СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе В.Я.Коровиной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе В.Я.Коровиной (105 часов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе В.Я.Коровиной»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа №2

г.Суража Брянской области




Рекомендовано

Педагогический совет

школы

протокол № 1

от 28.08. 2019 г.






Согласовано

заместитель

директора

Бусарова Е.В.

27.08.2019 г.

________________________

Утверждено

Директор школы

Прохоренко З.А.

приказ № 30

от 28.08. 2019г.

___________________






Рабочая программа


по предмету ЛИТЕРАТУРА


класс 5


количество часов 105


учитель Щеглова Ольга Николаевна




Программа разработана на основе



  1. Федерального Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897


  1. Примерных программ основного общего образования. Литература. 5-9 классы. -М.: Просвещение, 2010.



  1. Программы общеобразовательных учреждений « Литература» под редак­циейВ.Я. Коровиной 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016.


  1. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2016.






2019-2020 уч. год



Планируемые результаты освоения предмета «Литература» 5 класс Личностные результаты освоения литературы как учебного предмета

Обучающийся научится:

  • идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;

  • различать основные нравственно-эстетические понятия;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию уважительно относиться к родной литературе.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать свои и чужие поступки.

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные результаты освоения литературыкак учебного предмета

Обучающийся научится:

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- анализу достижения цели; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для еѐ решения;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из его частей;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;

  • учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • первоначальному умению смыслового восприятия текста;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • первоначальному умению смыслового восприятия текста;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Предметные результаты освоения литературыкак учебного предмета

Обучающийся научится:

(Устное народное творчество)

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

  • выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;

(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.

Литература народов России. Зарубежная литература)

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:

(Устное народное творчество)

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).

(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература)

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Содержание учебного курса


5 КЛАСС

Введение (1 час)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения друго­му. Структурные элементы книги (обложка, титул, фор­зац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, ху­дожник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.


Устное народное творчество (10 часов)

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теориялитературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).


Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравственное и эстетическое содержание ска­зок Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Вели­чественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духов­ные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Ба­бы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика вол­шебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшеб­ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — кресть­янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказ­ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — на­родные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Сказки народов мира.

Теориялитературы. Сказка. Виды сказок (за­крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер­бола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представ­ления). Сравнение.


Из древнерусской литературы (2 часа)

Начало письменности у восточных славян и возник­новение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памят­ник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои ста­ринных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на род­ной земле.

Теориялитературы. Летопись (начальные пред­ставления).


Из литературы XVIII века (2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, ху­дожник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теориялитературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (нач. пред­.)

Из литературы XIX века (43 часа)

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразитель­ное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсцени­рование).

Теориялитературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.


Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказоч­ник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теориялитературы. Баллада (начальные пред­ставления).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противо­стояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пуш­кинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Вн. чт. Художественный мир пушкинских сказок.


Русская литературная сказка 19 века

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Под­земные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучи­тельное содержание и причудливый сюжет произведе­ния.

Петр Павлович Ершов. «Конек-горбунок». (для внеклассного чтения.)Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теориялитературы. Литературная сказка (на­чальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячиесю­жеты» сказок разных народов.


Михаил Юрьевич Лермонтов.Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, ин­терес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бо­родинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лер­монтова в создании батальных сцен. Сочетание разго­ворных интонаций с патриотическим пафосом стихотво­рения.

Теориялитературы. Сравнение, гипербола, эпи­тет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь.Краткий рассказ о пи­сателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вече­ра на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастиче­ского.

Вн. чт. «Ночь перед Рождеством».(для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге» Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу (для внеклассного чтения)

Теория литературы. Эпитет (развитие пред­ставлений).


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепост­ного права. Духовные и нравственные качества Гера­сима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).


Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие по­нятия). Сюжет (начальное представление).


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представ­лений).Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.


Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор).

Ф. И.Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль­ной... »\ А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Ни­китин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (от­рывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чте­ние наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча­щихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настро­ения.


Из литературы XX века (30 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник» (для внеклассного чтения). Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.


Владимир Галактионович Короленко. Краткий рас­сказ о писателе (детство и начало литературной деятель­ности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге­роев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопони­мание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие пред­ставлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).


Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте.(детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А. Есенина.


Русская литературная сказка 20 века.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и та­лант главного героя. Стремление к совершенному мас­терству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интона­ции сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и раз­личное).


Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рас­сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро­та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.


Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о пи­сателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положи­тельные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художест­венные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в 20 веке. Драма как род литературы ( начальные представления). Пьеса-сказка.


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой расска­за, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптими­стическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литератур­ном произведении (развитие представлений).


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испы­тания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность лите­ратурного произведения (начальные представления).


«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотиче­ские подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на ла­фете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героиче­ская тема произведений о Великой Отечественной войне.


Произведения о Родине и родной природе

И. Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...» А. Прокофьев. «Аленушка» Д. Кедрин.«Аленушка» Н. Рубцов.«Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприя­тия окружающего мира и осмысление собственного ми­роощущения, настроения. Конкретные пейзажные зари­совки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических сти­хотворениях.


Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Ро­бинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей,

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


Из зарубежной литературы (17ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохране­ния традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).


Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приклю­чения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, муже­ство, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.


ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писа­теле.

«Снежная королева». Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Гер­да — противопоставление красоты внутренней и внеш­ней. Победа добра, любви и дружбы.


Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отноше­ниях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих си­туаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окру­жающий мир интересным.


Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собст­венного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Тематическое планирование курса литературы 5 класс

Тема и основное содержание урока

Теория литературы

Дата (план)

Дата (факт)


Введение (1 час)




1

Введение. Книга в жизни человека.Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения друго­му. Структурные элементы книги (обложка, титул, фор­зац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, ху­дожник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.





Устное народное творчество (10 часов)




2

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство.Малые жанры фольклора.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.


Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений)



3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — с повторением изученного).




4

Русские народные сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сказка как вид народной прозы. Нравственное и эстетическое содержание сказок.

Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (нач. предст.).

Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (нач. предст.). Сравнение



5

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. Образ невесты-волшебницы. Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Ба­бы-яги, Кощея Бессмертного



6

«Царевна-лягушка». Поэтика народной сказки. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика вол­шебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.



7

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшеб­ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета.



8

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Иван — кресть­янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказ­ки в оценке автора-народа.



9

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Герои-животные. На­родные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных




10

Бытовые сказки «Солдатская шинель». На­родные представления о справедливости, добре и зле бытовых сказках. Сказители. Собиратели сказок.




11

Р.р. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки». Подготовка к домашнему сочинению-ответу на проблемный вопрос.





Из древнерусской литературы (2 часа)




12

«Повесть временных лет» как литературный памят­ник. Начало письменности у восточных славян и возник­новение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)


Летопись (нач. предст.).



13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои ста­ринных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на род­ной земле.





Из литературы XVIII века (2 часа)




14

Вн.чт. М.В.Ломоносов -ученый, поэт, ху­дожник, гражданин.


Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (нач. предст.).



15

М.В.Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру…» научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.




Из литературы XIX века (43 часа)




16

Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен и др.).

Басня (разв. предст.), аллегория (нач. предст.). Понятие об эзоповом языке



17

И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.



18

И.А.Крылов. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория



19

Р.р. И.А.Крылов. Басни. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова»



20

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказоч­ник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.




21

В.А.Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады

Баллада (нач. предст.).



22

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны, мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.





23

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.




24

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях»: события и герои.




25

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях»: сравнительная характеристика героев. Противо­стояние добрых и злых сил в сказке.




26

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях»: истоки сюжета, поэтизация сказки.




27

Р.р. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина




28

Вн. чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина.





29

Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина




30

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Под­земные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

Литературная сказка (нач. предст.). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты»



31

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Под­земные жители». Нравоучи­тельное содержание и причудливый сюжет произведе­ния.



32

Вн.чт.В.М.Гаршин «Attalea Princeps»



33

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бо­родинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лер­монтова в создании батальных сцен.

Изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, метафора



34

«Бородино»: проблематика и поэтика. Сочетание разго­ворных интонаций с патриотическим пафосом стихотво­рения.



35

Вн.чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору




36

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место» — повесть из книги «Вече­ра на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастиче­ского.

Юмор (разв. предст.)



37

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

Фантастика (разв. предст.)



38

Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.




39

Вн. чт. Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

«На Волге» Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

Эпитет (разв. предст.)



40

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина.




41

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Язык стихотворения. Речевая характеристика персонажей.




42

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве. Повествование о жизни в эпоху крепост­ного права. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди.




43

«Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Гера­сима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.




44

«Муму»: система образов. Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди

Портрет, пейзаж (нач. предст.)..Литературный герой (нач. предст.).



45

Тургенев – мастер портрета и пейзажа.




46

Р.р. Классное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»




47

Р.р. Классное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»




48

А.А.Фет. Лирика. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.




49

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Русский офицер в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.




50

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин— два разных характера, две разные судьбы.


Сравнение (разв. предст.). Cюжет



51

Р.р. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос



52

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого




53

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Юмор (разв. предст.)



54

Р.р. «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу




55

Вн.чт. Рассказы Чехова.





56

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». Образ родины в пейзажной лирике поэта

Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.



57

А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок)', А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок).



58

Р.р. Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова




Из литературы 20 века (30 часов)




59

И.А.Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.




60

Вн.чт. И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.





61

В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение.

Композиция литер. произ. (нач. предст.)



62

«В дурном обществе»: семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.Доброта и со­страдание героев повести.

Портрет (разв. предст.)



63

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела»




64

«В дурном обществе». Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам.

Р.р. Обучение работе над сочинением




65

Р.р. Написание сочинения по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»




66

С.А.Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А. Есенина.




67

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и та­лант главного героя. Стремление к совершенному мас­терству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интона­ции сказа.

Сказ как жанр литературы (нач. предст.)



68

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.




69

К.Г.Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда.

Эпитет



70

К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Роль пейзажных картин в сказке.




71

Вн.чт. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в произведениях Паустовского Нравственные проблемы произведений о природе и животных.




72

Вн.чт. С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Сказка для детей. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок.

Драма как род литературы (нач. предст)



73

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки.

Пьеса-сказка



74

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.




75

Р.р. «Двенадцать месяцев». Подготовка к письменному ответу на вопрос




76

А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа. Главный герой расска­за, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптими­стическое восприятие окружающего мира.

Фантастика в литературном произведении (разв. предст.)



77

А.П.Платонов. «Никита». Быль и фантастика.




78

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.

Автобиографичность произведения (нач. предст.)



79

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испы­тания, преодоление сложных жизненных ситуаций.




80

Р.р. Классное сочинение – ответ на проблемный вопрос. (По произведениям К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева)»




81

Р.р. Классное сочинение – ответ на проблемный вопрос. (По произведениям К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева)»




82

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героиче­ская тема произведений о Великой Отечественной войне.




83

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на ла­фете...». Война и дети — обостренно трагическая и героиче­ская тема произведений о Великой Отечественной войне.




84

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон Аминадо.




85

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов.




86

Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Юмор в рассказах Саши Чёрного.

Юмор (разв. предст.)



87

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях.




88

Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.





Из зарубежной литературы (17 часов)




89

Р.Стивенсон. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохране­ния традиций предков

Баллада (разв. предст.)



90

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Характер героя (смелость, муже­ство, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами).




91

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.




92

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда.




93

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Гер­да — противопоставление красоты внутренней и внеш­ней. Победа добра, любви и дружбы.




94

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: что есть красота? Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней.




95

Вн.чт. Моя любимая сказка Андерсена. Литературная игра.





96

Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.-К. Андерсена




97

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.




98

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отноше­ниях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих си­туаций.




99

Р.р. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». – любимая книга многих поколенийчитателей.




100

Джек Лондон. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собст­венного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах.




101

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя.




102

Тестирование на промежуточной аттестации




103-104

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии»




105

Итоги учебного года. Задания для летнего чтения










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!