МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол №01 от 31.08.2020 г. Руководитель МО:__________ (Кирпичева Л.Р.) | «Утверждаю». Приказ №85от 31.08.2020 г. И.О. директора школы_________ (Клюева Н.В.) |
| |
Адаптированная рабочая программа
по литературе
(для обучающихся с ОВЗ ЗПР
индивидуально)
9 класс
Учитель: Пелевина Т.З.
2020 - 2021 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе рабочей программы по литературе лежит программа Г.С. Меркина, С.А. Зинина , В.А.Чалмаева.1
Преподавание уроков ведется по учебнику С.А. Зимина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева. «Литература 9 класс. В двух частях»- Москва, «Русское слово», 2018
Изменения, внесенные в рабочую программу
В связи с тем, что на изучение литературы с обучающимися 9 кл. с ОВЗ (ЗПР) в учебном плане отводится только один час, то значительно сокращено количество часов, на изучение курса отводится всего 34 часа.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Цель курса литературы в 9 классе с ОВЗ (ЗПР) такая же, как и в общеобразовательных классах:
Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представления о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие способности эстетического восприятия и оценки произведений литературы;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотические чувства, гражданской позиции;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого.
Требования к уровню знаний учащихся 9 класса с ОВЗ (ЗПР)
Обучающийся научится: воспроизводить содержание художественного произведения: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте; рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), их эстетическими манифестами, раскрывать основные черты этих направлений; определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру; использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть; работать с литературно-критическим материалом; рецензировать прочитанные произведения; составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и свободные темы | Обучающийся получит возможность научиться: воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; понимать литературные художественные произведения, отражающие разные культурные традиции; интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; различать авторский замысел и особенности его воплощения; анализировать произведение в связи с основными литературно-критическими работами; создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета) |
9 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Свое-образие литературных эпох, связь русской литературы с миро-вой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литера-турные направления XVIII—XIX и XX веков.
Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читатель-ского опыта.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской ли-тературы. Историческая и художественная ценность «Слова
полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; рефрен, психологический параллелизм, олицетворение.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса; место «Слова о полку Игореве» в истории отечественной литературы.
Связь с другими искусствами: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...»; иконы А. Рублева «Святая Троица», «Спас Вседержитель», икона Божией Матери Влади-мирской.
Проектная деятельность: сопоставление поэтических пере-водов «Слова…». Создание словаря топонимов и лексического комментария к «Слову…». Компьютерные презентации с при влечением исторического материала и произведений других видов искусства.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави-на для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соедине-ние черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского ли-тературного языка.
Теория литературы: теория «трех штилей»; классицизм как литературное направление; сентиментализм как литера-турное течение; литература путешествий, панегирик, сатира, ода, комедия.
Развитие речи: чтение наизусть; доклады и рефераты; сочинение.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века; влияние лите-ратуры XVIII столетия на последующий литературный про-цесс.
Связь с другими искусствами: классицизм в живописи и архитектуре.
Проектная деятельность: исследование истории жанров ли-тературы классицизма. Создание аудиоспектакля (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»), словаря реалий крестьянского быта («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева). Компьютерные презентации с привлечением историко-крае-ведческого, искусствоведческого и литературного материала.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ
XIX ВЕКА
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО РОМАНТИЗМА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
(1час)
Исторические предпосылки русского романтизма, его наци-ональные особенности. Важнейшие черты эстетики романтиз-ма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу-ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Теория литературы: романтизм как литературное направ-ление, «школа гармонической точности», «гражданский ро-мантизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чте-ние наизусть; самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западно-европейской поэзии.
Связь с другими искусствами: романтизм в живописи и музыке.
Проектная деятельность: сопоставление оригинала и пере-вода (баллады В.А. Жуковского). Анализ-исследование одного стихотворения. Подготовка и запись лирического концерта. Компьютерные презентации с привлечением историко-литера-турного и искусствоведческого материала.
А.С. ГРИБОЕДОВ (5 часов)
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чац-кого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактов-ке современников и критике разных лет. Особенности созда-ния характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Гамлет и Чацкий: сопоставительный анализ проблематики и централь-ных образов трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский» и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Теория литературы: трагикомедия, вольный стих, двуеди-ный конфликт, монолог, внесценический персонаж, антиге-рой, любовная интрига, финал-катастрофа.
Развитие речи: чтение по ролям; письменный отзыв о спек-такле; сочинение.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтиз-ма в «Горе от ума»; сопоставление с трагедией У. Шекспира «Гамлет, принц Датский».
Связь с другими искусствами: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
Проектная деятельность: литературно-критический обзор раннего творчества А.С. Грибоедова. Подготовка аудиоспектак-ля, теста-викторины и словаря-комментария по пьесе «Горе от ума». Компьютерные презентации с привлечением историко-краеведческого, театроведческого и литературного материала.
А.С. ПУШКИН (8 часов)
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, моти-вы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лири-ка и др.): «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Де-ревня», «Погасло дневное светило...», «Воспоминания», «Кин-жал», «В. Л. Давыдову», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал...»), «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глу-бине сибирских руд...», «Осень», «Из Пиндемонти», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Что в имени тебе моем?..», «Бесы», «Я па-мятник себе воздвиг нерукотворный...» и др. Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие
проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философ-ское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве пи-сателя. «Чувства добрые» как лейтмотив пушкинской поэти-ки, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в сти-хах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема оне-гинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав».
Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый иде-ал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Теория литературы: эпикурейская лирика, дружеское пос-лание, политическая ода, лирический отрывок, романтичес-кая поэма; реализм; пародия, трагедия, роман в стихах; «оне-гинская строфа», лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть; различные виды пересказа
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и по-эзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети XIX века; графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
Проектная деятельность: создание иллюстрированного пу-теводителя по произведению («Евгений Онегин»). Работа над тестом-викториной, видеогидом, сценарием литературно-музы-кальной композиции по произведениям А.С. Пушкина. Анализ-исследование одного стихотворения. Компьютерные презента-ции с использованием историко-краеведческого, литературного, искусствоведческого и кинематографического материала.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (6 часов)
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, сво-бода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриоти-ческая тема и др.): «Нет, я не Байрон, я другой...», «Нищий», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В ми-нуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Из-под таинственной холодной полумаски...», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Мой демон», «Монолог».
«Герой нашего времени» как первый русский философско-психологический роман. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повество-вания в романе. В.Г. Белинский о романе. Печорин и Фауст: сопоставительный анализ проблематики и центральных обра-зов трагедии И.В. Гете «Фауст» и романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Теория литературы: байронический герой; пафос; лиричес-кий мотив; историческая дума, гражданская сатира, философ-ский роман; психологический портрет, образ рассказчика, типический характер; повествовательный цикл.
Развитие речи: различные виды чтения; письменный сопоставительный анализ стихотворений; сочинение в жанрах эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; байронизм в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей; Печорин и Фауст.
Связь с другими искусствами: репродукции картин М.Ю. Лермонтова; живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова; «Герой нашего време-ни» в театре и кино.
Проектная деятельность: создание литературно-философско-го эссе, теста-викторины, видеогида, сценария литературно-музыкальной композиции по произведениям М.Ю. Лермонтова. Анализ-исследование одного стихотворения. Компьютерные пре-зентации с использованием историко-краеведческого, литератур-ного, искусствоведческого и кинематографического материала.
Н.В. ГОГОЛЬ (5 часов)
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Бо-жественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэ-мы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Ко-пейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль ли-
рических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. Сопоставление проблематики и образов «Божественной комедии» Данте и по-эмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Теория литературы: поэма в прозе, вставная повесть; образ-символ; ирония; художественное бытописание, литература путешествий; гротеск, художественная деталь, лирические от-ступления, фантастика.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования; сочи-нение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: ис-тория сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Го-голя и мировой литературе; «Мертвые души» Гоголя и «Бо-жественная комедия» Данте.
Связь с другими искусствами: портрет Н.В. Гоголя; поэ-ма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин,
Проектная деятельность: создание литературно-философ-
ского эссе, теста-викторины, аудиоспектакля, словаря кры-латых выражений, киносценария по поэме «Мертвые души». Компьютерные презентации с использованием историко-крае-ведческого, литературного и искусствоведческого материала.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
(ОБЗОР С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО)
(1 час)
Развитие традиций отечественного реализма в русской ли-тературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологи-ческой прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургене-ва). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития рус-ского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художест-венного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков.
Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
(ОБЗОР С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО)
(1 час)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, фу-туризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика
Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака). Стихотворение Блока «Де-вушка пела в церковном хоре…», поэма «Двенадцать»: мета-форические образы, лирическая летопись истории России на-чала XX столетия.
Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века (творчество А.Н. Толстого, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, А.П. Платонова). Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В.Г. Распу-тина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, поэзия Е.А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого). Рассказ Солженицына «Матренин двор»: праведнический характер русской крестьянки.
Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произве-дения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, В.Г. Га-лактионовой и др.). Противоречивость и драматизм современ-ной литературной ситуации.
Теория литературы: историко-литературный процесс, лите-ратурное направление, поэтическое течение; традиции и новаторство.
Связь с другими искусствами: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
ВСЕГО ЧАСОВ — 34 ч.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Для заучивания наизусть
А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору).
А.С. Пушкин. 2 стихотворения (по выбору).
М.Ю. Лермонтов. 2 стихотворения (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».
М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы уроков | Дата | Дата /факт/ | Домашнее задание к уроку | Проект |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1 | Художественная литература и история Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков. | 3.09 | 3.09 | Материал по учебнику с. 3-5; записи по тетради. | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа) |
2 | 1)Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. | 10.09 | 10.09 | Читать и пересказывать материал учебника, с. 6-13 | |
3 | 2)Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. | 17.09 | 17.09 | Читать и пересказывать материал учебника, с. 16-19 | |
4 | 3)Проблема авторства «Слова…». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. ВМ. Тест по «Слову о полку Игореве». | 24.10 | 24.10 | Читать и пересказывать материал учебника, с. 23-26 | ВМ. Тест №1 |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа) |
5 | 1)Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова. Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин). | 1.10 | 1.10 | План статьи учебника, с. 30-74 | |
6 | 2)Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). | 8.10 | 8.10 | Читать и пересказывать материал учебника, с. 74-84. Вопрос 6, с.90 | |
7 | 3) Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского ли-тературного языка. | 15.10 | 15.10 | Читать и пересказывать материал учебника, с. 89.84 | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО РОМАНТИЗМА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА (1час) |
8 | 1)Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтиз-ма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. | 22.10 | 22.10 | Читать материал по учебнику, с 92-111 Составить план раздела. | |
А.С. ГРИБОЕДОВ (5 часов) |
9 | 1) Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. | 12.11 | | Стр.104-113, чтение комедии, вопросы | |
10 | 2) Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин | 19.11 | 13.11 | Стр.113-120,текст | |
11 | 3) Идеалы и антиидеалы Чацкого Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Группировка образов | 26.11 | 19.11 | Стр. 120-127 Текст, характеристика героев Отрывок (по выбору) наизусть. | |
12 | 4) Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. | 03.12 | 26.11 | Стр.117-120 | |
13 | 5) Язык комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Гамлет и Чацкий: сопоставительный анализ проблематики и центральных образов трагедии. | 10.12 | 03.12 | Домашнее сочинение по комедии «Горе от ума» | Сочинение №1 |
А.С. ПУШКИН (8 часов) |
14 | 1) Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики | 17.12 | 10.12 | Читать материал по учебнику (II ч.), с 3-23 Составить план раздела. | |
15 | 2)Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы). | 24.12 | 17.12 | Читать материал по учебнику (II ч.). Стихотворение наизусть (по выбору). | |
16 | 3) Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема природы, вольнолюбивая лирика и др.) | 14.01 | 17.12 | Читать материал по учебнику (II ч.). Стихотворение наизусть (по выбору). | |
17 | 4) Трагедия «Борис Годунов», романтическая поэма «Кавказский пленник», художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений. | 21.01 | 24.12 | Читать материал по учебнику (II ч.), с. 60-92. Пересказ одного произведения (по выбору). | |
18 | 5) «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. «Онегинская строфа». Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. | 28.01 | | Чтение и пересказ материала учебника, с. 93-105. Рассказ об Е. Онегине. | |
19 | 6) Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Тест по творчеству А.С. Пушкина. | 04.02 | | Чтение и пересказ материала учебника, с. 106-111. Рассказ о Татьяне Лариной. «Письмо Татьяны Онегину» выучить наизусть | Тест №2 |
20 | 7) Картины жизни русского дворянства в романе. | 11.02 | | Сочинение по роману. | Сочинение №2 |
21 | 8) Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе. | 18.02 | | Конспект статьи В.Г. Белинского. | Конспект |
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (6 часов) | | 25.02 |
22 | 1) Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество). | 25.02 | 11.02 | Чтение и пересказ материала учебника, с. 117-126. Стихотворение наизусть (по выбору). | |
23 | 2) Темы и мотивы лермонтовской лирики (судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и другие). | 04.03 | 18.02 | Чтение и пересказ материала учебника, с 127-145. Стихотворение наизусть (по выбору). | |
24 | 3) «Герой нашего времени» как первый русский философско-психологический роман. Своеобразие композиции и образной системы романа. | 11.03 | 25.02 | Читать и пересказывать материал учебника, с. 145-146 | |
25 | 4) Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Автор и его герой. | 18.03 | 04.03 | Рассказ о Печорине. | |
26 | 5) Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе | 01.04 | 11.03 | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | Сочинение №3 |
27 | 6) В.Г. Белинский о романе. Печорин и Фауст: сопоставительный анализ проблематики и центральных образов трагедии И.В. Гете «Фауст» и романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Тест по произведениям М.Ю. Лермонтова | 08.04 | 18.03 | Читать и пересказывать материал учебника, с. 165-169. Конспект статьи В.Г. Белинского. | Тест №3 Конспект |
Н.В. ГОГОЛЬ (5 часов) | | 15.04 |
28 | 1) Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. | 15.04 | 01.04 | Читать и пересказывать материал учебника, с. 173-184 | |
29 | 2)Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). | 22.04 | 08.04 | Читать и пересказывать материал учебника, с. 184- 209 | |
30 | 3) Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. | 29.04 | 15.04 | Рассказ о Чичикове. | |
31 | 4) Фигура автора и роль лирических отступлений. | 06.05 | 22.04 | Отрывок «Русь, куда несешься?..» выучить наизусть | |
32 | 5) Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. Сопоставление проблематики и образов «Божественной комедии» Данте и поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Тест по произведению. | 13.05 | 29.04 | Сочинение по произведению Н.В. Гогодя «Мертвые души» | Сочинение №4 Тест №4 |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (ОБЗОР С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО) (1 часа) |
33 | Обзор русской литературы второй половины XIX в. (с обобщением ранее изученного) | 20.05 | 13.05 | Чтение материала учебника, с. 221-243. Составить план раздела. | Проект по русской литературе. |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (ОБЗОР С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО) (1 часа) |
34 | Обзор русской литературы XX в. (с обобщением ранее изученного) | 27.05 | 20.05 | Чтение материала учебника, с. 243-257. Составить план раздела. | |
1 « Программа по литературе для 5—9 классов общеобразовательных учреждений» – Москва, «Русское слово», 2020 г.