Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урюмская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла _______/ Волкова Е.А./
Протокол № 1
от « 7» августа 2018 года
«Согласовано»
Зам. директора по УР
МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»
_______/ Большакова Л. В./
«7» августа 2018 года
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»
___________/Краснов И. В./
Приказ № 77 от «7» августа 2018 года
Рабочая программа по литературе
для 10 класса
учителя 1 квалификационной категории Волковой Елены Аркадьевны
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «6» августа 2018 года
2018 – 2019 учебный год
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать и понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия. Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
2.Содержание учебного предмета «Литература» в 10 классе
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (№ 9.«И путник усталый на Бога роптал.»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит.», «Из Пиндемонти».
Поэма «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана.»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору: стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...»
Н.В. Гоголь «Невский проспект» , «Нос».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
А.Н. Островский Драма «Г роза»
И.А. Гончаров Роман «Обломов». Очерки «Фрегат Паллада»
И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети», «Записки охотника»: «Хорь и Калиныч».
Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять.», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать.», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), а также три стихотворения по выбору: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...»,
А.А. Фет Стихотворения: «Это утро, радость эта.», «Шепот, робкое дыханье.», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору: «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею... »
А.К. Толстой Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»,
Н.А. Некрасов Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом.», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба.», а также три стихотворения по выбору: стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Н.С. Лесков «Очарованный странник».
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (обзор).
Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору:«Крыжовник», «Человек в футляре».
Пьеса «Вишневый сад»
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Г. де Мопассан Новелла «Ожерелье».
Г. Ибсен Драма «Кукольный дом».
А. Рембо Стихотворение «Пьяный корабль».
Учебник «Литература. 10 класс», Образовательно-издательский центр «Академия», И. Н. Сухих.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Уроки внеклассного чтения | Уроки развития речи |
1 | Введение | 3 | | |
2 | Русская литература 1 половины 19 века | 12 | 2 | |
3 | Русская литература 2 половины 19 века | 84 | 4 | 12 |
4 | Зарубежная литература | 3 | | |
Итого | | | | |
Всего 105 часов; в неделю 3 часа.
Плановых сочинений: 7,
классных – 5:
1) сочинение по драме Островского «Гроза» - «Путешествие в город Калинов»
2) сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети»: «Письмо А.С. Одинцовой», «Письмо Е. В. Базарову»
3) сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание»: «Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Теория Р. Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
4) сочинение по роману Л. Толстого «Война и мир»: «Духовные искания князя Андрея Болконского», «Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого»
5) сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Образы крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Женские образы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
домашних – 2:
1) сочинение по роману Гончарова «Обломов»:«История жизни Обломова» , «История жизни Штольца»
2) сочинение по комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад»: «Образ Раневской в комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад», «Образ Лопахина в комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад».
Уроков внеклассного чтения – 6:
1) Повесть Н.В. Гоголя «Нос».
2) Поэзия Алексея Кольцова.
3) Повесть А. Куприна «Гранатовый браслет».
4) Повесть В. Распутина «Живи и помни».
5) «Побег из ада» Михаила Девятаева.
6) Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
3. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
№ п/п | Изучаемый раздел, тема урока | Кол -во часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
| ВВЕДЕНИЕ | | | | |
1 | Литература: зачем и для кого? | 1 | | | |
2 | 19 век: кровь, железо и золото. | 1 | | | |
3 | Новая русская литература: направления и поколения. | 1 | | | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА |
4 | Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». | 1 | | | |
5 | Трагический конфликт человека и истории в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». | 1 | | | |
6 | Поэтический мир А. С. Пушкина. Стихотворения «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражая Корану» (№ 9 «И путник усталый на Бога роптал»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье».) | 1 | | | |
7 | Поэтический мир А. С. Пушкина. Стихотворения «Вновь я посетил», «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит», «Из Пиндемонти». | 1 | | | |
8 | Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана.»), «Выхожу один я на дорогу...». | 1 | | | |
9 | Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Валерик», «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...». | 1 | | | |
10 | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. | 1 | | | |
11 | Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». | 1 | | | |
12 | Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Петербургский проспект». | 1 | | | |
13 | Урок внеклассного чтения. Повесть Н.В. Гоголя «Нос». | 1 | | | |
14 | Итоговый урок по 1 половине 19 века. Защита рефератов. | 1 | | | |
15 | Урок внеклассного чтения. Поэзия Алексея Кольцова. | 1 | | | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА |
16 | Натуральная школа: второе поколение и поиски новых путей. | 1 | | | |
17 | Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. | 1 | | | |
18 | Поэтический мир Ф. И. Тютчева. Стихотворения «Silentium!», «О, как убийственно мы любим», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»). | 1 | | | |
19 | Поэтический мир Ф. И. Тютчева. Стихотворения «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья», «Не то, что мните вы природа», «Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать». | 1 | | | |
20 | Жизнь и творчество А. А. Фета. | 1 | | | |
21 | Поэтический мир А. А. Фета. Стихотворения «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Ещё майская ночь». | 1 | | | |
22 | Поэтический мир А. А. Фета. Стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землёю…», «Ещё одно забывчивое слово…». | 1 | | | |
23 | Очерк жизни и творчества И. А. Гончарова. Очерки «Фрегат Паллада». | 1 | | | |
24 | История создания романа И. А. Гончарова «Обломов». | 1 | | | |
25 | Обломов и обломовщина. | 1 | | | |
26 | Андрей Штольц и Илья Обломов. | 1 | | | |
27 | Ольга Ильинская и Обломов. | 1 | | | |
28 | Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману И. А. Гончарова «Обломов». | 1 | | | |
29 | .Жизнь и творчество А. Н. Островского. | 1 | | | |
30 | Драма А.Н. Островского «Гроза». | 1 | | | |
31 | 1 – 2 действия драмы А.Н. Островского «Гроза». | 1 | | | |
32 | 3 – 4 действия драмы А.Н. Островского «Гроза». | 1 | | | |
33 | 5 действие драмы А.Н. Островского «Гроза». | 1 | | | |
34 | Образы Катерины, Варвары, Бориса и Тихона в драме А. Н. Островского «Гроза». | 1 | | | |
35 | Образы Дикого и Кабанихи в драме А. Н. Островского «Гроза». | 1 | | | |
36 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза». | 1 | | | |
37 | Урок развития речи. Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза». | 1 | | | |
38 | Очерк жизни и творчества И. С. Тургенева. | 1 | | | |
39 | Рассказ И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» (сборник «Записки охотника»). | 1 | | | |
40 | Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 | | | |
41 | «Отцы» и «дети» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 | | | |
42 | Евгений Базаров и Анна Сергеевна Одинцова. | 1 | | | |
43 | Болезнь и смерть Евгения Базарова. | 1 | | | |
44 | Критики о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 | | | |
45 | Итоговый урок по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 | | | |
46 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 | | | |
47 | Урок развития речи. Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 | | | |
48 | Урок внеклассного чтения. Повесть А. Куприна «Гранатовый браслет». | 1 | | | |
49 | Поэзия Алексея Константиновича Толстого. Стихотворения «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...». | 1 | | | |
50 | Повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник». | 1 | | | |
51 | Правдоискатели Лескова. | 1 | | | |
52 | Очерк жизни и творчества Ф. М. Достоевского. | 1 | | | |
53 | Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | | | |
54 | Семейство Мармеладовых. | 1 | | | |
55 | Теория Родиона Раскольникова. | 1 | | | |
56 | «Двойники» Родиона Раскольникова. | 1 | | | |
57 | Трагедия Родиона Раскольникова. | 1 | | | |
58 | Родион Раскольников и Соня Мармеладова. | 1 | | | |
59 | Итоговый урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Критики о романе. | 1 | | | |
60 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | | | |
61 | Урок развития речи. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | | | |
62 | Урок внеклассного чтения. Повесть В. Распутина «Живи и помни». | 1 | | | |
63 | Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого. | 1 | | | |
64 | История создания романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | | |
65 | Проблематика, жанр и образы романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | | |
66 | 1 том романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | | |
67 | 2 том романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | | |
68 | 3 том романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | | |
69 | 4 том романа Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | | |
70 | Нравственные искания Андрея Болконского. | 1 | | | |
71 | Нравственные искания Пьера Безухова. | 1 | | | |
72 | Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | | |
73 | Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | | |
74 | .Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | | |
75 | Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | | |
76 | Итоговый урок по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Критики о романе. | 1 | | | |
77 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | | |
78 | Урок развития речи. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | 1 | | | |
79 | Урок внеклассного чтения. «Побег из ада» Михаила Девятаева. | 1 | | | |
80 - 81 | М. Е. Салтыков-Щедрин и его роман «История одного города». | 2 | | | |
82 | Урок внеклассного чтения. Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». | 1 | | | |
83 | Лирика Н. А. Некрасова. Стихотворения «В дороге», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…». | 1 | | | |
84 | Лирика Н. А. Некрасова. Стихотворения «Я не люблю иронии твоей», «Блажен незлобивый поэт», «Внимая ужасам войны». | 1 | | | |
85 | Лирика Н. А. Некрасова. Стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба.», «Я не люблю иронии твоей...» | 1 | | | |
86 | Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» | 1 | | | |
87 | 1 часть поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | | | |
88 | Глава «Последыш» поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | | | |
89 | Главы «Крестьянка» и «Пир на весь мир» поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | | | |
90 | Итоговый урок по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Критики о поэме. | 1 | | | |
91 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | | | |
92 | Урок развития речи. Сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | | | |
93 | Очерк жизни и творчества А. П. Чехова. | 1 | | | |
94 | Рассказы А. П. Чехова «Ионыч», «Человек футляре». | 1 | | | |
95 | Рассказы А. П. Чехова «Студент», «Крыжовник». | 1 | | | |
96 | Комедия А. П. Чехова «Вишнёвый сад». | 1 | | | |
97 | 1 – 2 действие комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». | 1 | | | |
98 | 3 – 4 действие комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». | 1 | | | |
99 | Герои комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». | 1 | | | |
100 | Итоговый урок по комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Критики о комедии. | 1 | | | |
101 | Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». | 1 | | | |
102 | «Век девятнадцатый…»: итоги века. | 1 | | | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА |
103 | Новелла Г. де Мопассана «Ожерелье». | 1 | | | |
104 | Драма Г. Ибсена «Кукольный дом». | 1 | | | |
105 | Стихотворение А. Рембо «Пьяный корабль». | 1 | | | |
Лист корректировки КТП
Раздел/ темы КТП | Причина корректировки | Способ корректировки (форма изучения пропущенного материала) | Сроки корректировки (в том числе даты проведенных уроков) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
3