СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

АМР «Кумторкалинский район»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Коркмаскалинская средняя общеобразовательная школа »



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

Протокол от 25.08.2021 г. № 1




СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по УВР

________/У.Т.Айгунова

« 27 » августа 2021 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Коркмаскалинская СОШ»

___________ П. Т. Гаджакаева

Приказ от 30.08.2021 г. № ___



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету « Русская литература»

для 7 класса


Всего часов – 68ч.

Количество часов в неделю – 2 ч.

Срок реализации программы 1 год-

2021-2022 учебный год

Составитель:

Уллубиева А.Г.,

учитель русского языка и литературы

с. Коркмаскала, 2021г.



Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г.), на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2017г.). Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459

Предмет литература реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, учебного плана МКОУ «Коркмаскалинская СОШ на 2020-2021 учебный год, который отводит на изучение предмета 68  часов за один год обучения в 7 классе, в неделю – 2 часа.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты:

- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

- Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

- Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

- Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

- Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

- Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.



Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

  1. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.

  2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  1. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»

  2. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

  3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы

  5. Матвеева Е.И. Литература: 7 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

  6. Мультимедиа энциклопедия.

  7. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.

  8. .http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.


Содержание учебного предмета на ступень

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы (Для чтения и обсуждения).

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимоотношения детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения).

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов ХХ века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.


Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.


Тематическое планирование



Перечень и название раздела и тем курса

Кол-во часов

В том числе на:




РР

Контрольные работы

Раздел 1. Введение

1



Раздел 2. Устное народное творчество

5



Раздел 3. Древнерусская литература

3


1

Раздел 4. Русская литература XVIII века

2



Раздел 5. Русская литература XIX века

27

2

2

Раздел 6. Русская литература XX века

24

2

1

Раздел 7. Из литературы народов России

1



Раздел 8. Зарубежная литература

8



Итого

68




В 1 четверти – 18ч.

Во 2 четверть - 16ч.

В 3 четверти - 20 ч.

В 4 четверти – 14 ч.

Календарно-тематическое планирование


урока

Дата

Тема урока

Количество часов

Виды деятельности (злементы содержания,контроль)

Оборудование

Домашнее задание

План


Факт


1 четверть


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1



Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; литература как искусство слова Индив. выступления учащихся Пересказ

Учебники,

В. 2 с. 5, рубрика «Обогащаем свою речь»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч)

2



Предания как поэтическая автобиография народа.

1

Беседа Работа с учебником (чтение статьи, составление плана, запись тезисов)Выразительное чтение былины учителем

Учебники, сборники песен, иллюстрации.

С. 7-10 читать, в.3

3



Былины. Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович»

1

Коллективная.

работа с поэтическими фольклорными текстами

Практическая работа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «гипербола».

Учебники, презентация.

с.17-23, .выразительное чтение былины

4



Киевский цикл былин об Илье Муромце. Новгородский цикл былин «Садко»

1

Коллективная.

работа с поэтическими фольклорными текстами


Учебники, презентация.

Стр. 24-36, читать

5



Французский и карело-финский мифологический эпос.

1

Практическая работа. Составление таблиц «Герои русского и карело-финского эпоса» или «Черты ми­фологического эпоса в „Калевале"». Подбор приме­ров, иллюстрирующих понятия «гипербола», «мифо­логический эпос».

Учебники, дидактический материал

Стр. 59, в. 3-5.

6



Пословицы и поговорки.

1

Чтение и обсуждение статьи учебника «Пословицы и поговорки» и составление её плана

Учебники, презентация.

Стр. 67, в. 2 (письменно)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч)

7



«Поучение Владимира Мономаха» как образец древнерусской литературы.

1

Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика героя древнерусской литера­туры. Составление плана устного и письменного выска­зывания (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»


Стр. 72-73, читать.

8



Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Февронии и Петре Муромских».

1

Выявление харак­терных для произведений древнерусской литерату­ры тем, образов и приёмов изображения человека. Составление плана устного и письменного высказы­вания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы.

Дидактический материал

Стр. 73-82, пересказ.

9



Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература»

1

Письменный ответ на вопросы



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (2 ч)

10



Анализ к/р. Роль личности в произведениях М.В. Ломоносова «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…»

1

Практическая работа. Поиск в стихах Ломоносова слов высокого штиля и определение их роли. Самостоятельная работа. Подготовка выразитель­ного чтения стихов Ломоносова наизусть

Учебники, презентация.

Стр. 86-87 , выучить.

11



Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в лирике Г.Р. Державина.

1

Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Формулирование вопросов по тексту. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.Практическая работа. Составление таблицы «Вы­сокая, устаревшая, просторечная, разговорная лекси­ка в стихах Державина».

Учебники, дидактический материал,

Стр. 90, выучить «Признание»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (27 ч)

12



А.С. Пушкин. Слово о поэте.

1

Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана. Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материаловВыразительное чтение фрагмента поэмы «Полтава» и ранее изученных произведений Пушкина (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения.

Учебники, презентация.

Стр. 93-96, читать

13



Тема и идея поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (отрывок).

1

Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление роли старославянизмов и слов высокого стиля. Объяснение смысловой роли контраста.Практическая работа. Составление плана вступле­ния к поэме «Медный всадник» и определение на­строения каждой части. Выявление авторской пози­ции, выраженной в его гимне городу.

Учебники, презентация.

Выразительное чтение отрывка поэмы

14



«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина и ее летописный источник.

1

Участие в коллективном диалоге. Устная и письмен­ная характеристика героев. Нравственная оценка их поступков. Выявление особенностей композиции баллады. Выявление смысла авторской правки тек­ста баллады. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Дидактический материал

Терминологический словарь

Стр. 107, в.1,2, найти определение драмы.

15



Анализ отрывка «Сцена в Чудовом монастыре» из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

1

Выразительное чтение фрагмента трагедии (по ролям). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге Составление устного и письменного рассказа о летописце Пимене. Обсуждение иллюстраций к трагедии.

Терминологический словарь

Стр. 111-118, выраз. чтение

16



Тема «отцов и детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

1

Выразительное чтение фрагментов пове­сти. Формулирование вопросов по тексту. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика Самсона Вырина.

Учебники, презентация.

Пересказ повести

17



Р/Р Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин и Минский». Развитие понятия о повести

1


Терминологический словарь

Стр. 134, в. 5(письменно)

18



М.Ю.ЛермонтовНравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

Составление плана сообщения о поэте. Выразитель­ное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть).

презентация по творчеству

М.Ю.Лермонтова

Читать «Песня о…», стр. 158, в.1. (письм)

2 четверть

19



Особенности сюжета, нравственная проблематика и жанровое своеобразие «Песни…»

1

 Поиск в поэме цитатных примеров, подтверждающих её связь с фольклором, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств

Учебники, презентация.

Стр. 164, выучить стихотворение

20



Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1

Практические работы. Составление плана анализа стихотворений. Характеристика их ритмико-метрических особенностей. Выявление художественно зна­чимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фи­гуры, фоника и др.) и определение их художествен­ной функции.


Подготовиться к к/р.

21



Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Терминологический словарь


22



Анализ к/р. Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

Составле­ние тезисов статей. Устный рассказ о Гоголе. Вырази­тельное чтение фрагментов повести. Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письмен­ный ответ на вопрос (с использованием цитирова­ния).

презентация по творчеству Н.В.Гоголя

Стр. 170-210, пересказ

23



Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

1

Составление пла­на сравнительной характеристики Остапа и Андрия. Устное и письменное высказывание по плану. Анализ различных форм выражения авторского отношения к героям. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «литературный герой». Обсуждение произведений книжной графики и киноверсий повести.


Дочитать повесть. Написать характеристику Остапа или Андрия

24



Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи.

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- СР (выделение этапов развития сюжета повести),

- групповая работа (составление сравнительной характеристики героев),

Учебники, презентация.

Выразительное чтение отрывка про степь

25



Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа с текстом,

- составление плана


Учебники, презентация.

Творческое задание с. 237. готовиться к к/р

26



РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- сочинение

Терминологический словарь


27



Анализ сочинения . Нравственные проблемы рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексная проверка ДЗ,

- СР с ЛП (анализ повести),

- пересказ

презентация по творчеству И.С. Тургенева

Стр. 249, в. 2-3. Пересказ.

28



Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- СР с ЛП,

- выразительное чтение и его рецензирование,

- чтение по ролям

- аналитическая беседа


Выразительное чтение стихотворений.

29



Судьба русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов),

- выразительное чтение и его рецензирование,

Учебники, презентация.

Стр. 256-271, читать. Ответить на вопросы.

30



Образ Родины и народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексная проверка ДЗ,

- работа в парах (составление тезисного плана для пересказа отрывков),

- проблемные вопросы, тест



Выраз. чтение стихотворения.

31



Правда и вымысел в исторических балладах А.К.Толстого «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

1



Стр. 288, отв. на вопросы.

32



Сатирическое изображение нравственных пороков общества в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том как мужик двух генералов прокормил».

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексное повторение,

- выразительное чтение сказки,

- работа со словарем литературоведческих терминов,


Учебники, презентация.

Готовиться к к/р

33



Контрольная работа №4 по произведениям И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, А. К. Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- Игра «Литературный ринг»




Терминологический словарь


34



Анализ к/р. Автобиографический характер повести Л.Н. Толстого «Детство»

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- изучение параграфа учебника,

- групповая лабораторная работа по тексту повести (составление портретной характеристики героев),

Самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков,

Презентация

Карточки

Портрет

Прочитать главы из повести «Детство»

3 четверть

35



Л.Н. Толстой «Детство». Главный герой повести и его духовный мир

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- групповая РНО в ДЗ,

- работа в парах Сильный -Слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих формы авторской позиции в повести),

- коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания,




36



Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- элементы ПД (подбор примеров на тему «Речь героев как средство их характеристики»,


презентация по творчеству

Стр. 332, в. 1-2.

37



Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник»

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- изучение параграфа учебника,

-различные виды пересказов,

- устная и письменная характеристика героев,

- написание отзыва


Подготовить выраз. чтение по ролям.

38



Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов),

- выразительное чтение и его рецензирование,

- устное словесное рисование

Учебники, презентация.

Выучить стихотворение на выбор

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (24 ч)

39



Воспитание детей в семье рассказе И.А. Бунина «Цифры»

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- индивидуальная и групповая работа (анализ рассказа, выразительное чтение рассказа),


презентация по творчеству

Стр. 7-17, пересказать.

40



Вн. чтение. Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти»

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- изучение параграфа учебника,

-различные виды пересказов,

- устная и письменная характеристика героев,

- проблемные вопросы,

- словарная работа

Учебники, презентация.

Прочитать самостоятельно рассказ «Лапти»

41



Автобиографический характер повести М.Горького «Детство».

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- взаимопроверка выполненного ДЗ,

- групповая ЛР по тексту,

- аналитическая беседа

- чтение по ролям, пересказ

презентация по творчеству М.Горького

Стр. 23- 57, пересказ

42



М. Горький «Детство», Темные и светлые стороны жизни.

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

-различные виды пересказов,

- устная и письменная характеристика героев: Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело,

- работа с текстом,

- составление плана


Учебники, презентация.

Дочитать повесть.

43



РР. Сочинение – характеристика литературного героя

Урок развития речи


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- характеристика героев, подбор цитат, сочинение

- выполнение письменной работы.

Терминологический словарь


44



М.Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- СР с ЛП (составление таблицы «Пафос романтических рассказов М. Горького),



Стр. 89, в. 1

45



Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака»

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- изучение содержания параграфа учебника,

- конспектирование статьи,

- составление цитатного плана

- аналитическая беседа, пересказ

Учебники, презентация.

Стр. 93-101, пересказ.

46



Стихотворение В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- коллективная РНО в ДЗ,

- выразительное чтение с последующим рецензированием,

- групповая работа (характеристика метрико-ритмических особенностей стихотворения),

- лексический анализ стихотворения,

- выразительное чтение

презентация по творчеству В.Маяковского

Выучить отрывок из стихотворения

47



Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексное повторение,

- СР с ЛП (составление конспекта статьи учебника, пересказ статьи),

- работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой),

- Беседа, частичный анализ

Учебники, презентация.

Выучить стихотворение

48



Друзья и враги главного героя в рассказе А.Платонова «Юшка».

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- развитие понятий о сказе,

- составление цитатного плана для пересказа,

- подбор цитатных примеров при составлении ответ на вопрос «Каковы доказательства душевной щедрости главного героя рассказа?»

Учебники, презентация.

Стр. 127-140, пересказ рассказа.

49



Своеобразие картин природы в лирике Б. Л. Пастернака.

1


Учебники, презентация.

Выучить любое стихотворение

50



Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Своеоб­разие языка прозы Платонова


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- коллективное проектирование

- аналитическая беседа, пересказ

Учебники, презентация.


51



Рр Сочинение «Нужны ли нам сочувствие и сострадание?»



Терминологический словарь


52



Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием,




Выучить любое стихотворение

53



Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

1

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

- выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием,



Учебники, презентация.

Стр. 163, тв. задание №2

54



Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади»

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- - групповая работа (составление плана рассказа),

- аналитическая беседа

- проблемные вопросы, пересказ

Учебники, презентация.

Пересказ рассказа

55



Идея и символы в рассказе Е.И. Носова «Кукла»

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие портрет героя, юмор, речь героя),

- работа с текстом,

- аналитическая беседа

Учебники, презентация.

Стр.182, в.3.

4 четверть

56




Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- различные виды пересказов,

- беседа, анализ эпизода


Стр.185, в.4 или в.1-3

57



Ю. П. Казаков «Тихое утро».

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- выразительное чтение с последующим рецензированием,

- работа в парах (различные виды пересказов),- беседа, - составление плана

Учебники, презентация.

Подготовить пересказ

58



«Земля родная» Д.С.Лихачева как напутствие молодежи

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- работа в парах(подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности публицистики),- анализ публицистической статьи - беседа

Терминологический словарь

Стр. 209, в. 1(письм.)

59



Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда».

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- работа со статьей учебника,

- Чтение произведения, составление плана,

- беседа,

- работа в парах «Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа»,

Учебники, презентация.

Прочитать рассказ «Беда»

60



Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

1


Учебники, презентация.

Выучить на выбор стихотворение

61



Контрольная работа №5 по разделу «Русская литература 20 века»

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- Игра «Литературный ринг»




Терминологический словарь

Подготовиться к к/р.









ИЗ ЛИТЕРАТУРы НАРОДОВ РОССИИ (1 ч)

62



Анализ к/р. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю»

1


Учебники, презентация.

Стр. 240, ответить на вопросы

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 ч)

63



Представления народа о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность» Роберта Бернса

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- групповая работа,

- выразительное чтение с последующим его рецензированием,

- индивидуальные выступления учащихся,

- работа со статьей учебника,

- беседа

Учебники, презентация.

Выучить стихотворение «Честная бедность»

64



Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона.

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:

- комплексное повторение,

- работа в парах (Выявление черт фольклора. Определение функций фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в произведениях зарубежной литературы

Учебники, презентация.

Выучить стихотворение

65



Японские хокку. Особенности жанра

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- проверка ДЗ,- индивидуальная и парная работа по сочинению хокку,- выразительное чтение хокку с последующим рецензированием,


Учебники, презентация.

Стр. 254, тв. задание №2.

66



Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- индивидуальная .и парная работа с дидактическим материалом (подбор примеров, иллюстрирующих функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа),

- выразительное чтение,

Учебники, презентация.

дидактическим материал

Подготовить пересказ

67



Реальность и фантастика в рассказе Р.Д.Брэдбери «Каникулы»

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности:

- индивидуальная .и парная работа с дидактическим материалом (подбор примеров, иллюстрирующих функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа),

- выразительное чтение,

Учебники, презентация.

Подготовить пересказ

Стр. 263, в. 1-3.

68



Вн. чтение. Детективная литература

Итоговый контрольный тест

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки:

- выполнение контрольных заданий

- список книг на лето


Подготовить пересказ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!