№ п/п | Тема урока | Количество часов | Формы и вид деятельности обучающихся | Результат |
1 | Художественный мир литературной эпохи, направления Художественный мир литературной эпохи, направления | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: теоретико-литературные понятия |
2 | Античная литература. Общая характеристика | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать основные направления античной литературы |
3 | Древнегреческая литература. «Прометей прикованный» Эсхила | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать направления древнегреческой литературы, уметь находить особенности древнегреческой трагедии |
4 | Древнегреческая лирика | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Уметь определять древнегреческую лирику. Особенности ее, |
5 | Римская литература. Поэзия Горация, Катулла и Овидия. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать значение римской литературы, уметь отличать ее от других родов литературы |
6 | Литература средних веков. Литература средних веков и Данте Алигьери | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Уметь анализировать и составить представление о «Божественной комедии». |
7 | «Божественная комедия» Данте Алигьери. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать идейное содержание и проблематику произведения, |
8 | Древнерусская литература. Своеобразие литературы Древней Руси | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать тематику и проблематику произведений древнерусской литературы, иметь представление о литературе Древней Руси, |
9 | Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать особенности и композицию произведения, уметь увидеть особенности, |
10 | Образы русских князей в «Слове о полку Игореве» | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь дать общую характеристику образов русских князей в произведении, |
11 | Сочинение о «Слове о полку Игореве» | 1 | Урок закрепления знаний | Уметь составлять план, подбирать цитаты, писать сочинение по предложенному плану. |
12 | Практикум. Работа над рефератом на литературную тему | 1 | Ознакомления с новым видом работы | уметь писать реферат на литературную тему |
13 | Литература эпохи Возрождения. Гуманисты эпохи Возрождения. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Уметь анализировать прослушанный материал |
14 | Трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет» | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: краткие сведения о жизни Шекспира, сюжет и содержание трагедии Уметь: анализировать текст трагедии, характеризовать героев и их поступки |
15 | Образ Гамлета | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: теоретико-литературные понятия «трагедия», «конфликт», «сюжет». Уметь: выразительно читать и анализировать текст трагедии |
16 | Зарубежная литература 17-18 веков. Направления в зарубежной литературе 17-18 веков. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: основные направления в зарубежной литературе 17-18 веков. Классицизм в других видах искусства. |
17 | Трагедия И.В.Гете «Фауст» | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: об эпохе Просвещения, о жизни и творчестве Гете, Уметь: выразительно читать текст по ролям и анализировать эпизоды, характеризовать героев. |
18 | Образ Фауста | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: об эпохе Просвещения, о жизни и творчестве Гете Уметь: определять значение художественных приемов. |
19 | Жанр оды в мировой литературе. Оды Пиндара и Ф. Малерба. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: жанровые особенности оды, основные сведения о жизни и творчестве Пиндара и Малерба. |
20 | Ода в русской поэзии. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: ода как жанр лирической поэзии, особенности поэзии М.В.Ломоносова, |
21 | Русская литература 18 века. Своеобразие русской литературы 18 века. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: историю развития русской литературы, определения и термины «классицизм», «сентиментализм». Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции |
22 | Русская сатирическая литература 18 века. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Трагическое и комическое. Виды комического (юмор, сатира, сарказм). Идеал. Сатирическая журналистика (журналы Н. И. Новикова, И. А. Крылова). |
23 | Г.Р.Державин. Поэзия Г.Р.Державина. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Основные темы и проблемы поэзии. Темы природы, дружбы, любви, поэта и поэзии |
24 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. |
25 | Зарубежная литература первой половины 19 века. Художественный мир романтизма. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | |
26 | Э.Т.А.Гофман. Новелла «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать текст, анализировать его с точки зрения принадлежности к литературному направлению, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
27 | Поэзия Дж. Г. Байрона. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать текст, анализировать его с точки зрения принадлежности к литературному направлению, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
28 | Поэзия Э.А.По | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать текст, анализировать его с точки зрения принадлежности к литературному направлению, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
29 | Русская литература первой половины 19 века. Своеобразие русской литературы первой половины 19 века. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Знать основные черты романтизма как литературного направления теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. |
30 | В.А.Жуковский. Художественный мир поэзии В.А.Жуковского. Стихотворение «Невыразимое». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
31 | Элегия «Море» | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
32 | Практикум. Комплексный анализ лирического стихотворения | 1 | Урок закрепления знаний | Работа над сочинением |
33 | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество А.С. Грибоедова | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного. |
34 | Основной конфликт и развитие действия в комедии «Горе от ума». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. |
35 | Этапы развития действия и кульминация, их своеобразие. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. |
36 | Особенности финала и смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема ума, глупости и безумия. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. |
37 | Своеобразие жанра «Горе от ума». Образ Чацкого. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты |
38 | Авторская позиция и способы ее выражения в драматическом произведении – комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую |
39 | Образ Софии, Молчалина, Фамусова. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую |
40 | Черты реализма, классицизма и романтизма в «Горе от ума». Проблема человека и среды. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
41 | Язык комедии «Горе от ума». Подготовка к сочинению. | 1 | Урок закрепления знаний | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
42 | А.С.Пушкин. Биография и творчество А.С.Пушкина. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления. Уметь создавать презентацию информационного проекта. |
43 | Эволюция темы свободы в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
44 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
45 | Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств. |
46 | Тема памяти в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
47 | Жанровое своеобразие пушкинской лирики. Целостный анализ одного из поздних стихотворений А.С.Пушкина. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств |
48 | Резервный урок. | 1 | | |
49 | Роман в стихах «Евгений Онегин» «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста |
50 | Онегин и столичное дворянское общество | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек». Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном |
51 | Онегин и поместное дворянское общество | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе |
52 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою. |
53 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским. Уметь давать характеристику героя произведения |
54 | «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать текст художественного произведения. Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения |
55 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя |
56 | РР Подготовка к сочинению по роману. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать и уметь, как написать сочинение |
57 | РР Анализ сочинений | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Уметь отредактировать сочинение. |
58 | РР Практикум. Лирические отступления в эпических произведениях. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. |
59 | «Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства» | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема. |
60 | Поэты пушкинской поры. К.Н.Батюшков. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
61 | Е.А.Баратынский | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
62 | П.А.Вяземский | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
63 | Д.В.Давыдов | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
64 | Резервный урок | 1 | | |
65 | М.Ю.Лермонтов (9ч.) Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте |
66 | Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать основные мотивы лирики поэта. Уметь анализировать стихотворения по вопросам. |
67 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать адресатов любовной лирики. Уметь анализировать текст на.лексическом уровне |
68 | Эпоха безвременья в лирике поэта. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать основные признаки эпохи. Уметь выделять смысловые части текста |
69 | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции |
70 | Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей |
71 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание«Журнала Печорина». Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. |
72 | Романтизм и реализм романа. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их. |
73 | Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | Урок контроля | |
74 | Практикум. Композиция литературного произведения. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
75 | Жанр элегии в мировой литературе Н.А.Некрасов | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
76 | Т.Грей | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
77 | Н.В.Гоголь ( 3+1р.р. ) Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя Уметь выделять главное. |
78 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. |
79 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. |
80 | РР Подготовка к сочинению. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов. |
81 | РР Анализ сочинений | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина. Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике |
82 | Н.В.Гоголь «Шинель» | 1 | Урок – анализ художественного произведения | |
83 | Резервный урок | 1 | | |
84 | Практикум. Анализ вставного текста в художественном произведении. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Обобщение знаний о вставных текстах и их связи с сюжетом произведения. Закрепление навыка выделения вставных текстов (сказок, песен, легенд, повестей, писем, стихотворений и др.). Примерный план анализа вставного текста в эпическом произведении. |
85 | Жизнь души в произведениях РЛ 19 века. И.С.Тургенев. Певцы. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
86 | И.С.Тургенев. Певцы. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
87 | Ф.М.Достоевский. Бедные люди. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
88 | Ф.М.Достоевский. Бедные люди. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
89 | Практикум. Характеристика художественного мира произведения | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Обобщение знаний о художественном мире литературного произведения. Художественный мир литературного произведения и художественный мир литературного направления. Доминанты художественного мира писателя. Примерный план характеристики художественного мира литературного произведения (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина. М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголя). |
90 | Резервный урок | 1 | | |
91 | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА "ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА" | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
92 | Л. А. Андреев. Рассказ "Город". | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
93 | В. В. Набоков. Рассказ "Рождество". | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
94 | Ф. К. Сологуб. Рассказ -Маленький человек". | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
95 | Резервный урок | 1 | | |
96 | "ТРАДИЦИЯ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ" (обзор) Д. Хармс. "Елизавета Бам". | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
97 | Тэффи. "Взамен политики". | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
98 | A. Аверченко. "Корибу". | | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
99 | B. М. Шукшин. "Ораторский приём". | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
100 | Ф. А. Искандер. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
101 | Итоговый урок | 1 | | |
102 | Резервный урок | 1 | | |