СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 9 класс (В.Коровин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы и УМК В. Коровина Предназначена для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 9 класс (В.Коровин)»

17

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе:

• федерального государственного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015 №1577);

• примерной программы основного общего образования;

• авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский);

• учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018 г.;

• Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет, и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения литературы:

поддержание интереса к чтению, формирование духовной и интеллектуальной потребности читать;

обеспечение общего и литературного развития школьника, глубокого понимания художественных произведений различного уровня сложности, осмысления литературы как словесного вида искусства, освоения основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста;

сохранение и обогащение опыта разнообразных читательских переживаний, развитие эмоциональной культуры читателя-школьника;

развитие эстетического вкуса учащихся как основы читательской самостоятельной деятельности, как ориентира нравственного выбора; развитие функциональной грамотности.

Согласно учебному плану школы на изучение литературы в 9 классе отводится 68 ч., из расчета 2 ч. в неделю.

Программой предусмотрено следующее количество часов по развитию речи, внеклассному чтению:

Внеклассное чтение: 5 ч.

Развитие речи: 8 ч. Классные сочинения: 3

Домашние сочинения: 3

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Предметные результаты

Устное народное творчество

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Метапредметные результаты

Ученик научится

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

7. Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.

10. Осуществлять рефлексию своей деятельности (определять и аргументировать причины своего успеха/ неуспеха), самостоятельно находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников,  художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Личностные УУД:

1. Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.

2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.

3. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

5. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.

6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.






































Содержание учебного предмета

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование по­требности общения с искусством, возникновение и раз­витие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Древнерусская литература

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно­образие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенно­сти произведения. Значение «Слова...» для русской ли­тературы последующих веков.

Русская литература XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Ве­личества государыни Императрицы Елисаветы Пет­ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, де­кламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмер­тии поэта. «Забавный русский слог* Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих цен­ностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повес­ти. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Шедевры русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможно­сти поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковско­го: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмо­сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роко­вые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смер­ти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губи­тельным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений)

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечелове­ческое звучание образов персонажей. Меткий афо­ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терза­ний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам…». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити­ка начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге­рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любо­пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печо­рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро­мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Па­рус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю..,», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл на-; звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом, романом-путеше­ствием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писа­теле.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не­счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа»

«Смерть чиновника»» Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское от­ношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в много­людном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Литература XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Тема России. Об­разы и ритмы поэта. Образ Родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...»,«Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшен­ный...», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народ­но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об­разы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от­рывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по­эта.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про­изведения. Умственная, нравственная, духовная недораз­витость— основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло­ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно­сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор­ческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра­соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Бе­лая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писа­теле.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас­сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины ве­сенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к совре­менности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о по­эте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже­вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Тра­гизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков (обзор)

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас— и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы, песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы

Античная лирика

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множест­венность смыслов поэмы: буквальный (изображение за­гробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблужде­ний к истине, идея восхождения души к духовным высо­там через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (ин­туитивное постижение божественной идеи через вос­приятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Об­щечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамле­та в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ ми­ровой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен: «Пролог на небесах», «У городских ; ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед »: домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста ', из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа ! сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл проти­вопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).






Тематическое планирование



п/п

Тема

Кол-во

часов

1



Введение

1

2



Древнерусская литература

3

3

Русская литература XVIII века

4

4

Шедевры русской литературы XIX века

41

5

Литература XX века

13

6

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

1

7

Из зарубежной литературы

3

8

Подведение итогов

2


Итого

68



























Календарно-тематическое планирование


п/п

урока в теме

Тема

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.



четверть = 18 уроков Вн.чт. - 1 Р.р. – 2






Введение

1



1

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека

1





Древнерусская литература

3



2

1

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1



3

2

«Слово о полку Игореве»: центральные образы поэмы

1



4

3

«Слово о полку Игореве»: образ автора, идея и поэтика поэмы

1





Русская литература XVIII века

4



5

1

Классицизм в русском и мировом искусстве. Литературно-общественная деятельность М.Ломоносова

1



6

2

Г. Р. Державин. «Властителям и судиям», «Памятник»: тема, поэтика, жанр

1



7

3

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои повести

1



8

4

Вн. чт. Н. М.Карамзин. «Осень»: новые черты русской литературы

1





Из русской литературы ⅩⅨ века

41



9

1

В.А.Жуковский – поэт-романтик

1



10

2

В.А.Жуковский. «Светлана»: черты баллады, образ главной героини

1



11

3

Р.р. А.С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба. Творческая история комедии «Горе от ума»

1



12

4

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт пьесы

1



13

5

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: фамусовская Москва в комедии. Чтение наизусть

1



14

6

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого

1



15

7

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии

1



16

8

Р.р. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Подготовка к домашнему сочинению №1 (по творчеству А.С. Грибоедова)

1



17

9

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика

1



18

10

А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»): идейно-тематическое своеобразие

1





четверть = 14 уроков Вн. чт. – 1 Р.р. - 1




19

11

А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…»)

1



20

12

А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Сопоставление со стихотворением Горация «Я воздвиг памятник …»

1



21

13

А.С.Пушкин. Философская лирика. Чтение наизусть

1



22

14

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»: проблематика и герои трагедии

1



23

15

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах

1



24

16

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: Онегин и Ленский

1



25

17

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ Татьяны Лариной. Татьяна и Ольга в романе. Чтение наизусть

1



26

18

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора

1



27

19

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Литературная критика о романе

1



28

20

Р.р. Классное сочинение №1 (по творчеству А.С.Пушкина)

1



29

21

Вн. чт. По страницам прочитанных произведений А.С.Пушкина

1



30

22

Контрольная работа за первое полугодие

1



31

23

М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии. Чтение наизусть

1



32

24

М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта

1





четверть = 20 уроков Вн. чт. - 2 Р.р. - 2




33

25

М. Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта

1



34

26

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Композиция и образная система романа

1



35

27

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина

1



36

28

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как

средство самораскрытия его характера

1



37

29

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение новеллы

1



38

30

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь и дружба в жизни Печорина

1



39

31

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков

1



40

32

Р.р. Классное сочинению № 2 (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

1



41

1

(з.л.)

Вн. чт. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы

1



42

33

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души»: обзор содержания, замысел, история создания, жанр, композиция, смысл заглавия

1



43

34

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: губернский город NN и его обитатели в поэме

1



44

35

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков в поэме. Манилов, Коробочка

1



45

36

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков в поэме. Собакевич, Ноздрёв, Плюшкин

1



46

37

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова

1



47

38

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образ автора, народа и России

1



48

39

Р.р. В.Г.Белинский о поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Подготовка к домашнему сочинению №2 (по творчеству Н.В.Гоголя)

1



49

40

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: сюжет, герои повести

1



50

41

Вн. чт. А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска»: проблема истинных и ложных ценностей

1





Литература XX века

13



51

1

Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы рассказа

1



52

2

Русская поэзия XX века. Поэзия Серебряного века.

А. А. Блок. Тема Родины в лирике поэта

1





IV четверть= 16 уроков Вн. чт. - 1 Р.р. - 3




53

3

С. А. Есенин. Тема Родины в лирике поэта

1

2.04

6.04

54

4

В. В. Маяковский как поэт-новатор

1

6


55

5

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы

1

9


56

6

М.И.Цветаева, А.А. Ахматова. Стихи о любви, поэзии и Родине

1

13


57

7

Н.А.Заболоцкий. Философская лирика поэта

1

16


58

8

Р.р. Классное сочинение №3 (по лирике XX века)

1

20


59

9

Р.р. М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика, герои рассказа

1

23


60

10

Б.Л.Пастернак. Идейно-художественное своеобразие лирики поэта

1

27


61

11

А.Т.Твардовский. Стихи о Родине, природе

1

30


62

12

А.И.Солженицын. «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика, особенности жанра

1

7.05


63

13

Р.р. А.И.Солженицын. «Матренин двор»: образ праведницы. Подготовка к домашнему сочинению №3 (по творчеству А.И. Солженицына)

1

14




Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅨ-ⅩⅩ веков

1



64

1

Вн. чт. Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅨ-ⅩⅩ веков

1

18




Из зарубежной литературы

3



65

2

У. Шекспир. «Гамлет»: сюжет, герои, проблематика трагедии

1

21


66

3

И.В. Гете. «Фауст»: сюжет, проблематика, художественное своеобразие трагедии

1

25




Подведение итогов

2



67

1

Итоговая контрольная работа

1

28


68

2

Итоговый урок. Задание на лето

1

1


















Календарно-тематическое планирование (102)


п/п

урока в теме

Тема

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.



четверть = 27 ч. Вн.чт. - 2 ч. Р.р. – 3 ч.






Введение

1



1

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека

1





Древнерусская литература

3



2

1

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1



3

2

«Слово о полку Игореве»: центральные образы поэмы

1



4

3

«Слово о полку Игореве»: образ автора, идея и поэтика поэмы

1





Русская литература XVIII века

8



5

1

Р.р. Классицизм в русском и мировом искусстве

1



6

2

М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»: особенности содержания и формы оды

1



7

3

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссий-ский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» как прославление Родины, мира, науки и просвещения

1



8

4

Г. Р. Державин. «Властителям и судиям»: тема, поэтика, жанр

1



9

5

Г. Р. Державин. «Памятник»: тема поэта и поэзии стихотворения




10

6

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои повести

1



11

7

Н. М.Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы

1



12

8

Вн. чт. Н. М.Карамзин. «Осень»: новые черты русской литературы

1





Из русской литературы ⅩⅨ века

52



13

1

Вн.чт. Русская поэзия первой половины ⅩⅨ века

1



14

2

В.А.Жуковский – поэт-романтик

1



15

3

В.А. Жуковский. «Невыразимое»: идейно-художественное своеобразие стихотворения




16

4

В.А.Жуковский. «Светлана»: черты баллады, образ главной героини

1



17

5

Р.р. А.С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба. Творческая история комедии «Горе от ума»

1



18

6

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт пьесы

1



19

7

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: фамусовская Москва в комедии. Чтение наизусть

1



20

8

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого

1



21

9

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии

1



22

10

А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»)

1



23

11

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №1 (по творчеству А.С. Грибоедова)

1



24

12

Контрольная работа по творчеству Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, А.С. Грибоедова

1



25

13

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика

1



26

14

А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»): идейно-тематическое своеобразие

1



27

15

А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…»)

1





четверть = 21 ч. Вн. чт. – 1 ч. Р.р. - 2 ч.




28

16

А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)

1



29

17

А.С.Пушкин. Философская лирика. Чтение наизусть

1



30

18

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»: проблематика и герои трагедии

1



31

19

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах

1



32

20

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: Онегин и Ленский

1



33

21

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ Татьяны Лариной. Татьяна и Ольга в романе. Чтение наизусть

1



34

22

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев

1



35

23

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора

1



36

24

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Литературная критика о романе

1



37

25

Р.р. Подготовка к классному сочинению №1 (по творчеству А.С.Пушкина)

1



38

26

Р.р. Написание классного сочинения №1 (по творчеству А.С. Пушкина)

1



39

27

Вн. чт. По страницам прочитанных произведений А.С.Пушкина

1



40

28

М.Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Темы, жанры и мотивы лирики

1



41

29

М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии. Чтение наизусть

1



42

30

Контрольная работа за первое полугодие

1



43

31

М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта

1



44

32

М. Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта

1



45

33

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Композиция и образная система романа

1



46

34

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина

1



47

35

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как

средство самораскрытия его характера

1



48

36

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение новеллы

1





четверть = 30 ч. Вн. чт. - 2 ч. Р.р. - 3 ч.




49

37

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь и дружба в жизни Печорина

1



50

38

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков

1



51

39

Р.р. Подготовка к классному сочинению № 2 (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

1



52

40

Р.р. Написание классного сочинения № 2 (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

1



53

41

Вн. чт. По страницам прочитанных произведений М.Ю.Лермонтова




54

1

(з.л.)

Вн. чт. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы

1



55

42

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души»: обзор содержания, замысел, история создания, жанр, композиция, смысл заглавия

1



56

43

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: губернский город NN и его обитатели в поэме

1



57

44

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков в поэме. Манилов, Коробочка

1



58

45

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков в поэме. Собакевич, Ноздрёв, Плюшкин

1



59

46

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова

1



60

47

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образ автора, народа и России

1



61

48

Р.р. В.Г.Белинский о поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Подготовка к домашнему сочинению №2 (по творчеству Н.В.Гоголя)

1



62

49

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного

героя

1



63

50

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки

1



64

51

А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей

1



65

52

А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в

многолюдном городе

1





Литература XX века

28



66

1

Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы рассказа

1



67

2

И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе

1



68

3

Русская поэзия XX века. Поэзия Серебряного века.

А. А. Блок. Тема Родины в лирике поэта

1



69

4

С. А. Есенин. Тема Родины в лирике поэта

1



70

5

С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике поэта




71

6

В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!»:

своеобразие стиха, ритма, словотворчества

1



72

7

В. В. Маяковский. «Люблю» (отрывок): самоотверженность любовного чувства

1



73

8

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы

1



74

9

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика в повести

1



75

10

Проверочная работа за Ⅲ четверть

1



76

11

М.И.Цветаева. Стихи о любви

1



77

12

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и Родине

1



78

13

А.А.Ахматова. Стихи о Родине и любви

1





IV четверть= 24 ч. Вн. чт. - 3 ч. Р.р. - 4 ч.




79

14

А.А.Ахматова. Стихи о поэте и поэзии

1



80

15

Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе

1



81

16

Н.А.Заболоцкий. Философская лирика поэта

1



82

17

Р.р. Подготовка к классному сочинению №3 (по лирике XX века)

1



83

18

Р.р. Написание классного сочинения №3 (по лирике XX века)

1



84

19

Р.р. М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика, герои рассказа

1



85

20

М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа

1



86

21

Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви

1



87

22

Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта

1



88

23

А.Т.Твардовский. Стихи о Родине, природе

1



89

24

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом»: идейно-художественное своеобразие стихотворения

1



90

25

А.И.Солженицын. «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика, особенности жанра

1



91

26

А.И.Солженицын. «Матренин двор»: образ праведницы

1



92

27

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №3 (по творчеству А.И. Солженицына)

1



93

28

Вн. чт. Б. Екимов. Нравственная проблематика рассказов. («Охота на хозяина», «Фетисыч», «Возвращение»)

1





Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅨ-ⅩⅩ веков

2



94

1

Вн. чт. Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅨ века

1



95

2

Вн. чт. Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅩ века

1





Из зарубежной литературы

6



96

2

Гораций. «Я воздвиг памятник …»: тема, поэтика, жанр

1



97

3

У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя трагедии

1



98

4

У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии. Проверочный тест за второе полугодие

1



99

5

И.В. Гете. «Фауст»: сюжет и проблематика трагедии

1



100

6

И.В.Гете. «Фауст»: идейно-художественное своеобразие трагедии

1





Подведение итогов

2



101

1

Нравственные уроки литературы ⅩⅨ-ⅩⅩ веков

1



102

2

Итоговый урок. Задание на лето

1