СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе, 8 класс. Учебник под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева в 2 частях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 8 класс.»





Планируемые результаты изучения учебного предмета




Название раздела


Предметные результаты




Метапредметные результаты



Личностные

результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться


Русский фольклор

  • Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

  • различать фольклорные и литературные произведения;

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

  • видеть черты русского национального характера в героях песен;

  • выразительно читать песни;

  • выявлять в текстах песен характерные художественные приёмы.




  • Видеть в песнях воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • придумывать сюжетные линии для песен;

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).














Регулятивные УУД

  • Удерживать цель деятельности до получения её результата;

  • выбирать цели из предложенных вариантов;

  • определять совместно с педагогом критерии оценки своей учебной деятельности;

  • сверять свои действия с целью.

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • наблюдать собственную учебную и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • определять с помощью учителя причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

  • Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • находить в тексте требуемую информацию;

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения;

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

Коммуникативные УУД

  • Определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи;

  • высказывать и обосновывать мнение;

  • использовать наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы;

  • использовать компьютерные технологии.

  • Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему России.

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам народов России.

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

  • Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

  • Сформированность ответственного отношения к труду.

  • Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, языку.

  • Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций.

  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, правил поведения в транспорте и на дорогах.

  • Развитость способности понимать художественные произведения.

  • Сформированность основ экологической культуры.

Русская

литература


  • Определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, сочинения, создания проекта;

  • выражать личное отношение к худож. произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения / фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информа-ционном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литера-турой; пользоваться системой поиска в Интернете.

  • Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;

  • вести самостоятельную проектно - исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера).


Зарубежная литература

  • Осознанно воспринимать художественное произведение;

  • анализировать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному.

  • Сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя.
































Содержание учебного предмета



Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Введение

Литература и история. Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия

1

Устное народное творчество

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Предание «О Пугачеве», «О Покорении Сибири Ермаком».

2

Древнерусская литература

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). «Повесть временных лет» (главы). Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

2

Русская литература XVIII века

От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI–XVII вв.Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Д.И.Фонвизин – «сатиры местной властелин». «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума. Простакова «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? А.И.Крылов «Лягушки, просящие Царя», «Обоз»

4

Русская литература XIX века

Русская литература 19 века. Влияние поворотных событий русской истории на русскую литературу.

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы». Характерные особенности жанра

А.С. Пушкин. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Страницы биографии Пушкина. Пушкин и его современники. Истоки творчества Пушкина. Основные темы лирики. Тема свободы в лирике поэта. А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики «19 октября», «Туча», «К**» «Храни меня, мой талисман», «Пророк», «Брожу ли я вдоль улиц шумных».

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. История пугачевского бунта (отрывки). А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Гринев: жизненный путь героя, формирование характера Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Художественные особенности произведения.

М.Ю. Лермонтов. Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова, его противоречивость. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Сюжет и композиция поэмы «Мцыри». Судьба свободолюбивой личности в поэме. Своеобразие поэмы.
Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Комедия «Ревизор», ее идейный замысел и композиция . «Ревизор» как социальная комедия. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и Хлестаковщина. Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность комедии. Финал комедии и его идейно – композиционное значение. «Шинель» - одна из петербургских повестей. Образ дома в повести.

Особенности литературного процесса 40–60-х годов XIX в.
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок). «История одного города» как сатирическое произведение.

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова. Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа. Автор и рассказчик в произведении Толстого «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

24

Русская литература XX века

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Кавказ». Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Традиции и новаторство в поэзии начала ХХ века. А.А. Блок, С.А. Есенин, Поэты о себе и своем времени (художественные автобиографии). Особенности мироощущения и творческой манеры каждого из поэтов.

А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия».

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев – поэма на историческую тему» (отрывки).

И.С.Шмелев.«Как я стал писателем».

М.Зощенко «История болезни». М.А.Осоргин «Пенсне». А.Т.Твардовский – поэт – гражданин. Художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин». («Переправа»). Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина («Гармонь», «О награде»). А.Платонов «Возвращение». Великая Отечественная война в стихотворениях поэтов и песни военных лет. Война и матери. Стихотворения поэтов Татарстана о матери. (Стихотворения М.Джалиля).

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.

Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

16

Зарубежная литература

У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира. Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Мастерство писателя. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» как сатира на государственный строй.

7

Внеклассное чтение

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Современная литература. Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход». Легенды о Казани. Знакомство с рассказами из повести В.П.Астафьева «Последний поклон». В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов Ю.Кузнецова «Где папа?»

9

Развитие речи

Подготовка к сочинению по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Сочинение по произведениям Н.В.Гоголя. Сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Обучение сочинению в жанре дневниковых записей литературы.

5

ИТОГО


70





Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. «Литература», М,, «Просвещение», 2018 год

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Введение – 1 ч.

1

Введение. Литература и история.

1





Древнерусская литература – 5 ч.

2

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях.

1




3

Предание «О Пугачеве», «О Покорении Сибири Ермаком».

1




4

ДРЛ. «Повесть временных лет» (главы)

1




5

ДРЛ, Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

1




6

Вн.чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

1




Русская литература XVIII века-6 ч

7

Д.И.Фонвизин – «сатиры местной властелин». «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

1




8

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.

1




9

Простакова «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать?

1




10

А.И.Крылов «Лягушки, просящие Царя», «Обоз»

1




11

Внеклассное чтение. И.А.Крылов – поэт и мудрец.

1




12

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы». Характерные особенности жанра

1




Русская литература XIX века- 28 ч

13

А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики «19 октября», «Туча», «К**» «Храни меня, мой талисман», «Пророк», «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

1




14

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. История пугачевского бунта (отрывки)

1




15

А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Гринев: жизненный путь героя, формирование характера

1




16

А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора.

1




17

А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию

1




18

А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Художественные особенности произведения

1




19

Р.р.Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» .

(Темы сочинений: 1) Герой романа «Капитанская дочка», о котором мне хотелось бы рассказать. Тема народного восстания в романе. 3) Гринев и Швабрин. 4) Белогорская крепость в жизни Гринева. 5) Письмо Маши Мироновой Петру Гриневу о свидании с «неизвестной дамой». 6) По самостоятельно сформулирован ной теме

1




20

Вн.чт. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери»

1




21

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы


1




22

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»

1




23

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Судьба свободолюбивой личности в поэме

1




24

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Своеобразие поэмы.

1




25

Р.Р.

Образная характеристика Мцыри. Обучающее сочинение по поэме

1




26

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Комедия «Ревизор», ее идейный замысел и композиция

1




27

«Ревизор» как социальная комедия

1




28

Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и Хлестаковщина

1




29

Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность комедии

1




30

Финал комедии и его идейно – композиционное значение

1




31

Н.В.Гоголь «Шинель» - одна из петербургских повестей

1




32

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ дома в повести

1




33

Р.р.Сочинение.

Темы:- О чем мечтают герои комедии «Ревизор»? Смешон или страшен Городничий? Хлестаков и Хлестаковщина. Образ «маленького человека» в произведении Н.В.Гоголя «Шинель»

1




34

Вн.чт. Современная литература. Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход»

1




35

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок)

1




36

«История одного города» как сатирическое произведение

1




37

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова

1




38

Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1




39

Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа

1




40

Автор и рассказчик в произведении Толстого «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг

1




41

Поэзия родной природы.(А.А.Фет «Первый ландыш»,Ф.И.Тютчев «Осенный вечер» и др.)

1




Русская литература XX века – 20 ч

42

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

1




43

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Кавказ»

1




44

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1




45

А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия»

1




46

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев – поэма на историческую тему» (отрывки)

1




47

Вн.чт. Легенды о Казани.

1




48

И.С.Шмелев. «Как я стал писателем»

1




49

М.Зощенко «История болезни»

1




50

М.А.Осоргин «Пенсне».

1




51

А.Т.Твардовский – поэт – гражданин. художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин». («Переправа»)

1




52

Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина («Гармонь», «О награде»)

1




53

Р.р. Сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

1




54

А.Платонов «Возвращение»

1




55

Великая Отечественная война в стихотворениях поэтов и песни военных лет

1




56

Война и матери. Стихотворения поэтов Татарстана о матери. (Стихотворения М.Джалиля)

1




57

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1




58

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

1




59

Вн. чт. Знакомство с рассказами из повести В.П.Астафьева «Последний поклон».

1




60

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе (Н.Гумилёв «Капитаны»,И.Анненский «Снег» и др.)

1




61

Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

1




Зарубежная литература-7 ч

62

Зарубежная литература. У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви.

1




63

Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты Шекспира

1




64

Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа

1




65

Мольер. «Мещанин во дворянстве». Мастерство писателя

1




66

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» как сатира на государственный строй

1




67

Вн. чт.В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

1




68

Современная зарубежная проза. А.Тор «Маяк и звёзды»

1




Повторение.

69

Вн.чт. Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов Ю.Кузнецова «Где папа?»

1




70

Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения.

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!