Программа разработана на основе авторской программы по литературе Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев
Русское слово, 2010 г.
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010г.
Учебник: С.А.Зинин, В.И.сахаров, В.А.Чалмаев. Литература, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Данная рабочая программа рассчитана на 3ч. в неделю - 102 часа в год, но в связи с тем, что 1.05.17; 9.05.17 выпадают на рабочие дни, программа будет рассчитана на 100 часов.
1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
2. Тексты художественных произведений.
3. Сюжет, особенности композиции.
4. Типическое значение характеров главных героев произведений.
5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм. 6. Изобразительно-выразительные средства языка.
7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
6. Обосновывать своѐ мнение о произведениях и героях.
7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Поэма «Борис Годунов». Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра. Пьеса «Бедность не порок».
Л.Н. Толстой («Юность») и Ф.М. Достоевский («Бедные люди») как два типа художественного сознания.
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. «Смерть чиновника». Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
№ п/п | Дата | Тема | Виды деятельности | Образовательные ресурсы | Вид диагностики |
Введение (2 ч) |
1 | 4.09 | Великие сеятели разумного, доброго, вечного. | Конспектирование материала лекции, ответы на вопросы учителя по ранее изученному материалу | | текущий |
2 | 5.09 | Роды и жанры литературных произведений | Составление таблицы | | текущий |
Древнерусская литература (5ч) |
3 | 6.09 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | Работа с текстом, ответы на вопросы учителя, работа по иллюстрациям | с.6-27 с.160-223 | текущий |
4 | 11.09 | «Печальная повесть о походе Игоревом» Патриотический пафос произведения | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ | с.6-27 с.160-223 | текущий |
5 | 12.09 | Образ автора «Слова…», художественные особенности произведения | Эвристическая беседа с элементами анализа, выразительное чтение, устное иллюстрирование, работа с текстом | с.6-27 с.160-223 | текущий |
6 | 13.09 | Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» | Работа с текстом, характеристика героев | с.6-27 с.160-223 | тематический (наизусть) |
7 | 18.09 | Сочинение по произведению «Слово…» | Выбор и обдумывание темы, нахождение идеи, отбор материала, структурирование, составление плана | | тематический |
Литература XVIII века. (12 ч) |
8 | 19.09 | Классицизм в русском и мировом искусстве | Запись лекционного материала, составление таблицы, работа по учебнику, ознакомление с новыми терминами | с.28-37 | текущий |
9 | 20.09 | М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учѐный, поэт | Выступления учащихся с сообщениями, работа по учебнику, работа со словарѐм, чтение произведений | с.37-46 с.224-232 | текущий |
10 | 25.09 | Г.Р.Державин – поэт и гражданин | Беседа, чтение наизусть, сообщение о Державине, запись материала лекции, работа с текстом | с.56-67 с.232-241 | тематический (наизусть «Памятник») |
11 | 26.09 | Значение творчества Ломоносова и Державина для дальнейшего развития поэтического слова | Беседа, анализ стихотворений, составление таблицы | с.37-67 | текущий |
12 | 27.09 | Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин» Комедия «Недоросль», еѐ идейное содержание, композиция | Сообщения учащихся, письменная работа по вопросам, работа с текстом, комментированное чтение по ролям, составление цитатного плана, словарная работа | с.46-54 | текущий |
13 | 2.10 | Идеал честного человека в комедии «Недоросль» | Работу с текстом, беседа, самостоятельная работа | с.46-54 | текущий |
14 | 3.10 | Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки» | Выразительное чтение, работа по вопросам, беседа по содержанию | с.46-54 | текущий |
15 | 4.10 | Тема воспитания и образования в комедии | Работа с текстом, беседа, характеристика героев по плану | с.46-54 | тематический (сочинение) |
16 | 9.10 | «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения | Сообщение учителя о жизни и творчестве Радищева, пребывании его в Казани и Верхнем Услоне (региональный компонент), комментированное чтение глав из книги, беседа по их содержанию | с.68-76 | текущий |
17 | 10.10 | Сентиментализм. Н.М.Карамзин – писатель, историк, критик. Повесть «Бедная Лиза» | Рассказы учащихся об одной из «станций» «Путешествия…», слово учителя о сентиментализме как литературном направлении, составление таблицы, сообщение ученика о Карамзине, работа с текстом | с.76-82 | текущий |
18 | 11.10 | Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении | Анализ эпизодов: 1.Описание Симонова монастыря. 2. Лиза на берегу Москвы-реки перед встречей с Эрастом. 3. Описание грозы. Беседа по содержанию, выразительное чтение, работа со словом | с.76-82 | текущий |
19 | 16.10 | Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века | Составление таблицы «Литература XVIII века», тест | с.83 | текущий |
Литература русского романтизма первой четверти XIX века (5 ч) |
20 | 17.10 | Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века | Лекция, запись основных положений лекции, составление таблицы | с.84-85 | текущий |
21 | 18.10 | К.Н.Батюшков – основатель «школы гармонической точности» | Сообщение подготовленного ученика, слово учителя, запись основных положений лекции, знакомство с текстами стихотворений | с.86-89 с.242-245 | текущий |
22 | 23.10 | «Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского | Сообщение ученика, чтение произведений поэта, их анализ, словарная работа, исследовательская работа по определению схожести песен и баллад, составление таблицы | с.89-100 с.245-26 | тематический (наизусть) |
23 | 24.10 | Анализ лирического текста. Практикум | Чтение наизусть, запись плана анализа лирического текста, повторение материала о средствах выразительности, анализ стихотворения «Элегия» | С.262-270 | текущий |
24 | 25.10 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику» | Сообщение о поэте, знакомство с текстами произведений Рылеева, определение их особенностей, составление таблицы, сопоставительный анализ стихотворения «К временщику» и стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» | с.100-101 с.262-270 | текущий |
Литература первой половины 19 века (52 ч.) |
25 | 30.10 | А.С.Грибоедов Личность и судьба | Составление хронологической таблицы жизни и творчества Грибоедова по материалам лекции, слушание музыкальных произведений, беседа с опорой на знания истории России XIX века | с.104-109 | текущий |
26 | 31.10 | Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. | Комментированное чтение, работа с афоризмами, составление устного рассказа «Один день из жизни Фамусова» | с.110-127 с.271-342 | текущий |
27 | 1.11 | «Век нынешний и век минувший». Анализ монолога | Словарная работа, работа с текстом, комментированное чтение, выразительное чтение, анализ монологов | с.110-127 с.271-342 | текущий |
28 | 13.11 | Фамусовское общество. Анализ сцены бала | Реализация домашнего задания (анализ монологов), комментированное чтение, речевая характеристика героев, словарная работа, беседа | с.110-127 с.271-342 | текущий |
29 | 14.11 | Смысл названия комедии «Горе от ума» | Комментированное чтение, чтение наизусть монологов Чацкого или Фамусова, анализ текста комедии, составление схем | с.110-127 с.271-342 | текущий |
30 | 15.11 | Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова | Выступления учащихся, сравнительная характеристика героев (Чацкого и Молчалина), образ Софьи, беседа | с.110-127 с.271-342 | текущий |
31 | 20.11 | И.А. Гончаров «Мильон терзаний» | Работа с текстом статьи, комментированное чтение, конспектирование | с.110-127 | текущий |
32 | 21.11 | Умники и умницы. Литературная игра по комедии Грибоедова «Горе от ума» | Литературная игра | | текущий |
33 | 22.11 | Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | Работа над сочинением | с.129 | тематический (сочинение) |
34 | 27.11 | А.С.Пушкин Жизнь и творчество | Выступления учащихся, демонстрация презентации, просмотр фрагментов из кинофильма, составление хронологической таблицы на материале урока | Ч.2 с.3-18 | текущий |
35 | 28.11 | Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина Дружба и друзья в лирике поэта | Слово учителя, выступления подготовленных учащихся, защита презентаций, выразительное чтение, анализ стихотворений, словарная работа | с.19-75 с.211-242 | текущий |
36 | 29.11 | Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина | Рассказ учителя, беседа, выступления учащихся, чтение стихотворений, их анализ | с.19-75 с.211-242 | текущий |
37 | 4.12 | Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина | Рассказ учителя, беседа, выступления учащихся, чтение стихотворений, их анализ | с.19-75 с.217 | тематический (наизусть «К Чаадаеву») |
38 | 5.12 | Любовная лирика А.С.Пушкина Адресаты лирики | Выступления учащихся, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, работа по репродукциям | с.19-75 с.211-242 | тематический (наизусть по выбору) |
39 | 6.12 | Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина | Чтение наизусть стихотворений о любви (реализация домашнего задания), чтение стихотворений, определение их темы и идеи, словарная работа | с.19-75 с. 242-243 | тематический (наизусть «Я памятник…» |
40 | 11.12 | Образы природы в лирике А.С.Пушкина | Чтение наизусть стихотворений, знакомство со стихотворениями о природе, работа по их содержанию, устное рисование, работа по иллюстрациям, словарная работа | с.19-75 с. 211-242 | текущий |
41 | 12.12 | Моѐ любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка | Работа по плану анализа стихотворения, повторение пройденного материала, анализ стихотворений | с.19-75 | текущий |
42 | 13.12 | Романтические поэмы Пушкина | Комментированное чтение, словарная работа, беседа по содержанию | с.19-75 с.243-256 | текущий |
43 | 18.12 | «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия | Выступления учащихся, комментированное чтение, определение особенностей поэмы, беседа | с.19-75 с.243-256 | текущий |
44 | 19.12 | Нравственно- философское звучание «Маленьких трагедий Пушкина | Комментированное чтение, беседа по содержанию, работа в группах | с.19-75 | текущий |
45 | 20.12 | «Повести Белкина» - опыт циклизации повестей, признаки разных жанров | Выступления учащихся, беседа, словарная работа, повторение теории литературы | с.19-75 | текущий |
46 | 25.12 | История создания романа «Евгений Онегин», Проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения | Лекция с элементами беседы, запись основных положений лекции | с.75-92 с.257-293 | текущий |
47 | 26.12 | «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в Петербурге | Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов | с.75-92 с.257-293 | текущий |
48 | 27.12 | «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в деревне | Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов, чтение и анализ «Письма Татьяны» | с.75-92 с.257-293 | текущий |
49 | 15.01 | Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна | Развѐрнутая беседа, дополняемая чтением наизусть «Письма Татьяны», комментированное чтение главы 5 | с.75-92 с.257-293 | текущий |
50 | 16.01 | «И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!» Онегин и Ленский | Работа по тексту, беседа, комментированное чтение отдельных строф, важных для характеристики героев, составление плана характеристики Онегина и Ленского | с.75-92 с.257-293 | текущий |
51 | 17.01 | «Победа Татьяны над Онегиным – победа идеала над действительность ю» | Беседа с опорой на текст, Анализ 8 главы, комментированное чтение эпизодов | с.75-92 с.257-293 | тематический (наизусть) |
52 | 22.01 | Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа | Обобщение материала по системе художественных образов, работа по опорной схеме, определение роли второстепенных персонажей, лирических отступлений, беседа, обращение к статьям Белинского о романе (Статьи 8,9) | с.75-92 с.257-293 | текущий |
53 | 23.01 | Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине | Чтение наизусть, беседа, тест по творчеству Пушкина, работа с критической литературой | | текущий |
54 | 24.01 | Сочинение по творчеству Пушкина | Работа над сочинением: 1.Сочинение- рассуждение «Нужны ли Онегины в наши дни?» 2.Сочинение- размышление «Онегин как «лишний человек» 3.Сочинение-интервью «Можно ли к вам обратиться, Татьяна Ларина?» 4.Проблемы смысла жизни, счастья и дома в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 5.Мои любимые страницы из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 6. Моѐ любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка | | тематический (сочинение) |
55 | 29.01 | Сочинение по творчеству Пушкина | | тематический (сочинение) |
56 | 30.01 | Пролог к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. «Нет, он не Пушкин, он другой…» | Слово учителя, выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений поэта, составление таблицы из цитат, взятых из произведений Пушкина и Лермонтова, обобщающая беседа | с.97-121 | текущий |
57 | 31.01 | Образ поэта- пророка в лирике Лермонтова | Слово учителя, комментированное чтение стихотворений «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», определение позиции автора, сравнительная работа | с.97-121 с.294-312 | текущий |
58 | 5.02 | Адресаты любовной лирики Лермонтова | Слово учителя, выступления учащихся, просмотр презентации, подготовленной учеником; чтение наизусть, анализ стихотворений, словарная работа | с.97-121 с.294-312 | тематический (наизусть) |
59 | 6.02 | Тема России. Характер лирического героя его поэзии | Чтение наизусть, слово учителя, комментированное чтение стихотворений, анализ стихотворений, словарная работа | с.97-121 с.294-312 | тематический (наизусть «Родина») |
60 | 7.02 | Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова | Работа по плану анализа лирического текста, анализ стихотворения | с.97-121 с.294-312 | текущий |
61 | 12.02 | Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова | Работа по плану анализа лирического текста, анализ стихотворения | с.97-121 с.294-312 | текущий |
62 | 13.02 | «Герой нашего времени». История создания, композиция романа | Слово учителя, просмотр презентации, составление таблицы, ответы учащихся | с.122-139 с.312-363 | текущий |
63 | 14.02 | «Странный человек» Г.А.Печорин | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов | с.122-139 с.312-363 | текущий |
64 | 19.02 | Печорин как «портрет поколения» | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов | с.122-139 с.312-363 | текущий |
65 | 20.02 | «Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава «Тамань» | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения | с.122-139 с.312-363 | текущий |
66 | 21.02 | «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист» | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов, работа по иллюстрациям, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения | с.122-139 с.312-363 | текущий |
67 | 26.02 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени» | Слово учителя, работа в группах (реализация домашнего задания), работа с критической литературой, ответы на вопросы | с.122-139 с.312-363 | текущий |
68 | 27.02 | Анализ эпизода по главе «Тамань» | Работа с текстом, анализ эпизода, беседа, художественный пересказ | с.122-139 с.312-363 | текущий |
69 | 28.02 | Анализ эпизода по главе «Тамань» | Работа с текстом, анализ эпизода, беседа, художественный пересказ | с.122-139 с.312-363 | текущий |
70 | 5.03 | Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова | Выполнение тестовых заданий, обобщающая беседа по изученному материалу | | тематический (тест) |
71 | 6.03 | Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений | Выступления учащихся, слово учителя, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, викторина | с.143-152 | текущий |
72 | 7.03 | Поэма «Мѐртвые души». Жанр, композиция, приѐмы типизации | Слово учителя, запись основных положений лекции в тетради, работа с опорной схемой, комментированное чтение, беседа | с.152-170 с.364-404 | текущий |
73 | 12.03 | Россия «мѐртвых душ». Галерея человеческих типов | Характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | с.152-170 с.364-404 | текущий |
74 | 13.03 | Россия «мѐртвых душ». Галерея человеческих типов | Характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | с.152-170 с.364-404 | текущий |
75 | 14.03 | Чичиков и чичиковщина | Беседа, составление сопоставительной таблицы «Образ Чичикова и капитана Копейкина», комментированное чтение, работа по иллюстрациям | с.152-170 с.364-404 | текущий |
76 | 19.03 | Образ Родины в поэме «Мѐртвые души» | Работа с текстом, комментированное чтение, беседа, анализ эпизода «Птица-тройка» | с.152-170 с.364-404 | тематический (наизусть) |
Литературный процесс второй половины 19-20 века (23 ч.) |
77 | 20.03 | Литература второй половины XIX века. Обзор | Лекция, запись основных положений лекции | с. 181-210 | текущий |
78 | 21.03 | Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова | Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений разных авторов | с. 181-210 | тематический (наизусть) |
79 | 2.04 | А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Имена и фамилии в пьесах Островского | Сообщение о драматурге, чтение по ролям с комментированием, выборочный пересказ отдельных сцен, фронтальный опрос | с. 196-197 | текущий |
80 | 3.04 | Любовь в патриархальном мире и еѐ влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок» | Комментированное чтение, анализ отдельных сцен, беседа | с. 196-197 | текущий |
81 | 4.04 | Л.Н.Толстой .Жизнь и творчество. Автобиографичес кая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность» | Сообщение о писателе, просмотр презентации, рассказ учителя о жизни писателя в Казани, беседа, выборочное чтение эпизодов | с. 187-190 | текущий |
82 | 9.04 | Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приѐмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь» | Аналитическое чтение, работа над понятием «диалектика души», анализ главы «Я проваливаюсь» | с. 187-190 | текущий |
83 | 10.04 | Ф.М.Достоевский Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», еѐ место в творчестве писателя | Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, беседа, обмен впечатлениями о прочитанном тексте, комментированное чтение, диалог между учителем и учениками в процессе обсуждения повести «Бедные люди», | с. 190-191 | текущий |
84 | 11.04 | Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского | Практическая работа, комментированное чтение, аналитическая беседа, беседа с ориентацией на домашнее задание; коллективное обсуждение вопросов урока, анализ отдельных эпизодов; сравнить повести «Бедные люди» и повесть Гоголя | с. 190-191 | текущий |
85 | 16.04 | А.П.Чехов Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника» | Сообщение ученика, сопровождаемое просмотром презентации; анализ рассказа, аналитическая беседа | с. 197-199 | текущий |
86 | 17.04 | Литература XX века | Лекция, запись основных положений лекции | с. 187 | текущий |
87 | 18.04 | А.М.Горький Драма «На дне» как «пьеса- буревестник» | Выступление ученика, слово учителя, беседа по содержанию пьесы, чтение по ролям отдельных сцен | с. 187 | текущий |
88 | 23.04 | Русские поэты Серебряного века | Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, анализ стихотворений | с. 187 | тематический (наизусть по выбору) |
89 | 24.04 | А.Блок «В поэтической мастерской поэта» | Выступление подготовленного ученика, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, чтение и анализ стихотворений | с. 187 | текущий |
90 | 25.04 | С.Есенин Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта | Сообщение ученика, просмотр презентации, работа с текстом, анализ стихотворений о родине, определение их особенностей | с. 205-206 | тематический (наизусть по выбору) |
91 | 30.04 | В.В.Маяковский Новаторство поэта | Сообщение ученика, чтение стихотворений Маяковского, анализ, определение особенностей стихотворений поэта, словарная работа | с. 204-205 | текущий |
92 | 2.05 | М.И.Цветаева Судьба и творчество | Сообщение ученика, рассказ учителя о пребывании Цветаевой в Татарстане, чтение стихотворений, анализ | с. 202-205 | тематический (наизусть по выбору) |
93 | 7.05 | А.Ахматова Жизнь и творчество | Сообщение ученика, чтение и анализ стихотворений Ахматовой | с. 202-205 | тематический (наизусть по выбору) |
94 | 8.05 | Анализ стихотворений поэтов XX века | Анализ стихотворения | | текущий |
95 | 14.05 | М.А.Булгаков Жизнь и судьба. Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце» | Сообщение ученика, составление хронологической таблицы слово учителя, работа по тексту, пересказ эпизодов с опорой на художественный текст, аналитическая беседа | с. 206-207 | текущий |
96 | 15.05 | М.Шолохов Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «судьба человека») | Слово учителя о значении личности Шолохова, беседа с элементами анализа текста, выступления учащихся | с. 207-208 | текущий |
97 | 16.05 | А.И.Солженицын Образ праведницы в рассказе «Матрѐнин двор» | Сообщение ученика, просмотр презентации, аналитическая беседа по рассказу «Матрѐнин двор», составление портрета праведницы | с. 208-210 | текущий |
98 | 21.05 | Тест «Литература второй половины 19-20вв.» | Тест | | итоговый (тест) |
99 | 22.05 | Произведение литературы X1X века, понравившееся мне больше всего | | | текущий |
100 | 23.05 | Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего | | | текущий |