СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс под редакцией Москвина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературе  по новым требованиям,упрощенная.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс под редакцией Москвина»

Рабочая программа по предмету «Литература» 8 класс для основной школы разработана на основе Федерального Закона об образовании РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, ООП ООО ГБОУ СОШ села Ягодное, Примерной программы учебного предмета «Литература» для общеобразовательных учреждений(2015 г.), авторской программы «Литература. 5-9 классы» (под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. – М.: Вентана-Граф,2015) к учебнику: Г. В. Москвин, Н. Н. Пуряева, Е. Л. Ерохина «Литература. 8 класс». М., Вентана-Граф,2016.

Данная программа рассчитана на 3 часа в неделю. Спланировано 102 часа.



Предметные результаты изучения литературы как учебного предмета1

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

  • К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

  • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

  • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

  • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

  • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

  • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

  • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

































Содержание учебного предмета «Литература» в 8 классе

Литература как искусство слова. Художественный текст: его чтение и интерпретация. Литература как диалог автора и читателя. Место героя в этом диалоге.

Кто такой автор?

Автор в литературном произведении. Автор-писатель, автор-повествователь.

«Житие Сергия Радонежского». Автор в древнерусской литературе. Жанр жития. Христианско-нравственный идеал и его воплощение в произведении. Черты житийности в классической русской литературе.

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Слово о писателе. Изображение чувства как основа сюжета. Образ главной героини, его особенности. Понятие о сентиментализме. Авторская позиция и способы ее выражения. Значение повести для русской литературы.

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «Спасская Полесть», «Клин», «Пешки», «Слово о Ломоносове»). Слово о писателе. Углубление представления о путешествии как об одном из основных мотивов эпического сюжета. Жанр путешествия в литературе. Полнота изображения русской жизни. Образ автора и его роль в произведении. Стилевое своеобразие произведения.

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Слово о писателе. Историческая основа произведения. История создания «Капитанской дочки». Замысел и воплощение. Проблема художественного историзма. Проблема жанра произведения. Историческое и личное в сюжете. Нравственная проблематика. Автор — повествователь — герой. Система образов.

И.С. Тургенев. Повесть «Ася» . Слово о писателе. Своеобразие любовного конфликта. Образ главной героини. Образ автора.

Внеклассное чтение. И.С Шмелёв. «Лето господне».

Кто такой герой?

Герой в литературном произведении. Понятия: образ, характер, герой. Система персонажей. Автор — герой произведения.

В. Шекспир. Трагедия «Гамлет». Слово о писателе. Трагический конфликт. Нравственная проблематика. Гамлет как вечный герой. Индивидуальный характер и литературный тип.

М. Сервантес. Роман «Дон Кихот» (главы I, VI, VII, XXXV, ХХХХ1Х в сокращении). Слово о писателе. Стремление к добру как основа жизненного поведения человека. Высокий герой. Конфликт героя и действительности. Серьезное и комическое. Дон Кихот и Санчо Панса: парные герои и их роль в произведении.

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Слово о писателе. Проблема жанра произведения. Значение фольклорной формы поэмы. Историческая основа. Конфликт и проблематика. Героико-романтическая личность как герой произведения. Автор — читатель. Художественное мастерство Лермонтова.

А.Н. Островский. Драма «Бесприданница». Слово о писателе. Жанр драмы. «Бесприданница» как социально-бытовая драма. Особенности конфликта. Образ главной героини. Художественный мир Островского-драматурга.

Л.Н. Толстой. Повесть «Два гусара». Слово о писателе. Герой и время. Взаимоотношение поколений. Проблема чести, любви, дружбы, жизненных ценностей.

Ф.М. Достоевский. Повесть «Бедные люди». Слово о писателе. Идеал и действительность. Образы героев. Своеобразие стиля Достоевского.

Внеклассное чтение. В.Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери».

Есть ли герой в лирическом стихотворении?

Герой в лирическом стихотворении.

А.С. Пушкин. Стихотворения «К***»(«Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил, любовь еще быть может...», «Жил на свете рыцарь бедный..», «Мадонна». Любовная лирика Пушкина. Любовь как пробуждение души. Лирический герой. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Актуализация изученного ранее.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Философская лирика Лермонтова. Мир, жизнь, любовь. Поэтический мир стихотворений. Трехсложные размеры. Актуализация изученного ранее.

С.А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Отговорила роща золотая...». Слово о писателе. Родная земля в творчестве Есенина. Человек и природа. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений.

В.В. Маяковский. Стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Прозаседавшиеся». Слово о писателе. Пафос нового мира в лирике Маяковского. Своеобразие лирического героя. Гротеск и фантастика. Поэтический мир стихотворений.

А.А. Блок. Стихотворения «Россия», «Девушка пела в церковном хоре», «Река раскинулась..» Слово о писателе. Многообразие лирики Блока. Родина, душа, любовь. Символические образы. Поэтический мир стихотворений.

А.А. Ахматова. Стихотворения «Песня последней встречи», «Я научилась просто мудро жить...», «Я пришла к поэту в гости...». Слово о писателе. Лиризм поэтического мира Ахматовой. Душевный выбор в любви и жизни. Поэтический мир стихотворений.

Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Быть знаменитым некрасиво...», «О, знал бы я, что так бывает...». Слово о писателе. Человек, творчество, жизнь в лирике Пастернака. Проблема нравственного выбора. Поэтический мир стихотворений.

Н.А. Заболоцкий. Стихотворения «Не позволяй душе лениться...», «Некрасивая девочка». Слово о писателе. Нравственно-философская проблематика лирики Заболоцкого. Душа, жизнь, красота. Поэтический мир стихотворений.

Поэзия второй половины XX в. Е.А. Евтушенко. Стихотворение «Идут белые снеги…». А.А. Вознесенский. Стихотворение «Сага». Р.И. Рождественский. Стихотворение «Мгновения». Слово о писателях. Лиризм современной жизни в творчестве поэтов второй половины XX в. Образ современника: жизнь, внутренний мир, судьба. Открытость лирического героя. Поэтический мир стихотворений.

Внеклассное чтение.

В.С. Высоцкий. Стихотворения «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю».

Б.Ш. Окуджава. Стихотворения «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс».

Зачем и для кого писатель создает нелитературное произведение?

Читатель литературного произведения. Автор — читатель. Авторская позиция. Актуализация изученного ранее: понятие «пафос».

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Слово о писателе. Проблема жанра и стиля. Своеобразие конфликта. Система персонажей. Проблема ума и безумия. Язык и стих комедии. Традиции и новаторство. Пушкин и Гончаров о комедии.

А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Ситуация испытания жизнью. Библейский сюжет в произведении. Маленький человек как новый герой русской литературы. Мастерство Пушкина-прозаика.

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Слово о писателе. Тип маленького человека у Гоголя. Проблема личности. Житийность повести. Выбор героя: необходимость и искушение. Гуманизм Гоголя.

А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия». Особенности чеховского героя. Юмор и сатира в рассказах. Лаконизм стиля. Роль детали.

Внеклассное чтение. Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи».

Обобщение изученного. Диагностическая работа за курс 8 класса и её анализ.




















































Тематическое планирование.

Литература. 8 Б класс.


Раздел

Тема урока

Кол-во часов

1.Введение. 1 ч.

Литература как искусство слова.

1

2. Кто такой автор? Автор в литературном произведении. 15 ч.

Автор-писатель, автор-повествователь. Жанр жития в древнерусской литературе. "Житие... преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца "(Радонежского).

1

 

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза". Образ главной героини.

1

 

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза". Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция.

1

 

Обучающее сочинение по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза".

1

 

Книга А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".

1

 

А.С. Пушкин "Капитанская дочка". История создания романа.

1

 

А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Система образов. Гринёв и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала.

1

 

Тема милосердия и справедливости в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

1

 

Историческое и личное в романе "Капитанская дочка". Тема "русского бунта" и образ Пугачёва.

1

 

А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Автор - повествователь -герой. Нравственная проблематика.

1

 

Учимся работать с научной и критической литературой. Ю. Лотман "Идейная структура "Капитанской дочки"."

1

 

Обучающее сочинение-рассуждение по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

1

 

И.С. Тургенев. Повесть "Ася". Образ главной героини. Образ автора.

1

 

И.С. Тургенев. Анализ повести "Ася". Своеобразие любовного конфликта. Авторская идея.

1

 

Внеклассное чтение. И.С. Шмелёв "Лето Господне".

1

3. Кто такой герой? Герой в литературном произведении. 15 ч.

Понятия: образ, характер, герой. В. Шекспир "Трагедия о Гамлете, принце Датском"(фрагменты).Нравственная проблематика. Гамлет как вечный герой.

1

 

Трагедия В. Шекспира "Гамлет". Индивидуальный характер и литературный тип.

1

 

М. де Сервантес. "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский"(гл.1,6,7,35,49).Конфликт героя и действительности.

1

 

Дон Кихот и Санчо Панса: парные герои и их роль в произведении..

1

 

М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Конфликт и проблематика. Образ И. Грозного и тема власти.

1

 

М.Ю. Лермонтов "Песня про...купца Калашникова". Героико-романтическая личность как герой произведения.

1

 

А.Н. Островский. Драма "Бесприданница". Жанр драмы. Особенности конфликта.

1

 

А.Н. Островский "Бесприданница". Образ главной героини.

1

 

А.Н. Островский "Бесприданница". Художественный мир Островского-драматурга.

1

 

Обучающее сочинение по драме А.Н. Островского "Бесприданница".

1

 

Л.Н. Толстой. Повесть "Два гусара". Образы героев.

1

 

Л.Н. Толстой "Два гусара". Проблема чести, любви, дружбы, жизненных ценностей. Своеобразие стиля Толстого.

1

 

Ф.М. Достоевский. Повесть "Бедные люди". Мечта и действительность. Тип героя-идеалиста.

1

 

Ф.М. Достоевский "Бедные люди"(анализ). Своеобразие стиля Достоевского.

1

 

Внеклассное чтение. Виктор Гюго "Собор Парижской Богоматери".

1

4. Есть ли герой в лирическом стихотворении? Герой в лирическом стихотворении. 18 ч.

А.С. Пушкин. Стихотворения "К..."("Я помню чудное мгновенье"), "Я вас любил..." Любовная лирика Пушкина. Любовь как пробуждение души.

1

 

А.С. Пушкин. Стихотворения "Мадонна", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...".Лирический герой.

1

 

А.С. Пушкин "Жил на свете рыцарь бедный..."

1

 

М.Ю. Лермонтов. Философская лирика. "И скучно, и грустно...", "Нет, не тебя так пылко я люблю...".

1

 

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива..."

1

 

С. А. Есенин. Стихотворение "Гой ты, Русь, моя родная...". Родная земля в творчестве поэта.

1

 

С.А. Есенин "Отговорила роща золотая..." Человек и природа. Лирический герой.

1

 

В.В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Своеобразие лирического героя.

1

 

В.В. Маяковский. "Прозаседавшиеся". Гротеск и фантастика в стихотворении.

1

 

А.А. Блок. Стихотворения "Девушка пела в церковном хоре...", "Россия".

1

 

А.А. Блок. Стихотворение «Река раскинулась» (из цикла "На поле Куликовом"). Лирический герой. Россия в лирике поэта.

1

 

А.А. Ахматова. Стихотворения "Песня последней встречи", "Я научилась просто, мудро жить..."

1

 

А.А. Ахматова "Я пришла к поэту в гости...". Лиризм поэтического мира Ахматовой.

1

 

Б.Л. Пастернак. Стихотворения "О, знал бы я...", "Быть знаменитым некрасиво...".

1

 

Н.А. Заболоцкий. Стихотворения "Некрасивая девочка", "Не позволяй душе лениться".

1

 

Русская поэзия 2 половины 20 века. Р.И. Рождественский "Мгновения", А.А. Вознесенский "Сага", Е.А. Евтушенко "Идут белые снеги..."

1

 

Внеклассное чтение. Стихотворения В.С. Высоцкого, Б.Ш. Окуджавы.

1

 

Обучающее сочинение. Анализ стихотворения (по выбору учащегося).

1

5. Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? Читатель литературного произведения. 16 ч.

А.С. Грибоедов. Комедия "Горе от ума". Проблема жанра и стиля. Замысел комедии.

1

 

А.С. Грибоедов "Горе от ума". Система персонажей.

1

 

А.С. Грибоедов "Горе от ума". Особенности композиции.

1

 

А.С. Грибоедов "Горе от ума". Проблема ума и безумия.

1

 

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума". Язык и стих комедии.

1

 


А.С. Пушкин о комедии "Горе от ума". И.А. Гончаров "Мильон терзаний"(фрагмент).


1

 

Обучающее сочинение по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

2

 

А.С. Пушкин. Повесть "Станционный смотритель".

1

 

А.С. Пушкин "Станционный смотритель". " Маленький" человек как новый герой русской литературы.

1

 

Н.В. Гоголь. Повесть "Шинель". Тема города и "маленького человека" у Гоголя. Проблема личности.

1

 

Н.В. Гоголь "Шинель". Выбор героя: необходимость и искушение. Мечта и действительность.

1

 

А.П. Чехов. Рассказ "Злоумышленник". Особенности чеховского героя.

1

 

Рассказ А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".

1

 

Внеклассное чтение. Ф.М. Достоевский "Белые ночи".

1

 

Сочинение-рассуждение по произведениям Пушкина, Гоголя, Чехова, Достоевского.

1

6. Обобщение изученного. 3 ч.

Диагностическая работа по литературе за курс 8 класса.

1

 

Анализ диагностической работы. Итоги года.

1

 

Рекомендации для летнего чтения.

1

Итого: 68 часов, из них развития речи -7, внеклассного чтения - 4.



1 См.: Примерная основная образовательная программа основного общего образования (08.04.2015), стр. 30-38.