СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Школа № 21»



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Школа № 21»

________ Н. В. Калашникова

приказ от ________ № ______









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





Предмет: «Литература»

Класс: 9 «А»

Учебный год: 2020-2021

Учитель: Суравегина Татьяна Владимировна





РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

протокол от 30.08.2020 г. № 1

Председатель МО  Суравегина Т.В. 






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);

2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

3. Приказ Министерства просвещение РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Школа № 21» (утв. приказом от 31.09.2018);

5. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Школа № 21 (утв. приказом от 31.08.2018 № 567).


Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе Ф ГОС, авторской программы по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И., Збарского И.С. - М., «Просвещение», 2019 г.

Программа реализована в учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И., Збарского И.С. М.: Просвещение, 2019 г.


2. Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы в 9 классе:

- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой



3. Общая характеристика учебного предмета:

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


.

.


4. Место учебного предмета в учебном плане:

На основании учебного плана МБОУ «Школа № 21» количество часов, отведенное на изучение учебного предмета -102 учебных часа, из расчета 3 часа в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписание уроков на 2020-2021 учебный год фактически программа в 9А классе реализуется в объеме – 99 часов:

  • с учетом праздничных дней: 08.03, 03.05, 10.05

Количество часов по плану

1 четверть- 26 часа, из них сочинение-1, к/работа-2;

2 четверть- 23 часа, из них сочинение-1, к/работа-2;

3 четверть- 29 час, из них сочинение-2, к/работа -1;

4 четверть- 21 часа, из них сочинение-1, к/работа-1.

За учебный год- 99 часов, из них сочинение-5, к/работа- 6.

5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории

и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить

представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна, т.к. освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося.

Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.




Система оценки планируемых результатов


НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе или прочитанных самостоятельно.

Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим

отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять

 взаимосвязь событий, характеры и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

отметкой "4" оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение

 объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического

содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных

произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум

из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, об умении объяснять взаимосвязь

основных событий, характеров и поступков главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, о знании основных вопросов теории, но о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; об ограниченных навыках разбора и о недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается

не более двух-трёх ошибок в содержании ответа или иных недостатков в композиции и языке ответа.

отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных

героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных

 программой.

 

Оценка чтения наизусть

При чтении поэтического или прозаического текста наизусть ученик обязан

- указать автора и название произведения;

- безошибочно воспроизвести текст;

- понимать смысл и значение текста;

- во время чтения грамотно расставлять логические ударения; выдерживать паузы там, где это необходимо; соблюдать соответствующий смыслу текста темп чтения и интонацию; использовать при необходимости мимику и жесты. 

Отметка "5" ставится при соблюдении всех перечисленных условий.

Отметка "4" ставится при несоблюдении одного из перечисленных условий.

Отметка "3" ставится при несоблюдении двух-трёх из перечисленных условий (уверенное знание текста при невыразительном чтении; выразительное,

но неуверенное чтение текста; немотивированные паузы; неумение расставлять логические ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу

темп чтения).  

Отметка "2" ставится при слабом знании текста (три и более немотивированных пауз, фактические ошибки при воспроизведении текста, неполное воспроизведение текста). 

Отметка "1" ставится при неготовности ученика к чтению наизусть, при полном незнании текста. 

 

Оценка сочинений

         В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев,

 исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного

для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

-  соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-  точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка;

- самостоятельность суждений  и выводов. 

Отметка "5" ставится за сочинение

-        глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов,

 необходимых для её раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

-        стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

-        написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

-        допускаются одна-две неточности в содержании.

Отметка "4" ставится за сочинение

-   достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от неё; обнаруживающее хорошее знание литературного

материала и других источников по теме сочинения, умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

-   логичное и последовательное в изложении содержания;

-   написанное правильным литературным языком; стилистически соответствующее содержанию;

-   допускаются две-три неточности в содержании, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором

- в основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на вопрос, сформулированный в теме,

допущены отклонения от неё, или допущены отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение

делать выводы и обобщения;

-   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

-   обнаруживается удовлетворительное владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-5 речевых недочётов (ошибок).

Отметка "2" ставится за сочинение, которое

- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без вывода

и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст;

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок;

- по объёму менее рекомендованного минимума (в старших классах минимальный рекомендуемый объём составляет 200 слов при условии, что

сочинение пишется в течение одного академического часа).  

Отметка "1" ставится за сочинение

- написанное не на данную тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и о неумении излагать свои мысли;

- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки "2";

- списанное из внешнего источника.










6. Содержание учебного предмета с указанием планируемых результатов и системы оценки достижений учащихся

№ раздела

Наименование разделов учебной программы


Характеристика основных содержательных линий

Вид контроля

Планируемые предметные результаты

1

Введение (1ч)


Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.



Научиться определять идейно-нравственные проблемы литературы

2

Из Древнерусской литературы

(3 ч)


Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.


Выразительное чтение. Ответ на вопросы.



Научиться понимать смысл произведения древнерусской литературы и самодиагностике

деятельности.

3

Из литературы 18 века (11 ч)


Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Сентиментализм (начальные представления).



Научиться определять основные черты классицизма, находить отличия в произведениях раннего и позднего классицизма. Выразительное чтение наизусть.

4

Из русской литературы 19 века (50 ч)



Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко.

Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).


Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Толстой Лев Николаевич. Слово о писателе.

Юность». «Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.


.


Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.

Научиться аргументации своей точки зрения. Научиться понимать, выразительно читать текст и рецензировать выразительность чтения.

5

Русская литература 20 века. (27 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX векаОбщий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.


Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки»,»Я убит подо Ржевом», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.


Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.












Научиться определять значение картин быта 16 века для понимания характеров и идеи поэмы. Учиться сопоставлять литературных героев и анализировать поэтический текст. Научиться проектировать и реализовать индивидуальный маршрут проблемных зон в теме.

6

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков (обзор) (2 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.




7

Из зарубежной литературы (5 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений зарубежной литературы.






7. К концу обучения выпускник научится:

понимать основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие

представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владеть монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составлять план, тезис, конспект;

подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Учащиеся должны уметь:

видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.






8. График контроля:


№п/п

Тема контрольного урока

Дата

1

Р/р. Сочинение «Художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»

09.09

2

Контрольная работа (тест) по произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века.

05.10.

3

Четвертная промежуточная аттестация. (Сочинение по комедии «Горе от ума»)

28.10

4

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века

18.11

5

Р\р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

09.12

6

Четвертная промежуточная аттестация. (тест по лирике М.Ю. Лермонтова)

21.12

7

Р/р. Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

18.01

8

Р/р. Сочинение (по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

05.02

9

Четвертная промежуточная аттестация. (тест по творчеству изученных поэтов.)

10.03

10

Р/р. Сочинение о ВОв (по прочитанным произведениям)

26.04

11

Годовая промежуточная аттестация.

14.05


9. Календарно-тематическое планирование по литературе

п/п

Дата

9 А

Раздел


Тема

Коли

чество часов

Виды контроля

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Региональный компонент

Домашнее задание

1



02.09

Введение (1 ч)

Литература и её роль в духовной жизни человека.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1



- Соотносить содержания литературного произведения русской литературы с романтическими и реалистическими принципами  изображения жизни и человека. 



Зад. 1-3

2

04.09

Из древнерусской литературы (3 ч)


Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»

1


Давать общую характеристику художественного мира произведения.





Пишут сочинение


Зад. 1-4

3

07.09


Русская история в «Слове…»

1



Отрывок наизусть

4

09.09


Художественные особенности «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.

1

Сочинение.


Дописать

сочинение

5

11.09

Из русской литературы XVIII века

(11 ч)

Классицизм в русском и мировом искусстве.

1


- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. 

- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.



- Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

.



План статьи

6

14.09


М. В. Ломоносов-поэт, ученый, гражданин. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1



Выраз. чтение

7

16.09


М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1



Зад. 5

8

18.09


Г. Р. Державин. Слово о поэте. Жизнь и творчество (обзор).

1


- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.



Отв. на вопр.

9

21.09


Тема поэта и поэзии в лирике Державина. Стихотворение «Памятник».

1



Стих. наизусть

10

23.09


А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».

1


- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Анализ эпизода

11

25.09


Особенности повествования в « Путешествии…»

1



Анализ эпизода

12

28.09


Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке . «Осень».

1


- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

- Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

- Характеризовать героя литературного произведения



Вопр. 2-4

13

30.09

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

1



Хар-ка героев

14

02.10


Внимание писателя к внутреннему миру героев. Сравнительная характеристика героев.

1



Анализ эпизода

15

05.10


Контрольная работа по произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века.

1

Контрольная работа (тест)

Выполняют контрольную работу


Чтение статьи в учебн.

16


07.10

Из русской литературы XIX века

(50 ч)

Золотой век русской литературы. Обзор.


1


- Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. - Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы второй половины 19 века.



Вопр. 3-7

17

09.10


В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор). «Море», «Невыразимое»- границы выразимого в слове и чувстве.

1



Анализ стих-ний

18

12.10


В. А. Жуковский – «Литературный Колумб» России. Лирика. Поэма «Светлана».

1



С. 112-118

19

14.10


Нравственный мир героини баллады «Светлана».

1


- Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

- Характеризовать героя литературного произведения



Зад. 1-5,

с. 126-127

20

16.10


А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреевич Чацкий». Первые страницы комедии.

1


- Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. - Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы второй половины 19 века.

- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.



С.135-144

21

19.10


«К вам Александр Андреевич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1



Анализ 2 действ.

22

21.10


А. С. Грибоедов. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1



Сопост. хар-ка

23

23.10


Чацкий в системе образов комедии. Обучение анализу эпизода.

1



Анализ эпизода

24

26.10


Язык комедии А.С. Грибоедова. Преодоление канонов классицизма в комедии.

1



Зад. 1-5 С.145-150


25



28.10


Четвертная промежуточная аттестация. (Сочинение по комедии «Горе от ума»)

1

Сочине

ние

- Писать сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта



Дописать сочинение

26

30.10


А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар».

1


- Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. - Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы второй половины 19 века.

- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.


А.С. Пушкин на донской земле

С. 159, зад. 1-4

27

09.11


А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…».

1



Стих. наизусть

28

11.11


А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк».

1



Анализ стих-ния

29

13.11


А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения.

1



Стих. наизусть

30

16.11


А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении.

1


- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Анализ стих-ния

31

18.11


Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина

1

К/р

Выполняют контрольную работу


С. 179-185

32

20.11


А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».

1


- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. –

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы второй половины 19 века.

- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. - Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

- Характеризовать героя литературного произведения







С. 198-202

33

23.11


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение.

1



С. 203- план статьи

34

25.11


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа.

1



Хар-ка героев

35

27.11

А. С. Пушкин. «Евгений



Анализ эпизода

Онегин»: главные женские образы романа.

1



Сопост. хар-ка

36

30.11

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев.

1



Анализ эпизода

37

02.12


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора.

1



С. 230-234

38

04.12

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1



С. 239, зад.1-6

39

07.12

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики.

1




40

09.12



Р\Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Сочинение

- Писать сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта


С. 243-245

41




11.12


М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта.

1


- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.


М.Ю. Лермонтов и его пребывание в Новочеркасске

С. 251-255,

зад. 1-3

42

14.12


Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.

1


- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

- Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя.



Стих-ние наизусть

43

16.12


М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

1




Анализ стих-ний

44

18.12

М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта.

1



Стих-ние наизусть

45

21.12



Четвертная промежуточная аттестация. (тест по лирике М.Ю. Лермонтова)

1

тест

Выполняют тестовую работу


С. 281-295

46

23.12


М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа.

1


- Воспринимать текст литературного произведения.

- Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы второй половины 19 века.

- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



План статьи

47

25.12



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина.

1



Анализ эпизода

48

28.12



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1



Хар-ка героев

49

30.12


М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести.

1


- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

- Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя.



Анализ глав

50

11.01



М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина.

1



С. 304-306

51

13.01


М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина.

1



Хар-ка героя (зад. 1-2)

52

15.01


М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков.

1



С.313, зад. 3

53

18.01


Р\р. Сочинение М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

1

Сочине

ние

- Писать сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта


Устное сообщение

54

20.01


Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).

1


- Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя.



С. 314-319, зад. 4

55

22.01


Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы.

1


- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.


С. 325- 331

56

25.01

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков.

1


- Воспринимать текст литературного произведения.

- Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 19 века.

- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Хар-ка героев

57

27.01

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города.

1



Зад. 3-5

58

29.01

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова.

1



Образ главного героя-план ответа

59

01.02

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме.

1



С. 348-350, зад. 10

60

03.02

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра.

1



Зад. 7-8

61

05.02


Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Р/р. Классное сочинение

1

Сочинение

- Писать сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта


План статьи

62

08.02


Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя.

1


- Воспринимать текст литературного произведения.

- Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 19 века.

- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Хар-ка героя

63

10.02

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки.

1



Зад. 4, с. 394

64

12.02


А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей.

1


- Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.


А.П. Чехов и его жизнь в Таганроге

Инд. задания

65

15.02


А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе.

1



Анализ эпизода

66


17.02

Из русской литературы XX века (27 ч)


Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы.

1


- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



План статьи

67

19.02


И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе.

1



Анализ эпизода

68



22.02

Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…».

1


- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.



Анализ стих-ния

69

24.02


А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина».

1


- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Стих-ние наизусть

70

26.02


С. А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…».

1


- Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.


С.А. Есенин в Ростове-на-Дону

Инд. задания

71

01.03


С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…» «Не жалею, не зову, не плачу…».

1


- Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Зад. 3-5

72

03.03

С. А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине».

1



Анализ эпизода

73

05.03


В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!».

1


- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Стих. наизусть

74

10.03


Четвертная промежуточная аттестация. (тест по творчеству изученных поэтов.)

1

тест

Выполняют контрольную работу


Инд. задания

75

12.03



В. В. Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье».

1


- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Анализ стих-ний

76

15.03



М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы.


1


- Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Хар-ка героев

77

17.03


М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести.

1


- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Анализ эпизода

78

19.03



М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..».

1


- Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

- Давать общую характеристику художественного мира произведения


Зад.2-4

79

02.04

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве».

1



Стих. наизусть

80

05.04



А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»).

1


- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

- Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя.



Анализ стих-ний

81

07.04

А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается c милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»).

1


- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

- Выразительно читать наизусть лирические стихотворения


Зад. 7-9

82

09.04


Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание».

1


- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

- Выразительно читать наизусть лирические стихотворения


Стих. наизусть

83

12.04


Н. А. Заболоцкий. Тема

любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц».

1



Зад. 4-7

84

14.04


М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы.

1


- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

- Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

- Характеризовать героя литературного произведения


Хар-ка героя

85

16.04


М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа.

1


Судьбы наших земляков.( По произведениям донских авторов)

Анализ эпизода

86

19.04


Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу».

1


- Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

- Выразительно читать наизусть лирические стихотворения


Зад. 2-4

87

21.04


Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».

1



Стих. наизусть

88

23.04


А. Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем», стихи поэта-воина «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины...».

1


- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

- Выразительно читать наизусть лирические стихотворения


Зад. 3-5

89

26.04

Р/р. Сочинение о ВОв(по прочитанным произведениям)


Стихи донских поэтов о войне

Стих. наизусть


1

90

28.04


А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика.

1


- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

- Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

- Характеризовать героя литературного произведения


Хар-ка героев

91

30.04



А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи

1



Анализ эпизода

92

05.05

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков (обзор)-2 ч

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков

1


- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Инд. задания

93

07.05


Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков

1


- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Стих. наизусть

94


12.05

Из зарубежной литературы (6 ч)

У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен).

1


- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

- Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

- Выполняют к/работу


Хар-ка главных героев

95

14.05


Годовая промежуточная аттестация.

1

К/работа


Анализ эпизода

96

17.05



И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика . Идейный смысл комедии

1


- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



Хар-ка героя

97

19.05


Г.В. Катулл. Стихи

1


- Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

- Выразительно читать наизусть лирические стихотворения


Анализ стих-ний

98

21.05


К. Г. Флакк «К Мельпомене»

1


- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

- Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.



Отв. на вопр.

99

24.05


Итоговый урок. Летнее чтение.

1





100









101













10. Использованная литература

Литература . 5-11  классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2018.

Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.

Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение,

Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.


Интернет-ресурсы:

Справочно-информационные и методические материалы:


http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная  литература

http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская  литература 

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской  литературы 

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов


11. Контрольно-измерительные материалы

Тесты по литературе

9 класс.

Устное народное творчество


I. Установить соответствие


Текст Жанр

1. Родимая сторона –мать, а чужая – мачеха. А. Былина

2. Белое поле, черное семя, кто его сеет - тот разумеет. Б. Пословица

3. «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был

царь с царицею…» В. Загадка

4. А подъехал как ко силушке великоей, Г. Предание

Он как стал-то эту силушку великую, Д. Сказка

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А й побил он эту силу всю великую. Е. Поговорка


II. Дополнить

Прозаическое произведение устного народного творчества с установкой на вымысел

называется ________________________


III. Установить соответствие

Признаки жанра Название жанра

1. Выражают суждение в одном предложении А. Предание

2. Ретроспективное изображение событий

без участия сверхъестественных персонажей. Б. Пословица

3. Образное выражение для эмоциональных оценок. В. Бывальщина

4. Эпические повествования с установкой на вымысел. Г. Сказка

5. Метафорическое изображение предметов и Д. Поговорки

явлений. Е. Легенды

Ж. Загадки



Древнерусская литература



I. Дополнить

1.«Слово о полку Игореве» - памятник ____ века, герои которого: ____________________________________________________________________________

Авторские мысли выражает Киевский князь _____________________________________

Идею произведения можно выразить так:______________________________________

II. Установите правильную последовательность:

_______ 1. Обращение князя Игоря к дружине

_______2. Полемика с Бояном

______ 3. Авторское отступление об Олеге Гориславиче

______ 4.Победа русских над половцами

______ 5. Плач Ярославны

______ 6. «Золотое слово» Святослава

______ 7. Поражение русских в бою с половцами

_____ 8. Побег Игоря из плена


III. Установите соответствие

Цитата из «Слова…» Персонаж


1. «Братья и дружина! Лучше убитым А.Игорь Святославович

быть, чем полоненным быть!» Б. Всеволод

2. «Борьба князей с поганым безуспешна,

ибо сказал брат брату: « Это мое, и то мое же!» В. Святослав, князь Киевский

3. «О сыны мои, Игорь и Всеволод

Рано вы стали Половецкую землю мечами терзать, Г. Автор

а себе славы добиваться…»

4. «Коли сокол ко гнезду летит, Д. Ярославна

соколенка мы опутаем красною девицею».

5. «Светлое и пресветлое Солнце!

Для всех тепло и красно ты! Е. Гзак

Зачем, господине, простер

горячие свои лучи на воинов милого…» Ж. Кончак



IV. Дополнить


«Слово о полку Игореве» оказало огромное влияние на культуру нового времени. В XIX веке «Слово…» переводил учитель А.С. Пушкина ______________.В XX веке лучшим считается поэтическое переложение ______________.

Русский композитор ________________ написал оперу «Князь Игорь»; «Словом…» были воодушевлены художники ______________________________________.


V. Установить соответствие

Произведения Герои

1. «Слово о полку Игореве» А.Кожемяка

2. «Повесть временных лет» Б. Евпатий Коловрат

3. «Повесть о разорении Рязани Батыем» В.Всеволод Святославович

Г. Василий Теребовльский





Литература XVIII века


I. Выбрать правильный ответ

1. Ведущей темой оды Ломоносова «На день восшествия на престол…1747г.» является

а) тема поэта;

б)тема России;

в) тема войны

2. Поэзию Державина называют личностной, потому что в центре ее стоит

а) человек долга;

б) живая человеческая личность;

в) абстрактный человек.

II. Установить соответствие.

Писатели Произведения

1. Фонвизин А. Разговор с Анакреоном

2. Карамзин Б. Фелица

3. Радищев В. Недоросль

4. Державин Г. Бедная Лиза

5. Ломоносов Д. Путешествие из Петербурга в Москву


III. Дополнить

1. Ведущий поэтический жанр классицизма _______________________

2. Книга А.Н. Радищева увидела свет в ___________году

3. Основоположником сентиментализма в России стал _________________

4. Воплощением сентименталистского мироощущения стала его книга ___________________________

5. Философской основой классицизма стал__________________________


IV. Выбрать правильный ответ

1. Поэзию Державина называют личностной, потому что в центре ее стоит

а) человек долга;

б) живая человеческая личность;

в) абстрактный человек.

2. В комедии «Недоросль» поднимаются проблемы

а) нравственные

б) философские

в) психологические

V.Установить соответствие

Герои Произведения

1. Эраст А. Ода на день восшествия…

2. Митрофан Б. Бедная Лиза

3. Петр I В. Путешествие из Петербурга в Москву

4. Екатерина II Г. Недоросль

5. Крестьянкин Д. Снегирь

6. Суворов Е. Фелица






Контрольная работа по литературе. 9 класс

«Литература XVIII века. Классицизм»

Часть А

1. Главная задача искусства (в том числе - литературы) XVIII века – это…

а) выявление и высмеивание человеческих пороков;

б) достоверное отражение окружающего мира в произведениях искусства;

в) просвещение и нравственное воспитание граждан;

г) воспевание монархического государственного устройства.


2. Мировой классицизм зародился…

а) в Италии; б) в Германии; в) в Англии; г) во Франции.


3. Назовите главный теоретический трактат мирового классицизма:

а) В. К. Тредиаковский «Краткий и новый способ сложения стихов Российских»;

б) Н. Буало «Поэтическое искусство»;

в) М. В. Ломоносов «Письмо о правилах Российского стихотворства»;

г) М. В. Ломоносов «Российская грамматика».


4. Выберите черты классицизма как литературного направления (несколько правильных ответов):

а) ориентир на античное искусство и образы;

б) строгая композиция произведений;

в) внимание к духовному миру человека;

г) в основе эстетики – рационализм;

д) смешение высоких и низких жанров;

е) четкое деление героев на положительных и отрицательных;

ж) предпочтение отдается прозаическим жанрам.


5. Классицизм в России зародился:

а) одновременно с европейским; б) в первой четверти XVIII века;

в) во второй четверти XVIII века; г) в конце XVIII века.


6. Кто назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?


а) А.С. Пушкин; б) Д.С. Лихачев; в) В.Г. Белинский; г) Елизавета Петровна.


7. Ода – это…

а) музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания с инструментальным сопровождением;

б) торжественное стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события;

в) аллегоричное стихотворное произведение нравоучительной направленности;

г) драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека.


8. «Ода на день восшествия…» М. В. Ломоносова была написана…

а) в день венчания на царство Елизаветы Петровны;

б) на первую годовщину этого события;

в) на пятую годовщину этого события;

г) с коронацией императрицы одна никак не связана.


9. Какой особенности нет в «Оде на день восшествия…»?

а) обращение к античным образам (Марс, Нептун, Минерва и пр.);

б) высокая книжная лексика;

в) старославянизмы и устаревшая лексика;

г) четко выделяющийся образ автора (употребление местоимения «я» и пр.)


10. Тема стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям» - это…

а) гневная критика монархии, правящего класса, «сильных мира сего»;

б) тема поэта и поэзии;

в) обличение жестокости крепостного права;

г) обвинение Всевышнего в горестях и бедах земного мира.


11. Каким образом Г. Р. Державин нарушил строгий одический канон в оде «Фелица»? (несколько правильных ответов)

а) не называет имя той, к кому обращается;

б) пишет о человеческих качествах Фелицы, ее привычках;

в) вместо похвалы императрице – критика ее правления;

г) включает в оду описание быта;

д) осуждение предшественников Фелицы (прежних царей).


12. В стихотворении «Памятник» Г.Р. Державин связывает (сравнивает) свое творческое бессмертие…

а) с пирамидами;

б) с природными богатствами России;

в) со славой всего славянского рода;

г) с Вселенной.


Часть В


1. Назовите три главные единства классицистической драмы и расшифруйте их.


2. Назовите основные темы (части), к которым обращается М. В. Ломоносов в «Оде на день восшествия…».


3. Кого М. В. Ломоносов называет в данной строфе «Человеком»? И за какие заслуги величает его именно так?

Ужасный чудными делами

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.


4. Из строфы, приведенной в задании 3, выпишите лексические единицы (слова), относящиеся к высокому книжному стилю.


5. Какой императрице посвящена ода Г.Р. Державина «Фелица»? Как образованный читатель мог это понять?


6. Какова тема стихотворения Г.Р. Державина «Памятник»? Какие деяния поэт сам себе ставит в заслугу?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!