СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»



Содержание




  1. Пояснительная записка……………………………………………………….………...3



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета……….…………….............5



  1. Содержание учебного предмета………………...………………………..……............8



  1. Формы, методы и технологии обучения …………………………………………...14



  1. Формы, методы работы с учащимися испытывающими трудности в обучении….15



  1. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся……..16



  1. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………..17



  1. Поурочно-тематическое планирование………………………………………………18

9. Лист корректировки поурочно-тематического планирования…………......………23




























2.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основании следующих нормативных документов и материалов:

1. ФГОС ООО;

2.Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 3-е издание. Москва. «Просвещение», 2016г.

3.Основной образовательной программы ООО МБОУ ОООШ;

4.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год;

5.Учебного плана МБОУ ОООШ на 2020-2021 учебный год;

6.Календарного графика МБОУ ОООШ;

7.Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ ОООШ (утв. 2019 г.).


Рабочая программа ориентирована на учебник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.)

Москва. Просвещение, 2017г. и Поурочные разработки: Уроки литературы в 7 классе. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Беляева Н.В. Москва. Просвещение, 2017г.


Данная программа предназначена для реализации в 2020-2021 учебном году в 7 классе МБОУ «Орлеанская ООШ» рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе уроков развития речи: 11, внеклассного чтения: 4.


Цели и задачи обучения предмету:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства

с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном

3.

тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,

представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Используемая в тексте программы система условных обозначений:

Р.р.- развитие речи

Вн.чт.- внеклассное чтение

Стр.- страница
























4.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпо-

чтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом регио-

нальных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей

среде;

5.

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументи-ровать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной

речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

6.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного

типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


7.


3. Содержание учебного предмета

литература 7 класс


раздела

Наименование раздела



Всего часов



в том числе


Вн.чт.

Р.р.

Соч.

Тест.

1.

Введение

1

0

0



2.

УНТ

6

2

0



3.

Из древнерусской литературы

2

0

0



4.

Из русской литературы 18 века

2

0

0



5.

Из русской литературы 19 века

27

3

3


1

6.

Из русской литературы 20 века

24

4

1

1

1

7.

Из литературы народов России

1

0

0



8.

Из зарубежной литературы

6

2

0



9.

Итоговые

1

0

0


1



Всего:


70


11


4


1


3


(Внеклассное чтение: уроки № 4, 5, 28, 31, 37, 40, 49, 53, 59, 64, 69.

Уроки развития речи: № 23, 34, 38, 50).


Содержание учебного предмета

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об

исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-

ведьмы», «Пётр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

ЭПОС НАРОДОВ МИРА

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты ха-

рактера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Длявнеклассного чтения.)

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

8.

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических

песен. (Для внеклассного чтения.)

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде.

Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть

о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении

Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.

Выражение чувства любви к родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художествен-

ное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика.

Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

9.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания

характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Ми-

хайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи.

Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Историческая баллада (развитие представлений).

Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика.

Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

10.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографическое художественное

произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край...» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»;

А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения

(развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: без различие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

На дорогах войны (обзор)

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова

и др. Ритмы и образы военной лирики.

11.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.

Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость переживания собственного доброго поступка.

«Тихая моя родина» (обзор)

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоц кий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...»,

«На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги).

Духовное напутствие молодёжи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений).

Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»;

Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл

сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бёрнс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение

трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом.

Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.


12.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы

Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).











































13.


4. Формы, методы, технологии обучения

(согласно системно-деятельностному подходу)


При изучении курса используется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения, в том числе информационно-коммуникативных.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Технологии обучения:

- практические работы;

- беседа;

- тестирование;

- выразительное чтение;

- подробный и сжатый пересказ;

- творческие письменные работы;

- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

- создание презентаций;

- сочинение синквейнов;

- написание эссе;

- составление тестов учащимися.

Технологии, используемые в образовательном процессе:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии


Методы работы:

  1. Активные (взаимодействие учащегося и учителя)

  2. Интерактивные (диалог, работа в парах, мозговой штурм, дискуссия)

  3. Исследовательские (частично-поисковый, проблемный)

  4. Проектные (применение учащимися знаний, умений и навыков приобретенных при изучении разных предметов)

  5. Творческие (создавать новое, принимать нестандартные решения).

5. Формы, методы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении

- индивидуальный подход на уроках, 

-дифференцированные задания,

-индивидуальные задания, 

-работа в парах, 

-работа в группах. 




15.

6. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Формы контроля:

-индивидуальный

-групповой

-фронтальный


Виды контроля:

-предварительный,

-текущий,

-тематический,

-итоговый.

Промежуточный контроль: самостоятельная работа; анализ текстов; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; сочинение; тест; терминологический диктант, составление синквейнов, таблиц, кластеров.

Итоговый контроль: защита проекта, портфолио, исследовательской работы; сочинение; тест.

Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным (устным и письменным). Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки и вида контроля (итоговый, промежуточный).















16.

7. Учебно-методическое обеспечение



1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 3-е издание. Москва. «Просвещение» 2016г.

2. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.) Москва. Просвещение, 2017г.

3. Поурочные разработки: Уроки литературы в 7 классе. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Беляева Н.В. Москва. Просвещение, 2017г.

4. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. Москва. Просвещение, 2014.

5. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014.




































































17.

Поурочно-тематическое планирование

литература 7 класс



по порпядку

урока в разделе

Тема

Коли

чест

во часов

Приме

чание

Дата

Вид занятия

1. Введение 1ч

1

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1


01.09


2. Устное народное творчество 6ч

2

1

Устное народное творчество. Предания.

1


05.09


3

2

Эпос народов мира. Былины.

«Вольга и Микула Селянинович».

1


08.09


4

3

Вн.чт. Русские былины Киевского и Новгородского циклов.

1


12.09

Урок внеклассного чтения №1

5

4

Вн.чт. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1


15.09

Урок внеклассного чтения №2

6

5

«Песнь о Роланде»

(Фрагменты).

1


19.09


7

6

Пословицы и поговорки.

1


22.09


3. Из древнерусской литературы 2 ч

8

1

Русские летописи.

«Повесть временных лет».

1


26.09


9

2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1


29.09


4. Из русской литературы XVIII века 2ч

10

1

М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

1


03.10

Наизусть

11

2

Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание».

1


06.10


5. Из русской литературы XIX века 27ч

12

1

А.С.Пушкин «Полтава».(отрывок).

1


10.10

Наизусть

13

2

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).

1


13.10

Наизусть

14

3

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

1


17.10

Наизусть

15

4

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

1


20.10


16

5

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

1


24.10


17

6

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.

1


03.11



18

7

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

1


07.11


19

8

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:проблематика и поэтика.

1


10.11


20

9

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва».

1


14.11

Наизусть

21

10

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.

1


17.11


22

11

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.

1


21.11


23

12

Р.р. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».

1


24.11

Урок развития речи №1

24

13

И.С.Тургенев. «Бирюк»: автор и герой.

1


28.11


25

14

И.С.Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа.

1


01.12


26

15

И.С.Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1


05.12

Наизусть

27

16

Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

1


08.12


28

17

Вн.чт. Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения.

1


12.12

Урок внеклассного чтения №3

Наизусть

29

18

А.К.Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репин» как исторические баллады.

1


15.12

Наизусть

30

19

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1


19.12


31

20

Вн.чт. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

1


22.12

Урок внеклассного чтения №4

32

21

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы из повести). Автобиографический характер повести.

1


26.12


33

22

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

1


12.01


34

23

Р.р. Тестирование «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого».

1


16.01

Тестирование


Урок развития речи №2

35

24

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П.Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа.

1


19.01


36

25

А.П.Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.

1


23.01


37

26

Вн.чт. А.П.Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

1


26.01

Урок внеклассного чтения №5

38

27

Р.р. «Край ты мой, родимый край…»(обзор). В.А.Жуковский. «Приход весны». И.А.Бунин. «Родина». А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…».

1


30.01

Урок развития речи №3

6. Из русской литературы XX века 24ч

39

1

И.А.Бунин. «Цифры».


1


02.02


40

2

Вн.чт. И.А.Бунин. «Лапти» и другие рассказы.

1


06.02

Урок внеклассного чтения №6

41

3

М.Горький. «Детство» (главы): темные стороны жизни.

1


09.02


42

4

М.Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни.

1


13.02


43

5

М.Горький. «Старуха Изергиль»

(«Легенда о Данко»).

1


16.02


44

6

Л.Н.Андреев. «Кусака».

1


20.02


45

7

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1


27.02


46

8

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

1


02.03


47

9

А.П.Платонов. «Юшка».


1


06.03


48

10

А.П.Платонов. «Юшка».


1


09.03


49

11

Вн.чт. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

1


13.03

Урок внеклассного чтения №7

50

12

Р.р. Контрольное сочинение по произведениям писателей XX века.

1


16.03

Контрольное сочинение

Урок развития речи №4

51

13

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никто не будет в доме…».

1


20.03

Наизусть

52

14

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие …», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

1


03.04

Наизусть

53

15

Вн.чт. На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова и др.

1


06.04

Урок внеклассного чтения №8

Наизусть

54

16

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади».

1


10.04


55

17

Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»).


1


13.04


56

18

Е.И.Носов. «Живое пламя».


1


17.04


57

19

Ю.П.Казаков. «Тихое утро».


1


20.04


58

20

Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы).

1


24.04


59

21

Вн.чт. М.М.Зощенко. «Беда» и другие рассказы.

1


27.04

Урок внеклассного чтения №9

60

22

«Тихая моя Родина…». Стихи В.Я.Брюсова, Ф.М.Сологуба, С.А.Есенина, Н.А.Заболоцкого, Н.М.Рубцова и др.

1


04.05


61

23

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н.Вертинский. «Доченьки». И.Гофф. «Русское поле». Б.Ш.Окуджава. «По смоленской дороге…».

1


08.05


62

24

Письменная контрольная работа. Тестирование по произведениям русской литературы XX века.

1


11.05

Тестирование

7. Из литературы народов России 1ч

63

1

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».

1


15.05


8. Из зарубежной литературы 6ч

64

1

Вн.чт. Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения.

1


18.05

Урок внеклассного чтения №10

65

2

Дж.Г.Байрон. «Душа моя мрачна…».

1


22.05


66

3

Японские хокку (трехстишия).


1


25.05


67

4

О.Генри. «Дары волхвов».


1


29.05


68

5

Р.Д.Брэдбери. «Каникулы».


1




69

6

Вн.чт. Детективная литература.

1



Урок внеклассного чтения №11

9. Итоговые

70

1

Итоговое тестирование за курс 7 класса. (Выявление уровня литературного развития учащихся).

Итоги года и задание на лето.

1



Тестирование




Итого: 35 (учебных недель)*2 (часа в неделю) = 70ч.,

из них: вн.чт.-11ч., р.р.-4ч.











































График проведения контрольных работ

литература 7 класс


п/п

урока

Тема

Вид к.р.

Дата

1.

Урок № 34

Тестирование «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого».

Тестирование

(Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: Книга для учителя.Стр.132)


2.

Урок № 50

Контрольное сочинение по произведениям писателей XX века.

Сочинение

(Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: Книга для учителя.Стр.185)


3.

Урок № 62

Письменная контрольная работа. Тестирование по произведениям русской литературы XX века.

Тестирование

(Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: Книга для учителя.Стр.215)


4.

Урок № 70

Итоговое тестирование за курс 7 класса.

Тестирование

(Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: Книга для учителя.Стр.235)


Всего: тестирований-3, сочинений-1.


























Лист корректировки поурочно-тематического планирования


Предмет: литература

Класс: 7

Учитель: Балюх Н.В.


урока

Тема

Количество часов

Причина

корректировки

Способ

корректировки

По плану

Дано

































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!