СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 5 классе»



В соответствии с базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Литература» отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю. Количество недель в год – 34.

Программа ориентирована на работу по УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы У обучающегося будут сформированы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения ООП Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы:
  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

У обучающегося будут сформированы:

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы:
  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметными результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе:

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.),

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

I уровень сформированности читательской культуры определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

  • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

  • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

  • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.


  1. Содержание учебного предмета

А

В

С

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА






Древнерусская

литература

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Русский фольклор

Сказки «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»








М.В.Ломоносов

Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»

И.А. Крылов

Басни «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица», «Волк на псарне»



В.А. Жуковский

Баллада «Кубок»,

Сказка «Спящая царевна»,

Стихотворение «Приход весны»



А.С. Пушкин

Стихотворение «Няне» (1826), «У лукоморья»,

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


М.Ю.Лермонтов

Стихотворение «Бородино»



Литературные сказки

XIX-ХХ века

А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»,

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»,

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев,

П.П. Ершов «Конек-горбунок»






Н.В.Гоголь

Повесть «Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Заколдованное место»















Н.А.Некрасов.

Стихотворение «Крестьянские дети» (1861)


Ф.И. Тютчев

Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»

А.А. Фет

Стихотворения «Чудная картина…», «Весенний дождь», Задрожали листы, облетая…»

Н.А.Некрасов

Стихотворения «Есть женщины в русских селеньях…», «На Волге»

Поэзия 2-й половины

XIX века

А.Н.Майков «Ласточки»,

А.Н. Плещеев «Весна»,

И.С. Никитин «Звезды меркнут и гаснут…», «Зимняя ночь в деревне»,

И.З. Суриков «Зима»



И.С.Тургенев

Повесть «Муму» (1852)


Л.Н.Толстой

Рассказ «Кавказский пленник» (1872)

А.П.Чехов

Рассказ «Хирургия»



С.А.Есенин

Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

А.П.Платонов

Рассказ «Никита» (1945)


А.Т. Твардовский

Стихотворение «Рассказ танкиста»


Проза конца XIX –

начала XX вв.

И.А.Бунин «Косцы», «Подснежник»


Поэзия конца XIX

начала XX вв.

И.А.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»


Поэзия 20-50-х годов ХХ в

Д.Б. Кедрин «Аленушка»,

Дон-Аминадо «Города и годы»


Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»


Проза о детях

В.Г. Короленко «В дурном обществе»,

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»


Поэзия 2-й половины ХХ в.

Н.М.Рубцов «Родная деревня»

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»,

А.А. Прокофьев «Аленушка»


Проза русской эмиграции

Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»




Зарубежная литература



Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни

Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»


















Д.Дефо

«Робинзон Крузо» (главы по выбору)


Г.Х.Андерсен

Сказка «Снежная королева»






Зарубежная сказочная и фантастическая проза

Ж. Санд «О чем говорят цветы»


Зарубежная проза о детях и подростках

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы

Дж.Лондон «Сказание о Кише»


Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения друго­му. Структурные элементы книги (обложка, титул, фор­зац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, ху­дожник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Вели­чественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духов­ные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Ба­бы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика вол­шебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшеб­ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - кресть­янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказ­ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - на­родные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за­крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер­бола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представ­ления). Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возник­новение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памят­ник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои ста­ринных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на род­ной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные пред­ставления).

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов - ученый, поэт, ху­дожник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру...»научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред­ставления).

Из литературы XIX века

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразитель­ное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсцени­рование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказоч­ник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория л итературы. Баллада (начальные пред­ставления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях»ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противо­стояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пуш­кинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы: Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка 19 века.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Под­земные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучи­тельное содержание и причудливый сюжет произведе­ния.

Петр Павлович Ершов. «Конек-горбунок». (для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (на­чальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сю­жеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, ин­терес к истории России).

«Бородино» отклик на 25-летнюю годовщину Бо­родинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лер­монтова в создании батальных сцен. Сочетание разго­ворных интонаций с патриотическим пафосом стихотво­рения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпи­тет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» повесть из книги «Вече­ра на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастиче­ского.

Вн. чт. «Ночь перед Рождеством». (для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге» Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие пред­ставлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» повествование о жизни в эпоху крепост­ного права. Духовные и нравственные качества Гера­сима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие по­нятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представ­лений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль­ной...»; А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Ни­китин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н.Майков. «Ласточки»; И.3.Суриков. «Зима» (от­рывок); А.В.Кольцов. «В степи». Выразительное чте­ние наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча­щихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настро­ения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник» (для внеклассного чтения). Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рас­сказ о писателе (детство и начало литературной деятель­ности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге­роев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопони­мание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие пред­ставлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте.(детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А. Есенина.

Русская литературная сказка 20 века

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и та­лант главного героя. Стремление к совершенному мас­терству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интона­ции сказа.

Теория литературы Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и раз­личное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рас­сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро­та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о пи­сателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положи­тельные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художест­венные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в 20 веке. Драма как род литературы ( начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой расска­за, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптими­стическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литератур­ном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испы­тания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность лите­ратурного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотиче­ские подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на ла­фете...»; А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героиче­ская тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И. Бунин.«Помню - долгий зимний вечер...», А. Прокофьев «Аленушка», Д. Кедрин «Аленушка», Н. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприя­тия окружающего мира и осмысление собственного ми­роощущения, настроения. Конкретные пейзажные зари­совки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических сти­хотворениях.

Писатели улыбаются.

Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Ро­бинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей,

Теория л итературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохране­ния традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приклю­чения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, муже­ство, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писа­теле.

«Снежная королева». Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Гер­да — противопоставление красоты внутренней и внеш­ней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отноше­ниях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих си­туаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окру­жающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собст­венного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Повторение

Обобщение. Итоговый контроль. Подведение итогов работы.

3. Тематическое планирование


Дата проведения урока

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Введение (1 ч.)


1.

Роль книги в жизни человека и общества.

1

Устное народное творчество (11 ч.)


2.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1


3.

Сказка - вид народной прозы. Виды сказок.

Входная контрольная работа.№1.

1


4.

Анализ контрольной работы. Художественный мир волшебной сказки «Царевна-лягушка».

1


5.

Народная мораль в сказке «Царевна-лягушка».

1


6.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

1


7.


Защитник земли русской в сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

1


8.

Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.

1


9.


«Журавль и цапля». Жанровые особенности сказок о животных.

1


10.

Народные представления о добре и зле в сказке «Солдатская шинель».

1


11.

В/ч. Мои любимые русские народные сказки.

1


12.

Р/р. Сочинение «Мой любимый герой русской народной сказки».

1

Из древнерусской литературы (2ч.)


13.

Анализ сочинений. Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1


14.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

Из литературы 18 века (1 ч.)


15.

М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два Астронома в пиру…».

1

Из литературы 19 века.


16.

Жанр басни в мировой литературе.

1


17.

Басенное творчество И.А. Крылова.

1


18.

И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне».

1


19.

И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица» и

«Свинья под Дубом».

1


20.

Р/р. Мои любимые басни И.А. Крылова.

1


21.


В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна».

1


22.

Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна».

1


23.

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Кубок».

1


24.

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне».

1


25.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина народных сказок.

1


26.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета, система образов.

1


27.

Красота внешняя и внутренняя в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

1


28.

Поэтичность и музыкальность «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

1


29.

В/ч. Мои любимые сказки А.С. Пушкина.

1


30.

Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

1


31.

Русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

1



32.

Алеша – герой положительный или отрицательный? (По сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).

1


33.

В/ч. П.П.Ершов «Конек-горбунок».

1


34.

В/ч. Жизнеутверждающий пафос произведения В.М. Гаршина «Attalea Princeps».

1


35.

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1


36.

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1


37.

Р/р. Обучение анализу стихотворения.

1


38.

Н.В. Гоголь. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

1


39.

Фантастическое и реальное в повести «Заколдованное место».

1


40.

В/ч. Поэтические картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством».

1


41.

Н.А. Некрасов. Раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении «На Волге».

1


42.

Поэтический образ русской женщины в произведении Н.А. Некрасова «Есть женщины в русских селеньях…».

1


43.

Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

1


44.

И.С.Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.

1


45.

Духовные и нравственные качества Герасима (по произведению «Муму»).

1


46.

И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

1


47.

Р/р. Сочинение «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?»

1


48.

Анализ сочинений. Лирика А.А.Фета. Стихотворения «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…».

1


49.

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

1


50.

«Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1


51.

Жилин и Костылин – два характера, две судьбы.

1


52.

А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия».

1


53.

В/ч. Рассказы Антоши Чехонте.

1


54.

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.


1


55.

Роль описания природы в создании настроения героя.

1


56.

Р/р. Какой я вижу свою Родину и русскую природу в поэзии 19 века?

1

Из литературы 20 века (29 ч.)


57.

И.А.Бунин. Рассказ «Косцы».

1


58.

В/ч. И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник».

1


59.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Главы I и II.

1


60.

Характеристика героев повести В.Г.Короленко. «В дурном обществе».

1


61.

«Дурное общество» и «дурные дела» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»).

1


62.

Р/р. Сочинение - характеристика героев повести «В дурном обществе».

1


63.

Анализ сочинений. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1


64.

П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка».

1


65.

Образы героев сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».

1


66.

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

1


67.

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».

1


68.

Природа и человек в произведениях К.Г.Паустовского.

1


69.

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

1


70.

Положительные и отрицательные герои в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1


71.

Р/р. С.Я.Маршак. Чтение по ролям «Двенадцать месяцев».

1


72.

А.П.Платонов «Никита».

1


73.

Главный герой рассказа А.П.Платонова «Никита».

1


74.

В.П.Астафьев «Васюткино озеро».

1


75.

Большое открытие маленького человека (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).

1


76.

Взаимоотношения человека и природы в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

1


77.

Поэты о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»

1


78.

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

1


79.

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.


1


80.

Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

1


81.

Стихотворения Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева «Аленушка».

1


82.

Р/р. Обучение анализу стихотворения.

1


83.

Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник».

1


84.

Саша Черный «Игорь-Робинзон».

1


85.

Ю.Ч.Ким. «Рыба-кит»

1

Из зарубежной литературы (13 ч.)


86.

Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед».

1


87.

Д.Дефо «Робинзон Крузо».

1


88.

Робинзон Крузо – человек, победивший обстоятельства.

1


89.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

1


90.

Кай и Герда (по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»).

1


91.

Герда и Снежная королева(по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»).

1


92.

Ж. Санд «О чем говорят цветы?»

1


93.

М.Твен. «Приключения Тома Сойера».

1


94.

Тема дружбы в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера».

1


95.

Внутренний мир героев М.Твена.

1


96.

Д.Лондон «Сказание о Кише».

1


97.

Образ главного героя в рассказе Д.Лондона «Сказание о Кише».

1


98.

В/ч. Герои произведений Д.Лондона в экстремальных ситуациях.

1

Уроки итогового контроля (4 ч.)


99.

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии»

1


100.

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии»

1


101.

Итоговая контрольная работа.№2

1


102.

Анализ итоговой контрольной работы. Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.

1





Контрольно - измерительные материалы

по литературе

( 5 класс )


Входная контрольная работа №1

Часть 1. Ответьте на вопросы, выбрав только один верный ответ.


1. Определи жанр произведения.


Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы ...

Поводи пойди-ка ты!


1) считалка 2) колыбельная песня 3) загадка 4) небылица


2. Найди пословицу о Родине


1) Горька работа, да сладок хлеб.

2) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

3) Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

4) Друг в беде - настоящий друг.


3. Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях - это:


1) басня 2) сказка 3) баллада 4) повесть


4. Какая из этих сказок не является народной?


1) «Два Мороза»

2) «Лиса и журавль»

3) «Петушок и бобовое зёрнышко»

4) «Сказка о рыбаке и рыбке»


5. В каких народных сказках среди персонажей есть волк?


1) «Каша из топора»

2) «Теремок»

3) «Гуси-лебеди»

4) «Лиса и журавль»


6. Среди перечисленных сказок найди сказку А. С. Пушкина

1) «Каша из топора»

2) «Петушок и бобовое зёрнышко»

3) «Сказка о рыбаке и рыбке»

4) «Гуси-лебеди»


Часть 2. Задания с кратким ответом.

  1. Как называется вид словесного искусства, к которому относится сказка?

  2. Как называется обмен репликами литературных героев?

  3. Как называется описание природы в литературном произведении?

  4. Как называется описание внешности героев в литературном произведении?

  5. Как называется изображение неживой природы как живого существа?

Ответы:

Часть 1

1 - 1) 2 - 3) 3 – 2) 4 – 4) 5 – 2) 6 – 3)

Часть 2

  1. Устное народное творчество (фольклор)

  2. Диалог

  3. Пейзаж

  4. Портрет

  5. Олицетворение



Итоговая контрольная работа №2

1. Найдите соответствия и соедините линиями:

1. Крылов И.А. 1. «Приключения Тома Сойера»

2. Пушкин А.С. 2. «В дурном обществе»

3. А.Погорельский 3. «Хамелеон»

4. Тургенев И.С. 4. «Любовь к жизни»

5. Толстой Л.Н. 5. «Васюткино озеро»

6. Чехов А.П. 6. «Кавказский пленник»

7. Короленко В.Г. 7. «Муму»

8. Астафьев В.П. 8. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Д.Дефо 9. «Робинзон Крузо»

10. Марк Твен 10. «Ворона и лисица»

11. Дж. Лондон 11. «Черная курица, или Подземные жители»

2. Письменно ответить на вопрос: «Какой литературный герой мне больше всего понравился и почему?»

В творческой работе должно быть отражено следующее:

1. Автор, название произведения.

2. Тема произведения.

3 Идея произведения.

5. Краткое содержание с элементами анализа.

7. Образ главного героя, его поступки, чем он интересен?

9. Какое впечатление произвело на вас произведение?

10. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?

Критерии оценивания


Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 80 - 100 %; «4» - 60 - 80 %; «3» - 4060 %; «2» - 0 - 40 %

Оценка сочинений и изложений

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообра­зием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1- 2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая; или 1 пунктуационная; или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последова­тельности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи доста­точно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; или 1 орфографи­ческая и 3 пунктуа­ционные ошибки; или 4 пунктуаци­онные ошибки при отсутствии орфо­графических оши­бок; а также 2 грамма­тические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклоне­ния от темы.

2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последова­тельности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляе­мые синтаксические конструкции, встречает­ся неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 не­дочётов в содержании и 5 речевых  недочё­тов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб­ки; или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуацион­ных ошибок; или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана ко­роткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, час­ты случаи неправильного словоупотребле­ния.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В це­лом в работе допущено до 6 недочётов в со­держании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; или 6 орфографических ошибок и 8 пунктуационных ошибок; или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибок или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4, 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!