04 | |
28 | Б.Л. Пастернак Картины природы, преображенные поэ- тическим зрением, в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…» *Мастерство владения родным словом в создании ярких поэтических образов | 12.04-16.04 | |
На дорогах войны (3 ч) |
29 | Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворе- ниях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворе- ниях А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова. *Великая Отечественная война в произведениях ступин- ских поэтов | 19.04-23.04 | |
30 | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе Е.И. Носов. «Кукла» («Акимыч»)Сила внутренней ду- ховной красоты человека в рассказе Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и че- ловека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» Ю.П. Казаков. Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро» | 26.04-30.04 | |
31 | «Тихая моя родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоц- кого, Н.М. Рубцова. *Ступинские поэты о родной земле А.Т. Твардовский. Стихотворения о природе и Родине Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная» Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда» Песни и слова русских поэтов XX века. | 03.05-07.05 | |
Из литературы народов России (1ч) |
32 | Расул Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни в стихотворениях Р.Гамзатова. | 10.05-14.05 | |
Из зарубежной литературы (3ч) |
33 | Р.Бёрнс «Честная бедность» Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизнь и путь, герой!» Японские трехстишия (хокку) | 17.05-21.05 | |
34 | О. Генри «Дары волхвов» Р. Брэдбери «Каникулы» | 24.05-28.05 | |
35 | Итоговое повторение. Рекомендации книг для летнего чтения | 31.05 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Зам. директора по УВР
от «____»___________2020г. «______»_________________2020г.
№______ Руководитель ШМО: _____________________
_______/Першина О.Н. / ____________/_______________/