СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе.  9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе «Программы по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы» под редакцией С.А. Зининаи учебника для 9 класса «Литература». Автор-составитель С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе.  9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА

(МБОУ «ЛИЦЕЙ №24 г.ВОЛГОДОНСКА)




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

педагогического совета

МБОУ «Лицей № 24» г.Волгодонска

от «28» августа 2019 года №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

_________/Герасимова С.В./


«29» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска

_______________Н.В. Белан

Пр. от «30» августа 2019 г. № 174



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

Уровень общего образования: основное общее образование

Классы 9А, 9Г

Количество часов 101

Классы 9Д, 9Е

Количество часов 100




Учитель: Диденко Анна Ивановна


Программа разработана на основе «Программы по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы» под редакцией С.А. Зининаи учебника для 9 класса «Литература». Автор-составитель С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017









г.Волгодонск

2019





Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 классов разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами (ФГОС), на основе планируемых результатов основного общего образования, образовательной программы основного общего образования, образовательной программы МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска.

Программа соответствует основной образовательной программе основного общего образования и учебному плану МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска.

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотрен­ные федеральным компонентом государственного стандарта и программой ос­новного общего образования по литературе.

Цели:



  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.



Задачи:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.





Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Свое­образие литературных эпох, связь русской литературы с миро­вой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные лите­ратурные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литера­турное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательско­го опыта.



Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской лите­ратуры. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи по­эмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литерату­ры, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былин­ного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».



Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави­на для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт класси­цизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского лите­ратурного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сен­тиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейско­го классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитек­туре.



Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Важнейшие черты эстетики роман­тизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу­ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направле­ние, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и запад­ноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.



А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие кон­фликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спек­такль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и роман­тизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».



А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мо­тивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и по­эзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюби­вая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Ан­чар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...». Романтическая поэма «Кавказский плен­ник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реа­лизм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звуча­ние пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чув­ства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в сти­хах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема оне­гинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый иде­ал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, паро­дия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступ­ление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотво­рения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэ­зия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интер­претации произведений А.С. Пушкина.



М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Моли­тва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его лич­ностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персона­жей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в рома­не. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский ро­ман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопо­ставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музы­кальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Ге­рой нашего времени» в театре и кино.



Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Боже­ственной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («город­ские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочине­ние сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстра­циях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).



Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской ли­тературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологиче­ской прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития рус­ского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художе­ственного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа ве­ков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.



Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цвета­евой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведе­ния В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пеле­вина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, лите­ратурное направление, поэтическое течение, традиции и нова­торство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контек­сте литературной эпохи.





Для заучивания наизусть

«Слово о полку Игореве» (Плач Ярославны)

М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору).

Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору).

К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору).

В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору).

А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору).

А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).

Н.В. Гоголь «Мертвые души» (отрывок)

Поэзия Серебряного века 2-3 стихотворения (по выбору).



Для домашнего чтения



Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».







Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 9 классах в объеме 102 часов ( 3урока в неделю).Но так как в 9А 5 Мая, а в 9Г 1 Мая являются праздничными днями, запланирован 101 час. А в 9Д , 9 Е классах 1 и 5 Мая являются праздничными днями, запланировано 100 часов.



Учебно-тематический план по литературе для 9А, 9Г классов

№ п/п


Название раздела


Количество часов



Контрольных работ

( в том числе тестовых)


Контрольные работы по развитию речи

( сочинения)

1

Введение

1



2

Из древнерусской литературы

6


1

3

Из русской литературы XVIII века

12

1


4

Из литературы1й половины XIX века

63



1)

Литература русского романтизма первой четверти XIX века

7


3

2)

А.С.Грибоедов

8

1

1

3)

А. С. Пушкин

24

1

3

4)

М. Ю. Лермонтов

15

1

3

5)

Н. В. Гоголь

9

1

2

5

Из литературы 2й половины XIX века

8



6

Русская литература XX века

11

1


Итого


101

6

13







Учебно-тематический план по литературе для 9Е,9Д классов.

№ п/п


Название раздела


Количество часов


Контрольных работ

( в том числе тестовых)


Контрольные работы по развитию речи

( сочинения)

1

Введение

1



2

Из древнерусской литературы

6


1

3

Из русской литературы XVIII века

12

1


4

Из литературы1й половины XIX века

63



1)

Литература русского романтизма первой четверти XIX века

7


3

2)

А.С.Грибоедов

8

1

1

3)

А. С. Пушкин

24

1

3

4)

М. Ю. Лермонтов

15

1

3

5)

Н. В. Гоголь

9

1

2

5

Из литературы 2й половины XIX века

8



6

Русская литература XX века

10

1


Итого


100

6

13

















Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 9 классах в объеме 102 часов ( 3урока в неделю).Но так как в 9А 5 Мая, а в 9Г 1 Мая являются праздничными днями, запланирован 101 час. А в 9Д , 9 Е классах 1 и 5 Мая являются праздничными днями, запланировано 100 часов.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9А, 9Г КЛАССАХ



п\п

Дата 9 А

Дата 9 Г

Тема урока.Основные элементы содержания

Формы контроля

1

3.09.19

4.09.19

Введение. Понятие об историко-литературном процессе.

Фронтальный контроль, участие в коллективной работе класса

2

4.09.19

5.09.19

Литература Средневековья. Общая характеристика древнерусской литературы. 

Выполнение групповых и индивидуальных заданий

3

5.09.19

6.09.19

« Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История создания, основное содержание и сюжет.

Комбинированный контроль:

индивидуальные сообщения,

различные виды групповых заданий


4

10.09.19

11.09.19

Композиция «Слова…». Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности.

Групповая форма контроля:

результаты классной и домашней аналитической работы

5

11.09.19

12.09.19

Образ автора «Слова…» Проблема авторства «Слова...».


Индивидуальный опрос: устный пересказ, выразительное чтение Оценка устной характеристики героев

6

12.09.19

13.09.19

Ярославна – пленительный женский образ. Образ русской земли в «Слове…» Концовка и «слава».

Оценка за домашнее задание: выразительное чтение наизусть

7

17.09.19

18.09.19

Р/Р. Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

Письменный итоговый контроль по теме

8

18.09.19

19..09.19

Характеристика русской литературы XVIII в. Классицизм в русском и мировом искусстве.

Выборочная проверка записей тезисов в тетрадях

9

19.09.19

20.09.19

М.В. Ломоносов – реформатор языка, стихосложения, поэт.Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Оценка выступлений, презентации, чтение и анализ стихотворений

10

24.09.19

25.09.19

Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Философская ода Державина «Бог».

Оценка выразительности чтения наизусть

11

25.09.19

26.09.19

Страстность обличительной речи поэта в стихотворении Державина «Властителям и судиям». Тема поэзии в стихотворении «Памятник».

Оценка чтения, комментария авторской позиции, формулировки и записи выводов

12

26.09.19

27.09.19

Расцвет отечественной драматургии XVIIIвека: А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, В.В.Капнист, Я.Б.Княжнин. Традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Оценка устных сочинений

13

1.10.19

2.10.19

Своеобразие русского театра в век просвещенного абсолютизма.Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

фронтальный опрос

14

2.10.19

3.10.19

Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».Отражение в произведении просветительских взглядов автора.

Оценка письменных работ, выполненных дома, работа с иллюстрациями

15

3.10.19

4.10.19

А.Н. Радищев.«Путешествие из Петербурга в Москву».Тема русского народа ( Главы «Любани», «Чудово», «Клин»).

Оценка ответов, письменных работ

16

8.10.19

9.10.19

Сентиментализм. Н.М. Карамзин. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Н.М.Карамзина. «Бедная Лиза»

Текущий контроль

Анализ эпизода

17

9.10.19

10.10.19

Тема любви в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Роль пейзажа.

Ответы на уроке Оценка чтения, комментария собственной позиции

18

10.10.19

11.10.19

«История государства Российского» Н.М.Карамзина как историко-литературный памятник эпохи.

Групповой контроль

19

15.10.19

16.10.19

К/Р. «Литература XVIII века». 

Итоговый контроль по теме.

20

16.10.19

17.10.19

Литература русского романтизма первой четверти XIX века. Становление и развитие романтизма .

Выборочная проверка тезисов лекции

21

17.10.19

18.10.19

К.Н.Батюшков – основатель «школы гармонической точности»


Выборочная проверка тезисов лекции, оценка сообщения ученика. Оценка анализа поэтического текста

22

22.10.19

23.10.19

« Колумб России» В.А.Жуковский. Великая тайна природы и интуитивное приближение к ней в стихотворении «Невыразимое»

Устный опрос, работа с карточками и проверка письменной аналитической работы над стихотворением

23

23.10.19

24.10.19

Р/Р Обучение анализу лирического текста.Сочинение «Невыразимое подвластно ль выражению?..» (По лирике В.А.Жуковского.)

Анализ стихотворения

24

24.10.19

25.10.19

В.А.Жуковский.Врождённая память о высшей гармонии в стихотворениях «Море. Элегия», «Жизнь»

Оценка устной монологической речи, глубины индивидуального «погружения» в художественный мир романтизма

25

5.11.19

6.11.19

Таинственно-мистический колорит баллады В.А.Жуковского «Лесной царь»

Оценка навыков анализа художественного текста

26

6.11.19

7.11.19

К.Ф. Рылеев. «Думы», «К временщику».Эстетика романтизма в творчестве К.Ф,Рылеева.

Анализ стихотворений Жуковского,

устный опрос, работа с карточками

27

7.11.19

8.11.19

А.С.Грибоедов.Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума».

Ответы на вопросы учителя, проверка письменных работ, чтение в ролях

28

12.11.19

13.11.19

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Главный конфликт и проблематика пьесы.

Комбинированный контроль.

Ответы на уроке

29

13.11.19

14.11.19

«Век нынешний и век минувший» Фамусовское общество. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия.

Ответы на уроке

30

14.11.19

15.11.19

Молодое поколение. Герой и антигерой своего времени: Чацкий и Молчалин.Образ Софьи.


Ответы на уроке, реализация домашнего задания

31

19.11.19

20.11.19

Нравственный идеал Грибоедова.Проблематика «Горя от ума» в трактовке современников и в литературной критике разных лет.

Ответы на уроке, реализация домашнего задания

32

20.11.19

21.11.19

Смысл названия комедии. Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Выборочная проверка конспекта

33

21.11.19

22.11.19

Р/Р Почему Чацкий обречён на одиночество? (Сочинение по комедии «Горе от ума»)

сочинение

34

26.11.19

27.11.19

К/Р. Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.«Горе от ума»

контрольное тестирование

35

27.11.19

28.11.19

Золотой век русской культуры. Творчество А.С.Пушкина как художественное воплощение духовного опыта нации.Темы и мотивы лирики Пушкина.

Оценка выступлений учащихся

36

28.11.19

29.11.19

«Мы рождены для вдохновенья…» Тема лицейской дружбы.

Оценка выступлений, выразительное чтение, ответы на уроке

37

3.12.19

4.12.19

«Я петь пустого не умею». Свободолюбивая лирика поэта: «К Чаадаеву», «Арион», «Деревня», «Во глубине сибирских руд».

Оценка выступлений, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений, выполнение задания в группах

38

4.12.19

5.12.19

А.С.Пушкин. Южный период творчества «К морю», «Погасло дневное светило», «Кавказский пленник».

Индивидуальные и фронтальные формы контроля

39

5.12.19

6.12.19

Михайловское как важнейший этап творческой судьбы поэта. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина «Пророк», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг…»

Оценка чтения наизусть, ответы на уроке

40

9.12.19

11.12.19

«Поговорим о странностях любви…» Тема любви в поэзии Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии…», «Что в имени тебе моём?»

Оценка выступлений, выразительное чтение

41

10.12.19

12.12.19

«…Чтоб мыслить и страдать…» Стихотворный и прозаический эпос Пушкина. Осмысление роли человека в истории: трагедия «Борис Годунов».

Ответы на уроке, работа в группах

42

11.12.19

13.12.19

А.С.Пушкин. Поиск и утверждение новых форм выражения. Позднее творчество поэта. Болдинская осень. «Маленькие трагедии».

Ответы на уроке, работа в группах

43

16.12.19

18.12.19

Новаторский цикл в прозе «Повести Белкина»(«Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель»)

Оценка чтения наизусть, ответы на уроке

44

17.12.19

19.12.19

Философская лирика поэта: «Не дай мне, Бог, сойти с ума», «Бесы»

Анализ стихотворения, обоснование собственной позиции

45

18.12.19

20.12.19

Р/Р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка

Предварительный контроль:

анализ стихотворения

46

23.12.19

25.12.19

К/Р Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

Текущий контроль : тестовые творческие задания

47

24.12.19

26.12.19

А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин».История создания. Литературная полемика вокруг романа.

Оценка за презентацию прочитанной повести

48

25.12.19

27.12.19

А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин».Замысел и композиция. Симметрия и параллелизм.

Устные ответы на вопросы, составление плана рассказа учителя

49.

14.01.20

15.01.20

Сюжет и система образов романа «Евгений Онегин». Эволюция героев. Путь странствий и духовных исканий главного героя.


Оценка читательской компетентности ( знание текста произведения)

50.

15.01.20

16.01.20

«Но был ли счастлив мой Евгений?» Образ Онегина и проблема «больного героя больного времени». Онегин в Петербурге.

Ответы на уроке

51.

16.01.20

17.01.20

Онегин в деревне. Жизнь столицы и мир деревни.

Ответы на уроке

52.

21.01.20

22.01.20

«Картины русской жизни в романе.Онегин и Ленский. Ленский и Ольга

Чтение наизусть «Письма Татьяны», ответы на уроке

53

22.01.20

23.01.20

Онегин и Татьяна. Образ Татьяны в свете нравственной проблематики романа.

Чтение наизусть «письма Татьяны» или «Письма Онегина», ответы на вопросы, работа на уроке

54

23.01.20

24.01.20

Философское осмысление жизни как пути странствий и духовных исканий. Смысл «открытого» финала.

Ответы на уроке

55

28.01.20

29.01.20

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике.Литературно-критические статьи и исследования В.Г.Белинского, Ф.М.Достоевского и др.

Оценка рефератов


56

29.01.20

30.01.20

Значение Пушкина в развитии русской литературы. Первый русский реалистический роман.

Ответы на уроке, выборочная проверка тезисов

57

30.01.20

31.01.20

Р/Р Подготовка к сочинению «Автор и его герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


58

4.02.20

5.02.20

Р/Р Сочинение «Автор и его герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Тематический контроль:

сочинение

59

5.02.20

6.02.20

М.Ю.Лермонтов. «Нет, я не Пушкин, я другой…»Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова.

Выступления учащихся

60

6.02.20

7.02.20

«Неведомый избранник…» Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Тема поэзии: «Поэт», «Пророк», «Смерть поэта»

Ответы на уроке, выразительное чтение,

61

11.02.20

12.02.20

Одиночество, безверие, грусть и страдание - основные мотивы любовной: «Расстались мы, но твой портрет …», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Адресаты любовной лирики Лермонтова

Выступления учащихся, чтение стихотворений наизусть, ответы на уроке

62

12.02.20

13.02.20

«Печально я гляжу на наше поколенье…» Непримиримый конфликт титанической личности и бытия в стихотворениях «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Монолог», «И скучно и грустно»

Оценка творческого анализа лирики

63

13.02.20

14.02.20

«Люблю отчизну я…»Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия»

Чтение стихотворений наизусть, ответы на уроке

64

18.02.20

19.02.20

Р/Р Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова

Сочинение

65

19.02.20

20.02.20

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. История создания. Композиция, проблематика, жанровое своеобразие.

Оценка устных сочинений

66

20.02.20

21.02.20

Анализ главы«Бэла». «Странный» человек Печорин

Оценка ответов на уроке

67

25.02.20

26.02.20

Анализ главы «Максим Максимыч». Печорин как «портрет поколения»

Оценка ответов на уроке

68

26.02.20

27.02.20

Анализ главы «Тамань».Роль пейзажа, портретная характеристика героя

Оценка ответов на уроке

69

27.02.20

28.02.20

Анализ главы «Княжна Мери». «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..»

Оценка ответов на уроке

70

3.03.20

4.03.20

Анализ главы «Фаталист». Образ Печорина. Споры о романтизме и реализме романа Лермонтова.

Оценка ответов на уроке, реализация домашнего задания

71

4.03.20

5.03.20

Р/Р. Подготовка к сочинению по теме « Печорин : временное и вечное»


72

5.03.20

6.03.20

Р/Р. Сочинение по теме « Печорин : временное и вечное» идейно-смысловая роль героя в произведении.

сочинение

73

10.03.20

11.03.20

К/Р Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

Тематический контроль:

тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

74

11.03.20

12.03.20

Николай Васильевич Гоголь: Жизнь и творчество

Ответы на уроке, выполнение викторины

75

12.03.20

13.03.20

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души». История создания, жанр и композиция

Ответы на уроке

76

17.03.20

18.03.20

Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов.Система образов поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Манилов.

Ответы на уроке

77

18.03.20

19.03.20

Образы помещиков: Коробочка, Ноздрёв, Собакевич. Мотив погружения, круги ада. Влияние «Божественной комедии »Данте на замысел гоголевской поэмы.

Устная характеристика помещиков

78

19.03.20

20.03.20

Р/Р Плюшкин - последний в ряду деградировавших помещиков. Приёмы сатирической обрисовки.

Текущий контроль:

анализ эпизода: проверка письменной работы

79

31.03.20

1.04.20

Образы городских чиновников.«Таблица» человеческих образов и характеров. «Повесть о капитане Копейкине» : проблема истоков и последствий «русского бунта»


80

1.04.20

2.04.20

Чичиков и чичиковщина.Образ приобретателя Чичикова.

Оценка устных рассказов, ответы на уроке

81

2.04.20

3.04.20

Контрольное тестирование. Тема «живой» и «мёртвой» души в поэме. Образ Родины в поэме.

Тематический контроль:тестирование

82

7.04.20

8.04.20

Р/Р Сочинение «Герои – один пошлее другого». Образная система поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Сочинение

83

8.04.20

9.04.20

«Золотые» и «серебряные» нити русской литературы.

Обзор литературного процесса второй половины XIX в. Творчество И.А.Гончарова.

Выборочная проверка конспектов

84

9.04.20

10.04.20

Расцвет социально- психологической прозы.ТворчествоИ.С.Тургенева и Н.С.Лескова. (Обзор)

Оценка сообщений, ответы на уроке

85

14.04.20

15.04.20

Лирическая ситуация 50-80 годов XIX века. Поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Оценка сообщений, ответы на уроке

86

15.04.20

16.04.20

Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Индивидуальный контроль

87

16.04.20

17.04.20

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.Пьеса «Бедность не порок». Любовь и её влияние на судьбы героев.

Ответы на уроке, устный опрос

88

21.04.20

22.04.20

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типахудожественного сознания. Романы «Война и мир», «Преступление и наказание». (Обзор).

Оценка сообщений, ответы на уроке, работа с карточками

89

22.04.20

23.04.20

Ф.М.Достоевский. «Бедные люди». Тема одиночества. Петербургский мечтатель. Развитие темы «маленького человека» в русской литературе.

Тематический контроль:

Сравнение двух произведений на одну тему.

90

23.04.20

24.04.20

Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.

Ответы на уроке, оценка домашнего задания

91

28.04.20

29.04.20

Обзор литературного процесса XX века.Своеобразие русской прозы рубежа веков М.Горький,И.Бунин, А.Куприн, Л.Андреев.

Выборочная проверка конспектов лекции

92

29.04.20

30.04.20

А.М. Горький «На дне» -«пьеса-буревестник». Проблема человека и человеческого, художественная идея рассказов Горького

Ответы на уроке

93

30.04.20

6.05.20

Русские поэты Серебряного века.В поэтической мастерской А.А. Блока.

Ответы на уроке

94

6.05.20

7.05.20

Многообразие поэтических голосов эпохи. Лирика С.Есенина, В.Маяковского .

Оценка выразительного чтения. Индивидуальная работа по анализу стихотворений

95

7.05.20

8.05.20

Многообразие поэтических голосов эпохи. Лирика А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака.

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

96

12.05.20

13.05.20

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века. Проза М.Шолохова, А.Толстого, М.Булгакова, А.Платонова.

Комбинированный контроль

97

13.05.20

14.05.20

М.А. Булгаков. Жизнь и судьба писателя. Повесть «Собачье сердце»

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

98

14.05.20

15.05.20

К/Р.Итоговая контрольная работа по литературе за курс 9 класса.

Итоговый контроль:определить степень освоения учебной программы за год

99

19.05.20

20.05.20

Литературный процесс 50-80 годов. Проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына, поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

100

20.05.20

21.05.20

М. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов и Ванюшка: проблема разрушенных семей в годы войны.

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

101

21.05.20

22.05.20

Образ праведницы в рассказеА.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Оценка за анализ произведения







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 Е, 9 Д КЛАССАХ



п\п

Дата 9 Д

Дата 9 Е

Тема урока. Основные элементы содержания

Формы контроля

1

3.09.19

3.09.19

Введение. Понятие об историко-литературном процессе.

Фронтальный контроль, участие в коллективной работе класса

2

5.09.19

4.09.19

Литература Средневековья. Общая характеристика древнерусской литературы. 

Выполнение групповых и индивидуальных заданий

3

6.09.19

6.09.19

« Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История создания, основное содержание и сюжет.

Комбинированный контроль:

индивидуальные сообщения,

различные виды групповых заданий


4

10.09.19

10.09.19

Композиция «Слова…». Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности.

Групповая форма контроля:

результаты классной и домашней аналитической работы

5

12.09.19

11.09.19

Образ автора «Слова…» Проблема авторства «Слова...».


Индивидуальный опрос: устный пересказ, выразительное чтение Оценка устной характеристики героев

6

13.09.19

13.09.19

Ярославна – пленительный женский образ. Образ русской земли в «Слове…» Концовка и «слава».

Оценка за домашнее задание: выразительное чтение наизусть

7

17.09.19

17.09.19

Р/Р. Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

Письменный итоговый контроль по теме

8

19.09.19

18.09.19

Характеристика русской литературы XVIII в. Классицизм в русском и мировом искусстве.

Выборочная проверка записей тезисов в тетрадях

9

20.09.19

20.09.19

М.В. Ломоносов – реформатор языка, стихосложения, поэт. Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Оценка выступлений, презентации, чтение и анализ стихотворений

10

24.09.19

24.09.19

Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Философская ода Державина «Бог».

Оценка выразительности чтения наизусть

11

26.09.19

25.09.19

Страстность обличительной речи поэта в стихотворении Державина «Властителям и судиям». Тема поэзии в стихотворении «Памятник».

Оценка чтения, комментария авторской позиции, формулировки и записи выводов

12

27.09.19

27.09.19

Расцвет отечественной драматургии XVIIIвека: А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, В.В.Капнист, Я.Б.Княжнин. Традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Оценка устных сочинений

13

1.10.19

1.10.19

Своеобразие русского театра в век просвещенного абсолютизма. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

фронтальный опрос

14

3.10.19

2.10.19

Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в произведении просветительских взглядов автора.

Оценка письменных работ, выполненных дома, работа с иллюстрациями

15

4.10.19

4.10.19

А.Н. Радищев.«Путешествие из Петербурга в Москву». Тема русского народа ( Главы «Любани», «Чудово», «Клин»).

Оценка ответов, письменных работ

16

8.10.19

8.10.19

Сентиментализм. Н.М. Карамзин. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Н.М.Карамзина. «Бедная Лиза»

Текущий контроль

Анализ эпизода

17

10.10.19

9.10.19

Тема любви в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Роль пейзажа.

Ответы на уроке Оценка чтения, комментария собственной позиции

18

11.10.19

11.10.19

«История государства Российского» Н.М.Карамзина как историко-литературный памятник эпохи.

Групповой контроль

19

15.10.19

15.10.19

К/Р. «Литература XVIII века». 

Итоговый контроль по теме.

20

17.10.19

16.10.19

Литература русского романтизма первой четверти XIX века. Становление и развитие романтизма .

Выборочная проверка тезисов лекции

21

18.10.19

18.10.19

К.Н.Батюшков – основатель «школы гармонической точности»


Выборочная проверка тезисов лекции, оценка сообщения ученика. Оценка анализа поэтического текста

22

22.10.19

22.10.19

« Колумб России» В.А.Жуковский. Великая тайна природы и интуитивное приближение к ней в стихотворении «Невыразимое»

Устный опрос, работа с карточками и проверка письменной аналитической работы над стихотворением

23

24.10.19

23.10.19

Р/Р Обучение анализу лирического текста.Сочинение «Невыразимое подвластно ль выражению?..» (По лирике В.А.Жуковского.)

Анализ стихотворения

24

25.10.19

25.10.19

В.А.Жуковский.Врождённая память о высшей гармонии в стихотворениях «Море. Элегия», «Жизнь»

Оценка устной монологической речи, глубины индивидуального «погружения» в художественный мир романтизма

25

5.11.19

5.11.19

Таинственно-мистический колорит баллады В.А.Жуковского «Лесной царь»

Оценка навыков анализа художественного текста

26

7.11.19

6.11.19

К.Ф. Рылеев. «Думы», «К временщику». Эстетика романтизма в творчестве К.Ф,Рылеева.

Анализ стихотворений Жуковского,

устный опрос, работа с карточками

27

8.11.19

8.11.19

А.С.Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума».

Ответы на вопросы учителя, проверка письменных работ, чтение в ролях

28

12.11.19

12.11.19

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Главный конфликт и проблематика пьесы.

Комбинированный контроль.

Ответы на уроке

29

14.11.19

13.11.19

«Век нынешний и век минувший» Фамусовское общество. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия.

Ответы на уроке

30

15.11.19

15.11.19

Молодое поколение. Герой и антигерой своего времени: Чацкий и Молчалин. Образ Софьи.


Ответы на уроке, реализация домашнего задания

31

19.11.19

19.11.19

Нравственный идеал Грибоедова. Проблематика «Горя от ума» в трактовке современников и в литературной критике разных лет.

Ответы на уроке, реализация домашнего задания

32

21.11.19

20.11.19

Смысл названия комедии. Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Выборочная проверка конспекта

33

22.11.19

22.11.19

Р/Р Почему Чацкий обречён на одиночество? (Сочинение по комедии «Горе от ума»)

сочинение

34

26.11.19

26.11.19

К/Р. Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.«Горе от ума»

контрольное тестирование

35

28.11.19

27.11.19

Золотой век русской культуры. Творчество А.С.Пушкина как художественное воплощение духовного опыта нации. Темы и мотивы лирики Пушкина.

Оценка выступлений учащихся

36

29.11.19

29.11.19

«Мы рождены для вдохновенья…» Тема лицейской дружбы.

Оценка выступлений, выразительное чтение, ответы на уроке

37

3.12.19

3.12.19

«Я петь пустого не умею». Свободолюбивая лирика поэта: «К Чаадаеву», «Арион», «Деревня», «Во глубине сибирских руд».

Оценка выступлений, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений, выполнение задания в группах

38

5.12.19

4.12.19

А.С.Пушкин. Южный период творчества «К морю», «Погасло дневное светило», «Кавказский пленник».

Индивидуальные и фронтальные формы контроля

39

6.12.19

6.12.19

Михайловское как важнейший этап творческой судьбы поэта. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина «Пророк», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг…»

Оценка чтения наизусть, ответы на уроке

40

10.12.19

10.12.19

«Поговорим о странностях любви…» Тема любви в поэзии Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии…», «Что в имени тебе моём?»

Оценка выступлений, выразительное чтение

41

12.12.19

11.12.19

«…Чтоб мыслить и страдать…» Стихотворный и прозаический эпос Пушкина. Осмысление роли человека в истории: трагедия «Борис Годунов».

Ответы на уроке, работа в группах

42

13.12.19

13.12.19

А.С.Пушкин. Поиск и утверждение новых форм выражения. Позднее творчество поэта. Болдинская осень. «Маленькие трагедии».

Ответы на уроке, работа в группах

43

17.12.19

17.12.19

Новаторский цикл в прозе «Повести Белкина»(«Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель»)

Оценка чтения наизусть, ответы на уроке

44

19.12.19

18.12.19

Философская лирика поэта: «Не дай мне, Бог, сойти с ума», «Бесы»

Анализ стихотворения, обоснование собственной позиции

45

20.12.19

20.12.19

Р/Р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка

Предварительный контроль:

анализ стихотворения

46

24.12.19

24.12.19

К/Р Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

Текущий контроль : тестовые творческие задания

47

26.12.19

25.12.19

А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Литературная полемика вокруг романа.

Оценка за презентацию прочитанной повести

48

27.12.19

27.12.19

А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Замысел и композиция. Симметрия и параллелизм.

Устные ответы на вопросы, составление плана рассказа учителя

49.

14.01.20

14.01.20

Сюжет и система образов романа «Евгений Онегин». Эволюция героев. Путь странствий и духовных исканий главного героя.


Оценка читательской компетентности ( знание текста произведения)

50.

16.01.20

15.01.20

«Но был ли счастлив мой Евгений?» Образ Онегина и проблема «больного героя больного времени». Онегин в Петербурге.

Ответы на уроке

51.

17.01.20

17.01.20

Онегин в деревне. Жизнь столицы и мир деревни.

Ответы на уроке

52.

21.01.20

21.01.20

«Картины русской жизни в романе.Онегин и Ленский. Ленский и Ольга

Чтение наизусть «Письма Татьяны», ответы на уроке

53

23.01.20

22.01.20

Онегин и Татьяна. Образ Татьяны в свете нравственной проблематики романа.

Чтение наизусть «письма Татьяны» или «Письма Онегина», ответы на вопросы, работа на уроке

54

24.01.20

24.01.20

Философское осмысление жизни как пути странствий и духовных исканий. Смысл «открытого» финала.

Ответы на уроке

55

28.01.20

28.01.20

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике. Литературно-критические статьи и исследования В.Г.Белинского, Ф.М.Достоевского и др.

Оценка рефератов


56

30.01.20

29.01.20

Значение Пушкина в развитии русской литературы. Первый русский реалистический роман.

Ответы на уроке, выборочная проверка тезисов

57

31.01.20

31.01.20

Р/Р Подготовка к сочинению «Автор и его герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


58

4.02.20

4.02.20

Р/Р Сочинение «Автор и его герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Тематический контроль:

сочинение

59

6.02.20

5.02.20

М.Ю.Лермонтов. «Нет, я не Пушкин, я другой…»Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова.

Выступления учащихся

60

7.02.20

7.02.20

«Неведомый избранник…» Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Тема поэзии: «Поэт», «Пророк», «Смерть поэта»

Ответы на уроке, выразительное чтение,

61

11.02.20

11.02.20

Одиночество, безверие, грусть и страдание - основные мотивы любовной: «Расстались мы, но твой портрет …», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Адресаты любовной лирики Лермонтова

Выступления учащихся, чтение стихотворений наизусть, ответы на уроке

62

13.02.20

12.02.20

«Печально я гляжу на наше поколенье…» Непримиримый конфликт титанической личности и бытия в стихотворениях «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Монолог», «И скучно и грустно»

Оценка творческого анализа лирики

63

14.02.20

14.02.20

«Люблю отчизну я…» Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия»

Чтение стихотворений наизусть, ответы на уроке

64

18.02.20

18.02.20

Р/Р Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова

Сочинение

65

20.02.20

19.02.20

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. История создания. Композиция, проблематика, жанровое своеобразие.

Оценка устных сочинений

66

21.02.20

21.02.20

Анализ главы«Бэла». «Странный» человек Печорин

Оценка ответов на уроке

67

25.02.20

25.02.20

Анализ главы «Максим Максимыч». Печорин как «портрет поколения»

Оценка ответов на уроке

68

27.02.20

26.02.20

Анализ главы «Тамань». Роль пейзажа, портретная характеристика героя

Оценка ответов на уроке

69

28.02.20

28.02.20

Анализ главы «Княжна Мери». «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..»

Оценка ответов на уроке

70

3.03.20

3.03.20

Анализ главы «Фаталист». Образ Печорина. Споры о романтизме и реализме романа Лермонтова.

Оценка ответов на уроке, реализация домашнего задания

71

5.03.20

4.03.20

Р/Р. Подготовка к сочинению по теме « Печорин : временное и вечное»


72

6.03.20

6.03.20

Р/Р. Сочинение по теме « Печорин : временное и вечное» идейно-смысловая роль героя в произведении.

сочинение

73

10.03.20

10.03.20

К/Р Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

Тематический контроль:

тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

74

12.03.20

11.03.20

Николай Васильевич Гоголь: Жизнь и творчество

Ответы на уроке, выполнение викторины

75

13.03.20

13.03.20

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души». История создания, жанр и композиция

Ответы на уроке

76

17.03.20

17.03.20

Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов. Система образов поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Манилов.

Ответы на уроке

77

19.03.20

18.03.20

Образы помещиков: Коробочка, Ноздрёв, Собакевич. Мотив погружения, круги ада. Влияние «Божественной комедии »Данте на замысел гоголевской поэмы.

Устная характеристика помещиков

78

20.03.20

20.03.20

Р/Р Плюшкин - последний в ряду деградировавших помещиков. Приёмы сатирической обрисовки .

Текущий контроль:

анализ эпизода: проверка письменной работы

79

31.03.20

31.03.20

Образы городских чиновников. «Таблица» человеческих образов и характеров. «Повесть о капитане Копейкине» : проблема истоков и последствий «русского бунта»


80

2.04.20

1.04.20

Чичиков и чичиковщина. Образ приобретателя Чичикова.

Оценка устных рассказов, ответы на уроке

81

3.04.20

3.04.20

Контрольное тестирование. Тема «живой» и «мёртвой» души в поэме. Образ Родины в поэме.

Тематический контроль:тестирование

82

7.04.20

7.04.20

Р/Р Сочинение «Герои – один пошлее другого». Образная система поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Сочинение

83

9.04.20

8.04.20

«Золотые» и «серебряные» нити русской литературы.

Обзор литературного процесса второй половины XIX в. Творчество И.А.Гончарова.

Выборочная проверка конспектов

84

10.04.20

10.04.20

Расцвет социально- психологической прозы. ТворчествоИ.С.Тургенева и Н.С.Лескова. (Обзор)

Оценка сообщений, ответы на уроке

85

14.04.20

14.04.20

Лирическая ситуация 50-80 годов XIX века. Поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Оценка сообщений, ответы на уроке

86

16.04.20

15.04.20

Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Индивидуальный контроль

87

17.04.20

17.04.20

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра. Пьеса «Бедность не порок». Любовь и её влияние на судьбы героев.

Ответы на уроке, устный опрос

88

21.04.20

21.04.20

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типахудожественного сознания. Романы «Война и мир», «Преступление и наказание». (Обзор).

Оценка сообщений, ответы на уроке, работа с карточками

89

23.04.20

22.04.20

Ф.М.Достоевский. «Бедные люди». Тема одиночества. Петербургский мечтатель. Развитие темы «маленького человека» в русской литературе.

Тематический контроль:

Сравнение двух произведений на одну тему.

90

24.04.20

24.04.20

Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.

Ответы на уроке, оценка домашнего задания

91

28.04.20

28.04.20

Обзор литературного процесса XX века. Своеобразие русской прозы рубежа веков М.Горький, И.Бунин, А.Куприн, Л.Андреев.

Выборочная проверка конспектов лекции

92

30.04.20

29.04.20

А.М. Горький «На дне» - «пьеса-буревестник». Проблема человека и человеческого, художественная идея рассказов Горького

Ответы на уроке

93

7.05.20

6.05.20

Русские поэты Серебряного века. В поэтической мастерской А.А. Блока.

Ответы на уроке

94

8.05.20

8.05.20

Многообразие поэтических голосов эпохи. Лирика С.Есенина, В.Маяковского .

Оценка выразительного чтения. Индивидуальная работа по анализу стихотворений

95

12.05.20

12.05.20

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века. Проза М.Шолохова, А.Толстого, М.Булгакова, А.Платонова.

Комбинированный контроль

96

14.05.20

13.05.20

М.А. Булгаков. Жизнь и судьба писателя. Повесть «Собачье сердце»

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

97

15.05.20

15.05.20

К/Р.Итоговая контрольная работа по литературе за курс 9 класса.

Итоговый контроль:определить степень освоения учебной программы за год

98

19.05.20

19.05.20

Литературный процесс 50-80 годов. Проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына, поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

99

21.05.20

20.05.20

М. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов и Ванюшка: проблема разрушенных семей в годы войны.

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

100

22.05.20

22.05.20

Образ праведницы в рассказеА.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Оценка за анализ произведения





















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основная литература:



  • С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. Литература 9 класс. Учебник в 2-х частях. Москва. «Русское слово». 2015 год.



  • Методическое пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература» для 9 класса общеобразовательных организаций / Ф.Е.Соловьёва; под.ред. Г.С.Меркина. – 2-е изд. - М.: «Русское слово – учебник», 2015. – 360 с.

  • Тематическое планирование к учебнику Г.С.Меркина «Литература. 9 класс» / Ф.Е.Соловьёва; под.ред. Г.С.Меркина. – М.: «Русское слово – учебник», 2014. – 64 с.

  • Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература. 9 класс»: в 2ч. Ч.1, Ч.2. / Ф.Е.Соловьёва; под.ред. Г.С.Меркина. – М.: «Русское слово – учебник», 2015.



Дополнительная литература:



1. Ф.С.Соловьева «Уроки литературы 9 класс. Методическое пособие». М., «Русское слово»,2012 год.

2. И.А.Фогельсон «Знания. Умения. Навыки. Урок литературы 9класс». М., «Просвещение», 2009 год.

3. «Литература. Тесты 5-9 классы». М., «Дрофа», 2009 год.

4. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова «Литература в 9 классе. Урок за уроком». М., «Русское слово», 2010 год.

5. Л.В. Чернец «Школьный словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 2007 год.

6. И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева. Поурочные разработки по литературе 9 класс. Москва. «ВАКО» 2014 год.

7. В.А.Ильина «Литературные викторины». Издательство «Учитель – АСТ»

8. И.М.Михайлова. «Тесты по литературе в 9-11 классах». Москва. «Дрофа» 2013 год.



Образовательные электронные ресурсы:



    1. Мультимедийное приложение к учебнику Г.С.Меркина «Литература. 9 класс». Электронное издание. ООО «Русское слово — учебник» , ООО Мультимедиа компания «Алюр», 2018



    1. http://writerstob.narod.ru / Биографии великих русских писателей и поэтов.

На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.



2. http://mlis.ru / Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).



8. http://www.pisatel.org/old / Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.



9. http://litera.edu.ru ˗ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала. Коллекция содержит более 1500 текстовых ресурсов, рекомендованных для изучения в школе как на уроках, так и факультативно: биографические сведения об авторах и тексты произведений русской и зарубежной литературы, снабженные литературоведческими комментариями. Статьи, биографии поэтов и писателей. Рубрикаторы по автору, времени, географической принадлежности. Поисковая система по жанру, типу сюжета и пр. Сведения о дате создания и публикации произведений. Новости на тему литературы и образования. Связь с другими коллекциями на school.edu.ru по периоду времени. Возможность добавления ссылок на ресурсы по литературе в рамках программы средней школы. Ссылки на электронные библиотеки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!