СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9класса по программе Г.С.Меркина ФГОС, 2018-19уч. г.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 9класса  по программе Г.С.Меркина  соответствуетФедеральному государственному образовательному стандарту и предназначена для общеобразовательной шеолы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9класса по программе Г.С.Меркина ФГОС, 2018-19уч. г.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МОУ Октябрьской СОШ

_______ Н.В.Смолина

Приказ по школе

№_______от __________20 __ г.

Рабочая программа

по литературе

для 9 «А» общеобразовательного класса



Составлена

Осицыной М.А.,

учителем русского языка и литературы



2018– 2019 учебный год



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), а также в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897, авторской программы по литературе для 5-9 классов й (автор-составитель Г. С. Меркин, С.А. Зинин) М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014; федерального перечня учебников ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. № 629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”)



Программа детализирует и раскрывает содержание государственного стандарта общего образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литература» и призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися обязательного минимума содержания образования.

В программу включены уроки(РК) «Имя поэта, писателя в культурной жизни Ярославской области» как средство изучения и пропаганды культурного наследия родного края.


Преподавание ведётся по учебнику :

Литература: учебник для9 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1, Ч2 / авт.-состГ.С.Меркин. – 2-е изд.-М.: ООО «Русское слово — учебник», 2017

Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом: 102 часа( 3 учебных часа в неделю, 34 рабочих недели )





Программно-методический комплекс по литературе для общеобразова­тельных школ под редакцией Г. С. Меркина, С.А. Зинина соответствует требованиям госу­дарственного стандарта общего образования. УМК (авторы-составители Г. С. Меркин, С.А. Зинин) рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в феде­ральный перечень учебников. УМК позволяет реализовать цели лите­ратурного образования, сформировать ведущие компетенции литературного образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В основу УМК положен принцип концентрический на хронологической основе с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.Программа опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века; четко ориентирована на последовательное углубление постижения литературных произведений, понимание и осмысление творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом: формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю. В программе определены ведущие направления литературного образова­ния в основной школе.

В центре курса 9 класса — подведение итогов работы по литературе в 5—8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. В 9 классе введены разделы, включающие произведения от древнерусской литературы до второй половины XX века. Курс близок к традиционной линейной историко-литературной канве c расширенным изучением литературы первой половины XIX века и общей характеристикой литературного процесса последующих эпох. Учащиеся 9 класса учатся осмыслению художественного творчества писателя в историко-литературном контексте, а художественного произведения – в единстве с историко-культурными тенденциями эпохи. С этими особенностями курса связано введение таких системных понятий и категорий, как историко-литературный процесс, общественное сознание, художественный метод, литературное направление (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), поэтический мир и стиль писателя.

Учебник включает как художественные тексты, не­сущие эстетическую информацию, так и учебные, выполняющие дидактическую функцию. Дидактический материал излагается сжато и содержательно, биогра­фии писателей, поэтов сопровождаются портретами, фотографиями, иллюстра­циями произведений. В учебнике представлены литературовед­ческие термины и словарь имен, необходимый в процессе самостоятельной работы над вопросами и заданиями.

Авторы УМК среди основных задач литературного образования выделяют обучение выразительному чтению, в том числе наизусть, ведь только через эмоционально-эстетическое переживание текста можно понять творческий почерк поэта, уловить его тон, темперамент, образную систему мышления.

УМК под редакцией Г. С. Меркина, С.А. Зинина не нарушает преемственности, име­ет завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного содер­жания литературного образования в условиях перехода на новый образователь­ный стандарт.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативныхнавыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.


Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотрен­ные федеральным компонентом государственного стандарта и программой ос­новного общего образования по литературе.

Цели:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.

Задачи:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Рабочей программой предусмотрены следующие виды деятельности учащихся по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Методы обучения:

по уровню познавательной деятельности:

-объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение);

- репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т.д.);

- проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);

- эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);

- исследовательский.

по функциям:

- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);

- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником );

- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений);

- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);

- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа).

Формы обучения:

  • урок объяснения нового материала;

  • комбинированный урок;

  • повторительно-обобщающий урок;

  • урок-исследование;

  • урок-семинар;

  • урок-практикум;

  • урок развития речи;

  • урок анализа письменных (творческих) работ учащихся;

  • видео-урок.

2.Результаты освоения учебного предмета «Литература»

Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

 Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

«Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка; 7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

11.знать имена писателей и поэтов (можно конкретизировать по классам), чьи биографические страницы связаны с литературными страницами Ярославского края;

12.иметь представление о литературной карте своего края

Обучающийся научится:

воспроизводить содержание художественного произведения: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;

  • анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

  • выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте;

  • рассматривать изученное произведение в связи с лите­ратурными направлениями эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), их эстетическими манифестами, раскрывать основные черты этих направлений;

  • определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

  • выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;

  • работать с литературно-критическим материалом;

  • рецензировать прочитанные произведения; составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и свободные темы

5

9

  • выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (на своем уровне);

  • вести учебные дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

  • произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (на своем уровне).




Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей;

  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные культурные традиции;

  • интерпретировать произведение на основе личностного восприятия;

  • различать авторский замысел и особенности его воплощения;

  • анализировать произведение в связи с основными лите­ратурно-критическими работами




3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Свое­образие литературных эпох, связь русской литературы с миро­вой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные лите­ратурные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литера­турное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательско­го опыта.

Из древнерусскойлитературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской лите­ратуры. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи по­эмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литерату­ры, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былин­ного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

Из литературыXVIIIвека

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави­на для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт класси­цизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского лите­ратурного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сен­тиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейско­го классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитек­туре.

ЛитературапервойполовиныXIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Важнейшие черты эстетики роман­тизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу­ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направле­ние, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и запад­ноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие кон­фликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спек­такль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и роман­тизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».


А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мо­тивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и по­эзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюби­вая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Ан­чар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...». Романтическая поэма «Кавказский плен­ник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реа­лизм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звуча­ние пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чув­ства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в сти­хах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема оне­гинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый иде­ал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, паро­дия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступ­ление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотво­рения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэ­зия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интер­претации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Моли­тва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его лич­ностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персона­жей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в рома­не. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский ро­ман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопо­ставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музы­кальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Ге­рой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Боже­ственной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («город­ские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочине­ние сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстра­циях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

ЛитературавторойполовиныXIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской ли­тературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологиче­ской прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития рус­ского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художе­ственного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа ве­ков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.


Из литературыXX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цвета­евой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведе­ния В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пеле­вина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, лите­ратурное направление, поэтическое течение, традиции и нова­торство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контек­сте литературной эпохи.

Для заучиваниянаизусть

«Слово о полку Игореве» (Плач Ярославны)

М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору).

Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору).

К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору).

В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору).

А.С. Грибоедов.«Горе от ума » (отрывок по выбору).

А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).

Н.В. Гоголь «Мертвые души» (отрывок)

Поэзия Серебряного века 2-3 стихотворения (по выбору).

Для домашнегочтения

Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов.«Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».

4.Учебно-тематический план

п/п


Название раздела


Количество часов

(98)


Контрольных работ

( в том числе тестовых)


Контрольные работы по развитию речи

( сочинения)

Творческие проекты

Примерное количе­ство часов на самостоятельные работы учащихся


1

Введение

1




2

Из древнерусской литературы

6


1

1

3

Из русской литературы XVIII века

12

1


1

4

Из литературы1й половиныXIXвека

63




1)

Литература русского романтизма первой четверти XIX века

7


1

1

2)

А.С.Грибоедов

8

1

1

1

3)

А. С. Пушкин

24

1

1

1

4)

М. Ю. Лермонтов

15

1

1

1

5)

Н. В. Гоголь

9

1

1

1

5

Из литературы 2й половиныXIXвека

8



1

6

Русская литература XX века

12

1


1

7

Резервные уроки





Итого


102

6

6

9

5.Календарно-тематическое планирование уроков


В 9»А» классе есть учащиеся имеющие рекомендации ПМПК об обучении в СКК VII вида. Эти дети обучаются вместе с основным контингентом. Содержание программы полностью совпадает с минимумом содержания образования, поэтому отдельной программы не предусмотрено. Рабочая программа учитывает дифференцированный подход к учащимся, рекомендованным ПМПК VII вид обучения: вопросно-ответная форма, тестовые домашние и классные задания, составление плана.

п\п

Тема урока



Виды учебной деятельности


Формы контроля

Особенности работы с учащимися с ОВЗ

Дата



Домашнее задание

Вводный урок ( 1ч.)

1

Введение. Своеобразие изучения литературы в 9 классе. Историко-литературный процесс.

Конспектирование материала лекции, ответы на вопросы учителя по ранее изученному материалу

Фронтальный контроль:

участие в коллективной работе класса

Умение строить связный ответ, работать со статьёй учебника, составлять план статьи

409

Стр.3-5; план-конспект, творческий проект о литературе Средневековья

Общая характеристика древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.Древнерусская литература (6ч., в том числе 1ч РР)

2

Общая характеристика древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

Конспект лекции, презентация материала, составление таблицы, работа с текстом, терминами

Выполнение групповых и индивидуальных заданий

Умение составлять план статьи

6.09

Стр.6-9; конспект статьи, читать «Слово о полку Игореве»

РК Мусин-Пушкин и Ярославский край (Молога)

3

« Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. История создания, основное содержание и сюжет. Жанровые особенности «Слова…»РК «Слово о полку Игореве» в истории русской культуры.

Работа с текстом, терминами, ответы на вопросы учителя, составление словаря архаичных слов

Комбинированный контроль:

индивидуальные сообщения,

различные виды групповых заданий

Знать историю произведения, уметь составлять цитатный план,


7.09

Стр. 10-14; сообщение по темеКомментарий 1части ( «Поход Игоря»)

4

Композиция «Слова…»Основная проблематика «Слова о полку Игореве», система образов.


Работа в группах, комментированное чтение, аналитическая беседа,

Результаты классной и домашней аналитической работы

Формировать навыки сопоставительного анализа поэтического текста и летописного источника.

11.09

Комментарий: 2часть («Сон Святослава»); 3часть («Плач Ярославны»)

5

Образ автора «Слова…»,

художественные особенности произведения

Эвристическая беседа с элементами анализа, выразительное чтение,

работа с текстом

Индивидуальный опрос: устный пересказ, выразительное чтение

Характеристики героев с опорой на план

13.09

Выучить отрывок текста ( «Плач Ярославны»)

6

Ярославна – пленительный женский образ


Работа с текстом, характеристика героев

Оценка за домашнее задание: выразительное чтение наизусть

уметь составлять цитатный план, отвечать на вопросы

14.09

Образ автора «Слова…» и проблема авторства.


7

Р/Р -1

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи..

Обучение сочинению, структурирование, составление плана

Письменный итоговый контроль по теме


Опора на план при написании сочинения

18.09

Сочинение

«Образ князя Игоря и тема русской земли в поэме «Слово о полку Игореве»


ЛитератураXVIII века (12ч., в том числе 1ч К/Р)

8

Характеристика русской литературы XVIII в. Классицизм в русском и мировом искусстве.

Формирование системы русского стихосложения: А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов.

Запись лекционного материала, составление таблицы, работа по учебнику, ознакомление с новыми терминами

Подготовить сообщения об эпохе классицизма в литературе

Совершенствование навыков тезисной записи лекции

20.09

Подготовить сообщения об эпохе классицизма в, литературе.

Конспект, стр.30-32, т проект


9

М.В. Ломоносов – реформатор языка, стихосложения, поэт Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». М.В.Ломоносов «Разговор с Анакреоном»:

Выступления учащихся с сообщениями, презентацией, работа по учебнику, работа со словарём, чтение произведений

Оценка выступлений, презентации, чтение и анализ стихотворений

Умение вести тезисные записи лекции, отбирать наиболее значимый материал

21.09

Чтение наизусть отрывка

Стр.37-42,инд. зад.

Стр.32-39, ритмический

рисунок стиха

10

Г.Р. Державин – поэт и гражданин

. Вклад Державина в развитие русского поэтического слова.

Беседа, чтение наизусть, сообщение о Державине, запись материала лекции, работа с текстом

Оценка выразительности чтения наизусть

Выразительное чтение

25.09

Сообщение о Державине. Стр.41-42; 228-232

11

Страстность обличительной речи поэта в стихотворении Державина «Властителям и судиям». Тема поэзии в стихотворении «Памятник».

Выразительное чтение и анализ


Оценка чтения, комментария авторской позиции, формулировки и записи выводов

Умение сопоставлять, делать выводы

27.09

Стр. 64, 67;

словарная аналитическая работа

12

Расцвет отечественной драматургии XVIII века: А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, В.В.Капнист, Я.Б.Княжнин.

Беседа, чтение наизусть, анализ стихотворений, составление таблицы

Оценка устных сочинений

Умение анализировать, сопоставлять, делать выводы

28.09

Стр. 42-56, конспект

13

Своеобразие русского театра в век просвещенного абсолютизма.Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин»

Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция


Сообщения учащихся, работа с текстом комедии, чтение по ролям, составление цитатной характеристики героев

фронтальный опрос

Составить словесный портрет героев, творческий проект

Умение высказывать своё мнение, развивать монологическую речь

2.10

Составить словесный портрет героев, творческий проект

14

Подвиг А.Н.Радищева. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в произведении просветительских взглядов автора. Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Комментированное чтение, Главы «Любани», «Чудово», «Клин»).

Оценка письменных работ, выполненных дома, работа с иллюстрациями

Умение давать характеристику героям по их поступкам, сравнивать героев . Работа по плану

4.10

Стр.68-72, сообщение

по теме. Прочитатьглавы «Любани», «Чудово», «Клин»

анализ глав

15

А.Н. Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения


.

Работа с текстом

Тема крепостного права ( Главы «Пешки», «Вышний Волочок») и самодержавия ( «Спасская Полесть», «Медное»). Образ путешественника.

Оценка устных ответов,

Работа с текстом

5.10

Стр.73-76 Прочитать главы:

«Пешки», «Вышний Волочок»

Спасская Полесть», «Медное

16

Сентиментализм. Н.М. Карамзин. Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Повесть«Бедная Лиза»

Выразительное чтение, работа по вопросам, беседа по содержанию

Текущий контроль

Анализ эпизода

Творческий проект на тему « Сентиментализм

Умение выделять эпизод из текста,

9.10

Творческий проект на тему « Сентиментализм»

Стр. 76-79


17

Тема любви в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Роль пейзажа.

комментированное чтение, беседа по содержанию,

выразительное чтение, работа со словом

Ответы на урокеОценка чтения, комментария собственной позиции

выразительное чтение, работа со словом

11.10

Какова система ценностей сентименталис-тов?

18

«История государства Российского» Н.М.Карамзина как историко-литературный памятник эпохи. Роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Аналитическая работа с текстом учебника, работа в группах по карточкам

Групповой контроль

работа в группах по карточкам

12.10

Подготовить доклад о Н.М.Карамзине - историке

19

К/Р-1

Итоговый урок по разделу «Литература XVIII века». Художественное и тематическое своеобразие

русской литературы века XVIII.

Выполнение контрольного теста по теме «Литература XVIII века»

Итоговый контроль по теме.

Контрольный тест

Работа с опорой на текст

16.10

Творческий проект на тему «Романтизм»


Литература первой четверти XIX века (7ч. Из них 3ч. Р/Р)

20

Литература русского романтизма первой четверти XIX века.Становление и развитие романтизма .. Важнейшие черты романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского.

Лекция, запись основных положений лекции, составление таблицы

Выборочная проверка тезисов лекции

Творческий проект на тему «Романтизм

Совершенствование навыков тезисной записи лекции,

18.10

Стр.84-85, сообщение. Анализ текста

Стр.86-88, 242

21

К.Н.Батюшков – основатель «школы гармонической точности»

К.Н.Батюшкова. «Мой гений».



Сообщение подготовленного ученика, слово учителя, запись основных положений лекции,

Выборочная проверка тезисов лекции, оценка сообщения ученика.

Совершенствование навыков тезисной записи лекции

19.10

Стр. 88-89; 242, 245.

Творческий проект: «Романтизм в русской и западноевропейской поэзии»

22

« Колумб России» В.А.Жуковский.


Мир и человек в романтической поэзии В.А.Жуковского.


Сообщение ученика, чтение, анализ

Устный опрос, аналитическая работа над стихотворением

Совершенствовать навыки работы с текстом

23.10

Творческий проект: «Романтизм в живописи и музыке», анализ стихотворения «Элегия»

Стр. 89-94

23

Р/Р -2Обучение анализу лирического текста. Сочинение «Невыразимое подвластно ль выражению?..» (По лирике В.А.Жуковского

Чтение наизусть, запись плана анализа лирического текста,

Анализ стихотворения

Чтение наизусть, запись плана анализа лирического текста,

25.10

Анализ баллады В.А.Жуковского.


24

В.А.Жуковский.

Врождённая память о высшей гармонии в стихотворениях «Море. Элегия», «Жизнь»

Р/Р Выразительное чтение произведений поэта, их анализ,.

Оценка устной монологической речи,

Выразительное чтение

26.10

Стр. 95-97, письменный анализ стихотворений, творческий проект


25

Таинственно-мистический колорит баллады В.А.Жуковского «Лесной царь»

Художественный мир баллад В.А.Жуковского «Эолова арфа», «Ивиковы журавли».

Р/Р Исследовательская работа с художественным текстом, слайдовая презентация

Оценка навыков анализа художественного текста

Совершенствовать навыки работы с текстом, развитие умения анализировать поэтический текст, а

6.11

Стр. 99-100 письменный анализ стихотворений.

Выразительное чтение наизусть.

Конспект статьи учебника,

проект

26

К.Ф. Рылеев. «Думы», «К временщику». Эстетика романтизма в творчестве К.Ф,Рылеева.

Сообщение о поэте, знакомство с текстами произведений Рылеева, презентация

Анализ стихотворений Жуковского,

устный опрос, работа с карточками

знакомство с текстами произведений Рылеева

8.11

Стр.97-101, 250,255 анализ стихотворения «К временщику» и стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»


А. С. Грибоедов Жизнь и творчество ( 8ч. Из них 2ч. Р.Р)

27

А.С.Грибоедов.

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Сюжет и композиция.


Составление хронологической таблицы жизни и творчества Грибоедова по материалам лекции,

Ответы на вопросы учителя, проверка письменных работ, чтение в ролях

Развивать навыки комментированного чтения, монологическую речь

9.11

Прочит.комедию

Тема,хар-ка героев.

Анализ 1-го действия.

Творческий проект

28

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Главный конфликт и проблематика пьесы.

Анализ 1-го действия


Комментированное чтение, составление устного рассказа «Один день из жизни Фамусова», презентация

Комбинированный контроль.

Ответы на уроке

комментированное чтение

13.11

Анализ 2-го действия Выписать цитаты,

подготовить

характеристику героев


29

«Век нынешний и век минувший» Фамусовское общество.Анализ 2-го действия

Словарная работа, работа с текстом, комментированное чтение, выразительное чтение, анализ монологов

Ответы на уроке

Развивать навыки комментированного чтения, монологическую речь

15.11

Подгот.чтение в лицах,с.110-119

Анализ сцены бала,

стр.113-119

30

Молодое поколение. Герой и антигерой своего времени: Чацкий и Молчалин .

Сцена бала. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет.

3 - 4 действие.

Реализация домашнего задания (анализ монологов), комментированное чтение, речевая характеристика героев,

Ответы на уроке, реализация домашнего задания

Аргументировать свою точку зрения с опорой на текст

16.11

Сост.цитатный план Проанализировать 3 дейтвие комедии . Индивидуальный творческий проект


31

Нравственный идеал Грибоедова..

Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера).

Выступления учащихся, проектная деятельность, аналитическая исследовательская работа

Ответы на уроке, реализация домашнего задания

Развивать навыки комментированного чтения

20.11

Выразительное чтение монологов

Монолог Чацкого - наизусть

Сравнительная

характеристика героев

32

Смысл названия комедии. Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). «Горе от ума» в трактовке современников и в литературной критике разных лет.

Работа с текстом статьи, комментированное чтение, конспектирование

Выборочная проверка конспекта

Обучать навыкам конспектирования, развивать логическое мышление, уметь сопоставлять различные точки зрения критиков, доказывать своё мнение

22.11

Письменный отзыв на спектакль.

33

Р/Р Почему Чацкий обречён на одиночество? (Сочинение по комедии «Горе от ума»)

Работа над сочинением

сочинение

Развитие письменной речи

23.11


Стр.128. Подготовиться к контрольному тестированию


34

К/Р

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.

«Горе от ума»

Выполнение тестовых заданий

контрольное тестирование

Работа с опорой на тетрадь.

27.11

Индивид.задания

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество ( 24ч. Из них 3ч. РР, 1ч К/Р)

35

Творческая биография А. С.Пушкина. Темы и мотивы лирики Пушкина. творчество А.С. Пушкина и поэ­зия Дж.Г. Байрона;

Выступления учащихся,

Оценка выступлений учащихся

Выступления учащихся

29.11

Стр.3-5, сообщение по теме

36

«Мы рождены для вдохновенья…» Тема лицейской дружбы («19 октября», «Пущину»)

Дружба и друзья.

Слово учителя, выступления подготовленных учащихся

Оценка выступлений, выразительное чтение, ответы на уроке

Выразительное чтение

30.11

Стр. 5-18, читать,

37

«Я петь пустого не умею». Свободолюбивая лирика поэта: «К Чаадаеву», «Арион», «Деревня», «Во глубине сибирских руд».

Рассказ учителя, беседа, выступления учащихся, чтение стихотворений, их анализ

Оценка выступлений, чтение наизусть, анализ стихотворений,

чтение стихотворений, их анализ

4.12

6.12

Проблемы, поднятые автором,стр.22-27

38

А.С.Пушкин. Южный период творчества («К морю», «Погасло дневное светило», «Кавказский пленник»)

«…Друг истины, поэт!»



Изучение темы, запись опорных положений, чтение произведений Пушкина.

Индивидуальные и фронтальные формы контроля

чтение стихотворений, их анализ

7.12

Стр. 27-37, выразить своё отношение

39

Михайловское как важнейший этап творческой судьбы поэта. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина(«Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражание Корану», «Пророк», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг…»


Чтение наизусть стихотворений о любви (реализация домашнего задания), чтение стихотворений, определение их темы и идеи, словарная работа

Оценка чтения наизусть, ответы на уроке

чтение стихотворений, их анализ

11.12

Выразительное чтение наизусть.стр.37-43

40

«Тема любви в поэзии Пушкина («Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии…», «Что в имени тебе моём?», «Я вас любил», «Мадонна»(«Не множеством картин…»)

Выступления учащихся, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, работа по репродукциям

Оценка выступлений, выразительное чтение

чтение стихотворений, их анализ

13.12

Чтение наизусть,стр.43-49, подобрать

цитатный материал

41

. Осмысление роли человека в истории: трагедия «Борис Годунов».


Беседа по содержанию,

определение особенностей драматического произведения

Ответы на уроке, работа в группах

Комментированное чтение Отрабатывать навык анализа текста (по вопросам)

14.12

Стр. 69-52,

прочитать «Маленькие трагедии»

42

А.С.Пушкин. Поиск и утверждение новых форм выражения. Позднее творчество поэта. Болдинская осень. «Маленькие трагедии».

Комментированное чтение, беседа по содержанию, работа в группах

Ответы на уроке, работа в группах


18.12

Прочитать «Повести Белкина» Индивидуальные задания

43

Новаторский цикл в прозе «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель»)



Чтение наизусть стихотворений, знакомство со стихотворениями о природе

Оценка чтения наизусть, ответы на уроке

Отрабатывать навык анализа текста

20.12

Чтение ст. «Не дай мне, Бог, сойти с ума», «Бесы». Память рода, связующая прошлое, настоящее и будущее: «Два чувства дивно близки нам…», «Вновь я посетил», «Элегия»(«Безумных лет угасшее веселье»)

44

Природа в лирике А.С. ПушкинаФилософская лирика поэта: «Не дай мне, Бог, сойти с ума», «Бесы».: «Два чувства дивно близки нам…», «Вновь я посетил», «Элегия»(«Безумных лет угасшее веселье»)

исследовательская работа, сообщения

Участие в коллективном диалоге.

Анализ стихотворения, обоснование собственной позиции

Развивать навыки анализа текста с использованием цитат

21.12

Подготовиться к зачётной работе по лирике Пушкина.

45

Р/Р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка


Работа по плану анализа стихотворения,

Анализ стихотворения

Работа по плану

25.12

Прочитать роман ««Евгений Онегин», задания по группам

46

К/Р Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

Творческая работа

Тестовые творческие задания

Работа по плану

27.12

Прочитать роман ««Евгений Онегин», задания по группам

47

А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Литературная полемика вокруг романа.


Выступления учащихся, беседа, словарная работа, повторение теории литературы

Оценка за презентацию прочитанной повести

Формировать навыки словесного размышления о поступках героев

28.12

Записать план лекции, анализ 1,2 глав. Сообщения по темам,

стр.75-79

48

А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Замысел и композиция.

Лекция с элементами беседы, запись основных положений лекции

Устные ответы на вопросы, составление плана рассказа учителя

Развитие умения конспектировать, выделять главное

10.01

лекция, стр.79-90


49.

Сюжет и система образов романа «Евгений Онегин». Эволюция героев. Путь странствий и духовных исканий главного героя.


Чтение эпизодов романа, комментирование, выражение собственной позиции

Оценка читательской компетентности ( знание текста произведения)

Отбирать материал для характеристики героя, его поступков, давать ему оценку

11.01

Комментарий к главам романа. Характеристика героев,

стр. 79-87

Индивидуальные задания


50.

«Но был ли счастлив мой Евгений?»

Онегин в Петербурге.


Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов

Ответы на уроке

Отбирать материал для характеристики героя, его поступков, давать ему оценку,

15.01

Анализ глав романа. Анализ формы строфы, образно-выразительных средств, стр.91-92

51.


Онегин в деревне. Жизнь столицы и мир деревни. Онегин и Ленский.

Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов, чтение и анализ «Письма Татьяны»

Ответы на уроке

Отбирать материал для характеристики героя, его поступков, давать ему оценку,

17.01



Найти в тексте отрывки,

основанные на антитезе.

Сост. цитатный план. Выучить наизусть письма героев


52.


«Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана…» Картины русской жизни в романе.

Онегин и Ленский. Ленский и Ольга

Развёрнутая беседа, дополняемая чтением наизусть «Письма Татьяны», комментированное чтение главы 5

Чтение наизусть «Письма Татьяны», ответы на уроке

Отбирать материал для характеристики героя, его поступков, давать ему оценку,

18.01

Анализ картин русской жизни, отрывок - наизусть

53

Онегин и Татьяна. Образ Татьяны в свете нравственной проблематики романа.

.

Работа по тексту, беседа, комментированное чтение отдельных строф, важных для характеристики героев,

Чтение наизусть «письма Татьяны» или «Письма Онегина», ответы на вопросы , работа на уроке

Отбирать материал для характеристики героя, его поступков, давать ему оценку,

22.01

Составить плана характеристики Онегина и Ленского, Онегина и Татьяны.

54

Философское осмысление жизни как пути странствий и духовных исканий. Реализм романа. Проблематика. Образ автора.

Беседа с опорой на текст, комментированное чтение эпизодов,

Ответы на уроке

Отбирать материал для характеристики героя, его поступков, давать ему оценку,

24.01

Письменно ответить на вопросы по теме.

Индивидуальные задания (по русской критике)

55

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике.


Обобщение материала,обращение к статьям Белинского о романе (Статьи 8,9)

Оценка рефератов


Обращение к статьям Белинского о романе (Статьи 8,9)

25.01

Конспект статьи Белинского

Стр. 93-95, вопросы и задания

56

Значение Пушкина в развитии русской литературы .Первый русский реалистический роман.


Чтение наизусть, беседа, тест по творчеству Пушкина, работа с критической литературой

Ответы на уроке, выборочная проверка тезисов

Черновые материалы

29.01

Подготовиться к сочинению

Варианты тем сочинений:

1. «Нужны ли Онегины в наши дни?»

2. «Онегин как «лишний человек»

3.Сочинение-интервью «Можно ли к вам обратиться, Татьяна Ларина?»

4.Мои любимые страницы из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


57-58

Р/Р Сочинение «Автор и его герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


Работа над сочинением

Тематический контроль:

сочинение

Работа над сочинением

31.01

1.02

Прочитать роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

М. Ю. Лермонтов (15 ч. Из них 3ч. РР и 1ч. К/Р)

59

М.Ю.Лермонтов. «Нет, я не Пушкин, я другой…»

Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива», «Ветка палестины», «На севере диком», «Из Гёте» («Горные вершины…»), «Парус»,«Молитва»(«В минуту жизни трудную…»)

Слово учителя, выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений поэта

Выступления учащихся

Чтение стихотворений, их анализ

5.02

Стр.97-105, подготовка презентации о Лермонтове

Анализ стихотворений «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива», «Ветка палестины», «На севере диком», «Из Гёте» («Горные вершины…»), «Парус»,«Молитва»(«В минуту жизни трудную…»)

60

«Неведомый избранник…» Лирический герой поэзии Лермонтова.. Тема поэзии: «Поэт», «Пророк», «Смерть поэта

Образ поэта-пророка в лирике .

Слово учителя, кчтение стихотворений «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», определение позиции автора,

Ответы на уроке, выразительное чтение,

Чтение стихотворений, их анализ

7.02

Стр. 118, 116-117

Анализ поэтического текста

61

Основные мотивы любовной лирики Лермонтова : «Расстались мы, но твой портрет …», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» , «К***»(«Я не унижусь пред тобою…»), «Из-под таинственной холодной полумаски…», «Молитва»



выступления учащихся, анализ стихотворений, словарная работа

Выступления учащихся, чтение стихотворений наизусть, ответы на уроке

Чтение стихотворений, их анализ

8.02

Стр.106-107,311, 110. Анализ поэтического текста

62

«Печально я гляжу на наше поколенье…» Конфликтличности ибытия в стихотворениях «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Монолог», «И скучно и грустно»

чтение наизусть, анализ стихотворений, словарная работа

Оценка творческого анализа лирики

Чтение стихотворений, их анализ

12.02

Стр.116,117,301,305

Стр.109,296,308. Выразительное чтение наизусть (по выбору)

63

«Люблю отчизну я…»Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия»

Чтение наизусть,

комментированное чтение стихотворений, анализ стихотворений, словарная работа

Чтение стихотворений наизусть, ответы на уроке

Чтение стихотворений, их анализ

14.02

Стр.107,114,118, 119, 302. Анализ поэтического текста


64

Р/Р. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова

Работа по плану анализа лирического текста, анализ стихотворения

Сочинение

Развивать умение анализировать лирический текст

15.02


Прочитать роман М.Ю.Лермонтова«Герой нашего времени»

65

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». История создания. Композиция, проблематика, жанровое своеобразие.

Слово учителя, просмотр презентации, составление таблицы, ответы учащихся

Оценка устных сочинений

Совершенствовать навыки анализа художественного текста

19.02

Стр.122-127


66

«Бэла»

«Странный» человек Печорин.



Слово учителя, комментированное чтение отдельных эпизодов

Оценка ответов на уроке

Совершенствовать навыки анализа художественного текста(по вопросам

21.02

Стр.127-130

67

«Максим Максимыч»

Печорин как «портрет поколения»


Слово учителя, беседа, комментированное чтение отдельных эпизодов

Оценка ответов на уроке

Совершенствовать навыки анализа художественного текста(по вопросам

22.02

130-132


68

«Тамань»

Роль пейзажа, портретная характеристика героя

Работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов

Оценка ответов на уроке

Совершенствовать навыки анализа художественного текста(по вопросам

26.02

132-133


69

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?..» «Княжна Мери»

комментированное чтение отдельных эпизодов,

Оценка ответов на уроке

Чтение произведения.

28.02

Образ Печорина 133-138


70

«Фаталист». Образ Печорина

Споры о романтизме и реализме романа Лермонтова.

Работа с текстом, анализ эпизода, аргументация собственной позиции

Оценка ответов на уроке, реализация домашнего задания

Совершенствовать навыки анализа художественного текста(по вопросам

1.03

Подготовить художественный пересказ эпизода

138-139

71-72

Р/Р Сочинение по роману М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»

Работа с текстом, анализ эпизода, аргументация собственной позиции

сочинение

Черновые материалы

5.03

7.03

Подготовиться к контрольному тестированию

73

К/РТест по творчеству М.Ю. Лермонтова

Выполнение тестовых заданий, обобщающая беседа по изученному материалу

Тематический контроль:

тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

Работа с опорой на справочные материалы

12.03

Подготовить слайдовую презентацию о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (9ч. Из них 2 ч. РР, 1ч. КТ)

74

Николай Васильевич Гоголь: Жизнь и творчество . . Влияние «Боже­ственной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы.


Выступления учащихся, слово учителя, просмотр презентации, ,

Ответы на уроке, выполнение викторины

Составление хронологической таблицы

14.03

Стр. 143-152; Тезисный план Чтение поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».


75

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души». История создания, жанр и композиция


Слово учителя, запись основных положений лекции в тетради, комментированное чтение, беседа

Ответы на уроке

Развивать умение составлять опорную схему и работать по ней.

15.03

Стр.152-157

Чтение поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».


76

Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов.

Манилов.


Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа,

Ответы на уроке

Развивать умение давать характеристику героям с опорой на текст

19.03

Стр. 157-158

Чтение поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».


77

Образы помещиков: Коробочка, Ноздрёв, Собакевич.


характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение

Устная характеристика помещиков

Совершенствовать навыки анализа прозаического текста.


21.03

Стр.158-162 Чтение поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».


78

Плюшкин - последний в ряду деградировавших помещиков. Приёмы сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога)

Беседа, комментированное чтение

Текущий контроль:

анализ эпизода: проверка письменной работы

Составлять характеристику героя

22.03

Образ Плюшкина.

Анализ эпизода, стр.163-165 (письменно) Р/Р


79

Образы городских чиновников.

««Повесть о капитане Копейкине»: проблема истоков и последствий «русского бунта»

Беседа, комментированное чтение


Составлять характеристику героя

2.04

Стр.165, сопоставление с «петербургскими» повестями.

80

Чичиков и чичиковщина.

Образ приобретателя Чичикова.


Работа с текстом, анализ эпизода «Птица-тройка»

Оценка устных рассказов, ответы на уроке

Составлять характеристику героя

4.04

Лирический отрывок («Русь-тройка») – наизусть

81

Тема «живой» и «мёртвой» души в поэме. Образ Родины в поэме.

К/Т

Анализ лирического отступления «Русь-тройка»

Тематический контроль:

тестирование

Работа с опорой на справочные материалы

5.04

Подготовиться к сочинению

82

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя.

Работа с текстом, Черновые материалы.


Сочинение

Черновые материалы

9.04

Завершить работу над сочинением

Литература второй половины XIX века ( 8ч. )

83

«Золотые» и «серебряные» нити русской литературы.

Обзор литературного процесса второй половины XIX в.

Творчество И.А.Гончарова.

Лекция, запись основных положений лекции

Выборочная проверка конспектов

Формировать умение конспектировать, отбирать главное

11.04

Стр. 181-182, 183.

Чтение, пересказ учебника, подготовка слайдовой презентации по творчеству И.А.Гончарова.

84

Расцвет социально- психологической прозы. Творчество И.С.Тургенева и Н.С.Лескова. (Обзор)

Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений,

Оценка сообщений, ответы на уроке

Комментированное чтение стихотворений

12.04

Стр.184-187


85

Лирическая ситуация 50-80 годов XIX века ( поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета)


Сообщение о драматурге, чтение по ролям с комментированием,

Оценка сообщений, ответы на уроке

Комментированное чтение стихотворений

16.04

Стр.193-196

РК Сообщение «Некрасов и Яросл. край»

86

Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного города»)

Сообщение о писателе, просмотр презентации, чтение и анализ эпизодов

Индивидуальный контроль

Совершенствовать навыки анализа прозаического текста.

18.04

Стр.191-193

Создание презентации

РК А.Н. Островский и Переславль

87

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

А.Н.Островский. -драматург. Пьеса «Бедность не порок». Любовь и её влияние на судьбы героев.

Комментированное чтение, анализ отдельных сцен, беседа

Ответы на уроке, устный опрос

Совершенствовать навыки анализа прозаического текста.


19.04

Письменный ответ на вопрос: «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» автор сделал Любима Торцова?» Стр. 196-197

88

Л.Н.Толстой и .М.Достоевский как два типахудожественного сознания. Романы «Война и мир», «Преступление и наказание». (Обзор).Л.Н.Толстой: автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»

Сообщение о писателях, просмотр презентации, выборочное чтение эпизодов

Оценка сообщений, ответы на уроке, работа с карточками

Развивать выразительность чтения, ча»

23.04

Стр.187-191

Р/РУстное сочинение «Моё представление о главном герое повести «Бедные люди», выразительное чтение указанных фрагментов.

89

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. «Бедные люди». Тема одиночества. Петербургский мечтатель. Развитие темы «маленького человека» в русской литературе.

Практическая работа, комментированное чтение, анализ отдельных эпизодов.

Тематический контроль:

Сравнение двух произведений на одну тему.

Развивать умение работать в группах, давать сравнительную характеристику.

25.04

«Чехов: жизнь и творчество» (презентация), стр.197-199

90

Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков.


Сообщение ученика,; общий анализ творчества

Ответы на уроке, оценка домашнего задания

Продолжить формирование навыков анализа прозаического текста

26.04

Сообщение по материалам лекции.

ЛитератураXXвека (12ч., в том числе 1 ч. К/Р)

91

Литература XX века.

Обзор литературного процесса XX века. Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн, Л.Андреев).

Лекция, запись основных положений лекции

Выборочная проверка конспектов лекции

Продолжить формирование навыков анализа прозаического текста

30.04

Стр.199-202 Подготовить сообщение о творчестве А.М.Горького.

Как вы понимаете смысл названия пьесы «На дне»?

92

А.М . Горький «На дне» -«пьеса-буревестник»М. Горький: основные вехи биографии. Своеобразие

прозы раннего Горького

Люди «дна»

Выступление ученика, слово учителя, беседа по содержанию пьесы, чтение по ролям отдельных сцен

Ответы на уроке

Продолжить формирование навыков анализа прозаического текста

2.05

Подготовить сообщения о поэтах Серебряного века

93

Русские поэты Серебряного века.

В поэтической мастерской А.А. Блока. «Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). ) РК Многообразие поэтических голосов эпохи I половины XX века в литературе края.



Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений

Ответы на уроке

Оценка выразительного чтения

Выразительное чтение стихотворений

3.05

Выучить наизусть одно из стихотворений

94

Многообразие поэтических голосов эпохи ( Лирика С.Есенина, В.Маяковского )


Выступление подготовленного ученика, просмотр презентации, чтение и анализ стихотворений


Индивидуальная работа по анализу стихотворений

Выразительное чтение стихотворений

7.05

Анализ стихотворений

95

Многообразие поэтических голосов эпохи ( Лирика А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака, О .Э. Мандельштама)


Сообщение ученика, просмотр презентации, работа с текстом, анализ стихотворений

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

Развивать умения и навыки анализа лирического текста,

10.05

Стр.208-210, чтение, пересказ, поиск дополнительной информации


96

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М.Шолохова, А.Толстого, М.Булгакова, А.Платонова)

Изучение материалов учебника

Комбинированный контроль

Развивать навыки анализа прозаического текста

14.05

Стр.205-208

Прочитать повесть Булгакова «Собачье сердце»

97

М.А. Булгаков

Жизнь и судьба писателя. Повесть «Собачье сердце»

Чтение повести Булгакова, обсуждение прочитанного

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

Чтение повести

16.05

Подготовить индивидуальные задания по прозе 50-80 гг.XX века

98

Литературный процесс 50-80 годов ( Обзор) Проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына, поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

Сообщение ученика, чтение стихотворений, анализ

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

Развивать умения и навыки анализа произведения, умение выступать перед аудиторией

17.05

Прочитать повесть М. Шолохова «Судьба человека»

99

М.Шолохов

Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «Судьба человека»)

Реализация домашнего задания, сообщение ученика, чтение и комментарий

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

Развивать умения и навыки анализа прозаического текста

21.05

Прочитать рассказ

А.И.Солженицын

«Матрёнин двор»

100

Образ праведницы в расссказеА.И.Солженицына«Матрёнин двор». Образы Матрены и рассказчика.

Анализ рассказа, словесное рисование: портрет сельской праведницы

Оценка за анализ произведения

Развивать умения и навыки анализа лирического текста

23.05

Повторить материал курса

за год, подготовиться к контрольной работе.

101

К/Р

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 9 класса.


Выполнение итоговых тестовых заданий

Итоговый контроль:


Выполнение заданий с опорой на справочные материалы.

24.05

Работа над ошибками

Сообщение на т. «Люди и их любовь ко всему живому на земле в произведениях Ярославского края.»

102

Обобщающий урок. РК «Люди и их любовь ко всему живому на земле в произведениях Ярославского края.», «Мое открытие литературы в 9 классе». Задание на лето. Подведение итогов года, самоанализ учебной деятельности.


28.05
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!