СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана по новым ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Министерство образования и науки Алтайского края



Администрация Краснощековского района



МБОУ «Краснощековская СОШ №1"







РАССМОТРЕНО

Методическим объединением


Руководитель ШМО

Дурнева А.Н. Протокол №1

от "25" 08.2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Шипилова С.Л. Протокол №

от "25" 08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Мозговая М.П. Приказ №131

от "26" 08. 2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1794045)

учебного предмета

«Литература»



для 9 класса основного общего образования на 2022- 2023 учебный год








Составитель: Синюкова Людмила Ивановна учитель русского языка и литературы








с.Верх - Камышенка 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.

Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету

«Литературное чтение».

В 9 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 9

классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве».


Литература XVIII века

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору).

Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др.

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».


Литература первой половины XIX века

В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например, «Светлана», «Невыразимое»,

«Море» и др.

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору).

А. С. Пушкин. Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна»,

«Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, ни тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего времени».

Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души».

Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения: «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др.


Зарубежная литература

Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору).

У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору).

И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).

Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору).

Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:
  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

  • представление о способах противодействия коррупции;

  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

  • активное участие в школьном самоуправлении;

  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:
  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:
  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

  • осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.


Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

  • умение принимать себя и других, не осуждая;

  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

  • уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:
  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;

  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:
  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.


Ценности научного познания:
  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

  • установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

  • изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

  • потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

  • в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

  • в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

  • анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

  • оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

  • воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

  • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

  • быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

  1. Базовые логические действия:
    • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко- литературного процесса);

    • устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

    • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

    • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;

    • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

    • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

    • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

    • формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

    • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

  2. Базовые исследовательские действия:
    • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

    • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

    • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

    • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

    • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

    • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

    • владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

    • прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

  3. Работа с информацией:
    • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

    • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

    • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

    • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

    • оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

    • эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

  1. Общение:
    • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

    • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

    • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

    • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

    • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

    • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

    • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

    • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

  2. Совместная деятельность:
    • использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

    • принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

    • уметь обобщать мнения нескольких людей;

    • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

    • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

    • оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

    • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

    • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

    • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

    • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

    • участниками взаимодействия на литературных занятиях;

    • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

  1. Самоорганизация:
    • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

    • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

    • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

    • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

    • делать выбор и брать ответственность за решение.

  2. Самоконтроль:
    • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

    • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

    • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

    • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

  3. Эмоциональный интеллект:
    • развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

    • выявлять и анализировать причины эмоций;

    • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

    • регулировать способ выражения своих эмоций;

  4. Принятие себя и других:
    • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

    • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

    • проявлять открытость себе и другим;

    • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  1. Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

  2. понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

  3. владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:

    • анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля;

    • овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок,

сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;

    • рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историко- литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);

    • выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;

    • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения;

    • сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;

    • сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);

  1. выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);

  2. пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;

  3. участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы;

  4. создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации,

эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;

  1. самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

  2. понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

  3. самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;

  4. участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты;

  5. уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете; работать с электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.

При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных образовательных траекторий достижения этих результатов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Древнерусская литература

1.1.

«Слово о полку Игореве»

4

0

0

01.09.-

09.09.2022

Конспектировать лекцию учителя;

Устный опрос;

РЭШ

1.2.

Развитие речи

1

0

0

12.09.-16.09

подготовка к сочинению

Письменный контроль;

РЭШ

Итого по разделу

5


Раздел 2. Литература XVIII века

2.1.

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору)

2

0

0

19.09-23.09

Составлять план и тезисы статьи учебника;

Устный опрос;

РЭШ

2..2.

Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др.

6

0

0

26.09-30.09

Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть;

Устный опрос;

РЭШ

2.3.

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

3

0

0

03.10-07.10

Конспектировать лекцию учителя или статью учебника, составлять её план;

Выразительно читать фрагменты повести, в том числе по ролям; Характеризовать сюжет и героев повести, её

идейно-эмоциональное содержание, составлять сравнительные характеристики персонажей, эпизодов и произведений с занесением информации в таблицу;

Письменный контроль;

РЭШ

2.4.

Развитие речи

1

0

0

10.10-14.10

подготовка к сочинению

Письменный контроль;

РЭШ

Итого по разделу

11


Раздел 3. Литература первой половины XIX века

3.1.

В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например, «Светлана» «Невыразимое», «Море» и др.

7

0

0

17.10-21.10

Конспектировать лекцию учителя или статью учебника, составлять её план;

Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; Выразительно читать лирические тексты, в том числе наизусть;

Устный опрос;

РЭШ

3.2.

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

8

1

0

24.10-28.10

Конспектировать лекцию учителя или статью учебника и составлять их планы;

Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя;

Выразительно читать, в том числе наизусть и по ролям;

Устно или письменно отвечать на вопрос, составлять вопросы самостоятельно; Участвовать в коллективном диалоге;

Устный опрос; Письменный контроль;

РЭШ

3.3.

Развитие речи

2

0

0

07.11-11.11

составление плана

Письменный контроль;

РЭШ

3.4.

Внеклассное чтение

1

0

0

14.11-18.11

анализ произведений

Устный опрос;

РЭШ

3.5.

Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору)

3

0

0

21.11-25.11

Выразительно читать, в том числе наизусть; Устно или письменно отвечать на вопрос (с использованием цитирования); Выявлять тематику, проблематику, идейно- эмоциональное содержание стихотворений,

особенности их ритмики, метрики и строфики; Составлять план анализа стихотворения и осуществлять письменный анализ лирического текста, письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования);

Устный опрос; Письменный контроль;

РЭШ

3.6.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),

«Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцыпустынники и жёны непорочны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин»

18

1

0

28.11-02.12

Конспектировать лекцию учителя и статью учебника и составлять их планы и тезисы; Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя;

Подбирать и обобщать материалы о нём, а также об истории создания произведений и прототипах героев с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; Выразительно читать, в том числе наизусть и по ролям;

Устно или письменно отвечать на вопрос (с использованием цитирования); Участвовать в коллективном диалоге; Различать образы лирического героя и автора с составлением сравнительной таблицы; Анализировать различные формы выражения авторской позиции; Составлять план анализа

Устный опрос; Письменный контроль;

РЭШ







стихотворения и осуществлять письменный анализ лирического текста; Письменно отвечать на проблемный вопрос, анализировать эпизод, писать сочинения на литературную тему и редактировать их; Самостоятельно готовить устные монологические сообщения на литературоведческие темы;

Характеризовать персонажей лиро- эпических произведений с учётом их жанров, выявлять динамику развития образов с помощью ключевых цитат, осуществлять сравнительную характеристику событий и героев с занесением информации в таблицы; Развивать умение устно и письменно передавать содержание текста, проводить его информационно- смысловой анализ, осуществлять подбор аргументов, формулирование выводов; Конспектировать литературно-критические статьи и использовать их

в анализе произведений;



3.7.

Развитие речи

2

0

0

05.12-09.12

составление плана сочинения

Письменный контроль;

РЭШ

3.8.

Внеклассное чтение

1

0

0

12.12-16.12

анализ произведения

Устный опрос;

РЭШ

3.9.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего времени»

14

1

0

19.12-23.12

Конспектировать лекцию учителя и статью учебника и составлять их планы и тезисы; Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя;

Выразительно читать, в том числе наизусть и по ролям;

Участвовать в коллективном диалоге; Характеризовать тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержания стихотворений; Анализировать лирические произведения с учётом их жанровой специфики; Сопоставлять стихотворения по заданным основаниям (в том числе с другими видами искусства) с

занесением информации в таблицу;

Составлять письменный ответ на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему и редактировать собственные работы; Характеризовать систему образов, особенности сюжета и композиции произведения;

Давать характеристику персонажей, в том числе сравнительную и групповую, с составлением схем и таблиц;

Анализировать ключевые эпизоды и различные формы выражения авторской позиции с учётом специфики литературных направлений;

Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа;

РЭШ

3.10.

Развитие речи

2

0

0

26.12-28.12

составление плана сочинения

Письменный контроль;

РЭШ

3.11.

Внеклассное чтение

1

0

0


анализ произведения

Устный опрос;

РЭШ

3.12.

Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»

9

0

0


Конспектировать лекцию учителя и статью учебника и составлять их планы и тезисы; Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя;

Выразительно читать, в том числе наизусть и по ролям;

Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования) и самостоятельно формулировать вопросы к тексту произведения; Анализировать эпизоды с учётом различных форм выражения авторской позиции;

Выделять этапы развития сюжета, определять художественные функции внесюжетных элементов композиции;

Составлять характеристику персонажей, в том числе сравнительную и групповую, с занесением информации в таблицу; Сопоставлять текст с другими произведениями русской и мировой литературы, иллюстративным материалом, театральными и киноверсиями; Конспектировать литературно-критическую статью и использовать её в анализе текста; Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему и редактировать собственные работы;

Устный опрос; Письменный контроль;

РЭШ

3.13.

Развитие речи

2

0

0


подготовка к сочинению, составление плана сочинения

Письменный контроль;

РЭШ

3.14.

Внеклассное чтение

1

0

0


анализ произведения

Устный опрос;

РЭШ

3.15.

Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору).

Например, «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева- Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др.

2

0

0


Конспектировать лекцию учителя, составлять план и тезисы;

Подбирать и обобщать материалы о писателях, а также об истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; Выразительно читать, в том числе по ролям; Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования); Участвовать в коллективном диалоге; Характеризовать тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержания стихотворений; Составлять письменный ответ на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему и редактировать собственные работы; Давать характеристику персонажей, в том числе сравнительную и групповую, с занесением информации в таблицу; Анализировать ключевые эпизоды и различные формы выражения авторской позиции с учётом специфики литературных направлений;

Устный опрос; Письменный контроль;

РЭШ

Итого по разделу

90


Раздел 4. Зарубежная литература

4.1.

Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору). У. Шекспир. Трагедия

«Гамлет» (фрагменты по выбору). И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору). Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмент по выбору). Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору).

Например, произведения Э. Т. А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.

11

1

0


Конспектировать лекцию учителя и составлять её план;

Подбирать и обобщать материалы о писателях и поэтах, а также об истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; Характеризовать сюжеты лиро-эпических и драматических произведений, их тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

Составлять характеристики персонажей, в том числе сравнительные, с занесением информации в таблицу;

Письменно отвечать на проблемные вопросы; Сопоставлять литературные произведения по заданным основаниям, в том числе с произведениями других искусств;

Устный опрос; Письменный контроль;

РЭШ

4.2.

Развитие речи

1

0

0


подготовка к сочинению, составление плана сочинения

Письменный контроль;

РЭШ

Итого по разделу

12


Раздел 5. Итоговый контроль

5.1.

Итоговые контрольные работы

4

4

0


подготовка к контрольной работе

Контрольная работа;

РЭШ

Итого по разделу

4


Резервное время

15


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

9

0


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Водный урок. «Слово о полку Игореве».

Литература Древней Руси.«Слово о полку Игореве»— памятник древнерусской литературы. Урок развития речи

1

0

0


Устный опрос;

2.

«Слово о полку Игореве». История открытия «Слова о полку Игореве».

Проблема авторства

1

0

0


Устный опрос;

3.

«Слово о полку Игореве». Центральные образы

«Слова о полку Игореве».

Образ автора

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

4.

«Слово о полку Игореве». Поэтика «Слова о полку Игореве»

1

0

0


Устный опрос;

5.

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;

6.

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору). М. В.

Ломоносов: жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного

сияния»

1

0

0


Устный опрос;

7.

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору). М. В.

Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

8.

Г. Р.

Державин.Стихотворения (два по выбору).Например,

«Властителям и

судиям»,«Памятник» и др. Г. Р.

Державин: жизнь и творчество. «На смерть князя Мещерского»,

1

0

0


Устный опрос;

9.

Г. Р.

Державин.Стихотворения (два по выбору).Например,

«Властителям и

судиям»,«Памятник» и др. Г. Р.

1

0

0


Устный опрос;

10.

Г. Р.

Державин.Стихотворения (два по выбору).Например,

«Властителям и

судиям»,«Памятник» и др. Г. Р.

Державин. «Бог». Урок

1

0

0


Устный опрос;

11.

Г. Р.

Державин.Стихотворения (два по выбору).Например,

«Властителям и

судиям»,«Памятник» и др. Г. Р.

Державин. «Снигирь».

1

0

0


Устный опрос;

12.

Г. Р.

Державин.Стихотворения (два по выбору).Например,

«Властителям и

судиям»,«Памятник» и др. Г. Р.

Державин. «Памятник».

1

0

0


Устный опрос;

13.

Сентиментализм в русском и мировом искусстве. Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;

14.

Н. М. Карамзин. Повесть«Бедная Лиза». Н.

М. Карамзин: жизнь и творчество. «Бедная

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

15.

Н. М. Карамзин. Повесть«Бедная Лиза».

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: черты сентиментализма в повести

1

0

0


Письменный контроль;

16.

Романтизм в русском и мировом искусстве.

Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;

17.

В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например,

«Светлана»

«Невыразимое», «Море» и др. В. А. Жуковский: жизнь и творчество.

«Море»

1

0

0


Устный опрос;

18.

В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например,

«Светлана»

«Невыразимое», «Море» и др. В. А. Жуковский.

«Невыразимое»

1

0

0


Устный опрос;

19.

В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например,

«Светлана»

«Невыразимое», «Море» и др. В. А. Жуковский.

«Светлана»: черты баллады Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;

20.

В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например,

«Светлана»

«Невыразимое», «Море» и др. В. А. Жуковский.

«Светлана»: образ главной героини

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

21.

В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например,

«Светлана»

«Невыразимое», «Море» и др. В. А. Жуковский.

«Лесной царь». Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;

22.

Итоговый урок по древнерусской литературе, литературе классицизма, сентиментализма и романтизма. Резервный урок

1

0

0


Письменный контроль;

23.

Реализм в русском и мировом искусстве.

Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;

24.

А. С. Грибоедов.

Комедия«Горе от ума». А. С.

Грибоедов: жизнь и творчество

1

0

0


Устный опрос;

25.

А. С. Грибоедов.

Комедия«Горе от ума». А. С.

Грибоедов. «Горе от ума»:

1

0

0


Устный опрос;

26.

А. С. Грибоедов.

Комедия«Горе от ума». А. С.

Грибоедов. «Горе от ума»: своеобразие общественного и личного конфликтов в пьесе

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

27.

А. С. Грибоедов. Комедия«Горе от ума».А. С.

Грибоедов. «Горе от ума»:

1

0

0


Устный опрос;

28.

А. С. Грибоедов.

Комедия«Горе от ума». А. С.

Грибоедов. «Горе от ума»:

1

0

0


Устный опрос;

29.

А. С. Грибоедов.

Комедия«Горе от ума». А. С.

Грибоедов. «Горе от ума»:

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

30.

А. С. Грибоедов.

Комедия«Горе от ума». А. С.

Грибоедов. «Горе от ума»

1

0

0


Устный опрос;

31.

А. С. Грибоедов.

Комедия«Горе от ума». А. С.

Грибоедов. «Горе от ума». Общечеловеческий характер конфликта и

1

0

0


Устный опрос;

32.

Итоговая контрольная работа по творчеству А. С. Грибоедова

1

1

0


Контрольная работа;


Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору). Поэты пушкинской поры: К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;


Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору). Поэты пушкинской поры. Н. М. Языков, Е. А.

Баратынский

1

0

0


Устный опрос;


Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору). Поэты пушкинской поры: П. А. Вяземский, Д. В.

Давыдов. Урок внеклассного чтения

1

0

0


Устный опрос;

33.

А. С. Пушкин. Стихотворения.Например,

«Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»,«…Вновь я посетил…»,«Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),

«Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы- пустынники и жёны непороч- ны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…»,

«Поэт», «Пророк»,

«Свободы сеятель пустынный…»,

«Элегия»(«Безумных лет угасшее весе- лье…»), «Я вас

любил: любовь ещё, быть может…», «Я памят- ник себе воздвиг нерукотвор- ный…» и др. А. С.

Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика

1

0

0


Устный опрос;

34.

А. С. Пушкин. Лирика южного периода:

«Погасло дневное светило…», «Кто, волны, вас остановил…»,

«Свободы сеятель пустынный…»

1

0

0


Устный опрос;

35.

А.С. Пушкин. Лирика Михайловского периода:«К морю»,

«Вакхическая песня». После ссылки:

«Стансы» («В надежде

1

0

0


Устный опрос;

36.

А. С. Пушкин. Любовная лирика: «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил; любовь ещё, быть может…», «Мадонна»

1

0

0


Устный опрос;

37.

А.С. Пушкин. Адресаты любовной лирики поэта и стихи, им

посвященные:«Не пой, красавица при мне...»

1

0

0


Устный опрос;

38.

А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Разговор книгопродавца с поэтом»,«Пророк»

1

0

0


Устный опрос;

39.

А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Эхо»,

«Осень»(отрывок)

1

0

0


Устный опрос;

40.

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Поэт» («Пока не требует поэта к

священной жертве Аполлон…»), «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт!

не дорожи любовию народной…»). Урок развития речи

1

0

0


Устный опрос;

41.

А. С. Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»,«Бесы»,

«Элегия»

(«Безумных лет угасшее светило»)

1

0

0


Устный опрос;

42.

А.С. Пушкин. Тема жизни и смерти: «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «…Вновь я посетил…»

1

0

0


Устный опрос;

43.

А.С. Пушкин.

«Каменноостровский цикл»: «Отцы пустынники и жены непорочны…»,

«Из Пиндемонти»

1

0

0


Устный опрос;

44.

А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг

нерукотворный…» Урок развития речи

1

0

0


Устный опрос;

45.

А. С. Пушкин.

«Вечность»темы

памятника в русской и мировой поэзии. Урок внеклассного чтения

1

0

0


Устный опрос;

46.

Развитие темы

«Памятника» в русской поэзии XX века. Урок развития речи

1

0

0


Устный опрос;

47.

А.С.

Пушкин.Поэма«Мед ный всадник».: человек и история в поэме. Урок развития

1

0

0


Устный опрос;

48.

А.С. Пушкин. Поэма

«Медный всадник»: образ Евгения в поэме

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

49.

А.С. Пушкин. Поэма

«Медный всадник»: образ Петра I в поэме

1

0

0


Устный опрос;

50.

Итоговая контрольная работа по лирике А. С.

Пушкина и поэме «Медный всадник»

1

1

0


Контрольная работа;

51.

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»как новаторское произведение. Урок развития речи

1

0

0


Устный опрос;

52.

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа

1

0

0


Устный опрос;

53.

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: главные женские образы романа

1

0

0


Устный опрос;

54.

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

55.

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: образ автора. Урок развития речи

1

0

0


Устный опрос;

56.

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»как энциклопедия русской жизни. Резервный

1

0

0


Устный опрос;

57.

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»в критике. Урок развития речи

1

0

0


Устный опрос;

58.

Итоговый урок по роману в стихах А. С. Пушкина«Евгений Онегин». Резервный урок

1

0

0


Письменный контроль;

59.

А. С. Пушкин. Диалог поэтов: пушкинские мотивы в лирике М. И. Цветаевой и А. А.

Ахматовой. Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;










63.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума»,«И скучно и грустно»,

«Как часто, пёстрою толпою окружён…»,

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…»,

«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк»,

«Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и др. М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество.

Ранняя лирика поэта:

«Нет я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу!

хочу печали…»

1

0

0


Письменный контроль;

64.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. «Смерть поэта»

1

0

0


Устный опрос;

65.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Образ поэта-пророка в лирике поэта: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Пророк»

1

0

0


Устный опрос;

66.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Тема любви: «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

1

0

0


Устный опрос;

67.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

«Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою…»), «И скучно и грустно», «Как часто, пестрою толпою окружен…»

1

0

0


Устный опрос;

68.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Тема Родины в лирике поэта:«Дума», «Родина»

1

0

0


Устный опрос;

69.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Философский характер поздней лирики поэта:

«Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)

1

0

0


Устный опрос;

70.

М .Ю. Лермонтов. Диалог поэтов: лермонтовские мотивы в русской поэзии XX века. Урок развития речи

1

0

0


Устный опрос;

71.

Итоговый урок по лирике М. Ю. Лермонтова.

Резервный урок

1

0

0


Письменный контроль;

72.

М. Ю. Лермонтов. Роман«Герой нашего времени»: общая характеристика

1

0

0


Устный опрос;

73.

М. Ю. Лермонтов. Роман«Герой нашего времени»: загадки образа Печорина

1

0

0


Самооценка с использование м«Оценочного листа»;

74.

М. Ю. Лермонтов. Роман«Герой нашего времени».«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его

1

0

0


Устный опрос;

75.

М. Ю. Лермонтов. Роман.«Герой нашего времени»: философско- композиционное значение новеллы «Фаталист»

1

0

0


Устный опрос;

76.

М. Ю. Лермонтов. Роман«Герой нашего времени»: дружба в жизни

Печорина. Резервный

1

0

0


Устный опрос;

77.

М. Ю. Лермонтов. Роман«Герой нашего времени»: любовь в жизни

Печорина. Резервный

1

0

0


Устный опрос;

78.

М. Ю. Лермонтов. Роман«Герой нашего времени»: оценки критиков. Урок развития речи

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

79.

Итоговая контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю.

Лермонтова

1

1

0


Контрольная работа;

80.

Н. В. Гоголь. Поэма

«Мёртвые души». Н. В.

Гоголь: жизнь и творчество. «Мёртвые души»: история создания поэмы

1

0

0


Устный опрос;

81.

Н. В. Гоголь. Поэма

«Мёртвые души»: образы помещиков

1

0

0


Устный опрос;

82.

Н. В. Гоголь. Поэма

«Мёртвые души»: образы помещиков (продолжение)

1

0

0


Устный опрос;

83.

Н. В. Гоголь. Поэма

«Мёртвые души»: образ города

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

84.

Н. В. Гоголь. Поэма

«Мёртвые души»: образ Чичикова

1

0

0


Устный опрос;

85.

Н. В. Гоголь.Поэма

«Мертвые души»: образ России, народа и автора в поэме

1

0

0


Устный опрос;

86.

Н. В. Гоголь. Поэма«Мертвые души»:

1

0

0


Устный опрос;

87.

Н. В. Гоголь. Поэма

«Мертвые души»: второй том

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

88.

Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;

89.

Отечественная проза первой половины XIX в.

(одно произведение по выбору). Например,

«Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева- Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др.

1

0

0


Устный опрос;

90.

Отечественная проза первой половины XIX в.

(одно произведение по выбору). Например,

«Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева- Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др.

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

91.

Данте Алигьери.

«Божественная комедия»(не менее 2 фрагментов). Данте Алигьери.

«Божественная комедия»:

1

0

0


Устный опрос;

92.

Данте Алигьери.

«Божественная комедия»(не менее 2 фрагментов). Данте Алигьери.

«Божественная комедия»:

1

0

0


Устный опрос;

93

Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например,

«Душа моя мрачна.

Скорей, певец, скорей!..»,«Прощание Наполеона» и др. Поэма

«Паломничество Чайльд- Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору). Дж. Г. Байрон: жизнь и творчество.

Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагмент): сюжет поэмы

1

0

0


Устный опрос;

94

Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например,

«Душа моя мрачна.

Скорей, певец, скорей!..»,«Прощание Наполеона» и др. Поэма

«Паломничество Чайльд- Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору). Дж. Г. Байрон

«Паломничество Чайльд- Гарольда» (фрагмент): черты романтизма в поэме

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

95.

У. Шекспир. Трагедия«Гамлет»

(фрагменты по выбору). У. Шекспир.

«Гамлет»: образ главного

1

0

0


Устный опрос;

96.

У. Шекспир. Трагедия«Гамлет»

(фрагменты по выбору). У. Шекспир.

«Гамлет»: тема любви в

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

97.

И.-В. Гёте. Трагедия

«Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).

И.-В. Гёте. Жизнь и творчество. «Фауст»: сюжет и проблематика

1

0

0


Устный опрос;

98.

И.-В. Гёте. Трагедия

«Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).

И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии

1

0

0


Устный опрос;

99.

Итоговая контрольная работа за год

1

1

0


Контрольная работа;

100.

Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произве- дение по выбору). Например, произведения Э. Т. А.

Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др. Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес,

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

101.

Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э. Т. А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др. Э. По.

1

0

0


Устный опрос;

102.

Итоговый урок по зарубежной

литературе. Резерв

1

0

0


Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

4

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Литература (в 2 частях), 9 класс/Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и другие; под редакцией Коровиной В.Я.; АО «Издательство «Просвещение»;

Введите свой вариант:


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  1. Коровина В.Я. Методические советы по литературе 9 класс - М: Просвещение,2018

  2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…:Дидактические материалы:9кл.-М.:Просвещение, 2019. 3.Н.В.Беляева. Уроки литературы в 9-м классе. Поурочные разработки. М., «Просвещение»,2017 Фонохрестоматия к учебнику «Литература.9кл.» (формат МРЗ).-М.: Аудио-школа, Просвещение, 2017.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

РЭШ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


учебник фонохрестоматия мультимедийные технологии

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

дидактический материал



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!