СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 9 класс (102 ч.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

РАССМОТРЕНО

на заседании ГМО учителей

русского языка и литературы

протокол №____

от ____________________20__г.

___________________ Л.Н.Миронова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________Г.Р.Сказкоподателева

«_____»______________20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СШ № 10

____________Т.Ю. Мерзина

«_____»_____________20__ г.

Приложение к ООП ООО



Рабочая программа

Наименование курса: литература

Класс:

Уровень общего образования основная школа

Учитель русского языка Малыгина Ольга Николаевна

Срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Количество часов по учебному плану: 3 часа в неделю, 102 часа в год


Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений  (5-9 классы), рекомендованной Министерством образования РФ. и авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной, 2016 г., с учетом требований примерной образовательной программы МБОУ СШ № 10, Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».


Учебники и пособия:

Литература1,2 ч.: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский — М.: Просвещение, 2017.


Рабочую программу составил(а) _______________________Малыгина Ольга Николаевна Подпись



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» 9 класс


Личностные результаты обучения

  1. воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

  4. освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;

  5. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

  6. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

  7. формирование целостного мировоззрения;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  9. развитие эстетического сознания.

Метапредметные результаты обучения

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки;

  6. смысловое чтение;

  7. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

  8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;

  9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

  10. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  11. умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.

Предметные результаты обучения

- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своѐ мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развѐрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своѐ досуговое чтение;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражѐнную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.



Выпускник научится:

  1. определять понятия «литература как искусство слова» (углубление представлений), «ода», «сентиментализм» (начальные представления), «элегия», «баллада» (развитие представлений), «фольклоризм литературы» (развитие представлений), «автор» (развитие представлений), «герой» (развитие представлений), «антигерой», «литературный тип», «лирический герой» (развитие представлений), «композиция», «комическое» и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм, «пафос» и его виды, «жанр», (развитие представлений), «лейтмотив», «онегинская строфа», «рассказ» (развитие представлений), «роман» (развитие представлений), «романтический герой», «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике героя; «художественная условность», «фантастика» - развитие представлений, гипербола», «гротеск» (развитие представлений), «реализм», «реалистическая типизация» - углубление понятий; «притча» (углубление понятия), «силлабо-тоническая» и «тоническая система стихосложения» (углубление представлений), «трагедия как жанр драмы» (углубление понятия), «драматическая поэма» (углубление понятия);

  2. определять художественные особенности древнерусской литературы;

  3. определять художественные особенности литературы XVIII века;

  4. определять художественные особенности литературы XIX века;

  5. определять художественные особенности литературы XX века;

  6. определять основные черты античной лирики;

  7. определять особенности эпохи Возрождения;

  8. определять особенности эпохи Просвещения;

  9. давать основные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов;

  10. определять образную природу словесного искусства;

  11. анализировать содержание изученных произведений;

  12. составлять композицию сочинения;

  13. писать эссе;

  14. определять особенности художественных текстов разных жанров;

  15. определять жанры текста;

  16. находить художественные средства.


Выпускник получит возможность научиться:

  1. определять и понимать изученные литературоведческие понятия;

  2. понимать ключевые проблемы изученных художественных произведений;

  3. понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;

  4. определять художественные особенности древнерусской литературы;

  5. определять художественные особенности литературы XVIII века;

  6. определять принадлежность текста к литературному направлению;

  7. определять принадлежность текста к тому или иному жанру;

  8. характеризовать образы героев;

  9. интерпретировать, анализировать художественный текст, используя теоретико - литературные понятия;

  10. выделять тему, идею, нравственную проблематику текста;

  11. понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;

  12. пересказывать разными способами, выделяя сюжетные линии;

  13. определять художественные средства в текстах;

  14. выразительно читать;

  15. строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  16. сопоставлять тексты, образы героев, природы;

  17. находить в статье учебника основные теоретико-литературные понятия, необходимые сведения;

  18. использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения проектов;

  19. различать типы героев, художественные средства, стихотворные размеры;

  20. формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

  21. применять полученные знания на практике.

Содержание учебного предмета

Введение 1ч. – Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Древнерусская литература – 2ч.

«Слово о полку Игореве» - проблема авторства, историческая основа, авторская позиция, язык произведения.

Литература 18 века – 10ч.

Классицизм. Д. И. Фонвизин «Недоросль» - социальная и нравственная проблематика комедии, ее сатирическая направленность. М. В. Ломоносов ода «На день восшествия…» - произведение классицизма. Г. Р. Державин «Памятник»- тема поэта и поэзии. Сентиментализм. А.Н Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» - отражение художественных принципов сентиментализма в повести, конфликт истинных и ложных ценностей.

Литература 19 века – 54ч.

Романтизм. В. А. Жуковский баллада «Светлана» - жанр баллады в творчестве Жуковского, своеобразие сюжета, национальные черты в образе героини, мотив смирения и тема веры как залог торжества света над тьмой. А. С. Грибоедов «Горе от ума» - история создания, публикации, смысл названия и проблема ума в пьесе, своеобразие конфликта и любовной интриги, образ фамусовской Москвы, афористичность языка, необычность развязки, критика о пьесе. А. С. Пушкин стихотворения «И. И. Пущину», «Я помню чудное мгновенье…», «К Чаадаеву», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. – многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин» - замысел романа, особенности жанра и композиции, единство эпического и лирического начал, сюжетные линии и темы лирических отступлений, образ Онегина, особенности языка, реализм романа. М. Ю. Лермонтов стихотворения «И скучно и грустно…», «Дума», «Печально я гляжу на наше поколенье…», «Смерть поэта», «Пророк» и др. – основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова, чувство трагического одиночества, любовь как страсть, приносящая страдания, характер лирического героя лермонтовской поэзии. Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе, нравственно-философская проблематика, жанровое своеобразие, особенности композиции, особое внимание к внутренней жизни, самоанализу, рефлексии, черты романтизма и реализма. Н. В. Гоголь поэма «Мертвые души» - история создания, смысл названия, жанровое своеобразие, причины незавершенности, авторские лирические отступления, их тематика и идейный смысл, Чичиков в системе образов, образы помещиков и чиновников, образы крестьян, образ Руси, своеобразие гоголевского реализма. Стихотворения Н.А. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. И. С. Тургенев повесть «Первая любовь» - история любви как основа сюжета повести, образ героя-повествователя, идейный замысел повести, роль 12 главы. А.Н. Островский пьеса «Бедность не порок» - любовь в патриархальном мире. Ф. М. Достоевский «Белые ночи» - тип петербургского мечтателя, Петербург Достоевского. А. П. Чехов философско-нравственная проблематика «маленькой трилогии».

Литература 20 века – 27ч.

И. А. Бунин - мотивы русской литературы в новелле «Тёмные аллеи». М. А. Булгаков повесть «Собачье сердце» - мифологические и литературные источники сюжета, образ Шарикова и «шариковщина» как социальное явление, проблема исторической ответственности интеллигенции, символика имен, названий, художественных деталей, приемы сатирического изображения. М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» - изображение трагедии народа в военные годы, образ Андрея Соколова, тема военного подвига, непобедимости человека, воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения, особенности композиции. А. И. Солженицын рассказ «Матренин двор» - историческая и биографическая основа рассказа, изображение народной жизни, образ рассказчика, притчевое начало, традиции житийной литературы, сказовой манеры повествования, нравственная проблематика, тема праведничества в русской литературе. А. Блок - лирический герой поэзии Блока, символика и реалистические детали, образ Родины. В. В. Маяковский - словотворчество и яркая метафористичность, своеобразие ритмики и рифмы. С. А. Есенин – образ Родины, лирический герой и мир природы, своеобразие метафор, сравнений. А. А. Ахматова - трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Б. Л. Пастернак. Н. Заболоцкий. М. И. Цветаева. А. Т. Твардовский стихотворение «Я убит подо Ржевом». Ю Бондарев «Горячий снег». В. М. Шукшин - своеобразие шукшинских героев – «чудиков»: доброта, доверчивость, душевная красота, их столкновение с миром грубости и практической приземленности, внутренняя сила шукшинского героя.

Зарубежная литература – 8ч.

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. У. Шекспир «Гамлет» - трагический характер конфликта, противопоставление благородства мыслящей души и суетности времени, Гамлет как вечный образ, тема жизни как театра. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия. И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст»



3.  Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Дата проведения

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во час

По плану

Фактически




Введение (1час)




Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1




Древнерусская литература (2 часа)




Литература о Древней Руси .

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1



Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1




XVIII век (10 часов)




Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

1



М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом.

1



М.В. Ломоносов «Ода…». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и

1



Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям»..

1



Тема поэта и поэзии в лирике Державина.

1



А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение русской действительности

1



Особенности повествования в «Путешествии…».Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1



Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке.

Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1



«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1



Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

1




XIX век (54 часа)




Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме

1



Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

1



В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

1



А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1



А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

1



Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

2



Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

2



Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения

1



Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1



А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

1



Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина.

1



Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта.

1



Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Обучение анализу стихотворения.

1



Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

1



А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

1



Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

1



Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1



Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1



Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1



Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений

1



Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1



Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики, философская критика начала ХIХ века.

1



Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».


1



М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

1



Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

1



Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.

1



Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.

Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя

1



М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции.

1



М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения».

1



«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

2



Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1



Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1



Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

1



Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1



Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания.

1



Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

2



Образ города в поэме «Мертвые души»

1




Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1



Р.Р.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

2



А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1



Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

1



Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.

1



Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

1



Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания.


1



А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века

1



А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1



Р.Р. Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?

1




Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

1



XX век (27 часов)

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1



И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1



Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1



М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально -философская сатира на современное общество.

1



Поэтика Булгакова-сатирика. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

1



М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».

Смысл названия рассказа.

1



Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

1



Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования

1



А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1



Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи

1



Контрольная работа

зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и ХХ века

1



Русская поэзия «серебряного века».

1



А.А. Блок. Страницы жизни. Своеобразие лирически. Образы и ритмы поэта.

1



С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

1



Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина.

1



В.В. Маяковский: страницы жизни. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.

Маяковский о труде поэта

2



М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.Особенности поэтики Цветаевой

1



Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1



Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта

1



А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.

1



А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики.

1



Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики Пастернака

1



Внеклассное чтение. «Серебряный век» русской поэзии. Любимые стихотворения

1



А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта.


1



Стихотворения о ВОВ

1



Внеклассное чтение. «Музыка поэзии».

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков

1



Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

1



Зарубежная литература (8 часов)

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте.


1



Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

1



У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.)

Гуманизм эпохи Возрождения.

1



Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1



И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия

1



Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

1



Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1



Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения

1



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!