СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»


Содержание




  1. Пояснительная записка……………………………………………………….……….3


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета……….……………...........5


  1. Содержание учебного предмета…………………………..………..……..……..........8


  1. Формы, методы и технологии обучения …………………………………………...16


  1. Формы, методы работы с учащимися испытывающими трудности в обучении….17


  1. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся……..18


  1. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………..19


  1. Поурочно-тематическое планирование……………………………………….…...…20


9. Лист корректировки поурочно-тематического планирования…………………...…26

























2.



1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основании следующих нормативных документов и материалов:

1. ФГОС ООО;

2.Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 3-е издание. Москва. «Просвещение», 2016г.

3.Основной образовательной программы ООО МБОУ ОООШ;

4.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год;

5.Учебного плана МБОУ ОООШ на 2020-2021 учебный год;

6.Календарного графика МБОУ ОООШ;

7.Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ ОООШ (утв. 2019 г.).


Рабочая программа ориентирована на учебник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.)

– М.: Просвещение, 2017 и Поурочные разработки: Книга для учителя. Уроки литературы в 8 классе. Беляева Н.В. -М.: Просвещение, 2017.

Данная программа предназначена для реализации в 2020-2021 учебном году в 8 классе МБОУ «Орлеанская ООШ» рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),

в том числе уроков развития речи: 8, внеклассного чтения: 8.


Цели и задачи обучения предмету:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства

с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном

3.

тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,

представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Используемая в тексте программы система условных обозначений:

Р.р.- развитие речи

Вн.чт.- внеклассное чтение

Стр.- страница























4.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпо-

чтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом регио-

нальных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей

среде; 5.

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументи-ровать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной

речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

6.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного

типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



7.


3. Содержание учебного предмета

литература 8 класс


Распределение учебных часов по разделам программы

п/п

Наименование раздела

Всего часов

в том числе

контр.работ



р.р.



вн.чт.

1.

Введение

-

-

-

(урок №1)

2.

Устное народное творчество

-

-

-

(уроки с№2 по №3)

3.

Из древнерусской литературы

-

-

-

(уроки с №4 по №5)

4.

Из литературы 18в

-

1

-

(уроки с №6 по №8)

5.

Из литературы 19в

36ч

3

4

4

(уроки с №9 по №44)

6.

Из русской литературы 20в

21ч

2

3

2

(уроки с №45 по №65)

7.

Из зарубежной литературы

-

-


(уроки с №66 по №69)

8.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе


1

-

2

(урок №70)


Всего:

70ч



Наименование

урока

Всего часов

Контр.раб.

21

33

41

48

65

70

-

-

Р.р.

8

18

25

30

42

47

51

62

Вн.чт.

11

20

34

44

55

56

68

69

















8.


Содержание учебного предмета


Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице ме-

телица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.

Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и исто рическом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание.

Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции.

Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

Теория литературы. Историзм художественной литературы

(начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха.

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя

как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества.

Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.

Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва.

Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.Теория литературы. Драматическая поэма (начальные пред-

ставления).

Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки).

Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и ворот-

ник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине.

Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме.

Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1941—1945 годов (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский.

«Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава.

«Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов.

«Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Оте чественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографическийхарактер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).__ Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча»,

«Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп.

«Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!»,

«Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих

не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира —«богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).

XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.

Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл

комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).





15.


4. Формы, методы, технологии обучения

(согласно системно-деятельностному подходу)


При изучении курса используется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения, в том числе информационно-коммуникативных.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Технологии обучения:

- практические работы;

- беседа;

- тестирование;

- выразительное чтение;

- подробный и сжатый пересказ;

- творческие письменные работы;

- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

- создание презентаций;

- сочинение синквейнов;

- написание эссе;

- составление тестов учащимися.

Технологии, используемые в образовательном процессе:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии


Методы работы:

  1. Активные (взаимодействие учащегося и учителя)

  2. Интерактивные (диалог, работа в парах, мозговой штурм, дискуссия)

  3. Исследовательские (частично-поисковый, проблемный)

  4. Проектные (применение учащимися знаний, умений и навыков приобретенных при изучении разных предметов)

  5. Творческие (создавать новое, принимать нестандартные решения).

5. Формы, методы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении

- индивидуальный подход на уроках, 

-дифференцированные задания,

-индивидуальные задания, 

-работа в парах, 

-работа в группах.

17.

6. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Формы контроля:

-индивидуальный

-групповой

-фронтальный

Виды контроля:

-предварительный,

-текущий,

-тематический,

-итоговый.

Промежуточный контроль: самостоятельная работа; анализ текстов; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; сочинение; тест; терминологический диктант, составление синквейнов, таблиц, кластеров.

Итоговый контроль: защита проекта, портфолио, исследовательской работы; сочинение; тест.

Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным (устным и письменным). Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки и вида контроля (итоговый, промежуточный).

















18.



7.Учебно-методическое обеспечение


1.Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 3-е издание. Москва. «Просвещение» 2016г.

2. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.) Москва. Просвещение, 2017г.

3. Поурочные разработки: Уроки литературы в 8 классе. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Беляева Н.В. Москва. Просвещение, 2017г.

4. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. 8 класс. Москва. Просвещение, 2014.

5. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014.
































19.

Поурочно-тематическое планирование

литература 8 класс

п/п

урока в разделе

Тема

Количество часов


Вид

занятия

Дата


Примечание



1. Введение




1.

1.

Русская литература и история.


1


01.09




2. Устное народное творчество




2.

1.

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

1


03.09


3.

2.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1


08.09




3. Из древнерусской литературы




4.

1.

«Житие Александра Невского» (Фрагменты).

1


10.09


5.

2.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

1


15.09




4. Из литературы 18 века




6.

1.


Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии.

1


17.09


7.

2.

Д.И.Фонвизин. « Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии.

1


22.09


8.

3.

Р.р. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

1

Урок развития речи

№1

24.09




5. Из литературы 19 века

36ч




9.

1.

И.А.Крылов. «Обоз»- басня о войне 1812г.

1


29.09


10.

2.

К.Ф.Рылеев. « Смерть Ермака как романтическое произведение.

1


01.10


11.

3.

Вн.чт. А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки).

1

Урок внеклассного чтения №1

06.10


12.

4.

А.С.Пушкин « Капитанская дочка» как реалистический исторический роман.

1


08.10


13.

5.

А.С. Пушкин « Капитанская дочка»: образ главного героя.

1


13.10


14.

6.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа.

1


15.10


15.

7.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

1


20.10


16.

8.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения.

1


22.10


17.

9.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры.

1


03.11


18.

10.

Р.р. А.С.Пушкин. « Капитанская дочка».

1

Урок развития речи

№2

05.11


19.

11.

А.С.Пушкин « 19 октября», «Туча».

1


Наизусть

10.11


20.

12.

Вн.чт. А.С.Пушкин « К ***» (« Я помню чудное мгновение …) и другие стихотворения, посвящённые темам любви и творчества.

1

Урок внеклассного чтения №2;

наизусть

12.11


21.

13.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

1

Контрольная работа

17.11


22.

14.

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.

1


19.11


23.

15.

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»: образ романтического героя.

1


24.11


24.

16.

М.Ю. Лермонтов « Мцыри»: особенности композиции поэмы.

1


26.11


25.

17.

Р.р. М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

1

Урок развития речи

№3

01.12


26.

18.

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально – историческая комедия.

1


03.12


27.

19.

Н.В. Гоголь. « Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.

1


08.12


28.

20.

Н.В.Гоголь «Ревизор»: образ Хлестакова.

1


10.12


29.

21.

Н.В.Гоголь « Ревизор»: сюжет и композиция комедии.

1


15.12


30.

22.

Р.р. Н.В.Гоголь « Ревизор».

1

Урок развития речи

№4

17.12


31.

23.

Н.В.Гоголь « Шинель»: своеобразие реализации темы

« маленького человека».

1


22.12


32.

24.

Н.В.Гоголь «Шинель» как «петербургский текст».

1


24.12


33.

25.

Контрольная работа по творчеству М.Ю Лермонтова и Н.В.Гоголя.

1

Контрольная работа

12.01


34.

26.

Вн.чт. И.С. Тургенев. « Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе.

1

Урок внеклассного чтения №3

14.01


35.

27.

М.Е. Салтыков – Щедрин.

« История одного города»

(отрывок): сюжет и герои.

1


19.01


36.

28.

М.Е. Салтыков – Щедрин. « История одного города» (отрывок): средства создания комического.

1


21.01


37.

29.

Н.С.Лесков « Старый гений»: сюжет и герои.

1


26.01


38.

30.

Н.С.Лесков « Старый гений»: проблематика и поэтика.

1


28.01


39.

31.

Л.Н.Толстой « После бала»: проблемы и герои.

1


02.02


40.

32.

Л.Н.Толстой « После бала»: особенности композиции и поэтики рассказа.

1


04.02


41.

33.

Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова – Щедрина, Н.С.Лескова Л.Н.Толстого.

1

Контрольная работа;

наизусть

09.02


42.

34.

Р.р. Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.

1


Урок развития речи

№5

11.02


43.

35.

А.П.Чехов. « О любви»

(из трилогии).

1


16.02


44.

36.

Вн.чт. А.П.Чехов. «Человек в футляре».

1

Урок внеклассного чтения №4

18.02




6. Из русской литературы 20 века

21ч




45.

1.

И.А. Бунин. « Кавказ»: лики любви.

1


25.02


46.

2.

А.И.Куприн. « Куст сирени»: история счастливой любви.

1


02.03


47.

3.

Р.р. Урок- диспут « Поговорим о превратностях в любви».

1

Урок развития речи

№6

04.03


48.

4.

Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И.Куприна.

1

Контрольная работа

09.03


49.

5.

А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

1



Наизусть

11.03


50.

6.

С.А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему.

1


16.03


51.

7.

Р.р. Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, Пушкина и Есенина.

1

Урок развития речи

№7

18.03


52.

8.

И.С.Шмелёв « Как я стал писателем»: путь к творчеству.

1


01.04


53.

9.

М.А.Осоргин. « Пенсне»: реальность и фантастика.

1


06.04


54.

10.

Журнал « Сатирикон ». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

1


08.04


55.

11.

Вн.чт. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

1

Урок внеклассного чтения №5

13.04


56.

12.

Вн.чт. М.М.Зощенко. «История болезни» и другие рассказы.

1

Урок внеклассного чтения №6

15.04


57.


13.

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война.

1


20.04


58.

14.

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя.

1


22.04


59.

15.

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы.

1


27.04


60.

16.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1


Наизусть

29.04


61.

17.

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.

1


04.05


62.

18.

Р.р. В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

1

Урок развития речи

№8

06.05


63.

19.

Русские поэмы о родине, родной природе (обзор).

1


Наизусть

11.05


64.

20.

Поэты русского зарубежья о родине.

1


13.05


65.

21.

Годовая контрольная работа по литературе в форме ГИА.

1

Контрольная работа

18.05




7. Из зарубежной литературы




66.

1.

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта».

1


20.05


67.

2.

Сонет как форма лирической поэзии.

1


25.05


68.

3.

Вн.чт. Ж.- Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).


1

Урок внеклассного чтения №7

27.05


69.

4.

В. Скотт. «Айвенго».


1

Урок внеклассного чтения №8





8. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе




70.

1.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. (Выявление уровня литературного развития учащихся).

1

Контрольная работа



Итого: 35 (учебных недель)*2 (часа в неделю) = 70ч,

Из них: р.р.-8, вн.чт.-8.











































График проведения контрольных работ

литература 8 класс


п/п

Наименование

урока

Методическое пособие

Дата

1.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

21

Беляева Н.В.Уроки литературы в 8 кл.

Поурочные разработки: книга для учителя.

Стр.79


2.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя

33

Беляева Н.В.Уроки литературы в 8 кл.

Поурочные разработки: книга для учителя.

Стр.120


3.

Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова – Щедрина, Н.С.Лескова Л.Н.Толстого.

41

Беляева Н.В.Уроки литературы в 8 кл.

Поурочные разработки: книга для учителя.

Стр.149


4.

Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И.Куприна.

48

Беляева Н.В.Уроки литературы в 8 кл.

Поурочные разработки: книга для учителя.

Стр.172


5.

Годовая контрольная работа по литературе в форме ГИА.

65

Беляева Н.В.Уроки литературы в 8 кл.

Поурочные разработки: книга для учителя.

Стр.229


6.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. (Выявление уровня литературного развития учащихся).

70

Беляева Н.В.Уроки литературы в 8 кл.

Поурочные разработки: книга для учителя.

Стр.241


Всего: контр. работ-6ч.




















Лист корректировки поурочно-тематического планирования


Предмет: литература

Класс: 8

Учитель: Балюх Н.В.


урока

Тема

Количество часов

Причина

корректировки

Способ

корректировки

По плану

Дано




























































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!