17
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе:
• федерального государственного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015 №1577);
• примерной программы основного общего образования;
• авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский);
• учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018 г.;
• Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет, и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи изучения литературы:
поддержание интереса к чтению, формирование духовной и интеллектуальной потребности читать;
обеспечение общего и литературного развития школьника, глубокого понимания художественных произведений различного уровня сложности, осмысления литературы как словесного вида искусства, освоения основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста;
сохранение и обогащение опыта разнообразных читательских переживаний, развитие эмоциональной культуры читателя-школьника;
развитие эстетического вкуса учащихся как основы читательской самостоятельной деятельности, как ориентира нравственного выбора; развитие функциональной грамотности.
Согласно учебному плану школы на изучение литературы в 9 классе отводится 68 ч., из расчета 2 ч. в неделю.
Программой предусмотрено следующее количество часов по развитию речи, внеклассному чтению:
Внеклассное чтение: 5 ч.
Развитие речи: 8 ч. Классные сочинения: 3
Домашние сочинения: 3
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Устное народное творчество
Ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Метапредметные результаты
Ученик научится
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
7. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.
10. Осуществлять рефлексию своей деятельности (определять и аргументировать причины своего успеха/ неуспеха), самостоятельно находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Личностные УУД:
1. Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.
2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.
3. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.
4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.
5. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.
6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
Содержание учебного предмета
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Древнерусская литература
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Русская литература XVIII века
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог* Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Шедевры русской литературы XIX века
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений)
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам…». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю..,», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Мертвые души» — история создания. Смысл на-; звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа»
«Смерть чиновника»» Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Литература XX века
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Тема России. Образы и ритмы поэта. Образ Родины в поэзии Блока.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...»,«Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость— основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков (обзор)
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас— и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы, песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы
Античная лирика
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен: «Пролог на небесах», «У городских ; ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед »: домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста ', из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа ! сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Древнерусская литература | 3 |
3 | Русская литература XVIII века | 4 |
4 | Шедевры русской литературы XIX века | 41 |
5 | Литература XX века | 13 |
6 | Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков | 1 |
7 | Из зарубежной литературы | 3 |
8 | Подведение итогов | 2 |
| Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
| | Ⅰ четверть = 18 уроков Вн.чт. - 1 Р.р. – 2 | | | |
| | Введение | 1 | | |
1 | 1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека | 1 | | |
| | Древнерусская литература | 3 | | |
2 | 1 | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | | |
3 | 2 | «Слово о полку Игореве»: центральные образы поэмы | 1 | | |
4 | 3 | «Слово о полку Игореве»: образ автора, идея и поэтика поэмы | 1 | | |
| | Русская литература XVIII века | 4 | | |
5 | 1 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Литературно-общественная деятельность М.Ломоносова | 1 | | |
6 | 2 | Г. Р. Державин. «Властителям и судиям», «Памятник»: тема, поэтика, жанр | 1 | | |
7 | 3 | Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои повести | 1 | | |
8 | 4 | Вн. чт. Н. М.Карамзин. «Осень»: новые черты русской литературы | 1 | | |
| | Из русской литературы ⅩⅨ века | 41 | | |
9 | 1 | В.А.Жуковский – поэт-романтик | 1 | | |
10 | 2 | В.А.Жуковский. «Светлана»: черты баллады, образ главной героини | 1 | | |
11 | 3 | Р.р. А.С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба. Творческая история комедии «Горе от ума» | 1 | | |
12 | 4 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт пьесы | 1 | | |
13 | 5 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: фамусовская Москва в комедии. Чтение наизусть | 1 | | |
14 | 6 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого | 1 | | |
15 | 7 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии | 1 | | |
16 | 8 | Р.р. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Подготовка к домашнему сочинению №1 (по творчеству А.С. Грибоедова) | 1 | | |
17 | 9 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика | 1 | | |
18 | 10 | А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»): идейно-тематическое своеобразие | 1 | | |
| | Ⅱ четверть = 14 уроков Вн. чт. – 1 Р.р. - 1 | | | |
19 | 11 | А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…») | 1 | | |
20 | 12 | А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Сопоставление со стихотворением Горация «Я воздвиг памятник …» | 1 | | |
21 | 13 | А.С.Пушкин. Философская лирика. Чтение наизусть | 1 | | |
22 | 14 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»: проблематика и герои трагедии | 1 | | |
23 | 15 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах | 1 | | |
24 | 16 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: Онегин и Ленский | 1 | | |
25 | 17 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ Татьяны Лариной. Татьяна и Ольга в романе. Чтение наизусть | 1 | | |
26 | 18 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора | 1 | | |
27 | 19 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Литературная критика о романе | 1 | | |
28 | 20 | Р.р. Классное сочинение №1 (по творчеству А.С.Пушкина) | 1 | | |
29 | 21 | Вн. чт. По страницам прочитанных произведений А.С.Пушкина | 1 | | |
30 | 22 | Контрольная работа за первое полугодие | 1 | | |
31 | 23 | М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии. Чтение наизусть | 1 | | |
32 | 24 | М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта | 1 | | |
| | Ⅲ четверть = 20 уроков Вн. чт. - 2 Р.р. - 2 | | | |
33 | 25 | М. Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта | 1 | | |
34 | 26 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Композиция и образная система романа | 1 | | |
35 | 27 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина | 1 | | |
36 | 28 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера | 1 | | |
37 | 29 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение новеллы | 1 | | |
38 | 30 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь и дружба в жизни Печорина | 1 | | |
39 | 31 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков | 1 | | |
40 | 32 | Р.р. Классное сочинению № 2 (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») | 1 | | |
41 | 1 (з.л.) | Вн. чт. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы | 1 | | |
42 | 33 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души»: обзор содержания, замысел, история создания, жанр, композиция, смысл заглавия | 1 | | |
43 | 34 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: губернский город NN и его обитатели в поэме | 1 | | |
44 | 35 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков в поэме. Манилов, Коробочка | 1 | | |
45 | 36 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков в поэме. Собакевич, Ноздрёв, Плюшкин | 1 | | |
46 | 37 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова | 1 | | |
47 | 38 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образ автора, народа и России | 1 | | |
48 | 39 | Р.р. В.Г.Белинский о поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Подготовка к домашнему сочинению №2 (по творчеству Н.В.Гоголя) | 1 | | |
49 | 40 | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: сюжет, герои повести | 1 | | |
50 | 41 | Вн. чт. А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска»: проблема истинных и ложных ценностей | 1 | | |
| | Литература XX века | 13 | | |
51 | 1 | Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы рассказа | 1 | | |
52 | 2 | Русская поэзия XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. Тема Родины в лирике поэта | 1 | | |
| | IV четверть= 16 уроков Вн. чт. - 1 Р.р. - 3 | | | |
53 | 3 | С. А. Есенин. Тема Родины в лирике поэта | 1 | 2.04 | 6.04 |
54 | 4 | В. В. Маяковский как поэт-новатор | 1 | 6 | |
55 | 5 | М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы | 1 | 9 | |
56 | 6 | М.И.Цветаева, А.А. Ахматова. Стихи о любви, поэзии и Родине | 1 | 13 | |
57 | 7 | Н.А.Заболоцкий. Философская лирика поэта | 1 | 16 | |
58 | 8 | Р.р. Классное сочинение №3 (по лирике XX века) | 1 | 20 | |
59 | 9 | Р.р. М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика, герои рассказа | 1 | 23 | |
60 | 10 | Б.Л.Пастернак. Идейно-художественное своеобразие лирики поэта | 1 | 27 | |
61 | 11 | А.Т.Твардовский. Стихи о Родине, природе | 1 | 30 | |
62 | 12 | А.И.Солженицын. «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика, особенности жанра | 1 | 7.05 | |
63 | 13 | Р.р. А.И.Солженицын. «Матренин двор»: образ праведницы. Подготовка к домашнему сочинению №3 (по творчеству А.И. Солженицына) | 1 | 14 | |
| | Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅨ-ⅩⅩ веков | 1 | | |
64 | 1 | Вн. чт. Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅨ-ⅩⅩ веков | 1 | 18 | |
| | Из зарубежной литературы | 3 | | |
65 | 2 | У. Шекспир. «Гамлет»: сюжет, герои, проблематика трагедии | 1 | 21 | |
66 | 3 | И.В. Гете. «Фауст»: сюжет, проблематика, художественное своеобразие трагедии | 1 | 25 | |
| | Подведение итогов | 2 | | |
67 | 1 | Итоговая контрольная работа | 1 | 28 | |
68 | 2 | Итоговый урок. Задание на лето | 1 | 1 | |
Календарно-тематическое планирование (102)
№ п/п | № урока в теме | Тема | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
| | Ⅰ четверть = 27 ч. Вн.чт. - 2 ч. Р.р. – 3 ч. | | | |
| | Введение | 1 | | |
1 | 1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека | 1 | | |
| | Древнерусская литература | 3 | | |
2 | 1 | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | | |
3 | 2 | «Слово о полку Игореве»: центральные образы поэмы | 1 | | |
4 | 3 | «Слово о полку Игореве»: образ автора, идея и поэтика поэмы | 1 | | |
| | Русская литература XVIII века | 8 | | |
5 | 1 | Р.р. Классицизм в русском и мировом искусстве | 1 | | |
6 | 2 | М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»: особенности содержания и формы оды | 1 | | |
7 | 3 | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссий-ский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» как прославление Родины, мира, науки и просвещения | 1 | | |
8 | 4 | Г. Р. Державин. «Властителям и судиям»: тема, поэтика, жанр | 1 | | |
9 | 5 | Г. Р. Державин. «Памятник»: тема поэта и поэзии стихотворения | | | |
10 | 6 | Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои повести | 1 | | |
11 | 7 | Н. М.Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы | 1 | | |
12 | 8 | Вн. чт. Н. М.Карамзин. «Осень»: новые черты русской литературы | 1 | | |
| | Из русской литературы ⅩⅨ века | 52 | | |
13 | 1 | Вн.чт. Русская поэзия первой половины ⅩⅨ века | 1 | | |
14 | 2 | В.А.Жуковский – поэт-романтик | 1 | | |
15 | 3 | В.А. Жуковский. «Невыразимое»: идейно-художественное своеобразие стихотворения | | | |
16 | 4 | В.А.Жуковский. «Светлана»: черты баллады, образ главной героини | 1 | | |
17 | 5 | Р.р. А.С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба. Творческая история комедии «Горе от ума» | 1 | | |
18 | 6 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт пьесы | 1 | | |
19 | 7 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: фамусовская Москва в комедии. Чтение наизусть | 1 | | |
20 | 8 | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого | 1 | | |
21 | 9 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии | 1 | | |
22 | 10 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний») | 1 | | |
23 | 11 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №1 (по творчеству А.С. Грибоедова) | 1 | | |
24 | 12 | Контрольная работа по творчеству Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, А.С. Грибоедова | 1 | | |
25 | 13 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика | 1 | | |
26 | 14 | А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»): идейно-тематическое своеобразие | 1 | | |
27 | 15 | А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…») | 1 | | |
| | Ⅱ четверть = 21 ч. Вн. чт. – 1 ч. Р.р. - 2 ч. | | | |
28 | 16 | А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») | 1 | | |
29 | 17 | А.С.Пушкин. Философская лирика. Чтение наизусть | 1 | | |
30 | 18 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»: проблематика и герои трагедии | 1 | | |
31 | 19 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах | 1 | | |
32 | 20 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: Онегин и Ленский | 1 | | |
33 | 21 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ Татьяны Лариной. Татьяна и Ольга в романе. Чтение наизусть | 1 | | |
34 | 22 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев | 1 | | |
35 | 23 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора | 1 | | |
36 | 24 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Литературная критика о романе | 1 | | |
37 | 25 | Р.р. Подготовка к классному сочинению №1 (по творчеству А.С.Пушкина) | 1 | | |
38 | 26 | Р.р. Написание классного сочинения №1 (по творчеству А.С. Пушкина) | 1 | | |
39 | 27 | Вн. чт. По страницам прочитанных произведений А.С.Пушкина | 1 | | |
40 | 28 | М.Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Темы, жанры и мотивы лирики | 1 | | |
41 | 29 | М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии. Чтение наизусть | 1 | | |
42 | 30 | Контрольная работа за первое полугодие | 1 | | |
43 | 31 | М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта | 1 | | |
44 | 32 | М. Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта | 1 | | |
45 | 33 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Композиция и образная система романа | 1 | | |
46 | 34 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина | 1 | | |
47 | 35 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера | 1 | | |
48 | 36 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение новеллы | 1 | | |
| | Ⅲ четверть = 30 ч. Вн. чт. - 2 ч. Р.р. - 3 ч. | | | |
49 | 37 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь и дружба в жизни Печорина | 1 | | |
50 | 38 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков | 1 | | |
51 | 39 | Р.р. Подготовка к классному сочинению № 2 (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») | 1 | | |
52 | 40 | Р.р. Написание классного сочинения № 2 (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») | 1 | | |
53 | 41 | Вн. чт. По страницам прочитанных произведений М.Ю.Лермонтова | | | |
54 | 1 (з.л.) | Вн. чт. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы | 1 | | |
55 | 42 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души»: обзор содержания, замысел, история создания, жанр, композиция, смысл заглавия | 1 | | |
56 | 43 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: губернский город NN и его обитатели в поэме | 1 | | |
57 | 44 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков в поэме. Манилов, Коробочка | 1 | | |
58 | 45 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков в поэме. Собакевич, Ноздрёв, Плюшкин | 1 | | |
59 | 46 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова | 1 | | |
60 | 47 | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образ автора, народа и России | 1 | | |
61 | 48 | Р.р. В.Г.Белинский о поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Подготовка к домашнему сочинению №2 (по творчеству Н.В.Гоголя) | 1 | | |
62 | 49 | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя | 1 | | |
63 | 50 | Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки | 1 | | |
64 | 51 | А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей | 1 | | |
65 | 52 | А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе | 1 | | |
| | Литература XX века | 28 | | |
66 | 1 | Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы рассказа | 1 | | |
67 | 2 | И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе | 1 | | |
68 | 3 | Русская поэзия XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. Тема Родины в лирике поэта | 1 | | |
69 | 4 | С. А. Есенин. Тема Родины в лирике поэта | 1 | | |
70 | 5 | С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике поэта | | | |
71 | 6 | В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!»: своеобразие стиха, ритма, словотворчества | 1 | | |
72 | 7 | В. В. Маяковский. «Люблю» (отрывок): самоотверженность любовного чувства | 1 | | |
73 | 8 | М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы | 1 | | |
74 | 9 | М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика в повести | 1 | | |
75 | 10 | Проверочная работа за Ⅲ четверть | 1 | | |
76 | 11 | М.И.Цветаева. Стихи о любви | 1 | | |
77 | 12 | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и Родине | 1 | | |
78 | 13 | А.А.Ахматова. Стихи о Родине и любви | 1 | | |
| | IV четверть= 24 ч. Вн. чт. - 3 ч. Р.р. - 4 ч. | | | |
79 | 14 | А.А.Ахматова. Стихи о поэте и поэзии | 1 | | |
80 | 15 | Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе | 1 | | |
81 | 16 | Н.А.Заболоцкий. Философская лирика поэта | 1 | | |
82 | 17 | Р.р. Подготовка к классному сочинению №3 (по лирике XX века) | 1 | | |
83 | 18 | Р.р. Написание классного сочинения №3 (по лирике XX века) | 1 | | |
84 | 19 | Р.р. М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика, герои рассказа | 1 | | |
85 | 20 | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа | 1 | | |
86 | 21 | Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви | 1 | | |
87 | 22 | Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта | 1 | | |
88 | 23 | А.Т.Твардовский. Стихи о Родине, природе | 1 | | |
89 | 24 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом»: идейно-художественное своеобразие стихотворения | 1 | | |
90 | 25 | А.И.Солженицын. «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика, особенности жанра | 1 | | |
91 | 26 | А.И.Солженицын. «Матренин двор»: образ праведницы | 1 | | |
92 | 27 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №3 (по творчеству А.И. Солженицына) | 1 | | |
93 | 28 | Вн. чт. Б. Екимов. Нравственная проблематика рассказов. («Охота на хозяина», «Фетисыч», «Возвращение») | 1 | | |
| | Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅨ-ⅩⅩ веков | 2 | | |
94 | 1 | Вн. чт. Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅨ века | 1 | | |
95 | 2 | Вн. чт. Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅩ века | 1 | | |
| | Из зарубежной литературы | 6 | | |
96 | 2 | Гораций. «Я воздвиг памятник …»: тема, поэтика, жанр | 1 | | |
97 | 3 | У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя трагедии | 1 | | |
98 | 4 | У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии. Проверочный тест за второе полугодие | 1 | | |
99 | 5 | И.В. Гете. «Фауст»: сюжет и проблематика трагедии | 1 | | |
100 | 6 | И.В.Гете. «Фауст»: идейно-художественное своеобразие трагедии | 1 | | |
| | Подведение итогов | 2 | | |
101 | 1 | Нравственные уроки литературы ⅩⅨ-ⅩⅩ веков | 1 | | |
102 | 2 | Итоговый урок. Задание на лето | 1 | | |