Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Б.А.Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2015г.
Программа рассчитана на 70 часов.
В программе реализуются идеи Стандарта полного (общего) образования по литературе и полностью охвачен минимум литературного образования.
Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая и культуроведческая компетенции.
УМК под. ред. Ланина Б.А.
УМК под. ред. Ланина Б.А. (8 «В» класс)
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
план | корректировка | |
I триместр | |
Введение. Повторение-1ч | |
| Вводный урок. Литература в поисках героя. Повторение. Фольклор и литература. Три рода литературы. Внеклассное чтение. По страницам любимых книг. | 6.09 | | |
Классицизм-6ч | |
-
| М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество «Ода на день восшествия...». «Теория трех штилей» Чтение наизусть. | 8.09 | | |
-
| Классицизм. А.Буало. «Поэтическое искусство» | 13,09 | | |
-
| Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» - комедия классицизма | 15,09 | | |
-
| Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. Комедия как драматический жанр. «Недоросль» (сцены из комедии). | 20,09 | | |
-
| Черты классицизма в пьесе. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения. Чтение наизусть. | 22,09 | | |
-
| Приемы создания комического. Речь героев | 27,09 | | |
Сентиментализм и его традиции —-3 ч | | 25,09 |
-
| Сентиментализм. Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество. «Бедная Лиза». Образ главной героини повести. | 30.09 | | |
-
| Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» | 4,10 | | |
-
| А.И.Куприн . Жизнь и творчество. «Гранатовый браслет». Тема любви. Роль цветовой детали. | 6,10 | | |
Русская литература XIX века — 36 ч | |
-
| Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С.Пушкина. Г.Р.Державин. Жизнь и творчество.«Памятник». «Властителям и судиям». Многообразие тематики поэзии Г.Р.Державина(«Ключ», «Фелица», «Снигирь» и др). Чтение наизусть. | 11.10 | | |
-
| В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Центральные темы и образы лирики В.А.Жуковского. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Чтение наизусть. | 13.10 | | |
-
| К.Н.Батюшков. Жизнь и творчество. «Вакханка», «Мой гений» Е.А. Баратынский. Жизнь и творчество «Родина», «Разуверение». Чтение наизусть. | 18.10 | | |
-
| Внеклассное чтение. Ю.Н.Тынянов «Пушкин». | 25.10 | | |
-
| А.С.Пушкин. Тема свободы в лирике А.С.Пушкина. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар» | 27.10 | | |
-
| Своеобразие любовной лирики поэта. «К***», «На холмах Грузии…», «Я Вас любил». Чтение наизусть. | 8.11 | | |
-
| Болдинская осень в лирике А.С.Пушкина. «Бесы», «Осень». Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Эхо». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Чтение наизусть. | 10.11 | | |
-
| Развитие речи. Анализ лирического произведения. | 15.11 | | |
-
| Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петруши Гринева. | 17.11 | | |
-
| Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственного поступка. | 22.11 | | |
-
| Защитники Белогорской крепости. Образ Маши Мироновой. Чтение наизусть отрывка из повести. | 24.11 | | |
-
| Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Тема русского бунта. Смысл названия повести «Капитанская дочка». Роль эпиграфа. | 29.11 | | |
-
| Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Становление личности Петра Гринёва». | 30.11 | | |
-
| Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Повести Белкина» (на выбор) | 1.12 | | |
II триместр | |
-
| М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Драматическая судьба поэта в современном ему мире. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк». Чтение наизусть. | 6.12 | | |
-
| Духовный мир лирического героя поэзии Лермонтова. «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…». Тема родины в лирике Лермонтова. «Прощай, немытая Россия…», «Родина». Чтение наизусть. | 8.12 | | |
-
| Развитие речи. Анализ лирических произведений М.Ю.Лермонтова.( по выбору) | 13.12 | | |
-
| История создания поэмы «Мцыри». Образ главного героя поэмы. «Мцыри» как романтическая поэма | 15.12 | | |
-
| Образы-символы в поэме. Особенности композиции и конфликта. Особенности языка поэмы. Чтение наизусть. | 20.12 | | |
-
| Развитие речи. Подготовка к классному сочинению «Трагедия и счастье сильной личности». | 22.12 | | |
-
| Развитие речи. Сочинение «Трагедия и счастье сильной личности». | 27.12 | | |
-
| Н.В.Гоголь. Судьба писателя. История создания комедии «Ревизор». Сюжет и композиция | 29.12 | | |
-
| Город N в комедии «Ревизор»: смысл эпиграфа. Групповой портрет чиновников | 17.01 | | |
-
| Образ Хлестакова. Хлестаковщина. Приёмы создания комического. Сатира, юмор и ирония в про изведении. Чтение наизусть отрывка. | 19.01 | | |
-
| Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | 24.01 | | |
-
| Развитие речи. Контрольное сочинение «Значение немой сцены в комедии Н.В.Гоголя». | 26.01 | | |
-
| Н.В.Гоголь. «Петербургские повести», «Шинель». «Маленький человек» в русской литературе. | 31.01 | | |
-
| Образ «маленького человека» в повести «Шинель». Трагическая судьба героя. | 2.02 | | |
-
| Отношение автора к своему герою | 7.02 | | |
-
| Образ Петербурга. Фантастика в повести | 9.02 | | |
-
| Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Роман «Бедные люди»». Тема «маленького человека» | 14.02 | | |
-
| Традиции Гоголя в произведении Достоевского | 16.02 | | |
-
| И. С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. Мастерство Тургенева-рассказчика в «Записках охотника».«Бирюк» | 21.02 | | |
-
| И. С. Тургенев. «Певцы» | 23.02 | | |
-
| И. С. Тургенев. История несостоявшегося романа в повести «Ася». Романтические черты героини | 28.02 | | |
-
| Роль пейзажа в повести «Ася». Чтение наизусть отрывка. | 2.03 | | |
III триместр | |
-
| Развитие речи. Русская критика о повести И. С. Тургенева «Ася». | 7.03 | | |
-
| Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Образ тургеневской девушки в повести "Ася"» | 9,03 | | |
-
| Внеклассное чтение. И.С.Тургенев «Часы». | 14.03 | | |
-
| И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Эгоист»). Художественные особенности стихотворения в прозе: лирический сюжет, звукопись, развёрнутая метафора.Наизусть. | 16,03 | | |
-
| А.П.Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонимом» | 21,03 | | |
-
| А.П.Чехов. «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. | 23,03 | | |
-
| Развитие речи. Сопоставительный анализ образов героинь. Ироническое и лирическое в рассказах | | | |
Из русской литературы XX века | |
-
| М. А. Булгаков. Жизнь и творчество писателя. Повесть «Собачье сердце» Идея переделки человеческой природы. Повторение. Литературные направления. | 4,04 | | |
-
| Образ «грядущего хама»: Шариков и Швондер. Сатирическое изображение действительности. Открытый финал произведения. Повторение. Литературные направления. | 6,04 | | |
-
| А. П. Платонов. Из биографии писателя. Рассказ «Юшка». Повторение. Литературные направления. | 11,04 | | |
-
| Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению "Нужны ли в жизни сочувствия..." | 13,04 | | |
-
| К.Г.Паустовский «Золотая роза» (отрывки) Повторение. Средства художественной выразительности. | 18,04 | | |
-
| Развитие речи. К. Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя. Повторение. Средства художественной выразительности. | 20,04 | | |
-
| Внеклассное чтение. А.Пьецух. Авторская ирония в рассказе «Прометейщина». Повторение. Литература 19 века. | 25,04 | | |
-
| Внеклассное чтение.В.Г.Распутин «Живи и помни». Повторение. Литература 19 века. | 27,04 | | |
-
| Контрольный срез по теории литературы. | 2,05 | | |
Из зарубежной литературы | |
-
| Данте. «Божественная комедия» («Ад»). Особенности жанра и композиции. Повторение. Средства художественной выразительности. | 4,05 | | |
-
| У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». История любви. Повторение. Литература 20 века. | 9,05 | | |
-
| У.Шекспир. Сонеты. Любовь и творчество - основные темы сонетов. Повторение. Литература 20 века. | 11,05 | | |
-
| Внеклассное чтение. Дж.Р.Р. Толкин. Герои «Властелина колец» в поисках добра и справедливости. Повторение. Роды и жанры литературы | 16,05 | | |
-
| У.Голдинг. Проблематика романа «Повелитель мух». Символический образ «повелителя мух». Повторение. Роды и жанры литературы. | 18,05 | | |
-
| Контрольная работа. Тестирование по произведениям, прочитанным в 8 классе. | 23,05 | | |
-
| Внеклассное чтение. Повторение. Представление ученических презентаций, посвящённых самому понравившемуся произведению. | 25,05 | | |
-
| Итоговый урок. Произведения для чтения летом | 30,05 | | |