СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе ФГОС ООО

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе ФГОС ООО»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание тем учебного предмета; календарно-тематическое планирование.

Согласно ФГОС ООО, изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований ФГОС ООО в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 70 часов (2 часа в неделю). Календарно-тематическое планирование по литературе для 7-го класса содержит внутрипредметный модуль «Сочинения на уроках литературы», рассчитанный на 6 часов, т.е. часть, формируемую участниками образовательного процесса. Основная цель модуля - развитие общей языковой культуры обучающихся 7 класса. Задачи предлагаемого модуля:

- показать богатство, красоту, выразительность русской речи;

- познакомить учащихся со средствами художественной выразительности;

- выработать умение выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для создания словесного образа;

- обогатить письменную и устную речь учащихся и показать её воздействие на чувства своей неповторимостью, образностью, звуковой организацией, многоплановостью значений слов, ритмом.

ВПМ «Сочинения на уроках литературы» рассредоточен в КТП и состоит из практической части (написание письменных работ). Материал модуля расширяет представление обучающихся о языке как о фундаменте построения различных поэтических тропов, фигур речи. Модуль построен по принципу доступности: от простого к сложному. Это даёт возможность лучше понимать внутренние языковые процессы, вырабатывать бережное и трепетное отношение к родному слову. Учащиеся лучше понимают, что слова имеют не только смысловую, но и эстетическую информацию. Они не только сообщают что-то разуму, но и воздействуют на чувства своей неповторимостью.

В результате изучения модуля учащиеся должны уметь:

- находить в тексте различные средства художественной выразительности;

- помнить цель их использования в художественном тексте;

- применять в своей речи, делая её более яркой, образной и выразительной.

В соответствии с этим данная рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.). и имеет следующий учебно-тематический план:


п/п

Разделы программы

Всего часов

В том числе на:


контрольные работы



внеклассное

чтение

развитие речи

1

Введение

1




2

Устное народное творчество

6

2



3

Древнерусская литература

3


1


4

Из русской литературы XVIII века

2




5

М.В.Ломоносов

1




6

Г.Р.Державин

1




7

Из русской литературы XIX века

22




8

А.С.Пушкин

4


1


9

М.Ю.Лермонтов

3


1


10

Н.В.Гоголь

3


1


11

И.С.Тургенев

2




12

Н.А.Некрасов

2




13

А.К. Толстой

1




14

М.Е.Салтыков- Щедрин

2



1

15

Л.Н.Толстой

1




16

А.П.Чехов

3

1



17

Стихотворения о родной природе «Край ты мой, родимый край…»

1




18

Произведения русских писателей ХХ в.

21




19

И.А.Бунин

1




20

М.Горький

3


1


21

Л.Андреев

1




22

В.В.Маяковский

1




23

А.П.Платонов

3


1


24

Б.Л. Пастернак

1




25

А.Т.Твардовский

1




26

Час мужества. Поэзия о ВОВ

1

1



27

Ф.А.Абрамов

1




28

Е.И.Носов

2




29

Ю.П.Казаков

1




30

Д.С.Лихачев

1




31

Писатели улыбаются. М.М. Зощенко

1



1

32

Стихотворения о о родной природе»Тихая моя Родина»

1




33

Песни на стихи русских поэтов XX в.

1




34

Литература народов России. Р. Гамзатов

1




Зарубежная литература. 4 часа

35

Р.Бернс; Дж.Г.Байрон

1




36

Японские трехстишия-хокку

1




37

О.Генри, Л.Пиранделло

1




38

Р. Бредбери

1




39

ВПМ «Сочинения на уроках литературы»

6




40

Резервные уроки

4





Итого:

70

4

6

2


II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.




Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.



III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о ве­щем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.

Теория литературы. Повесть (развитие пред­ставлений).


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в по­вести.

Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия). Литературный герой (развитие понятия).


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэ­та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Парази­тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные пред­ставления).


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое худо­жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой расска­за: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние тру­сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).


«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.


Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

Теория литературы. Лирический герой (на­чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные пред­ставления)


Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).


На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.


Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.


Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.


«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.


Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (разви­тие понятия).


Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о спра­ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.


Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­дины.


Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единст­ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).


О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.


Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Внутрипредметный модуль «Сочинения на уроках литературы» (6ч.) рассредоточен по КТП в силу производственной необходимости.


IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 класс (140 часов, 2часа в неделю, 35 учебных недель)



п/п

Тема урока



Виды учебной деятельности

на уроке

Дата

Примечание


1

Введение.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Знакомство с учебником, беседа.

Выполнить задание «№2 учебника письменно; прочитать статью «Былины».




2

Устное народное творчество.

Предания как автобиография народа.

Особенность и историзм жанра.




3

Былина «Вольга и Микула Селянинович».

Комментированное чтение.

Работа с текстом. Архаичность жанра.



4

Былина «Садко». Образ Садко.

Анализ былины, творческая работа.

Прочитать 3-4 былины, подготовить иллюстрацию, характеристика героев.



5

Вн. чт.1 Карело-финский эпос «Калевала»


Комментированное чтение.

Работа с текстом.



6

Вн. чт.2 «Песнь о Роланде»

Комментированное чтение.

Работа с текстом.



7

Пословицы и поговорки


Написать по 3-4 пословицы об учении, о труде. Объяснить их смысл.



8

Р/Р 1. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы


Напишите короткое поучение, используя соответствующую лексику (грамотка, ибо, леность, отрок…)



9

«Повесть временных лет», её значение.


Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта.

Прочитать «Повесть о Петре и Февронии …»



10







«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе.

Сообщение подготовленного ученика, чтение повести, составление таблицы.

Подготовить пересказ от лица одного из персонажей, задание №2 учебника.



11

ВПМ 1 «Сочинения на уроках литературы»

Письменный ответ на вопрос



12

Из русской литературы XVIII

века. М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Оды



Работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам.

Прочитать «Оду на день…» полностью, выразительное чтение одного из отрывков; Составить развёрнутый план статьи учебника.



13

Г. Р. Державин - поэт и гражданин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией.



Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя.

Выучить наизусть стихотворение поэта; подготовить краткий пересказ статьи учебника о Державине.



14

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Медный всадник». (Вступление «На берегу пустынных волн…»)



Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения.

Выучить наизусть отрывок из поэмы; прочитать отрывок из «Медного всадника».




15

«Песнь о вещем Олеге». Особенности жанра баллады.


Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа.

Выучить наизусть отрывок; сравнить балладу и летопись, заполнить кроссворд



16

Пушкин-драматург. «Борис Годунов» (отрывок)

Выучить наизусть отрывок



17




Р/Р 2.«Станционный смотритель» - повесть о «маленьком человеке». Человечность повести.

Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа.

Домашнее сочинение «В чём трагедия Дуни? »



18

Резервный урок




19

ВПМ 2 «Сочинения на уроках литературы»

Письменная работа



20






М. Ю. Лермонтов Краткий рассказ о писателе. Душа и лира поэта. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…»

Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение.

Выразительное чтение одной из глав «Песни…»; выучить наизусть отрывок: восход зари (III ч.)



21

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Выписать примеры гиперболы, сравнения, определить их роль в тексте; характеристика купца Калашникова.



22

Р/Р 3. Нравственный поединок героев поэмы.

Иван Грозный в «Песне…». Жизнь Москвы.

Выразительное чтение отрывка. Анализ произведения, работа со словом, литературоведческий анализ.




23

ВПМ 3 «Сочинения на уроках литературы»

Классное сочинение «Прав ли царь?»



24

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Историческая и фольклорная основа повести. Отец и сыновья. Характеры главных героев.

Выступления подготовленных учащихся, словарная работа.

Художественный пересказ одной из глав; написать краткий рассказ об одном из героев



25

Жизнь Запорожской Сечи. Роль пейзажа в повести.


Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа.

Составить рассказ о Тарасе Бульбе по первой главе; дочитать повесть до конца; найти и выделить в повести моменты, где выявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность.



26







Р/Р 4. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев за родную землю.

Художественный пересказ произведения, аналитическая беседа, сопоставительный анализ.

Написать домашнее сочинение «Тарас Бульба – народный герой».



27

ВПМ 4 «Сочинения на уроках литературы»

Письменная работа «Тарас Бульба – народный герой»



28

И. С. Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.



Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, аналитическая беседа.

Выписать определение слова «очерк», выразительное чтение отрывков о природе; краткий пересказ одного из эпизодов.

Прочитать рассказ Тургенева «Бежин луг». Чем он вам запомнился? Подготовить развёрнутый ответ



29

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», Два богача».


Словарная работа, знакомство со стихотворениями в прозе, сравнительная характеристика с лирическими текстами

Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе; попытаться написать своё стихотворение в прозе



30

Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». История России в поэме.

Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа

Перечитать отрывок из поэмы; написать характеристику героини в соответствии с планом.



31


«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом». Боль поэта за судьбу народа.

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Выучить наизусть одно из стихотворений; написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций к стихотворениям Некрасова





32

Резервный урок




33

А.К.Толстой. Исторические баллады. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

Анализ произведения. Выразительное чтение отрывка. Работа с текстом.





34

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сказки.



Первичное знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей.

Составить цитатный план сказки; подготовить краткий пересказ всей сказки или художественный пересказ эпизода; прокомментируйте иллюстрации учебника к сказке.



35

Урок контроля 1

Тест по произведениям писателей XIX века

Прочитать статью учебника о Л.Н.Толстом, подготовить рассказ о писателе



36

Л.Н.Толстой. Знакомство с главами из повести «Детство».

Главный герой повести.

Словарная работа, комментированное чтение, беседа.

Прочитайте главы из «Детства» в учебнике; Составьте план статьи о Толстом; пересказ одной из глав.

Подготовиться к тестированию.



37

А. П. Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказов «Хамелеон». Живая картина нравов


Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения

Выразительное чтение рассказа; прочитать статью «А.П.Чехов», составить план статьи



38

Два лица России в рассказах. (Знакомимся с рассказами «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»).

Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа

Написать мини-сочинение «Мой любимый рассказ Чехова»



39

Вн. чт. 3 «Смех и слёзы в рассказах Чехова» (Приёмы создания комического).


Беседа, творческая работа

Подготовиться к литературному КВН по произведениям Некрасова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Чехова.



40

Стихотворения о родной природе «Край ты мой, родимый край»

Прослушивание музыкальных фрагментов, словарная работа, чтение стихотворений, их анализ

Выучить наизусть одно из стихотворений; напишите эссе по одному из пейзажей. Прочитать рассказ «Цифры», составить план рассказа.



41

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Цифры».



Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа

Подготовить характеристику главных персонажей.



42

А. М. Горький. Повесть «Детство» (главы). (Знакомство с первой главой повести.) Автобиографический характер повести

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» Характеристика положительных героев

Комментированное чтение, беседа

Задания к главам 2, 3, 4; подготовить художественный пересказ одного из предложенных эпизодов.

Прочитать повесть до конца.



43-44

Р.Р 6 . Классное сочинение «Почему Алёша в бабушке почувствовал близкого человека?» (ВПМ 5 «Сочинения на уроках литературы»

Анализ глав повести, словарная работа, беседа, характеристика героев

Прочитать легенду «Данко»; Что вас поразило в поступках героев. Дайте оценку поступкам героев



45

А. М. Горький «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.


Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом

Подготовить художественный пересказ легенды; выучить наизусть отрывок.



46

Л. Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Мы в ответе за судьбы братьев наших меньших.


Комментированное чтение, беседа

Написать рассказ о любом животном «Имя моего любимца».

Прочитать рассказ Л.Толстого «Бешеная собака»; определить, в чём сходство рассказа Андреева и Толстого.



47







В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой

Выразительное чтение стихотворений по ролям; найти неологизмы и выписать их в тетрадь.





48

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа

Прочитать рассказ «Юшка», составить устный отзыв о рассказе.



49

А. П. Платонов. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. Тема нравственности в рассказе.

Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа




50-51

Р/Р 7 Классное сочинение по рассказу «Юшка». «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?» (ВПМ 6 «Сочинения на уроках литературы»)

Подготовить рассказ: «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть Юшки».



52

Резервный урок




53

Б.Л. Пастернак. Стихотворения. Искренность и музыкальность в произведениях.

Выразительное чтение стихотворений



54

А.Т. Твардовский.

Стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений.

Познакомиться со стихотворениями Твардовского, Суркова, Тихонова.



55

Вн. чт. 4

Час мужества. (интервью с поэтом-участником войны)

Философские проблемы в лирике. На дорогах войны. Стихотворения А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова.

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

Выучить наизусть одно из стихотворений, составить вопросы к интервью «Мой разговор с фронтовиком»



56

Ф. А. Абрамов Рассказ о писателе. «О чём плачут лошади».



Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица

Подготовить выразительное чтение рассказа; подготовить рассказ о судьбе братьев наших меньших



57

Е. И. Носов «Кукла». Урок нравственности.


Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа

Прочитать стихотворение «Кукла Случевского, сравнить с одноимённым рассказом Носова.



58

«Не дать погаснуть живому огню». Е. И. Носов «Живое пламя», «Радуга».

(Жизнь прожить – не поле перейти).

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, творческая работа

Прочитать рассказ Казакова «Тихое утро».




59

Ю. П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки


Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа

Подготовить художественный пересказ по одному из пунктов плана, составленного в классе



60

«Земля родная» (главы).Д.С.Лихачёв. Духовное напутствие молодёжи.

Прочитать статьи Д.С.Лихачёва в учебнике; ответить на вопрос «Чему учит нас Д.С.Лихачёв?»



61



Писатели улыбаются. Смех М. Зощенко (по рассказу «Беда»)

Работа с текстом. Анализ эпизодов.



62

Урок контроля 2

Тест по произведениям писателей XX века

Подготовиться к выразительному чтению наизусть понравившегося стихотворения о родной природе.



63

«Тихая моя Родина».

Стихотворения русских поэтов 20 века о родине и природе

Аналитическая беседа, комментированное чтение эпизодов, творческая работа, работа с лексикой.




64

Песни на стихи русских поэтов XX века.

Выразительное чтение. Анализ стихотворений.



65

Литература народов России.

Р. Гамзатов «О моей Родине». Особенности художественной образности дагестанского поэта

Выразительное чтение стихотворения на выбор; сделать его анализ



66










Стихотворение

Р. Бёрнса «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

Д. Байрон-

« Властитель дум». Судьба и творчество гениального поэта.

Выразительное чтение стихотворений, анализ.

Выучить одно стихотворение по выбору.



67

Японские хокку.


Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа

Проба пера: сочинить хокку.



68


О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

В чём же измеряется счастье? Рассказы Л. Пиранделло.


Беседа.

Подготовить пересказ рассказа; написать сочинение «»Во имя любви», «Благодарность», «Истинные дарители».

Комментированное чтение, беседа

Устное сообщение

В чём же измеряется счастье?



69

Р..Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

Комментированное чтение, беседа, работа с эпизодами.



70

Резервный урок






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!