СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 11 класс. 2020-2021 уч.год. 102 ч. Михайлов О.Н. ФГОС. С УДД и календаризацией.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе  составлена на основе: ФГОС,  примерной программы  по литературе  под ред.О.Н. Михайлова. Предназначена для учителей, работающих в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 11 класс. 2020-2021 уч.год. 102 ч. Михайлов О.Н. ФГОС. С УДД и календаризацией.»

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей русского языка и литературы

Протокол № 1

от « » августа 2020 года


Руководитель ШМО: __________

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР ___________


от « » августа 2020 года


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 1

__________


от « » августа 2020 года


ПРИНЯТО

Приказ №

от « » августа 2020 года








Рабочая программа

Русский язык (базовый уровень)

Класс - 11 «Б»





Количество часов по учебному плану 3 часа в неделю (всего 102 часа)

Учебник – «Русский язык и литература, Литература», 11 класс, Базовый уровень, Часть 1, 2 , Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А., М: «Просвещение», 2015 г.


Составитель:

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории















2020 - 2021 уч. г.

Планируемые результаты освоения предмета


Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.


Личностные результаты обучения:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

12) стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;

13) формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;


14)развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

15) формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

16) стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

17) готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;

18) готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.


Метапредметные результаты обучения:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;

7) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

12) развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;

13) развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

14) развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

15) развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.


Метапредметным результатом изучения курса является сформированность

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать ( и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- составлять ( индивидуально или в группе) план решения проблемы ( выполнения проекта);

- работа по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно ( в том числе и корректировать план);

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XX в. и зарубежной литературы;

-понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание,

-анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейного содержания произведения;

-владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- составлять тезисы, различные виды планов (тезисный, простой, сложный, план – конспект);

- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе ( определять общие цели, договариваться друг с другом);

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи мнение ( точку зрения), доказательство( аргументы), факты ( гипотезы, аксиомы, теории);

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметным результатомизучения курса литературы является сформированность следующих умений:общего образования выпускник на базовом уровне научится:

- демонстрировать знание ключевых произведений русской, родной имировой литературы, приводя примеры двух (или более) текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (скрытые в нём смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание

на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие

анализа;

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

- анализировать жанрово-родовой выбор автора: раскрывать особенности композиции, развития сюжета и связи различных элементов в художественном мире произведения: места и времени действия, способов изображения действия и его развития, приёмов введения персонажей и средств раскрытия и/или развития их характеров;

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать авторский выбор определённых композиционных решений, раскрывая, как расположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию всей структуры произведения и обусловливают эстетическое воздействие на читателя;

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

- давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

- выполнять проектные работы по литературе и искусству, предлагать собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.


Выпускник получит возможность научиться:

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения(в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

— анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинопостановку или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст.



Содержание учебного курса


Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия (1 ч.)

Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.


Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин (6 ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма на строений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).


Александр Иванович Куприн (4 ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.


Максим Горький (6 ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Контрольная работа по творчеству М. Горького


Серебряный век русской поэзии (14 ч.)

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов

Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт

Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев)

Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»).Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев

Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас.Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев)

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Владимира Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).


Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сочинение по теме: «"Серебряный век" как культурно-историческая эпоха».


Сергей Александрович Есенин (4 ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений). Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).


Литература 20-х годов XX века (4 ч.)

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3.Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы.Орнаментальная проза (начальные представления).


Владимир Владимирович Маяковский (5 ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Сочинение по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского.


Литература 30-х годов XX века (Обзор) (1 ч.)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.


Михаил Афанасьевич Булгаков (5 ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.



Андрей Платонович Платонов (2 ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Усомнившийся Макар». «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).


Анна Андреевна Ахматова (4 ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).


Осип Эмильевич Мандельштам (2 ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).


Марина Ивановна Цветаева

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Сочинение по творчеству А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой.


Михаил Александрович Шолохов (8 ч.)

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие преставлений).

Сочинение по роману «Тихий Дон».


Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор) (6 ч.)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А.Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова,

О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.


Борис Леонидович Пастернак (4 ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути».

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе.

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.


Александр Исаевич Солженицын (3 ч.)

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Сочинение по творчеству А. Твардовского, Б. Пастернака, А. Солженицына.


Литература 50—90-х годов (Обзор) (8 ч.)

Николай Михайлович Рубцов

«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Валентин Григорьевич Распутин

«Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский

Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава

Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Александр Валентинович Вампилов

Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.

Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов

Теория литературы. Национальное и обще человеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В. Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г.Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М.Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский

Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов

Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Сочинение по творчеству поэтов и писателей 2-й половины 20 в.


Из зарубежной литературы (6 ч.)

Джордж Бернард Шоу

«Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Одно произведение по выбору учителя и учащихся)

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот

Слово о поэте. Стихотворения «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся первой мировой войной. Ирония автора, пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна)

Эрнест Миллер Хемингуэй

Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!»

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя – старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить!»).

Эрих Мария Ремарк

«Три товарища» - обзорное содержание. Э. М. Ремарк «как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция в романе жизни и смерти. Стремление героев рассказа найти свое место в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монолога, психологический подтекст).

Итоговые уроки (4 ч.)

Зачетная работа по изученным произведениям.




Календарно-тематическое планирование по литературе для 11 класса

урока

Наименование раздела с указанием часов, тема урока

Планируемые сроки прохождения темы


Корректировка

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия (1 ч.)

1

Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала 20 в.

01.09-04.09



Писатели-реалисты начала XX века. Иван Алексеевич Бунин (6 ч.)

2

И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность, лаконизм и изысканность лирики.

01.09-04.09


3

«Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика.

01.09-04.09


4

«Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское, эстетическое осмысление жизни.

07.09.-11.09.


5

Тема любви. Рассказы «Темные аллеи», «Легкое дыхание».

07.09.-11.09.


6

Тема любви. Рассказ «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования.

07.09.-11.09.


7

«Чистый понедельник». Психологизм и особенности внешней изобразительности.

14.09.-18.09


Александр Иванович Куприн (4 ч.)

8

А. И. Куприн: жизнь, творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир природы и мир человека в повести «Олеся».

14.09.-18.09


9

Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов.

14.09.-18.09


10

«Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека».

21.09.-25.09


11

Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.

21.09.-25.09


Максим Горький (6 ч.)

12

М. Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств.

21.09.-25.09


13

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

28.09-02.10



14

Пьеса «На дне» - социально-философская драма. Система образов.

28.09-02.10



15

«На дне». Спор о назначении человек: «Три правды» пьесе и их трагическое столкновение.

28.09-02.10



16

Своеобразие публицистики и мемуарных очерков.

05.10-09.10


17

Контрольная работа по творчеству М. Горького

05.10-09.10


Серебряный век русской поэзии (14 ч.)

18

«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций.

05.10-09.10


19

В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова.

12.10-16.10


20

Избранные страницы творчества поэтов-символистов.

12.10-16.10


21

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

12.10-16.10


22

Н. С. Гумилев: личность, судьба, творчество.

19.10-23.10


23

Н. С. Гумилев. Проблематика и поэтика лирики.

19.10-23.10


24

Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

19.10-23.10


25

А. А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

02.11-06.11


26

Тема «страшного мира» в лирике А. Блока. Развитие понятия об образе-символе.

02.11-06.11


27

Тем Родины в лирике А. Блока. Тема исторического пути России цикле «На поле Куликовом»

02.11-06.11


28

А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» - принятие судьбы или вызов поэт времени?

09.11-13.11


29

А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать»

09.11-13.11


30

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев: судьба, творчество.

09.11-13.11


31

Сочинение по теме: «"Серебряный век" как культурно-историческая эпоха».

16.11-20.11


Сергей Александрович Есенин (5 ч.)

32

С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери».

16.11-20.11


33

Тема Родины и природы лирике С. Есенина.

16.11-20.11


34

Тема любви в лирике С. Есенина.

23.11-27.11


35

Уникальность «Персидских мотивов»: поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха

23.11-27.11


36

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина.

23.11-27.11


Литература 20-х годов XX века (4 ч.)

37

Особенности русской литературы 20-х гг. 20 в.

30.11-04.12



38

Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х гг. 20 в. И. Э Бабель. «Конармия»: трагическая правда о Гражданской войне.

30.11-04.12



39

Социальная антиутопия в прозе 20-х гг. 20 в. Роман-антиутопия Е. И. Замятина «Мы».

30.11-04.12



40

Поэзия 20-х гг. 20 . русская эмигрантская сатира.

07.12-11.12


Владимир Владимирович Маяковский (5 ч.)

41

В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм.

07.12-11.12


42

Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики.

07.12-11.12


43

Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике.

14.12-18.12


44

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского.

14.12-18.12


45

Сочинение по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского

14.12-18.12


Литература 30-х годов XX века (Обзор) (1 ч.)

46

Русская литература 30-х гг. 20 в. (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб.

21.12-25.12


Михаил Афанасьевич Булгаков (5 ч.)

47

М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга.

21.12-25.12


48

Роман «Мастер и Маргарита». История создания, проблемы, жанр, композиция. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами.

21.12-25.12


49

«Люди как люди» в романе. Трагическая любовь героев конфликте с окружающей пошлостью.

11.01-15.01


50

Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести.

11.01-15.01


51

«Мастер и Маргарита». Обобщающий урок.

11.01-15.01


Андрей Платонович Платонов (2 ч.)

52

А. П. Платонов: личность, судьба, творчество. Повесть «Сокровенный человек» (обзор).

18.01-22.01


53

Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести «Котлован».

18.01-22.01


Анна Андреевна Ахматова (4 ч.)

54

А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы.

18.01-22.01


55

Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин.

25.01-29.01


56

Послеоктябрьская лирика. Драма поэта и народа, ее отражение поэме «Реквием».

25.01-29.01


57

Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэм без героя»

25.01-29.01


Осип Эмильевич Мандельштам (2 ч.)

58

О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

01.02-05.02


59

Трагический конфликт поэта и эпохи.

01.02-05.02


Марина Ивановна Цветаева (3 ч.)

60

М. И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества, поэта и поэзии.

01.02-05.02


61

Любовная лирика. Тем Родины.

08.02-12.02


62

Сочинение по творчеству А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой.

08.02-12.02


Михаил Александрович Шолохов (8 ч.)

63

М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны «Донских рассказах».

08.02-12.02


64

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох.

15.02-19.02


65

Глубокое постижение автором исторических процессов, правдивое изображение Гражданской войны.

15.02-19.02


66

Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны.

15.02-19.02


67

Трагедия Григория Мелехова.

22.02-26.02


68

Женские судьбы в романе.

22.02-26.02


69

«Тихий Дон» - широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (Обобщающий урок)

22.02-26.02


70 Р

Сочинение по роману «Тихий Дон».

01.03-05.03


Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор) (6 ч.)

71

Литература периода ВОВ: поэзия, проза, драматургия (обзор).

01.03-05.03


72

Русская литература 2-й половины 20 в. (обзор).

01.03-05.03


73

Поэзия 1960-х гг. (обзор).

08.03-12.03


74

Новое осмысление военной темы в русской литературе 50-90-х гг. 20 в. (обзор). В. П. Астафьев. Роман «Прокляты и убиты».

08.03-12.03


75

А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Лирика: размышление о настоящем и будущем Родины.

08.03-12.03


76

Осмысление темы войны. Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений.

15.03-19.03


Борис Леонидович Пастернак (4 ч.)

77

Б. Л. Пастернак: Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики.

15.03-19.03


78

Философский характер лирики.

15.03-19.03


79

«Доктор Живаго»: история создания, проблематика, художественное своеобразие романа.

29.03-02.04


80

«Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции.

29.03-02.04


Александр Исаевич Солженицын (3 ч.)

81

А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича».

29.03-02.04


82

«Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции.

05.04-09.04


83

Сочинение по творчеству А. Твардовского, Б. Пастернака, А. Солженицына.

05.04-09.04


Литература 50—90-х годов (Обзор) (8 ч.)

84

Н. М. Рубцов. Судьба, личность, творчество. Основные мотивы и темы лирики.

05.04-09.04


85

«Деревенская проза» в русской современной литературе: основные представители, проблематика. Человек и природа в повествовании в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба».

12.04-16.04


86

В. Г. Распутин. Судьба народа и природы. «Прощание с Матерой», «Пожар».

12.04-16.04


87

И. А. Бродский. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики.

12.04-16.04


88

Авторская песня, ее место в развитии литературного процесса 1950-90-х гг. поэзия Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого.

19.04-23.04


89

Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности. Повесть Ю. Трифонова «Обмен».

19.04-23.04


90

Темы и проблемы современной русской драматургии. Мотив духовного падения в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота».

19.04-23.04


91

Сочинение по творчеству поэтов и писателей 2-й половины 20 в.

26.04-30.04


Из зарубежной литературы (7 ч.)

92

Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе (П. Зюскинд, П. Коэльо).

26.04-30.04


93

Русская литература на современном этапе. Соотношение реалистических и постмодернистских тенденций.

26.04-30.04


94

Б. Шоу. Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца».

03.05-07.05


95

Т. С. Элиот. Проблема маленького человека в стихотворении «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»

03.05-07.05


96

Э. Ионеско. «От разумного до безумного – один шаг…»: «Носорог» как драма абсурда.

03.05-07.05


97

Э. Хемингуэй. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повети-притчи.

10.05-14.05


98

Э. М. Ремарк. Роман «Три товарища»: герои романа как представители «потерянного поколения».

10.05-14.05


Итоговые уроки (4 ч.)

99

Зачетная работа по изученным произведениям.

10.05-14.05


100

Зачетная работа по изученным произведениям.

17.05-25.05


101

Урок-тренинг «Душа обязана трудиться и день, и ночь…»

17.05-25.05


102

Итоговый урок. «Большое видится на расстоянии…»

17.05-25.05




График контрольных мероприятий по литературе

в 11 классе в 2019-2020 учебном году

п/п

Название работы

Планируемые сроки контрольных мероприятий

Корректировка

1

Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.

21.09.-25.09


2

Контрольная работа по творчеству М. Горького

05.10-09.10


3

Сочинение по теме: «"Серебряный век" как культурно-историческая эпоха».

18.11-22.11


4

Сочинение по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского

14.12-18.12


5

Сочинение по творчеству А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой.

08.02-12.02


6

Сочинение по роману «Тихий Дон».

01.03-05.03


7

Сочинение по творчеству А. Твардовского, Б. Пастернака, А. Солженицына.

05.04-09.04


8

Сочинение по творчеству поэтов и писателей 2-й половины 20 в.

26.04-30.04


9

Зачетная работа по изученным произведениям.

10.05-14.05


10

Зачетная работа по изученным произведениям.

17.05-25.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!