Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», программы, соответствующей требованиям государственного образовательного стандарта и ООП ООО МКОУ «ООШ №9» г. Лиски, Устава МКОУ «ООШ №9» г. Лиски, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом Постановления Главного государственного врача РоссийскойФедерацииот 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва « Об утверждении СанПин 2.4.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010г., рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
= воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МКОУ «ООШ №9» на изучение литературы отводится 680 часов. Из них в 9 классе 102 часа (3 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся
по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
Тексты художественных произведений.
Сюжет, особенности композиции.
Типическое значение характеров главных героев произведений.
Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование для 9 класса по программе Г. С. Меркина составлено на основании: Литература. Программа для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2010.
№п/п | Наименование раздела | Количество часов | Контроль знаний |
|
|
1 | Введение | 1 | | Тестирование |
2 | Древнерусская литература | 6 | Сочинение «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве» | Тестирование |
3 | Русская литература 18 века | 12 | Сочинение по комедии «Недоросль» | Тестирование |
4 | Литература первой половины 19 века | 68 | Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума» Сочинение по лирике А.С. Пушкина Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Сочинение по лирике М.Ю. Лермонтова Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | Анализ стихотворения А.С. Пушкина Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Тестирование |
5 | Литература второй половины 19 века | 6 | | Письменный ответ на вопрос |
6 | Литература XX века | 9 | | Письменный ответ на вопрос |
| Всего: | 102 часа | Сочинений-8 Тестирование – 4 Анализ стихотворения-2 Письменный ответ на вопрос-2 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (Литература 9 класс)
Введение (1ч)
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы (4ч)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературы XVIII века (15 ч)
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Литература первой половины XIX века (53 ч)
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н. В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного) (7 ч)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного) (22 ч)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
План. | Факт. |
1 | История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации | 04.09 | |
2 | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве». Композиция, сюжет и проблематика. | 6.09 | |
3 | Поэтические особенности «Слова…». Образ Русской земли. | 7.09 | |
4 | Человек и природа в художественном мире поэмы. Её стилистические особенности. | 11.09 | |
5 | Р. р. Сочинение – рассуждение по произведению «Слово о полку Игореве» | 13.09 | |
6 | Особенности литературы 18 века. Русский классицизм. | 14.09 | |
7 | Формирование новой русской литературы. А. Кантемир, В.К. Тредиаковский | 18.09 | |
8 | М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление…» | 20.09 | |
9 | М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» | 21.09 | |
10 | Новая русская драматургия. Д.И. Сумароков, Д .И. Фонвизин. | 25.09 | |
11 | Д. И .Фонвизин. «Недоросль». Сатирическое направление комедии. | 27.09 | |
12 | Комедия «Недоросль». Система образов. | 28.09 | |
13 | Комедия «Недоросль». Основной конфликт произведения. | 2.10 | |
14 | Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | 4.10 | |
15 | А. И. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» | 5.10 | |
16 | А. И. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Анализ глав. | 9.10 | |
17 | Г.Р. Державин. Ода «Фелица», стихотворение «Памятник» | 11.10 | |
18 | Анализ лирических произведений Г.Р. Державина. «Властителям и судиям» | 12.10 | |
19 | Сентиментализм как литературное направление. Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. | 16.10 | |
20 | Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» | 18.10 | |
21 | Романтизм как литературное направление. | 19.10 | |
22 | Поэзия чувственных радостей. К. Батюшков. Лирика Е.А. Баратынского | 23.10 | |
23 | Жизненный и творческий путь В. А. Жуковского. Элегии и баллады. | 25.10 | |
24 | Реализм как литературное направление . А. С. Грибоедов. Личность и судьба. | 26.10 | |
25 | Творческая история комедии «Горе от ума» | 30.10 | |
26 | Основной конфликт и развитие действия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | 1.11 | |
27 | Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | 2.11 | |
28 | Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения начала XIX века. | 13.11 | |
29 | Женские образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Образ Софьи. | 15.11 | |
30 | Черты реализма и классицизма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 16.11 | |
31 | Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Работа со статьёй И.А. Гончарова «Мильон терзаний» | 20.11 | |
32 | Р. р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 22.11 | |
33 | А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. | | |
34 | А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь (продолжение темы) | 23.11 | |
35 | Петербургский период творчества А.С Пушкина (1817 – 1820). Вольнолюбивая лирика поэта. | 27.11 | |
36 | Южная ссылка А.С. Пушкина (1820-1924). Увлечение поэта романтическими идеями. Анализ стихотворения «Храни меня мой талисман» | 29.11 | |
37 | Ссылка А. С .Пушкина в Михайловское (1824 – 1826). Любовная лирика поэта. Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» | 30.11 | |
38 | Тема поэта и роль поэзии в лирике А. С. Пушкина. Анализ стихотворений «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | 4.12 | |
39 | Обучение анализу лирического стихотворения «Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка» | 6.12 | |
40 | Р .р. Сочинение по лирике А.С. Пушкина | 7.12 | |
41 | История создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментированное чтение I главы | 11.12 | |
42 | Образ Евгения Онегина. Онегин и Ленский. | 13.12 | |
43 | Образ Татьяны Лариной. Татьяна и Ольга. | 14.12 | |
44 | Эволюция образа Евгения Онегина на страницах романа А.С. Пушкина. | 18.12 | |
45 | Москва и Петербург на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 20.12 | |
46 | Образ автора. Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 21.12 | |
47 | Художественные особенности романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 25.12 | |
48 | Р .р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 27.12 | |
49 | Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. | 28.12 | |
50 | Тема поэта и роль поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. | 15.01 | |
51 | Любовная лирика М.Ю. Лермонтова. | 17.01 | |
52 | Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. | 18.01 | |
53 | Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова: восприятие, истолкование, оценка. | 22.01 | |
54 | Р. р. Сочинение по лирике М. Ю. Лермонтова. | 24.01 | |
55 | История создания романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Комментированное чтение «Предисловия» к роману. | 25.01 | |
56 | Анализ повести «Бэла» из романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» | 29.01 | |
57 | Анализ повести «Максим Максимович» из романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» | 31.01 | |
58 | Анализ повести «Тамань» из романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» | 1.02 | |
59 | Анализ повести «Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» | 5.02 | |
60 | Анализ повести «Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» (продолжение темы) | 7.02 | |
61 | Анализ повести «Фаталист» из романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» | 8.02 | |
62 | Особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | 12.02 | |
63-64 | Р. р. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | 14.02 | |
65 | Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя. | 15.02 | |
66 | История создания поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души». Комментированное чтение I главы. | 19.02 | |
67 | Образы помещиков. Характеристика Манилова. | 21.02 | |
68 | Система образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | 22.02 | |
69 | Образ Чичикова. | 26.02 | |
70 | Тематика и роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | 28.02 | |
71 | Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» | 1.03 | |
72 73 | Р.Р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | 5.03
| |
74 | Внеклассное чтение. Проблематика рассказов В. Грязева «Чумной» и Г. Баева «Павлюк» | 7.03 | |
75 | Обзор русской литературы второй половины XIX века | 12.03 | |
76 | Русская поэзия второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев – страницы биографии. | 14.03 | |
77 | Анализ поэтических произведений Ф.И. Тютчева. | 15.03 | |
78 | Русская проза второй половины XIX в. А.П. Чехов – страницы биографии. | 19.03 | |
79 | Внеклассное чтение. Анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в «футляре» | 21.03 | |
80 | Контрольная работа по русской литературе второй половины XIX века. | 22.03 | |
81 | Обзор русской литературы 1-й половины XX века. | 2.04 | |
82 | «Серебряный век» русской поэзии. С.А. Есенин – страницы биографии. Анализ поэтических произведений С.А. Есенина. | 4.04 | |
83 | Лирика А.А. Блока, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой | 5.04 | |
84 | Лирика М.И. Цветаевой и Б. Пастернака | 9.04 | |
85 | Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века. Творчество М.А. Булгакова. | 11.04 | |
86 | Комедия М.А. Булгакова «Мёртвые души» по поэме Н.В. Гоголя. | 12.04 | |
87 | Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. | 16.04 | |
88- 89 | Русская проза первой половины XX века. М. Горький – страницы биографии. М. Горький.. Анализ рассказа М. Горького «Макар Чудра» | 18.04 19.04 | |
90 | Контрольная работа по русской литературе первой половины XX века. | 23.04 | |
91 | Обзор русской литературы 50-90 х годов XX века. | 25.04 | |
92 | Внеклассное чтение. Б. Окуджава. Страницы биографии. | 26.04 | |
93 | Внеклассное чтение. Анализ поэтических произведений Б.Окуджавы. | 30.04 | |
94- 95 | Поэзия Е. Евтушенко Поэзия Н.Рубцова. | 7.05
| |
96 | Проза В.Астафьева | 14.05 | |
97 | Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» | 16.05 | |
98 | Проза В.Г. Распутина | 17.05 | |
99- 100 | М. Шолохов . Страницы биографии Анализ рассказа «Судьба человека» | 21.05 23.05 | |
101 | Контрольная работа по русской литературе XX века | 24.05 | |
102 | Итоговый урок литературы .Знакомство учащихся со списком литературы на лето. | | |
По плану-102 урока, по учебному плану-98 уроков (праздничные дни-8 марта,1 мая,9 мая)