СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 9 класс»

Муниципальное образовательное учреждение «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

на заседании МО историко-

филологических наук

Протокол №___

от «___» августа 2017г.

Руководитель МО /______ /О.Н.Григорьева/

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______ /Л.В.Черникова/

Протокол №

«_____» августа 2017г

« Утверждаю»

Директор школы


_______/Т.В.Проскурина/


Приказ № ___

от «___» августа 2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе 9 класс


Уровень обучения: основное общее (базовый)

Количество часов: за год- 102, в неделю - 3 часа

Учитель: Панина Елена Алексеевна ( учитель русского языка и литературы

1 квал. категории)

Сроки реализации программы: 2017 - 2018учебный год












село 1-Засеймье


2017 год



I. Пояснительная записка.


В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы).

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.




Требования к уровню подготовки обучающихся:

Основные учебные умения и навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями

  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.


В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
    писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).





II. Содержание тем учебного курса

с распределением часов.


Введение -1

Литература Древней Руси (3+1)


Литература 18 века

М.В.Ломоносов ( 2ч)

Д.И.Фонвизин ( 4ч)

А.Н.Радищев (2ч)

Г.Р.Державин (1ч)

Н.М.Карамзин (1ч)


Литература 19 века

В.А.Жуковский (2 ч)

А.С.Грибоедов (5+1)

А.С.Пушкин (14+2+1)

М.Ю.Лермонтов ( 11+1+1)

Н.В.Гоголь (7+1+1)

А.Н.Островский (2+1)

Н.А.Некрасов (4)

Ф.М.Достоевский(2+1)

Л.Н.Толстой (3 ч)

А.П. Чехов (5 ч)


Литература 20 века

И.А. Бунин (5 ч)

А.А.Блок (3ч)

В.В.Маяковский (4 ч)

С.А.Есенин (3+1)

М.А.Булгаков (3ч)

М.А.Шолохов (3ч)

А.И.Солженицын (6ч)


Из зарубежной литературы (6ч)










III. Учебно-тематический план.


Содержание разделов и тем

Кол-во часов

Контрольные

сочинения

Внеклассное чтение

Введение

1



Литература Древней Руси

4

1


Литература 18 в.

9



М.В.Ломоносов

2



Д.И.Фонвизин

4



А.Н.Радищев

2



Н.М.Карамзин

1



Литература 19 в.

59



В.А.Жуковский

2



А.С.Грибоедов

5

1


А.С.Пушкин

14

1

1

М.Ю.Лермонтов

11

1

1

Н.В.Гоголь

9

1

1

А.Н.Островский

3


1

Н.А.Некрасов

4

1


Ф.М.Достоевский

3


1

Л.Н.Толстой

3



Литература 20 в.

29



И.А. Бунин

5



А.А.Блок

3



В.В.Маяковский

4



С.А.Есенин

3

1


М.А.Булгаков

3



М.А.Шолохов

3



А.И.Солженицын

6



Из зарубежной литературы

6



Итого:

102

7

5





Период обучения


Количество часов

1 четверть

21

2 четверть

27

3 четверть

30

4 четверть

24


IV. Календарно- тематическое планирование по литературе 9 класс.

урока


Название темы урока.

Кол-во часов


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Дата по плану

Дата факт.

Примечание.


Введение – 1 ч.


1

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

Знать: различия понятий «автор-рассказчик - герой-лирический герой – условный персонаж».

Уметь определять роды литературы и вышеперечисленные понятия в художественных произведениях.





Литература Древней Руси – 4 ч.


2

Общая характеристика древней русской литературы.

1

Знать жанры Древнерусской литературы.

Уметь конспектировать лекцию учителя.




3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Знать текст произведения, сюжет, особенности композиции, значение характеров главных действующих лиц, определение средств художественной выразительности.

Уметь выразительно читать текст художественного произведения и отрывки из него. Анализировать произведение с учетом идейно-художественного своеобразия, определять принадлежность произведения к одному из трех родов литературы, идейно-художественную роль, функцию элементов сюжета, композиции. Системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

Свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать, составлять план.




4

Поэтическое искусство автора «Слова».

Художественные особенности произведения.

1

Знать определения художественных приемов.

Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль.




5

Р\Р

Сочинение по «Слову о полку Игореве».



1

Знать требования к сочинениям на литературную тему.

Основные правила русского литературного языка.

Уметь создавать сочинения на литературную тему разных жанров:

- групповая характеристика героев;

- индивидуальная характеристика героя;

- рецензия;

-эссе и другие.

Применять на практике знания о нормах русского литературного языка.





Литература 18 века – 13 ч.

М. В. Ломоносов – 2 ч.


6-7

Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

2

Знать. Признаки классицизма.

Уметь. Определять признаки классицизма в художественных произведениях. Выразительно читать.

Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль.




8

«Ода на день восшествия на престол…», «разговор с Анакреоном». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

1

Знать. Признаки классицизма.

Жанровые черты оды.

План анализа лирического произведения.

Определение понятий : автор – лирический герой- образы стихотворения.

Уметь. Определять признаки классицизма в художественных произведениях. Выразительно читать. Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль. Анализировать лирическое произведение.





Г. Р. Державин – 1 ч.


9

Г.Р.Державин

«Властителям и судиям» Взгляды Державина на поэта и поэзию. («Памятник»).

1

Знать. Признаки классицизма. Жанровые черты оды.Понятие «сатира».

План анализа лирического произведения.

Определение понятий : автор – лирический герой- образы стихотворения.

Уметь. Определять признаки классицизма в художественных произведениях. Выразительно читать.

Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль.

Анализировать лирическое произведение.





Д. И. Фонвизин – 3 ч.


10

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Черты классицизма в комедии.

1

Знать. Признаки классицизма. Жанровые черты классицистической пьесы . Определение понятий.

сценические и внесценические персонажи , сюжет, композиция, сатира. композиции пьесы.

Уметь. Определять признаки классицизма в художественных произведениях. Выразительно читать. Анализировать речь героев пьесы. Определять композиционные части пьесы.




11-12

Сатирическая направленность комедии.

2

Знать. Значение понятий «основной конфликт», «своеобразие художественного произведения», «комическое»
«резонер». План анализа эпизода.

Уметь. Аргументировано строить монологическое высказывание на заданную тему, определять конфликт произведения, понимать художественное своеобразие пьесы. Делать анализ эпизода.

Составлять план по теме.





А. Н. Радищев – 2 ч.


13

Особенности жанра «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.

1

Знать. Признаки классицизма, реализма. Понятие «аллегория», «эпиграф».

Уметь. Определять признаки классицизма и реализма в художественных произведениях.

Выразительно читать текст прозаического произведения.

Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль.

Аргументировать свои мысли примерами из текста художественного произведения. Понимать и объяснять смысл эпиграфа.




14

Утверждение в «Путешествии» права человека на личную свободу.

1

Знать. Признаки классицизма и реализма.

Уметь. Определять признаки классицизма и реализма в художественных произведениях. Выразительно читать.

Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль.





Н. М. Карамзин – 1 ч.


15

Сентиментализм.

Н.М.Карамзин как писатель и как историк

«Бедная Лиза».


1

Знать. Признаки сентиментализма.

Уметь. Определять признаки сентиментализмав художественных произведениях. Выразительно читать.

Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль.

Давать аргументированную характеристику героев.

Находить в тексте пейзажные зарисовки и объяснять их роль.





Литература 19 века – 59 ч.

В. А. Жуковский – 2 ч.


16

«Золотой век русской литературы. Общая характеристика литературы 19 века..

1

Знать. Имена, фамилии и отчества писателей и литературных критиков 19 века, написанные ими произведения.

Значение понятия «золотой век литературы.

Уметь. Записывать важные сведения из лекции учителя.




17

Романтизм. Баллада.

В.А.Жуковский. Идеал и действительность в сознании поэта-романтика.

1

Знать. Содержание

Баллад Жуковского «Светлана», «Людмила». Краткую характеристику жизни и творчества поэта, черты романтизма, жанровые признаки баллады. Основные вехи жизни и творчества Жуковского.

Уметь . Выразительно читать произведение

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои суждения.





А. С. Грибоедов – 5 ч.


18

А.С.Грибоедов «Горе от ума». История создания произведения.

1

Знать. Содержание

пьесы Грибоедова «Горе от ума», краткие сведения о жизни и творчестве писателя, черты романтизма, классицизма, романтизма жанровые признаки пьесы. Основные вехи жизни и творчества Грибоедова. Значение терминов, необходимых для анализа художественного произведения ( в том числе, конфликт, речевая характеристика). Тип «лишнего человека», его черты.

Уметь . Выразительно читать произведение

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль

Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои суждения.




19

Комедия «Горе от ума» – картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.


1

Знать. Содержание пьесы Грибоедова «Горе от ума», черты романтизма, классицизма, романтизма жанровые признаки пьесы

Основные вехи жизни и творчества Грибоедова

Значение терминов, необходимых для анализа художественного произведения ( в том числе, конфликт, речевая характеристика).

Уметь . Выразительно читать произведение

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль

Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои суждения.




20

Смысл названия произведения. Меткий афористический язык комедии.

1

Знать . Определение понятия афоризм,

Речевая характеристика, жанровые особенности.

Уметь. Строить аргументированный монологический ответ

Определять жанровые особенности произведения, черты литературного направления в нем.




21

Раскрытие конфликта произведения и характеров героев в статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

1

Знать. Принципы оформления конспекта.

Уметь. Писать конспект литературоведческой статьи.




22

Р\Р Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».


1

Знать. Нормы русского литературного языка.

Критерии оценки сочинения на литературную тему.

План анализа художественного произведения

Значения литературоведческих терминов

Уметь. Писать сочинение на литературную тему

Применять полученные знания на практике

Составлять план сочинения





А. С. Пушкин – 14 ч.


23

А.С.Пушкин. Страницы биографии и творчества.

1

Знать. Содержание стихотворений Пушкина краткие сведения о жизни и творчестве, черты романтизма, жанровые признаки послания.

Основные вехи жизни и творчества Пушкина.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои суждения.




24

Основные мотивы лирики Пушкина.

Вольнолюбивая лирика.

1

Знать. Содержание стихотворений Пушкина, черты романтизма, жанровые признаки послания

Основные вехи жизни и творчества Пушкина.

Уметь . Выразительно читать произведение

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои суждения.




25

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

1

Знать. Содержание стихотворений Пушкина, черты романтизма, жанровые признаки послания. Основные вехи жизни и творчества Пушкина

Уметь . Выразительно читать произведение

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль

Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои суждения.




26

Р\Р Анализ стихотворения А.С.Пушкина (восприятие, истолкование, оценка).



1

Знать. Нормы русского литературного языка.

Критерии оценки сочинения – анализа лирического произведения.

План анализа лирического произведения.

Значения литературоведческих терминов.

Уметь. Анализировать лирическое произведение. Применять полученные знания на практике. Составлять план сочинения.




27












Урок внеклассного чтения

А. С. Пушкин «Маленькие трагедии».






2

Знать. Содержание

изучаемых на уроке произведений,

Основные вехи жизни и творчества Пушкина Значение терминов, необходимых для анализа художественного произведения .

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль

Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои мысли.











28

Реализм.

«Евгений Онегин»

История создания.

Своеобразие жанра.

Композиция и сюжет.

1

Знать. Содержание

Изучаемых на уроке произведений,

Основные вехи жизни и творчества Пушкина Значение терминов, необходимых для анализа художественного произведения ( фантастическое, авторские приемы характеристики героя, нравственное падение).

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои мысли.




29

Литературный тип. Онегин. Недюжинная натура героя. Его искания.

1

Знать. Понятия тип, типический, тип «лишнего человека»

Признаки романа. Реализма, художественные методы и приемы создания образа героя.

Уметь. Находить в тексте нужные для характеристики героя отрывки

(отбор материала к теме).

Характеризовать героя по портрету, интерьеру, поступкам, понимать авторское отношение к герою. Составлять план по теме.

Сопоставлять героев, принадлежащих к одному литературному типу.




30

Татьяна – любимая героиня Пушкина.


Знать. Понятия

Тип, типический. Признаки романа. Реализма, художественные методы и приемы создания образа героя.

Уметь. Находить в тексте нужные для характеристики героя отрывки

(отбор материала к теме)

Характеризовать героя по портрету, интерьеру, поступкам, понимать авторское отношение к герою

Составлять план по теме.




31

Лирические отступления в романе Образ автора в романе



Знать . Понятия «образ автора в романе» «Лирические отступления»

«онегинская строфа». Изобразительно-выразительные средства языка.

Уметь. Находить лирические отступления в тексте

Делать выводы о мировоззрении автора на основании содержания лирических отступлений

Видеть различие и сходство взглядов героев произведения и автора

Вычленять «онегинскую строфу».




32

В.Г.Белинский

«Сочинения А.Пушкина. Статьи 8,9»

1

Знать. Содержание критической статьи

Уметь. Делить статью на смысловые части. Озаглавливать их

Выбирать главную информацию. Делать выписки из статьи

Использовать мысли критика в анализе художественного произведения и в сочинении по роману

Использовать цитаты и правильно их оформлять на письме




33

Р\Р Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


1

Знать. Нормы русского литературного языка

Критерии оценки сочинения на литературную тему

План анализа художественного произведения

Значения литературоведческих терминов

Уметь. Писать сочинение на литературную тему

Применять полученные знания на практике

Составлять план сочинения




34

Внеклассное чтение

Гражданская направленность поэм Д.Байрона «Шильонский узник», «Паломничество Чайльд Гарольда», драмы Шиллера «Вильгельм Телль»


1

Знать. Содержание Изучаемых на уроке произведений,

Основные вехи их жизни и творчества Значение терминов, необходимых для анализа художественного произведения «байронический герой», «романтический герой», признаки романтизма

Уметь . Выразительно читать произведение

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль

Сопоставлять образы европейской и русской литературы по сходству и различию черт личности





М. Ю. Лермонтов – 11 ч.


35

М.Ю.Лермонтов Основные мотивы лирики Лермонтова .


1

Знать. Содержание стихотворений Лермонтова ,

Его краткую биографию и характеристику творчества

черты романтизма, жанровые признаки послания

Основные вехи жизни и творчества Лермонтова.

Уметь . Выразительно читать произведение

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль

Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои суждения. Определять размер стихотворения.




36

Романтизм.

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.

1

Знать. Содержание стихотворений Пушкина, черты романтизма, жанровые признаки послания.

Основные вехи жизни и творчества Лермонтова.

Уметь . Выразительно читать произведение

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль

Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои суждения. Определять размер стихотворения.




37

Пафос вольности и протеста. Чувство одиночества в лирике Лермонтова.

1

Знать. Содержание стихотворений Пушкина, черты романтизма, жанровые признаки послания.

Основные вехи жизни и творчества Лермонтова.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои суждения. Определять размер стихотворения.




38

Практическая работа

Анализ стихотворений Лермонтова .

1

Знать. Нормы русского литературного языка.

Критерии оценки сочинения – анализа лирического произведения.

План анализа лирического произведения.

Значения литературоведческих терминов.

Уметь. Анализировать лирическое произведение.

Применять полученные знания на практике. Делать выводы.

Доказывать тезисы .Цитировать..Определять размеры стихотворений, изобразительно-выразительные средства языка.




39

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

1

Знать. Содержание романа. Хронологическую последовательность глав. Признаки романа. Понятия «Психологизм».

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, видеть образную систему, определять изобразительно-выразительных средств, их роль. Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Давать аргументированную характеристику героя. Видеть авторское отношение к герою.




40

Развитие понятия о литературном типе

Печорин: многогранность и противоречивость характера.

1

Знать. Содержание романа.Хронологическую последовательность глав.

Признаки романа. Понятия «Психологизм». Тип «лишнего человека.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, видеть образную систему, определять изобразительно-выразительных средств, их роль. Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Давать аргументированную характеристику героя. Видеть авторское отношение к герою.

Делать сопоставительный анализ героев, принадлежащих к одному литературному типу.





41

Печорин и Максим Максимыч.

Печорин и Грушницкий.


1

Знать. Содержание романа, эпизоды, необходимые для характеристики. Печорина, Максима Максимыча, Грушницкого.

Уметь. Давать характеристику персонажам, выдвигать тезисы.

Аргументировать их, приводить примеры из текста.

Сопоставлять героев.




42

Женские образы в романе. Их роль.

1

Знать. Содержание романа, эпизоды, необходимые для характеристики

женских образов.

Уметь. Давать характеристику персонажам, выдвигать тезисы.

Аргументировать их, приводить примеры из текста.

Сопоставлять героинь.




43

Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство.


1

Знать. Понятия рок, фатализм, психологизм. Черты романтизма и реализма. Художественное своеобразие. Композиционное своеобразие.

Уметь. Давать характеристику персонажам, выдвигать тезисы.

Аргументировать их, приводить примеры из текста. Сопоставлять героев.




44

Роман «Герой нашего времени» в статье Белинского

1

Знать. Содержание критической статьи.

Уметь. Делить статью на смысловые части. Озаглавливать их.

Выбирать главную информацию. Делать выписки из статьи.

Использовать мысли критика в анализе художественного произведения и в сочинении по роману.

Использовать цитаты и правильно их оформлять на письме.




45

Р\Р Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова

«Герой нашего времени»


1

Знать. Нормы русского литературного языка.

Критерии оценки сочинения – анализа лирического произведения.

План анализа лирического произведения. Значения литературоведческих терминов.

Уметь. Анализировать лирическое произведение.

Применять полученные знания на практике.Составлять план сочинения.





Н. В. Гоголь – 9 ч.


46

Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя.

Тема «маленького человека» в повести

«Шинель».

1

Знать. Содержание произведения. Краткие сведения биографии и творчества автора. Тип «маленького человека».

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, видеть образную систему, определять изобразительно-выразительных средств, их роль. Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Давать аргументированную характеристику героя. Видеть авторское отношение к герою.

Делать сопоставительный анализ героев, принадлежащих к одному литературному типу.




47

Н.В.Гоголь «Мертвые души».

История создания. Особенности жанра и композиции.

1

Знать. Содержание произведения.

Термины. Необходимые для анализа произведения по данной теме.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, видеть образную систему, определять изобразительно-выразительных средств, их роль. Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Видеть авторское отношение к герою

Кратко пересказывать сюжет. Видеть соотношение лиро-эпических начал в произведении.




48

Типы помещиков. Художественная деталь как средство создания образов поэмы.

1

Знать. Содержание произведения.

Термины. Необходимые для анализа произведения по данной теме: типизация. Реализм. Художественная деталь. Пейзаж. Интерьер. Портрет. Речь. Антитеза.

Уметь . Выразительно читать произведение видеть образную систему, определять изобразительно-выразительных средств, их роль.

Составлять характеристику героя. Сопоставлять героев.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения.

Видеть авторское отношение к герою




49

Чичиков – новый «герой» эпохи.

Идейно-композиционное значение образа.

1

Знать. Содержание произведения.

Термины. Необходимые для анализа произведения по данной теме: типизация. Реализм. Художественная деталь. Пейзаж. Интерьер.

Портрет. Речь. Антитеза.

Уметь . Выразительно читать произведение. видеть образную систему, определять изобразительно-выразительных средств, их роль.

Составлять характеристику героя. Сопоставлять героев.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Видеть авторское отношение к герою.




50

Пафос лирических отступлений в поэме. Живая Русь.

1

Знать. Содержание произведения – местонахождение в нем лирических отступлений. Термины. Необходимые для анализа произведения по данной теме: Образ автора. Лирические отступления.

Уметь . Выразительно читать произведение и читать выразительно наизусть. Определять изобразительно-выразительных средств, их роль,

владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Видеть авторские мысли и способы их выражения

Определять тематику и композиционно-сюжетную роль лирических отступлений.




51

Стиль писателя. Единство сатирического и лирического начал в поэме.

1

Знать. Содержание произведения – местонахождение в нем лирических отступлений. Термины. Необходимые для анализа произведения по данной теме: Образ автора. Лирические отступления.

Сатира. Ирония. Сарказм. Юмор. Стиль.

Уметь . Выразительно читать произведение ,

владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Видеть авторские мысли и способы их выражения.

Определять тематику и композиционно узнавать стиль писателя.




52

Критика о поэме.

В.Г.Белинский

«Похождение Чичикова, или «Мертвые души»

1

Знать. Содержание критической статьи.

Уметь. Делить статью на смысловые части.

Озаглавливать их. Выбирать главную информацию. Делать выписки из статьи. Использовать мысли критика в анализе художественного произведения и в сочинении по поэме.

Использовать цитаты и правильно их оформлять на письме.




53



Р\Р

Сочинения по поэме Н.В.Гоголя

«Мертвые души»


1

Знать. Нормы русского литературного языка.

Критерии оценки сочинения – анализа лирического произведения.

План анализа лирического произведения.

Значения литературоведческих терминов.

Уметь. Анализировать лирическое произведение.

Применять полученные знания на практике.

Составлять план сочинения.




54

ВН.ЧТ.

Н. В. Гоголь «Портрет». Проблематика, художественные особенности произведения.

1

Знать . Родо-видовые и жанровые особенности произведений литературы.

Уметь. Определять родо-видовые и жанровые особенности произведения. Находить новаторское авторские приемы.

Сопоставлять произведения. Понимать смысл прочитанного.





А. Н. Островский – 3 ч.


55

А.Н.Островский

«Свои люди – сочтемся».



1

Знать . Краткие сведения биографии и творчества автора,

особенности рода драмы. Определение жанра пьеса. Термины.Ремарка.

Афиша. Речевая характеристика. Акт-действие. Явление. Реализм.

Образная система. «Говорящие фамилии».

Уметь . Выразительно читать произведение

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения .




56

Система персонажей.

Характеры героев пьесы.

1

Знать . Краткие сведения биографии и творчества автора,

особенности рода драмы. Определение жанра пьеса. Термины. Ремарка.

Афиша. Речевая характеристика. Акт-действие. Явление. Реализм.

Образная система. «Говорящие фамилии» .

Уметь . Выразительно читать .Составлять характеристику героев произведения. Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения.




57

ВН.ЧТ

А.Н.Островский

«Снегурочка», «Доходное место», «Бедность не порок».

1

Знать особенности рода драмы, пьесы-сказки. Определение жанра пьеса. Термины. Ремарка. Афиша. Речевая характеристика. Акт-действие. Явление. Реализм. Образная система «говорящие фамилии»

Уметь . Выразительно читать

Составлять характеристику героев произведения

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать своисуждения





Н. А. Некрасов - 4 ч.


58

Основные мотивы творчества Н.А.Некрасова.

1

Знать. Содержание стихотворений Некрасова, черты романтизма, реализма. Основные вехи жизни и творчества Некрасова.

Уметь . Выразительно читать произведение, выразительно читать наизусть.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Составлять план по теме.




59

Проблематика и жанр поэмы, композиция, художественные особенности.

1

Знать. Содержание указанных отрывков поэмы Некрасова, черты реализма, основной сюжет. Жанровые особенности. Понятия: Поэма.

Эпопея. Народность. Гражданственность. Фольклор, фольклорное начало. Черты жанра сказки, «говорящие» названия деревень, волостей.

Уметь . Выразительно читать произведение,

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Сопоставлять произведения по жанровым признакам.




60

Жизнь народа в поэме.

Образы крестьян.

1

Знать. Содержание указанных отрывков поэмы Некрасова, черты реализма, основной сюжет. Жанровые особенности. Понятия. Поэма.

Эпопея. Народность. Гражданственность. «народный заступник».

Стихийный и осознанный бунт. Главную идею произведения.

Понятие о счастье в авторском понимании.

Уметь . Выразительно читать произведение,

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Составлять характеристику героев, сопоставлять героев.

Цитировать.




61

Образ «Народного заступника» Григория Добросклонова.

1

Знать. Содержание указанных отрывков поэмы Некрасова, черты реализма, основной сюжет. Жанровые особенности. Понятия. Поэма.

Эпопея. Народность. Гражданственность. «народный заступник».

Фольклор и фольклорное начало. Стихийный и осознанный бунт.

Уметь . Выразительно читать произведение,

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль .Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Составлять характеристику героев, сопоставлять героев.

Цитировать. Составлять план.





Ф. М. Достоевский – 3 ч.


62

Изображение любви как высшего проявления человеческой сущности в повести Ф.М.Достоевского «Бедные люди».


1

Знать . Краткие сведения биографии и творчества автора,

особенности эпистолярного жанра.

Реализм. Образная система.

Уметь . Выразительно читать .

Составлять характеристику героев произведения.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения.




63

Мысли о самооценке и внутренней свободе человека в повести «Бедные люди».

1

Знать. Систему взглядов автора. Главную идею произведения.

Уметь. На основе анализа текста художественного произведения выявлять авторскую позицию и взгляды,

формировать самостоятельный взгляд на проблему.

Анализировать художественное произведении с точки зрения его идейного содержания.




64

ВН.ЧТ

Гуманизм писателя в повести «Белые ночи».

1

Знать. Систему взглядов автора. Главную идею произведения.

термин – гуманизм.

Уметь. На основе анализа текста художественного произведения .выявлять авторскую позицию и взгляды,

Формировать самостоятельный взгляд на проблему

Анализировать художественное произведение с точки зрения его идейного содержания. Составлять характеристику героев.





Л. Н. Толстой – 3 ч.



65

Л.Н.Толстой

Автобиографическая трилогия. «Юность»


1

Знать . Краткие сведения биографии и творчества автора.

Жанр повесть. Реализм. Образная система.

Уметь Выразительно читать .

Составлять характеристику героев произведения.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения.




66

Герой трилогии.

Проблема становления личности.


1

Знать содержание произведения. Черты личности.

Функции монолога литературного героя.

Уметь . Отбирать материал по теме.

Составлять характеристику героев произведения.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения.




67

Особенности повествования.

«Диалектика души» героев в произведениях Толстого.

1

Знать содержание произведения.

Характеристику героя, значение понятия «диалектика души».

Уметь . Отбирать материал по теме

Составлять характеристику героев произведения.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать

свои суждения. Записывать лекцию учителя.





А. П. Чехов – 5 ч.



68

А.П.Чехов. Жизнь писателя и его личность. Этапы творчества.

Рассказ «Тоска».

1

Знать . Основные этапы жизни и творчества писателя и драматурга

содержание произведения.

Характеристику героя.

Уметь . Отбирать материал по теме.

Составлять характеристику героев произведения.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать

свои суждения. Записывать лекцию учителя.




69

«Крыжовник»

Композиция и сюжет, индивидуальное счастье и общие интересы.

1

Знать . Содержание произведения. Владеть понятиями: подлинное и мнимое, индивидуальное и общее. Сюжет. Композиция.

Уметь . Отбирать материал по теме.

Составлять характеристику героев произведения

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать

свои суждения.




70

«Анна на шее» Причины превращения героини в эгоистическую хищницу.

1

Знать содержание произведения.

Владеть понятиями: эгоист, эгоистический, хищник, сюжет, композиция.

Уметь . Отбирать материал по теме.

Составлять характеристику героев произведения

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать

свои суждения.




71

ВН.ЧТ.

Рассказы А.П.Чехова. Их идейно-художественное содержание.

1

Знать содержание произведения, владеть понятиями композиция

Сюжет «подводное течение» Мелочи жизни Пощлость мещанство

Уметь . Отбирать материал по теме

Составлять характеристику героев произведения

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать

свои суждения

Отбирать иллюстративный материал к тексту сообщения




72

Сочинение по произведениям 19 века.

1

Знать. Важнейшие биографические сведения о писателях изученных периодов, жанры художественных произведений, признаки классицизма и сентиментализма. Жанровые черты оды, повести, пьесы, путешествия Типические значения характеров главных героев

Сюжеты, композицию произведений Понятия:

«художественные средства языка», «речевая характеристика героев», «тема», «идея», «роль героя в раскрытии идейного содержания произведения», проблематика, авторская оценка героя, идейно-художественная роль элементов сюжета, композиции, системы образов, роды литературы Приемы сатирического изображения

Уметь Применять полученные теоретические сведения и навыки анализа литературных произведений на практике самостоятельно

Самостоятельно выстраивать письменные суждения, аргументировать, цитировать, анализировать.





Русская литература 20 века – 29ч.

И. А. Бунин – 5 ч.


73

Русская литература 20 века. Богатство и разнообразие жанров и направлений.

1

Знать. Основных представителей литературы 20 века и названия ключевых произведений.

Уметь. Делать запись лекции.

Внимательно выслушать учителя и понять услышанное.




74

И.А.Бунин.

Личность и творчество.

Тонкость восприятия психологии человека и мира природы.

1

Знать важнейшие биографические сведения о писателе и поэте

Содержание стихотворений Бунина.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои суждения.

Определять размер стихотворения.




75

И.А.Бунин.

Загадки русской души в рассказе «Сверчок»,

1

Знать. Содержание изучаемых на уроке произведений,

Значение терминов, необходимых для анализа художественного произведения . Рассказ.

Сюжет композиция образная система.Художественные средства языка.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.




76

И.А.Бунин.

Загадки русской души в рассказе « «Птицы небесные»


1

Знать. Нормы русского литературного языка.

Критерии оценки письменного ответа на проблемный вопрос.

Значение понятий мотив, тема, проблема, аргумент, образ,

Авторская позиция.

Значения литературоведческих терминов.

Уметь. Отвечать «прямым ответом на заданный вопрос Применять полученные знания на практике.

Сопоставлять произведения.

Определять тематику, проблематику, авторскую позицию, черты характера героя.




77

Урок внеклассного чтения

Поэзия серебряного века.

1

Знать. Основных представителей литературы 20 века и названия ключевых произведений.

Уметь. Делать запись лекции.

Внимательно выслушать учителя и понять услышанное.





А. А. Блок – 3 ч.

78

Символизм.

А.А.Блок.

Своеобразие лирики поэта. Тема родины.

1

Знать. Содержание стихотворений Блока, черты символизма, Основные вехи жизни и творчества Блок. Значение термина символизм.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Определять размер стихотворения.

Находить признаки символизма в художественных произведениях.





79

Произведения Блока. Посвященные родной истории.

Роль символов.

1

Знать. Содержание стихотворений Блока, черты символизма, Основные вехи жизни и творчества Блок. Значение термина символизм.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Определять размер стихотворения.

Находить признаки символизма в художественных произведениях.




80

Стихотворения Блока о любви.

Роль символов.

1

Знать. Содержание стихотворений Блока, черты символизма, Основные вехи жизни и творчества Блок. Значение термина символизм.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Определять размер стихотворения.

Находить признаки символизма в художественных произведениях.





С. А. Есенин – 4 ч.



81

Имажинизм

С.А.Есенин.

Жизнь и творчество.

Народно-песенная основа творчества.

1

Знать. Содержание стихотворений Есенина, черты имажинизма,

Основные вехи жизни и творчества Есенина.

Значение термина имажинизм.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения.

Определять размер стихотворения.

Находить признаки символизма в художественных произведениях.




82

Тема родной природы в лирике Есенина.


1

Знать. Содержание стихотворений Есенина, черты имажинизма,

Основные вехи жизни и творчества Есенина

Значение термина имажинизм.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Определять размер стихотворения.

Находить признаки символизма в художественных произведениях.




83

Тема родины в лирике Есенина.

1

Знать. Содержание стихотворений Есенина, черты имажинизма,

Основные вехи жизни и творчества Есенина.

Значение термина имажинизм.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Определять размер стихотворения

Находить признаки символизма в художественных произведениях.




84

Любовь ко всему живому в лирике Есенина.

1

Знать. Содержание стихотворений Есенина, черты имажинизма,

Основные вехи жизни и творчества Есенина. Значение термина имажинизм.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Определять размер стихотворения.

Находить признаки символизма в художественных произведениях.





В. В. Маяковский – 5 ч.


85

Футуризм.

В.В.Маяковский.

Личность и творчество.


1

Знать. Содержание стихотворений Есенина, черты имажинизма.

Основные вехи жизни и творчества Есенина.

Значение термина имажинизм, метафора.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения. Определять размер стихотворения.

Находить признаки символизма в художественных произведениях.




86

Сатирическое изображение негативных явлений действительности в стихотворениях Маяковского.

1

Знать. Содержание стихотворений Есенина, черты имажинизма,

Основные вехи жизни и творчества Есенина.

Значение термина имажинизм, метафора.

Уметь . Выразительно читать произведение.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать свои суждения.

Определять размер стихотворения.

Находить признаки символизма в художественных произведениях




87

Конкурс чтецов.

Стихотворения поэтов серебряного века.


1

Знать. Наизусть тексты стихотворений поэтов серебряного века.

Уметь . Выразительно читать стихотворения.





88

89

Сочинение по произведениям «серебряного века».

2

Знать. Нормы русского литературного языка.

Критерии оценки сочинения – анализа лирического произведения.

План анализа лирического произведения.

Значения литературоведческих терминов.

Уметь. Анализировать лирическое произведение.

Применять полученные знания на практике. Делать выводы.

Доказывать тезисы. Цитировать. Определять размеры стихотворений, изобразительно-выразительные средства языка.




90

Анализ сочинения.

1

Знать. Нормы русского литературного языка.

Критерии оценки сочинения – анализа лирического произведения.

План анализа лирического произведения.

Значения литературоведческих терминов.

Уметь. Анализировать лирическое произведение.

Применять полученные знания на практике.

Делать выводы.

Доказывать тезисы. Цитировать.

Определять размеры стихотворений, изобразительно-выразительные средства языка.

Видеть и исправлять самостоятельно допущенные ошибки.





М. А. Булгаков – 3 ч.

91

М.А.Булгаков.Слово о писателе.Проблематика повести «Собачье сердце».

1

Знать содержание произведения, его проблематику.

владеть понятиями: сатира, фантастика, образная система, сюжет,

композиция.

Уметь . Отбирать материал по теме.

Составлять характеристику героев произведения.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать

свои суждения.




92

Фантастика, сатира и глубокий психологизм повести.

1

Знать . содержание произведения, его проблематику.

Владеть понятиями: сатира, фантастика, образная система, психологизм, сюжет, композиция.

Уметь . Отбирать материал по теме.

Составлять характеристику героев произведения.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать

свои суждения.




93

Художественные особенности повести.

1

Знать содержание произведения, его проблематику.

Владеть понятиями: сатира, фантастика, образная система,психологизм,

сюжет, композиция.

Уметь . Отбирать материал по теме.

Составлять характеристику героев произведения.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль.

Владеть монологической речью, уметь аргументированно высказывать

свои суждения.





М. А. Шолохов – 3 ч.


94

М.А.Шолохов «Судьба человека».Жанровые особенности. Смысл заглавия.


1

Смотри выше.




95

Особенности композиции произведения. Фольклорные начала в рассказе.

1

Смотри выше.




96

Понятие о произведении – эпопее.

Гуманизм рассказа

«Война и дети».

1

Смотри выше.





А. И. Солженицын – 6 ч.


97

А.И.Солженицын

«Матренин двор».

Особенности жанра.

Возвышенное и обыденное в рассказе.

1

Смотри выше

+ понятие возвышенного и обыденного.




98

«Душевные мир» героини, ее жизненный путь и характер.

1

Смотри выше.




99

Образ автора и рассказчика в произведении.

1

Смотри выше.




100

Контрольная работа. Зачет по теме:

«Литература 20 века».


1

Знать. Важнейшие биографические сведения о писателях изученных периодов, жанры художественных произведений, признаки классицизма и сентиментализма. Жанровые черты оды, повести, пьесы, путешествия.
Типические значения характеров главных героев.

Сюжеты, композицию произведений.

Понятия: «художественные средства языка», «речевая характеристика героев», «тема», «идея», «роль героя в раскрытии идейного содержания произведения», проблематика, авторская оценка героя, идейно-художественная роль элементов сюжета, композиции, системы образов, роды литературы.

Приемы сатирического изображения.

Уметь. Применять полученные теоретические сведения и навыки анализа литературных произведений на практике самостоятельно.




101

Анализ ошибок зачета. Повторение изученного.


1

Знать. Важнейшие биографические сведения об изучаемых поэтах и писателях, тексты художественных произведений, сюжет. Особенности композиции, типическое значение характеров главных героев и действующих лиц.

Основные признаки жанров, направлений, родов литературы.

Определение и роль художественных средств языка.

Знать литературные направления и их признаки.

Уметь. Выразительно читать произведения. Заучивать наизусть.

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия, определять принадлежность произведения к одному из трех родов литературы.

Определять идейно-художественную роль композиции, сюжета, системы образов, художественных средств, выявлять роль героев и их авторскую оценку, обосновывать свое мнение

Уметь свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать

Составлять планы , (в том числе, тезисный) и конспект литературоведческой статьи, лекции, статьи учебника, готовить доклад, сообщение, реферат, писать рецензию, отзыв, пользоваться словарями и справочниками.

Находить признаки жанров.

Определять отношение литературного произведения к определенному направлению .

Аргументировано отвечать на проблемный вопрос.

Писать сочинение разных жанров на литературную тему.




102

Повторение изученного.

Рекомендации по летнему чтению.

1












V. Учебно-методический комплекс.



Дополнительная литература для учителя:

  • Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2009

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:   Просвещение, 2008.

  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2009.

  • Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2009.

  • Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

  • Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2009.

Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:Эскимо, 2008

Дополнительная литература для учащихся:

  • Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2009.

  • Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

Образовательные электронные ресурсы:

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mapryal.org/ Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!