СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе  7класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку /авт.-сост. Г.С.Меркин,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев; учебника - «Литература 7  класс»: учебник для общеобразовательных учреждений:в2ч./автор-составитель Г.С.Меркин.-9-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник»,2016

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе  7класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА

(МБОУ «ЛИЦЕЙ №24 г.ВОЛГОДОНСКА)




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

педагогического совета

МБОУ «Лицей № 24» г.Волгодонска

от «28» августа 2019 года №

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

_________/Герасимова С.В./

«29» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска

_______________Н.В. Белан

Пр. от «30» августа 2019 г. № 174






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе



уровень общего образования основное общее образование


класс 7


количество часов 70







Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку /авт.-сост. Г.С.Меркин,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев; учебника - «Литература 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений:в2ч./автор-составитель Г.С.Меркин.-9-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник»,2016







г.Волгодонск

2019

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год для 7 класса разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами (ФГОС), на основе планируемых результатов основного общего образования, образовательной программы основного общего образования, авторской программы авт.-сост. Г.С.Меркин,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев; 2016г., М.: «Лаборатория Базовых Знаний». Программа соответствует основной образовательной программе основного общего образования и учебному плану МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска.

В соответствии с ФГОС содержание курса русского языка направлено на реализацию следующих целей изучения литературы в основной школе:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи литературного образования определены его целями, связаны как с читательской деятельностью школьников, так и эстетической функцией литературы:

- формирование системы гуманитарных понятий,составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

-формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;

- развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

- формирование историзма мышления, обогащение культурно-исторической памяти учащихся.


Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

•воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к многонациональному Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; уважительного отношения к русской литературе;

•усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

•развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

•формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

•значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

•совершенствование духовно-нравственных качеств личности

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);

•устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• самостоятельном определении цели своего обучения, постановке и формулировании для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• самостоятельном планировании пути достижения целей, в том числе альтернативных, умении осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• соотнесении своих действий с планируемыми результатами, осуществлении контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определении способов действий в рамках предложенных условий и требований, умении корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• умении определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

• умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умении осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; владеть устной и письменной речью;

• владении основами самоконтроля, самооценки, принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• формировании и развитии компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий;

• формировании и развитии экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

• осознании значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировании потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношении человека и общества, многоаспектного диалога;

• понимании литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

• обеспечении культурной самоидентификации, осознании коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

• воспитании квалифицированного читателя с формированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

• развитии способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этно-культурные традиции;

• овладении процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

• формировании умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX —XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Тематическое планирование по литературе 7 класс


п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

РР

Виды деятельности учащихся

1

Знакомство с учебником. Любите читать!


1


Знакомство со структурой учебника литературы.

Выразительное чтение статьи учебника «Любите читать!»

Ответы на вопросы учителя.

2

Из устного народного творчества


4


Комментированное чтение текста былины, составление таблицы, анализ былины

Осознанное, творческое чтение художественных произ­ведений разных жанров.

3

Из древнерусской литературы


2


Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта

Осознанное, творческое чтение художественных произ­ведений разных жанров

4

Из русской литературы 18 века


5

1

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения,

Выразительное чтение текстов

5

Из русской литературы 19 века

22


Заучивание наизусть стихотворных текстов

Выразительное чтение текстов

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведе­ниях.

6

Из русской литературы 20 века

18

2

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выбо­рочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

7

Из зарубежной литературы

8


Различные виды пересказа (подробный, краткий, выбо­рочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

8

Повторение

1




Итого: 64

61

3










Содержание программы учебного предмета


п/п

Наименование разделов, тем

Характеристика основных содержательных линий

Круг чтения

Знания о литературе

Читательская деятельность

1.

Знакомство с учебником. Любите читать!

Статья учебника «Любите читать!»

Литературные роды (лирика, эпос, драма)

Работа с учебником, ответы на вопросы учителя

2.

Из устного народного творчества

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Микула Селянинович». Русские народные песни

Эпические жанры в фольклоре, былина, тематика былин, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине; песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня

Отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы, работа с иллюстрациями, выразительное чтение

3.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…»; «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, путешествие, повесть)

Подробный пересказ, изложение с элементами сочинения

4.

Из русской литературы XVIII века

М.В.Ломоносов. Ода «На день восшествия на всероссийский престол Её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

Г.Р.Державин. Стихотворение «Властителям и судиям».




Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Ода, тема, мотив

Лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики









Юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений), классицизм

Сообщения учащихся, работа с репродукциями, выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям, устное сочинение

5.

Из русской литературы XIX века

А.С.Пушкин.Стихотворения «К Чаадаеву», «Два чувства дивно близки нам…», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Туча», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава» (фрагмент)




М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы» (Восточное сказание), «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».















Н.В.Гоголь. «Шинель».





И.С.Тургенев. «Певцы», «Нищий»





Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

















Л.Н.Толстой. «Севастополь в декабре месяце»



Н.С.Лесков. «Левша»







А.А.Фет. «Я пришёл к тебе с приветом…», «Вечер»






Поэзия 19 века о России

Н.М.Языков. «Песня»

И.С.Никитин. «Русь»

А.Н.Майков. «Нива»

А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…»





А.П.Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника»

Поэма, отличие поэмы от баллады, своеобразный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование-дружеское послание

Жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный приём контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии

Портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений)

Диалоговая речь, поэма





Сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип, притчевый характер сатирических сказок, повесть, сказка, мораль, своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении, тропы и фигуры в сказке(гипербола, гротеск, аллегория)

Рассказ, книга рассказов



Своеобразие, стиля, сказ, рассказчик, речь, сказовый характер прозы


Метафора, эпитет, олицетворение



Лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие)

Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение



Психологический портрет, сюжет (развитие представлений),

сатира

Сообщения учащихся, комментированное чтение, анализ стихов, определение жанра произведения,

работа с

терминами, заполнение таблицы,

лексическая работа, исследовательская работа с текстом,развернутый ответ на вопрос

Самостоятельная работа по заполнению таблицы, исследовательская работа с текстом, развернутый ответ, пересказ отдельных эпизодов текста

Лексическая работа, анализ текста, чтение наизусть




















Работа в группах (нарисовать портреты генералов и мужика), работа с текстом, лексическая работа, анализ текста, составление таблицы











Отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы, работа с иллюстрациями, выразительное чтение

Составление характеристики Левши, работа с иллюстрациями, выразительное чтение

Сообщения учащихся о поэтах, работа с репродукциями, выразительное чтение, чтение наизусть стихов


Сообщения учащихся о поэтах, работа с репродукциями, выразительное чтение, чтение наизусть стихов

Чтение по ролям, составление психологического портрета, тест, составление тезисного плана вступительной статьи учебника

6.

Из русской литературы XXвека

И.А.Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер…», «Кукушка»





А.И.Куприн. «Чудесный доктор»








Максим Горький. «Детство» (Избранные главы), «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко)

А.Грин. «Алые паруса» (Фрагмент)




В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»







С.А.Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача!..», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…»


И.С.Шмелёв. «Русская песня», «Лето Господне» (Фрагмент)



М.М.Пришвин. «Москва-река»







К.Г.Паустовский. «Мещёрская сторона» (В сокращении)






Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться!..»





А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями...», «На дне моей жизни…», «Василий Тёркин» (Главы из поэмы)

Лирика поэтов—участников Великой Отечественной войны.

Н.П.Майоров. «Творчест во»,Б.А.Богатков. «Повестка»,М.Джалиль. «Последняя песня»

В.Н.Лобода. «Начало»










Б.Л. Васильев. «Летят мои кони (Отрывок), «Экспонат №…»

В.М.Шукшин. «Чудик», «Слово о малой родине» (Фрагмент)


Поэты XX века о России

Г.Гукай. «Родная деревня», А.А.Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно…»

М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою…»

И.Северянин. «Запевка»

Н.М.Рубцов. «В горнице»

Я.В.Смеляков. «История»

А.И.Фатьянов. «Давно мы дома не были»

А.Я.Яшин. «Не разучился ль…»

К.Ш.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Р.Г.Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан»

А.А.Вознесенский. «Муромский сруб»

А.Д.Дементьев. «Волга»

Лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие)

Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея, рассказ (развитие представлений), ди­алог в рассказе.


Автобио­графическая проза, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.


Автобиографические мотивы в ли­рических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпи­тет, оксюморон, поэтический синтаксис).






Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.


Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика, подтекст, выразительные средства ху­дожественной речи,градация.

Лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Выразительно-художественные сред­ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи­ческие средства (роль глаголов и местоимений).

Композиция лирического стихотворе­ния и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).



Композиция лирического стихотворе­ния и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).






Рассказчик и его роль в повествовании, способы создания характера, герой-чудик






Выразительно-художественные сред­ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи­ческие средства (роль глаголов и местоимений), композиция лирического стихотворе­ния, поэтический синтаксис (риторические фигуры)



Составление цитатного плана статьи учебника, чтение наизусть



Анализ текста, лексическая работа, составление характеристики героев, заполнение таблицы по содержанию произведения

Исследовательская работа с текстом, составление таблицы-конспекта, выразительное чтение














Составление таблицы, работа по вариантам, цитатный план, самостоятельная работа по заполнению таблицы, исследовательская работа с текстом









Сообщения учащихся о поэтах, работа с репродукциями картин, выразительное чтение, чтение наизусть стихов,

лексическая работа, анализ текста
















Сообщения учащихся о поэтах, работа с репродукциями, выразительное чтение, чтение наизусть стихов



7.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Сонеты




МацуоБасё


Роберт Бёрнс. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно»

Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ» (Избранные главы)

Антуан де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (В сокращении)

Янка Купала. «Мужик», «Кто там идёт?», «Алеся»

Сонеты, твердая форма (сонет), строфа (углуб­ление и расширение представлений)

Хокку


Лироэпическая песня, баллада, аллего­рия.



Приключенческая литература


Лирическая проза (развитие представ­лений), правда и вымысел.


Работа со вступительной статьей, составление таблицы, исследовательская работа с текстом,

проверочная работа по теме «Зарубежная литература»


Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 7 классе в объеме 70 часов (2урока в неделю). Но так как 4.11, 24.02, 9.03, 4, 5, 11 Мая являются праздничными днями, запланировано 64 часа.


Календарно-тематическое планирование по литературе 7 в класс


п/п

Дата

Тема урока

Вид контроля

Введение (1 час)

1

2.09.19

Знакомство с учебником. Любите читать!

Беседа, письменный ответ на вопрос

Из устного народного творчества (4 часа)

2

3.09.19

Былина как эпический фольклорный жанр. «Святогор и Микула Селянинович»

Рассказ о русских былинах по предложенному тезисному плану; тезисный план статьи учебника «Былинные герои», аргументированные ответы на вопросы

3

9.09.19

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Образ Ильи Муромца

Сообщение о картинах художников, посвящённых русским богатырям, устное монологическое высказывание

4

10.09.19

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!...», «Наша масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»)

Групповые сообщения, выборочная проверка конспектов,

5

16.09.19

Лирические («Подушечка моя пуховая») и лиро-эпические песни («Солдатская»)

Анализ песни,

фронтальный опрос

Из древнерусской литературы(2 часа)

6

17.09.19

Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…»

Сообщение учащегося, выборочная проверка конспектов, ответы на вопросы

7

23.09.19

Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Проверка составленных таблиц, художественный пересказ

Из литературы XVIII века (6 часов)

8

24.09.19

М.В.Ломоносов.Ода «На день восшествия на всероссийский престол Её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

Сообщения учащихся, фронтальная проверка составленных на уроке тезисных планов, таблиц

9

30.09.19

РР. Сочинение с элементами рассуждения по оде М.В.Ломоносова

Сочинение, составление плана, редактирование работ

10


1.10.19

Г.Р.Державин.Стихотворение «Властителям и судиям».

Сообщения, выборочная проверка конспектов аргументированные ответы на вопросы, выборочная проверка цитатных планов

11

7.10.19

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения, основной конфликт и проблематика пьесы

Чтение наизусть стихотворения, фронтальный опрос, сообщения, выборочная проверка работ

12

8.10.19

Образы комедии «Недоросль».

Фронтальный опрос, сообщения—характеристики героев, тестирование

13

14.10.19

Социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Тестирование, устное сочинение по тезисному плану

Из литературы XIX века (22 часа)

14

15.10.19

А.С.Пушкин.Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…»

Фронтальный опрос, сообщения, выборочная проверка работ

15

21.10.19

Тема власти, жестокости, зла в стихотворении А.С.Пушкина«Анчар». Человек и природа в стихотворении «Туча».

Фронтальный опрос, чтение наизусть, сообщение

16

22.10.19

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега в летописном повествовании и в балладе Пушкина

Фронтальный опрос, сообщения, выборочная проверка тетрадей (конспект и анализ стихотворения)

17

5.11.19

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Три пальмы», «Родина»

Сообщение, ответы на вопросы учителя, выборочная проверка конспектов

18

11.11.19

«Песня про…купца Калашникова». Центральные образы поэмы и художественные приемы их создания.

Чтение наизусть, сообщение, аналитическая работа

19

12.11.19

Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. Повесть «Шинель»: история замысла, основной конфликт.

Рецензия на эпизод, сообщение, выборочная проверка тезисного плана, ответы на вопросы

20

18.11.19

Образ Акакия Акакиевича. Жизнь «маленького человека».

Рассказ о писателе, художественный пересказ эпизодов, викторина

21

19.11.19

«Шинель». Авторское отношение к героям и событиям.

Устное рисование, составление характеристики героя

22

25.11.19

И.С.Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы».

Сообщения учащихся, устные монологические ответы учащихся, выборочная проверка хронологической таблицы

23

26.11.19

И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство произведения

Исследовательская работа с текстом, заполнение таблицы

24

2.12.19

Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. Доля народная в стихотворениях «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога».

Лексическая работа, анализ текста

25

3.12.19

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

Лексическая работа, анализ текста, чтение наизусть

26

9.12.19

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины». Основная проблематика

Сообщение учащегося, ответы на вопросы, чтение наизусть

27

10.12.19

М.Е.Салтыков– Щедрин. Сказка «Дикий помещик». Своеобразие сюжета. Приемы создания образа помещика

Проверка составленных таблиц, художественный пересказ текста

28

16.12.19

М.Е.Салтыков– Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Проблематика сказки: труд, власть, справедливость.

Сообщение, ответы на вопросы учителя, выборочная проверка конспектов


29

17.12.19

Л.Н.Толстой- участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.

Исследовательская работа с текстом, заполнение таблицы,художественный пересказ текста

30

23.12.19

Л.Н.Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа.

Сообщения учащихся, выборочный пересказ

31

24.12.19

Н.С.Лесков. Краткие биографические сведения. Сказ «Левша».


Художественный анализ текста, выразительное чтение по ролям, пересказ от лица героя

32

13.01.20

Особенность проблематики и центральная идея сказа «Левша». Образный мир произведения.

Художественный пересказ текста

33

14.01.20

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания.

Чтение стихотворений наизусть

34

20.01.20

А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов.


Составление тезисного плана вступительной статьи учебника

35

21.01.20

А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер».

Взаимопроверка составленных таблиц

Из русской литературы ХХ века (20часов)

36

27.01.20

Человек и природа в стихах И.А.Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…».

Размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу»


Анализ текста, лексическая работа, составление характеристики, таблицы по содержанию произведения

37

28.01.20

Рассказ И.А.Бунина «Кукушка». Смысл названия, основные мотивы рассказа.

Сообщения учащихся, выборочный пересказ, исследовательская работа с текстом

38

3.02.20

А.И.Куприн. «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия и подтекст рассказа.



Сообщения, работа в группах, составление таблицы,

39

4.02.20

Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Allez!» («Вперед марш»)


Работа с таблицей, анализ текста, чтение наизусть

40

10.02.20

РР. Сочинение-рассуждение по рассказам А.И.Куприна

Анализ текста, составление плана, развернутый ответ

41

11.02.20

А.М.Горький. Повесть «Детство» (главы по выбору) Основные сюжетные линии в автобиографической прозе.

Художественный анализ текста, выразительное чтение по ролям, пересказ от лица героя


42

17.02.20

Становление характера героя в повести М.Горького «Детство»

Цитатный план, составление характеристики, словесное рисование

43

18.02.20

М.Горький «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).

Викторина, посвященная жизни и творчеству писателя,

44

25.02.20

А.И.Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент)

Ответы на вопросы, анализ эпизодов

45

2.03.20

В.В.Маяковский. Стих. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом…». Проблематика стихотворения

Развернутый ответ на вопрос, выразительное чтение отрывка наизусть

46

3.03.20

С.А.Есенин. Тематика лирических произведений поэта Стихи «Я покинул родимый дом«Гой ты, Русь моя родная…».

Индивидуальные сообщения

47

10.03.20

К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона» (главы из повести)

Человек и природа в повести. Тема малой Родины в повести

Самостоятельная работа по заполнению таблицы, исследовательская работа с текстом

48

16.03.20

РР. Изложение с элементами сочинения по отрывку из повести «Мещерская сторона».

Изложение с элементами сочинения

49

17.03.20

М.М.Пришвин. Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль, образ рассказчика. Родина, человек, природа в рассказе.

Лексическая работа, составление таблицы, чтение по ролям

50

30.03.20

Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться!...» Тема и художественная идея стихотворения.

Лексическая работа, анализ текста, составление таблицы, чтение наизусть

51

31.03.20

А.Т.Твардовский. Стихи «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…» Основные мотивы лирики.

Лексическая работа, анализ текста

52

6.04.20

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга в поэме.

Чтение наизусть

53

7.04.20

Б.Васильев. Рассказ «Экспонат №…». Роль названия в раскрытии художественной идеи произведения.

Сообщения учащихся, выборочный пересказ, исследовательская работа с текстом, ответы на вопросы

54

13.04.20

В.М.Шукшин. Статья «Слово о малой родине» (фрагмент). Раздумье об отчем крае и его месте в жизни человека.

Заполнение таблицы

55

14.04.20

В.М.Шукшин. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная чистота героя.

Лексическая работа, анализ произведения, работа над таблицей

Зарубежная литература( 8 часов )

56

20.04.20

У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты. Темы и мотивы.

Работа со статьей учебника, составление таблицы

57

21.04.20

МацуоБасё. Хокку

Работа с текстами хокку, проектные работы,

58

27.04.20

Р.Бёрнс. Краткие сведения о поэте. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно»

Исследовательская работа с текстом, заполнение таблицы

59

28.04.20

Р.Стивенсон. Краткие сведения о писателе.

Роман «Остров сокровищ» (избранные главы)

Работа со вступительной статьей, сообщения учащихся, вопросы по тексту. Анализ отдельных эпизодов, работа с планом

60

12.05.20

А.де Сент-Экзюпери.

Повесть «Планета людей» ( главы).

Сообщения учащихся, выборочный пересказ

61

18.05.20

А.де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Основные мотивы.

Выборочный пересказ, исследовательская работа с текстом, ответы на вопросы

62

19.05.20

А.де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Герои произведения и их поступки.

Пересказ, работа с таблицей исследовательская работа с текстом, ответы на вопросы

63

25.05.20

Я. Купала. Основные биографические сведения. Стихи.

«Мужик», «Алеся», «А кто там идет?»

Выразительное чтение, заполнение таблицы, проверочная работа по теме «Зарубежная литература»

Повторение изученного в 7 классе (1 час)

64

26.05.20

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса Рекомендации для летнего чтения

Беседа, аргументированный ответ





Учебно-методическое обеспечение



Для учащихся
1.Меркин Г.С. Литература.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, 6-е издание, «Русское слово», М., 2015.

2.Соловьева Ф.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин), в двух частях, 2-е издание, «Русское слово», М., 2015.

  1. Агеносова В.В. Литература. Справочник школьника, Дрофа, М., 2005.

4.Есин А.Б. Школьный словарь литературных терминов и понятий, Дрофа, М., 2004


Для учителя
1.Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, 5-е издание. «Русское слово», М., 2012.

2.Виноградова Е.А. Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература», «Русское слово», М., 2013

3.Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к курсу «Литература. 7 класс», «Русское слово», М., 2015.

4 .Скрипкина В.А. Литература. 5-8 классы. Контрольные и проверочные работы. М., Дрофа, 2014.

5. Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках, М.: ТЦ Сфера, 2006

6. Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 7 кл.». М.: Аудио-школа, Просвещение, 2015

7.Косивцова Л.И. Предметные недели: в школе: русский язык и литература- Волгоград, «Учитель», 2008

8.Оглобина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы, Москва «Олимп»» Астрель», Издательство АСТ, 2009



Лист корректировки рабочей программы по_____________________________________________________________

(учебный предмет, курс)


Уровень общего образования

_______________________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Учитель_________________________________________________

Ф.И.О.


Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту
















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!