СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией Б.А. Ланина)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (8 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гусиноозерска


Рассмотрена

на заседании методического

объединения

Протокол №_____

от «___»____________ 2018 г.

Принята

на заседании методического

совета

Протокол №________

от «___»____________ 2018 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ 1

Раева И. А

Приказ №_________

от «____»___________ 2018 г.











Рабочая программа по литературе

для 8 класса

количество часов в неделю -2












Программу составила: учитель русского языка

и литературы Эрдыниева В.Б.








г. Гусиноозерск

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по литературе для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями:

1. Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение»).

2. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана – Граф, 2018

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

В программе реализуется важнейшая цель: воспитывать у учащихся любовь к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении. Особенностью программы является постоянное сопоставление на разных этапах обучения произведений русской и зарубежной литературы, классических и современных произведений, трактовке в других искусствах, что позволяет проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.

Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».

Задачи учебного предмета:

1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.

2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).

3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.

4. Содействовать интеллектуально-нравственному и мировоззренческому развитию личности.

5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.

Основными критериями отбора художественных произведений являются художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Общее количество часов, отводимое на изучение курса «Литература» в 8 классе по Федеральному базисному учебному плану составляет 68 часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 8 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф» 2018 г.

Содержание учебника 8 класса полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.

Дополнительная учебная литература

  1. Литература: 8 класс: методические рекомендации / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова и др.; под ред Б.А.Ланина – М., Вентана-Граф, 2018. – 267 с.

  2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

  4. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Формы и методы, технологии обучения

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, комментированного прочтения произведений, лекции и семинары. Коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная формы работы. Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Общение в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».

Технологии: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Общая характеристика учебного предмета

Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.

1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.

2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.

3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.

4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).

Запланированы вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов. Их содержание направлено на деятельностный подход, предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей. Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.

   Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа расширяет литературную эрудицию учащихся; учит воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры.

Основные виды деятельности учащихся.

  1. Познавательная деятельность: чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами.

  2. Творческая деятельность: создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы.

  3. Коммуникативная деятельность: умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.

  4. Исследовательская деятельность: создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной и или мировой литературой

Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения ООП самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средство познания мира и себя в этом мире».

Содержание учебного предмета

Повторение– 1 ч.

Фольклор и литература; сказка, сказ, роман, повесть, рассказ. Герой, лирический герой, автор, рассказчик. Три рода литературы: лирика, драма, эпос. Литературные жанры: роман, повесть, рассказ, пьеса, поэма, стихотворение

Классицизм – 5 ч.

Н. Буало. Поэма-трактат «Поэтическое искусство».

Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии). Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии

М. В Ломоносов. Жизнь и творчество. Теория трёх штилей. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. «Недоросль» (сцены из комедии)

Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии. Приёмы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения.

Сентиментализм и его традиции — 3 ч.

Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин – основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик. «Бедная Лиза». Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы.

А.И. Куприн. Жизнь и судьба. «Гранатовый браслет». Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.

Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?

Русская литература XIX в. —37 ч.

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Фелица» (фрагменты). «Русские девушки», «Снегирь» (по выбору учителя).

Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трёх штилей». Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера. «Невыразимое», «Море». Центральные темы и образы лирики Жуковского. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов.

К.Н. Батюшков. «Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (по выбору учителя). Жизнь и творчество поэта. Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания. Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Торквато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы, повлиявшие на поэзию Батюшкова

Е.А. Баратынский. Жизнь и творчество поэта. «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя). «Поэзия мысли» Баратынского и её автобиографизм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя. Тема любви в творчестве Баратынского. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта. «Унылая» элегичность поэзии Баратынского, её «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника.

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар». Жизнь и судьба. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина. Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг. «К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...». Своеобразие любовной лирики поэта.

Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка. «Бесы»

Особенности инструментовки стихотворения. Приёмы создания таинственной, мистической атмосферы. «Осень» Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля. «Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта.

«Капитанская дочка»

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об «историческом романе». Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк». Драматическая судьба поэта в современном ему мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Особенности метафоры. «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…». Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики: Лермонтов и Байрон. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых, искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»),«Из Гёте» Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике М.Ю. Лермонтова. «Прощай, немытая Россия…», «Родина». Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.

«Мцыри». Гуманистический пафос произведения. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя. Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения

Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор». История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Образ Хлестакова. Приёмы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении. Н.В. Гоголь о смехе.

«Шинель». «Маленький человек» в русской литературе. Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала.

Тема для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич)

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба писателя. «Бедные люди». Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.

Темы для обсужденияВсе мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди?

И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника». Понятие «цикл рассказов». История создания, основные темы. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений. «Бирюк». Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому. «Певцы». Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования. «Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.

Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»)

А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах

Из зарубежной литературы — 13 ч.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад»). Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены). Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен. Сонеты (по выбору учителя). Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира

И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты). Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель.

Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец». В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни

У. Голдинг. «Повелитель мух». Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух».

Р/Р. Возможно ли создание идеального общества?

Из русской литературы ХХ в. — 3 ч.

К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки)

Как рождается художественное произведение? Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.

Творческое задание. К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя

В.А. Пьецух. «Прометейщина». Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. Художественные особенности рассказа.

Р/Р. Мифологический сюжет в современной литературе.

Уроки развития речи – 2 ч.

Повторение и обобщение изученного в 8 классе — 4 ч.

Планируемые результаты

В результате изучения литературы 8 класса ученик должен знать:

  • главных героев изучаемых произведений, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь в познавательной сфере:

  • воспроизводить содержание произведения, истолковывать проблему и систему образов-персонажей, выделять изобразительно-выразительные средства языка работать с книгой;

  • рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать их основные черты, определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать эпизод в связи с проблемой произведения, выражать свое отношение к прочитанному;

  • различать авторский замысел и особенности его воплощения

в коммуникативной сфере:

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,

  • владеть различными видами пересказа;

  • анализировать произведения:

  • работать с литературно-критическим материалом;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать сочинения разных жанров на литературные и свободные темы;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

В эстетической сфере:

  • понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучающихся 8 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

  • Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;

  • Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и т.д.);

  • Формулировать горизонт своих интересов;

  • Пользоваться справочным аппаратом книги, использовать ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипертекстом

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 8 классе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования

  • Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики

  • Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста

  • Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев

  • Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения.

Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся

Предметные результаты: 

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

  • Оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • Сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно ( или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект), в том числе с использованием интернет-ресурсов.

Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования

  • Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики

  • Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста

  • Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев

  • Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения

Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» 
Русская литература XVII, XIX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными

способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их.

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств4

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект) в том числе с использованием интернет-ресурсов.









Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе


Раздел, тема урока

1

Вводный урок. Повторение.


Классицизм -5 часов

2

Н. Буало. Поэма-трактат "Поэтическое искусство"

3

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

4

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия...». «Теория трех штилей» 

5

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

6

«Недоросль». Тема воспитания в комедии


Сентиментализм и его традиции — 3 ч

7

Н.М.Карамзин. Сентиментализм

8

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». 

9

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет».


Русская литература XIX в. —37 ч.

10

Г.Р. Державин. «Фелица»

11

В.А. Жуковский.  «Светлана»

12

К.Н. Батюшков. Элегии

13

Е.А. Боратынский. «Поэзия мысли»

14

А.С. Пушкин. Жизнь и судьба.

15

Тема свободы в лирике А.С. Пушкина.

16

Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина.

17

Своеобразие любовной лирики поэта.

18

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция.

19

«Капитанская дочка». Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

20

«Капитанская дочка».Тема русского бунта.

21

«Капитанская дочка». Автор и рассказчик.

22

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт»

23

Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова.

24

Философская проблематика и психологизм лирики: Лермонтов и Байрон.

25

Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества.

26

«Мцыри». Герой-бунтарь в поэме Лермонтова.

27

Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения

28

Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя.

29

«Ревизор». Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта.

30

Сатира, юмор и ирония в произведении.

31

«Ревизор». Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников.

32

«Шинель». «Маленький человек» в русской литературе.

33

Образ Петербурга в повести.

34

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба писателя.

35

«Бедные люди» Чем богаты «бедные» люди?

36

РР Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

37

И. С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя.

38

Мастерство И.С.Тургенева-рассказчика в «Записках охотника».«Бирюк» 

39

«Певцы» 

40

История несостоявшегося романа в повести «Ася».

41

Романтические черты героини в повести И.С.Тургенева

42

РР Роль пейзажа в повести «Ася»

43

Русская критика о повести : споры о главных героях.

44

А.П.Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином» 

45

«Попрыгунья» 

46

РР Сопоставительный анализ образов героинь.


Из зарубежной литературы — 13 ч.

47

Данте Алигьери «Божественная комедия» («Ад»). Особенности жанра и композиции.

48

«Божественная комедия» пороки человечества и наказание за них

49

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» тема любви рока в трагедии

50

«Ромео и Джульетта» особенности авторского повествования

51

У.Шекспир. Сонеты. Любовь и творчество - основные темы сонетов.

52

И.В.Гёте. «Фауст» (фрагменты). Герой в поисках смысла жизни

53

И.В.Гёте. «Фауст». Вмешательство демонических сил в судьбу человека.

54

РР Обучение рассказу о герое. Фауст и Мефистофель

55

Дж.Р.Р. Толкин. Герои «Властелина колец» в поисках добра и справедливости.

56

«Властелина колец» Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни

57

У. Голдинг. Проблематика романа«Повелитель мух»

58

Символический образ «повелителя мух»

59

РР Написание сочинения Возможно ли создание идеального общества?


Из русской литературы ХХ в. — 3 ч.

60

К.Г.Паустовский «Золотая роза» (отрывки)

61

Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.

62

В.А. Пьецух. Авторская ирония в  рассказе «Прометейщина»

63

РР Подготовка к домашнему сочинению Мифологический сюжет в современной литературе

64-65

Уроки развития речи

66-67

Повторение и обобщение изученного в 8 классе.

68

Итоговый урок. Произведения для чтения летом.









Рекомендации для самостоятельного чтения

Русская литература

А.Т. Аверченко. Рассказы

И.Ф. Анненский. Из книги стихов «Кипарисовый ларец»

А.А. Ахматова. «Вечер», «Белая стая»

К.Д. Бальмонт. Произведения из книги стихов «Под северным небом»

Ю.В. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Горячий снег»

И.А. Бунин. Стихотворения

Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие…»

М. Горький. «Дед Архип и Лёнька»

А.Н. Житинский. «Параллельный мальчик»

М.М. Ибрагимбеков. «За всё хорошее — смерть»

Н.М. Карамзин. «Предания веков» (сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»), «Наталья, боярская дочь»

М.Ю. Лермонтов. «Маскарад»

И.Л. Андроников. «Загадка Н.Ф.И.»

А.П. Платонов. «Сокровенный человек», «В прекрасном и яростном мире»

А.С. Пушкин. Стихотворения, «Бахчисарайский фонтан», «Домик в Коломне»

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матёрой»

А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»

Л.Н. Толстой. «Юность»

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Месяц в деревне», «Накануне»

Н.А. Тэффи. Рассказы

М.И. Цветаева. «Идёшь, на меня похожий…»

А.П. Чехов. Рассказы

Зарубежная литература

Р. Брэдбери. «Вино из одуванчиков»

В. Гюго. «Отверженные», «Человек, который смеётся»

Ч. Диккенс. «Домби и сын»

Дж.Р. Киплинг. «Свет погас», «Отважные мореплаватели»

У. Коллинз. «Лунный камень»

А. Конан Дойл. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»

Дж.Ф. Купер. «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!