Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Удобенская средняя общеобразовательная школа»
Горшеченского района Курской области
Принято Утверждаю.
на заседании ПС Директор
Протокол № 1 МКОУ «Удобенская СОШ»
от 28 августа 2019 г. _______/Н. В. Нестерова/_
Председатель ПС ФИО
___________________ Приказ №_____ /Н. В. Нестерова/ от августа 2019 г
Рабочая программа по предмету
«ЛИТЕРАТУРА»
6 класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Криушичева Елена Николаевна
Удобное
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, в.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2019).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, усвоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение общеучебными и УУД;
- использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, организацию общественно полезной деятельности;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального направления и действия;
-социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;
-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие личности на основе принципов толерантности, диалога и культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;
- развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деятельности;
- достижение целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить уч-ся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалами и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё – к русской литературе 18, 19, 20 веков. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи уч-ся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию уч-ся эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность – курс 6 класса представлен разделами:
1. Устное народное творчество
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература 18 века.
4. Русская литература 18 века.
5. Русская литература 20 века.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
8. Обзоры.
9. Сведения по теории и истории литературы.
Также в рабочей программе выделены часы на развитие речи, проектную деятельность уч-ся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
3. Содержание учебного предмета, курса
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч.)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(2 ч.)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.(5ч.)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Теория лит-ры. Мораль в басне, аллегория, иносказание.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. (43 ч.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Т
ема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах»
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (33 ч.)
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (18 ч.)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
4.Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1. | Введение. | 1 | | |
2. | Обрядовый фольклор. | 1 | | |
3. | Пословицы и поговорки. | 1 | | |
4. | Загадки. | 1 | | |
5 | «Повесть временных лет». | 1 | | |
6 | «Сказание о белгородском киселе».. | 1 | | |
7. | Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. | 1 | | |
8. | И.А.Крылов. Басня «Листы и Корни», | 1 | | |
9. | И.А.Крылов. Басня «Ларчик». | 1 | | |
10. | И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей». | 1 | | |
11. | Контрольная работа по теме «Басня». | 1 | | |
12. | А.С.Пушкин. Лицейские годы. Лицейская лирика | 1 | | |
13 | А.С.Пушкин. « И.И.Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы | 1 | | |
14 | А. С. Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. | 1 | | |
15. | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. | 1 | | |
16. | А.С. Пушкин. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающего грусть. | 1 | | |
17 18 | А С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка». | 2 | | |
19. | «Барышня - крестьянка». Образ автора –повествователя. | 1 | | |
20. | А.С.Пушкин. «Дубровский»Изображение русского барства в повести | 1 | | |
21 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | | |
22. | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | | |
23 | Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | | |
24. | Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | | |
25. | Авторское отношение к героям повести «Дубровский». | 1 | | |
26. | Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Дубровский» (домашнее сочинение) | 1 | | |
27. | М.Ю.Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». | 1 | | |
28 | Тема красоты и гармонии с миром в стих-ях М.Ю.Лермонто ва «Листок», «На севере диком…» | 1 | | |
29. | Особенности выражения темы одиночества в стих-ях М.Ю.Лермонто ва «Утёс», «Три пальмы». | 1 | | |
30. | И .С. Тургенев. Литературный портрет писателя. | 1 | | |
31. | Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | | |
32. | Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг» | 1 | | |
33. | Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | 1 | | |
34. | И. С. Тургенев «Записки охотника» | 1 | | |
35. | Ф.И.Тютчев. «Листья», «Неохотно и несмело…» | 1 | | |
36. | А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…» | 1 | | |
37. | «Хотим прекрасное в полёте удержать…». Поэтическое творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | 1 | | |
38. | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | | |
39. | Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | | |
40. | «Отечества достойный сын» (по произведениям Н.А.Некрасова) | 1 | | |
41. | Тестирование по творчеству И. С. Тургенева и Н. А. Некрасова | 1 | | |
42. | Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя. «Левша» | 1 | | |
43 | Н. С. Лесков «Левша». Секрет тульских мастеров. Царь Николай Павлович, его окружение. | 1 | | |
44 | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 | | |
45 | Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша» | 1 | | |
46 | Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н. С. Лескова | 1 | | |
47 | Н. С. Лесков. «Человек на часах». | 1 | | |
48 | Контрольная работа по произведениям Н.С.Лескова «Левша» и Н. А. Некрасова | 1 | | |
49 | А.П.Чехов. Устный рассказ о писателе. | 1 | | |
50. | Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 | | |
51. | Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. | 1 | | |
52. | Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». | 1 | | |
53. | Е..Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…».. | 1 | | |
54. | А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». | 1 | | |
55. | А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». | 1 | | |
56. | Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». | 1 | | |
57 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | | |
58 | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | | |
59 60 | Отношение автора к героям повести А.С.Грина «Алые паруса». | 2 | | |
61. | А. П. Платонов. «Неизвестный цветок» А.П.Платонова. Прекрасное вокруг нас. | 1 | | |
62. | «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова | 1 | | |
63. | К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стих-ях о войне | 1 | | |
64. | Д.С.Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний. | 1 | | |
65. | В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы | 1 | | |
66. | Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | | |
67 | Юмор в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | | |
68 | Контрольная работа по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | | |
69. 70. | В.Г.Распутин. «Уроки французского». Отражение трудностей послевоенного времени. | 2 | | |
71. | Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | | |
72. | Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Проект | 1 | | |
73 | Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи, в стихах и в повестях русских писателей. | 1 | | |
74. | А.А.Блок. « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | 1 | | |
75. | С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». | 1 | | |
76 | А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» | 1 | | |
77 | Человек и природа в тихой лирике Н.М.Рубцова. | 1 | | |
78 | «Страна высоких вдохновений». Пейзажная лирика поэтов XIX – XX веков | 1 | | |
79 | В. М. Шукшин. «Чудик», «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков» | 1 | | |
80. | Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина | 1 | | |
81 | Рассказы В. М. Шукшина. | 1 | | |
82. | Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского хар-ра | 1 | | |
83 | Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | | |
84 85. | Р.р Подготовка и написание контрольного сочинения по произведению Ф.А.Искандера | 2 | | |
86. | Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. | 1 | | |
87. | Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа. | 1 | | |
88. | Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». | 1 | | |
89. | Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». | 1 | | |
90. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | 1 | | |
91. | Геродот. «Легенда об Арионе» | 1 | | |
92. 93. 94. | «Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы. | 3 | | |
95 | М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». | 1 | | |
96 | «Дон Кихот»»: нравственный смысл романа. | 1 | | |
97 | Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». | 1 | | |
98 | Изображение дикой природы в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе». | 1 | | |
99 | «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства. | 1 | | |
100. | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | 1 | | |
101 | Тестирование по произведениям зарубежной литературы | 1 | | |
102-105. | Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии». | 4 | | |