СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 9 класс. Учебние В.Я.Коровина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»


Планируемые результаты освоения учебного предмета курса


Личностные результаты обучения

  1. воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

  4. освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;

  5. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

  6. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

  7. формирование целостного мировоззрения;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  9. развитие эстетического сознания.

Метапредметные результаты обучения

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки;

  6. смысловое чтение;

  7. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

  8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;

  9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

  10. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  11. умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.

Предметные результаты обучения

Выпускник научится:

  1. определять понятия «литература как искусство слова» (углубление представлений), «ода», «сентиментализм» (начальные представления), «элегия», «баллада» (развитие представлений), «фольклоризм литературы» (развитие представлений), «автор» (развитие представлений), «герой» (развитие представлений), «антигерой», «литературный тип», «лирический герой» (развитие представлений), «композиция», «комическое» и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм, «пафос» и его виды, «жанр», (развитие представлений), «лейтмотив», «онегинская строфа», «рассказ» (развитие представлений), «роман» (развитие представлений), «романтический герой», «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике героя; «художественная условность», «фантастика» - развитие представлений, гипербола», «гротеск» (развитие представлений), «реализм», «реалистическая типизация» - углубление понятий; «притча» (углубление понятия), «силлабо-тоническая» и «тоническая система стихосложения» (углубление представлений), «трагедия как жанр драмы» (углубление понятия), «драматическая поэма» (углубление понятия);

  2. определять художественные особенности древнерусской литературы;

  3. определять художественные особенности литературы XVIII века;

  4. определять художественные особенности литературы XIX века;

  5. определять художественные особенности литературы XX века;

  6. определять основные черты античной лирики;

  7. определять особенности эпохи Возрождения;

  8. определять особенности эпохи Просвещения;

  9. давать основные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов;

  10. определять образную природу словесного искусства;

  11. анализировать содержание изученных произведений;

  12. составлять композицию сочинения;

  13. писать эссе;

  14. определять особенности художественных текстов разных жанров;

  15. определять жанры текста;

  16. находить художественные средства.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. определять и понимать изученные литературоведческие понятия;

  2. понимать ключевые проблемы изученных художественных произведений;

  3. понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;

  4. определять художественные особенности древнерусской литературы;

  5. определять художественные особенности литературы XVIII века;

  6. определять принадлежность текста к литературному направлению;

  7. определять принадлежность текста к тому или иному жанру;

  8. характеризовать образы героев;

  9. интерпретировать, анализировать художественный текст, используя теоретико - литературные понятия;

  10. выделять тему, идею, нравственную проблематику текста;

  11. понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;

  12. пересказывать разными способами, выделяя сюжетные линии;

  13. определять художественные средства в текстах;

  14. выразительно читать;

  15. строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  16. сопоставлять тексты, образы героев, природы;

  17. находить в статье учебника основные теоретико-литературные понятия, необходимые сведения;

  18. использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения проектов;

  19. различать типы героев, художественные средства, стихотворные размеры;

  20. формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

  21. применять полученные знания на практике.



Содержание учебного предмета курса

Введение (1 ч.) – Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека.

Раздел 1. Из древнерусской литературы (3 ч. + 1 ч.): Художественные особенности древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» как величайший памятник Древней Руси. Центральные образы и основная идея «Слова…». Сочинение по теме: «Центральные образы «Слова…» (выбор). Смоляне в древнерусской литературе. « Сказание о Борисе и Глебе».

Раздел 2. Из русской литературы XVIII века (9 ч. + 1 ч.): Классицизм в русском и мировом искусстве. М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…». М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы. Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля. Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии. Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. «К Мельпомене». Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения. Н.М. Карамзин: «Осень» и другие произведения писателя. Сочинение по теме: «Чем современна литература XVIII века?»

Раздел 3. Из русской литературы XIX века (48 ч. + 6 ч.): Русские поэты первой половины XIX века. Литературная жизнь Смоленщины XVIII- начала XIX веков. А,А. Шаховский и Н.Н. Хмельницкий.В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы. В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии. В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады. В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини. Я.Р. Кошелев. Легенды и предания Смоленской области. Исполнители фольклора. О.В. Трушина. Устное народное творчество. Собиратели и исследователи. В.Н.Добровольский, Н.Бер, П. Соболев. А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор). Комедия «Горе от ума»: творческая история создания. А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого. А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения. А.С. Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики. Сочинение по теме: «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор). А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. А.С. Пушкин: тема свободы. А.С. Пушкин: любовь как гармония душ. А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии. А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта. А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта. Эссе по теме: «Мотивы лирики А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики. Эссе по теме: «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор). М.Ю. Лермонтов: хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова. Сочинение по теме: «В чём трагизм одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова?» (выбор). М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни Печорина. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков. Сочинение по теме: «В чём противоречивость характера Печорина?» (выбор). Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души»: история создания. Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души. Чичиков – новый герой эпохи или антигерой? Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России. Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики. Сочинение по теме: «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя». Ф.М. Достоевский: слово о писателе. Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи». А.П. Чехов: слово о писателе. А.П. Чехов «Тоска»: тема одиночества. А.П. Чехов «Смерть чиновника»: эволюция образа «маленького человека».

Раздел 4. Из русской литературы XX века (1 ч.): Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Раздел 5. Из русской прозы XX века (обзор) (8 ч. + 2 ч.): Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века, ведущие прозаики России. И.А. Бунин: слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи»: лиризм повествования. М.А. Булгаков: слово о писателе. Повесть «Собачье сердце»: история создания. М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения. М.А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика и приём гротеска в повести. М.Булгаков «Записки юного врача», «Роковые яйца». У истоков народной фантастики 20 века. А.Беляев «Человек-амфибия». М.А. Шолохов: слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия. Судьбы родины и человека в произведении М.А. Шолохова. Н.Журкович «Соль». А.И. Солженицын: слово о писателе. А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»: трагизм судьбы героини. Эссе по теме: «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века». Отзыв или рецензия на самостоятельно прочитанное произведение литературы XX века.

Раздел 6. Из русской поэзии XX века (обзор) (11 ч. + 1 ч.): Пролетарская поэзия начала XX века. А.Гмырев, П.Арский, В.Кириллов. Многообразие направлений жанров лирической поэзии. А.А. Блок: слово о поэте. Художественные особенности лирики А.А. Блока. Образ родины в поэзии А.А. Блока. С.А. Есенин: слово о поэте. Тема России в лирике С.А. Есенина. Своеобразие метафор и сравнений в лирике С.А. Есенина. В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики. М. И. Цветаева: судьба и творчество. Особенности поэтики. А.А. Ахматова: судьба и творчества. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Н.А. Заболоцкий: слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. Б.Л. Пастернак: слово о поэте. Лирика о природе и любви. А.Т. Твардовский: слово о поэте. Лирика о родине и природе. А.Т.Твардовский. Автобиография. Стихотворения. « Ради жизни на земле». К. Симонов. Стихи. Е. Марьенков. Н.И Рыленков. Война. Родная природа. Эссе по теме: «Поэт XX века».

Раздел 7. Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков (обзор) (2 ч.): Песенная лирика. Народная основа песенной лирики Исаковского. Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков (обзор). «Строка, оборванная пулей». Стихи поэтов, погибших на Смоленщине.

Раздел 8. Из зарубежной литературы (7 ч.): Античная лирика. Гораций: слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Данте Алигьери: слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы. У. Шекспир: жизнь и творчество. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. У. Шекспир «Гамлет» (обзор): Гамлет как вечный образ мировой литературы. Философская глубина трагедии У. Шекспира «Гамлет». И.-В. Гёте: судьба и творчество. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. И.-В. Гёте «Фауст» (обзор): сюжет, герои и проблематика трагедии.

Раздел 7. Итоги года (1 ч.): Итоги курса литературы в 9 классе.

Название учебно – методического комплекта:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 9 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2016.

2. Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 9 класс Москва, «ВАКО», 2017

3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 9 класс. - М.: Просвещение, 2016.


Учебно-тематический план 9 класс



Всего

Сочинения

Эссе

Отзыв/рецензия


1




Введение.




1


-


-


-


2

Раздел 1. Из древнерусской литературы.




4


1


-


-


3

Раздел 2. Из русской литературы XVIII века.


10




1


-


-

4



Раздел 3. Из русской литературы XIX века.



54



4



2

-

5

Раздел 4. Из русской литературы XX века.

1

-

-

-

6

Раздел 5. Из русской прозы XX века (обзор).

10

-

1

1

7

Раздел 6. Из русской поэзии XX века (обзор).

12

-

1

-

8

Раздел 7. Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков.

2

-

-

-

9

Раздел 8. Из зарубежной литературы.

7

-

-

-

10

Итоги года.

1

-

-

-


Итого

102

6

4

1



























Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

К-во часов

Дата

планир.

Дата

фактич.

Примечание

1

Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека.


1



Читать стр. 3, задание в тетради

2

Художественные особенности древнерусской литературы.

1



Читать стр. 4-7, вопросы 1, 2, 4; 3 или 5, стр. 8

3

«Слово о полку Игореве» как величайший памятник Древней Руси.

1



Читать стр. 8-21, вопрос 1, стр. 10; *задание на стр. 11 (по выбору)

4

Центральные образы и основная идея «Слова…».

1



Читать стр. 22-33, вопросы 1-4, стр. 33-34

5

Р.р. Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор). Смоляне в древнерусской литературе. « Сказание о Борисе и Глебе».

1



Написать сочинение (выбор темы).

*Индивидуальное задание (в тетради)

6

Классицизм в русском и мировом искусстве.


1



Читать стр. 36-42, вопросы 1-6, стр. 41.

*Индивидуальное задание (в тетради)

7

М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…».

1



Сообщение/план стр. 43-45, читать стр. 46-47, 51-52, вопросы на стр. 50 52

8

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы.

1



Читать стр. 48-50, 53-60, отрывок наизусть

9

Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля.

1



Сообщение/план стр. 62-63, читать стр. 65-66, выучить наизусть

10

Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии. Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. «К Мельпомене».

1



Читать стр. 67-68, вопросы на стр. 69-70; стр. 319-323 – 2 часть. *Индивидуальное задание на стр. 72


11

Понятие о сентиментализме.

1



Сообщение/конспект стр. 82-83



12

Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

1



Читать стр. 73-78, 83-99

13

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения.

1



Вопросы на стр. 101-102

14

Н.М. Карамзин: «Осень» и другие произведения писателя. Литературная жизнь Смоленщины XVIII- начала XIX веков. А,А. Шаховский и Н.Н. Хмельницкий.

1



Читать стр. 79-82, 99-100

15

Р.р.Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?»


1



Написать сочинение (выбор темы).


16

Русские поэты первой половины XIX века.


1



Читать стр. 104-110, вопросы на стр. 110-11.

*Индивидуальное задание (в тетради)

17

В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы.

1



Читать стр. 111-121, 122-123, выучить наизусть стихотворение

18

В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии.

1



Читать стр. 123-125

19

В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады.

1



Читать стр. 125-138, вопросы на стр. 139.

*Индивидуальное задание (в тетради)

20

Я.Р. Кошелев. Легенды и предания Смоленской области.Устное народное творчество. Собиратели и исследователи. В.Н.Добровольский, Н.Бер, П. Соболев.

1



Характеристика героини

21

А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор). Комедия «Горе от ума»: творческая история создания.

1



Сообщение/план статьи стр. 141-147, читать стр. 148-149.

*Индивидуальное задание – стр. 168, вопрос 2

22

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва.

1



Читать стр. 149-157, текст пьесы,

вопросы 2-3 на стр. 164-165

23

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого.

1



Поуровневые задания проекта – стр. 168, вопрос 1

24

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения.

1



Монолог наизусть

25

А.С. Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики.

1



Читать стр. 157-164, тезисный конспект

*Индивидуальное задание на стр. 166

26

Р.р.Сочинение по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор).

1



Написать сочинение.


27

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика.

1



Сообщение/задание на стр. 174.

*Индивидуальное задание (в тетради)

28

А.С. Пушкин: тема свободы.

1



Читать стр. 175-181, вопросы на стр. 181, одно стихотворение - наизусть

29

А.С. Пушкин: любовь как гармония душ.

1



Читать стр. 189-193, одно стихотворение – наизусть.

*Индивидуальное задание на стр. 203 или 259

30

А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии.

1



Таблица

31

А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта.

1



*Индивидуальное задание (в тетради)

32

А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта.

1



Поуровневые задания проекта на стр. 202-203

33

Р.р. Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина».

1



Написать эссе

34

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия.

1



Читать стр. 204-219, вопросы на стр. 219

35

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение.

1



Читать стр. 220-222, 250-254

36

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы.

2



Читать роман, стр. 223-233.

Вопросы на стр. 256-257

37

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев.

1



Читать роман, стр. 234-244, вопросы на стр. 259

38

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора.

1



Читать стр. 245

39

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1



Читать стр. 245-249

40

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики.

1



Читать стр. 249-250, тезисный конспект

41

Р.р. Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор).

1



Написать эссе

42

М.Ю. Лермонтов: хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного).

1



Читать стр. 260-270, 281-285, вопросы на стр. 282.

*Индивидуальное задание – стр. 331

43

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.

1



Читать стр. 273-278, 285-292, 298, одно стихотворение - наизусть

44

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова.

1



Читать стр. 292-297, вопросы на стр. 293 и 296

45

Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова.

1



Читать стр. 279-280, 299, вопросы на стр. 280, стихотворение - наизусть

46

Р.р. Сочинение по теме «В чём трагизм одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова?» (выбор).

1



Вопросы на стр. 301-301, написать сочинение – стр. 302-303

47

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа.

1



Читать стр. 303-311, вопрос 5, стр. 329

48

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина.

1



Читать главы романа, стр. 311-314, 323-325

49

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»).

1



Читать главы романа, стр. 318-321, 325-328

50

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1



Читать главу романа, стр. 314-318, вопрос 1, стр. 330

51

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести.

1



Читать главу романа, стр. 322-323, вопросы 9, 10, стр. 329

52

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни Печорина.

1



Вопросы 7, 11, 14, 15 стр. 329

53

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков.

1



Вопросы 12, 13, стр. 329, вопрос 2 или 3, стр. 330

54

Р.р. Сочинение по теме «В чём противоречивость характера Печорина?» (выбор).

1



Написать сочинение

55

Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души»: история создания.

1



Читать стр. 332-337, 338-341, 344-348, вопросы на стр. 338

56

Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души.

2



Читать поэму.

Читать стр. 348-354, 360-370, 373-374, таблица

57

Чичиков – новый герой эпохи или антигерой?

1



Читать поэму, стр. 354-360, 370-373, таблица

58

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России.

1



Вопросы на стр. 374

59

Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики.

1



Читать стр. 341-343,

60

Р.р. Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя».

1



Написать сочинение

61

Ф.М. Достоевский: слово о писателе.

1



Читать стр. 377-388, вопросы на стр. 385

62

Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя».

1



Читать стр. 389-407

63

Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

1



Вопросы на стр. 408.

*Индивидуальное задание – стр. 409

64

А.П. Чехов: слово о писателе.

1



Сообщение/план статьи на стр. 6-9

65

А.П. Чехов «Тоска»: тема одиночества.

1



Читать стр. 14-24, вопросы 5-8, стр. 28

66

А.П. Чехов «Смерть чиновника»: эволюция образа «маленького человека».

1



Читать стр. 9-14, вопросы на стр. 29-30

67

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

1



Вопрос 1 или 2, стр. 5

68

Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века, ведущие прозаики России.

1



*Индивидуальное задание (в тетради, или вопрос 1, стр. 48, или вопрос 1, стр. 49)

69

И.А. Бунин: слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи»: лиризм повествования.

1



Читать стр. 31-37, 41-47, вопросы на стр. 47-48

70

М.А. Булгаков: слово о писателе. Повесть «Собачье сердце»: история создания.

1



Читать стр. 106-112, вопросы на стр. 112

71

М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения.

1



Читать повесть

72

М.Булгаков «Записки юного врача», «Роковые яйца».

1



Вопросы на стр. 113

73

У истоков народной фантастики 20 века. А.Беляев «Человек-амфибия».

1



Читать стр. 170-193

74

М.А. Шолохов: слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия. Судьбы родины и человека в произведении М.А. Шолохова.

1



Читать стр. 193-195, вопросы на стр. 195-196,

Задание на стр. 196 (по выбору)

75

А.И. Солженицын: слово о писателе.

1



Задание на стр. 247

76

А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»: трагизм судьбы героини.

1



Читать рассказ, вопросы на стр. 287, читать стр. 284-287, задание на стр. 288 (по выбору)

77

Н.Журкович «Соль».

Р.р. Эссе «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века».

1



Написать эссе

78

Р.р. Отзыв или рецензия на самостоятельно прочитанное произведение литературы XX века.

1



Написать отзыв/рецензию

79

Многообразие направлений жанров лирической поэзии.

Пролетарская поэзия начала XX века. А.Гмырев, П.Арский, В.Кириллов.


1



Сообщение (по выбору)

80

А.А. Блок: слово о поэте. Художественные особенности лирики А.А. Блока.

1



Читать стр. 50-62.

*Индивидуальное задание – стр. 66

81

Образ родины в поэзии А.А. Блока.

1



Выучить стихотворение

82

С.А. Есенин: слово о поэте. Тема России в лирике С.А. Есенина.

1



Читать стр. 67-86

83

Своеобразие метафор и сравнений в лирике С.А. Есенина.

1



Стихотворение наизусть, читать стр. 87-88, вопросы на стр. 89-90

84

В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики.


1



Читать стр. 91-104. Вопросы на стр. 105

85

Промежуточная итоговая аттестация.





86

М. И. Цветаева: судьба и творчество. Особенности поэтики.

1



Читать стр. 114-124. Вопросы на стр. 125-126

87

А.А. Ахматова: судьба и творчества. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

1



Читать стр. 127-145, вопросы на стр. 145-146, стихотворение наизусть

88

Н.А. Заболоцкий: слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе.

1



Читать стр. 148-166, вопросы на стр. 167-168

89

Б.Л. Пастернак: слово о поэте. Лирика о природе и любви.

1



Читать стр. 198-212, вопросы на стр. 212-213

90

А.Т. Твардовский: слово о поэте. Лирика о родине и природе. Н.И Рыленков. Война. Родная природа.

1



Читать стр. 214-235, вопросы на стр. 235-236

91

Р.р. Эссе по теме «Поэт XX века». « Ради жизни на земле». К. Симонов. Стихи. Е. Марьенков.

1



Написать эссе

92

Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков (обзор). М.В. Исаковский. Песенная лирика. Стихи поэтов, погибших на Смоленщине.


2



Вопросы на стр. 310.


*Индивидуальное задание (в тетради)

93

Античная лирика. Гораций: слово о поэте. «Я воздвиг памятник…».

1



Сообщение (по выбору).

Читать стр. 312-318, вопросы на стр. 318

94

Данте Алигьери: слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы.

1



Читать фрагменты поэмы, стр. 325-335

95

У. Шекспир: жизнь и творчество. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

1



Читать стр. 336-344

96

У. Шекспир «Гамлет» (обзор): Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1



Читать фрагменты

97

Философская глубина трагедии У. Шекспира «Гамлет».

1



Вопросы на стр. 344

98

И.-В. Гёте: судьба и творчество. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

1



Читать стр. 345-356, вопросы на стр. 356

99

И.-В. Гёте «Фауст» (обзор): сюжет, герои и проблематика трагедии.

1



Поуровневые задания итогового проекта за курс литературы в 9 классе (выбор темы)

100

Итоги курса литературы в 9 классе. Итоговый тест.

1



Список произведений на лето

101

Анализ итогового теста.





102

Заключительный урок.





























ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1

УРОК № _____________________

Пояснительная записка

ТЕМА: ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА

ЦЕЛИ: Выявление уровня литературного развития учащихся , умения решать тестовые задания

СОДЕРЖАНИЕ и ИНСТРУКЦИЯ по выполнению работы:

1. Контрольно-измерительные материалы предназначены для проведения входного тестирования по литературе в 9 классе

Представлен 1 вариант тестов, включающий по 18 заданий с выбором ответа . Задания одинаковы по содержанию и структуре для всех учащихся. Каждое выполненное задание оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов – 18

2. Таблица пересчета баллов :

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 55 – 77 %;

«2»- менее 54 %.

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ – базовый

ВРЕМЯ выполнения = 1 час















ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (тестирование)


1.Определите жанр произведения «Капитанская дочка»

А) роман Б) историческая повесть В) семейно-бытовая хроника Г) легенда Д) мемуары

2. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица

А) автора Б) повествователя В) Маши Мироновой Г) Петра Гринева Д) Пугачева

3. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета

А) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) завязка 2) освобождение Гринева, женитьба на Маше

В) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении

Г) развязка 4) знакомство Гринева с главной героиней повести

4. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачева?

А) былины Б) Загадки В) сказки Г) песни Д) пословицы и поговорки Е) мифы

5.К какому литературному направлению можно отнести поэму М.Лермонтова «Мцыри»?

А) сентиментализм Б) реализм В) романтизм Г) классицизм

6. Какой момент в сюжете поэмы можно назвать кульминационным?

А) побег из монастыря Б) встречу с грузинкой В) бой с барсом Г) гибель Мцыри

7. Назовите предшественников Н.В.Гоголя в жанре комедии

А) А.Пушкин Б) М.Лермонтов В) М.Ломоносов Г) Д.И.Фонвизин Д) А.С.Грибоедов

8. Что заставило городничего поверить в то, что Хлестаков – ревизор?

А) мнение Бобчинского и Добчинского Б) страх наказания

В) непреднамеренность поступков Хлестакова Г) письмо Чмыхова

9. Соотнесите род деятельности чиновника и его имя

А) судья 1) Хлопов

Б) смотритель училищ 2) Земляника

В) частный пристав 3) Гибнер

Г) попечитель богоугодных заведений 4) Ляпкин-Тяпкин

Д) уездный лекарь 5) Шпекин

Е) почтмейстер 6) Уховертов

10. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

А) последовательность излагаемых событий Б) цикличность излагаемых событий

В) антитеза Г) ретроспектива

11. Повествование в произведении «После бала» ведется от имени

А) автора Б) Ивана Васильевича В) полковника

12. Черты какого фольклорного жанра нашли отражение в главе «Два солдата» в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»?

А) былина Б) песня В) бытовая сказка Г) пословица


13. Без чего, по мнению А.Твардовского, невозможна жизнь на фронте?

Вода; еда; прибаутка; махорка; тепло; правда сущая; друг, как Василий Теркин; медаль.

14. Классицизм – это

А) жанр художественного произведения Б) литературное направление В) род литературы

15. Определите жанр произведения Д.Фонвизина «Недоросль»

А) драма Б) трагедия В) комедия Г) сатира

16. Определите тему комедии «Недоросль»

А) честь и достоинство человека Б) воспитание молодого поколения В) любовная

Г) обличение невежества Д) борьба с самодержавием

17. Назовите излюбленные жанры поэзии В.А.Жуковского

А) поэма Б) стихотворение В) элегия Г) эпиграмма Д) баллада

18.Кто из ссыльных декабристов написал ответ на пушкинское послание «Во глубине сибирских руд»

А) Кюхельбекер Б) Волконский В) Муравьев Г) Одоевский





















ОТВЕТЫ (входная диагностика литература 9 класс)


  1. Б

  2. Г

  3. а – 3 б – 4 в – 1 г – 2

  4. в г д

  5. в

  6. в

  7. г д

  8. б в

  9. а – 4 б – 1 в – 6 г – 2 д – 3 е – 5

  10. в

  11. б

  12. в

  13. тепло медаль

  14. б

  15. в

  16. а б г

  17. в д

  18. Г


2

УРОК № _____________________

Пояснительная записка


ТЕМА: Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве»

ЦЕЛЬ: отработать навык написания сочинения-рассуждения на примере произведения древнерусской литературы


СОДЕРЖАНИЕ и ИНСТРУКЦИЯ по выполнению работы:

1. Выбор темы сочинения:

- « Фольклорные традиции в «Слове о полку Игореве»

- Образ русской земли В «Слове о полку Игореве»

2. Составление плана сочинения на тему «Образ русской земли В «Слове…»

1) «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник древнерусской литературы:

А) история создания произведения, цель написания;

Б) летописная основа «Слова…»

2) Образ Руси на страницах «Слова о полку Игореве»:

А) роль природных явлений в произведении;

Б) использование олицетворений в тексте;

В) образы русских князей;

Г) фольклорные мотивы в произведении;

Д) плач Ярославны как отражение лирического начала в «Слове…»

Е) «златое слово» Святослава – способ выражения авторской позиции

Ж) русская земля как символ красоты, богатства, единения.

3) Основная идея «Слова…» - призыв к единению русских князей.

3. Написание черновика сочинения и его редактирование

ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)

Уровень сложности – сложный КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5

3

Пояснительная записка


УРОК № _____________________

ТЕМА: Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения; выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову; Учить определять объем и содержание темы; выработать у учащихся навык написания сочинения по драматическому произведению.

СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Знакомство с целями урока;

  2. Слово учителя об объеме и содержании темы; (см. МР. С.Б.Шадриной, с. 96)

  3. Практическая часть занятия:

А)определить объем тем сочинений

Б)Этапы работы над сочинением: обдумывание темы сочинения, определение основной идеи сочинения, определение жанра сочинения, подбор материала (цитат, высказываний), составление плана сочинения , обдумывание вступления, основной части, заключения

  1. написать сочинение на предложенные темы:

- Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

- Молчалин и Скалозуб

- Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»

- Жизненные принципы Чацкого и Молчалина

5. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями

ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)

Уровень сложности – сложный КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5































ТЕМА: Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина (тест) или сочинение- анализ стихотворения

ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина

СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Знакомство с целями урока;

  2. Практическая часть занятия: ответить на вопросы

  3. ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час

  4. Уровень сложности – сложный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5

1. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

Основные направления:

2. Основоположник русского романтизма –

3. Что такое «баллада»?

4. Сюжет баллады Жуковского «Светлана»:

5. Назовите элементы фантастики в балладе «Светлана»

6. Какое стихотворение принесло известность Жуковскому?

7. В качестве кого и в какой период находился Жуковский при дворе Николая I?

8. Как погиб А.С.Грибоедов?

9. Замысел комедии Грибоедова «Горе от ума»

10. Назовите главных героев комедии «Горе от ума»

11. Год выхода в свет комедии Грибоедова

12. Какие два лагеря противопоставлены в комедии друг другу?

13. Критическую статью «Мильон терзаний» написал

14. Назовите ранние комедии Грибоедова

15. Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкин?

16. Какие произведения пишет Пушкин в Болдинскую осень?

17. С какого стихотворения началась романтическая южная ссылка Пушкина?

18. Какие темы звучат в лирике Пушкина? Приведите примеры.

19. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?

20. Кого называли вундеркиндом и почему?



УРОК № _____________________

Пояснительная записка

ТЕМА: Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения; выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову; Учить определять объем и содержание темы; выработать у учащихся навык написания сочинения по стихотворному произведению и правильного цитирования

СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Знакомство с целями урока;

  2. Слово учителя об объеме и содержании темы;

  3. Практическая часть занятия:

А)определить объем тем сочинений

Б)Этапы работы над сочинением: обдумывание темы сочинения, определение основной идеи сочинения, определение жанра сочинения, подбор материала (цитат, высказываний), составление плана сочинения , обдумывание вступления, основной части, заключения

  1. написать сочинение на предложенные темы:

- Татьяна Ларина – «милый идеал» поэта

- Татьяна и Ольга Ларины

- «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

- тематика и роль лирических отступлений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

5. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями

ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)

Уровень сложности – сложный КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5

УРОК № _____________________Пояснительная записка

ТЕМА: Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения; выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову; Учить определять объем и содержание темы; выработать у учащихся навык написания сочинения на заданную тему по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Знакомство с целями урока;

  2. Слово учителя об объеме и содержании темы;

  3. Практическая часть занятия:

А)определить объем тем сочинений

Б)Этапы работы над сочинением: обдумывание темы сочинения, определение основной идеи сочинения, определение жанра сочинения, подбор материала (цитат, высказываний), составление плана сочинения , обдумывание вступления, основной части, заключения

  1. написать сочинение на предложенные темы:

- Печорин – «герой своего времени»

- Женские образы романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»

Печорин и Грушницкий

- особенности композиции романа «Герой нашего времени»

5. составление плана сочинения на тему «Женские образы романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»

1) Роль женских образов романа в раскрытии образа главного героя – Печорина.

2) характеристика женских образов:

- дикарка Бэла;

- ундина;

- княжна Мери;

- Вера.

3) Вывод: смысловая функция лермонтовских героинь

6. Написание черновика сочинения и его редактирование

7. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями

ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)

Уровень сложности – сложный КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5


8

УРОК № _____________________

Пояснительная записка


ТЕМА: Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» Тест


ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Знакомство с целями урока;

  2. Выполнить тестовые задания: 15 заданий с выбором ответа. Максимальный балл - 48

  3. ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час

  4. Уровень сложности – базовый

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5

Ответы к контрольной работе по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1-А (2 балла)

2-А (3 балла)

3-Б (2 балла)

4-А (3 балла)

5-В (3 балла)

6-А (2 балла)

7 1-Б 2-Д 3-А 4-В 5-Г (по 1 баллу)

8-В (3 балла)

9-Б (2 балла)

10 1-Г 2-Е 3-Ж 4-А 5-Б 6-В 7-Д (по 1 баллу)

11-Б (2 балла)

12-Г (3 балла)

13 1-В 2-А 3-Б (по 2 балла)

14-В (2 балла)

15-Б (3 балла)


Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1. Михаил Юрьевич Лермонтов жил:

А. …в 1814-1841 гг; Б. …в 1824-1849 гг; В. …в 1799-1837 гг.

2. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова проявляется реальная символика, олицетворяющая свободу?

А. «Парус» Б. «Бородино» В. «Поэт»

3. О каком стихотворении М.Ю. Лермонтова А.И. Герцен сказал: «Душу поэта разбудил пистолетный выстрел, убивший Пушкина»?

А. «Поэт» Б. «Смерть поэта» В. «Журналист, читатель и писатель»

4. Что составляет основу композиции лирического произведения?

А. Основу композиции составляет взаимодействие отдельных образов и развертывание мотивов в процессе лирического размышления

Б. Основой композиции является сюжет, построенный на каком-либо конфликте

5. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе относится роман «Герой нашего времени»?

А. Романтизм Б. Классицизм В. Реализм Г. Сентиментализм Д. Просветительский реализм

6. О ком из героев романа «Герой нашего времени» сказано: «Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя»?

А. Печорин Б. Максим Максимыч В. Грушницкий Г. Вернер

7. Определить, кому из героев романа принадлежат приведенные характеристики.

А. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоунижения, смиренный, верноподданный

Б. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным сомнением

В. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, имеет критический и сатирический ум. Высокая и благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный

Г. Непосредственная, стихийно-страстная натура, странная, жертвенно-любящая

Д. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая натура

1) Грушницкий 2) Княжна Мери 3) Максим Максимыч 4) Вернер 5) Бэла

8. О ком из героев романа идет рассказ?

Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими был странностями…

А. Грушницкий Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. Вернер

9. Печорина звали:

А. Максим Максимыч Б. Григорий Александрович В. Сергей Александрович Г. Александр Григорьевич

10. Восстановить хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени».

А. «Бэла» Б. «Максим Максимыч» В. «Предисловие к журналу Печорина» Г. «Тамань» Д. «Окончание журнала Печорина» Е. «Княжна Мери» Ж. Фаталист»

1- ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- ; 6- ; 7- .

11. Определите главную тему романа «герой нашего времени».

А. Осуждение социально-типической личности, возникшей после восстания декабристов, а вместе с ней и породившей ее социальной среды

Б. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов

12. От чьего лица ведется повествование в романе? Найти лишнее.

А. Писатель Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. М.Ю. Лермонтов

13. По приведенным признакам речевой характеристики определить принадлежность к речи.

А. Обилие научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными сравнениями и афоризмами, весьма парадоксальна

Б. Неравнодушие к вычурно-пышной фразе, речь отрывиста, четкая, бесстрастная

В. Герой изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности

1) Максим Максимыч 2) Печорин 3) Грушницкий

14. По характерным признакам определить, к какому жанру относится произведение «Герой нашего времени».

А. В русской средневековой литературе так называли любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии

Б. Короткий динамический рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой

В. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека

15. В чем трагедия Печорина?

А. В конфликте его с окружающими

Б. В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственном ему индивидуализме и скептицизме

В. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям

Г. В эгоистичности







9

УРОК № _____________________

Пояснительная записка


ТЕМА: Подготовка к сочинению по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»


ЦЕЛИ УРОКА: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения; выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову;

Учить определять объем и содержание темы.


СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:


  1. Знакомство с целями урока;

  2. Слово учителя об объеме и содержании темы;

  3. Практическая часть занятия:

А)определить объем следующих тем:

- Система образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

- Тематика и роль лирических отступлений в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»

Б)Этапы работы над сочинением: обдумывание темы сочинения, определение основной идеи сочинения, определение жанра сочинения, подбор материала (цитат, высказываний), составление плана сочинения , обдумывание вступления, основной части, заключения

4. Составление плана сочинения на тему: «Система образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1) Последовательность расположения помещиков в поэме

2) Характеристика помещиков в целом

3) Подробная характеристика одного из помещиков по следующим критериям:

- описание усадьбы, в которой живет помещик;

- характеристика господского дома;

- портрет героя;

- описание вещей, характеризующих помещика;

- речевая характеристика героя;

- ритуал обеда (для людей без души главное – насыщение желудка)

- описание кабинета помещика;

- договор о купле – продаже « мёртвых душ».

4) Выявление авторской позиции: что показывает Н.В. Гоголь, изображая помещиков?

5. Написание черновика сочинения.

6. Редактирование черновика сочинения.

7. Проверка итогового варианта сочинения.

ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный) , 1 час (домашний)

Уровень сложности – сложный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5


10

УРОК № _____________________

ТЕМА: Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)». (По выбору учащихся)

ЦЕЛИ: Проверить умение владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть навыками литературоведческого анализа.

СОДЕРЖАНИЕ и ИНСТРУКЦИЯ по выполнению работы:

1. Организационный момент

2. сообщение темы и целей урока

ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час (классный)

Уровень сложности – сложный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5

Критерии оценивания контрольной работы (письменного ответа на проблемный вопрос)
  1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

баллы

Обучаемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Обучаемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса.

1

Обучаемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

или

тезис не доказан,

или

дано рассуждение вне контекста задания,

или

тезис доказан на бытовом уровне.

0

  1. Наличие примеров-аргументов


Обучаемый привел 2 примера – аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

Обучаемый привел 2 примера – аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

или

привел 2 примера – аргумента из текста, верно указав роль в тексте одного из них,

или

привел 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте.


2

Обучаемый привел 1 пример– аргумент из текста, не указав его роль в тексте

1

Обучаемый не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

или

привел примеры-аргументы не из прочитанного текста.

0

  1. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность письменного ответа


Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-логические ошибки отсутствуют, последовательностью изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения.

2

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка.

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста


1

В работе просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

  1. Композиционная стройность работы


Работа характеризуются композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

2

Работа характеризуются композиционной стройностью и завершенностью,

но

допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0


«5» - 8-9 баллов

«4» - 6-7 баллов

«3»- 5-4 баллов

«2» -


11

УРОК № _____________________

Пояснительная записка

ТЕМА: Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века (тестирование)

ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся по произведениям второй половины XIX и XX века

СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Знакомство с целями урока;

  2. Выполнить тестовые задания: 4 задания с выбором ответа, 1 задание с развернутым ответом. Максимальный балл - 9

  3. ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час

  4. Уровень сложности – базовый

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5

1. Соотнесите произведение и жанр:

1) Н.В. Гоголь «Мертвые души»; А) комедия;

2) А.Н. Островский «Бедность не порок»; Б) новелла;

3) А.П. Чехов «Тоска»; В) поэма;

4) И.А. Бунин «Темные аллеи». Г) рассказ.

2. Почему Н.В. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой (Манилов – Коробочка – Ноздрев – Собакевич – Плюшкин ) последовательности?

А) Герои располагаются по степени деградации и вины каждого в своем омертвлении.

Б) Герои располагаются по принципу «оживления».

В) Каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему.

Г) Посещение Чичиковым помещиков не построено по схеме.

3. С какой целью Н.В. Гоголь вводит в повествование «Повесть о капитане Копейкине»?

А) Изобразить жизнь столичного чиновничества.

Б) Показать бездуховность бюрократических законов.

В) Опровергнуть суждение о безнаказанности властей.

Г) Приостановить развитие сюжета.

4. В рассказах А.П. Чехова ярко представлены недостатки своего времени, выраженные в сатирической форме. Подберите произведения, соответствующие указанным проблемам:

1) «Смерть чиновника» А) приспособленчество, угодничество

2) «Тоска» Б) добровольное самоуничижение

3) «Хамелеон» В) отражение социальной несправедливости в личном несчастье людей


5. Дайте развернутый ответ на один из вопросов.

А) Что такое «шариковщина» как социальное явление? В чем ее опасность и причина живучести?

Б) Какую роль в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» играет эпизод психологического поединка Соколова с комендантом Мюллером?

В) Какие размышления вызвал у вас рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»?


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


12

УРОК № _____________________

Пояснительная записка

ТЕМА: Зачетное занятие по русской лирике XX века . Письменный анализ стихотворений по данному плану:

ЦЕЛЬ: обучение анализу стихотворения в единстве содержания и формы на примере одного стихотворения из лирики ХХ века.


СОДЕРЖАНИЕ работы и ИНСТРУКЦИЯ по проведению:

  1. Проанализировать лирическое произведение по следующему плану:

  • Творческая история стихотворения

  • Тема и идея

  • Композиция и внутренний сюжет ( если есть)

  • Лирический герой и система образов

  • Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии или синтаксиса

  • Жанр

  • Эмоциональная окраска

  • Особенности ритмики, размера, рифмы

  • Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение

  • Место стихотворения в творчестве автора и русской поэзии вообще

ВРЕМЯ выполнения работы – 1 час

Уровень сложности – базовый

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ – с.5


№13

УРОК № _____________________

Пояснительная записка

ТЕМА: Выявление уровня литературного развития учащихся. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9класс

ЦЕЛИ: Выявление уровня литературного развития учащихся в конце учебного года , умения решать тестовые задания

СОДЕРЖАНИЕ и ИНСТРУКЦИЯ по выполнению работы:

1. Контрольно-измерительные материалы (печатная форма) предназначены для проведения итогового тестирования по литературе в 9 классе

Представлен 1 вариант теста, включающий 40 заданий с выбором ответа . Каждое выполненное задание оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов – 40.

2. Таблица пересчета баллов :

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 55 – 77 %;

«2»- менее 54 %.

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ – базовый

ТЕСТ

  1. классицизм – это:

а) жанр художественного произведения Б) литературное направление

В) род литературы Г) творческий метод

2. В русской литературе представителями классицизма были:

А) Н.М.Карамзин Б) К.Н.Батюшков В) Д.И.Фонвизин Д) М.В.Ломоносов

3. Заслугой М.В.Ломоносова перед русской литературой было:

А) реформа стихосложения Б) реформа языка В) открытие признаков романтизма

Г) создание поэтических произведений Д) создание силлабо-тонической системы стихосложения

4. К жанрам классических произведений относятся :

А) элегия Б) баллада В) ода Г) сатира Д) лирическое стихотворение Е) послание

5. Определите жанр произведения «Недоросль»:

А) драма Б) трагедия В) комедия Г) сатира

6. Какие произведения принадлежат перу Д.И.Фонвизина?

А) «Бригадир» Б) «Придворная грамматика» В) «Невский проспект» Г) «Недоросль»

Д) «Бедные люди» Е) «Корион» Ж) «Гробовщик»

7. Как можно объяснить смысл названия произведения «Недоросль»?

А) ленивый, ограниченный, невежественный человек Б) главный герой произведения

В) дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться

8. Д.И.Фонвизин часто использует каламбур. Это:

А) фразеологизм Б) поговорка В) иносказание Г) использование сходно звучащих слов с разными значениями.

9. Эпиграф к книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» - это

а) характеристика главного героя книги б) символическое обозначение России

в) символическое обозначение крепостничества г) связь с мифологией

10. Эпиграф к книге А. Н. Радищева взят из произве­дения

а) Г. Р. Державина б) Н. М. Карамзина в)Ломоносова

г) А. П. Сумарокова д) В. К. Тредиаковского

11. Соотнесите художествениые средства и главы «Пу­тешествия» , в которых они использоваиы.

а) аллегория 1) «Пешки».

б) бытописание 2) «Спасская Полесть»

в) авторская характеристика 3) .ЗаЙцово.

г) реалистическое отображение действительности 4) .Любани.

12. Каков основной принцип построения аллегори­ческого сна в главе «Спасская Полесть»

а) антитеза б) утопия - антиутопия в) сарказм г) подтекст д) символика

13 Черты каких литературных направлений сочета­ются в книге А. Н. Радищева «Путешествие из Пе­тербурга в Москву» ?

а) сентиментализм б) классицизм в) просветительский реализм г) романтизм

д) критический реализм е) символизм

14. Кто из ссыльных декабристов написал ответ на пушкинское послание «Во глубине сибирских руд»?

а) Кюхельбекер б) Волконский в) Муравьев г) Одоевский

15. Соотнесите названия стихотворений А. с. Пушки­на и адресатов его лирики.

а) «Я помню чудное мгновенье .. » 1) Е. Воронцова

б) «Мадонна» 2) Н. Гончарова

в) «Признание» (.Я Вас любил ..) 3) А. Керн

г) «Сожженное письмо 4) А. Осипова

д) «Погасло дневное светило ... » 5) М. Раевская

16. В каких стихотворениях А. С. Пушкина пейзаж можно назвать реалистическим, а в каких - роман­тическим?

«К морю», «Брожу ли я вдоль улиц шумных»; «Погас­ло дневное светило»; «Зимнее утро»; «Вновь я посе­тил»; «"Узник».

17. Назовите главный принцип, положенный в ос­нову построения композиций стихотворений «Дерев­ня», «Анчар».

а) последовательность изложенных событий б) антитеза

в) кольцевая композиция г) зеркальная композиция

18. Кому из деятелей литературы принадлежат сле­дующие характеристики.

а) « ... Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль

«Сатиры смелый властелин ...• б) «Друг свободы»

в) « ... воскресил Корнеля гений величавый» г) «Гений ... », «властитель наших дум»

19. По своей родовой принадлежности жанр «роман в стихах»

а) лирический б) эпический

в) лиро-эпический г) драматический



20. Какой принцип положен А. С. Пушкиным в по­строение композиции «Евгения Онегина»?

а) кольцевая композиция б) монтаж в) зеркальность г) повтор д) антитеза

21. Назовите отчество Татьяны Лариной.

а) Ивановна б) Дмитриевна в) Владимировна г) Николаевна

22. Какие темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова сходны с мотивами и темами творчества А. С. Пуш­кина?

а) мотив одиночества б) тема Родины в) историческая тема г) мотив изгнанничества д) тема поэта и поэзии

е) мотив обманчивости красоты

23. Стихотворение «.На смерть поэта» композиционно делится на две части: в первой господствует скорбь по поводу гибели А. С. Пушкина, а во второй - гнев по адресу убийцы. Как можно определить жанр каж­дой части?

а) элегия б). эпитафия в) эпиграмма г) памфлет

24. Какое стихотворение принесло известность М. Ю. Лермонтову?

а) «Парус» б) «Дума» в) «Бородино» д) «Смерть поэта»

25. Какие средства художественной выразительности использованы М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Поэт»?

а) гипербола б) аллегория в) антитеза г) символ

Д) развернутое сравнение

26. Назовите черты романтической поэтики, проявив­шиеся в стихотворениях «Парус» и «Ангел».

а) мотив одиночества

б) достоверность описания природы

в) символика в основе поэтического образа г) жанр - элегия

д) настроение неудовлетворенности, мятежности

27. Прочитайте строки, открывающие стихотворение «Выхожу один я на дорогу .». Какой художествен­ный прием использовал автор?

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит .••

а) сравнение б) гиперболу в) метонимию г) метафору

28. Соотнесите название стихотворения и его жанр.

а) .Перчатка» 1) элегия

б) .Родина» 2) баллада

в) .Наполеон» 3) послание

г) .Бородино» 4) дума

д) .Н. Ф. Ивановой» 5) сюжетное стихотворение

29. Кому посвящен цикл любовных стихотворений, написанных М. Ю. Лермонтовым в 1830-1832 гг.?

а) В. Лопухиной б) Е. Сушковой в) Н. Ивановой г) А. Столыпиной

30. Расположите главы романа в хронологическом порядке.

а) .Фаталист», .Бэла», .Максим Максимович», преди­словие к журналу Печорина, .Княжна Мэри», .Тамань»

б) .Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, .Тамань», .Фаталист», .Княжна Мэри», .Бэла»

в) .Тамань», .Княжна Мэри», .Бэла», .Фаталист», .Максим Максимович», предисловие к журналу Пе­чорина

г) .Бэла», .Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, .Тамань», .княжна Мэри», .Фата­лист»

31. Почему описание внешности, портрет Печорина даны проезжим офицером, а не Максимом Макси­мычем? он

а) не наблюдателен

б) не способен к обобщениям

в) не мог быть объективен в описании внешности Пе­чорина

г) слишком прост, не может понять Печорина, так как тот - человек другого круга

32. Почему роман заканчивается повестью «Фата­лист» ?

а) она наиболее напряженная по содержанию

б) в ней меньше всего раскрывается характер главно­го героя

в) композиционный прием, выражающий веру автора в человека

г) в повести поставлены такие философские пробле­мы, как жизнь, смерть, судьба

33. Чей это портрет: «наружность отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза…»?

А) Грушницкого Б) Вулича В) Верненра Г) драгунского капитана

34. Кому из героев романа «исповедуется» Печорин?

А) Максиму Максимычу Б) Вернеру В) княжне Мери Г) Грушницкому Д) Вере

35.

35. Среди художественных средств, используемых Н. В. Гоголем для индивидуализации характеров repoeв, выделяются детали-.лейтмотивы ••• Соотнесите такие детали с характерами помещиков.

а) мешочки, коробочки 1) Манилов

б) сахар 2) Коробочка

в) куча, прореха 3) Ноздрев

г) здоровье 4) Плюшкин

36. Н. В. Гоголь также использует зоологизацию пер­сонажей. Соотнесите животное и помещика, которо­го оно характеризует.

а) медведь 1) Манилов

б) кот 2) Коробочка

в) птица 3) Собакевич

г) мышь 4) Ноздрев

д) собака 5) Плюшкин

37. Только один из тех помещиков, которых посетил Чичиков, задумался о законности предлагаемой сдел­ки. Кто это был?

а) Собакевич б) Манилов в) Коробочка г) Плюшкин д) Ноздрев



38. Кто так yгощал Чичикова: « блюда не играли большой роли: кое-что приroрело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался бо­лее каким-то вдохновением и клал первое, что попа­далось под руку: стоял ли возле нeгo перец -- он сыпал перец, капуста ли попалась -- совал капусту, пичкал молоко, ветчину, ropox - словом, катай-ва­ляй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет»?

а) Манилов .б) Ноздрев в) Коробочка г) Собакевич д) губернатор

39. Н. В. Гоrоль определил жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув этим равноправие эпического и лирического начала. Лирический элемент в «Мерт­вых душах. проявляется в

а) любовной интриге б) лирических отступлениях в) пейзажных зарисовках

г) авторских комментариях и оценках д) вставных элементах

40. В чем состоит смысл образа дороги в поэме?

а) символ будущего России б) источник вдохновения для автора

в) единственный способ передвижения по России

г) универсальная форма организации произведения д) символ жизненного пути человека

е) .карнавальное пространство, где неизбежны неожи­данные встречи и происшествия ...••








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!