СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5-8 классе по авторской программе Курдюмовой Т.Ф.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса ФГОС»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Маргуцекская СОШ»


Рассмотрена на заседании Утверждена приказом

экспертного совета директора МБОУ
27.08. 2018 г. «Маргуцекская СОШ»
Н.Г.Сидоренко
приказ №_____
от___________



Рабочая программа

по литературе для 9 класса

(базовый уровень)

Срок реализации 2018-2019 учебный год



Составитель:

Попова Н.В.

учитель русского языка и литературы


Маргуцек

2018

Рабочая программа по литературе разработана на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями.

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказы Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06. 2015 г. № 576; от 28.

  • Приказ Минобрнауки России от 09.06. 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Основная образовательная программа основного общего образования педагогического совета МБОУ «Маргуцекская СОШ» одобрена решением от , протокол от №

ООП ООО МБОУ «Маргуцекская СОШ».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.



Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).

В 9 классе русская литература представлена в контексте мировой литературы. При этом рассматриваются национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Это — литература первой половины XIX в.

Сведения о зарубежной литературе и литературе народов России тесно связаны с изучением русской литературы. Ученики уже получили сведения о литературе Античности, Средневековья, эпохи Возрождения. Впереди — яркие страницы классицизма, романтизма, богатство форм реализма, новые литературные направления. Обогащению знаний способствует возможность активного использования литературной критики.

Краткий обзор историке — литературных событий сочетается с серьезным изучением шедевров русской классики. В центре внимания находятся важнейшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души».

Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.

В 5 классе это сюжет со всеми связанными с ним понятиями: композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, эпизод и др.

В 6 классе — герой (литературный). Сведения, которые дают возможность наиболее полно его представить: автобиография, имя (причина выбора), портрет, характер, речевая характеристика, диалог, монолог, герой в системе образов, авторская оценка и др.

В 7 классе — роды (эпос, лирика и драма) и жанры. Их особенности, история возникновения, роль и судьба каждого из них.

В 8 классе — история на страницах литературы. При изучении художественных произведений становится очевидным разнообразие подходов к проблеме времени. Читатель встречается с временем изображенным, временем создания и временем чтения произведения. При этом с особой отчетливостью выявляется позиция автора и сам процесс общения читателя с автором.

В 9 классе дается представление об этапах развития русской литературы на фоне литературы зарубежной, литературы народов России, а, следовательно, формируются характеристики, которые дают возможность оценить произведения искусства; предлагается более глубокое понимание классики, дается первое теоретическое представление об историко-литературном процессе.

На каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 439 ч, в том числе: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 99 ч.

Содержание учебного предмета «Литература»

Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.

М е т о д и к а. При изучении этого курса целесообразно учитывать подготовленность учащихся и все обстоятельства конкретной ситуации изучения курса. Возможно использование различного количества часов на изучение монографических тем или даже их превращение в обзорные, которые содержат достаточно лаконичный материал о жизни и творчестве писателя. Этот вопрос решается учителем в зависимости от обстоятельств. Часто такого рода сокращение происходит при изучении древней литературы, литературы XVIII в., а также ряда конкретных монографических тем конца XX в.

Т е о р и я. Понятие о литературном процессе.

Литература эпохи Средневековья

Данте. «Б о ж е с т в е н н а я к о м е д и я» (фрагменты). Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.

Т е о р и я. Название произведения.

Древнерусская литература

Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).

«С л о в о о п о л к у И г о р е в е». Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В. Жуковский. К. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.

Т е о р и я. Стихотворный перевод.

М е т о д и к а. При знакомстве со «Словом...» очень важно активно включать в уроки фрагменты из лучших переводов и предельно активно использовать возможности взаимодействия искусств.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. «Г а м л е т». Слово о драматурге. Гамлет — герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных» образов.

Т е о р и я. «Вечный» образ.

Литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности классицизма и сентиментализма в русской литературе.

М е т о д и к а. Изучение одной из монографических тем (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин и др.). Знакомство с остальными темами в обзорном порядке.

М. В. Ломоносов. «О д а н а д е н ь в о с ш е с т в и я н а В с е р о с с и й с к и й п р е с т о л е я В е л и ч е с т в а г о с у д а р ы н и и м п е р а т р и ц ы Е л и с а в е т ы П е т р о в н ы. 1747 г о д а», «В е ч е р н е е р а з м ы ш л е н и е о Б о ж и е м в е л и ч е с т в е п р и с л у ч а е с е в е р н о г о с и я н и я» (фрагменты). Ломоносов — учёный, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.

Т е о р и я. Ода. Силлабо-тоническое стихосложение.

Г. Р. Державин. «О д а к Ф е л и ц е», «В л а с т и т е л я м и с у д и я м», «П а м я т н и к». Державин — крупнейший поэт XVIII в. «Ода к Фелице» (общая характеристика с разбором отдельных строф). «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос его лирики.

Т е о р и я. Классицизм и классика.

Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.

Т е о р и я. Классицизм в драматическом произведении.

Н. М. Карамзин. «Б е д н а я Л и з а». Карамзин — писатель и ученый. Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Мир природы и психологическая характеристика героев. Авторская позиция. Язык и стиль повести. Карамзин-историк.

Т е о р и я. Сентиментализм.

А. Н. Радищев. «П у т е ш е с т в и е и з П е т е р б у р г а в М о с к в у». Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии...». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия...».

Т е о р и я. Традиции жанра путешествия.

М е т о д и к а. Темы, связанные с изучением русской литературы XVIII в., могут изучаться как монографические или включаться в общий обзор. Решение учителя зависит от подготовленности класса и конкретных обстоятельств организации уроков.

И. Гёте. «Ф а у с т» (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст». Неразрывность связи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Т е о р и я. «Вечные» образы в литературе.

Литература XIX века

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков. А. С. Пушкин. Н. М. Языков. А. В. Кольцов. Е. А. Баратынский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.

Романтизм в русской литературе. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Т е о р и я. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.

Дж. Г. Байрон. «Д у ш а м о я м р а ч н а...», «В и д е н и е В а л ь т а с а р а», «С т а н с ы». Жизнь великого поэта — властителя дум поколения и его творчество. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. Герои его лирики. Образ автора в строках его произведений. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов.

Т е о р и я. Романтизм.

В. А. Жуковский. «М о р е», «Н е в ы р а з и м о е». Краткий очерк жизни и творчества. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Жуковский-переводчик.

Т е о р и я. Жанры романтической лирики.

А. С. Грибоедов. «Г о р е о т у м а». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики. (И. А. Гончаров. «М и л ь о н т е р з а н и й» и др.). Сценическая жизнь комедии.

Т е о р и я. Внесценические персонажи пьесы.

А. С. Пушкин. «К Ч а а д а е в у», «К м о р ю», «П р о р о к», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е, б ы т ь м о ж е т...», «Х р а н и м е н я, м о й т а л и с м а н...», «С о ж ж е н н о е п и с ь м о», «Е с л и ж и з н ь т е б я о б м а н е т...», «Э л е г и я», «П о э т», «О с е н ь» (отрывок), «Я п а м я т н и к с е б е в о з д в и г н е р у к о т в о р н ы й...» и др. Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 г. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «На холмах Грузии...»). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.

Маленькие трагедии. «М о ц а р т и С а л ь е р и». Нравственная проблематика трагедии («Гений и злодейство две вещи несовместные»). Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора.

«Е в г е н и й О н е г и н» — роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).

Т е о р и я. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.

М. Ю. Лермонтов. «А н г е л», «У ж а с н а я с у д ь б а о т ц а и с ы н а...», «П о э т» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «М о н о л о г», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»), «Д у м а», «Н е т, н е т е б я т а к п ы л к о я л ю б л ю...», «П л е н н ы й р ы ц а р ь», «Н и щ и й» и др. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «Я не унижусь пред тобой...» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Г е р о й н а ш е г о в р е м е н и». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних» людей. Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начала в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Т е о р и я. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.

М е т о д и к а. Обычно связь и взаимодействие понятий «фабула» и «сюжет» учитель разъясняет именно на материале «Героя нашего времени».

Н. В. Гоголь. «М е р т в ы е д у ш и» (главы). Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мёртвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании, использование амплификации и др.).

«Ш и н е л ь» («Петербургские повести»). Судьба «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.

Т е о р и я. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.

И. С. Тургенев. «П е р в а я л ю б о в ь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.

Т е о р и я. Стиль писателя.

Ф. И. Тютчев. «К а к с л а д к о д р е м л е т с а д т е м н о - з е л е н ы й...», «Д е н ь и н о ч ь», «Э т и б е д н ы е с е л е н ь я...», «Е щ е т о м л ю с ь т о с к о й...», «С п о л я н ы к о р ш у н п о д н я л с я...», «О н а с и д е л а н а п о л у...». Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.

А. А. Фет. «Я т е б е н и ч е г о н е с к а ж у...», «К а к б е д е н н а ш я з ы к!..», «Ч у д н а я к а р т и н а...», «Я в д а л ь и д у...», «Н е т, я н е и з м е н и л...», «Я б ы л о п я т ь в с а д у т в о е м...», «Д е р е в н я», «Н а з а р е т ы е е н е б у д и...», «В е ч е р» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.

Т е о р и я. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.

Н. А. Некрасов. «В ч е р а ш н и й д е н ь, ч а с у в ш е с т о м...». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

Т е о р и я. Трехсложные стихотворные размеры.

М е т о д и к а. Существует традиция изучения произведений лирики поэтов второй половины XIX в. с активным использованием сопоставления, что помогает созданию общих суждений о богатстве лирической картины эпохи, ее сложности и многообразия.

Л. Н. Толстой. «Ю н о с т ь». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.

Т е о р и я. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.

А. П. Чехов. «Ч е л о в е к в ф у т л я р е», «Т о с к а». Творческий путь писателя. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

Т е о р и я. Юмор и сатира в их соотношении.

Русская литература XX века

Русская литература XX в.: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.

И. А. Бунин. «Ж и з н ь А р с е н ь е в а» (главы). Бунин — поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX в. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.

Т е о р и я. Стилистическое мастерство.

М. Горький. «М о и у н и в е р с и т е т ы». Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алёша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.

Т е о р и я. Публицистика.

А. А. Блок. «Р о с с и я», «Д е в у ш к а п е л а в ц е р к о в н о м х о р е...» и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

С. А. Есенин. «О т г о в о р и л а р о щ а з о л о т а я...», «Я п о к и н у л р о д и м ы й д о м» и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.

В. В. Маяковский. «П о с л у ш а й т е!», «П р о з а с е д а в ш и е с я» и др. Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

Т е о р и я. Тонический стих.

А. А. Ахматова. «П е с н я п о с л е д н е й в с т р е ч и», «С е р о г л а з ы й к о р о л ь» и др. Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы Родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

Т е о р и я. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины XX в.

Г. Тукай. Стихотворения из цикла «О, э т а л ю б о в ь!». Традиционная для поэзии востока форма газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов. Роль поэта в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы.

Т е о р и я. Газель.

М. А. Булгаков. «Б е л а я г в а р д и я», «С о б а ч ь е с е р д ц е» (по выбору учителя и учащихся). «М е р т в ы е д у ш и» (комедия по поэме Н. В. Гоголя). Краткое описание творческого пути писателя. «Белая гвардия» — судьбы страны и участники трагических свершений. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Классические произведения русской прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя.

Т е о р и я. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.

М е т о д и к а. Насыщенность курса 9 класса предполагает возможность изменить процесс знакомства с поэмой Гоголя, обратясь сначала к ее инсценировке, созданной М. А. Булгаковым. Возможность исполнить в лицах фрагменты одной из глав, знакомство с героями, которое дает афиша, облегчает освоение сюжета и попутно демонстрирует отличительные особенности прозы и драматургического произведения.

В. В. Набоков. «Г р о з а», «Р о ж д е с т в о», «С к а з к а» (по выбору учителя и учащихся). «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий мир. Тонкость и четкость характеристики человеческих чувств («Рождество»). Связь с образами и традициями литературы разных народов («Сказка»).

Т е о р и я. Природа и человек в произведении искусства.

М. А. Шолохов. «С у д ь б а ч е л о в е к а». Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.

А. Т. Твардовский. «В а с и л и й Т е р к и н» (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения (главы «Два солдата», «Переправа», «Дед и баба»). Философские раздумья автора (глава «О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.

Т е о р и я. Создание народного характера.

Русская литература 60—90 годов XX века

Произведения различных направлений литературы конца XX столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя.

В. П. Астафьев. «Ц а р ь - р ы б а» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.

В. Г. Распутин. «Д е н ь г и д л я М а р и и» Распутин — писатель публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.

А. В. Вампилов. «С т а р ш и й с ы н». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.

А. И. Солженицын. «М а т р е н и н д в о р». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

В. Шукшин. «В е р у ю!», «А л е ш а Б е с к о н в о й н ы й», «В а н ь к а Т е п л я ш и н» и др. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

Т е о р и я. Суровый гуманизм прозы второй половины XX века.

Лирика последних десятилетий XX в. Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Тарковского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Б. Корнилова, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, О. Сулейменова, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Б. Чичибабина, Н. Карташевой, Б. Ахмадулиной и др. (по выбору учителя и учащихся).

Итоги

Пути развития литературы в XIX—XX—XXI вв. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


• «Литература.9 кл. : в 2 ч. Ч. 1: учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова.

С.А.Леонов, О.Б.Марьина, Е.Н.Колокольцев; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М.:

Дрофа, 2016 г.

• «Литература.9 кл. : в 2 ч. Ч. 2: учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова,

С.А.Леонов. О.Б.Марьина, Е.Н.Колокольцев; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - М.:

Дрофа, 2016 г.


Список литературы

Дополнительная литература для учащихся

  1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. :

Айрис-Пресс, 2014

  1. Литература: справочные материалы для школьника. М., 2015

  2. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. - М, 2015

  3. Козак О.II . Литературные викторины. С-Пб., 2015

  4. Фогельсон И.А. Литература учит. - М„ 2014

  5. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). М., 2015

  6. Художественная литература.

Дополнительная литература для учителя

1. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 9 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. -

М.: Дрофа, 2015

2. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-

Пресс, 2014

3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов / О. Н.

Харитонова. - М. : Феникс, 2015

4. Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс,- М.:

Вако, 2015

5. Журнал « Литература в школе».

6. Литература. Приложение к газете «Первое сентября».

7. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. - М., 2015

8. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998

9. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к

экзаменам. - М., 2002

10. Липина ЕЛО. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы





















































Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1

Шедевры русской литературы

1

2

Истоки и начало древнерусской литературы. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение) 

1

3

«Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…» 

1

4

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…». Образы русских князей. 

1

5

«Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины

1

6

Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля

1

7

Р/Р «Плач Ярославны». Выразительное чтение наизусть

1

8

Контрольный тест по теме «Древнерусская литература»

1

9

Классицизм как литературное направление. Периоды формирования русской литературы 18 века.

1

10

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Жанр оды. Средства создания идеального монарха.

1

11

Г.Р. Державин. философская проблематика произведений

1

12

Творчество Д.И. Фонвизина. история создания пьесы «Недоросль» и ее сценическая судьба. Обзор содержания.

1

13

Герои и события комедии.

1

14

Проблема гражданственности.

1

15

Обучающее сочинение-характеристика «Каким я увидел Митрофана».

1

16

Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин – историк

1

17

Литературное направление сентиментализм. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

1

18

Вн/чт А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора.

1

19

Контрольный тест по теме «Литература 18 века»

1

20

Художественный мир русской литературы 10-20 х гг. XIX века. Литературные течения этого периода.

1

21

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума»


22

Утро в доме Фамусова. Анализ 1 действия комедии


23

Фамусов – Чацкий – Софья. Анализ 2 действия комедии


24

Р/Р Анализ сцены бала. Чацкий и фамусовская Москва.


25

Выразительное чтение наизусть. Монолог Чацкого.


26

Молодое поколение в комедии. Загадка Софьи. Чацкий и Молчалин.


27

Р/Р Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Обучению конспектированию.


28

Р/Р Контрольное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»


29

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в лирике. Тема человека и природа.


30

Вн/чт. Поэты пушкинской поры. Е.А. Баратынский как представитель «поэзия мысли». К.Н. Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости». Одушевленная жизнь природы в стихотворениях А.В. Кольцова.


31

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Лицейская лирика. Тема «дружества святого» в творчестве А.С. Пушкина.


32

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. анализ стихотворений «К Чаадаеву», «К морю».


33

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.


34

Р/Р Обучение анализу лирического стихотворения. Мое любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка.


35

Тема творчества в лирике А.С. Пушкина.


36

А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции.


37

Комментированное чтение 1 главы романа. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.


38

Комментированное чтение 2 главы романа «Евгений Онегин».


39

Комментированное чтение 3 главы. Письмо Татьяны как выражение ее чувств, движения ее души.


40

Сюжет и композиция 4 главы. Исповедь Онегина.


41

Трагическая гибель Ленского.


42

Комментированное чтение 7 главы. «Без Онегина». Татьяна и Онегин в 8 главе.


43

Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».


44

М.Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова.


45

Тема поэта и толпы в лирике М.Ю. Лермонтова


46

Судьба М.Ю. Лермонтова и судьба его поколения.


47

Тема родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова.


48

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова.


49

Замысел, смысл названия и проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


50

Анализ главы «Бэла»


51

Анализ главы «Максим Максимыч»


52

Анализ главы «Тамань».


53

Анализ главы «Княжна Мэри». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера


54

Тема любви и женские образы в романе. Печорин и Мери. Печорин и Вера.


55

Анализ главы «Фаталист». Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы.


56

М.Ю. Лермонтов. роман «Герой нашего времени». Композиция романа и его герой


57

Р/Р Контрольное сочинение по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.


58

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.


59

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История замысла, жанр, композиция поэмы.


60

Н.В. Гоголь. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.


61

Н.В. Гоголь. Образы помещиков и чиновников и среда их создания


62

Образ Чичикова. Анализ 11 главы.


63

Н.В. Гоголь. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме.


64

Н.В. Гоголь. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Чтение наизусть отрывка из поэмы «Мертвые души».


65

Вн/чт. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Тема «маленького человека» в повести. Отношение автора к герою


66

Контрольная работа по теме «Творчество Н.В. Гоголя»


67

Философское понимание мира в поэзии Ф.И. Тютчева.


68

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Место Некрасова Н.А. в русской поэзии 19 века.


69

Любовь в жизни и творчестве И.С. Тургенева


70

Слово о Л.Н. Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии.


71

Особенности поэтики Л. Толстого. «Диалектика души» героев в повести «Юность»


72

А.П. Чехов, слово о писателе. Комическое и трагическое в прозе А.П. Чехова.


73

А.П. Чехов «Человек в футляре». Трансформация темы «маленького» человека.


74

Контрольное сочинение по теме «Литература II половины XIX века».


75

Обращение писателей второй половины 20 века к острым проблемам современности.


76

Образы родины, природы, откровения души лирического героя в стихотворениях И. Бунина.


77

М. Горький «Мои университеты», автобиографическая трилогия.


78

Творчество А. Блока. Женские образы в лирике поэта.


79

Поэзия А.А. Ахматовой – лирический дневник


80

Г. Тукай. Стихотворения из цикла «О, э т а л ю б о в ь!». Традиционная для поэзии востока форма газели.


81

С. Есенин и его судьба. Тема Родины и тема любви в лирике С. Есенина.


82

В.В. Маяковский. Ранняя лирика, сатира.


83

Комедия М.А. Булгакова «Мертвые души» по поэме Н.В. Гоголя.


84

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции.


85

Стихотворения А. Твардовского о войне. «Василий Теркин»


86

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини.


87

Образы чудиков в рассказах В.М. Шукшина.


88

Повествование в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба».


89

Нравственные проблемы в повести В.Г. Распутина «Деньги для Марии».


90

Контрольная работа по теме «Литература XX века


91

Смысл названия пьесы А. Вампилова «Старший сын»


92

Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов времени «оттепели»


94

Данте. «Б о ж е с т в е н н а я к о м е д и я» (фрагменты). Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы.


95

Данте. «Б о ж е с т в е н н а я к о м е д и я» (фрагменты). Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения.


96

У. Шекспир. «Г а м л е т». Слово о драматурге.


97

«Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных» образов.


98

И. Гёте. «Ф а у с т» (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст».


99

Подведение итогов.





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!