Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №2
г.Суража Брянской области
Рекомендовано Педагогический совет школы протокол № 1 от 28.08. 2019 г. | Согласовано заместитель директора Бусарова Е.В. 27.08.2019 г. ________________________ | Утверждено Директор школы Прохоренко З.А. приказ № 30 от 28.08. 2019г. ___________________ |
Рабочая программа
по предмету ЛИТЕРАТУРА
класс 5
количество часов 105
учитель Щеглова Ольга Николаевна
Программа разработана на основе
Федерального Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
Примерных программ основного общего образования. Литература. 5-9 классы. -М.: Просвещение, 2010.
Программы общеобразовательных учреждений « Литература» под редакциейВ.Я. Коровиной 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016.
Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2016.
2019-2020 уч. год
Планируемые результаты освоения предмета «Литература» 5 класс Личностные результаты освоения литературы как учебного предмета
Обучающийся научится:
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
различать основные нравственно-эстетические понятия;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию уважительно относиться к родной литературе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные результаты освоения литературыкак учебного предмета
Обучающийся научится:
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- анализу достижения цели; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для еѐ решения;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из его частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;
учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
первоначальному умению смыслового восприятия текста;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
первоначальному умению смыслового восприятия текста;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Предметные результаты освоения литературыкак учебного предмета
Обучающийся научится:
(Устное народное творчество)
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;
(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.
Литература народов России. Зарубежная литература)
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
(Устное народное творчество)
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература)
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного курса
5 КЛАСС
Введение (1 час)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (10 часов)
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теориялитературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Сказки народов мира.
Теориялитературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы (2 часа)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теориялитературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века (2 часа)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теориялитературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (нач. пред.)
Из литературы XIX века (43 часа)
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теориялитературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теориялитературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Вн. чт. Художественный мир пушкинских сказок.
Русская литературная сказка 19 века
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-горбунок». (для внеклассного чтения.)Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теориялитературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячиесюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов.Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теориялитературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь.Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Вн. чт. «Ночь перед Рождеством».(для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге» Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу (для внеклассного чтения)
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор).
Ф. И.Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной... »\ А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (30 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник» (для внеклассного чтения). Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте.(детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А. Есенина.
Русская литературная сказка 20 века.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в 20 веке. Драма как род литературы ( начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И. Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...» А. Прокофьев. «Аленушка» Д. Кедрин.«Аленушка» Н. Рубцов.«Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей,
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы (17ч.)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическое планирование курса литературы 5 класс
№ | Тема и основное содержание урока | Теория литературы | Дата (план) | Дата (факт) |
| Введение (1 час) | | | |
1 | Введение. Книга в жизни человека.Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним. | | | |
| Устное народное творчество (10 часов) | | | |
2 | Фольклор — коллективное устное народное творчество.Малые жанры фольклора. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. | Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений) | | |
3 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — с повторением изученного). | | | |
4 | Русские народные сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сказка как вид народной прозы. Нравственное и эстетическое содержание сказок. | Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (нач. предст.). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (нач. предст.). Сравнение | | |
5 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. Образ невесты-волшебницы. Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного | | |
6 | «Царевна-лягушка». Поэтика народной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. | | |
7 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета. | | |
8 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. | | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Герои-животные. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных | | | |
10 | Бытовые сказки «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости, добре и зле бытовых сказках. Сказители. Собиратели сказок. | | | |
11 | Р.р. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки». Подготовка к домашнему сочинению-ответу на проблемный вопрос. | | | |
| Из древнерусской литературы (2 часа) | | | |
12 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) | Летопись (нач. предст.). | | |
13 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. | | | |
| Из литературы XVIII века (2 часа) | | | |
14 | Вн.чт. М.В.Ломоносов -ученый, поэт, художник, гражданин. | Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (нач. предст.). | | |
15 | М.В.Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. | | |
| Из литературы XIX века (43 часа) | | | |
16 | Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен и др.). | Басня (разв. предст.), аллегория (нач. предст.). Понятие об эзоповом языке | | |
17 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | | |
18 | И.А.Крылов. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. | Рассказ и мораль в басне. Аллегория | | |
19 | Р.р. И.А.Крылов. Басни. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова» | | |
20 | Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | | | |
21 | В.А.Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады | Баллада (нач. предст.). | | |
22 | А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны, мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. | | | |
23 | «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | | | |
24 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. | | | |
25 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Противостояние добрых и злых сил в сказке. | | | |
26 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтизация сказки. | | | |
27 | Р.р. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина | | | |
28 | Вн. чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. | | | |
29 | Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина | | | |
30 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | Литературная сказка (нач. предст.). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» | | |
31 | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | | |
32 | Вн.чт.В.М.Гаршин «Attalea Princeps» | | |
33 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | Изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, метафора | | |
34 | «Бородино»: проблематика и поэтика. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. | | |
35 | Вн.чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору | | | |
36 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. | Юмор (разв. предст.) | | |
37 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». | Фантастика (разв. предст.) | | |
38 | Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. | | | |
39 | Вн. чт. Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. «На Волге» Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. | Эпитет (разв. предст.) | | |
40 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. | | | |
41 | Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Язык стихотворения. Речевая характеристика персонажей. | | | |
42 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди. | | | |
43 | «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян. | | | |
44 | «Муму»: система образов. Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди | Портрет, пейзаж (нач. предст.)..Литературный герой (нач. предст.). | | |
45 | Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | | |
46 | Р.р. Классное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму» | | | |
47 | Р.р. Классное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму» | | | |
48 | А.А.Фет. Лирика. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | | | |
49 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Русский офицер в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. | | | |
50 | «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин— два разных характера, две разные судьбы. | Сравнение (разв. предст.). Cюжет | | |
51 | Р.р. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос | | |
52 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого | | | |
53 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | Юмор (разв. предст.) | | |
54 | Р.р. «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу | | | |
55 | Вн.чт. Рассказы Чехова. | | | |
56 | Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». Образ родины в пейзажной лирике поэта | Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | | |
57 | А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок)', А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). | | |
58 | Р.р. Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова | | |
| Из литературы 20 века (30 часов) | | | |
59 | И.А.Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | | | |
60 | Вн.чт. И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. | | | |
61 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. | Композиция литер. произ. (нач. предст.) | | |
62 | «В дурном обществе»: семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.Доброта и сострадание героев повести. | Портрет (разв. предст.) | | |
63 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела» | | | |
64 | «В дурном обществе». Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Р.р. Обучение работе над сочинением | | | |
65 | Р.р. Написание сочинения по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» | | | |
66 | С.А.Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А. Есенина. | | | |
67 | Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. | Сказ как жанр литературы (нач. предст.) | | |
68 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | | | |
69 | К.Г.Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда. | Эпитет | | |
70 | К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Роль пейзажных картин в сказке. | | | |
71 | Вн.чт. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в произведениях Паустовского Нравственные проблемы произведений о природе и животных. | | | |
72 | Вн.чт. С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Сказка для детей. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. | Драма как род литературы (нач. предст) | | |
73 | «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. | Пьеса-сказка | | |
74 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | | | |
75 | Р.р. «Двенадцать месяцев». Подготовка к письменному ответу на вопрос | | | |
76 | А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | Фантастика в литературном произведении (разв. предст.) | | |
77 | А.П.Платонов. «Никита». Быль и фантастика. | | | |
78 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. | Автобиографичность произведения (нач. предст.) | | |
79 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. | | | |
80 | Р.р. Классное сочинение – ответ на проблемный вопрос. (По произведениям К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева)» | | | |
81 | Р.р. Классное сочинение – ответ на проблемный вопрос. (По произведениям К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева)» | | | |
82 | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | | | |
83 | К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | | | |
84 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон Аминадо. | | | |
85 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов. | | | |
86 | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Юмор в рассказах Саши Чёрного. | Юмор (разв. предст.) | | |
87 | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях. | | | |
88 | Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | | | |
| Из зарубежной литературы (17 часов) | | | |
89 | Р.Стивенсон. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков | Баллада (разв. предст.) | | |
90 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). | | | |
91 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | | | |
92 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. | | | |
93 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. | | | |
94 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: что есть красота? Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. | | | |
95 | Вн.чт. Моя любимая сказка Андерсена. Литературная игра. | | | |
96 | Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.-К. Андерсена | | | |
97 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | | | |
98 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. | | | |
99 | Р.р. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». – любимая книга многих поколенийчитателей. | | | |
100 | Джек Лондон. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. | | | |
101 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. | | | |
102 | Тестирование на промежуточной аттестации | | | |
103-104 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии» | | | |
105 | Итоги учебного года. Задания для летнего чтения | | | |