СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8



Согласовано:

Утверждено:

старший методист по учебной работе

___________________ И.М. Зяпаева

директор МБОУ Шушенской СОШ № 8 _____________________Е.А. Голубидо

от «______» _________________ 2022 г.

Приказ от «_____» ______2022 г. №____





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 7 класса

учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Фадеевой Ксении Георгиевны







2022 -2023 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений и с учетом авторской программы «Литература. 5-9 кл.» Под ред. В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2021 год.

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися универсальных учебных действий, что соответствует Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Шушенской СОШ № 8.

Программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 часа в неделю, согласно учебному плану школы.

Уроки литературы в 7 классе выстраиваются на основе Технологии развития критического мышления. На уроках преимущественно применяются следующие приёмы:

  • Инсерт

  • Кластер

  • Синквейн

  • Стратегия «ИДЕАЛ»

  • Стратегия «ЗХУ»

  • Перепутанные логические цепочки

  • «Ромашка Блума»

  • Бортовой журнал

  • Стратегия «Тонкие и толстые вопросы»


Цели программы обучения:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представле­ние своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи программы обучения:


• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» являются:

  1. Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки иопределять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы

  1. Формирование ИКТ-компетентности школьников, где обучающиеся усовершенствуют навык поиска информациив компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

3) Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, в результате которой у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

4) Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией, в ходе которого обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2)в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3)в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4)в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Планируемые результаты изучения предмета

Устное народное творчество

Обучающийся научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

Обучающийся получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов мира. Зарубежная литература

Обучающийся научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание курса

Введение (1 ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество (6 ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц ипоговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость иточность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (2 ч)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века (2 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века (26 часов)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(Вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическоеигуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Крайты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы xx века (22 часа)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного вдуше человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского игородского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное ввосприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов мира (1 ч)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных на­циональностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

Из зарубежной литературы (8 ч)

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Учебно– тематический план

п/п

Наименование темы

Количество часов

по рабочей программе

Из них

Контрольные работы

Уроки развития речи

1

Введение

1



2

Устное народное творчество

6


1

3

Из древнерусской литературы

2



4

Из русской литературы ХVIII века

2



5

Из русской литературы Х1Х века

26


3

6

Из русской литературы ХХ века

22

1

2

7

Из литературы народов мира

1



8

Из зарубежной литературы

8

1

1

Итого:

68

2

7












График проведения контрольных работ


п/п

Контрольная работа, сочинение

Дата

план

факт

1

Контрольная работа по теме: «Проблемы и герои»

30.12


2

Промежуточная аттестация

27.04



Краткий анализ контрольных работ по литературе в 7 классе


п/п

Контрольная или практическая работа

Дата

Кол-во в классе

Выполняло

5

4

3

2

Примечание

1

Контрольная работа по теме: «Проблемы и герои»









2

Промежуточная аттестация

























Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля, измерители

ЦОР, элементы дополнительного содержания

Дата проведения

Примечание

(домашнее задание)

план

факт

  1. Введение (1 ч.)

1

Введение

Урок открытия нового знания

Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Особенности труда писателя, его позиция. Талант писателя и талант читателя. Чтение и обсуждение высказываний о книгах, чтении, труде писателя (с. 3—5). Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах.

Текущий: выразительное чтение

Презентация к уроку

01.09


Читать стр. 7-8

  1. Устное народное творчество (6 ч.)

2

Устное народное творчество

Урок открытия нового знания


Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Чтение статьи Н.А. Криничной (с. 7—8). Чтение преданий, обсуждение. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий.

Текущий: опрос, беседа

Книга с преданиями


06.09


Читать былины

3

Былины

Урок открытия нового знания


Понятие о былине. Чтение и составление тезисного плана статьи «О собирании, ис­полнении, значении былин» (с. 15—17). Воплощение нравственных идеалов русского народа, прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы.

Текущий: опрос, беседа

Книга с былинами

08.09


Читать «Садко»

4

Былина «Садко»

Урок общеметодологической направленности

Киевский и новгородский циклы былин. Былина «Садко». История жизни и путешествий героя. Образ Садко: находчивость, предприимчивость, талантливость, мужество. Фантастический образ морского царя. Изобразительно-выразительные средства (повторы, гиперболы, постоянные эпитеты), их роль в былине.

Текущий: опрос, беседа

Книга с былинами.

13.09


Читать «Калевала»

5

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос

Урок общеметодологической направленности

Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. Понятие о мифологическом эпосе. Руны.

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

15.09


Читать «Песнь о Роланде»

6

«Песнь о Роланде»

Урок общеметодологической направленности

Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета «Песни о Роланде». Обобщенное, общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

20.09


Читать пословицы и поговорки

7

Пословицы и поговорки

Урок общеметодологической направленности

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц, собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различие пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Развитие представлений об афористических жанрах фольклора.

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

22.09


Читать «Повесть временных лет»


  1. Из древнерусской литературы (2 ч.)

8

Русские летописи. «Повесть временных лет»

Урок открытия нового знания

Книжность в Древней Руси. Развитие пред­ставлений о летописи. «Повесть временных лет». Жанры «Повести...» (сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д.). Язык «Повести...». Из похвалы князю Ярославу и книгам (мудрость, метафоричность и красота языка). Отражение в «Поучении» Владимира Мономаха народных идеалов: трудолюбия, миролюбия, милосердия, сострадания, верности слову, смирения, почитания старших, уважительного отношения к людям, доброты. Нравственные заветы Древней Руси.

Текущий: опрос, беседа

Учебники по древнерусской литературе

27.09


Читать «Повесть о Петре и Февронии»

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Урок открытия нового знания

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести. Житие как жанр древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в актерском исполнении.

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

29.09


Читать биографию М.В. Ломоносова


  1. Из русской литературы XVIII века (2 ч.)

10

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество

Урок открытия нового знания

М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворения «К статуе Петра Великого», «Ода надень восшествия...». Особенности языка XVIII века. Уверенность М.В. Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм М.В. Ломоносова. Признание труда, деяний на благо России важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды.

Текущий: выразительное чтение

Портрет М.В. Ломоносова.

04.10


Учить отрывок из «Оды…»

11

Г. Р. Державин. Жизнь и творчество

Урок открытия нового знания

Слово о Г.Р. Державине. Стихотворе­ния «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Философские размышления поэта о смысле жизни, судьбе. Понимание необходимости свободы творчества. Соединение «высокой» и «низкой» лексики. Начало развития реалистического языка. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты), их роль в стихотворениях.



Текущий: опрос, беседа

Портрет Г.Р. Державина

06.10


Учить стихотворение (на выбор)


  1. Из русской литературы XIX века (26 ч.)

12

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава»

Урок открытия нового знания

Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о квартире А.С. Пушкина на Арбате (рубрика «Литературные места России», ч. 2, с. 272). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Историческая основа поэмы «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев Петра 1 и Карла XII. Обучение выразительному чте­нию. Мозаичная картина М.В. Ломоносова «Полтавская баталия».

Текущий: опрос, беседа

Портрет А. С. Пушкина. Выставка книг Пушкина

11.10


Читать поэму «Медный всадник»

13

А.С. Пушкин. «Медный всадник»

Урок открытия нового знания

Выражение чувства любви к Родине в поэме «Медный всадник». Прославление деяний Петра 1. Образ автора во вступлении. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения), их роль в поэме. Ритм, настроение, мелодия фрагмента поэмы.

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

13.10


Читать «Песнь о вещем Олеге»

14

А.С. Пушкин.

«Песнь о вещем Олеге»

Урок открытия нового знания

«Песнь о вещем Олеге» — живой, эмоцио­нальный рассказ о старине. Летописный и исторический источники баллады. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания, формы, композиции баллады А.С. Пушкина. Своеобразие языка баллады. Основная мысль баллады. Смысл сопоставления Олега и волхва. Словарная работа. Иллюстрации к балладе.

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

18.10


Выразительное чтение отрывка (на выбор)

15

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

Урок открытия нового знания

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Историческая основа драмы, история ее создания, публикации, сценической жизни. Персонажи драмы. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. Характеры Пимена и Григория. Словарная работа. Иллюстрации к драме. Подготовка к сочинению.

Тематический: проверочная работа

Диск «Фонохрестоматия»

20.10


Читать повесть «Станционный смотритель»

16

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» : автор и герои

Урок открытия нового знания

История создания цикла «Повести Белкина». Развитие понятия о повести. Точность, краткость, мужественность прозы А.С. Пушкина. Сюжет и герои повести «Станцион­ный смотритель». Автор и рассказчик в про­изведении. Особенности детали в повести. Комментированное чтение. Элементы ана­литического пересказа текста. Иллюстрации к повести. Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Отношения рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Развитие представления о повести.

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

25.10





Читать биографию М.Ю. Лермонтова

17

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество

Урок открытия нового знания

М. Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова": конфликт и система образов. Картины быта ХVI века и их роль в понимании характеров героев и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным Фольклорные начала в «Песне…» Особенности сюжета.

Текущий: опрос, беседа

Портрет М. Ю. Лермонтова

27.10


1 четверть


Читать "Песня про царя Ивана Васильевича…»

18

М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича…"

Урок обобщения и систематизации

М. Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова "Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев и позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Развитие представлений о фольклоризме литературы.

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

08.11



Читать стихи Лермонтова

19

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»

Урок открытия нового знания

Проблема гармонии человека и природы. Красота природы и ее источник душевных сил и творчества. Воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных звуках», оставшихся в памяти души, переживание блаженства полноты жизненных сил. Чудесная сила молитвы, ее гармоничность и музыкальность. Мастерство поэта в создании художественных образов.

Тематический: чтение наизусть

Диск «Фонохрестоматия»

10.11


Выразительное чтение стихотворения (на выбор)

20

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Урок открытия нового знания

Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей – запорожцев. Смысл противопоставления Остапа и Андрия Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

Текущий: опрос, беседа

Портрет Н.В. Гоголя. Фильм на дисковом носителе.

15.11


Читать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

21

«Тарас Бульба»: Остап и Андрий

Урок открытия нового знания

Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы. Развитие понятия о литературном герои. Развитие понятия об эпосе.

Текущий: опрос, беседа

Портрет Н.В. Гоголя. Фильм на дисковом носителе.

17.11


Дочитать повесть

22

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Урок развития речи

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Итоговый: сочинение

Читательский дневник

22.11


Читать биографию И.С. Тургенева

23

И.С. Тургенев. «Бирюк»

Урок общеметодологической направленности

Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Изображения быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Смысл названия рассказа.

Анализ эпизода по выбору учащихся.

Портрет И.С. Тургенева

24.11


Читать рассказ «Бирюк»

24

«Бирюк»: поэтика рассказа

Урок общеметодологической направленности

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа.

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

29.11


Читать стихотворения в прозе

25

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

Урок общеметодологической направленности.

И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

Тематический: сочинение

Читательский дневник

01.12


Читать поэму «Русские женщины»

26

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»

Урок общеметодологической направленности

Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. Развитие понятия о поэме. Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра. Фрагменты поэмы в актерском исполнении.

Текущий: выразительное чтение

Портрет Н. А. Некрасова

06.12


Читать «Размышления у парадного подъезда»

27

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

Урок общеметодологической направленности

Н. А. Некрасов. "Размышления у парадного подъезда" Размышления поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ родины. Своеобразие некрасовской музы. Развитие понятия о трехсложных размерах стиха.

Текущий: выразительное чтение

Диск «Фонохрестоматия»

08.12


Читать биографию А.К. Толстого

28

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

Урок открытия нового знания

Краткий рассказ о поэте. Его исторические баллады. Правда и вымысел. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Тема древнерусского рыцарства, противостоящего самовластию.

Текущий: выразительное чтение

Портрет А.К. Толстого

13.12


Читать биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина

29

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок открытия нового знания

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика.

Текущий: выразительное чтение

Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина

15.12


Читать сказки М. Е. Салтыков-Щедрина

30

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»

Урок общеметодологической направленности

Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам писателя. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их поступков. Составление плана и устного ответа на проблемный вопрос. Обсуждение произведений книжной графики. Решение кроссвордов и выполнение заданий по сказкам (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

20.12


Читать биографию Л.Н. Толстого

31

Л.Н. Толстой. «Детство». Автобиографический характер повести.

Урок открытия нового знания

Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений взрослых и детей. Развитие понятия об автобиографическом художественном произведении

Текущий: опрос, беседа

Портрет Л.Н. Толстого

22.12


Читать повесть «Детство»

32

«Детство»: духовный мир главного героя

Урок общеметодологической направленности

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство» Его чувства, поступки и духовный мир. Характеристика Главного героя повести Л.Н. Толстого «Детство».

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

27.12


Подготовка к контрольной работе

33

Контрольная работа по теме: «Проблемы и герои»

Урок развивающего контроля

Контрольная работа по теме «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыков – Щедрина, Л.Н. Толстого»

Итоговый: контрольная работа

Читательский дневник

29.12

2 четверть


Читать биографию А.П. Чехова

34

А.П. Чехов. «Хамелеон»

Урок открытия нового знания

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Краткий рассказ о писателе. Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.

Текущий: опрос, беседа

Портрет А.П. Чехова

10.01


Читать рассказ «Хамелеон»

35

«Хамелеон»: поэтика рассказа

Урок открытия нового знания

Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон»

Промежуточный: анализ эпизода

Диск «Фонохрестоматия»

12.01


Читать рассказ «Тоска»

36

Рассказы А.П. Чехова

Урок открытия нового знания

А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Денис Григорьев и следователь: два взгляда на мир, два лица России. «Грустный» юмор Чехова. Многогранность комического в его рассказах. Развитие представлений о юморе и сатире как формах комического.

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

17.01


Читать стихи русских поэтов о природе

37

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе

Урок развития речи

«Край ты мой, родимый край…» В.А. Жуковский. «Приход весны». И.А. Бунин. «Родина». Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.

Текущий: выразительное чтение

Диск «Фонохрестоматия»

19.01



  1. Из русской литературы XX века (22 ч.)

38

И.А. Бунин. «Цифры»

Урок открытия нового знания

Краткий рассказ о писателе. Воспитание детей в семье. Герой рассказа. Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

24.01


Выразительное чтение стихотворения (на выбор)

39

И.А. Бунин. «Лапти»

Урок открытия нового знания

Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный облик героев рассказов Бунина. Родина и природа в стихах поэта.

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

26.01


Читать биографию М. Горького

40

М. Горький. «Детство»

Урок открытия нового знания

М. Горький. «Детство»: темные стороны жизни. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни. Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Текущий: выразительное чтение

Портрет М. Горького

31.01


Читать рассказ «Детство»

41

«Детство»: светлые стороны жизни

Урок общеметодологической направленности

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героя

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

02.02


Читать «Старуха Изергиль»

42

М. Горький «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко»

Урок общеметодологической направленности

М. Горький «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко» Романтический характер легенды. Мечта о сильной личности, ведущий к свету. Иносказательный характер легенды

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

07.02


Читать биографию Л. Андреева

43

Л.Н. Андреев. «Кусака»

Урок открытия нового знания

Краткий рассказ о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

09.02


Читать биографию В. Маяковского

44

В. В. Маяковский «Необычайное приключение...»

Урок общеметодологической направленности

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче...» Мысли автора о роли поэта и поэзии в жизни человека и общества

Текущий: чтение наизусть

Портрет В.В. Маяковского

14.02


Читать стихи Маяковского

45

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

Урок общеметодологической направленности

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир – безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Понятие о лирическом герое.

Текущий: опрос, беседа

Портрет В.В. Маяковского

16.02


Читать рассказ А. Платонова «Юшка»

46

А.П. Платонов. «Юшка» : Внешняя и внутренняя красота человека

Урок открытия нового знания

А.П. Платонов. «Юшка» Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности

Текущий: опрос, беседа

Портрет А.П. Платонова

21.02


Читать «В прекрасном яростном обществе»

47

А.П. Платонов. «В прекрасном яростном обществе»

Урок общеметодологической направленности

А.П. Платонов. «В прекрасном яростном обществе» Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

28.02


Сочинение на одну из тем (по выбору)

48

Сочинение по произведениям русской литературы XXвека

Урок развития речи

Классное контрольное сочинение на одну из тем: 1. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (По произведениям писателей ХХ века.) 2. Какой изображена «золотая пора детства» в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина? 3. В чём проявился гуманизм произведений М. Горького, И. А. Бунина, В. В. Маяковского, А. П. Платонова (на материале 1–2 произведений)

Тематический: сочинение

Читательский дневник

02.03


Читать биографию Б. Пастернака

49

Б.Л. Пастернак. Лирика

Урок общеметодологической направленности

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…» Краткий рассказ о поэте. Своеобразие картин природы в лирике поэта. Способы создания поэтических образов.

Текущий: выразительное чтение

Портрет Б.Л. Пастернака

07.03


Читать биографию А. Твардовского

50

А.Т. Твардовский. Лирика

Урок общеметодологической направленности

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета», «На дне моей жизни…».Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

Текущий: выразительное чтение

Портрет А.Т. Твардовского

09.03


Читать стихи о войне

51

Стихотворения о войне

Урок открытия нового знания

На дорогах войны. Стихотворения о войне А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях. Ритмы и образы военной лирики

Текущий: чтение наизусть

Диск «Фонохрестоматия»

14.03


Учить стихотворение (на выбор)

52

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади»

Урок открытия нового знания

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – эстетические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции

Текущий: выразительное чтение

Портрет Ф.А. Абрамова

16.03


Читать рассказ Носова «Кукла»

53

Е. И. Носов. «Кукла»

Урок открытия нового знания

Е. И. Носов. «Кукла»(«Акимыч»).Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению

Текущий: анализ текста

Портрет Е. И. Носова

21.03


Читать Носов «Живое пламя»

54

Е.Н. Носов. «Живое пламя»

Урок общеметодологической направленности

Е.Н. Носов. «Живое пламя» Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека

Текущий: опрос, беседа

Диск «Фонохрестоматия»

23.03


3 четверть


Читать Казаков «Тихое утро»

55

Ю. П. Казаков. «Тихое утро»

Урок открытия нового знания

Ю. П. Казаков. «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Текущий: выразительное чтение

Портрет Ю.П. Казакова

04.04



Читать Д.С. Лихачёв. «Земля родная»

56

Д.С. Лихачёв. «Земля родная»

Урок открытия нового знания

Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

Текущий: выразительное чтение

Портрет Д.С. Лихачёва

06.04


Читать Зощенко. «Беда»

57

М.М. Зощенко. «Беда»

Урок открытия нового знания

М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов сюжета и композиции рассказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение произведений книжной графики

Текущий: выразительное чтение

Портрет М.М. Зощенко.

11.04


Читать стихи поэтов XX века о родине

58

Стихи поэтов XX века о родине, родной природе

Урок развития речи

«Тихая моя родина». Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина. Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Человек и природа.

Текущий: чтение наизусть

Диск «Фонохрестоматия»

13.04


Учить стихотворение (на выбор)

59

Песни на слова русских поэтов ХХ века

Урок открытия нового знания

Песни на слова русских поэтов ХХ века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф, «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…» Лирические размышления о жизни, времени и вечности

Текущий: чтение наизусть

Диск «Фонохрестоматия»

18.04


Выразительное чтение стихотворения (на выбор)

  1. Из литературы народов мира (1 ч.)

60

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля»

Урок открытия нового знания

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля» Особенности художественной образности дагестанского поэта

Текущий: выразительное чтение

Диск «Фонохрестоматия»

20.04


Выразительное чтение стихотворения

  1. Из зарубежной литературы (8 ч.)

61

Р. Бёрнс. «Честная бедность»

Урок открытия нового знания

Р. Бёрнс. «Честная бедность» Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса

Текущий: выразительное чтение

Портрет Р. Бёрнса.

25.04


Подготовка к контрольной работе

62

Промежуточная аттестация

Урок развивающего контроля

Систематизация и проверка знаний за курс литературы в 7 классе. Контрольное тестирование

Итоговый: контрольное тестирование

Тестовые задания

27.04


Читать биографию Д. Байрона

63

Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…»

Урок открытия нового знания

Дж. Байрон как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Краткий рассказ о поэте. Ощущение трагического разлада героя с Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ поэтических интонаций. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература

Текущий: выразительное чтение

Портрет Дж. Байрона.

02.05


Читать японское хокку

64

Японское хокку

Урок открытия нового знания

Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Особенности жанра хокку (хайку). Хокку в актёрском исполнении

Текущий: выразительное чтение

Сборник хокку

04.05


Читать биографию О` Генри

65

О` Генри. «Дары волхвов»

Урок открытия нового знания

Слово о писателе. Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Развитие представлений о рождественском рассказе. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении

Текущий: выразительное чтение

Портрет О`Генри

11.05


Читать биографию Р. Бредбери

66

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы»

Урок открытия нового знания

Краткий рассказ о писателе. Фантастические рассказы Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о чудесной победе добра. Развитие представлений о жанре фантастики. Фантастический рассказ – предупреждение. Мечта о победе добра

Текущий: выразительное чтение

Портрет Р.Д. Брэдбери

16.05


Читать рассказы Э. По

67

Детективная литература

Урок открытия нового знания

Чтение и обсуждение статьи учебника. Устные сообщения о мастерах детективного жанра. Анализ эпизодов детективной литературы. (Э. По «Убийство на улице Морг»)

Тематический: анализ эпизода

Фрагменты фильмов

23.05


Доклад «Зарубежная литература»

68

Путешествие по страницам литературы

Урок общеметодологической направленности

Игра по литературе: «Путешествие по страницам литературы». Беседа по основным разделам, изученным за курс обучения

Итоговый: игра

Карточки с заданиями

25.05


Летнее чтение











Литература

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.7 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2017.

  3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

  4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

  5. Литература. 7 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2017. – 237 с.

  6. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

  7. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ.материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2017.

  8. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

  9. Репин А.В. Литература. 7 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2017. – 80 с.

  10. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.

  11. Калганова Т. А. Литература: 7 класс: Сборник упражнений. — 64 с. — Обл.

  12. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!