СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 8 класс 2020-2021 учебный год на 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Прииртышская средняя общеобразовательная школа» - «Абалакская средняя общеобразовательная школа»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 8 класса

на 2020-2021 учебный год




Планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС ООО




составитель:

учитель русского языка и литературы Бондаренко Н.В.

высшая квалификационная категория








Абалак

2020 год



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Ученик научится:

- определять тему и основную мысль произведения;

- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

оценивать систему персонажей;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

Ученик получит возможность научиться:

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.




Содержание учебного предмета «Литература»


Введение (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (3 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Из древнерусской литературы (4 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» – «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века (2 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.


Из литературы XIX века (33 ч)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж. Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния – зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота ге­роини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).


Из литературы XX века (20 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).


Творчество писателей ХХ века.

Иван Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом..

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Произведения о Великой Отечественной войне.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

Из зарубежной литературы (5 ч).

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан-Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» – сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.






Тематическое планирование


Наименование разделов, тем

Количество часов



Введение

1

1

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

1


Устное народное творчество

3

2

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни.

1

3

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»

1

4

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1


Древнерусская литература

4

5

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

1

6

Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского

1

7

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века

1

8

«Шемякин суд»: особенности поэтики бытовой сатирической повести

1


Из литературы XVIII века

2

9

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии

1

10

Понятие о классицизме. Проблема воспитания истинного гражданина

1


Из литературы XIX века

33

11

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

1

12

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей

1

13

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе

1

14

А.С. Пушкин. «19 октября»

1

15

Пейзажная и любовная лирика Пушкина

1

16

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения

1

17

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин.

1

18

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

1

19

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка»

1

20

Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

21

Обобщающее закрепление по творчеству А.С. Пушкина.

1

22

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова

1

23

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

1

24

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме

1

25

Анализ эпизода из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

1

26

Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

27

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя

1

28

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания.

1

29

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.

1

30

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.

1

31

Особенности композиционной структуры комедии

1

32

Подготовка к домашнему сочинению.

1

33

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в русской литературе.

1

34

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга

1

35

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» - художественно-политическая сатира на общественные порядки.

1

36

Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении

1

37

Обобщающее повторение по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

38

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

39

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

1

40

Образ рассказчика. Главные герои. Особенности композиции

1

41

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

1

42

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

1

43

Психологизм рассказов Чехова

1


Из литературы XX века

20

44

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

1

45

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

1

46

Представления о любви и счастье в семье в рассказе А.И. Куприна

1

47

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия».

1

48

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» – поэма на историческую тему.

1

49

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

1

50

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий

1

51

Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни»

1

52

Обобщающее повторение по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина.

1

53

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин»

1

54

Василий Теркин – защитник родной страны

1

55

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин»

1

56

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский, Б. Окуджава, А.Фатьянов, Л. Ошанин

1

57

В.П. Астафьев. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

1

58

В.П. Астафьев. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

1

59

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»

1

60

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»

1

61

Русские поэты о родине и родной природе.

1

62

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

1

63

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1


Зарубежная литература

5

64

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» - трагедия о поединке семейной вражды и любви.

1

65

Сонеты У. Шекспира.

1

66

Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа

1

67

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1

68

В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман

1


Итого

68


1 четверть

16


2 четверть

17


3 четверть

20


4 четверть

15









































Приложение 1


КАЛЕНДАРно-тематический план


№ п/п

№ в теме

Дата

Тема

Тип урока, форма проведения

предметные результаты обучения



план

факт



Раздел 1. Введение – 1 ч




1

1



Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа


Вводный урок

Знать: понятие «художественная литература»

понимать характерные черты русской литературы, интерес писателя к историческому прошлому, судьбе человечества

Прочитать вступительную статью учебника, подготовить ее краткий пересказ; Ответить на вопрос: «Какие исторические личности, исторические события, упомянутые в прочитанных произведениях, вам знакомы из истории?; Задание по группам: повторить материал, связанный с устным народным творчеством (сказки, былины, пословицы и поговорки, обрядовый фольклор)

Раздел 2. Устное народное творчество – 3 ч




2

1



Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-диспут


Знать: виды народных песен, их тематику;

уметь объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, отличать лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие поэтического языка, многозначность поэтического образа, оценивать исполнение народных песен

Подготовить ответы на вопросы к теме «Хороводные и лирические песни»; написать частушку на школьную тему и подготовить ее исполнение4 сделать иллюстрацию к народной теме (по выбору)

3

2



Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-экскурсия

Знать: определение понятий «народная песня», «историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском фольклоре

; уметь определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств

Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную лексику; выполнить задания и ответить на вопросы учебника4 прочитать статью учебника о древнерусской литературе, ответить на вопросы

4

3



Предания как исторический жанр русской народной прозы

Урок «от­крытия» нового знания

Урок-путешествие

Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности;

уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками, определять сходное и отличное


Раздел 3. Из древнерусской литературы – 4 ч




5

1



Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-лекция

Знать: определения понятий «летопись», «житие»;

уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним

Подготовить связный рассказ о житийной литературе; ответить на вопросы и выполнить задания учебника; составить словарь устаревших слов и выражений, встретившихся в «Повести о житии… Александра Невского», объяснить их

6

2



Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок- диспут

Знать: основные черты образа Александра Невского, его подвиги и государственные дела;

уметь: определять художественные особенности воинской повести и жития, тему и авторский замысел «Жития Александра Невского».

Написать сочинение-размышление на тему «Сын земли Русской»; прочитать статью учебника «О «Повести о Шемякином суде»; подготовить выразительное чтение «Повести о Шемякином суде»

7

3



«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-откровение

Знать: определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности;

уметь находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести

Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовить развернутый ответ , включив выражение Шемякин суд как поговорку

8

4



«Шемякин суд»: особенности поэтики бытовой сатирической повести

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-конференция

Знать: определение понятия «поэтика»; жанровые особенности произведения;

уметь находить приемы сатирического изображения, определять виды комического (ирония, сатира), выявлять авторскую позицию в тексте.

Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Раздел 4. Из литературы XVIII века – 2 ч




9

1



Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии

Урок «от­крытия» нового знания

Урок- проблемный урок

Знать: факты творческой биографии автора, его место в развитии драматургии и театра; историю создания пьесы; действующих лиц, сюжет комедии

; уметь обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт.

Подобрать материал к речевым характеристикам героев пьесы (Скотинин, Простакова, Митрофан, Стародум и др.); подготовить чтение по ролям действия второго; ответить на вопросы и выполнить задания учебника.

10

2



Понятие о классицизме. Проблема воспитания истинного гражданина



Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Мультимедиа урок

Знать определение понятия «классицизм», основные признаки классицизма;

уметь находить в пьесе черты классицизма; анализировать эпизод текста, называть персонажей, выражающих авторскую оценку; давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оценивать новый, просветительский взгляд писателя на человека

Выписать из текста комедии афоризмы, принадлежащие разным героям; вопросы и задания группам для подготовки к дискуссии

Раздел 5. Из литературы XIX века – 33 ч





Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-путешествие

11

1



И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

Освоение новых знаний

Знать: основные сведения о писателе, черты жанра басни, определение понятий «мораль», «аллегория»;

уметь: определять тему и идею басен, понимать иносказательный смысл басен и их мораль

Подготовить инсценированное чтение басни, нарисовать иллюстрации к басне; прочитать думу К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»

12

2



К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей

Урок «от­крытия» новых знаний

Урок-путешествие

Знать основные сведения о поэте, исторические события, ставшие источником написания дум, понимать тему и идейный замысел текста,

уметь выразительно читать, комментировать и анализировать текст

Ответить на вопросы и выполнить задания учебника; подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака». Индивидуально: подготовить сообщение об эпохе Екатерины 2 и причинах пугачевского бунта»

13

3



А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе

Урок «от­крытия» нового знания

Урок-путешествие

Знать: основные факты биографии поэта, его произведения, связанные с историей,

уметь объяснять интерес писателя к исторической теме

Подготовить пересказ отрывка из «Истории Пугачевского бунта» А.С. Пушкина; перечитать повесть «Капитанская дочка»; подготовить характеристику главного героя –Петра Гринева

14

4



А.С. Пушкин. «19 октября»

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-обсуждение

Знать: факты жизни поэта (лицейские годы, Михайловская ссылка), понимать отношение Пушкина к «лицейскому братству», скрепленному «лицейским духом»;

уметь наблюдать над словом в его художественной функции, над интонацией и построением стихотворения, определять основные мотивы каждой строфы, выразительно читать текст

Подготовить выразительное чтение стихотворения «19 октября»; подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Туча» и «К***».

15

5



Пейзажная и любовная лирика Пушкина

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-обсуждение

Знать: историю создания стихотворений;

уметь: объяснять скрытый символический смысл стихотворения «Туча», композицию, прослеживать смену интонаций; уметь выразительно читать


16

6



А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения

Урок «от­крытия» нового знания

Урок-путешествие

Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II;

уметь определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя, объяснять отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания по «Истории Пугачева»

Прочитать главы 3-5; подготовить рассказ о жизни Гринева до начала осады крепости Пугачевым

17

7



Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-обсуждение

Понимать: особенности жанра, роль эпиграфов; уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; что самостоятельная жизнь Гринева - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его внутреннего мира;

уметь анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести героя и человеческой порядочности, давать сравнительную характеристику героям

Перечитать главы 6,7, подготовить пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль повествования; раскрыть роль эпиграфов к главам 6,7; составить словарик устаревших слов и выражений, слов с неясными для вас значением; уточнить значение слов по словарю

18

8



Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

Освоение новых знаний

Понимать: отношение автора и других действующих лиц к героине, роль Маши в судьбе Гринева и смысл образа Маши Мироновой в поэтике романа;

уметь анализировать текст художественного произведения, объяснять смысл названия романа


19

9



Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка»

Урок «от­крытия» новых знаний

Урок-путешествие

Знать, почему роман «Капитанская дочка» называют поэтическим завещанием Пушкина; как соотносится в произведении историческая правда и художественный вымысел;

понимать: особенности жанра, идейно-художественное содержание романа, место обычного человека в великих исторических событиях;

уметь: находить и объяснять приметы романа в его композиции, смысл эпиграфов, различать историческую правду и художественный вымысел, анализировать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев

Подготовиться к итоговому уроку по повести «Капитанская дочка»; индивидуально: сопоставить изображение буран во 2 главе «Капитанской дочки» с описанием метели в повести А.С. Пушкина «Метель»; подготовить иллюстрации к повести

20

10



Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

P.P.Урок рефлек­сии

Урок-сочинение

Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать его логике при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка

Дописать сочинение

21

11



Обобщающее закрепление по творчеству А.С. Пушкина.

Урок разви­вающего контроля

Урок- письменная работа

Знать: содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений А. С. Пушкина,

уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы


22

12



М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Мультимедиа-урок

Понимать, что значил Кавказ для Лермонтова-человека, Лермонтова-поэта, Лермонтова-офицера; знать: факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавказом


23

13



М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-экспедиция

Знать историю создания поэмы, ее сюжет, понимать тему и идею произведения;

уметь выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя; уметь давать характеристику литературному герою

Перечитать поэму «Мцыри», подготовить выразительное чтение одной из глав; уточнить значения терминов: тема, идея, сюжет, композиция, поэма.

24

14



Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме


Урок «от­крытия» нового знания

Урок-путешествие

Уметь: выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять ее своеобразие особенностями романтизма, проявившимися в поэме, оценивать лирически приподнятый язык поэмы, определять стихотворный размер; выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя поэмы (пейзаж, портрет, деталь, изобразительно-выразительные средства)

Подготовить рассказ на тему «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника; составить цитатный план поэмы; ответить на вопросы. (какова цель побег Мцыри? (выписать цитаты в тетрадь); что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Какие эпизоды трехдневных скитаний героя вы считаете особенно важными? Почему?; Почему погиб Мцыри?)

25

15



Анализ эпизода из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Мультимедиа-урок

Уметь определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу, проследить развитие его чувств, оценивать особенности речи, определять роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде

подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри»; прочитать статьи учебника;; ответить на вопросы и выполнить задания

26

16



Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Мультимедиа-урок

Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка

Написать сочинение-характеристику героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; прочитать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор»; индивидуально: подготовить сообщение об истории создания «Ревизора»

27

17



Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Мультимедиа-урок

Знать: факты жизни и творческой деятельности Н. В. Гоголя, понимать роль исторической темы в творчестве писателя


28

18



Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-диспут


Знать исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую истории пьесы, реакцию на нее зрителей и императора Николая I, противоречивые оценки пьесы современниками; понимать идейный замысел комедии;

уметь объяснять отношение современников и императора к пьесе Н. В. Гоголя

Подготовить характеристики действующих лиц (по группам); подготовить выразительное чтение сцен комедии по ролям; ответить на вопросы и выполнить задания учебника

29

19



Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-экскурсия

Знать: содержание комедии, понимать, ее сюжет, черты общественного строя России первой половины 19 века;

уметь подтверждать примерами из первого действия пьесы повсеместность произвола и беззакония властей, изображенных Гоголем, почувствовать нарастание страха, стремительность развития первого действия, определять завязку действия комедии

Ответить на вопросы и выполнить задания учебника; подготовить характеристику Хлестакова; подготовить выразительное чтение сцен комедии по ролям

30

20



Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-конференция


понимать, что такое хлестаковщина

Уметь анализировать поступки, поведение, характер героя, выявлять авторскую точку зрения;

Ответить на вопросы учебника; повторить литературоведческие термины, связанные с сюжетом и композицией; индивидуально: подготовить сообщения на темы: «Образ Петербурга в комедии», «Роль гротеска в комедии»

31

21



Особенности композиционной структуры комедии

Урок «от­крытия» нового знания

Урок-обсуждение

понимать роль «миражной интриги», называть средства создания образа Петербурга («страхоточивого города),

Уметь объяснять композицию пьесы, уметь: объяснять значение «немой сцены», ее символический смысл, композиционную роль

Написать сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

32

22



Подготовка к домашнему сочинению.

Урок обобщения и систематизации изученного материала, развития речи

Уметь делать обобщенные выводы о героях комедии, объяснять конфликт и сюжет художественного произведения, как в действии драматического произведения обнаруживаются особенности характеров героев, отношение драматурга к изображаемой им жизни


33

23



Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в русской литературе.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-диспут


Уметь: анализировать текст повести, делать выводы об изменениях в портрете, поведении, речи, настроении Башмачкина с появлением шинели; сопоставлять литературные произведения, выявлять общие мотивы, темы и своеобразие каждого из них

Ответить на вопросы и выполнить задания учебника по повести Н.В. гоголя «Шинель»; подготовить характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина

34

24



Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-экскурсия

понимать основные черты гоголевского Петербурга, связь образа города с душевным состоянием и судьбой героя

Уметь оценивать отношение автора к изображаемому, роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича,

Перечитать «Историю одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина; прочитать статью в учебнике о М.Е. Салтыкове-Щедрине; ответить на вопросы и выполнить задания

35

25



М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» - художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-конференция


Знать основные сведения об авторе, содержание «Сказок» Салтыкова-Щедрина, особенности изображения народа и власти в романе «История одного города», понимать идейный замысел автора,

уметь давать характеристику литературным персонажам

подготовить чтение фрагмента «Истории одного города» по ролям; составить небольшой словарик трудных слов и оборотов, встречающихся в тексте; подготовить краткий пересказ фрагмента «История …»; ответить на вопросы учебника

36

26



Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении

Урок «от­крытия» нового знания

Урок-обсуждение

Знать средства комического, понимать их роль в создании образов градоначальников,

уметь давать характеристику литературным персонажам

Подготовить письменный ответ на один из вопросов: 1. Как мог страдать город от деятельности глуповских градоначальников? 2. Могли ли влиять сатирические произведения Салтыкова-Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? 3. В чем актуальность произведений Салтыкова-Щедрина; прочитать рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»; индивидуально: подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.С. Лескова

37

27



Обобщающее повторение по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Урок обобщения и систематизации изученного материала, письменная работа

Знать: содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина,

уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы


38

28



Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Урок «от­крытия» нового знания

Урок- обзорная лекция

Знать основные сведения о писателе, содержании его произведений, понимать идейный замысел рассказа «Старый гений»,

уметь давать характеристику персонажам

Подготовить письменное рассуждение на тему Кто виноват в страданиях героини?; прочитать рассказ Л.Н. Толстого «После бала»

39

29



Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-консультация

Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание; перекличку двух эпох, изображенных писателем: 40-е годы 19 века (время Николая I) и 900-е годы;

уметь: объяснять причину обращения писателя к давно прошедшим событиям, понимать обличительную силу рассказа, «срывание масок» с людей, нарушающих законы добра и милосердия

Ответить на вопросы и выполнить задания учебника; подготовить характеристику героев рассказа «После бала» Ответить на вопросы и выполнить задания учебника; подготовить характеристику героев рассказа «После бала»

40

30



Образ рассказчика. Главные герои. Особенности композиции

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-диспут

Давать характеристику главному герою рассказа, понимать его жизненную позицию;

уметь выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику персонажам рассказа с учетом отношения автора; определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича

Подготовить письменные характеристики героев рассказа. Подготовить письменные характеристики героев рассказа. Написать сочинение по рассказу «После бала»; подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений в жанре пейзажной лирики

41

31



Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.


Урок об­щемето­дологической направ­ленности



Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определять роль изобразительно–выразительных средств в раскрытии идеи произведения

Написать сочинение-анализ одного из стихотворений в жанре пейзажной лирики; прочитать рассказ А.П. Чехова «О любви2; подготовить доклад на тему «Особенности изображения «маленького человека» в рассказах А.П. Чехова»

42

32



А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-практикум

Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему;

уметь выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и любовью; выявлять отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе

Письменно ответить на вопрос: «Каково ваше впечатление от рассказа А.П. Чехова «О любви»; прочитать рассказ И.А. Бунина «Кавказ»

43

33



Психологизм рассказов Чехова

Урок «от­крытия» нового знания

Урок-путешествие

Понимать причины поведения чеховских героев, их психологию,

уметь находить в тексте аргументы для обоснования своих суждений

Написать сочинение-рассуждение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?»; индивидуально: подготовить сообщение на тему «куликовская битва и ее отражение в литературе»

Раздел 6. Из литературы XX века – 20 ч





44

1



И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-лекция

Знать содержание текста; понимать проблемы, поставленные автором, бунинское восприятие темы любви

уметь определять тему рассказа,

Написать сочинение-размышление по рассказу «Кавказ»; прочитать «Куст сирени» А.И. Куприна

45

2



А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок- диспут

Знать автора, факты жизни и творчества писателя, сюжет рассказа; выявлять нравственные проблемы произведения, определять его художественную идею;

уметь давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора

Написать сочинение-рассуждение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?»; индивидуально: подготовить сообщение на тему «куликовская битва и ее отражение в литературе»

46

3



Представления о любви и счастье в семье в рассказе А.И. Куприна

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-конференция 

Понимать сложность поставленных автором проблем, точку зрения героя и автора, формулировать свою точку зрения


47

4



А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия».

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-лекция

Знать основные факты жизни и творчества поэта;

уметь определять род и жанр литературного произведения; формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения

Подготовить пересказ фрагментов статьи Д.С. Лихачев «Мир на Куликовом поле»; подготовить выразительное чтение цикла «На поле Куликовом»; ответить на вопросы учебника; индивидуально: сделать иллюстрации к циклу Блока «На поле Куликовом» (по желанию) Выучить наизусть одно из стихотворений цикла «На поле Куликовом»; индивидуально: подготовить сообщение о биографии Есенина

48

5



С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» – поэма на историческую тему.


Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок- диспут

Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, историю создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вождя восстания; понимать оценку бунта Пугачева Есениным

уметь: объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте поэмы

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы С.А. Есенина «Пугачев; сопоставить образы Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина

49

6



И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-конференция 

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности; понимать сложный путь творчества писателя;

уметь определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками

Написать рассказ на тему «как я написал свое первое сочинение»; прочитать М.А. Осоргина «Пенсне»

50

7



Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий

Урок

внеклассного

чтения.


Знать историю журнала «Сатирикон»; как строится юмористическое произведение; понимать юмористическое освещение исторических событий в произведении;

уметь: определять художественные средства, создающие юмористический или сатирический эффект, отличать плоскую и неумную шутку от настоящего юмора

Подготовить выразительное чтение или пересказ близко к тексту одного из отрывков «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом»; прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», ответить на вопросы учебника; прочитать рассказ М. Зощенко «История болезни», ответить на вопросы учебника

51

8



Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни»

Урок «от­крытия» нового знания

Урок-беседа

Знать факты жизни и творческой деятельности писателей;

уметь: отмечать афористичность, краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе Н.Тэффи, сочетание проникновенных и правдивых чувств в рассказе М.Зощенко, понимать абсурдность происходящего в сатирических произведениях

Подготовить устный отзыв на один из рассказов Тэффи или Зощенко; прочитать статью учебника «А.Т. Твардовский», ответить на вопросы; прочитать главы из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

52

9



Обобщающее повторение по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова,

И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина.

Урок «от­крытия» нового знания

Урок-экспедиция

Знать: содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина;

уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы


53

10



А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин»

Урок «от­крытия» новых знаний

Урок-путешествие

Знать факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы; понимать ее сюжет, который складывался по мере хода всенародной войны, соотношение жизненной правды и художественного вымысла, тему исторической памяти

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»; ответить на вопросы учебника

54

11



Василий Теркин – защитник родной страны

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Мультимедиа-урок

Знать содержание глав,

уметь анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей

Подготовиться к сочинению по поэме Твардовского «Василий Теркин»; составить план, подобрать цитаты.

55

12



Композиция и язык поэмы «Василий Теркин»

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Мультимедиа-урок

Понимать жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы;

уметь находить в поэме сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность поэме, роль авторских отступлений, стилевое многообразие поэмы, включение лирических глав


56

13



Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский, Б. Окуджава, А.Фатьянов, Л. Ошанин

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Мультимедиа-урок

Знать автора стихотворений, композиторов, положивших стихи на музыку;

уметь объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными

Выучить одно из стихотворений наизусть

57

14



В.П. Астафьев. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

Урок «от­крытия» нового знания

Урок- проблемный урок

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

мультимедиа урок

понимать человеческие характеры и взаимоотношения между людьми

Уметь определить основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечать непринужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений;


58

15

Подготовить характеристики героев; подготовить пересказ текста от лица разных персонажей, используя план.

59

16



Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-путешествие

Уметь написать отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, V обосновать свой выбор, определить тему, идею произведения, объяснить, как тема раскрывается (через сюжет, особенности построения, характеры персонажей), как выражается авторская идея в произведении


60

17

Прочитать статью учебника «В.П. Астафьев», ответить на вопросы; прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

61

18



Русские поэты о родине и родной природе.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности



Уметь определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

Выучить наизусть стихотворение

62

19



Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-практикум

Уметь анализировать произведение, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств

Подготовиться контрольной работе

63

20



Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

Урок разви­вающего контроля

Урок- письменная работа

Знать: содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений,

уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы



Раздел 7. Зарубежная литература – 5 ч



64

1



У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» - трагедия о поединке семейной вражды и любви.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

мультимедиа урок

Знать факты биографии и творческой деятельности автора;

уметь объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев, определять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи трагедии, делать выводы об утверждении бесценности и вечности любви

Подготовить выразительное чтение фрагментов трагедии (по ролям); подготовить характеристики героев

65

2



Сонеты У. Шекспира.

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

Урок-путешествие

Уметь: определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер; понимать иносказательность языка сонетов, богатство выражения человеческих

Прочитать комедию Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»; индивидуально: подготовить сообщение о жизни и творчестве Ж.-Б. Мольера

66

3



Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа

Урок «от­крытия» нового знания

Урок- проблемный урок

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности (путь Мольера к театру и литературе, судьба великого драматурга); понимать особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт (столкновение разумного и неразумного начал, правила трех единств).

Понимать: способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов;

уметь определять приемы создания Мольером комических ситуаций, их роль в пьесе; объяснять конфликт комедии, уметь составлять характеристику персонажей, определять идейно-художественное родство сатиры Мольера и Фонвизина

Подготовить устный отзыв о спектакле по комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»; подготовить выразительное чтение фрагментов комедии по ролям

67

4



Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

Урок об­щемето­дологической направ­ленности

мультимедиа урок

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание произведения;

уметь пересказывать, объяснять отношение автора к изображенному, понимать переносный смысл использованных бытовых деталей


68

5



В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман

Урок разви­вающего контроля

Урок- защита проектов

Знать: автора и факты его биографии и творческой деятельности, содержание произведения; понимать: историческое время, изображенное в романе, поступки героев;

уметь: выявлять своеобразие исторического романа, сопоставлять его с романом А. С. Пушкина «Капитанская дочка», оценивать сплетение в романе истории и вымысла, сочетание правды истории и фантазии

Подготовить характеристику героев романа В. Скотта «Айвенго»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!